Игорь Носов «Остров Незнайки»

Annotation

---


--- Бард Лучник Игорь Носов «Остров Незнайки»

 

Игорь Носов «Остров Незнайки»:


Не секрет, что многие литературные (и не только литературные) произведения вызывают отклик у читателей в виде появления фэн-творчества. Яркие и полюбившиеся персонажи, интересный сюжет, мысли автора, вызывают отклик в сердцах и разумах читателей, а особенно это ярко проявляется, когда в произведении в наличии обширная вселенная со своими особенностями и законами, в рамках которой и происходят событии и которые влияют на рамки мира (расширяя или развивая его). Естественно при написании книг, писатель по той или иной причине не может описать все и все объяснить. Появляются белые пятна, какие-то заинтересовавшие читателей персонажи оказываются за кадром и все это создает лакуны для полета фантазий аудитории. Тогда-то и появляются творения, написанные по мотивам полюбившегося произведения.

Цикл произведений о Незнайке Николая Николаевича Носова не стал исключением и уже при жизни автора, многие из читателей предлагали в письмах варианты «продолжений». В определенный период случилось так, что вольные продолжения стали выходить в книжных вариантах, т. е. официально публиковаться. Разные люди по разному относятся к этому явлению: кому-то интересна идея продолжения полюбившихся книг и они их читают, а кто-то в этом усматривает желание нажиться на чужом имени и паразитирование на чужих идеях.

Но в определенный момент появился весьма компромисный вариант: в середине 00-ых за перо взялся Игорь Петрович Носов — внук Николая Николаевич Носова. Человек являющийся полноправным (во всех отношениях) наследником творчества и человек, познакомившийся с миром Незнайки из первых руки. Довольно редкая ситауация (а в данном случае мало кем замеченная): эстафету написания у старшего родственника берет младший (на ум приходит аналогия с Дюма отцом и сыном). Уже этот факт выделяет произведения Внука на фоне остальных. Но перейдем ближе.

Первым творением Внука является «Остров Незнайки». Просто сборник небольших по объему и сути очерков из жизни Цветочного города и конечно же Незнайки, носящих юмористически-иронический характер. По форме и сдержанию — перекличка с первыми главами первой повести Деда. Там были истории о проделках Незнайки, пробующиго себя в профессиях (художник/музыкант/поэт/шофер), и здесь Незнайка пытающийся быть то фокусиком, то дрессировщиком... И естесвенно все затеи заканчиваются крахом, подчас вызывая головную боль (порой в буквальном смысле слова) у окружающих. Вполне возможно, что Внук при написании своих рассказов пользовался какими-нибудь нереализованными наработками Деда. Что же в итоге можно сказать?

Однозначно, что несмотря на схожесть форм, написанное Дедом несколько выше того, что написал Внук. Несколько более замысловатый сюжет, большая глубина, острее юмор. И это при том, что Дед начинал с нуля создавать свой мир, когда как Внук имел уже готовый фундамент. При этом Игорь Носов, копируя Николая Нсова, сам ничего нового не придумывает. Все тот же Цветочный город с его неспешным и размеренным ритмом жизни, все те же уже знакомык коротышки. Знайка думает, Тюбик что-то рисует, Пилюлькин лечит, Незнайка проказничает... Все это мы уже видели раньше.

Что насчет Незнайки, то здесь полный промах. Сравнивая Незнайку от Деда и Незнайку от Внука, складывается впечатление, что перед нами два разных героя. И это несмотря на то, что Внук постоянно подчерквает, что его Незнайка — этот тот самый Незнайка, что у деда. Да, внешняя атрибутика сохранена: все та же шляпа (здесь надо отдать должное вкладу иллюстратора Лаптева — сотворца Носова), галстук и желтые брюки. Все тот же дом на улице Колокольчиков и тот же круг общения Незнайки — его соседи + Гунька, Кнопочка, Пестренький и Цветик. Но при общности формы, содержание разное.

Незнайка от Николая Носова — довольно противоричивая и глубокая личность, которая с течением временем развивается в плане характера, хотя учится Незнайка на собсвенных ошибках и всегда остается немного иррациональным.

Незнайка от Игоря Носова — это полный дурачок. Простой, как 5 копеек, который вечно наступает на одни и те же грабли, и при этом совершенно не делающий никаких вывыдов. В лучшем случае — это Незнайка образца 1 главы 1 книги. Но с этим моментом связан один косяк, о котором будет позже.

Далее же хотелось бы обратить внимание на разного рода косяки автора.

- Цветочный город «Острова Незнайки» — это город, уже после событий второй книги Деда. И здесь начинаются дыроляпы. Как известно, после событий второй книги Цветочный город сделал рывок в своем развитии. Появились высотки, автомобильный парк, магазины. Здесь же у нас имеется деревня образца начала цикла, где всего один автомобиль и отсутсвует мост через реку (который вообще-то был возведен после событий 1 книги) Если уж какая-то техника и появляется в кадре, то вся она изготовленна из шишек и жёлудей. Куда испарилось влияние Солнечного города — неясно

Здесь же и главный ляп. Выясняется, что Незнайка не умеет читать и ему приходится учится. Но погодите! Незнайка уже во 2 книге и читал и писал и мало того, увлекался художественной литературой. Да и по характеру и уму Незнайка сильно «возмужал». В Солнечном городе он себя даже проявил неплохим шахматистов, когда как в «Острове Незнайки» ГГ предстает каким-то лопухом, каким был до знакомтва с Синеглазкой.

- судя по оригиналу, после 1 книги между Цветочным и Зеленым городами так и не был налажен контакт. Незнайка так и не написал письмо Синеглазке. Здесь же Винтик и Шпунтик свободно совершают туда поездку и в гости к Пилюлькину заскакивает Медуница. И да, с каких это пор инженер Клепка стал жителем Змеявки?

- с каких это пор Селедочка — ученый и космонавт из Солнечного города, живет в Цветочнм городе? И при этом подметает улицы. Или это какая-то другая Фуксия?

- происхождение коротышек и их возраст в оригинале овеян ореолом тайны. Во всяком случен не разу не был упомянут не одно рождение коротышки или празднование именин. А здесь в одной из глав с ходу заявляется, что празднование Дней Рождений — это любимый праздник всех коротышек Цветочного города. Непонятки...

- фокусник из Солнечного города показывает фокусы с игральными картами и монетами. Но погодите! В мире земных коротышек, НЕТ ДЕНЕГ! Нет даже представлений о них. Так откуда появляются монеты? Да и игральные карты в оригинале у земных коротышек не разу не мелькали (домино, гусек, нарды, шашки и конечно же шахматы — да)

- в одной из глав Незнайка употребляет слово «человек». Странно, если учесть, что в оригинале оно не разу не фигурировала, а сами коротышки величают себя именно коротышками.

Возникает вопрос: а Внук то вообще читал Деда, если не знает элементарной матчасти?

Что же можно сказать в итоге, сравнивая Деда и Внука? Однозначно Дед выигрывает у Внука. и дело даже не в том, что Николай Носов задал высокую планку, которой естественно трудно придерживаться. Дело в разности подходов.

Книга о Незнайке от Деда — это не детская и не сюсюкающая книга, несмотря на теплую и трогательную атмосферу. Не детская — потому что Дед пишет так, что это одинакого интересно и детям и взрослым и вертуозно совмещает серьезное и забавное (от смешного до великого один шаг...) Не сюсюкающая — потому что несмотря на торжество добра, герои время от времени испытывают (особенно в 3 книге) страдания. Как физические (голод, холод, побои), так и моральные (унижения и давления (Незнайка) и потерю друга (Буковка)). Плохие коротышки могу встать на верный путь, а положительные совершить злостные проступки. Все как в жизни.

«Остров Незнайки» от Внука — это тот случай, когда все по детски и сюсюкающе, словно автор боится задеть психику ребенка чем-то мрачным. Естественно и такая книга имеет право на жизнь, но при этом она проигрывает. И что самое досадное, что поражение терпит Внук, который казалось бы должен знать о букве и духе книги Деда.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1041615