fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Ритуал»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
1880
Моя оценка:
-

подробнее

Ритуал

Роман, год (год написания: 1995)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 134
Аннотация:

Из века в век родом свирепых драконов-оборотней правит ритуал, и всякий дракон обязан хоть раз в жизни свершить его: в процессе сложной и величественной церемонии пожрать похищенную принцессу. Мучимый комплексом неполноценности, но не находящий в себе силы свершить ритуал как следует, последний потомок по имени Арман находит для себя лазейку — ведь если похищенную принцессу освободит в поединке с драконом благородный рыцарь, у дракона не будет оснований презирать себя за несвершение ритуала...

Но по закону освободитель должен жениться на освобожденной — кто захочет жениться на похищенной Арманом (по ошибке) принцессе Юте, уродине, известной к тому же своим ершистым норовом? Арман оказывается в западне — теперь хочешь не хочешь, а придется свершить ритуал...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Ритуал», 1996 г.

— сборник «Ритуал», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 199

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2999 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 17%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Он — дракон» 2015, Россия, реж: Индар Джендубаев



Похожие произведения:

 

 


Ритуал
1996 г.
Ритуал
2000 г.
Ритуал
2002 г.
Магам можно все
2004 г.
Ритуал
2004 г.
Ритуал
2006 г.
Магам можно все
2009 г.
Хозяин Колодцев
2010 г.
Ритуал
2016 г.

Аудиокниги:

Ритуал
2003 г.
Ритуал
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Rytuał
2008 г.
(польский)
Ритуал
2010 г.
(украинский)
Ритуал
2015 г.
(украинский)
Rituál
2019 г.
(чешский)
El Ritual
2023 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

В любой книге десять читателей могут найти десять разных идей (если, конечно, книга эта не пустышка, где днем с огнем самой дохленькой мыслишки не сыскать — но это не про Дяченко) и каждый будет по-своему прав. Ведь каждый найдет, то что зацепит его больше всего, покажется самым важным в прочитанном произведении...

«Ритуал» — так называется книга. Только ли потому, что сюжет начинается с выполнения древнего ритуала? Для меня — нет.

Ритуалов в книге множество.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Похищение принцессы драконом — это ритуал.

Обязательный брак со спасенной принцессой — ритуал. И ведь не будь этого ритуала, неужели не нашлось бы желающих прославиться, спасти Юту из лап дракона?

Ритуал, один из факторов, что на пару с уязвленной гордостью движут Остином, едущим спасть Юту. Да и вся его жизнь похожа на их сложную комбинацию.

Сеть ритуалов оплетает Юту после свадьбы с Остином, не давая ей вздохнуть свободно.

Ритуал побуждает Арм-Анна отправиться за море.

И даже появление морского чудовища и жертва у скалы — тоже не более чем ритуал.

И для того чтобы вырваться из «душной сети Ритуалов» нужно обладать не только мужеством, но и ясным умом, могущем позволить человеку жить самому, не опираясь на костыли, созданные поклениями предков.

А сколько ритуалов в нашей с вами жизни? Сколько среди них ненужных, а порой и неприятных действий, которые совершаются только потому, что «так надо» или «так все делают»?

Спасибо авторам за то, что заставили меня задуматься над этим вопросом.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне так хотелось, что бы в кой-то веки у героев Дяченок сложился-таки хэппи-энд, что при всей неоднозначности финала я трактую его в пользу героев. Да здравствует всепобеждающая, жертвенная, чистая, верная, всепрощающая и разделенная любовь на долгие годы!

Любителям тонкого психологизма, нестандартных характеров и тонкого ненавязчивого юмора, свойственных перу Дяченок — читать обязательно.

Ценителям эпического жанра, подробного описания мира, кровавых баталий — отставить в сторонку, что бы не портить по прочтении рейтинг этой воистину замечательной, романтической сказки. :)

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наше общество, из которого как-то уж очень быстро исчезают, испаряются такие понятия, как любовь, верность, честь, совесть, на мой взгляд, очень нуждается в таких книгах. И если кого-то хорошие книги сделают хоть чуть-чуть лучше, значит мы еще небезнадежны:smile: Вы помните? «Искушенный читатель прочтет эту историю и пожмет плечами: стоило ли так волноваться. Он скажет слова, способные погасить солнце: «Что же тут особенного!» И романтики стиснут зубы и отойдут в сторону». Щемящая вещь...

P.S. Позвонил мой родственник из другого города, которому я с оказией подсунул книгу. Захлебывался, рассказывая, как он читал всю ночь и т.д. После чего вскользь сообщил, что он сегодня(!) сломал ногу. Комментарии нужны?

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как быть,если и дракон — не дракон, и принцесса — не принцесса? Как быть,если дракон обязан питаться молодыми принцессами,а принцесса — не так уж и красива, чтобы принцы строились в очередь за ее рукой? «Ритуал» описывает 2 житейские ситуации, внезапно пересекшиеся по прихоти Судьбы. Юта — молодая принцесса, с нелегким характером,откровенно комплексующая на фоне красавиц-сестер. Арм-Анн — дракон, последний потомок великих драконов, питавшихся королевишнами, не способный убить человека. Оба этих персонажа не вписываются в привычные рамки, не выполняют ритуалы, предписанные им предыдущими поколениями. Нам внушается веками — если принцесса,то прекрасна до зубовного скрежета, если дракон, то обязан есть девственниц на завтрак,обед и ужин. Сюжет избит до невозможности. Но авторы с присущим им изяществом переворачивают все с ног на голову. Дракон — очень человечен, эмоционален, пишет пробирающие до дрожи стихи. Принцесса — некрасива,но в обществе Арм-Анна раскрываются ее обаяние, детская непосредственность, все то,что было зажато при жизни во дворце. Принц — красив внешне, но спасает Юту только лишь потому ,что его фактически взяли на слабо . Разве это ли поведение настоящего принца? Разве не обязан он лететь на своем белом коне спасать похищенную принцессу, только лишь уляжется пыль за улетающим драконом? Нет, этот принц прекрасен внешне, но эгоистичен, подл. Не эти ли черты привыкли приписывать глупому ящеру, поедающему прекрасный генофонд Тридевятых королевств?

Арм -Анн, привязавшись к Юте, пытается спасти ее от себя, избавить от жизни в холодном,совсем не пасхально-красочном замке. Подстроив чудесное спасение принцессы, он постепенно сходит с ума от одиночества, хотя и радуясь ,что где то там Юта счастлива. Разве не так поступают в сказках прекрасные, благородные принцы? Разве не они из последних сил летят спасти принцессу от гибели,зная,что летят на смерть?

Конец неоднозначен, читатель сам должен понять, как закончится сказка. Сказать о нем больше нечего, надо прочесть. Линия фэнтези здесь лишь фон, подчеркивающий обыденный, к сожалению такой реальный сюжет...

Через сотни ночей к последнему утру тянусь.

Не зови меня. Я и без зова

Явлюсь.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супруги Дяченко являются одними из моих самых любимых авторов, поэтому отзыв будет, наверное, немного предвзятым. «Ритуал» прочла на одном дыхании и уже не один раз. Это достаточно небольшое произведение вызвало такую бурю эмоций, что я еще долгое время ходила под впечатлением. Как уже кто-то писал в отзывах — книга не для тех, кто любит детально выписанные миры и развернутые описания. Она нацелена именно на тех, кому ближе психологичность романов, кто большее внимание уделеляет внутреннему миру героев. Читая ее настолько сливаешься с главными героями, что складывается впечатление, что ты сам участвуешь в описываемых событиях, причем ты можешь быть как принцессой Ютой, так и драконом Арманом. Расплывчатое окончание заставляет переживать: а как же было дальше? Но все-таки хочется верить в лучшее.

А если кратко — мне очень понравилось, «Ритуал» стал для меня такой книгой, которую мне хочется перечитывать несколько раз.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необыкновенный, возвышенно-лиричный и психологически верный, человечный роман о любви. Философский роман, в котором фэнтезийная составляющая — лишь антураж. Изумительные герои, в которых нельзя не влюбиться. Он — существо с тонкой душевной организацией, поэт, философ, художник, способный увидеть и оценить красоту мира и красоту души. Она — словно гадкий утенок, оборачивающийся вдруг прекрасным лебедем, невзрачный бутон, раскрывающийся в роскошный цветок. Вместе они составляют на удивление гармоничную пару. Способность к полету — это свойство души, и дается она далеко не каждому. Им — дана.

Очень убедительно авторы ведут этих двоих (и нас вместе с ними) по пути прозрения. Все, казавшееся когда-то правильным, важным, единственно возможным, то, что освящено традициями и Ритуалом, оказывается вдруг пустым, несущественным. Герой девичьих грез на поверку оказывается мелким, трусливым и подлым, абсолютно чужим человеком, не способным понять и тем более полюбить. Сам смысл жизни вдруг заключается в том, чтобы отдать ее ради спасения любимого человека. Счастье не выдерживает тесных рамок ритуалов, потому что сами ритуалы — не более чем отжившая дань традиции.

Пусть говорят, что в романе недостает интриги, действия. Сюжет разворчивается в психологическом плане и так напряжен, что от книги не оторваться.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно, сказка, но закрученная совсем не по-сказочному. Нестандартность проявляется уже в начале текста. Оставляя в стороне любовную линию, характеры героев, мы видим, что авторы хотят нам сказать «Подумайте, во что верить, почему надо то-то и то-то делать, подумайте сами!». Призывают разобраться, а зачем делать некоторые действия, если смысла в них не видим? В дань традиции? А кто она такая, эта традиция, чтобы мы её бездумно соблюдали? Может, жить тоже надо по предписанному кем-то плану, без воли и стремления вырваться?!

Герои в плену ритуалов, злых и беспощадных, бессмысленных и ревностно оберегаемых. Арман и Юта просто люди, как и мы, но стремятся вырваться их мутной трясины Судьбы, творить свою жизнь самим. Создать свой ритуал отказом от бессмысленных действий.

У каждой традиции когда-то был смысл, но сейчас мы его можем и не видеть. Так почему надо делать то, что не имеет под собой основы? Менять надо традиции, тогда и возьмём в руки свои жизни и сотворим их по своему плану.

Как всегда, написано просто и гениально, красиво и щемяще, заставляет сомневаться, задумываться и действовать. Великолепная книга, ненавязчиво подталкивающая к штурму и захвату своей жизни у глупых ритуалов.

P.S. А какой финал замечательный!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, еще в подростковом возрасте, приобрела книжку под названием «Ритуал».

Было дело на книжном форуме — до сих пор помню красивую обложку и продавщицу, которая советует мне «роман для подростков», где должны быть интересные приключения, принцессы и принцы, которых так любят «маленькие» девочки и всякое тому подобное. Обещали красивую «сказочку».

Вот только роман оказался совсем не «сказкой» и далеко не романом для деток.

Расстроило меня это? Нет. Совсем наоборот — на то время стало моей любимой книгой, панацеей от любой боли, которую я перечитывала много и много раз.

В привычном нам сказочном сюжете, между героями, о которых, казалось много услышано и спето — Дракон, Принцесса и Принц, происходят не совсем обычные и сказочные вещи. Точнее, в этом романе, казалось бы простом, совершенно светлом, с неприкрытым сюжетом и яркими картинами-образами, сокрыто намного больше, чем в простой сказке или фэнтези романчике.

Здесь и смысл множества ритуалов и символов, и проблема (вечная) борьбы добра и зла в человеке, становления героя, любви, обязанностей, храбрости, предубеждений и судьбы. Много вопросов сокрыто в действиях, ответах героев. Здесь есть и загадки — недоговоренности и недосказанности, которые оставляют читателю простор для воображения, наводят на вопросы и размышления. Здесь и полное пространство для фантазии о мире, который казалось бы совсем прост, но в то же время захватывает читателя своими символами, образами, аллегориями.

Отдельное слово о персонажах: Юта, принцесса, которой, казалось бы, «положено» согласно ее сети ритуалов быть Прекрасной Принцессой (тм), женственной и нежной наследницей престола, но нет. Не то чтобы авторы банально взяли полную противоположность типичному образу и сделали из нее Храбрую Наглую Воительницу. Нет. Юта — некрасивая внешне, но в характере своем сочетает как женственность и нежность, так и храбрость и любопытство, озорство, которое можно было бы приписать какому-либо мальчишке со двора, но не принцессе.

Остин — прекрасный принц, которого также связывают ритуалы по отношению к Юте и королевству: быть справедливым королем, спасать принцессу, убить дракона, быть хорошим охотником и настоящим Мужиком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но обаятельный принц, казалось бы, не такой уж и плохой и негативный герой, поддаваясь этим Ритуалам, становится настоящим монстром, куда страшнее разъяренного дракона. Милый и обаятельный король? Или может быть трус, который прячется за своим статусом? Персонаж, который раскрывается по мере книги, меняя мнение читателя о нем, и показывая «настоящее естество» Прекрасного Принца».

Арм-Анн, который привык называть себя Арманом, когда голос его бродит коридорами, привыкшими молчать уже столетия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Один из любимых моих персонажей. Дяченко описали его так... словно он действительно живой человек, спрятанный на страницах этих книг. Арман чувствует, злится, смеется и все это Чувствуется взаправду, открывая читателю свою огромную, прекрасную, завлекающую душу. Дракон, не похожий на своих сородичей, который, казалось бы, ОБЯЗАН выполнить Ритуалы, начертанные родом. Он с детства воспитывался ими, веками он вынашивал план похищения и поедания принцессы, а все его предки — Величественные драконы будто с ожиданием наблюдают за ним сквозь века, последним представителем рода. Но он отрекается от ритуалов, находил силы и храбрость на то, чтобы быть Собой, чувствовать, любить, пойти вопреки жизни и смерти, вопреки предсказанию и судьбе, когда, казалось бы, уже все «на своих местах».

Удивительный персонаж. Очень многогранный, загадочный, чувственный.

Не просто дракон-оборотень, но настоящий человек, со своими страхами, недостатками, злостью и слабостями, который все же побеждает в этой игре.

В результате вышла просто удивительная, чувственная, символическая книга, с интересными многогранными персонажами и некой не сильно замысловатой, но довольно сильной философией. Психология на высоком уровне, красивые описания, яркие картины нарисованы сквозь сюжет — словно историю мы видим собственными глазами и ощущаем каждую грусть и радость, написанную в ней.

«Через сотни ночей к последнему утру тянусь.

Не зови меня. Я и без зова

Явлюсь.»

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, как можно ругать эту сказку. Ну пусть есть принц, принцесса и дракон, но ведь наполнение совершенно необыкновенное. Не просто дракон, а еще и человек, мучимый собственной несопособностью соблюсти ритуал поедания девушки, пытается откупиться просто похищенной принцессой и сбаргить ее первому приехавшему за ней принцу. Только вот принцесса не та — нунужная никому дурнушка. За ней никто не едет, но чем дольше живет она в замке дракона, тем ближе становится она дракону. Они поочередно спасают друг друга: она зажигает маяк в непогоду, изгоняет драконьи кошмары, он вытягивает принцессу из трясины и из лап коварного украшения. Ну вот, уже все понятно, кажется, любовь... однако мечущийся в сомнениях дракон сначала провоцирует принца на подвиг, а потом отдает ему принцессу. И снова все не так — принцесса мечется в четырех стенах и все делает не так, принц, уже король не любит жену, а дракон тоскует про отпущенной девушке. Тоскует, совершет паломничество и понимает, что только он и сможет ее спасти от коварного мужа и чудовища, которому тот хочет отдать жену.

Книга очень психологична. Это не сказка, это притча. Перечитывая, не смогла отораваться.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать, я никак не ожидала, такого эффекта от книги. Да, написан роман (как обычно у этих авторов) великолепным языком и сюжет интересный, и герои неожиданные: некрасивая принцесса, и глубоко несчастный и страдающий дракон. Но концовка меня просто потрясла. И не нужно никаких глупых хэппи-эндов. Не важно будут человек-дракон и принцесса вместе, или нет, смысл сказки в силе любви, которая делает дракона непобедимым, а принцессу прекрасной.

Чудесная книга, одна из лучших фэнтези-сказок, когда-либо мною прочитаных.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, это одна из самых сбалансированных вещей у Дяченок. Очень хорошая композиция и достойный конец. Романтичная сказка без розовых соплей. По сути, она сконструирована по принципам женского романа. Скелетик тот же, а вот шкурка — самая что не насеть качественная. Не просто качественная, а еще и оригинальная. Не смотря на наличие принцессы и дракона. Можно только поапплодировать авторам. Жаль, что ничего похожего они больше не написали. Порой так хочется подобной сказки. Незамысловатой, но глубокой.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, какое дивное женское фэнтези, тут очень ощутимо влияние женской половины дуэта. Ах, сколько эмоций, просто буря! И какая сладкая печаль, как лучи заходящего солнца над морем... И какая неразгаданная тайна в недосказанности легенды. Я люблю книги так, что иногда даже устаю от восхищения. Но попадается нечто подобное и усталость как рукой снимает:glasses:

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, что может быть более «избитым», чем сюжет о принцессе, похищенной драконом ирыцаре, который её спасает? Несчастный сюжет «избит» всеми, кому не лень до «состояния комы»:weep:, и вроде надежды на то, что он (сюжет) «придёт в сознание» — никакой. Но тут пришли Марина и Сергей Дяченко...

И сюжет «ожил«!!! :leb:И не просто «ожил», оказалось — роман с этим сюжетом может быть прекрасным, непредсказуемым! Дяченко создали маленький шедевр:smile:.

Не знаю, есть ли место романтизму в «реале», но романтизм в русской фэнтези ещё есть:glasses:. В том числе — благодаря творческому дуэту Дяченко.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых красивых историй- нежная, лирическая, проникновенная, трогательная. После того, как впервые прочитала описание подумала, что эта обычная сказка. Как в детстве — помните? — он добрый дракон, она капризная принцесса, он влюбляется в нее, она в него нет, и только потом (часто после смерти дракона) понимает, как его любила. Но прочитав книгу, не осталось даже воспоминания о том, что это — сказка. Просто невероятная по своей глубине история любви двух таких разных существ! На самом деле, даже трудно описать, сколько нежности вливается в тебя с прочтением этого романа. Потрясающее ощущение!

____

P.S Насколько сильно влияние этой книги вы можете посудить сами, даже если я, противница столь выраженной романтики, оставила такой отзыв)))

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказка. Очень добрая и прозрачная сказка. В отличие, от многих книг Дяченок, с явным светлым финалом.

История неравной любви. Не любви из серии «... он увидел ее, она была восхитительна и он сразу понял, что всю жизнь искал ее». Это история рождения Любви. Через ненависть, злость, раздражение, непонимание, потом жалость и сострадание, потом симпатия. И только потом как цветок распускается настоящее чувство, которое в итоге становится спасением для обоих героев.

Трогательные и заставляющие плыть с ними на одной волне герои. И Судьба, которая должна исполниться, но которую меняет настоящая Любовь.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх