fantlab ru

Юрий Нестеренко «Комбинат»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Оценок:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Комбинат

Роман, год (сетевая публикация)

Аннотация:

«Все, что вы хотели знать о России, но боялись услышать». Жанр романа можно определить как «документальная притча»; несмотря на наличие фантастического элемента, очень многое в нем взято из жизни. Россия, начало 2000-х. Расследования популярного московского журналиста Николая Селиванова вызвали гнев в Кремле, и главный редактор отправляет его, «пока не уляжется пыль», в глухую провинцию — написать о городе под названием Красноленинск, загибающемся после сворачивании работ на градообразующем предприятии, которое все называют просто «комбинат». Николай отправляется в путь без всякого энтузиазма, полагая, что это будет скучнейшая командировка в его жизни. Он еще не знает, какой ужас его ожидает...

Похожие произведения:

 

 



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тебе надо попробовать смотреть на солнечную сторону, иначе проведешь всю жизнь в темноте»

— Ищейка «Немного ненависти» (Джо Аберкромби)

Да, я знал, что Нестеренко — ортодоксальный персонаж, но с каждым годом становится все хуже.

В сумрачный город Красноленинск, расположенный где-то между Волгой и Уралом, в месте, где редко проглядывает солнце, приезжает столичная звезда журналистики (явно из «Комсомольской правды»), чтобы написать о депрессивном моногороде, из которого утекает жизнь в связи с остановкой Комбината, которой производит что-то, но что — не знает никто. Вот вам тайна. Нет, ТАЙНА.

Но с первых строчек стало понятно, что она здесь только для того, чтобы читатель не выбросил книгу, прочтя пару страниц. Есть ощущение, что этот роман писал коллективный твиттор, местный форум ОИ или глубокий старик, уставший от жизни, надоедливых родственников и жэка. Тотальное презрение автора к стране, людям ее населяющим, ее прошлому, настоящему и будущему не ново. Но в «Комбинате» оно яростным потоком затапливает сюжет, так ярится нескончаемыми проповедями и агрессией главного героя, что читать это невозможно, приходится просто перелистывать всю эту графоманию. ГГ и автор неотделимы друг от друга и оба они откровенные социопаты. Красноленинск — это Россия в представлении Нестеренко. Это не аллюзия, не гипербола — это то, что творится в голове у автора, мир в котором он, по всей видимости, живет.

Нестеренко с презрением относится не только к красноленинцам, но и к опешившему читателю. Он настолько его презирает, что совершенно не заботится хоть о какой-то исторической достоверности событий. Она в мелочах, но эти мелочи лишь показывают, что автор о тебе думает. В 2003 году Пугачева даже не думала о Галкине. Филипп был еще кучеряв, худ и красив. Яндекс карт с Гуглом тоже не было и уж тем более брони по интернету гостиницы Маяк в захудалом городке. Именно с таких ляпов Нестеренко начинает, но эта пофигистическая невнимательность коробит потому, что автор явно ассоциировал себя с внимательным и умным героем, но зачем метать бисер перед свиньями, нам и так сойдет?

«Винтику лестно быть частью большого и могучего механизма. Особенно если вне этого механизма он ничего из себя не представляет. Патриотизм — последнее прибежище даже не негодяя, а ничтожества»

В романе из уст главного героя льются все возможные штампы, банальности и обидные для обывателя вещи. Все это можно ежедневно наблюдать на форумах даже на этом сайте. Нестеренко настолько велик в своей русофобии, что удивительным образом приблизился к радикальному русофильству Юрия Петухов с противоположной стороны. Да-да, это читается примерно одинаково. Длинный текст с отсылкой к прошлому, к количеству абортов в СССР, недовольству цветом мотоциклов и поведению детей. Эти многостраничные причитания просто перелистываешь, но также, как и в книгах Петухова, не бросаешь, так как сюжет интересен. Он как Юрий Петухов заманивает читателя загадками и тайнами, одновременно вдалбливая им в головы свое видение мира.

Хотя, по правде, сюжета-то здесь не так уж и много. 2/3 книги не происходит ничего. ГГ поливает всех вокруг и смешивает с грязью «эту страну», оправдывая крах надежд из-за которых он «три дня стоял на баррикадах» засилием совков. В промежутках между длинными отповедями окружающим, на ГГ нападают алкаши, бомжи и бродячие собаки. Ни одного нормального человека в городе не присутствует, одни выродки и мутанты (привет, «Бойня«!). Параллельно маячит какая-то Санта-Барбара про НКВД, расстрелы, беременности от следователей, инцесты и убийства детей, все всех пересажали, перереабилитировали, но не простили.

Я много раз был в подобных Красноленинску городках. Например, Красный Сулин на Донбассе. Почти точь в точь Красноленинск. Заброшенные, когда-то процветающие, шахты, гостиница ДОСААФ, знаменитый концерт Сектора Газа в 90-х, куда мамы приводили своих детей, послушать матерные песни, запустение и достаточно депрессивная атмосфера. Но не до такой степени. На одного алкаша всегда найдется пять нормальных людей. На одну свалку — несколько ухоженных парков. Я всегда видел свет в конце тоннеля и в Красном Сулине, и в Мончегорске и в Семилуках. Но Нестеренко полностью погрузился во тьму.

Я хорошо помню 2004 год. Он не был депрессивным, как раз наоборот. У всех появились мобильники, мой родной Воронеж стал чище и современнее, на всякие дни города уже не напивались в хлам, все было на позитиве, клубная культура, неформалы, уже не щемили за модные стрижки и странную одежду. Но Нестеренко пишет о 2004-м из 2014-го, как я уже писал выше, ничего о нем не помня.

«И вряд ли ты их проворонишь,

И вряд ли искупишь борьбой,

Когда коллективный Воронеж

Из мрака придет за тобой»

Штампы. Штампы. Штампы...

Я искренне пытался понять мысли Нестеренко. Зачем, для чего все эти жертвы, страна, империя, войны? Как объяснить, что страна, населенная дегенератами никак не хочет развалиться, отстать, самоуничтожится? Это же нонсенс! Нарушение всех причинно-следственных связей. Поэтому я не могу поставить совсем уж низкую оценку, потому что в разгадке тайны Комбината, во всех этих параллелях и аллюзиях присутствует талант. Автор придумал оригинальный ответ идущий в теперь уже хорошо оформившейся линии общественного дискурса. Я признаю.

Но жаль только, что весь этот талант смыт в одно не очень приятное место.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарнейшая книга! По некоторым сюжетным ходам напоминает вселенную Silent Hill, но вот только действие происходит в теплом ламповом экс-СССР. В качестве визуального сопровождения сеттинг книги показан в эпизоде про город Шантарск из фильм «Убить пиранью», ну или в творчестве художника Шульженко.

Герои прописаны интересно и выпукло, пейзажи (если так можно назвать свалки и бараки) очень естественны, а реалии и действительность Замкадья написаны почти с документальной точностью.

Что же до Комбината... саспенс построен мастерски. Нестеренко подкидывает читателю крохи именно в том количестве, чтобы намертво держать интригу, но не более. Главная подсказка — форма здания Комбината, однако детали припасены до самого конца. Идея Комбината в такой подаче — очень оригинальна и необычна.

Из минусов — уж очень нереально боевой и наглый характер Николая, думается в реальной жизни его бы уработали гораздо раньше развязки.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Попытку объединить кафкианский саспенс с антикоммунистическим триллером и антироссийским хоррором удачной признать не могу. От слова «абсолютно».

Купился на аннотацию и на весьма понравившийся мне в свое время совместный Нестеренко-Харитоновский «Юбер аллес». То есть, сначала прочитал роман, а полтора года спустя наткнулся на аннотацию к «Комбинату», каковой и скачал немедленно. Примнилось мне, что прочту социально-производственно-экономический опус с некими фантастическими элементами. Увы мне…

Начнем с главного. С гг. Поначалу даже надеялся, что он специально выписан столь для меня отравительным, и радовался мастерству Нестеренко. Но затем понял, что, еще раз «увы», все не так. Что этот персонаж, на самом деле, авторский идеал постсоветского человека.

Для начала подсчитаем возраст гг. «Я-то эти дела уже студентом застал, даже историю КПСС еще сдавал на первом курсе… и в августе три дня на баррикадах…». Итожим. Первый курс гг окончил в 1991 году. В армии он, как истый советский интеллигент, разумеется не был. Его год рождения – 1972-1973.

Только «идеал», этих годов рождения, может не просто забыть, что 99 процентов советских телевизоров были без пульта управления, но еще и несколько раз возмущаться этим.

Только «идеал» может всерьез говорить: «Строчили друг на друга доносы… Миллионами. Постоянно. По всей стране. Да если бы каждый из этих миллионов взял нож, топор, лопату, хотя бы даже камень или палку с гвоздем и грохнул хоть одного коммуняку, хоть одного чекиста! Не сумели бы они всю страну перестрелять, патронов бы не хватило!». М-да… Судя по гневной тираде, гг свято уверен, что только лично Сталин расстрелял десяток миллионов, а по всему Союзу было насмерть зарепрессировано… Блин, а сколько же в стране тогда жило? По гг выходит, миллиарда полтора… Образованец фигов. Интеллигент последнего советского призыва…

Зато у него откуда-то есть «страх перед милицией, вбитый в нас с детства». Не знаю, мы с гг ровесники. В меня, почему-то этот страх вбить забыли…

Впрочем, «православные церкви» (похоже, и РПЦ в целом) гг так же, как и коммунизм ненавидит. То же мне, WASP нашелся…

Но, ладно про гг (еще раз отдадим должное, выписан он до физиологической реакции рельефно). Увы, но путается автор и в реалиях отечественной провинции начала нулевых.

Мелкий пример. Почему сторублевые бумажки в кошельке гг приходится «отыскивать»? В пачке сотенных баксов, или среди десятка пятитысячных купюр? Да, нет вроде, тогда (как, кстати и сейчас, пусть и по разным причинам) «сотка» в кармане дело совершенно привычное…

Пример крупный. Красноленинск по-нестеренковски совершенно не выходит в роли «типичного лица русской провинции». С одной стороны, он обозначен как районный центр. С другой, необходимо «немногим более получаса», чтобы проехать «практически через весь город». В те годы за полчаса из конца в конец проезжался практически любой региональный центр, за исключением миллионников и особо географически растянутых.

Примеров обоих калибров можно привести достаточно. Из Москвы, и уж тем более из Штатов, нашу провинцию рассмотреть нереально. Так, стоило ли пытаться?..

И еще одна, лично для меня, пробоина «Комбината», это самое примитивное объяснение всему происходящему. Замененное на последних абзацах еще более примитивным поворотом.

Тем не менее, добрых четыре пятых текста мне было любопытно. А потому, оценка «читабельно». Но советовать при этом роман никому не буду. Ни как «документальную притчу», ни как провинциальный хоррор, ни как бытовой детектив.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал с запоем, вторая моя прочитаная книга автора (первая «Чорная Топь») очень интересно, автор умело передает атмосферу депрессивного городка. Концовка немного странноватая, но не менее увлекательная. Моя оценка 10/10

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно типичный Нестеренко. Если вы читали один роман этого автора, можете считать, что читали их все. «Комбинат», правда, пожёстче, чем «Чёрная топь», но смысл примерно тот же.

Увы, на протяжении примерно 50% книги мне было довольно скучно. Схема была вот такая: главный герой приходит к очередному персонажу — ругательски его ругает (и ругательски ругает СССР/Россию) — узнаёт какую-то информацию.

Во второй половине стало поинтереснее (хотя схема осталась той же). Но круче всего, конечно, последние 10%, когда мы узнаём, что, собственно, тут происходит. Концовка масштабная, жуткая и загадочная. Забавно, обычно у авторов хоррора наоборот — слабая концовка при сильной основной части. Нестеренко молодец, что смог хорошо всё разрешить.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Чуть больше напомнило «Чёрную топь» того же автора»...

«Чёрная топь» — хороший триллер, а то, что мы обсуждаем — топорная агитка. Это же касается и прочих произведений Автора за последние лет 10. Исписался, увы...

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, ГГ в этом романе вызывает омерзение. Какой-то он карикатурный, что ли, в нем собраны все убогие штампы людей со светлыми лицами: если фсбшник — то кровавый, если мент — то продажный, если провинциал — то быдло, а если гражданин России — то раб («страна рабов»). На протяжении всего романа не уходила надежда, что автор просто стебается на своим ГГ и над этими штампами, но нет, со всей серьезностью роман подошел к своему «ужасному трагическому» завершению. Лично я для себя оставляю такую гипотетическую версию, что ГГ не погиб в фсбшном подземелье, а реально сошел с ума на почве зоологической ненависти к своей Родине, и шатаясь в воспаленном бреду по закоулкам умирающего провинциального городка, провалился в выгребную яму, где и почил.

Если все это написано серьезно, то это просто скучноватое неумное чтиво. Если это действительно пародия на иллюзорное восприятие мира данными двумя процентами российского населения, то слишком тонко, я не уловил.

Кстати, Черную Топь прочитал с удовольствием.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне рекомендовали это произведение, как «похожее по атмосфере на игру «Мор (Утопия)». У видеоигр и литературы разные художественные языки, но даже если пренебречь этим — сходства незначительны. Чуть больше напомнило «Чёрную топь» того же автора, но это и не самоповтор, не «та же история, только в городе вместо деревни». Детектив в сеттинге обычного постсовкового городка, мистические элементы если и есть, то легко могут быть объяснены с материалистических позиций. Как и в реальной жизни, единственная действительно непостижимая мистическая загадка — это тайна глубин человеческой глупости и низости, тайна обыденности зла.

Многие персонажи будут знакомы всем жителям постсовка, но есть и нестандартные типажи.

Имя Юрия Нестеренко задаёт столь высокую планку, что автору, к сожалению, её взять на сей раз не удалось. Концовка хоть и слабопредсказуема, но могла бы быть намного закрученнее.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх