fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Преемник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
1073
Моя оценка:
-

подробнее

Преемник

Роман, год (год написания: 1996); цикл «Скитальцы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Много лет в старинном городе существовал обычай — во время ежегодного праздника, Дня Премноголикования, в торжественной обстановке отрубать на площади головы преступникам. Со временем обычай изменился — теперь зрелищем для толпы служит всего лишь спектакль бродячих актеров, изображающий усекновение головы. Именно на день Премноголикования и прибывает в город маленькая труппа, в которой роли комических служанок безраздельно принадлежат изобретательной девчонке по имени Танталь. Судьбе было угодно столкнуть комедиантку с юным Луаром Соллем, отпрыском уважаемого в городе семейства; в тот момент никто, включая Луаровых родителей — господ Эгерта и Торию Солль — не знал, что с юношей связана мрачная тайна... Но очень трудно хранить за пазухой горячий уголь. Тайна раскрылась на глазах Танталь — и по вине ее... И вот Луар — наследник таинственного Ордена Лаш, обладатель Амулета Прорицателей, преемник великих магов и — новый Привратник. И снова золото Амулета запятнано ржавчиной, чужак стоит у Двери, а Луар отвергнут близкими людьми, изгнан и проклят, и у него нет другого пути, кроме как впустить чужую Силу и стать ей слугой и наместником...

Входит в:

— цикл «Скитальцы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 344

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2978 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Преемник
1997 г.
Преемник
2000 г.
Преемник
2002 г.
Скитальцы
2003 г.
Преемник
2005 г.
Преемник
2008 г.
Скитальцы. Том 2.
2009 г.
Скитальцы
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Спадкоємець
2006 г.
(украинский)
Następca
2010 г.
(польский)
繼任者
2016 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если ты смотришь в бездну, то готовься к тому, что она будет смотреть в тебя.

В своё время об этом если и не прямо, то вполне чётко твердили все философы и древности, и недалёкого прошлого, эстафету подхватили мыслители современности, писатели и фантасты. Среди них, фантастов, весомый вклад в понимании этой фразы внесли Олди со своим циклом «Бездна Голодных Глаз», и вот мы получаем вполне самостоятельное, сильное и крепкое продолжение. А может и предысток размышлений.

Третий роман цикла.

Очередное падение, очередной Падший, очередное предательство и очередное поднятие самого себя к не менее глубокой бездне. И не назовёшь это восхождением, ровно как и падением. Принятие себя, своего чудовища, которое невозможно не отрицать, невозможно не принять, невозможно победить.

Так что остаётся? Идти.

Ведь герой Лаура — опять же скиталец, опять «маратель чистой дороги», как и его предок Руал, как его отец Солль, мать Тория и возлюбленная Танталь (кстати, её имя никого не напоминает?). И опять кажется, история повторяется, нечто опять стучится, ждёт приглашения. Всё опять за одним исключением — всё опять станет по-другому, ничего опять не повторится. Опять всё изменится.

Дяченки держатся интриги, держатся крепко и несгибаемо за линию истории, не отпускают повода, держат размышления, свивают нити судеб к... Финалу? Я бы сказал, что снова к началу, к началу скитаний. Ведь цикл всё-таки о скитальцах.

Этот роман ставлю выше предыдущих не потому, что он лучше. «Преемник» многогранен и мне напомнил трагедтю Данте с тяжёлой драмой Гёте куда больше, чем многие другие и другие произведения. Да и не только фантастики, к слову. Но то лишь моё мнение. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

С каждым романом убеждаешься: под личиной этих внешне милых и симпатичных соавторов скрываются безжалостные вивисекторы, специально подсовывающие своим героям неразрешимые дилеммы и нечеловеческие испытания. Вас когда-нибудь проклинали мать с отцом? То-то же! Так и захочется сотворить чего-нибудь плохого с целым миром. Такое отношение к собственным героям само по себе возмутительно и заслуживает только порицания. Но им, таким улыбчивым и благодушным, и этого мало. Эти инквизиторы берутся за касту неприкосновенную – читателей. И вот уже тебя, беспомощного и невинного, тоже подвешивают за шею на эмоциональной веревке, чтобы с интересом наблюдать твои корчи и стоны. А жаловаться кому? Не Интернету же!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова новые герои. Любовь и ненависть, счастье и потрясение, сталкивающее в безумие, и двое, которые не могут без ужаса смотреть на своего же сына. Своего, не смотря ни на что. И этот самый сын, Луар, словно перевернутый Руал. Иной человек, та же судьба, иной выбор. Привратник, но скорее все же Страж. Великолепная книга.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из цикла понравилась больше всех.

Просто кульминация всех трагедий выпавших на долю героев.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки «Скитальцев» надо читать строго по очередности «Привратник»-«Шрам»-«Преемник»-«Авантюрист». И только так. А то еще выпадет прочесть «Преемника» прежде «Шрама» — весь эффект пропадет.

Насчет поведения главгероев:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С Эгертом и Торией ситуация классическая. В свое время люди хорошо поработали, повоевали, пострадали, многое превозмогли и вконец-концов заслужили счастье, уютное семейное гнездышко и возможность занимать высокое положение в обществе, занимаясь притом каждый — своим любимым делом. Просто таки былинный хэппи-энд. Но жизнь продолжается. Эгерт с Торией привыкли к счастью и абсолютно разучились держать удары судьбы. А судьба тут как тут и пальчиком в болевые точки — штрык. Вот оба и повели себя, как инфантильные идиоты. Вполне жизненный случай и в литературе не редкость. Про Луара и говорить не приходится. Хороший парень, не муж, но мальчик, от рождения имеющий все. И единственной его проблемой до всего этого было только то, что он не нашел еще свое призвание. И тут такой удар, уничтоживший весь мир вокруг него, все дорогое, все точки опоры. Естественно, он стал искать новые точки опоры. А потом появились заинтересованные стороны и все заверте...

Подобные произведения, где много психологизма, человеческих переживаний, характерны тем, что написание их сродни хождению по лезвию бритвы. Сорваться в одну сторону — удариться в что-то совсем уж психологическое аж до потери внятности, свалиться в другую сторону — удариться в эксплуатационное трюкачество даже против своей воли. Марина и Сергей Дяченко в «Преемнике» смогли пройти по этому лезвию.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прогресс по сранению с Привратником налицо. Очень убедительна показана трансформация Луара от доброго домашнего мальчика к ожесточившемуся человеку, идущему к своей цели и уже никого не жалеющего. Его ведь тоже не пожалели.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из волшебной мозаики, созданной талантом писателей, выпала одна маленькая, но важная деталь. Читателю до самого конца романа так и осталось неизвестным, кто же на самом деле душил детей колодезной цепью. Понятно, что не Луар. Но кто?

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман читать стоит в любом случае! Но, как и второй из этой серии, мне он понравился меньше первого.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любовь и ненависть, сама жизнь встает со страниц романа! Достойное продолжение серии!

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая книга тетралогии. Жаль, что она не стала последней...

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я первый раз прочитал этот роман – года четыре назад – книга эта вызвала у меня глубочайшее разочарование. Разочарование в героях и в серии в первую очередь. Потом. перечитывая, я отметил атмосферность, тщательно выписанные характеры и легкий, красивый язык книги, но сначала она резко оттолкнула меня.

В чем же проблема? В отличие от «Шрама», происходящее с героями в эмоциональном плане потрясающе неубедительно. Нет, в плане обоснования все понятно. но в это не хочется верить.

В предыдущей части цикла на долю героев выпало столько испытаний, что кажется – хватит с них уже. да и сама мысль о продолжении такой прекрасной книги показалась просто еретической. С другой стороны, хотелось, конечно, снова встретиться с любимыми персонажами, переживания которых разделял раньше.

И вот – в семье Солля новая трагедия. Единственный сын оказывается вовсе не сыном Солля, а… и тут — стоп. Что за мыльная опера? Нет, логически все обосновано, но столь «сериальный» мелодраматический ход – словно ушат холодной воды на голову. Пользуясь такими художественными приемами автор рискует вместо серьезной книги о человеческих чувствах написать некую санта-барбару. Да и, здраво рассуждая: внешнее сходство – еще не экспертиза. Кто знает, как выглядели предки героев, да и почему бы Фагирре не приходиться троюродным незаконнорожденным братом Соллю? В конце концов, а куда смотрели родители раньше? И вот теперь из-за одного случайного впечатления рушится некогда счастливая семья.

Жалко Луара. Руал – тот пострадал за гордыню и легкомысленность. Эгерт – за преступление. А чем провинился «как бы сын» Солля? Тем, что похож не на того, и это было осознано внезапно? Нелепость происходящего, отсутствие классической «трагической вины» угнетает очень сильно. Луару просто не повезло. Да, так бывает и в жизни, но это никого ничему не учит и из этого ничего не следует…

Поведение его родителей убийственно. Нет, может быть, годы не залечили раны, полученные Торией в пыточных застенках, но все началось с Солля – именно он заметил сходство сына с погибшим врагом. С чего бы старому вояке вдруг снова превращаться в не контролирующего своих поступков нытика? Ведь заклятие снято, страх побежден, Эгерт давно стал примером мужества – воспоминания о его военной карьере приведены в романе. И вдруг такая реакция – взял и забухал. Нехорошо…

Тория тоже ужасает. Нет, чтобы так легко перейти от любви к ненависти… Неужели женщина, способная полюбить убийцу своего жениха, может возненавидеть своего сына? Ведь в отличие от Эгерта, у нее меньше оснований: Луар – все-таки ЕЕ сын.

В общем, поведение героев разочаровывает. В «Шраме» мы видели сильных людей, и годы должны были только закалить их – но увы, все прожитые в любви годы перечеркнула одна случайность. Не хочется в такое верить…

Занятный момент – в начале романа Луар говорит Соллю, что не любит фехтовать – это как бы должно подчеркивать их непохожесть и служить тревожным предсказанием. Но Фагирра-то фехтовать умел еще как…

В остальном роман написан на неизменно высоком уровне. В чем-то его стиль выдержан даже лучше, чем в «Шраме». Масса пересечений, сюжетных ходов, ситуаций – но по сравнению с более простым сюжетно «Шрамом» все это недостаточно правдоподобно, слишком перегружено.

Еще одной чертой романа является то, что, по сути, он является римейком «Привратника». Почти та же ситуация, похожий чем-то герой (с точностью до наоборот), целые позаимствованные отрывки. И сразу видно: если по части языка и атмосферы третий роман ушел далеко вперед, то в плане содержания он — весьма надуманный. Если рассматривать его, как попытку заново написать «Привратника» — то попытка не то, чтобы провалилась – ее не надо было бы предпринимать. Это напоминает перепевку какой-нибудь группой старой песни – вроде звук получше и спето профессиональнее – да надоела уже песня, приелась, да и спета без души. Эксперимент, интересный лишь авторам и фанатам. В «Привратнике» ценна именно та эпично-наивная сказочная атмосфера, которая в «Преемнике» начисто отсутствует.

Основной вопрос – удержит ли Луара что-нибудь или нет? Найдет ли он что-нибудь, что оправдает существование этого мира? Третья Сила предпринимает новую попытку — и ее выбор совершенно иной. Руал, потрепанный жизнью и раньше времени постаревший, оказался слишком отчужденным, чтобы вынести миру смертный приговор. Теперь она пробует на роль Привратника озлобленного подростка, а ему в силу отсутствия знаний о жизни, будет проще. Мир спасает только любовь, и авторам удается показать это без банальностей и излишнего оптимизма. Есть вещи, которые не подлежат восстановлению.

Совершенно непонятно, кто все же был маньяком с колодезной цепью. Не Сова и не Луар Первое опровергнуто авторами, во второе как-то не верится. Тогда кто? Дух Фагирры?

Итог: третий роман цикла выглядит значительно слабее предыдущих. Да, «Преемник» написан профессиональнее «Привратника», но в плане содержания глубоко вторичен, а заимствования из первой книги это, к сожалению. только подчеркнули. Книга не приносит ничего нового, ситуация практически идентична той, что и в «Привратнике», только сменились действующие лица и детальнее стали описания, да и в целом книга более мрачна и соответствует авторскому стилю. Не стоит ждать откровений от этого романа. но если вам нравится стиль Дяченко и вы воспринимаете «Скитальцев» как серию – можно прочитать и неплохо провести время. Вне сериала, на фоне других книг авторов эта книга не представляет из себя ничего выдающегося. Депрессивная и стильная, но весьма вторичная сказка для взрослых. Хочется отметить качественное оформление старого издания в серии «Нить времени», с иллюстрациями, стилизованными под японские графические романы, очень подходит Дяченко по атмосфере.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман сильный. Но моральная завязка романа лично для меня — абсурдна. Во всяком случае я совершенно не могу поставить себя на место кого-либо из главных героев. Это не первый случай моего абсолютного непересечения с авторами в этом плане.

ps. Это при том, что на риторический вопрос kastor'а я, к сожалению, отрицательно ответить не могу (так уж вышло, что своё детство я врагу не пожелаю).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга серии. В принципе согласна с тем, что читается чуть тяжелее, чем первые две. Но не менее интересна. Главное отличие и особенность на мой взгляд в том, что главным героем становится не третий уже изгнанный и меняющий свою жизнь (в первой Марран, во второй — Солль), а девушка, которая любит его и смотрит на все события как бы со стороны.

Танталь в отличие от Тории — действительно Личность. Тория во всех книгах как бы плывет по течению событий, не сильно то в них вмешиваясь. А уж в этой книге, она вызывает ну мягко говоря неприятие. Ну хорошо — отторжение сына, это хоть на чем то основано. Но причем тут малышка дочь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А Танталь спасает девочку, заменяя фактически ей мать. При этом отказываясь от размеренной, удобной и в принципе любимой ей жизни комедиантки. И свою любовь к Луару, любовь, которая не найдет выхода, она кладет к ногам Эгерта, Тории и Аланы.

И вся эта история опять на фоне мира-на грани-катастрофы. И опять в который раз охватывает дрожь. Можно было бы уже привыкнуть, но все равно... Дяченкам это удаеся.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оказалось, что это единственная из прочитанных мной книга этих авторов, которую можно назвать взрослой. Между прочим, хорошая. И не мешает ни то, что история довольно безрадостна по сути, и что книга — из середины цикла (который я не читала). Про мальчика, который вдруг перестал быть любимым ребенком. Потому что оказался не родным. А даже и наоборот, если можно так сказать. И про девочку, которая на свое горе его полюбила. Но, к счастью, тема любви не главная и вообще ненавязчивая. А вот про психологию мужскую и женскую — очень неплохо и довольно точно. Остальное — намеки и отсылки к предыдущим книгам, а также до кучи фэнтезийная нагрузка в рамках жанра — дверь в мир, за которой надо приглядеть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Преемника я читала не как новую историю новых героев, а как продолжение истории Эгерта и Тории. И надо понимать, что это не рассказ о том, как они отказались от собственного сына, а как они переживали свалившееся горе. И в итоге, опомнились. Пусть в самом конце, пусть было уже поздно, но ведь опомнились! И странно звучит критика, мол, как они могли… Нет, ну а вы бы себя как чувствовали на месте отца, узнав, что не он отец своему сыну, а его злейший враг, на месте матери, на которую вдруг обрушилось тщательно забытое насилие молодости и отвращение к самой себе? Я их понимаю, кожей их боль чувствую, так мастерски авторы передают душевное состояние героев. Всех – кроме главного. Самого Преемника, Луара.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх