fantlab ru

Олег Дивов «Чужая Земля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
289
Моя оценка:
-

подробнее

Чужая Земля

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Далекая планета, очень похожая на Землю. Яркие и сильные люди, очень похожие на землян. Мы пришли сюда первыми, но нам некуда воткнуть свой флаг. Мы найдем общий язык с туземцами – или нам лучше уйти.

Беда в том, что уйти мы не можем. Открыв «Землю-два», русские, сами того не зная, принесли с собой войну. Пока еще холодную. Но скоро здесь будет жарко. И степные псы, пожиратели трупов, наедятся до отвала. Кажется, мы любим создавать трудности и потом их преодолевать. Сводный отряд Министерства внеземных операций РФ – гражданские и военные – дружно шагнет вперед, когда вызовут добровольцев на смертельно опасное дело.

И никто не узнает, что одному из наших приказано выжить любой ценой. Пусть весь отряд погибнет, но советник Андрей Русаков, дипломат, близкий друг туземного царя, обязан уцелеть. Неважно как. Без моральных ограничений. Его профессия – хороший парень. Дружба с монархом – его работа. Он должен обдумывать каждое слово и каждый шаг. Даже влюбиться в местную принцессу он не имеет права. И все в отряде уверены, что Русаков шпион.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман «Чужая Земля» создан на основе переписанного и продолженного рассказа «Занимательная дипломатия».


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 220

Активный словарный запас: средний (2827 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2019 // Роман. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)

лауреат
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2019 // За выдающееся литературно-художественное произведение

лауреат
Зиланткон, 2021 // Большой Зилант

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Басткон, 2019 // Премия «Чаша Бастиона»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Чужая Земля
2018 г.

Аудиокниги:

Чужая земля
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боже, боже, боже... Обычно доверял отзывам на fantlab. Да что там «доверял», напрямую «руководствовался» при выборе чтива. Но — по мере, так сказать, роста объемов и скорости (сейчас 2-3 книги в неделю, исключительно и только фантастика) все чаще стали разочаровывать несоответствующие реалиям «обвинения» в затянутости, аморфности сюжета (типа, «...ничего не происходит...»). Как говорится — «...первый раз — случайность, второй — совпадение, третий — закономерность...».

Получается некое статистически значимое «локальное заблуждение» (ну, с моей точки зрения, разумеется): при довольно приличном совпадении прочих «прогнозируемых» параметров потенциального чтива вместо ожидаемой «скуки смертной» — в конкретных упомянутых местах – лютый забористый «экшн». Нда…

Но вот «Чужая Земля» — это уже перебор, братья и сёстры. Это ни в какие ворота, пардон, не лезет. ТАК ошибаться, уважаемые эксперты – нехорошо, как бы. Та первая сотня страниц, которую в предыдущих отзывах буквально зашпыняли за эту самую «ничего-не-происходимость» — это же самый, что ни на есть, крутой психологический боевик! Да как же этого можно не заметить-то!

«…Живущий во лжи и страхе не может быть свободным…», «…русские могли все исправить, пока у них была Империя, но они её потеряли…», «…отнять у народа мечту о звездах должен свой вождь, а не чужой…» — как простой, «обычный» набор лозунгов это, наверное, было бы ужасно скучно, да. Потому как – банально, хоть и красиво. Но ведь здесь – ничего подобного нет. Медленно, исподволь, — изящно и тонко — готовится, пестуется некая затравка, в которой все переменчиво, противоречиво, загадочно.

Как в сцене фильма про Алехина, где показан сеанс одновременной игры с офицерами вермахта (было или не было упомянутое событие на самом деле – не суть, это в качестве иллюстрации). Кратко – так: «…Вы играете черными, я белыми, Вам – мат, выхода нет. Вы сдаетесь. Я переворачиваю доску, теперь я играю черными, а вы – белыми. Я делаю один ход, Вам снова – мат. Вы снова сдаетесь. Я опять переворачиваю доску, теперь я играю опять играю белыми, а вы – черными. Я делаю один ход. Вам снова – мат…». Только речь – в данном случае, у Дивова — не о шахматах, а о тонкостях психологии восприятия лозунгов, что называется, «и разумом и душой». Да разве это не ТРИЛЛЕР, не БОЕВИК? И при всем при этом – как уже отмечено в предыдущих отзывах – «…текст плотный вкусный и т.д…», «…с прекрасной дивовской иронией…», так что «…своё «дивовское» удовольствие ВСЕ РАВНО получаешь…». И – безусловно, антураж, как же без него: «…космические корабли, бороздящие просторы Вселенной…».

Так что… нет, братья и сёстры. вы не правы. Книга – не просто прекрасная. Великолепная, шикарная книга!

И оценка – высшая из всех возможных.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если провокации автору удавались и раньше (та же «Выбраковка»), то пропагандой, как мне кажется, он особенно не занимался, а тут всё такое... пропагандистское. Роман (пусть и не совсем роман, а «расписанная» повесть) настолько хорошо ложится на современную политическую и геополитическую ситуацию, что просто диву даёшься и ломаешь голову, а не заказан ли он был в администрации президента. Впрочем, при всём скепсисе, который может вызвать позиция автора, вдруг заделавшегося истовым «русским империалистом», своё «дивовское» удовольствие всё равно получаешь. Фирменные шуточки, игра слов, фирменная ирония и при этом плохо скрываемая гордость за народ, к которому принадлежишь... такой коктейль всегда взбадривает, однако потом всегда приходит протрезвление, а с ним и понимание того, что все эти идеологические конструкции, мягко говоря, высосаны из пальца. Если и земляне, и аборигены «рассыпаны сверху» одними и теми же зелёными человечками, то откуда вдруг аборигены такие умные-разумные, честные и неагрессивные? Если и земляне, и аборигены, попросту говоря, от обезьян, то рушится вся романная конструкция (и в итоге должно быть не «добровольное вхождение в состав Российской империи», а долгая партизанская война и в конечном итоге «выбор свободы»). Если нет, то о каком «взаимопонимании», не говоря уже о нежных чувствах между ними может идти речь? Если Россия — в отличие от завравшегося и запутавшегося в своём псевдолиберальном словоблудии Запада — всегда в своей истории покоряла народы «мягко и нежно», то почему они все и всегда разбегались из России — при первой же появлявшейся возможности — и никогда обратно не стремились? Если русский империализм был таким же, как и западный, — т.е. прийти, увидеть, победить — и долго-долго грабить, — или, в другом варианте: прийти, увидеть, победить, поставить крепостишки и охранять периметр от «гадящей англичанки», а туземцев пусть хоть волки едят, — то рушится вся романная конструкция. Но если прочитать всё это просто как притчу о русской судьбе и судьбе русского государства (а декорации — всего лишь декорации, позволяющие автору заявить свою позицию), то возникают два очень неприятных и тяжёлых вопроса, на которые у автора, как мне представляется, ответа нет: 1) отчего же русское государство находится на протяжении всей своей истории в перманентном кризисе, регулярно выливающемся в смуты и повальное насилие, если русские все такие чистые, хорошие и правдивые? и 2) отчего же русский народ настолько не верит в своё государство (не важно, как его называть — империей или как-то иначе), что ему всё время какие-то «инородцы» должны внедрять идею этого самого государства (вспоминается классическое: «земля наша велика и обильна, только порядку в ней нет — приходите и володейте нами» — автор устами ГГ проговаривает почти то же самое)? Впрочем, дело авторов фантастических романов — конечно же, не отвечать на вопросы, а ставить их — причём в той форме, в которой они дойдут до сознания тех, кому предназначены. По мне, провокация автору удалась, — есть о чём подумать юношам, обдумывающим житьё. Ну а отвечать на подобные вопросы должны совсем другие люди, которые, увы, в нашей стране, предпочитают не то что на них не отвечать, а даже их не замечать — авось сами рассосутся. И именно поэтому по прочтении этого весёлого и намеренно оптимистического опуса так грустно.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот редкий для меня случай, когда бросил книгу, не дочитав. Домучил кое-как примерно треть. Сюжет отсутствует, абстрактные размышления главного героя о судьбах родины размазаны на десятки страниц, при этом других мыслей у героя просто нет. На новооткрытой планете, издревле населённой H. sapiens sapiens (засеяли Странники), что заботит исследователей? Россия должна быть империей! И благородных дикарей — инопланетян что заботит в момент, когда боги им прилетели на голову из мирового пространства? У вас там империя, чи шо? — спрашивают пришельцев — надо империю вам делать, говорят аборигены. Ну а американцы плохие, демократию хотели насадить и захватить планету таким образом, их дикари прогнали.

Редкая чепуха, как по мне.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор ну прям вывалил классический невроз русского патриота — комплекс неполноценности, смешанный с манией величия: и обижают-то нас все, кто не попадя, и не понимают нас, всех таких загадочных, идущих своим особым, третьим путем. Русские, конечно же, дурачки, но честные и добрые, не то что вся эта ваша цивилизация, лживая и агрессивная. Туземцы-инопланетяне-папуасы тоже смахивают на глубинные рефлексии, эдакая картинка ыдеальных, ыскренних ымперцев. Можно предположить, что это такая ирония, но уж больно лобовая, больше на троллинг похоже.

Слог Олега Дивова, словоблудный, с парой страниц там, где можно было бы вполне обойтись парой абзацев, одновременно и притягивает, и отталкивает. Читается очень легко и непринужденно, также переваривается и с легкостью выходит. Подобное наматывание соплей на кулак могло бы здорово зайти в более компактном варианте — рассказе, например, но на дистанции пусть короткого, но романа, это под конец раздражает так, что начинает просто подташнивать.

Однако сюжет довольно неожиданный и интересный, разобраться, как все это будет развиваться, не так легко — больно уж много вариантов было у Дивова; если б он разработал его хорошенько, без троллинга и вербальной диареи, могло бы получиться и живенько, и с глубиной. А так автор нагнетал-нагнетал, а потом быстро-быстро все свел к тому же имперскому троллингу. Но написано захватывающе, это у книги не отнять.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шизофрения какая-то:

- в конце книги вождь, обращаясь к кочевникам, говорит, что если те не присоединятся вместе с вождем к русским, то, цитата, «династия Ун наберет такую силу, что вы ей станете просто неинтересны. Мы через два-три поколения уже не сможем нормально с вами разговаривать. И давайте честно — ничем не сможем вам помочь, да и не захотим.» Что ж, вполне логично и убедительно.

Только эта мысль рассогласуется со всем остальным текстом. Для меня так и осталось непонятным — чем, чем, чем??? — вождь из столицы с глинобитной стеной интересен людям со звёзд, почему они с ним нормально разговаривают и помогают?

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга с характерным авторским стилем. Есть у него такая особенность в языке — пишет непросто. Не сложно, а именно непросто, практически каждый абзац может содержать уточнение, иронию, авторскую шпильку, метафору или много чего ещё. В-общем, видна работа над текстом.

А если говорить о самом романе, автор построил утопию. В обертке описания будней экспедиции по установлению контакта с инопланетной гуманоидной цивилизацией. Цивилизация и особенно её правящая верхушка практически идеальна. Добры, умны, красивы, искренни, ложь чуют, о своей истории не забывают, воевать не стремятся. Разве что с техническим прогрессом у них пока не очень, но это ж дело поправимое. Из всех землян, разумеется, выделили только русских, с остальными контактировать отказались. Ложь почуяли потому что. Ну а русские вроде как похожи по духу и более искренни. Очень много патриотизма, размышлений о превосходстве империи как формы правления, об особенностях русских как нации. В положительном ключе, разумеется. Всё это разбавляется безусловно удающимися автору описаниями будней военной экспедиции, полукомическими и героическими одновременно.

Безусловно всё это приятно щекочет сердце русскоязычного читателя, но это не отменяет общей утопичности истории. И некоторой однобокости её взглядов. К тому же трудно согласиться с высказываниями в духе того, что настоящим вождем (лидером) может стать только урожденный аристократ (пускай и не каждый), а остальные при всех своих героических качествах просто на это не способны, пускай и люди хорошие. Ну или с полнейшим идеализированием империи.

Тем не менее, если не имеете ничего против утопий и идеализированных описаний, история неплоха. Хорошие ребята встретили других хороших ребят и вместе устремились в светлое будущее. По пути преодолев ряд испытаний и показав себя отчаянными героями и отличными профессионалами. Почему бы и нет.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления двоякие: с одной стороны, как самостоятельное произведение — средний Дивов (по манере больше всего напоминает «объекты в зеркале...»), с другой стороны, как разгон текста из короткой повести в длинную — плохо. По сути те же сюжетные и временные рамки — просто добавлено воды. Да вода фирменная «дивовская» -текст плотный вкусный и т.д., но многие вещи повторяются и не один раз (и не два, и даже не три...). Как русская «имперская» фантастика» — хорошо, но по «папуасам» есть вопросы. Во-первых по «родовой памяти», вещь в чем-то настолько же научная, как, по мне, и телегония, но с другой стороны на базу, где на трех врачей приходится один священник-десантник... Но это все вписывается в «российскую имперскую фантастику». Ну и для романа в отличии от рассказа добавлена маленькая деталь с одной стороны значимая, с другой абсолютно ничего не меняющая по сути, но это спойлер:). Тем паче, что автору не повезло и в бумажной версии три страницы с началом этой части сюжета издательство не напечатало.

Месяц назад написал отзыв на «занимательную дипломатию», что рассказ достоен стать романом. Сейчас, прочитав роман, скажу так — от мнения не отказываюсь, но Дивов капитально схалтурил, по мне, это не роман (если только по количеству знаков), и в таком виде лучше бы он остался рассказом.

Но! Если вы еще не читали «Занимательную дипломатию», то удовольствие от «Чужой Земли«точно получите.

P.S. В процессе чтения несколько раз ловил себя на хулиганской мысли: не обыгрывает ли автор как-нибудь «бремя белого человека»?

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне посредственная книга. Фантастическая составляющая на нуле. Нет образа будущего , проработки окружающей действительности. Это даже не фантастика ближнего прицела. Это примерно наше время в которое впихнули путешествия через космос. Можно было бы создать тот же самый сюжет на нашей планете. Ничего бы не изменилось. Персонажи — идиот на идиоте. У меня аллергия на тотальную глупость и некомпетентность и поэтому весь этот зоопарк меня крайне раздражал. И этот тонко чувствующий советник с ломкими пальцами и одухотворенный великий вождь с имперскими амбициями и эмоционально ригидный Сорочкин. Военные при всех современных системах наблюдения проспавшие перемещение огромных масс людей по степи.

И весь персонал возненавидевший Сорочкина, это что лучшие из лучших? Профи? Все они образец глупости и неадекватных эмоциональных реакций. И именно из за этого можно считать миссию проваленой. А не из за деятельности злых и лживых англосаксов.

Персонажи с одной стороны конечно яркие и образные а с другой стороны какой то внятной мотивации и характеристики составить почти нельзя.

Раздражающая многих деталь в том числе и меня — живописание духовности и особенной избранности русской нации. Это глупый, раздражающий штамп недостойный качественного сюжета. Мало того, что он не соответствует реальности, так еще и максимально упрощает и примитивизирует картину происходящего. Они плохие мы хорошие, а аборигены вообще чудесные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Способ решения конфликта идиотский — ну перебьют аборигены экспедицию, и что? Или экспедиция перебьет аборигенов, миссия провалена и что? Итог то какой?

Проблемы с капсулой, от того что, корабль не захотел спуститься, потому что они на карантине от ветрянки? Серьезно, на земле боялись ветрянки? А спецназ погиб по причине тотальной некомпетентности которая проходит красной линией через все произведение. Русские по книге душевные и честные, отважные, порядочные, но тотально тупые. Проигнорировали местного охотника, а биологи проигнорировали местную фауну.

Причем даже автор догадался, что с его концептом, что то не так, но то ли не смог, то ли не захотел, что то менять. Цитата — «Тут единственный вменяемый управленец – вождь. Настоящий кризисный лидер, побольше бы нам таких. Остальные ведут себя как идиоты. И людей провоцируют на идиотизм»

Вообще аборигены это мери сью в масштабах целого народа, а описание величия и великолепие вождя и его детей больше подошли бы дешевым бульварным романам про» альфа самцов» и их возлюбленных главных героинь.

В чем проблема санкционировать операцию по доставанию капсулы без всего этого детского сада? Где мотивация вашу мать? Люди могут погибнуть? Так они и в первый раз могли погибнуть? В чем принципиальный запрет?

Вообщем все эти операции настолько притянуты за уши, что аж стыдно, за такой примитив.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю, когда у автора есть свой узнаваемый стиль. У Дивова он, безусловно, есть.

Рассказ о событиях ведётся от первого лица — образно, в меру иронично, где-то даже ехидно.

Текст часто вызывает улыбку, настолько озадачен событиями бывает персонаж — дипломат до мозга костей, настолько искренне он описывает свои мысли и чувства. И ещё один большой плюс к авторскому стилю: эти мысли и чувства порой явно непечатные, но сформулировано всё предельно аккуратно и дипломатично — и всё ясно, и не придерёшься :) Поучиться бы у Дивова многим современным авторам, считающим непечатную лексику своим достоинством и близостью к народу!

Единственный минус писателю. Хотя люди получились живыми, его прорусские настроения выглядят не слишком честно. Россию он откровенно идеализирует (именно и только в ней живут миролюбивые и добрые и-ди-о-ты) и противопоставляет всей остальной Земле — хищной, лживой и неправедной.

К слову, образ военного попа, не то что второстепенного, а вообще пятистепенного персонажа в сюжете, получился на редкость колоритным и обаятельным!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Олега Дивова, как и у любого мастера высокого уровня, всегда трудно однозначно определить жанр произведения, не упихиваются они в прокрустово ложе какого-то одного жанра – слишком широки и многогранны. «Чужая земля» исключением не стала. Самым близким определением для этой книги, пожалуй, станет «дипломатическая НФ». А самой близкой ассоциацией – «Левая рука тьмы» Ле Гуин.

Здесь, как и в романе американской писательницы, главным героем является мир. Вернее, цивилизация. Чужая цивилизация, похожая и одновременно очень отличающаяся от землян. В первую очередь психологией. На самом деле, у меня сложилось впечатление, что автор в династии Ун и их подданных воплотил свою мечту о том, каким должно стать человечество. Красивую мечту, под которой и я подписался бы обеими руками. Наверное, именно поэтому он слегка увлекся.

Шикарно прописана социальная структура и отношения в обществе обитателей Земли-2, великолепны психологические аспекты, отлично обосновано, почему именно представителям России из всех земных государств удалось наладить с ними контакт, читаешь про все сложности и нюансы этих отношений и веришь: да, так оно, наверное, и должно получиться. При этом земное общество однозначно проигрывает в сравнении с обществом, построенным династией Ун, по всем параметрам – и в социальной справедливости, и в подходе к отношениям власти и народа, и в эффективности самого государственного устройства, и в том, что эти не-совсем-люди сплошь и рядом оказываются человечнее людей «настоящих» — землян. Ужасно обидно, но это тот случай, когда правда глаза колет.

Тут возникает единственное «но» для меня в этой книге. Придумав столько про обитателей Земли-2, автор не очень сбалансировал текст на уровне «информация – действие». В результате книга как бы распадается на две части, примерно равные по объему. Первая половина – по сути, сплошная экспозиция. Нам представляют эту планету, эту цивилизацию, общество, героев, рассказывают, кто есть who, и почему оно так, но при этом практически ничего не происходит. А в самом начале дан намек, что происходить будет и такое, что закачаешься. И этого ждешь. Долго. Больше половины книги. Не могу сказать, что все это время я скучал. Нет, читать про этих «других людей» и «наших там» было интересно, эффект погружения в мир присутствовал, но лично меня слегка утомила сюжетная стагнация первой половины романа.

А вот дальше события понеслись во весь опор, поменялся темпоритм повествования, резко врос градус драматизма, и неспешное повествование познавательного плана превратилось в жесткий триллер с рядом не то что драматических, но даже трагичных моментов. Автор словно отыгрывается на героях за бездействие в первой половине и устраивает им жесточайшую проверку на вшивость, которую проходят отнюдь не все. Но те, кто проходит, внушают надежду на то, что и у человеческого общества не все так плохо, и из нас, как это ни странно звучит, тоже может выйти что-то толковое.

Персонажам хочется сопереживать, написано мастерски, и уровень автора чувствуется всю дорогу, но книга эта все же требует от читателя некоторого терпения.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/879013.html

В этот раз роман Дивова прошел по касательной. Автор все больше дрейфует от приключений к идеологии. «Объекты...» и «Родина слонов» в этом плане очень похожи на «Чужую землю». Они по сути даже написаны по одному и тому же плану:

1) зарисовка «в ожидании того, что еще немного и будет совсем абзац»

2) три четверти всего текста занимает идеологическое описание причинно-следственных связей, позволяющее понять две вещи:

- мы не так плохи, как привыкли о себе думать;

- не смотря на это, абзац-таки грядет;

3) четверть текста, повторяющая стартовую зарисовку, но завершающаяся «обычным подвигом», который позволяет свернуть намечающийся абзац.

В целом описанный подход имеет право на существование, но, когда этап №2 начинает сильно превалировать собственно над действием, становится уныло. Да, мы поняли, что мы не так уж плохи. Да, для понимания порой нам нужен очень качественный тычок сбоку. Да, есть ворчливые люди, которые буднично лепят подвиги, сносящие всем крышу... И эти люди — мы.

Понимающее кивание есть первый признак, что конкретная книга не берет тебя за грудки. С автором «Выбраковки» и «Лучшего экипажа Солнечной» больше не хочется спорить. Представление таково, что в крайнем случае можно просто не согласиться с высказанными идеями и отойти в сторону. Душа не болит. А ведь сам Дивов написал в этом романе: «... великий любит, когда таким ребятам худо. Говорит, что только через страдание можно научиться чему-то новому и полезному».

Итого: Вышесказанное не значит, что идеи высказанные Дивовым меня не греют. Изображенный им отблеск мифического «русского мира» достаточно интересен. В книге слышится эхо Крыма и Донбасса. Сказанное верно, но сказано неверно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что сразу не понравилось — бесконечные реверансы в адрес аборигенов места действия — Дивов по моему мнению наступает на старые социокультурные грабли — доиндустриальные дикари вовсе не дикари, а куда красивее, сексуальнее, мудрее, чувственней, милосерднее и т.д. чем земляне — и врать-то они не умеют, и ложь чуют, и все землянки мечтают о торсе сына вождя. Впрочем, мысли главного героя на этот счет содержат некоторый вполне обоснованный скептицизм — идеалистическая картинка не кажется ему правдоподобной. Тем не менее хвалебные оды по отношению к куда более примитивной культуры не могут не настораживать. Но даже в этом Дивов — истинно русский писатель, ведь проклятие и благословение России именно в таком отношении к малым народам.

Данный «малый народ» получился не слишком убедительным, «аватароподобным». В наличии и коллективная память предков и врожденные честь, гордость, отзывчивость, участие. Но разве врожденность всего этого не нивелирует ценность этих вещей?

Проекции геополитики на ситуацию в романе не лишены здорового цинизма и прагматизма, но при этом имеют место быть совсем уж наивные допущения, что в общем-то простительно в какой-то степени, ведь иначе посыпалась конфликтология произведения. Размышлизмы о сути и будущем России вполне уместны на фоне происходящих событий, хотя с событиями небольшой прокол — сюжет еле-еле разгоняется к половине всего текста. Да и потом — действа не слишком много, оно в принципе мало влияет на общую идею и посыл произведения, тот удивительный случай, когда сюжетный кризис если и не вовсе бесполезен, то по крайней мере кажется таковым с некоторых позиций.

Лично я в целом ожидал от «Чужой земли» другого. Культурного шока туземцев, фракционную борьбу и на планете и в Кремле... Да, здесь есть трогательная история близости представителей двух миров, но она подана столь вскользь, что не пробуждает эмоций.

Художественно, литературно — довольно посредственно. Как притча о сущности нашей нескучной Родины и нашего под стать народа — вполне себе. Но и тут могло быть больше и лучше.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько люблю всё у Олега Дивова, а здесь через первые 150 страниц пробирался с трудом — несколько раз начинал и откладывал после новых десяти-пятнадцати страниц. При этом всё на месте: характеры, стиль, афоризмы, отношения, нормальные люди, проблемы, юмор. Но чуть ли не на каждой странице: русские — умные и добрые, а все (все), кто не в России — тупые и злобные. Правда, у русских тоже грызня структур, ничего не понимающие политики и конкретные персонажи вполне себе обычные; но всё равно: русские — добрые и умные. И только на 150-й я нашёл способ, как с этим справиться: я стал заменять слово «русские» на «португальцы». И сразу всё пошло на лад — прочитал влёт. Правда, осталась постоянная линия, что все, кто не португальцы — тупые и нехорошие; но какая мне разница, что думают обо мне португальцы?!

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как один Тунгус всю ООН перехитрил

Этот роман Олега Дивова собрал в себе всё, что я люблю в фантастике. Т.е. научность, космическое приключенчество и социальную направленность с футуристическими прогнозами и предостережениями/предупреждениями. При этом Дивов мастерски использует свой творческий писательский талант и пишет этот роман в той литературной форме, от которой так просто не отмахнёшься и не отпихаешься. Да и не захочешь это делать. Потому что психологические крючочки автор расставляет в тексте с самого начала. И уже не хочется отрываться на дела в реальном мире, потому что мир Внеземелья — хотя на самом деле все события романа происходят в мире, называемом Земля-2, и потому всё «внеземелье» здесь только в космическом смысле, ибо несколько десятков световых лет до нашей Солнечной системы всё-таки вёслами махать и махать — мир Внеземелья поглощает тебя целиком и полностью и не выпускает из своих объятий до самого финала…

Итак, мы находимся на Земле-2.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вполне благоустроенной привлекательной для колонизации планете. Однако уже населённой вполне земного типа гуманоидами. Кто и когда, и каким путём занёс сюда эту ветвь человечества — этого никто не знает. А вот согласно принятым ООН правилам колонизировать планету, уже имеющую местное разумное население, никак невозможно. Зато возможно потихоньку нести вновь открытым народам, находящимся на гораздо более низкой ступени эволюции, светоч Разума. Однако привносить нашу земную культуру, опять-таки, нельзя, ибо нарушается естественный ход развития. Зато можно позвать новеньких в ООН, но для этого нужно, чтобы у них были государства или иные странообразующие формы.

А местные ребята, столкнувшись с мировым сообществом в лице представителей миссии ООН, мигом раскусили всё их коварное притворство и глубоко скрываемые истинные цивилизаторские цели и потому идти под крылышко ООН не желают. Зато вовсю продолжаю контакты с русскими первооткрывателями, ибо своей инопланетной высокоразвитой чЮйкой видят всю простоту души и открытость русских с их правдой-маткой в глаза и нелюбовью ко лжи и предательству.

Да, такая вот у Олега Дивова дивная формула стартовой непростой ситуации выстроена.

И дальше начинается чехарда всякого рода событий и происшествий, в ходе которых наши контактёры либо проявят все свои душевные и деловые качества с лучшей стороны, либо непоправимо навсегда потеряют контакт с местными ребятами. И третьего не дано.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, в рассказе «Медвежья услуга» ненадолго появлялся эпизодический персонаж — дипломатический советник Русаков. В «Чужой Земле» он пошел на повышение — теперь и рассказчик, и главный герой. Причем по ходу дела нахватал чинов, званий и титулов. Впрочем, это я вперед забежал, как сам автор, выдернувший несколько страниц из середины книги и вставивший в начало в качестве пролога. Ну никак не хотела повесть растягиваться до романного объема. И первая ее половина разбодяжена всякими-такими разговорами и многозначительными намеками, что вот сейчас что-то у нас случится, вот сейчас... Ну да ладно, рассказчик здесь такой, он дипломат, он привык суть забалтывать. Есть другой не очень хороший момент (точнее, их штуки три): периодически Дивов, фигурально выражаясь, включает Газманова, и со страниц шибает таким плакатным патриотизмом, замешанным на имперском шовинизме, что хочется поскорее пролистать. Не, роль политработника Дивову не очень к лицу. Вот описание жизни военного городка на чужой планете — это совсем другое дело. Писать про военных Дивов умеет и любит. Он их идеализирует, само собой, но это ничего — все-таки это фантастическая повесть. Главное, персонажи у него получаются колоритные и, в большинстве своем, симпатичные, которым хочется сопереживать, хочется, чтобы они с успехом выбрались из уготованной им передряги... Они, конечно, выберутся.

В общем-то, плюсов в книге больше. Тут и славные персонажи, харизматичные аборигены и героические русские парни, и легкий, ироничный авторский стиль повествования. В целом — хорошо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх