FantLab ru

Мария Гуркина, Андрей Кознев «Выбор есть»

Рейтинг
Средняя оценка:
4.95
Голосов:
19
Моя оценка:
-

подробнее

,

Выбор есть

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «15-я фантЛабораторная работа»

Входит в:




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из наиболее зацепивших меня историй внеконкурса, но не идеей или характерами. Я не могу поверить, что это писалось всерьёз, тем более – двумя людьми. Кажется, тут умелая стилизация, этакая Жестокая Голактика, лайт-версия. Потому что язык рассказа дикий, логика причудливая, однако события при этом прослеживаются очень хорошо, и атмосфера имеется.

Но то, как поступает ГГ, и как описывает происходящее... Вот, из самого начала:

--- Однако, мне не сразу удалось осознать и разглядеть в зеркалах человеческие души. Это случилось много лет назад, когда мои волосы еще не были седыми, а глаза видели остро и ясно. Связанные с этим события произошли в моем родном городишке, в Калмвилле. ---

- Случилось что «это»? Удалось разглядеть души в зеркалах? «Не сразу» = к 13 годам? И как потом оказывается, ГГ носила очки с толстыми стёклами – это «видели остро и ясно»?

События, связанные с чем «этим»? С тем, что волосы не были седые, а глаза видели ясно? Или опять же, с разглядением душ в зеркалах?

«Устроить семейные фотографии», «привести хорошие новости», «предавали живость лицу» и прочие корявые/опечатные клише.

--- Но мы, уверяю, продаем необычные зеркала, в которых вы сможете увидеть лишь свои уставшие и грязные от рабочей копоти лица. ---

- ну оочень необычные зеркала.

--- Они, к моему удивлению, чувственно уговаривали остаться. Просто жить у них. Но я отказалась; соврала что-то неряшливое и глупое. ---

--- Вы представляете, что сейчас такое колесить и обхаживать нашу хранимую Господом Америку? ---

- можно подумать, она много путешествовала в разные времена и ей есть с чем сравнивать.

И почему-то именно ГГ, которую все шпыняли и насмехались, а теперь начали относиться по-человечески, недовольна сложившейся ситуацией и тащится в какой-то Денвер, за каким-то Мастером, с голыми руками... Так что же, всё, что над ней учиняли – было правильно? А если скряга перестал быть скрягой, психопат больше не бьёт жену и детей, наркоман не ширяется, педофил никого не совращает – это значит, что у них отняли душу?

Короче говоря, странный фантдоп о том, что у человека есть душа, и она содержится в его пакостных чертах характера. Думаю, советские атеистические издания перепечатывали бы этот рассказ с большой радостью. Тут ведь ещё и про загнивающий Запад заодно, про звериный оскал капитализма и кризиса.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно грязный, невычитанный текст. Ляпы просто зашкаливают. Диалоги, стиль общения между людьми, совершенно неестественные. Начало (зачин?) — типично-Золушковый. Под финал — нудная объяснялка. Разбираться в сюжете нет никакого желания.

Слабо.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше понравилось, чем нет. Американской атмосферы не получилось, да и зачем американское — если есть свое, родное, не понимаю...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нравоучительная сказка для взрослых с неявной моралью.

Тема раскрыта через волшебные зеркала, меняющие людей.

Чудо – в наличии, сюжет на себе держит и то хорошо.

Тайна – в данном случае держится дольше, чем длится сам рассказ. Ибо так и остаётся неясным, какой характер носит мистическая связь человека и «его» зеркала, что происходит с каждой «исправленной» душой и т.д.

Достоверность – средняя, на бытовом уровне даже высокая, а вот при столкновении с чудесным большинство персонажей выше картона в реакциях не поднимаются, увы…

Читается с интересом, забывается легко. Оценка средняя.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Уже в постели я долго размышляла, почему с моего рождения мама, которая так нежно любила когда-то, относилась ко мне теперь так.»

Несколько раз перечитал это предложение. Но так и не понял, что к чему. Вернее, я могу предположить, но получается чушь несусветная.

«И, что самое главное, то, что вы там будете видеть, станет реальностью! Только смотрите чаще... Эй, сэр. Да, вы, мистер Накар! Возьмите, посмотрите и попробуйте сами.

Он с недоверием взял в руки зеркало и минуту смотрел туда, пока не вскрикнул:«

Кто взял зеркало, торговец?

«Я бежала. Просто старалась как можно быстрее передвигаться в неудобных каблучках от всех.»

Она в каблуках ходит? Как можно ходить в каблуках?!

«При этом делали это так по-павловски эффективно, что нужда в смотрении на собственное отражение у меня напрочь исчезла»

Очевидно, имеется в виду павловская теория условных рефлексов. Кто бы мне подсказал, откуда не старше чем средняя американская школьница времён, видимо, великой депрессии, может знать про эту теорию? Не верю ни секунды. Тем более она не может знать про павловскую денежную реформу.

«Он что-то кричал про «совершенно бесплатно», но представлялось лишним: орава людей уже растаскивала его пожитки. При этом всем папа Питера неподдельно улыбался и пожимал всем руки.»

Итак, скряга Ларри стал раздавать свою мебель. И орава людей... и так дальше. Снова не верю. Ведь зеркала делали людей лучше. Лучше, понимаете? Мать и сестра героини, Ларри, Накар — вообще все, кто получил зеркало, а зеркала получили, кажется, все. Или крайне многие. Откуда, скажите на милость, взялась эта орава, которая решила нажиться на поглупении Ларри? Зачем этим людям барахло, ведь они стали лучше?

«Увидел в окне, как ты крадёшься мимо, решал за тобой проследить»

Решал-решал, так и не порешал.

«Они что-то обсуждали, а потом хлопнули дверью и ушли за громаду фургона. Дверь оставалась открытой.»

Роялище.

Ну и так дальше. Вернее, дальше хуже. То, что начиналось как перечень несуразиц, превратилось под финал в чудовищный диалог-объяснялку. Который закончился самоубийством того, кто свои действия выстрадал. То есть, что я хочу сказать. Я не вижу мотивов в поступках героев. Я ещё могу понял Питера, его отец изменился и странно изменился, но что потащило изменять мир Ниту? Откуда она вообще взяла, что зеркала забирают душу? Вот, кстати, ещё одна причина моего недовольства — текст переполнен душами, бОгами и господями. Отвратительная религиозная пропаганда.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Текст нуждается в серьезной вычитке и доработке: огромное количество ошибок, прежде всего, лексических, и логических неувязок. Разбирать все, к сожалению, нет ни времени, ни возможности. Я думаю, что другие рецензенты сделают это лучше меня.

И еще один огромный минус, с моей точки зрения — почти неприкрытая пропаганда суицида как выхода из критической ситуации. Или, когда я читала завершающий эпизод повествования, мне это только показалось?

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во время чтения у меня сложилось впечатление, что я знакомлюсь с новеллизацией какого-то зарубежного мистико-мелодраматического сериала, который скверно перевели на русский язык. Бедная главная героиня, которую никто не любит и не ценит: ни мать, ни сестра. Ценят ее только местные хулиганы, которые горазды над ней издеваться.

Но девушка покорно переносит жизненные тяготы и невзгоды, пока в один прекрасный день в город, где она живет, не приезжают необычные торговцы. Главная героиня покупает у них зеркало и с этого момента ее жизнь преображается. Впрочем, изменения происходят не только с девушкой, но и со всеми жителями городка, кто приобрел странные зеркала.

Сложновато рассказ читать было из-за местами конструкций предложений странных. Хотя, быть может, сделано специально так было, чтобы на мастера Йоды речи манеру походило, дабы из толпы выделиться хоть как-то.

Ну и, кроме того, в тексте полно стилистических ошибок и неудачных выражений. Он может стать отличным пособием для прокачки редакторского скилла. А еще можно хорошо повеселиться. Я не удивлюсь, если это кто-то из опытных авторов решил постебаться над читателями.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Корявый язык, невычитанный текст и картонные диалоги. Начало напоминает сказу о злобной мачехе и подснежниках, что никак не настраивает на серьёзный текст. Не понятно, чем вызвано такое отношение жителей города и семьи к ГГ. Просто страшненькая, да таких везде навалом, и отношение не такое ужасное. Со стороны детей, да возможно, но вот взрослые – сомнительно. Теперь понятно, авторам для сюжета нужен был контраст, и вот таким простым способом его и добились. Вы не показываете изменение характеров жителей города, а рассказываете о них – говорите прямым текстом. Почему продавцы испугались зеркал? Зачем глава с описанием мытарств девочки? Она резонирует с остальным текстом. Её можно безболезненно выкинуть. Она ни на что сюжетно не влияет. Речи и объяснял из уст «злодея» звучат пафосно. Аутодафе и финал. Наивно-подростковое фэнтези. Тема есть.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря мне рассказ не понравился.

Сюжет развивается на фоне великой депрессии в 1933 года, но ее в рассказе почему-то нет.

А есть девочка Нита, провинциальная золушка. Ниту никто не любит, над ней издеваются ровесники и взрослые и даже родная мать готова выгнать на улицу в непогоду. Но однажды все меняется: семья начинает заботится о Ните, мачишки дарят цветы и не пытался забросать грязью. А виной всему чудесные зеркала забирающие всю тьму из людских сердец.

Что же будет делать наша героиня?

Наслаждаться обретенной любовью семьи? Радоваться, что кризис завершился так легко ( у нас великая депрессия на минуточку).

Нет. Она начнёт крушить все вокруг, из-за своих глупых подозрений!

И ладно бы только мораль истории мне не нравилась (в конце-концов наверное именно так и должен выглядеть мир без зла: тихо, мирно и скучно). Но как я уже говорила у нас Депрессия! По сюжету Нита 2 года добиралась до мастера и видела всю сущность 1933 и последующих годов, но она совсем не изменилась (для справки: рассказ о Нитином путешествии по Америке занял в моем мобилнике полстраницы, сухих как список покупок из магазина. Девушка пошла туда-то, видела то-то, но с ней ничего ужасного не случилось). Но вот после своих не вообразимых приключений (это сарказм) Нита пребывает к мастеру, который судя по всему ровно просидел на попе все эти два года ничего не делая. Иначе как объяснить, то что за два года до него не дошла информация об уничтожении зеркал в родном городке Ниты. Или то, что за два года Мастер не взял под контроль весь свой город.

Ну и наконец поговорим о финале.

Героиня прибывает к мастеру и узнает, что тот создаёт зеркала, потому что его сын погиб на войне и он хочет сделать мир лучше. (Уважаю его за это решение: он понял, что зло в каждом из нас. Что в войне виноват не только солдат или президент, но и фермер снабжающий армию продовольствием или мать троих детей, шьющая мундиры солдатам и тем самым спасая своих малышей от голода. Нина говорит о том, что люди должны сами совершенствоваться. Должны. Но это невозможно. Даже если человек добр и высокоморален есть те кто обернет его добро во зло. Увы но я склоняюсь к мнению Мастера: людям необходимы такие вот зеркала).

После уничтожения надежды человечества на мир Нита живёт жизнью обычного человека. Её друг уходит на войну, но возвращается в отличии от сына Мастера.

Все заканчивается хорошо...

А я думаю, если бы все это было иначе? Если бы путешествие Ниты заняло бы больше одной страницы. Если бы она действительно чувствовала голод и холод, если бы действительно видела как депрессия ломает людей, то каким был бы финал? Приняла бы она точку зрения мастера увидев всю тьму в душах людей? Ведь оглянувшись назад я понимаю, что весь рассказ был построен вокруг этого события, по нарастанию от меньшего к большому. От издевательств мальчишек до...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маленькие глазки быстро бегали, предавали живость лицу. Оба опрятно, по-деловому одеты.
— я не мог не взять это эпиграфом.

Тема: явная, присутствуют зеркала

Плюсы: есть моральный выбор, показан противоречивый герой

Минусы:

1) рассказ нужно переписать. В середине есть ничего такой фрагмент, но начало — это просто ух (см. эпиграф)!

2) я не понимаю природы морального выбора. Т.е. почему героиня решила, что забрать зло (или выбор) — это то же, что забрать душу. Вообще в рассказе все описано так, будто бы забрать зло — это однозначно полезно для людей. Я не нашел событий, которые можно было бы интерпретировать в негативную сторону (тех, где зло было нужно). Такое ощущение, что авторы хотели показать, как эгоизм и обида перечеркивают чужие хорошие начинания. Если это так — авторы могут отнести этот минус к плюсам. С другой стороны, это все так неявно, что кажется, я додумал.

3) Великая депрессия вам не удалась — нет атмосферы

Дополнительно:

При усложнении идеи и ее более явном оформлении получился бы хороший рассказ. Но язык портит все

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно это написано просто невообразимо корявым языком. Некоторые предложения построены словно бы наоборот. Обилие ошибок.

Но.

Этой несуразице удалось меня зацепить. Сквозь весь текст пролегла отличная сюжетная нить. Филосовский вопрос, ни много ни мало!

В итоге, не смотря на все технические огрехи, рассказ мне понравился. Здесь есть тема, финал. Структура.

Удивительно и здорово)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх