FantLab ru

Нил Гейман «Проблема Сьюзен»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.83
Голосов:
353
Моя оценка:
-

подробнее

Проблема Сьюзен

The Problem of Susan

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Гейман здесь предлагает под несколько иным, неожиданным углом взглянуть не только на знаменитые «Хроники Нарнии» в частности, но и на всю детскую литературу в целом...

© ceh

Входит в:

— условный цикл «The Mammoth Book of Best New Horror»  >  антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 16», 2005 г.

— антологию «Flights: Extreme Visions of Fantasy», 2004 г.

— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.

— антологию «Gutted: Beautiful Horror Stories», 2016 г.


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2005 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Хрупкие вещи
2008 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи
2017 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Mammoth Book of Best New Horror, volume 16
2005 г.
(английский)
Gutted: Beautiful Horror Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный взгляд на Нарнию. Мне всегда казалась, что Нарния слишком слащава ( я списывал это на эпоху), а ГГ Лев слишком похож на непогрешимого Бога, и ему до лампочки все наши земные дела, он появится в самый последний момент. Ну а Колдунью он мог победить одной правой лапой. Впрочем это о Нарнии... А Гейман в этом рассказе очень хорош!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большего бреда в этом году еще не читала. Не знаю за что так все любят Геймана. За вот такой вот пошлый фанфик? Взять и буквально перевернуть с ног на голову характеры и мотивы персонажей оригинальных «Хроник Нарнии», это надо просто сознательно не уважать Льюиса и это свое неуважение выставить публично. Если до этого по прочитанным романам Геймана, у меня к нему сформировалось сугубо нейтральное отношение, то после такого рассказа подходить к нему и близко больше не хочется.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В университете был у нас краткий курс истории кинематографа, на котором немного экзальтированная преподавательница показывала нам всякое «знаковое» кино. Иногда, это был «Клуб мёртвых поэтов», а иногда, к сожалению, отечественный артхаус. Была там одна фигня, где героиня едет по просёлочной дороге и видит на обочине свою знакомую, останавливается и спрашивает, мол чего это она здесь. Ответ:«Я сейчас в овраге так круто пое*лась!». К чему это, зачем? Ведь никакой сюжетной ценности не несёт, ничей характер никак не раскрывает и про «пое*авшуюся» потом вообще за весь фильм ни разу никто больше не вспомнил. Пришли к выводу, что для шокирования зрителя и настроя его на какой-то лядский лад.

Точно так же и с Гейманом. Нафига здесь подробная сцена зоофилии? Честно признаюсь, что не читал хронику про Нарнию и знаком с её миром только по фильмам. Но там как-то вообще никаких предпосылок для такого не было... Честно признаюсь, что меня уже натурально бесит такая маниакальная черта Геймана — впихнуть рандомно в какое-нибудь произведение некое ё*нутое, я извиняюсь, извращение, вывалить на читателя эту гадость и... и не знаю, зачем и что дальше. И ладно бы он был графоманом, который брал бы только подобным шок-контентом, тогда можно было бы со спокойной душой бросить читать его творчество. А так — ходи по его историям вслепую, не зная, где наступишь на подобное.

Если у данного сборища букв и есть какая-то ценность, то её можно заметить только в сочетании с Хрониками Нарнии, самостоятельной ценности у «Проблем Сьюзи» нет, если не брать в расчёт очередные недораскрытые здесь размышления и намёки на взросление.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ спорный и неоднозначный. Поначалу мне показалось, что я обманута — он не оправдал моих ожиданий — я ждала некоего откровения, хотела найти ответ на вопрос, почему не погибла и Сьюзен тоже. Но вместо этого разговор со Сьюзен о Сьюзен, но ни намека на ответы. Да, она прожила жизнь, состарилась и умерла. Как и большинство людей. Сьюзен — самая обыкновенная. Это ли хотел сказать нам Льюис? или это говорит нам Гейман?

Но потом я прочла его еще раз, медленнее и более вдумчиво. В чем же проблема Сьюзен — в том ли, что она выросла и перестала верить в чудеса и сказки, или в том, что ее душа зачерствела, или в том, что интересы ее поменялись? Почему она не заслужила рая вместе с родными? Почему не погибла в том поезде? На первый взгляд, бросается в глаза то, что Геман свел все к сексу — Сьюзен стала взрослой, и детская непосредственность, наивность и невинность были ею утрачены. Но ее ли в том вина? Ведь это закономерно. Есть ли вообще у Сьюзен проблема? Ведь все кажется довольно простым и понятным — она потеряла веру в чудеса, стала ветреной кокеткой, поверхностной и пустой, а потому в мире Нарнии ей просто не место. Взросление — лишь одна сторона медали. Другая — потеря себя, духовная потеря, личностная.

Сьюзен перестала видеть мир глазами ребенка, стоит ли ее за это наказывать? А может, рассказ Геймана о том, что взрослые неверно понимают и трактуют детскую литературу, пытаются лезть в бутылку, высасывать проблему из пальца, искать потаенный смысл там, где его нет? Может, проблема Сьюзен в том, что нет в ней никакой проблемы? Можно очень долго рассуждать на эту тему, ведь Гейман не дает готовых ответов, наоборот, возникают новые вопросы. Суть-то в том, что у каждого будет свой ответ и свой взгляд на Сьюзен и ее проблему.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная блестящая попытка показать, как из текстов, написанных с целью пропаганды того или иного вероучения, легко вычитываются со-о-овсем не те смыслы, что закладывал в них автор. Не так все бывает, совсем не так — и в католицизме, и в криптоправославии (слышанное мной от школьной училки зарублитры определение этической позиции К.С.Л.), и в мусульманстве.

Чарльзу Диккенсу после Стейплхерстской катастрофы, пожалуй, повезло. Ему не пришлось опознавать изуродованные тела близких.

Господа теологи и теософы, ну хва-а-а-тит уже изгаляться с теодицеей.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не читала «Нарнию», так что в некотором роде не в теме. Хотя, конечно, из текста можно понять, что называется, логику вопроса. Но все равно мне было неинтересно и даже неприятно читать этот рассказ. Как-то жестко и грубо вывернута суть волшебной сказочной истории. Этот сон... Нет, это откровенно неприятно.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая штука постмодернизм. Всегда можно заявить: «Да это совсем не о том!» Вероника увидела в рассказе утверждение христианства, другие — его отрицание или бездумный эпатаж. Что имел в виду сам автор? Кто его знает. Вполне может быть прав Петро, заявивший: «Гейман — из тех авторов, которым все равно, что писать». Или сдержаннее — для Геймана художественная идея первична, мораль (в смысле «мораль истории») и философия вторичны. Как сказал он сам: «Я считаю, мы должны друг другу рассказывать сказки. Вот мой символ веры — и вряд ли когда-нибудь появится более внятный». Я запутался. Перестану лучше гадать о тайных смыслах и опишу своё первоначальное впечатление, то, что я хотел написать до того, как прочёл чужие умные и интересные отзывы:

«Глумиться над детскими книгами и чужой верой легко, как отнять конфету у ребёнка. И так же противно».

Но Веронике я завидую — её мир светлее.

P.S. Никто Сьюзен, конечно, не наказывал. Она получила ровно то, что хотела. В Рай силой не загонишь.

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занятно: в «Хрониках Нарнии» Льюиса видят образы и символы, а в рассказе Геймана — только буквализм.:confused:

Собственно, Veronika уже привела развёрнутый пример, как можно понимать «Проблему Сьюзен» с близких К.С.Льюису позиций.:appl:

Хочется добавить, что «совпадение» снов Профессора и Греты весьма условно и «технически» вполне объяснимо без фант.допущений. Профессор увидела сон случайно, но он пробудил в ней воспоминания о книгах Льюиса и неравнодушную реакцию во время интервью. Грета так же хорошо знакома с книгами, а тут такое пересечение книжной истории с судьбой Профессора плюс новая точка зрения на детскую литературу.

Но это сон именно Греты, это ЕЁ видение. А Профессор в ту же ночь видит совсем другой сон. И вряд ли в нём всё случайно. Как и в рассказе в целом.

...Рассказ Геймана оставляет развязку и мораль истории свободными для толкования, но делает это в стиле набора из детских кубиков и цветных фломастеров: есть хорошо стыкуемые друг с другом элементы; что сам сложишь, в какие цвета раскрасишь — то и увидишь. Вариантов много, но не бесконечно. Однако единственно верного варианта выбора всё равно нет. В этом, по-моему, и заключена «Проблема».

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне непонятно, почему из истории Сьюзен делают проблему. На мой взгляд с ней, как персонажем, всё крайне ясно, а народ, что говорится, попросту начинает «лезть в дебри».

Сьюзен не попала в Нарнию, потому что стала пустым, поверхностным, бездуховным человеком с ограниченным мировоззрением. Она потеряла себя, как личность, променяв свой внутренний мир на преходящие удовольствия.

Льюис совершенно точно охарактеризовал её фразой «её больше не интересует ничего, кроме чулков, помады и приглашений в гости». Это вовсе не значит, что автор был женоненавистником, или противником взросления, как заявила авторитетный пЕЙсатель Джоан Роулинг. Взрослеть не есть плохо, плохо терять себя в круговерти мира, и становится ещё одной посредственностью, растворяясь в толпе.

В любом случае, когда я читала это в 10 лет, у меня никаких вопросов по данному поводу не возникло.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А по-моему рассказ исключительно эпотажный. Перечитал все здесь отзывы, включая положительно-восхищенные (благо их здесь много), перечитал затем еще раз рассказ, и не увидел ничего кроме антирелигиозного абсурда. Как-то получилось очень мутно, несвязно и абсолютно мне неинтересно, хотя тема продолжения Хроник Нарнии, безусловно, сама по себе очень любопытна!

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Леди и джентльмены,

Крайне негативно отнесся к этому рассказу Геймана просто потому, что всему должны быть пределы. Конечно, есть авторы, которые ставят эпатаж как таковой во главу угла, но Гейман тут, как говорится, и чтец, и жнец, и на дуде игрец: и веру опустил ниже плинтуса, и над сказкой надругался так, что Льюису точно мало не показалось...

Такие дела.

Оценка: 2
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с Veronika. Не согласен с Petro_Gulak.

Независимо от того, считать ли профессора «той самой Сьюзен» или не считать (в конце концов, мог быть просто человек с похожей судьбой... хотя маловероятно, конечно) — рассказ в первую очередь о том, что _тупые придирки могут убить любое чудо_ Ну, или — «ощущение чуда», если так понятнее. Поэтому _надо беречь в себе это ощущение_ Уж коли оно есть...

Кстати же, и нет никакого «фантдопущения» в том, что профессор своим неверием «заразила» Грету. Подобное умение покорять других людей известно с той поры, как свет стоит, и называется оно — мозгоедство (сказал бы покруче, да не хочу).

В каком-то смысле рассказ ударяет и по таким произведениям, как «Дракон в мече» Муркока («Мой мир стал серым, но в определенном отношении он был богаче, чем все остальные миры» — да, УБЕДИТЬ себя можно в чём угодно, вопрос — будет ли это соответствовать истине?) и вообще по всем тем людям, о которых так хорошо сказал классик:

«Что ему книга последняя скажет,

То на душе его сверху и ляжет.

Верить — не верить — ему не дано,

Лишь бы написано было умно».

С той лишь разницей, что здесь не «написано», а сказано. Поэтому я бы лично озаглавил рассказ «Проблема Греты». С профессором и так всё ясно, куда больший интерес вызывает человек, по доброй воле полезший в профессорские тенёта... Уж хотя бы потому, что для неё, возможно, таки ещё не всё потеряно (я не знаю как в рассказе, а в жизни отравление «житейским здравым смыслом» не так уж неизлечимо...)

PS Без «чернухи» в финале было бы, конечно, _намного_ лучше — но это уж просто «дань моде» (или «дань попсе» — назовите, как хотите): автор знает, что от него ждут чего-то такого, «эдакого» — и не хочет разочаровывать читателя...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне кажется, что проблема Сьюзен — не в том, что она выросла (хотя, похоже, автор именно это хочет сказать), а в том, что она отказалась видеть мир глазами веры, как это было раньше. С возрастом это труднее. Аслан остался в ее детстве как лев, и ей проще извратить Его образ, чем допустить, чтобы он взрослел вместе с ней в ее сердце..

На мой взгляд, опять же, Гейман слишком извратил. Идея ясна, но это для меня и многих людей такая трактовка — моральное табу. Глаза резало читать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея того не стоила.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боюсь я тоже не уловила, что именно хотел сказать автор. В основном отталкивает концовка, может я чересчур щепетильна, но некоторые сказки лучше не трогать. Это же Аслан! — не важно религиозен ты или нет, зачем писать Такое о замечательном сказочном персонаже? Чтобы показать свое оригинальное видение? Не стоит. Но проблема Сьюзен раскрыта неплохо. Мне никогда не нравился финал Хроник Нарнии, но даже при этом я испытывала легкое разочарование по отношению к Сьюзен. Льюис несомненно очень верующий человек, ведь для того чтобы поступить так со своими юными героями нужно иметь очень веские причины — это же сказка для детей. А Сьюзен мне жаль — наказана лишь за то, что перестала верить и выросла. Наверное, мало кто из нас задумывался каково ей было остаться одной. Или идти на опознание родных. Как-то это странно вот так наказывать героиню, которая только начинает жить.

В общем, что бы не хотел сказать здесь Н. Гейман, какой бы смысл не вкладывал в свой рассказ, впечатления остались крайне неприятные.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не понравился. Вроде бы начал автор за здравие. Хорошо показана жизнь старой женщины, пережившей страшную беду, но сумевшей найти себя в жизни. А вот попытка связать ситуацию с «Хрониками Нарнии», на мой взгляд, не удалась. Хоть я и не поклонник Льюиса, но не стоит делать порнорассказ из детской сказки. Не первый раз сталкиваюсь с произведениями, написанными по мотивам известных романов с идеей «не так все было», но так извратить оригинал — это надо уметь. И даже литературное мастерство Геймана не спасает от негативного впечатления от рассказа.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх