fantlab ru

Клиффорд Саймак «Послание с Марса»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Оценок:
159
Моя оценка:
-

подробнее

Послание с Марса

Message from Mars

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 34
Аннотация:

Случилось невероятное, оказывается на Марсе есть жизнь. С его обитателями была установлена радиосвязь. На Землю прибыл марсианский корабль, внутри которого находились всего лишь семена, из которых выросли марсианские лилии. Впоследствии они разрослись повсеместно. Ведь растениям, сумевшим выжить в атмосфере Марса, не страшны никакие земные болезни и вредители. И вот, корабли с грузом семян периодически садятся, а из приемника доносится лишь: «Не прилетайте. Опасно...»

Но человечество поставило себе цель — добраться до Марса и повстречаться с его обитателями. Множество кораблей погибло в полете или пропало без вести. Стартует очередной, пилотируемый Скоттом Никсоном, желающим во чтобы то ни стало долететь до Марса, куда ранее отправился его брат Хьюг. По случайности, вместо заболевшего напарника в ракету со Скоттом попадает местный дурачок.

По прилете на Марс, Скотт обнаруживает лишь одинокую металлическую башню, вокруг которой растут марсианские лилии, а также... своего брата Хьюга, который открывает ему страшную тайну марсиан. И теперь есть только одна задача — любой ценой сообщить на Землю о страшной опасности, нависшей над человечеством.


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
И. Иванов (2)

Мир красного солнца
2006 г.
Ветер чужого мира
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх, не хотел я писать отзыв, но рассказ больно понравился, а претензии других рецензентов о невозможности создания техносферы растениями показались мне... недальновидными.

Почему? Да просто потому, что берётся во внимание только текущее положение вещей, а ведь в повести немало намёков, что так было не всегда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первое — Марс умирает. Прямо говорится о том, что без техногенной поддержки биосфера была бы в гораздо более плачевном состоянии.

А значит, когда-то раньше было лучше. Достаточно традиционная для фантастики тех времён идея, что в прошлом Марс был цветущей планетой, но к нашему времени от всего этого богатства мало что осталось.

Второе — нет никаких доказательств, что в отдалённом прошлом на Марсе не существовало животной жизни. Не обязательно разумной, но зато способной к манипулированию предметами.

Третье — марсиане умеют подчинять живых существ и заставлять их делать то, что им нужно. Да, поначалу может показаться, что этим занимались механические жуки, но это не доказано.

Итого, в отдалённом прошлом биосфера была намного богаче, скорее всего были и какие-то животные, которых разумные растения могли подчинять. Иначе почему они вообще вдруг так быстро смогли этому научиться, когда встретили людей? Вот сел первый корабль на Марс и почти сразу (программа полёта не предполагала длительного пребывания на Марсе) одного из членов команды взяли под контроль, значит марсиане знали что делали. Иначе было бы проще своих механических слуг послать.

Тогда вопрос куда девались все эти животные? Вымерли, ведь Марс умирает. Но прежде чем умер последний, они смогли создать механических слуг для своих хозяев. Разумные марсиане понимали, что вскоре останутся без подконтрольных им ранее слуг-животных и подготовили им замену, только и всего. Потому и была создана техносфера, потому и начался технический прогресс, который прежде марсианам был просто не нужен — их обслуживали живые рабы.

Да, вот если сейчас вдруг уничтожить всю технику марсиан, то восстановить её они бы не смогли — сами они беспомощны. Но пока техника существует, то все эти механизмы самовосстанавливаются и самовоспроизводятся. И при необходимости, под контролем марсиан, могут даже создаваться новые виды механизмов — как начали строиться космические корабли для полёта к Земле.

Нет, я не буду утверждать что всё это было именно так придумано автором. Сомневаюсь в этом. Просто не раз в отзывах и критике сталкивался с такой точкой зрения, что «раз я этого не понимаю и автор мне не объяснил», значит этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Хотя если уж действительно заинтересован в разгадке, то может было бы достаточно хорошенько подумать и пофантазировать. Всё же фантастика — литература мечты, а не только научно установленных фактов.

И за возможность помечтать я такие произведения как это, я люблю и ценю.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом неплохая идея о контакте людей и марсиан, достаточно хороший текст, мелодраматический сюжет... Но, в остальном полное игнорирование логики, напоминает случай, когда школьник намучавшись с уловием задачи просто подгоняет решение под ответ. Автору понравилась финальная сцена и весь текст выстроен так, чтобы получилась концовка, но при этом полностью игнорируется факт, что так не может быть или необходимо признать, что люди просто идиоты. Но фантастика не сказки, это есть достаточно логичное увязывание фактов, позволяющее верить в происходящее. А посему не для коллекции.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ из так называемого «золотого века» американской фантастики, с интересной загадкой. Но есть тут некоторые облачка в виде логических ляпусов. Увы, но вынужден признать, что логика у горячо любимого мною Саймака довольно часто хромает.

Во-первых люди представлены здесь в качестве лопухов невероятных, вот так запрасто позволивших бесконтрольно размножаться инопланетным растениям, которые, как я понял, даже толком не потрудились изучить, не говоря уж об исследовании их влияния на земную экосистему. Наверно это можно списать на год публикации рассказа, тогда об таких вещах мало кто задумывался.

Во-вторых

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Откуда у цветочков вообще взялись механизмы? Если по заданному автором условию никаких органов для воздействия на окружающий мир (рук, щупалец, телекинеза) у них нет? Почему все машины сосредоточены только в одной точке на планете? Впрочем это можно обойти допустив, что всю машинерию лилии унаследовали от другой марсианской расы ныне погибшей.

В третьих.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже и без меня только ленивый не писал, что люди цветочкам для вскрытия конейнеров не нужны. Раз механожуки и так спокойно преодолевают межпланетное пространство. Если же те по какой-то причине этого не могут, то невозможно представить, что цивилизация создавшая космические корабли не способна организовать автоматический выброс семян после посадки. Наверно это можно обойти приписав марсианам более сложный рассчёт. Например люди способны с большой вероятностью засечь летящую ракету и действовать более осторожно, а вот если их предворительно по радио заболтать. Пусть ещё почву для растений получше поищут. А вот если неизвестные корабли будут падать на разных участках планеты ( На один в этом случае нельзя, он может семенам и не подойти), то это будет слишком подозрительно.

Но в том то и дело, что снять противоречия Саймак даже не пытается, его герои их просто не замечают.

Не смотря на это твёрдое семь.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея разумных цветов — это странная идея. Как цветы могли создать машины? Это мнение уже высказывалось, но я повторюсь. Однако даже учитывая, с моей точки зрения, абсурдность этой идеи, она неожиданна и оригинальна. Хочется верить, что это возможно, поэтому такая оценка. Вообще, я не люблю придираться к авторам, тогда, по-моему, теряется удовольствие от прочтения. Делаю на них акцент только в том случае, если их невозможно не заметить.

И все же, учитывая год написания — отличный рассказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Message from Mars – рассказ написанный в 1943-м году Клиффордом Дональдом Саймаком (на самом деле правильнее произносить «Симак»), одним из величайших фантастов XX века.

Симак принадлежал к поколению, которое в конце 30-х печатал знаменитый издатель Джон Вуд Кэмпбелл – наряду с Азимовым, Ван Вогтом, Хайнлайном и др. – к тем, чьи имена неразрывно связаны с определением «золотая эра американской фантастики».

Это очень мрачная и поэтическая вещь, выбивающаяся из ряда вон, не вполне характерная для автора – такого, каким мы его знаем.

Действие ограничено тремя географическими (вернее, астрономическими) точками: плато Кения (Земля) – Море Спокойствия (Луна) – Марс… Точки, между которыми протянулся «мост из костей», важнейшая составляющая сеттинга.

«Мост из костей» — это маршрут движения исследовательских кораблей с Земли на Марс, с заходом на Луну. Это, по сути, билет в один конец. Ни один из звездолетов до сих пор не вернулся. Ни один не подал сигнала, дойдя до финишной точки.

И это же — маршрут, по которому в обратном направлении — с Марса к плато Кения – следуют автоматические корабли пришельцев. Сигналы от марсиан приходят регулярно, смысл один и тот же – в своих транспортах они шлют послание. Один за другим – грузовые корабли набитые семенами диковинного марсианского растения – «красной лилии». И больше у них на борту ничего нет.

Марсианские цветы довольно бойко приживаются сперва в лабораториях, затем на территории экспериментальных фермерских хозяйств, а затем уже – повсеместно.

Ну, еще бы – раз уж эти красные лилии сумели уцепиться за скудные марсианские почвы и выжить там, в ледяном аду, где и дышать-то нечем… То уж на Земле им благодать и везде дорога. Какая там загазованность воздуха? Какая гниль? Какой долгоносик? Они на Марсе и не такое пережили! Справятся. И справляются…

Попытки установить обратную связь с Красной планетой ни к чему не приводят. Попытки добраться до нее — тоже. Да и надо ли это?

Тем более, что сигналы, посылаемые марсианами после первых неудачных экспедиций, твердят об одном и том же: «к нам не прилетайте — опасно…»

Но землянам нужны ответы. Человечество любопытно, ради ответов на вопросы пойдет на что угодно.

Один их тех, кто должен до этих самых ответов добраться – главный герой, пилот Никсон с космодрома, расквартированного на плато Кения.

Корабли гибнут один за другим, и когда очередной фамилией в списке пропавших без вести становится родная фамилия героя – Никсон, для него уже нет пути назад.

Теперь для него это не только повод разобраться в том, что происходит на самом деле. Но и призрачная надежда выяснить судьбу родного брата.

Написанный в разгар второй мировой войны, этот рассказ довольно нетипичен для Симака. Не по форме даже, а скорее по настроению. Вошедший в историю как апологет разумного, доброго начала в человечестве, призывающий к единению и миру — как между людьми и людьми, так и между людьми и братьями по разуму, если таковые вступят в контакт – здесь Саймак изображает марсианскую цивилизацию и ее экспансию как несомненное зло.

При этом он писатель достаточно умный и тонкий, чтоб воздержаться от оценочных характеристик.

А марсианская цивилизация, какой он ее рисует — и вовсе чужда каким бы то ни было оценочным категориям. Добро, зло – разве это имеет значение, когда речь идет о цветах? Цветы не плохие и не хорошие, они растут. Они никого и ни к чему не принуждают. Просто с Марса на Землю продолжают приходить один за другим, автоматические транспорты с семенами, а что с ними делать – сажать и культивировать или выпалывать и жечь, человечество решает само.

Для трагических сороковых метафора довольно однозначная, но почему-то невольно представляется другое: как и кем именно воспринимался этот текст позднее. Как мог бы вдумчиво кивать, читая про красные цветы, непобедимым сорняком расползающиеся по отчизне, какой-нибудь убежденный сторонник маккартизма. Или, посмеиваясь и роняя искры с пижонской трубочки, какой-нибудь рекламщик с Мэдисон-авеню, прожженный республиканец, наслушавшийся небылиц про всех этих хиппарей на их дурацких автобусах. Впрочем, сложно представить себе нью-йоркского белого воротничка или брыластого «охотника на ведьм» за чтением научной фантастики – не тот гештальт.

Поэтому следом на ум невольно приходит соотечественник, читающий Саймака на заре девяностых, когда за окном только начинали высаживать всю эту цепкую флору, неоновые цветы которой распустились теперь повсеместно…

Герои Симака, чтобы остановить экспансию, поступили, как положено в таких случаях поступать героям – принесли в жертву собственные жизни, чтобы остановить зло.

Ну а зло ли, в самом деле? А стоило ли оно того? А мы бы как поступили?

Вот и горят в ночи алым светом красные лилии реклам интим-салонов и спа-центров, сетевых закусочных и гипермаркетов, и никакой тяпкой их не взять, и никакой долгоносик им не указ. Вон оно, за окном, все цветет и пахнет вокруг. Ну и что, что немного чужое, слегка марсианское? Зато глазу приятно. И запах, опять же…

Как-то свыклись. Нормально.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ довольно хорош, чем-то перекликается с романом Саймака «Вся плоть — трава» и рассказом Азимова «По-своему исследователь». И там и там цветы обладают разумом, а с рассказом Азимова их роднит то, что цветы используют разумных животных для собственного размножения и расселения по космосу.

Однако, есть и ляпы. Досадные ляпы, некоторые из которых попросту подрывают сам сюжет.

«Скотт вскочил на ноги, пошатываясь от недостаточной гравитации. Корабль двигался по инерции; поступательное движение корабля создавало некоторое подобие гравитации, позволяющее пилоту не летать по кабине. Однако искусственная гравитация лишь отдалённо напоминала земную.» Движение по инерции — это прямолинейное движение с постоянной скоростью, без ускорения. Но именно ускорение и может создать ощущение гравитации. А раз ускорения нет, то и ощущения гравитации нет.

«Десять лет подряд земляне пытались пересечь «мост из костей» и достичь Марса. Корабли не красную планету всегда стартовали с космодрома на вершине горы Кения: высота горы и её местоположение давали определённые преимущества.

... Старт с Земли. Посадка на поверхности абсолютно сухого и унылого лунного Моря Спокойствия. Дозаправка горючим из специально оборудованных хранилищ. ...

Луна была необходимой промежуточной ступенькой в этом путешествии. С полным запасом горючего корабль попросту не смог бы вырваться за пределы земного притяжения. Низкая лунная гравитация и отсутствие атмосферы во многом облегчало задачу.» Какие, интересно, давал преимущества старт с вершины горы Кения, если все корабли, летящие на Марс, всё равно летели сначала на Луну, чтобы там заправиться топливом? По-моему никаких — это тот же полёт на Луну.

Главный ляп, рушащий сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
»... А жуки улетели прямо на Землю. Ведь они же машины — им не нужны никакие корабли и скафандры. Жуки отправились на Землю, потому что тамошним марсианским лиилям нужны слуги.

... Корабли, гружённые семенами, — никакой не «знак». Нечего нас дурачить! Это всё новые и новые партии колонистов, прибывающие на Землю.

... Если лилии и есть марсиане, которые хотят завоевать Землю, то почему они стали посылать семена лишь двенадцать лет назад?

... Им нужны были люди, чтобы вскрывать контейнеры и сажать семена.

... Но марсианские лилии живут [на Марсе] всего лишь один сезон... десять месяцев...» Жуки прислуживают марсианам и каждый марсианский год перед наступлением зимы собирают семена лилий, каждую весну их высаживают, но долететь до Земли они могут, а посеять семена там им почему-то не под силу. На Земле семена обязательно были должны посадить люди? Глупость!

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сама идея разумных растений мне почему то не понравилась... Как цветы смогли создать техносферу вокруг себя, если у них для этого небыло никаких средств производства?

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх