Марина и Сергей Дяченко «Корни Камня»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Двое братьев-мальчишек, ослушавшись отца — правителя странствующего в космосе Города — отправляются на запретную прогулку. Цена непослушания велика — оба становятся заложниками тайно существующей общины тигардов, замкнутого сообщества, которым правят неведомые Городу законы. За жизнь детей тигарды требуют высокой платы — потеря столь значительных ресурсов обескровит Город, поставив под угрозу жизни всех его граждан... Правитель Города стоит перед выбором: на одной чаше весов — жизни его сыновей, на другой — благополучие Города. И предводитель тигардов тоже выбирает: ради свободы древнего народа ему предстоит убить ребенка...
Входит в:
— сборник «Корни Камня», 1999 г.
— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Украинская фантастика — 2008», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 92
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2647 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 2000 // Средняя форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2000 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Средняя форма, повести |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 26 октября 2013 г.
Сильная психологичная работа. Заставляющая задумываться: а как всё-таки поступят герои? Какое примут решение? И кто, чёрт побери, прав? И есть ли оно вообще, правильное решение?
Финал, по-моему, слишком... пафосный, что ли. С такой театральной символичностью. Я ждала чего-то другого... Но в целом, конечно, вещь запоминающаяся и очень достойная.
ivan2543, 3 апреля 2011 г.
Очень нехарактерное для авторов произведение. У меня оно больше как-то вызвало ассоциаций с творчеством Сергея Лукьяненко – видимо, из-за жанра космооперы, выбранного для этой повести.
Впрочем, пишут ли Дяченко фэнтези, мистику или НФ – они пишут в первую очередь о людях. Не стала исключением и эта повесть.
В основе ее два конфликта – конфликт людей и конфликт социальных систем. Нельзя объяснить происходящее какой-то одной причиной – цели и стремления совершенно разных людей тесно переплелись в борьбе, заложниками которой стали дети.
Первое – это противостояние цивилизованного, военно-индустриального Города, с его демократической системой, и народа тигардов, придерживающегося древних традиций своей мистической культуры. Симпатии авторов явно на стороне вторых – тигарды умеют переносить трудности, в отличие от изнеженных жителей Города; они относятся к членам своего племени, как к родственникам и всегда готовы помочь друг другу; они довольно жестоки, но справедливы, и всегда держат слово; и до сих пор помнят священные тайны своей планеты.
Авторы словно бы показывают нам, чего лишается человек, переходя из традиционного общества в современное. Нет, они не призывают возвращаться в Средневековье, но говорят – не обязательно, становясь цивилизованным, превращаться в живого робота, не помнящего корней своего народа и забывшего сказки детства.
Противопоставление Города и тигардов проходит через всю повесть. Даже имена героев отражают его – командора Онова в основном упоминают по фамилии и званию, в то время, как вождя тигардов Барракуду все называют в основном прозвищем. Да, тигарды захватывают заложников – но Город открывает огонь по безоружным, вопреки соглашению. Да, тигарды требуют значительное количество ресурсов – но, если бы Город не хотел их уничтожить, то все было бы проще.
И лишь ближе к концу повести мы видим – и те, и другие – всего лишь люди. И не только политическая вражда разжигает пламя войны – все гораздо сложнее, как всегда, когда в деле замешана женщина. И конфликт предстает в новом свете – как многое зачастую зависит от человеческих слабостей и страстей, даже судьбы целых народов. Ради личных амбиций двое влиятельных людей готовы совершать одно преступление за другим – чтобы уничтожить соперника.
Ну, и как всегда, Дяченко замечательно описали сложные и болезненные переживания пленного Ивара. Прослежены изменения его отношения к отцу и тигардам, его растущую ненависть к Регине, обладающей такой властью над теми, кто казался Ивару самыми сильными людьми в мире. Отец разочаровывает его своим рационализмом, переходящим в вероломство, своей непримиримой ненавистью к людям, которые всего-навсего не хотят, чтобы им мешали жить. Образ командора, как Белого Рыцаря, рассыпается – Онов скован по рукам и ногам законом, общественным мнением и влиянием Регины. Барракуда – де-факто, враг, и, возможно, будущий палач, но Ивар чувствует – эта ситуация столь же тягостна вождю тигардов, как и всем остальным. Ведь он – воин, а не убийца, и на захват заложников его толкнуло отчаяние – и то, что, вера в рыцарские принципы даже не позволила ему усомниться в благородстве противника. Он привык и жить, и воевать по правилам.
В концовке повести есть все же что-то театральное, искусственное. Она более символична, нежели реалистична. Возможно, в виде спектакля или кинофильма эта история стала бы шедевром, но как повести, ей немного недостает глубины.
Итог: очень хорошая психологическая повесть в антураже космооперы. Кроме собственно психологических вопросов, поднимает проблему конфликта традиций и цивилизации.
Pipfox, 9 ноября 2009 г.
Один из лучших рассказов в сборнике!
Замечательно прописаны переживания и детские образы , отличная и динамичная сюжетная линия, сильный финал!
Красивая психологическая драма!!! :appl:
Надежда, 5 июля 2008 г.
Очень сильное в психологическом плане произведение. Очень яркие, вызывающие отклик в душе, герои. Перед нами разворачивается целый ряд трагедий: и печаль ребенка, потерявшего обожаемую мать, и горечь отца, которого потеря любимого чада просто сломала, и терзания Барракуды. И выбор, страшный выбор: кем пожертвовать — любимым сыном или целым Городом?
LAN, 26 марта 2008 г.
И снова блестящее произведение от супругов Дяченко. На этот раз действие происходит в далеком космосе. Авторы ставят героев перед необходимостью страшного выбора. Готов ли руководитель поселения пожертвовать самым дорогим — своим сыном — ради благополучия людей и ради своей власти? Готов ли его противник пожертвовать жизнью этого же мальчика, которого он успел полюбить, ради своих идеалов?
Великолепный сюжет, замечательные главные герои, потрясающий финал...
Kroshka_Po, 25 октября 2007 г.
Во-первых, приятно увидеть традиционную для Дяченок психологическую драму в других декорациях: дрейфующий в космосе Город, планетоиды, супер-технологическая цивилизация, — такие атрибуты придают повести приятную новизну.
Во-вторых, особая благодарность авторам за замечательную проработку детского образа: эгоцентризм, впечатлительность, несокрушимое упрямство и вера в свое представление о мире, — главный герой получился замечательно-живой.
И в-главных, просто очень интересно читать: переплетение судеб, целей, желаний — делает повесть захватывающей и динамичной.
kastor, 24 февраля 2007 г.
«Поколение, НЕ достигшее цели»… Извечная коллизия власти и свободы. В том числе свободы совести, насколько удалось понять. Потому что других отличий между главными героями обнаружить не удалось. Из-за какой порой чепухи люди уничтожают себе подобных. И никогда ничему не учатся. В высшей степени прискорбно. Но надежда есть всегда.
Antarktida, 27 января 2007 г.
На мой взгляд одна из лучших повестей Дяченок. Оставляет очень сильное впечатление.
Читая, я плакала...
SoN, 15 августа 2006 г.
Бр-р...
Опять пропало всякое желание Дяченок читать :-(
Надолго ли ;)