FantLab ru

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
367
Моя оценка:
-

подробнее

Тайные виды на гору Фудзи

Роман, год; цикл «Тайные виды на гору Фудзи»

Аннотация:

Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег? Стартап «Fuji experiences” действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет... Но эта книга — не только о проблемах российских стартапов. Это о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще — берущая за сердце история подлинного женского успеха. Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации. Герои книги — наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки. В ком-то читатель, возможно, узнает и себя...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Тайные виды на гору Фудзи
2018 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2019 г.
Тайные виды на гору Фудзи
2020 г.
Тайные виды на гору Фудзи +
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот очередной, плановый роман ВО глянулся поболее предыдущего. Стакан наполовину полон за счет юмора и простоты изложения. Это своего рода мультик про мытарства заведомо пейотарных персонажей — вроде Южного Парка. И история смешная и шуток хватает. Было бы еще лучше, коли женская линия, куда как менее интересная и не такая смешная, была бы сокращена вдвое. Качественный образчик развлекательной юмористики, легко читается. Как водится у ВО, с пяток рассчитанных на цитаты mote.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для начала цитата из романа: «-...Ничего такого, что стоило бы защищать, в мире нет. Ни у них нет, ни у нас… Потому что…

Юра опять замолчал, как бы вглядываясь в суть вещей.

- Почему?

- Потому что ничего нет. Ничего вообще. Нигде. Никогда не было. И никогда не будет.

И Юра показал кому-то в пространстве короткий и напряжённо выгнутый волосатый фингер.

Разговор, придавленный последней фразой, стих.»

В качестве отзыва могу только добавить, что этой фразой (или сутью фразы), можно сказать, «придавлено» всё творчество г-на Пелевина. Да, у него неплохое чувство юмора, он иногда очень неплохо «концептуализирует» окружающую реальность, одновременно прикалываясь над нею, но практически после каждого его текста всплывает именно этот вопрос: если ничего нет, то ради чего все эти 300-400-500 страниц стёба и издевательства над всем и вся? Понятное дело, даже человеку, который свято верит в то, что ничего нет (или впаривает постоянно свою веру другим людям за небольшую денежку, на самом деле не веря ни во что), надо что-то кушать и во что-то одеваться... Но, ей-богу, я уже много лет не могу понять, как г-н Пелевин, который, судя по всему, не получает никакого особого удовольствия от написания своих книг (он совершенно явно не графоман в хорошем смысле этого слова — по всему видно, что писание даётся ему если не с трудом, то уж точно без удовольствия), продолжает выдавать на гора по книге в год... То ли это такая мазохистическая епитимья (ничего нет, но «мы это дело поломаем» и назло самому себе наступим на горло собственной песне), то ли просто нужда заела... в последнее верится с трудом — думаю, из современных русских писателей г-н Пелевин один из самых небедных.

P.S. Простой вопрос самому себе — а если ты много лет не понимаешь, зачем автор пишет то-то и то-то, — то зачем ты продолжаешь читать его книги? Ответ тоже очень простой: данную книгу увидел на полке в библиотеке, и рука сама собой потянулась и хапнула... У автора инстинкт писательский, а у читателя — читательский.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перед нами снова бандиты, кокаин, буддизм, монахи, много сурьезных мыслей и рецензия на философа Пятигорского вдобавок.

В общем, «рецензия» — это, пожалуй, единственное, что мне понравилось в романе.

Пелевин попытался рассказать о просветлении и спроецировать этот рассказ на судьбу братков из 90-х и их боевых подруг. Получилось... Да ничего не получилось. Финал угадывается к 50-й странице, шутки не смешные, буддизм этим бандюганам идет как корове седло. А уж модная тема феминизма раскрыта так, что хоть святых выноси. Пелевин синтезировал движение #Metoo с теориями Кастанеды — вышло и неубедительно, и элементарно скучно. Впервые я пролистывал страницы в книге одного из любимых писателей. Все эти ящерицы и Великие Матери попросту не работают, сочетание двух схем не дает нового качества, ничего не объясняет и не намечает развития тенденций (это есть даже не в самых лучших книгах мэтра). Ближе всего эта книга к «Числам» — недаром есть общие персонажи и даже один ключевой эпизод получает (неубедительное) объяснение. Но в «Числах» нумерологическая модель была больше, чем просто игрой; безумие общества, помешавшегося на цифрах, переключалось как бы в иной регистр. Тот роман мне не понравился — но мне все равно хотелось его перечитывать и обдумывать. Здесь — увы...

Так плохо и беспомощно Пелевин еще не писал. Пора перечитывать «Чапаева...» или «T».

А насчет буддизма — это, пожалуйста, к философу А.М. Пятигорскому)

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшая вещь, — живая, яркая, хлёсткая. Отличная и крепко сбитая сатира. Пелевин здесь заводится с пол оборота — и полетел! «Тайные виды на гору Фудзи» — это вкусный и ёмкий стёб на тему реалий и повседневки, — ни разу не затянутый и скроенный по очень качественному лекалу. В романе в меру сатиры и в меру философии. И то, и другое создаёт нужный атмосферный фон и захватывает читателя буквально с первых страниц. Вероятно, не ошибусь, если предположу что это самый добротный и знатный Поздний Пелевин.

Основная закрутка романа просто великолепна и мега актуальна. Ультра предприимчивый и мега талантливый Дамиан, — выпускник академия Сколково (удивительный *****бол и по совместительству виртуознейший сводник — восходящая звезда и мечта любого отдела продаж) — делает стартапы в тяжёлых санкционных условиях буквально на всём. Он продаёт, — ни много ни мало, — технологию достижения счастья. Что называется, кроит Мечту из воздуха, — одновр-но высвобождая энергию индивида из терний психодинамического зажима, он изящно приоткрывает при этом тонкую завесу хрупкого мистического опыта.

Это очень симпатичный ушлый парень, разводящий на большое «кидалово» несметных богачей из списка «Forbes», — продающий по контракту эксгумацию несбывшейся мечты и нлп модель идеального счастья.

И да, когда за дело берётся «Skolkovo Sailing Team» горизонты раскрываются шире, небо становится ближе и давние мечты расцветают иначе, — более трепетно и нежно; более гротесково и комично.

Дамиан (со своими верными помощниками) — ни дать / ни взять — беззаветный самурай чужого счастья, —  на тонких механизмах проверенной аналитики составляет карту психики своего клиента. Под чутким руководством штатного психоаналитика и под аскезу тайны неразглашения (no-disclosure agreement), — он сканирует особенности индивидуального психо устройства клиента: точечное сканирование гейзеров ненависти и засорившихся колодцев любви. Причём по задумке организаторов сего проекта особенно важны эротические составляющие этого аспекта: первые влюблённости, едва оформившиеся полу детские ребяческие мечты и фантазии. Вот эти самые сканы невоплощённых юношеских порывов имеют среди прочего предельно высокую ценность на мировом рынке спроса в сегменте успешных продаж и хайпов. Ведь после переживания оных инсайтов у клиента должно случится если не помпейское счастье, то уж точно катарсис на грани позитивного взрыва мозга. В общем ретроспектива утерянного и недополученного счастья слепит глаза и ласкает натруженную душу.

... Стартап и стартдаун — невероятный разгул больших возможностей и новых конфигураций. Чудеснейший контент тантрического секса, — желанного воссоединения с хрупким и вечным...

Дамиан на все лады плетёт свои коммуникативно-торговые трюки, на ходу подзадоривая пользователей / то и дело меняя правила устоявшейся игры и следующего аттракциона. И он, разумеется, в курсе всех мыслимых инноваций и бередящих душу ноу-хау, — просто маг и виртуоз своей работы, — вовремя предлагающий испытать все прелести неинвазивных технологий: ничего вживлять не надо — счастье совсем рядом. Просто протяни руку и пощупай его со всех возможных сторон и ракурсов. Сей сотрудник, — коих тыщи на рынках передовых продаж сомнительных и завёрнутых в манящую обёртку многообещающих деловых предложений, — идеально разбирается в передовом тренде новых духовных постижений. Во всю семафорят совершенно революционные проекты и решения под модным хештегом #Кидаю деньги вперёд#жажду ярких инсайтов. Безусловно, Россия — это страна волшебников. Кто бы сомневался?!.

Однако здесь у Пелевина не всё так банально и предсказуемо. И в который раз отмечаю для себя, что любая аннотация в случае с его книгами не отражает и сотой доли тех оригинальных авторских оттенков, полутонов и самобытных эклектичных вывертов, — того заводного живчика и драйва, — которые под завязку уплотнены в его тексте. И всё это невозможно читать без ироничной улыбки, что местами скатывается в искренние «лолы».

Яркий, хлёсткий; по особому заритмиченый и напружиненый, — Пелевин то жмёт своей фирменной сатирой, то воркует тонким ироничным голубем. То, отвязываясь на полную катушку, кроет всё трёхэтажными повседневными истинами. Умудряясь при этом вплетать необычайно поэтичные нотки в свои глубокие переживания в ключе личной философии. Автор здесь не лишь бы какой стилист. Этот очень цельный и плотный текст, виртуозно пересыпаный в том числе байками и юморесками из «нулевых» и 90х, — просто улетает.

И где-то к середине книги, — в главе «Джаны», — у романа словно происходит некий чувственный надрыв, — словно надломили сочный живой стебель и из него пошёл клейкий сладкий сок. Пелевин в этих местах тонкий, умный, гибкий, пластичный, в меру чувственный и архаичный. Он как бы начинает издалека приветливо мигать своему читателю «дальним светом» повествования. И говорить о том, как тонки грани у наслаждения и боли. -О том, что боль бывает со знаком плюс и знаком минус. И порой наслаждение принимает форму мучения. А самое высшее наслаждение — отнюдь не экзальтированные импульсы нашей души... Лучшая музыка этих настоящих наслаждений — это тишина и покой, в которой исчезает и сам покоящийся...

В этих местах неожиданное переживание катарсиса начинает расходится как круги на воде, в которую невзначай бросили камень...

Да, безусловно, Пелевин в позднем творчестве страдает самоповторами. Но не более, чем любой другой автор, — однажды облюбовавший свою тематику (свою любимую «лошадку») и совершающий очередной красивый оборот этой замысловатой, отлаженной и очень интересной карусели.

Не дают ему здесь покоя, — в аллюзиях и оригинальных сносках, — знаменитые братья Стругацкие с их умной и ёмкой сатирой. Пелевин балует своего читателя узнаваемыми намёками «Улитки на склоне». На свой лад разворачивая эту холиварную тему под несколько иным углом: А как быть, если улитка всё-таки доползла до вершины склона?.. И что делать, когда есть только ступеньки вниз, каждая из которых крошится в пыль в ключе бешеной работы нейронов мозга на скорости ***гбит/секунду...

... Самообман или кратер новых возможностей?.. Гора Фудзи — прекраснейший вдохновляющий символ движения вперёд и вверх. И да, надо помнить: на дворе сегодня — постмодернизм. И когда неясен первоисточник, — его множественные трактовки не заставят себя долго ждать...  В романе идеально выточенная структура текста, в котором Пелевин виртуозно держит красивую диагональ своих авторских инсайтов, а потом снова с удовольствием съезжает в треш и стеб. Такой себе (и стилистически в том числе) стартап и стардаун в одном флаконе.

К слову сказать, одна из ярких фишек романа — это рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта офигевшими от эмо передоза олигархами. -В аккурат 13го в пятницу... Эта сцена выписана автором великолепно. На грани юмора, тонкой авторской философии и красивейшей поэтики. Здесь он виртуозно объясняет такие сложные понятия, о которые всегда спотыкаются слова / не хватает знаков препинания. И словно блики по тёмной воде расходятся кругами все его аллюзии, метафоры, сравнения... И хотя их рисковый психоделический трип увы потерпел фиаско... Дамиан ещё предложит на все лады этим ключевым персонажам собрать заново расползающуюся реальность и вернуться в суету и тлен. Но увы грустные последствия духовного передоза будут фонить и занозить ещё очень сильно,- прежде чем эти «мученики» РФ реалий опять ощутят все прелести родной сансары. Иманентный ужас бытия будет бередить их незаживающую душу ещё очень долго и очень неприятно...

Вторая великолепно расписанная параллель романа вовсю «практикует» древнее учение Мезоамериканских охотниц. -Такие себе одиозно настроенные перекачанные Амазонки, — способные преодолеть все мыслимые преграды по завоеванию этого мира исключительно женщинами.

На скорую руку спаянная тайная ложа эмансипе и феминизма с волевыми и стойкими барышнями, — истосковавшихся по «важному» эзотерическому знанию на грани гностики и личного бреда под флагманом «To Empower women»: очередного нескончаемого крика и ора перманетных бездельниц и «матерей всего мира», безусловно вплотную занятых решением и продвижением всех передовых культурных вопросов в контексте «заевшего» их патриархального общества.

Они усердно кроят ущербные реалии на новый неповторимый лад. И заодно твердолобо уверены, что способны воссоздать из пепла свой личный континуум пространства и времени. И всё бы хорошо... Но это, увы, опять слизано самым бессовестным образом из опыта мировой гностики и не предлагает на сегодня ничего нового, — кроме тупости, серости и очередной лености доверчивого ко всему ума. Нет здесь никакого берущего за душу женского успеха. (Кому интересна эта тема лучше мониторить С. Кинга с его психоделической «Розой Мареной») Есть лишь классно нарисованный в стиле мега скоростного чёрно-белого скетчинга гротеск и шарж наших реалий. -Ala достижения боевой женской мысли, — истово и рьяно зовущих к дальнейшей борьбе и победе бог его знает над кем / и шут его знает зачем!?.

PS И под конец начинаешь тяжело и печально вздыхать, — видя эрзац нашей жизни / некрасивую и громоздкую подложку нашей действительности. С особой печалью явственно резюмируешь от себя все стыки нашего ущербного подсознания. -Ежедневные сафари на святого духа... Яростная битва за просветление... Поиски всё новых и новых форм наслаждений, перерастающих в статичную форму окостенелого отупения...

PPS Мои искренние аплодисменты такому Пелевину, — яркому, броскому, смелому и очень-очень талантливому в своей оригинальной подаче и глубокой авторской философии.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось, что совсем нет положительных персонажей. Есть только гады и не очень. Сочувствовать особо некому. Разочарование в жизни штука понятная в наших реалиях, но тут его как-то совсем уж много. Хотя кто-то считает финал «хорошим» Неустанная борьба автора с зубастыми пелотками уже малость утомляет.

ps Люблю творчество Пелевена (читал всё), но не могу ставить 10-ки каждой его книжке. Не фанат наверное:( Уступает «Фудзи» другим его произведениям. Идея хорошая, а вот исполнение так себе. Самый яркий персонаж — потасканная и располневшая «школьная любовь», что ловит на «пиздокрюк»(с) богатенького одноклассника. На которого в школе и не смотрела. Какое уж тут «суждено быть вместе» — чисто за бабло. Сочувствовать такой «героине» я не могу. При всем желании. Заскучавшие миллионеры, которым она кайф обломала, тоже не вызывают особых эмоций. Так им и надо. Может юный кикстартер, что организовал буратинам дао-тур с просветлением, чем-то лучше? Да ладно, для него мантры-шмантры лишь бизнес-идея которую удалось монетизировать. Не выгорит эта придумает другую. Он даже не жулик на манер Остапа, он честно продает услуги в «духовной сфере» И вот так со всеми. Никого не жалко, никого нельзя назвать героем. Желчная книжка.

pps ну да теперь любая улитка цопирайт братьев срубацких. омг

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин любит изобретать всяких интересных фриков. Последняя книга не стала исключением. Здесь две сюжетных линии: мужская и женская. Фриков тоже можно четко поделить по половому признаку.

Завязка проста: главный герой так насытился жизнью, что решил воспользоваться своими многочисленными ресурсами, чтобы купить счастье. Суть происходящего просто и ясно выразил еще рекламщик Татарский: «Я просто хочу быть счастливым, а у меня никак не получается». Но продолжение этой фразы получилось другое. У Татарского было: «Может, так мне и надо, я ведь ничего больше не умею, кроме как писать плохие слоганы». Татарский не захотел перемен (ресурса на эти перемены у него не было, да и кислота не может действовать вечно) и продолжил заниматься рекламой. Но не таким оказался главный герой «Тайных видов». У него (на его горе) деньги были. Так началась история про «рейдерский захват важнейшего буддийского инсайта» и что из этого вышло. При чтении лично я вообще часто вспоминал «Поколение П» в том смысле, что главного героя видишь, как альтернативный вариант развития Татарского.

Немного странно выглядит желание трех хозяев жизни, захотевших себе перманентных изменений. Как будто это что-то хорошее. Можно написать свиток любой длины со списком нежелательных перманентных изменений. Но у богатых свои причуды. Не будем особо придираться. Иначе бы просто никакой истории не было.

Если человек переживает, что он говорит на языке, который не он сам придумал, или переживает, что отчужденно занимается пищеварением, то это чрезмерная чувственность или психическая болезнь? Большей частью история главного героя про гиперчувствительность как разновидность редкого проклятия. Про это уже было в «Поколении П». Но там это был просто кусок главы, когда Татарский проглотил кислоту и пытался сочинить концепцию для Бога. Здесь же Пелевин решил развить тему. А чтобы было еще веселее, то мы имеем несколько разных вариаций гиперчувствительности. Но и это тоже проходит.

А еще у Пелевина очень интересно получается внедрять любовную линию в свои произведения. Если мужчине и женщине суждено быть друг с другом, то насколько длинной и сказочной может быть траектория их сближения? В итоге получается. что если для налаживания личной жизни нужен радикальный феминизм, то будем налаживать ее через это самое.

В заключение хочу процитировать юзера с ником «Тимолеонт». «Как говорится, чтоб мне так жить, как Пелевин исписался!»

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Проза ПВО давно вышла в рамки собственного литературного жанра: «диалог с инсайтами».суть любого этого диалога различается в деконструкции реальности с помощью буддизма в его различных формах или мезоамериканской эзотерики.

Не знаю,рассматривать ли это как авторский стиль или самоповтор,но свежесть «прозрений» от романа к роману как то улетучивается.

Но книгу все равно читаешь и ржешь.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как написать книгу Пелевина? За основу взять буддийское учение о пустоте и нирване, добавить древнюю мать-землю, приправить острыми злободневными шутками, и не забыть обновить антураж. В новом романе нет Angry Birds и айфоны упомянуты вскользь, зато сильно достаётся Илону Маску. В литературном плане хороша завязка и структура романа, такая закольцовочка. Порадовали подробные — возможно, наиболее подробнве из всех книг — объяснения по медитации. А помимо чувства дежавю огорчила концовка — как-то слабовато, да и вообще линия феминисток-игуан играет только на злободневности движения #metoo, а по сути совершенно искусственно пристыковано.

Итог: читать стоит, но без особых надежд. На будущее. Которого нет.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Может показаться, что со времен великого сборника «Ананасная вода», в котором В.О. вдруг вступился за (им же самим ранее разогнанное) ностальгическое отечественное облако тэгов, с гагаринской улыбкой, циолковской бородой и счастьем для всех (даром), Пелевин пишет из года в год один и тот же роман-анекдот, упирая на буквализированные метафоры и разоблачение текущих сетевых хэштегов, мемов и коммерчески успешных жанров в спектре от хронооперы до полицейского триллера. А вот вам про консюмеризм, а вот про гебню, а вот вам про Украину, а вот про экзистенциалистов, а вот вам про соцсети, а вот вам еще! «Сталкеровской» колбасой по мордасам. Шлёп-шлёп-плюх! Уноси готовенького.

Но было бы странно, если бы нам казалось что-то другое: за прошедшие лет девять ветряные мельницы и темницы духа, с которыми уже тогда бился последний рыцарь нашей литературы, стали более-менее бастионами национального самоопределения и фундаментом новейшей медийной повестки.

В этом отчасти есть и наша вина, что великому философу из Чертаново, переместившись куда-то в Шамбалу, приходится и оттуда талдычить нам про одно и то же по нескольку раз подряд, упражняясь в доступности изложения материала, всячески кривляясь и жонглируя мясными деликатесами. И что наилучшим, видимо, способом подачи этого материала в наши дни являются анекдоты из газеты «Тёщин огородик» и нарочито вульгарные каламбуры, которые в пору на тачанках и бронепоездах рисовать (прям как встарь «Даешь ПОО(б)» и т.п.). Ну, а мы разве иначе поймем? Это не у Пелевина проблемы с фантазией, это у нас проблемы с тем, что мы живем в ожившей фантазии Пелевина. В его этой самой буквализированной метафоре.

А он ведь еще когда предупреждал! Фейсбук, айфон, гламур, гендер, политкорректирование, стартапы, жизнеутверждающие коучи, духовные гуру и психоактивные вещества, бодипозитив и метанарратив… Как же хорошо, что есть человек, который может нам (в который раз) спокойно и сочувственно объяснить, до каких космических степеней и анатомических пределов нам это всё НЕ надо. Буддизм и мизогиния, за которые по привычке цепляется аудитория, тут, конечно, особо не причем – самым буддийским текстом у Пелевина до сих пор остается сонет «Психическая атака» (тот, в котором вместо букв — солдатики), а самым мизогиничным — рассказ «Ника» (хотя там даже не про девочку), скорее тут можно наблюдать ностальгическое возвращение к мезоамериканской эзотерике, с которой всё когда-то начиналось на рубеже девяностых, но сколько в этом печальной самоиронии!

Препарируя привычные смыслы, высмеивая повседневный абсурд нашей жизни, абстрагируясь до внетелесных материй, В.О. учит нас, как кажется многим сетевым обозревателям, вовсе не выключать «голову» и «сердце», а совсем наоборот. Но чем дальше – тем чаще так, чтоб нам было понятней. И это больше говорит о читателях, чем об авторе.

Проблема с пелевинскими цитатами, что уровень их афористичности настолько высок, что начав с одной-двух, довольно сложно будет остановиться. Не будем ничего цитировать из «Фудзи», хотя там много прекрасного, но вот еще в девяносто девятом, помните, сказал же: «…надо, чтобы была четкая и простая русская идея (…) тыр-пыр-восемь-дыр и нефига так глядеть». Уже тогда возникли опасения, что пяти страниц, выделенных персонажу заказчиком, будет маловато – а тут, как показывает практика, и шестнадцати романов не хватает. Но общие контуры более-менее наметились, спасибо. Извините, что до нас так долго доходит.

А вообще нам всем, конечно, ужасно повезло, что в эти неспокойные времена у нас есть Виктор Олегович. Только на него вся и надежда.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о смысле жизни, счастье и восхождении на его вершину. (Грубо и очень коротко) Главные герои идут туда разными путями, но в итоге приходят к одному и тому же.

Федя. Школьный задрот, ставший олигархом. Готов платить за путь к счастью любые деньги. Когда он познает джаны через буддистских монахов, то понимает — вот оно счастье. Счастье и покой. И для этого не нужно миллионов, для этого вообще ничего не нужно. Но здесь, как и в бизнесе, он с друзьями пытается «смухлевать» и урвать кусок побольше. В итоге лишается нирваны и получает жёсткий отходняк. Он бы мог, конечно, как буддисты, постигать джаны самостоятельно и ... долго. Но хочется все и сразу . Когда с нирваной не вышло, он вернулся в прежнее состояние, только теперь оно казалось ему счастьем.

Таня, некогда красивая, жила до недавнего времени за счёт мужчин, готовых платить за присутствие красоты в их жизни. Молодость ее прошла и престарелый «папик» перекинулся на свежую кровь. А тут еще и одноклассник поиздевался. Грусть, тоска и безысходность. И тут она попала в сообщество эзотерических феминисток, жаждущих всемирного матриархата. Сумела достать п...крюк, способный подчинить весь мир. И что она выбрала? То, счастье , которое знала ранее. Подчинить себе Федора и жить за его счёт.

Автор явно с иронией относиться к феминизму, даже с издёвкой. Одна Жизель чего стоит.

Оценки:

Сюжет и подача 7 из 10. Интересно, живо, эмоционально. Но чего то не хватило. Нет ощущения «вау». Но, возможно, это потому, что я тяготею к иным жанрам. В целом же очень достойно. Маты слегка напрягают и режут слух. В частности, их количество во второй половине книге. Но они же делают ее более эмоциональной и живой.

Смысловое наполнение 9 из 10. Затрагивает проблемы современного общества. Заставляет задуматься о смысле жизни, пути к счастью и о смысле этого пути.

Чтец великолепен. 10+ из 10. Он помогает погрузиться в роман, прочувствовать героев, их эмоции и настроения.

Знакомство с творчеством Пелевина оказалось приятным. Ироничный роман с интересным сюжетом, хорошим изложением и смысловым наполнением. Не было чувства зря потраченного времени, неприятного послевкусия . Книга читалась легко, быстро и затягивала содержанием .

Буду ли я читать Пелевина? Да. Но не в первую очередь.

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин бывает трех видов. Близкий к гениальности, годный и простой. Причем во всех трех ипостасях он остается автором высшей лиги. Замечу, что русскоязычных писателей, неизменно пребывающих в высшем эшелоне, что бы они не писали, о-о-очень немного. Большинство из мэтров все же нет-нет, да опускается в первый, а временами даже во второй, дивизион.

Так вот, «Тайные виды…» – Пелевин годный. На грани с близким к гениальности. (На мой, придирчивый взгляд).

Это – общее. Теперь… а вот в частностях о книгах Пелевина говорить сложно. Сложно, ибо архетипы, сюжетные ходы, иллюзии (это не опечатка – именно «иллюзии»))) и конфликты у него практически одни и те же. Да, их немало, но этот круг конечен, не глобально велик и крайне неохотно расширяется. Что, кстати, требует незаурядного мастерства и изящества. Из года в год собирать из одних и тех же паззлов разные картины – дорогого стоит. А ведь при определенном старании и не самых больших усилиях можно понять, что все еще и происходит в едином мультиверсуме...

На этот раз Пелевин выбрал духовные практики, российский олигархат и combat feminism.

Инь, янь, PR, маркетинг, вещества и текущий политический момент оказались всего лишь на задворках. Они есть, но не играют никакой роли. Упоминаются. Информационные технологии (и то, как посмотреть), гламур и спецслуцжбы и вовсе – за бортом.

Скроенный на основе выбранного двойной квест привычно расцвечен сатирическо-патриотическими декларациями («Русские олигархи – последние свободные белые мужчины на Земле. Почему только мы? У простых русских самцов для свободы банально нет денег. А белые англосаксы давно в неволе – их сковали нейролингвистической цепью и под охраной черных пантер отправили в ссаных грузовых трюмах на бессрочные символические работы в королевство Ваканда»); философскими максимами («Грести, – подумал он. – Надо опять грести. Все куда-то гребут… Зачем? Ни один ведь пока не доплыл. Ни один…»); социальными парадоксами («У тебя ведь есть крутой мобильник? Тогда ты знаешь, что такое нарратив продвинутой бедности. При римлянах хозяин раба хотя бы оплачивал ошейник, а в наше время рабы недоедают, чтобы его купить»); и экономическими сентенциями («Вот в Сколково как?.. Хотят, значит, чтобы наши юноши и девушки, затянув пояса, в условиях санкций с нуля раскрутились на вечной мерзлоте аж до продаж и клиентов – и только потом отечественный инвестор, экономя на футбольных клубах и баскетбольных командах, понесет им свои кровные. Которые на залоговом аукционе заработал…»). Все вместе – безумно красиво, достаточно вкусно и до неприличия по-пелевенски… привычно.

Фанатам и просто любителям Пелевина – читать обязательно. Вряд ли получится открыть какие-то новые грани и горизонты, но существенное удовольствие гарантировано.

Да и для первого знакомства с Виктором Олеговичем «Тайные виды…» подходят более чем.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорится, чтоб мне так жить, как Пелевин исписался!

Была у меня как-то подруга, которую считал чуть ли не сестрой. Для меня не были секретами её бисексуальная ориентация и феминизм, хоть она их и не демонстрировала, пока не переехала жить в северную столицу. Там по переписке возникла небольшая дискуссия, суть которой в том, что я не гомофоб, но против того, чтобы однополые отношения массово пропагандировались, в том числе и среди несовершеннолетних. После этого она начала сыпать стандартным терминологическим набором, который прекрасно показан в книге (и пускай только кто-нибудь попробует вякнуть, что Пелевин что-то там утрировал, именно так радфемки и разговаривают). А после заскринила нашу переписку и выложила её в группу, описание которой преподносило её членов (хе-хе), как борцов за мир, равенство и всё хорошее. Великие силы, такого потока мата, агрессии и ненависти я не встречал более нигде в жизни. Просто не в первый раз удивляюсь, как точно и правдоподобно Пелевин изображает те или иные слои общества.

А что ещё сказать? Сюжет философский, куда ж без него у автора. Герои гадкие, но, сволочи, интересные. Моментами даже одёргивал себя, когда начинал сопереживать местным олигархам. Без шуток, описание нового наркотика-развлечения при помощи буддистских монахов — это очень круто, мне понравился этот сюжет и злоключения героев. Жизнеописание «Танька» вплоть до её повторной встречи с ГГ у бани было не менее интересным, но дальше начинается очень много феминистической чуши, сделать которую интересной не смогло даже остроумие автора. Просто ограничусь тем, что ужасы потенциального матриархата изображены достаточно натуралистично, и я даже уверен, что при его теоретическом «возвращении» примерно так оно и будет выглядеть.

Ещё здесь очень хорошие и забавные концовки всех сюжетных линий. Книга вообще прекрасна — как всегда актуальна, смешна, злободневна и метка. Карьера и талант Пелевина всё так же далеки от завершения, как и многие годы назад.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После неоднозначного «Айфака 10», Пелевин вернулся к чуть более раннему, ровно на год, роману в качестве ориентира — «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами». И если при выходе «Лампы Мафусаила» усредненной характеристикой всех рецензий было «веселый, но странный», при выходе «iPhuck 10» — «роман понравился», то в случае с «Тайными видами на гору Фудзи» чаще всего отмечается, что роман «легкий». Он действительно легкий, и для меня тоже, по сравнению с предыдущей книгой, и уж тем более по сравнению с «Т» или «Цукербринами». Дело, конечно, не в сложности понимания, а в ощущении. Самый страшный момент для меня произошел сейчас, при написании отзыва, когда я глянул, сколько страниц было в этой книге и в двух предыдущих. Думайте, что хотите, но 416. Во всех трех. 416 и всё. Казалось бы, экая наглость: так хамски, словно у него в контракте прописано, создавать произведение искусства на 416 страниц, ни больше и ни меньше. Невольно возникают мысли о том, как же это всё подгонялось под условное число, обрубались живые слова творца, али неискренне добавлялось что-то для нужного объема. А возразить можно следующее... Порфирий Петрович, он же Виктор Олегович, занимается не каким-то богоугодным творческим процессом, это не муза ему благоволила, нет. Он создает текст. В прошлогодней книге нам популярно объяснили, как это делается. И ругать за это ПВО — значит грешить против постмодернизма, который суть и есть игра.

Две сюжетные линии идут параллельно, знаменуя в конце романа некий синтез противоположностей, слияние инь и ян. На протяжении повествования противоположности в каждой отдельной линии переливаются и сменяют друг друга. Это заметно и в путешествиях по глубинам сознания Федора Семеновича (из подвижности в покой, а из покоя вновь поскорее в спокойную подвижность), и в становлении Тани (из красотки-женщины в брутальную феминистку для максимального достижения мужского начала, из которого само таким образом зарождается женское). Виктор Олегович играет с крайностями, качая персонажей, будто маятник. Для достижения равновесия ли?

Сюжетная линия Феди мне понравилась гораздо больше. Предполагаю, что не только мне. Большинство преимуществ лежат в этой половине книги. Здесь есть всё. От гештальт-психологии до стартапов, от постижения буддийских техник до мирянских забот об отсутствии удовольствия. Что мне в целом понравилось больше всего — это описание состояний погружения в джаны и дальнейшее ощущение инсайтов. НАКОНЕЦ-ТО. Во-первых, наконец-то буддийские практики описаны таким языком, что всё стало понятно и чувствуется на себе. Во-вторых, наконец-то любимый Пелевиным буддизм максимально органично вписался в полотно романа. Мы с вами не братки, и не олигархи, но язык данных персонажей нам понятен больше, посему описание их речами духовных практик воспринимается легко и мягко, отчего и весь роман становится легким. По поводу олигархов есть один из немногих недостатков романа — они говорят, как братки из 90-х. Т.е. нынче уж 2к18 (как принято говорить) год, а сильные мира сего у Виктора Олеговича остаются неизменными. Я могу лишь предположить, что в шкуру других он влезать не умеет, но судить не берусь. Второе главное достоинство линии Феди — сам сюжет, сами находки и происходящие события. Оказывается, вот что может по-настоящему испугать таких, казалось бы, полубогов, какие-то непонятные мирянину внутренние терзания. А как они решили бороться с просветлением — это просто анекдот. К слову говоря, к концу книги я уж подумал: «ну... а политическая повестка будет? хоть чуть-чуть? тут у нас как бы много чего произошло, именно с осени 2017 года» И тут в конце книги Пелевин мне отвечает разрушающей просветление практикой болтовни ни о чем. Ринат, Юрий и Федя начинают трындеть о социалке, о Донбассе, о ЦРУ, об отравлении Скрипаля, о вате, либералах, американцах и ракетах... В общем, это описано таким потоком отборного, простите за выражения, поноса, что сразу становится ясно отношение ко всему ПВО. В романе есть фраза: «Мы живем в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги». В точку. Не так давно, с полгода назад, и до меня дошла эта истина. Во времена постмодернизма и постиндустриализма, эпохи отсутствия ценностей и размытого марева правды, самым трезвым подходом будет относиться ко всему с иронией, ничего не воспринимать на полном серьезе. Также роман хорош мимолетными отсылками к произведениям мировой литературы, годящимися для описания буддийских состояний: путешествие автостопом по галактике, сад расходящихся тропок. В линии Тани есть упоминание об осени патриархии. Приятно греет душу то, что, возможно, многие и не заметят этих отсылок, а ты такой молодец, заметил. Работа автора на создание секты, считающей, что ее члены умнее и понимают больше остальных, перефразируя слова Дмитрия Быкова. В целом линия проста и органична, увлекательна и умилительна. Она построена исключительно хорошо.

Линия Тани интересна российскому читателю в меньшей степени. Во-первых, этот стёб над тем феминизмом, который до нас еще не проклевался, мы слышим о нем издалека. О феминизме чрезмерном, трендовом, и стёб над ним достигает столь же вселенского масштаба. В данной линии, возможно, что-то и посмешнее, например, pussyhook или обозначение мужчин словом на букву «х», или сам процесс забрасывания крюка, или ножничный половой акт в лучших традициях «Жизни насекомых» и «Чисел». Однако постижение сути мира через неких сменяющих друг друга гуру, ритуальные этапы учения и пр. — всё это уже было, от «Ампир В» до «Смотрителя» (указываю только самые утомительные проявления сего приема). В целом, атака на боевой феминизм может считаться либо ударом мимо цели, либо прививкой от болезни развитого общества, других вариантов не вижу. Так эту линию и нужно рассматривать. Опять же, не забывая о юмористической составляющей. Еще в линии Тани, помимо самого феминизма, отлично создана призма патриархии, всё зло от нее и т.д. Реальный мир успешно накладывается на игуановскую призму нахождения во всем происков патриархии.

Финал романа обычен для Виктора Олеговича. Никакого подъема-переворота сюжета не происходит, эпоса и драмы немного, у Пелевина другая задача — он просто доводит начатое до конца. Плевать ему на концовки. Ну да, соединил две линии, да, соединил магическое действие боевого феминизма и реабилитации в мирянина в одно проявление в объективной реальности, ну, побаловался немножко. Но это неважно, в книгах ПВО важен сам процесс.

А процесс, в свою очередь, прекрасен. Это всё тот же Пелевин, все те же филигранно отточенные фразы и кажущиеся мимолетными обдуманные мысли. Всё тот же любитель матерых анекдотов, солипсизма, буддизма, стёба и прозрения. Всё тот же острый ум, благодаря которому соединяется несоединимое. Но это и другой Пелевин. Как бы вам объяснить... Вот если раньше вы были во второй джане и затем попали в третью — вот такой в этом романе Виктор Олегович. Он не жжот напалмом, как в «S.N.U.F.F.» или «Числах», он легок и приятен, стилен и улыбчив. Есть такое современное слово «ламповый». Так вот Пелевин в этой книге именно «ламповый».

Напоследок наиболее запомнившиеся цитаты:

- Мы живем в эпоху, когда всё настолько ясно, что спорить о чем-то с пеной у рта можно разве что в телестудии за деньги

- Все звери живут просто на Земле; страны – это виртуальные загоны для людей

- Все, за что мы бьемся в жизни – это перестановка букв на дисплее ума, корректура «рассказа про нас», который читаем «мы сами», хотя оба члена этого уравнения есть голимейшая подделка, ежесекундно разлетающаяся вдребезги… О ужас, о безысходность, о подлость, о бездна… И из бездны этой нет выхода. Мы можем родиться при авторитаризме, умереть при совсем другом авторитаризме, но из-под этого главного наперстка нам не выползти никогда. Но есть и хорошая новость. Кто умирает в конце сеанса? Да никто. Вот только этот нарратив. Помнишь, как пели в восьмом классе? «Если у вас нету тети, то вам ее не потерять. А если вы не живете, то вам и не, то вами и не, то вам и не умирать…»

- Тестостерон … это гормон понта

- «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино...» Весь ужас, все издевательское лицемерие русской судьбы поймано в этой песне. Вот человек мечтает о чуде, ждет его, приближает как может, молится заветному камню, вовремя плюет через плечо, выстраивает продуманные отношения с метлой и порогом, словом, много лет делает все как надо, и наконец — чу! — он услышал Силой. Рокочут лопасти, с неба спускается голубой вертолет (час полета — штука баксов), из него выходит волшебник — и что он делает? Превращает камни в золото? Дарит вечную юность? Дает принца в женихи? Нет, он б е с п л а т н о п о к а з ы в а е т к и н о. И улетает.

- Пошлость собственной мечты была так заметна, что Таня понимала: даже мечтать и горевать ей приходится закачанными в голову штампами, и по-другому не может быть, потому что через все женские головы на планете давно проложена ржавая узкоколейка, и эти мысли — вовсе не ее собственные надежды, а просто грохочущий у нее в мозгу коммерческий товарняк.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что лучшим у Пелевина считаю рассказ «Иван Кублаханов» , это один из лучших текстов о природе реальности написанных по-русски, вторым подобным считаю рассказ Набокова «Ultima Thule». Это, так сказать, вершины постижения. Но реальность, также как и литература состоит не из одних вершин. Да, Пелевин как истинный буддист, ни на секунду не забывает об иллюзорности доступного нашему восприятию мира. Ведь все мы это рябь на поверхности океана сансары, частицы шуньяты (сияющей пустоты, основы реальности). Все это безусловно так. Мы тени на стене Платоновой пещеры — наиболее близкий аналог буддизма в европейской мысли. Но для этих теней их существование — реальность. Они страдают и от неисполненных желаний и присытившись исполненными. Олигарх также несчастен как и те, кто его обслуживает, ибо несчастны все. Все? Нет! Простой буддийский монах обладает подлинным счастьем, недоступным долларовым миллиардерам, которым нечего больше желать в ограбленной ими стране. Да, мир живёт по их волчьим законам, но он не может больше дать им ощущение счастья. Ёлочные игрушки фальшивые, не радуют, как в том анекдоте. Ни элитные твари женского рода, ни супер яхты, ни наворованные ими миллиарды. Те джаны, ступени великой лестницы постижения реальности, в которые техническим путем погружают их за деньги буддисткие монахи, становятся для них главным откровением в жизни. На короткое время они пробуждаются. Но свет истины непереносим для омраченного иллюзиями сознания. И когда монахи завершают контракт олигархи оказываются на пути к просветлению, которое для них хуже смерти. «Миллиарды останутся, а тот кто ими владеет исчезнет». Пелевин не демонизирует их, они обычные люди, на их месте мог быть любой. Нельзя одной ногой быть в подлинной реальности, а другой во тьме материальной иллюзорности. Омраченное сознание берет .верх. Та часть романа, где они изо всех сил совершают буддийские грехи, чтобы закончилась эта нестерпимая ломка и вернулось привычное состояние сознания -это конечно пелевинская сатира, неотъемлемая часть его как писателя. Про вторую линию романа, связанную с Таней, игуанами и прочими pussyhook'ами говорить особо нечего. Ещё одна пародия на бредовые феминистские фантазии? Грешно смеятся над убогими! Хоть они и смешны в стремлении рассматривать свою физиологию как основу мироздания. Данная линия романа по сути нужна как дополнительная сатира, хотя конечно и тут Пелевин зарыл несколько культурологических идей. В завершении скажу: Ценность и сила романа прежде всего в описании буддистских джан отличным русским языком. Что же на самом деле там, за последней джаной? Нирвана, о которой нельзя сказать человеческими словами. Оценка 8/10.

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин написал в своем привычном сатирическо-постмодернистском стиле роман о счастье и методах его достижения, подводя целые научно-стартаповские разработки под сие творение. Только счастье — излишне философская абстракция, чтобы так легко достичь его понимания. Пелевин и не достигает, он — опять же, в своем намеренно-разнузданном, размашистом стиле — изощренно ездит читателю по ушам, мозгам, глазам, пускает пыль моднявыми течениями и умелым переплетением всего подряд, от фемкоидей до скрытого желания эксгибиционизма, но в душу — которая, как он сам рассуждает, может находиться где угодно, — сей продукт не попадает совсем. Прежде всего, такой формат заметно утомляет, перегружает и идеально описывается фразой «обо всем и ни о чем». Поэтому автор и скачет по любому инфоповоду последних лет с самоцелью обстебать или хотя бы упомянуть в ироническом ключе каждый пришедший на ум пунктик. В итоге получается жутчайшее месиво, когда спустя десятки страниц уже забываешь, о чем были предыдущие главы. Запоминаются только ключевые события да парочка жалких персонажей вроде олигарха, мечтающего обнажиться перед школьной красоткой, которая давно уже вышла в тираж. А как неуместен здесь формат писем-обращений, ууу... Вроде бы понятен замысел, показать через некое подобие исповеди изменения в человеке, но здесь оно совсем стремно смотрится. А может, такова и была цель автора: вызвать негатив и бурление. Кто его знает, я еще от Порфирия, клепающего детективчики, и чекистов с масонами не отошел, чтобы понимать переменчивость настроений Пелевина как автора...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх