FantLab ru

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Ярость»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
644
Моя оценка:
-

подробнее

,

Ярость

Fury

Другие названия: Destination: Infinity / Одержимость; Победители

Роман, год; цикл «Купола Венеры»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 82
Аннотация:

Шестьсот лет прошло с момента гибели Земли. Наука смогла создать искусственную среду на дне океана Венеры. В башнях живут бессмертные, исчисляющие свои года столетиями. Они мудры, поэтому они могут принимать ответственные решения, управлять жизнью короткоживущих. Но раса, живущая в комфорте и не развивающаяся, обречена рано или поздно на загнивание и гибель.

И вот среди бессмертных родился человек, способный двигать мир вперед. Если бы Сэм знал, что век его долог, он бы не торопился так яростно жить...

Примечание:

  • Впервые роман вышел в трех частях в майском, июньском и июльском номерах журнала «Astounding Science Fiction» 1947 года под псевдонимом Лоуренс О'Доннел.

  • Отдельной книгой впервые опубликован в 1950 году под именем Генри Каттнера.

  • В 1958 году роман вышел под названием «Destination: Infinity» под именем Генри Каттнера.


  • Входит в:

    — антологию «Тринадцатые Звездные войны», 1994 г.

    — антологию «Звездные всадники», 1997 г.


    Похожие произведения:

     

     

    
    Ярость
    1990 г.
    Ярость
    1992 г.
    Ярость
    1992 г.
    Ярость
    1992 г.
    Источник миров
    1993 г.
    Ночная битва
    1993 г.
    Впереди - бесконечность
    1995 г.
    Звездные всадники
    1997 г.
    Источник миров
    1999 г.
    Ярость
    2000 г.
    Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
    2002 г.
    Планета — шахматная доска
    2006 г.

    Издания на иностранных языках:

    Fury
    1950 г.
    (английский)
    Fury
    1981 г.
    (английский)
    Niesmertelni
    1986 г.
    (польский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва



    Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Роман имеет все признаки, чтобы быть отнесённым к эпическим, а не только временные признаки совершения событий. В концовке даже есть намёк на возможность продолжения... Но в нём не хватает, для меня лично не хватает, психологии, закрученного сюжета, все слишком просто, явно, наиграно в угоду автору, вернее им подогнано, слишком просты интриги, герои двухмерны и прямолинейны, нет динамики и напряжения, нет разгадывания ходов вместе с героем, нет напряжения и переживания, есть ненужная уверенность в одном варианте дальнейшего хода развития событий... Одним словом нет Ярости, перенапряжения всех всех физических и психологических сил... Слишком пресно. Однако прочитать можно, в чем-то книги с интригами имеют свое притяжение, может потому что в жизни мы этого не умеем делать?!.

    Оценка: 8
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Сокращенный вариант заметки для Medium (https://bit.ly/2WA2bgw).

    Дуэт Генри Каттнер/Кэтрин Мур у русского читателя не снискал особой популярности: возможно, виною тому индоктринация циклом о Хогбенах, многие решили тогда, что творчество Каттнера и Мур есть комедия, хотя в действительности такое предположение — трагедия. И, например, «Ярость» не переиздавалась на русском с 2006 года, а переводчиков не меняла и того дольше, с 1992–93.

    У экспертов Флибусты™ можно встретить мнение, что низкие котировки Каттнера/Мур и «Ярости» на русском книжном рынке отчасти связаны и с выбором очень старомодной Венеры как места действия книги. Эта гипотеза не лишена логики: из работ Золотого века и более раннего периода, где планеты Солнечной системы описаны в согласии с безнадежно устаревшими представлениями об их физической географии, широкую популярность сохраняет разве что Барсумский цикл Берроуза; впрочем, «Джон Картер» уверенно попадает в топ-десятки всевозможных рейтингов самых провальных блокбастеров за новую и новейшую историю Голливуда.

    Когда Каттнер начинал работу над романом, об окутанной вечными облаками Венере не имелось никаких достоверных сведений, до запуска первых советских зондов еще должно было пройти лет двадцать. Если бы события книги происходили в другой планетной системе или хотя бы имелся намек на терраформирование Венеры, то все могло бы выглядеть несколько уважительней.

    Но ведь, кроме альтернативной Венеры с ее роскошными джунглями, смертоносными флорой и фауной да водными океанами, ничего противоречащего потенциальной картине развития внеземной колонии XXI века в «Ярости» нет. (В книге заявлен XXVII век, но следует сделать поправку на ощутимую стагнацию венерианского подводного социума, так что за шестьсот лет, как и в Средневековье, технологии могли почти не измениться.)

    Зато есть (в 1947-м) трехмерная видеосвязь, направленная гравитация, редактирование генома человека и животных, сложносочиненные наркотики и сильные независимые женщины, словно сошедшие со страниц развитого киберпанка, а главное — фрик-антигерой, который внешностью не поменяется и с дьяволом, силой воли же — с любым божеством погибшей Земли.

    Оставалось девять лет до встречи Гулливера Фойла с “Воргой”, тринадцать — до турпохода Язона дин Альта на Пирр и двадцать — до прибытия Сэма Калкина сотоварищи на Мост Богов с исчезнувшей Уратхи.

    Оценка: 9
    –  [  7  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Первый раз прочитал роман лет 20 назад. Понравился. Перечитал сейчас. Отношение почти не изменилось. Сюжеты, где ГГ противостоит системе, просто обречены на успех. А в этом романе ГГ, стремясь к собственному благополучию, мимоходом ещё и спасает человечество от вымирания. Это естественно даёт дополнительную эмоциональную поддержку читателя.

    В книге одна главная сильная сюжетная линия. И есть второстепенная, лишь слегка дополняющая первую — терраформирование, подчинение (в данном случае — уничтожение) враждебной природной среды, создание приемлимых условий жизни для землянина.

    В отличии от первого чтения, в этот раз возникли раздумия о диктатуре как таковой. Да, иногда она бывает во благо, особенно если помнить теорию о процентном отношении думающих людей и ... (тут долго пытался подобрать определение так, чтобы не обидеть. Не смог.) ... остальных как 20/80. Этих 80 нужно вести. Всегда. И тут все зависит от цели. Но и давать всю власть одному человеку надолго непозволительно. Как известно, развращает. Поэтому автор поступил очень правильно, вовремя убрав ГГ от возможности влиять на последующие события. Да, осталась ещё диктатура Бессмертных. Но в новых условиях её влияние ослабнет.

    Хотелось бы прочесть и продолжение романа, тем более концовка обещающая. К сожалению, автор решил остановиться на этом. Возможно, он был прав. Часто продолжения унижают главную книгу.

    Оценка: 9
    –  [  -2  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Ярость — это единственное чувство которое вызвал у меня этот роман.

    Роман был написан до того как спутник «Венера 7» был запущен и посажен на поверхность Венеры (который и показал что жить там невозможно). А ведь тогда ещё все думали и верили что Венера первая цель в освоении космоса и там можно выжить. Но даже если не брать это в расчёт всё равно роман мне показался скучный. Миллионы жителей живут в башнях под водой, а в романе всё крутится вокруг персонажей которых по пальцам можно посчитать — 2 положительных (гг и его единомышленник) 2 отрицательных (папаша долгожитель и его дочь) одна провокаторша между ними + трио второстепенных. За словами не видно картины, интрига с секретом долгожительства просто наивна, колонисты и повстанцы — просто слова на листе, флора и фауна вроде интересна но как то не вписывается в Венеру...

    В общем еле как его дочитал. Но всё равно буду продолжать знакомится с творчеством этого автора, надеюсь другие сочинения будут поинтересней.

    Итог — Роман просто устарел.

    Оценка: 6
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Единственное «большое» призведение Каттнера — Мур дотягивающее до романа. Сюжетных линий там все таки больше одной, но меньше двух. Одно из двух самых перечитываемых мной произведений авторов (еще «Темный мир»). Мессианская тема в нем доведена до логического конца, роль личности в истории гипертрофирована в абсолют. Естественно — сюжетная линия героя-одиночки есть одной из доминант всего жанра НФ-эпопей, и авторы хотели угодить читателю. И получилось очень даже хорошо. Главный герой проработан хорошо, в отличии от других романов-повестей, да и повествование занимает изрядный временной отрезок (сопоставимый только с «Осью Времени»). И герой — он очень американский герой, из разряда «Наш Сукин Сын», противостоит почти в одиночку аристократическому правлению Семей. Из другого — политическая система Венеры — почти копия США, федерация Куполов. Забыты опереточные войны между куполами (одна из них описана в «Ночной битве»), ушли в прошлое и вольные отряды, человечество в целом довольно сегодняшним днем и мало задумывается о завтрашнем. Вобщем цивилизация на самом пике, а возможные проблемы где-то далеко даже не на горизонте.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    С самого начала не вполне понятно почему люди и дальше не могут жить в подводных куполах, строя например новые и постепенно заселяя мелководье. Вроде и технологии есть, и проблем с демографией не чувствуется. Как-то вскользь авторы таки проболтались о главной проблеме — невосполняемый источник энергии вот-вот закончится...

    Другая большая тема многих произведений авторов — мутанты.

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Тут мутанты не телепаты, и не боги — а просто бессмертные. Элита, аристократия и олигархия в одном лице. Они вроде бы мудро правят человечеством, естественно не забывая о себе.

    Тема мутантов происходит из другой не менее важной темы — атомной войны и атомной бомбы. Про атомную бомбу я писал в коментарии к «Ночной битве» — там она главное зло. Тут она тоже зло, но уже не абсолютное. Угроза ее применения скорее последний аргумент в споре, а не жесткая необходимость как в «Бесчисленных завтра». И весь роман — он продукт эпохи в которой был написан. В 60-е он получился бы совсем другим.

    Оценка: 9
    –  [  3  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    «Ярость» Станислав Лем однажды перепутал с «Сиренами Титана» Воннегута. Лем написал, что, вот, роман «Сирены Титана» написан практически на тот же сюжет, что и «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера, но роман Воннегута посредственный, а роман Берстера – великолепный. На самом-то деле «Сирены Титана» мало общего имеют с «Тигр! Тигр!», однако «Ярость» Каттнера действительно оперирует в точности тем же сюжетом, что и «Тигр! Тигр», хотя Бестер вряд ли списывал у Каттнера... Однако... Другое название романа Каттнера «Destination Infinity», а другое название романа Бестера – «The Stars My Destination».

    К этому можно добавить, что «Ярость» стала явным источником антуража и чуть ли не интонационных мотивов раннего Сэмюэля Дилени, а кроме того, Уильям Берроуз вырезал из «Ярости» фрагменты для своих романов-коллажей.

    С паном Станиславом можно согласиться: роман Каттнера действительно посредственный, несмотря на совершенно замечательную сюжетную идею.

    Можно добавить, что колонизацию Венеры Каттнер списал у Олафа Степлтона, из гениальной эпопеи «Первые и последние люди».

    Оценка: 7
    –  [  10  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Перевод Олди не понравился. Хорошо, что у меня под рукой был и другой перевод, Волкова. С удовольствием перечитал.

    Несколько «повествовательный» роман, и сюжет не особенно закручен, но как эпопея, как «этапы колонизации планеты» — очень неплох. Вообще, авторы очень грамотно показали одну простую вещь: чем негостеприимнее внешние условия, тем скорее человек готов к изоляции и медленному вымиранию. Да, Сэм — негодяй каких мало, но как иначе людей расшевелить?

    Есть о чём подумать-поразмышлять. Спокойные, невозмутимые, дающие народу то, что он хочет, Бессмертные, которые тем самым ведут человечество к гибели, или харизматичный, то обожаемый толпой, то проклинаемый ею, демагог и прожектёр, мошенник Сэм Рид, который вытолкнул человечество на поверхность, а затем и к звёздам, и тем самым спас от безмятежного угасания под Куполами.

    Лидеры нужны разные.

    Приличный роман, но не выдающийся.

    Оценка: 7
    –  [  12  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Короткий, яростный роман о человеке, которого жизнь сжигала изнутри, который для достижения собственных целей готов был идти по головам и трупам, но который, однако, был необходим человечеству, нужна была его неукротимая жизненная сила, его готовность не остановится ни перед чем. И эти качества сильные мира сего использовали полностью. Когда появилась потребность в инструменте, наделенном силой и волей, главный герой как раз пришелся ко двору.

    Очень хорошая книга

    Оценка: 8
    –  [  8  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Роман читал в 90-х годах.Приятно удивила изощренная фантазия автора.И только много позже узнал, что написан он был в далеком 1947 году.Разительный контраст с советской фантастикой того времени, пищущей, в основном, о чем — то вроде «лунного трактора».По — моему, роман и сейчас ничуть не устарел. И пусть вас не смущает,что речь идет о Венере, ведь это не более, чем прием и дейсвие могло происходить где угодно.

    Оценка: 9
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Плюсы перечислены другими. Минусы: местами автор скатывается в дешевую мелодраму и триллер (в соотв. с плохой традицией SF-экшнов), концовка (последние страниц 20) несколько сжата по сравнению с предыдущим текстом и скомкана.

    Оценка: 7
    –  [  15  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Этот роман показывает, что Генри Каттнер был не только мастером рассказа, но мог создавать и романы-шедевры.

    О чем этот роман? отнюдь не о колонизации дикой планеты, не о разделении человечества на касты. В первую очередь, — как бы пафосно это не звучало, это роман о силе человеческого духа, о тех героях-одиночках, способных развернуть историю вспять, о людях которых принято называть Мессией. Они появлялись в разные времена и в разных странах, их деяния отражены в учебниках истории. Роман показывает историю будущего.

    Сэм Рид не согласен со своим бытием, он еще не понимает, что уникален. Порой кажется, что он бросает вызов самому себе — и вопросы трансформируются со временем: из кто я? выходит могу ли я? и наконец — завершу ли я начатое? Поначалу, как всегда бывает, он борется с бедностью, добивается определенного положения в обществе, стремительно взлетает во властной иерархии. Не многие способны после чувствительного падения подняться снова и уже гораздо выше. Он доверяет только своей интуиции, — которая говорит что никому верить нельзя. Нужно лишь сделать ставку на определенных людей и вовремя сменить коалицию. Политические интриги и хитросплетения достойны исторических и детективных романов. Беда только в одном: такие люди появляются и исчезают выполнив свою Миссию...

    такова правда жизни, и автор учел этот факт. Больше всего меня впечатлило как Сэм обнаружил и грамотно разыграл казалось бы небьющуюся карту Бессметрных: время... Они могут выжидать бесконечно долго, пережидать развитие ситуации, разыгрывать многоходовые комбинации в десятки лет. А Сэм гениально лишил их этого козыря! Он довел время принятия решений до дней, а после часов и даже минут.

    Но как и в жизни есть скрытые правители, эдакие серые кардиналы, которых никто не знает... кто они? Швейцары, посудомойки, а может обыкновенные садовники?

    Рекомендую этот роман к прочтению всем, а особенно историкам, психологам и политикам. Из золотого века фантастики это одно из лучших произведений.

    Оценка: 9
    –  [  9  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Есть такие люди, которые заставляют идти вперед все Человечество, вся жизнь которых — ради победы над непреодолимыми обстоятельствами и решение не решаемых задач. Такой Сэм Рид — скрученная пружина ярости, которая когда-то «заставила выползти на сушу первых позвоночных», а затем провела Человечество через все опасности эволюции.

    Стоит сказать, что Сэм — не идеальный герой. Он вор, мошенник, убийца и аферист. И все его прекрасные качества — только для одного — достижения собственных интересов, среди которых — власть и месть не на последнем месте. Но его упорство, мужество и находчивость — на фоне полного безволия и равнодушия обитателей умирающих Куполов — вызывают настоящую симпатию и заставляют по-настоящему переживать за него. Сэм Рид, да и другие герои — смешение «положительного» и «Отрицательного» — и потому по-человечески понятны.

    Если уж быть точным, то в «Ярости» нет «положительных» героев в привычном понимании/как и во многих произведения Каттнера/. Полное неприятие вызывает холодная жестокость и прагматизм Бессмертных, использующих простых людей в качестве пешек в своей долговременной игре. Но в равной мере неприятны бессилие, неспособность к действию и покорность «простых» людей. Даже мечтающий о колонизации Роб Хейл не гнушается обманом, двойной игрой и предательством. Но все они также способны и на любовь, преданность своим близким, ненависть и первобытную Ярость, которая переполняет Сэма, и которая присутствует во всех людях в той или иной степени.

    Но все же приятно осознавать, что все мнящие себя великими Игроками Бессмертные тоже лишь пешки в руках еще более опытного Кукловода и это — всего лишь простой фермер, работающий во Вселенной, как в своем огороде, и заботливо выращивающий новое Человечество, сберегая полезное, выпалывая ненужное и старательно сохраняя полезные качества — эту самую доисторическую Ярость.

    И радует открытый финал. Сэм вновь проснулся, но уже с знаниями о том, кто он на самом деле и кто такие окружающие его люди, какие цели они преследуют. Но Ярость осталась с ним: вновь готова вырваться на свободу и двигать Человечество. Куда?

    Оценка: 8
    –  [  13  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Мне кажется, что это просто идеальный роман для экранизации и совершенно непонятно, почему этой экранизации до сих пор не произошло! Отличная социальная фантастика после которой хочется заняться делом и прекращать прожигать свое бесценную жизнь. Идея того, что человечество движется вперед по пути прогресса усилиями отдельных личностей-лидеров, которым нечего терять и которые могут поставить все на карту ради великой цели, уходит еще к всеми нами любимому (или не всеми) Родиону Раскольникову. Каттнер, конечно, не Достоевский, но создал просто замечательную книжку с каким-то невероятным темпом на каждой странице. Трудно описывать что в ней хорошо и что плохо, но когда ее закрываешь, остается уникальное послевкусие, которое я не чувствовал никогда после прочтения других произведений!

    Оценка: 10
    –  [  11  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Хорошее название. Именно ярость начинаешь ощущать, прочитав последнюю страницу. Яркая картина мира, «мудро» управляемого кучкой пресытившихся всеми удовольствиями бессмертных аристократов, неспособных ничего изменить к лучшему, (а зачем? им же и так хорошо!), но зато прекрасно планирующих интриги, рассчитанные на десятилетия. Колоссальная энергия и талант Сэма Харкера приводят его к победе, но плоды этой победы целиком достаются расчетливым негодяям, а ему не позволяют даже жить! Дескать молодец, хорошо для нас поработал, а теперь спи до тех времен, пока у нас опять не возникнет трудная проблема. У..у, гады!

    Оценка: 8
    –  [  5  ]  +

    Ссылка на сообщение ,

    Цивилизация безсмертных — вышла непосредственно ex machina. И эта диковинная машинерия то загнивает корнями на дне океана некой гипотетической Венеры, то сгорает в очаге собственной мощи, в кориуме, который всецело потребляет. Сэм Рид как никто понимал — купола это та машина, которая должна построить форты и вывести людей из моря на континент. И сам он — ее «пружина»; не будь его, эта временная постройка с реакторами на кориуме уничтожит в себе людей, а затем и бессмертных. Если люди хотят выжить, они должны выйти из эдема на волю.

    Бессмертные — еще один вариант всеведающих пришельцев, которые думают, что людей спасать не надо, потому что люди уже спасены. Одна из разрушительных функций машины, которую заодно и пытается обуздать Сэм. Фигуры разного достоинства на ее шахматной доске. Они готовы ждать, пока людей не останется. Как ждет Проныра, пока не останется Сэма и таких, как Сэм.

    Сэм тоже бессмертный: но по-другому, по-своему, он тоже функция, но иная, прогрессивная, он знает эту машину до винтика. Социальное и техногенное начала для него едины. Он не боится чудовищной фауны Венеры. И он знает, что бессмертные — это лишь подвид людей, продукт старой селекции, и цель ее некогда была тоже, между прочим, осваивать неведомые пространства. Помогать в этом людям: для удобства людей. Пока не наступил апокалипсис, и роли не переменились.

    Если бы Сэму не мешали... он бы знал, что ему делать с людьми. Но внутри его большого социо-технодрома — неизвестный био-материал. И ему не хватило времени, чтобы со всем этим управиться. С бессмертными пришлось воевать. И притом, безрезультатно. Финал Сэма Рида понятен. Финал куполов, хотя и остался за кадром повествования, тоже понятен. Новой пружины в виде Сэма у них уже больше не было, так как они были отрезаны от других колоний, в других системах. У них не было сообщений, они были изолированы.

    Их ярость — наследие замкнутости и загнивания. Возможно, через время она уничтожила и их.

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх