fantlab ru

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Маска Цирцеи»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.62
Оценок:
195
Моя оценка:
-

подробнее

,

Маска Цирцеи

The Mask of Circe

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Доктор медицины, подключив генетическую память, переносится в чужой мир-фэнтэзи, в тело Язона из Иолка...

© SoN

Входит в:

— журнал «Startling Stories, May 1948», 1948 г.


Похожие произведения:

 

 


Источник миров
1993 г.
Маска Цирцеи
1993 г.
Шамбло
2000 г.
Источник миров
2003 г.
Маска Цирцеи
2007 г.

Периодика:

Startling Stories, May 1948
1948 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Источник миров
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле данный роман — вовсе не сказка, как можно подумать, читая его заголовок, а попытка ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ известного античного мифа об аргонавтах. Точнее, не всей миссии экипажа «Арго», а только о ее финала, наступившего вскоре после бегства Ясона и Медеи на остров Эа (Эя) с краденым золотым руном. Интерпретация автора нестандартна и тем интересна: мир античной Греции представляется в ней как параллельный мир, временная линия которого пересекается с нашим миром каждые 3000 лет. В этот момент у потомков легендарных героев начинает просыпаться генетическая память, которая дает им возможность преодолеть тонкую границу между двумя мирами...

Главная заслуга произвендения состоит в том, что Каттнеру удалось построить свой собственный псевдо-техногенный мир на основе древнегреческой мифологии. Все его чудеса оказались всего лишь искусными технологиями, которые создали мутанты из другого параллельного мира — поднебесного Олимпа. Правда, олимпийские боги оказались не только не всемогущи, но и еще слишком наивны: они создали такую разумную машину, которая обратила против них всю свою мощь. В итоге из всей расы небожителей в живых осталась только Геката, вокруг культа которой и крутится всё действие романа. Цирцея (точнее — Кирка) является связующим звеном между Гекатой и людьми. Когда-то между ней и Ясоном завязался бурный роман, погубивший легендарного героя. Но в канве данного произведения Ясону/Джею предстоит реабилитироваться, слегка «подправив» исходный сюжет мифа. Автор совершенно верно рассудил, что полное отступление от классической канвы будет только способствовать повышению интриги сюжета. Теперь даже знакомый с греческой мифологией читатель не будет знать, что же задумал герой, и не сумеет предсказать финал романа. А он окажется весьма неожиданным — чего стоит только одна атака кентавров на врата Гелиополиса! И вообще, сюжет романа содержит несколько таких неожиданных поворотов, вызванных ложными намеками автора на некоторые обстоятельства. Но всё это вовсе не запутывает происходящее, а только сильно подстегивает интерес со стороны читающего. Известная легенда получает свою вторую жизнь и иное прочтение, едва ли не полностью противоречащее исходному оригиналу. Произведения подобного сорта не так часто встречаются в литературе и еще реже получаются удачными. В качестве таких образцов могу назвать «Порождения света и тьмы» Желязны и «Трою» Дэвида Гэммела. Кроме того, технология «совмещенных пространств» роднит данный роман с известным произведением Джека Финнея «Меж двух времен» (правда, там речь шла о перемещении во времени, а не в пространстве). Такое смешение жанров идет роману Каттнера только во благо.

Из персонажей самым ярким, конечно, оказался сам Ясон. Все остальные действующие лица заметно оттенены, хотя их образы выглядят такими же естественными и живыми, как и образ главного героя. Правда, вынесенной в заголовок Кирке-Цирцее уделено не так уж много внимания — в самом начале и ближе к финалу. Название у романа число условное и не соответствует его сути — с тем же успехом его можно было назвать и «Оком Аполлона». Впрочем, это не так уж и важно, когда речь идет об альтернативной мифологии. Главное, чтобы описываемый мир оказался и узнаваемым, и незнакомым одновременно. Но при этом обязательно натуральным, а не картонным, словно комикс. Думаю, автору это удалось в полной мере: сохранена атмосфера древней легенды, на которую мы смотрим глазами нашего современника, сознание которого застряло на границе раздела двух эпох. Стоит также отметить особый литературный язык автора, который подробно описывает все важные детали (включая и личные ощущения героя), не напрягая читающего и не рассеивая его внимания. Хоть и не идеально, но вполне достойно.

---------------

РЕЗЮМЕ: новое прочтение мифа о Ясоне и золотом руне. Настоящий эталон сказочной фантастики, образец для подражания. Рекомендуется всем, кто увлекается античной мифологией.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет как способ познакомить читателя поглубже с античными мифами, в данном случае с золотым руно. И как говорят, не всё написанное писателем в жизни высокого качества — здесь надоедливо об одном и том же? Ясон, Цирцея, Ясон Цирцея, Ясон, Цирцея. И только в финале развязка наступила. Впечатление, что автор набором печатных листов зарабатывал деньги и только. Проходное произведение....

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одно произведение Каттнера-Мур где за маской фэнтэзийного мира скрывается технология («За Земными Вратами», «Последняя цитадель Земли», «Темный Мир»...). Снова привет Артуру Кларку. И Фрэнку Герберту тоже — Батлерианский Джихад в борьбе Цирцеи и Аполлона не узнали? И раздвоение личности — прям Ийон Тихий после полета на Луну («Мир на Земле»). Сюжетов — пруд пруди, не на одно поколение фантастов.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно вялое подражание разом Абрахаму Мерриту и Э.Р.Бэрроузу, основанное на, мягко говоря, поверхностном знании античной мифологии и на желании понравиться невзыскательному читателю, любителю мускулистых парней в плавочках, с заколдованным мечом в одной руке и с нежной красоткой в другой. Полный набор штампов литературы «меча и магии», только вместо привычных псевдокельтских «гиперборейских» декораций выстроено что-то неопределённо античное.

Видно, что писалось на скорую руку и без особой выдумки. Приключения стандартные, декорации картонные, герои абсолютно никакие, и даже темп повествования, который мог бы смягчить ощущение дешёвой непритязательности, не слишком быстр. Вероятно, Каттнеру пришлось растягивать слишком короткую повесть для полноценной «романной» публикации.

Право, если бы Каттнер, прежде чем браться за сочинение «новых приключений Язона», почитал что-нибудь научное по античной мифологии или хотя бы пролистал «Золотую ветвь» Фрезера, роман выиграл бы неизмеримо. А то слишком заметно, что об античных богах и героях он практически ничего не знает.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чуть-чуть ехидства, чуть-чуть отсылок к «культур-мультуре», неизвестных ггерою (он ведь оказался в альтернативной вселенной), но зато вполне понятных для современного читателя (чего стоит один только веселый философ Панург, который и у Стругацких в «Сказке о тройке», между прочим, пару раз промелькнул... :shuffle:) Потом еще все эти «странные» сравнения: мозг = коллоид, и Золотое Руно = коллоид. Следовательно, Золотое Руно -- это огромный мозг без тела. Созданный непонятно кем, некоей цивилизацией «предтеч». А вы чего ждали от Каттнера -- традиционной героики с мечами, что ли?! Ну так вот, получите и распишитесь: Аполлион, Цирцея, «Арго», мечи, магия, экзотика античного Юга -- все присутствует. Только сдобрено изрядной порцией троллинга.

Хотя... в принципе, и обычная героика здесь есть. Правда, строго дозированная -- Каттнер знает, где отпускать фантазию на волю, где писать то, что ХОЧЕТСЯ, а где -- то, что НАДО по сюжету. «Огромные ворота, скрипнув, открылись, чтобы нас впустить. Миновав их, мы вступили в коридоры шириной с городские улицы и такие же многолюдные: их заполняли аристократы и жрецы, а также солдаты в доспехах из чистого золота, судя по виду... Девушка-нубийка, совсем юная, улыбалась мне. На прелестном лице, словно из полированного черного дерева, сверкали жемчужные зубы.

...Ее [= комнату жреца] окружало кольцо белых колонн, между которыми царила темнота, как в портале, через который я только что прошел. Вверху плавали облака, слегка розоватые, словно тронутые первыми лучами рассвета или заката. Они медленно двигались, а между ними я видел голубой мозаичный потолок, на котором подобно звездам сверкали яркие точки...»

В общем, вы поняли: одно другому не мешает -- постмодернистские «приколы» мирно соседствуют с мелодраматичной красивостью, и даже получается в итоге интересно:

«Пифон-Дерево пило и пило [=кровь], постепенно впадая в сонное вампирическое оцепенение, а его полузмеиные корни всасывали сок, пролитый из наших живых тел».

(Если кто забыл -- Пифон, по мифу, дракон, охранявший сад. Каттнер делает вид, что в первый раз об этом услышал: «А ну, как дракон -- это сам сад и есть?» (Бред? Ну конечно, бред. Но до чего же сочные и вкусные образы вышли из этого бреда, черт побери...)

Нет... я не могу сказать, что это лучшая вещь Мастера. В чем-то она банальна, в чем-то даже пошловата. Но как эксперимент, как смелая попытка скрестить классическую ф-зи а ля Говард и «новую волну» -- без сомнений, получилось удачно.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек из наших дней переносится в тело Язона, но не в Древней Греции, а в параллельном мире, где тоже есть Цирцея, Геката и Аполлон. Он ничего не понимает. Действие совершенно невнятное — сначала он ничего не понимает на острове Цирцеи, которая не понимает, что с ним. Потом его похищают и увозят в храм ее врага Аполлона, жрецы которого тоже не понимают, что с ним. Я тоже ничего не понимаю.

Сюжет очень странный, как будто кислоты объелись. В основном, вся проблематика сосредоточена на том, что герой разбирается «я сейчас управляю своими поступками, или Язон? Ща вот точно я. А вот ща он!»

Или может перевод плохой?

К середине книги это ПОЛНОЕ непонимание меня, честно говоря, немножко утомило — потому что ни в героях разобраться, ни в сюжете никак. Поэтому, несмотря на всю мою пылкую страсть к древнегреческим мифам, дочитывать и тратить время не буду.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне в общем понравилось, прочитал не спотыкаясь, хотя некоторые моменты были не слишком интересны. Собственно герой мало где реально действует, а чаще является объектом приложения неких загадочных сил.

Есть и недостаток — почему-то автор (как многие) упорно упоминает, что воспоминания предка перешли к нему с наследственным веществом (хромосомами). А ведь этого быть не может, о чем наука уже вполне определённо заявила. Лучше бы автор сразу привлек на помощь таинственную магию иных миров, чем путаться в арифметике — мол, дважды два, конечно, четыре, но вот еще к этому ворох картинок и прочей информации...

Драматичные эпизоды, неустойчивое поведение героя, проистекающее из его принципиальной раздвоенности — описаны, по-моему, достоверно. Хотя сама коллизия, выглядит несколько надуманной. За исключением чёткой любовной линии, которая сохраняется без ущерба на протяжении всего романа, что и придает не самому лучшему произведению неизменное очарование подлинного чувства. Ведь так легко было поддаться мимолетному соблазну! Нет же, при всех своих недостатках, герой оказывается верен любви, хотя сплошь и рядом и не знает как и что надо делать; но сердце ведёт его верной дорогой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный взгляд на привычный мир Язона. Попытка осмыслить, что же собой представляет, например, «золотое руно». Интересно, что благодаря трактовки автора Аполлон — робот. Автор пытается дать научное обоснование привычным мифологическим персонажам и вещам. Читается на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен, что у «Маски» такая неболшая средняя оценка. Из фэнтези Каттнера это, на мой взгляд, самая интересная вещь. Прочитал «Маску» с удовольствием; сюжет, события и трактовка античной мифологии весьма оригинальны. Советую любителям разножанровой фантастики.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один ПсихоТриллер... Под маской Фэнтэзи..:) Или наоборот..;)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх