fantlab ru

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
1447
Моя оценка:
-

подробнее

Немного ненависти

A Little Hatred

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Аннотация:

В этом мире были сокрушены лучшие, кого смогли найти гурки. Здесь великий император потерпел окончательное поражение. Здесь пророк Кхалюль был окончательно усмирён, а его трижды проклятая армия Едоков – отослана в ад, где им самое место. Союз победил! Силы, защищающие предрассудки и дикость, были подавлены, и открылись врата в новую эру – эпоху прогресса и процветания. Неизменно только одно, инквизиция ловит неплательщиков налогов, споры вождей решаются поединками, а орудием в войне магов выступают целые народы.

Добро пожаловать в цивилизованный мир! Чудовищный, прекрасный, бескрайний город. Адуя! Центр мира! Поэты зовут её Городом белых башен. Сюда стекаются люди из всех стран, со всего Земного Круга. Темнокожие кантийцы бегут от хаоса, царящего в Гуркхуле, бледнокожие северяне ищут здесь работу, жители Старой Империи пытаются начать жизнь заново. Искатели приключений из новообразованного королевства Стирии, торговцы с Тысячи островов, жители Сулджука и Тхонда, где люди поклоняются солнцу. Больше людей, чем можно сосчитать – живут, умирают, работают, размножаются, карабкаются друг на друга…

Молодые герои с горящими глазами, которые сражались тогда более тридцати лет назад с гурками, ныне превратились в седобородых старцев. Страница истории перевернулась, одно поколение сменило другое. По сей день лишь немногое происходит без одобрения человека, которого называли «Костлявым» – главного палача короля, архилектора Глокта; его же язвительная и амбициозная дочь Савина дан Глокта — королева инвесторов. Очаровательная девушка, вселяющая страх и не знающая страха, покупает идеи и воплощает их в жизнь. Она, возможно, первопроходец в своей области, но за ней уже следуют другие, которым нравилось рисковать.

Тем временем на территории Севера, на пустынных рубежах Инглии, вновь зашевелился внешний враг — Скейл Железнорукий со своим братом Чёрным Кальдером и сыном последнего Стуром Сумраком вторглись на территорию Протектората и сожгли столицу давнего союзника, а в Вальбеке, который за последнее время превратился в один из крупнейших и самых современных городов Срединных земель, теперь никто больше не был в безопасности — под его стенами произошёл крупный мятеж — ломатели захватили город. Есть опасения, что это может вылиться в восстание по всей стране.

Итак, два молодых героя в самом расцвете сил готовы выступить из длинных теней своих родителей. Они люди действия, хотя у каждого за поясом пока нет больших побед: первый — Ох, бедный мальчик! Двенадцать лет он только и делал, что пил, играл в карты и имел всё, что шевелится, и до сих пор его никто не принимает всерьёз, а второй – мечтает отвоевать себе место в легендах, так же, как в древности сделали Гарод Великий, Казамир Стойкий и Девять Смертей. Они готовые унаследовать мир и перестроить его таким образом, каким считают нужным, а Луна благоволит им всем; Рикке — дочь Ищейки, обладающая редким даром Долгого Взгляда, предупреждает, что следует приготовиться к кровопролитию. И от них содрогнется мир!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2019 // Роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
BookNest Fantasy Awards, 2019 // Роман, опубликованный в издательстве

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года по версии читателей - Переводная фантастика (27,95 %)

номинант
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2021 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2021 // Зарубежный роман (Великобритания)


Немного ненависти
2019 г.
Немного ненависти
2023 г.

Аудиокниги:

Немного ненависти
2019 г.

Издания на иностранных языках:

A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2019 г.
(английский)
A Little Hatred
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная книга, превосходящая мои самые смелые ожидания от Аберкромби. Он действительно стал писать сильнее и концентрированнее. Это вам не фильтрованное «Море осколков», не филерная «Красная страна», а настоящее продолжение «Первого закона» («Тридцать лет спустя» практически). Боюсь предположить, чем всё это может закончиться, но «Немного ненависти» значительно превосходит «Кровь и железо».

События развиваются стремительно, оглушительно, обескураживающе. Масса новых персонажей, знатно переплетённых со старыми (или воспоминаниями о них). У меня были опасения, что со всеми этими детьми и внуками «Земной круг» станет мылом, в котором новые персонажи не представляют из себя ничего, кроме формальной приписки к знаменитому дедушке. Но Джо с блеском вводит новых очень ценных и очень симпатичных героев, ценных сами по себе, безотносительно фамилий. Место действия старое (Север и Срединные земли), но явно любимое у автора (и меня). Огромную радость приносят камео старых героев (жаль, что не все из них дожили до новой трилогии). Баяз появляется лишь под занавес книги, что изрядно намекает на дальнейшее ускорение событий.

Очень много юмора, интриг, чернухи, убойных диалогов. В книге много параллелей с первой трилогией: история вроде бы даже местами повторяется, но явно что-то идёт иначе. Вопросов и закидонов на следующие книги остаётся много (например, куда ж подевался Кхалюль, и что на самом деле происходит в Гуркхуле). Явно больше стало всяческих пророчеств и предзнаменований, которые обеспечивают гадания читателям на ближайшие пару лет. Джо явно увереннее стал работать с женскими персонажами и с романтическими линиями. Привычно здорово описан экшен (особенно переходы между мелкими POVами во время масштабных событий).

Читалось «Немного ненависти'» упоительно, но на последней сотне страниц меня всерьёз начал терзать ужас, что книга-то заканчивается и продолжение только через год. Судьба и перспективы большинства персонажей внушает серьезные опасения, с учётом того, как Аберкромби браво расправляется со старичками и многими эпизодниками в «Немного ненависти» (да и кредитная история предыдущих книг намекает). Продолжения жду, сгрызая руки до локтей.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Узнав что у Аберкромби вышел новый роман, решил расширить знакомство с вселенной за пределы оригинальной трилогии, которую я в свое время прочитал.

О чем не пожалел ни разу.

По пути открыл для себя просто замечательную историю Монцкаро ... и кучу всего, что было в побочных романах.

Но «Немного Ненависти» — это точно вишенка на торте земного круга — лучшее что писал Аберкромби IMAO.

Новое поколение, новые декорации — , казалось бы это прием заезженный и истертый — но есть большое «но», господа!

Савин, Рикки, Орсо на голову интересней картонных родителей, и этим я несказанно удивлен — автор развивается, растет.

В оригинальной трилогии у Аберкромби было два персонажа, которые, на мой скромный взгляд, ему безусловно удались — Логен и Глокта, (Баяз за скобками)

При этом персонажи второго плана у него традиционно сильные. (а какая получилась Изерн?)

В Стирийской части уже лучше.

Меркато, Трясучка, да и старые знакомые раскрывающиеся по новому — это уже существенный шаг вперед в плане созидания душ своих героев.

Здесь же, три главных героя прописаны здорово, им хотелось сопереживать и книга была прочтена на одном дыхании.

Про саму историю, что-то пока сказать сложно.

Как таковая она еще только завязалась, пока нам только показали клетчатую доску и поставили рядом на стол разноцветные фигуры, и чем это закончится неясно, даже как будут играть не ясно.

Ясно только, что ХепиЭндов не будет, это же Аберкромби.

У него в очевидном плюсе остается только Байяз. Хотя может автор и удивит нас всех в конце?

И лысый паскудник таки будет низвергнут?

А может, чем черт не шутит,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джо замахнется на всячески обхаживаемую со времен Корвина и Дейдрэ авторами от Мартина до самого же Аберкромби тему изображения инцеста в положительном ключе.

Никто пока не решался довести такое до конца. Мораль, цензура — все дела. Хотя от человека у которого положительные(или скажем неотрицательные) персонажи порой закусывают человеченкой можно такого ожидать

Потому что, как мне видится, здесь это могло бы быть сильным ходом.

А может и нет, будем посмотреть.

В общем получилось так: Меньше битв, Меньше кишок, Больше внимание персонажам, больше психологии, больше секса, больше обмараных девиц, великолепная завязка трилогии — такую книгу точно стоило прочесть, всячески рекомендую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я соскучился за героями Джо Аберкромби. Причём, за всеми сразу, если можно так выразиться. Новая книга, продолжающая историю Земного круга. Всем кто волновался, как же автору удастся вернуться в свой собственный мир, могу точно сказать, что всё на самом высшем уровне.

Из старых знакомых, мы встретимся всего лишь с несколькими героями. Глокта, который с помощью инквизиции всё также следит за всеми и всем в Союзе. Он постарел, ещё больше выглядит больным и немощным, но внутренняя сила и жестокость возросли в разы. Стоит сказать пару слов и о его помощниках, которые также будут играть важную роль в этом произведении. В первую очередь, это молодая девушка, которая мастерски умеет перевоплощаться и играть самые разные роли. Безжалостная, решительная, умная, преданная Глокте, готовая на всё, чтобы выполнить его волю. Ближайший помощник Архилектора, который одним своим видом внушает ужас практически всем, кому не повезло с ним встретиться, и вполне заслуженно, более жестокого человека в окружении Глокты нет.

Оставшиеся в живых воины Севера, которым повезло выжить в кровопролитных войнах. Некоторые ещё помнят Девятипалого, а кому-то даже удалось с ним вместе сражаться. Подросшая молодежь мечтает о его славе, мечтает стать в один ряд с ним. Для этого нужно воевать, убивать и сжигать всё вокруг, стать самым жестоким и кровожадным убийцей на всем Севере. Поэтому, снова война, снова смерти, снова невиданная жестокость по отношению к проигравшим. Это крайне жёсткий мир, что автор не устаёт подчёркивать.

Старые герои, это хорошо, но создать новых героев, чтобы они соответствовали и были ничуть не хуже, это сложный процесс. Но с появлением новых персонажей, цикл обрёл что-то совершенно другое. Цинизм и чёрный авторский юмор буквально сочатся на каждой странице, едкие и колкие замечания по отношению к другу другу, к окружающему безумию, всё это делает текст невероятно притягательным и увлекательным. А если учесть, кто будет играть одну из главных ролей, то станет ещё интереснее, ведь единственная дочка инквизитора Глокты не может быть заурядной личностью.

Отдельно хочется отметить второстепенных персонажей, которые зачастую выполняют роль статиста. Но в этом романе всё немного не так. Каждый из участников событий будет предельно четко описан, каждому будет дана возможность сыграть собственную роль на сцене, пусть у некоторых она будет трагичной и очень короткой.

Ну и конечно же, масса сражений и битв, интриги на самый изысканный вкус, самый чёрный юмор на грани или даже за гранью, яркие и запоминающиеся герои, всё это в новом романе Джо Аберкромби получит читатель в достатке.

Шикарное начало новой серии, великолепно написанное и безумно увлекательное.

Джо Аберкромби не перестаёт меня радовать, именно из-за таких историй хочется читать книги.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся читать «Немного ненависти» с большой опаской — всё боялся столкнуться с братом-близнецом «Первого закона». А зря. Конечно, имеют место быть общие черты и схожие персонажи, но назвать «Немного ненависти» самоповтором вряд ли получится, скорее, удачным продолжением задуманного, что бы не говорили злопыхатели.

Начну с того, что перед нами книга написанная взрослым автором и для взрослого читателя. Да, да, именно, считаю книгу не более скучной (какой она может показаться юным читателям), а более взрослой. Здесь гораздо меньше экшена и харизматичных героев, зато, определённо есть над чем поразмыслить, ведь идеи автор если и не генерирует, то уж доносит великолепно. Взять, к примеру, восстание рабочих. Я не помню, чтобы кто-нибудь ещё так полно преподносил данную тему. Автор не просто констатирует факты, а проводя героев пылающими улицами, описывает трагедии участников конфликта по обе стороны баррикад. Изменение настроения масс от революционной эйфории к сомнениям и до полной безнадёги передано автором просто великолепно.

Некоторые мысли автора как шаблон накладываются на наши реалии. Типа, правителей помнят за построенные дороги, а не за загубленные жизни, или, в средствах на пропитание всегда есть граница, а на организацию пиршеств — нет , или, не думай о том как войдёшь в историю, ты же король, как скажешь историку, так и напишет. И такого ещё много, если не читать по диагонали.

В чём только не обвиняют лаборанты бедного Джо:

- в феминизме. Ребята, почитайте «Багряную империю» Буллингтона и вы поймёте, что такое «Баба» в большой буквы, после чего женщины Джо покажутся вам сопливыми девчонками.

- в тоннах «воды». Может быть, но по сравнению с воспетым Сандерсоном, просто слёзы.

- если автор больше не может выжать ничего из своих героев, он начинает писать про их детей. И на кого вы ссылаетесь? Уж не на Сапковского ли? Вы очевидно немного запамятовали, что своего Ведьмака он вынянчил на известнейших народных сказках! Чем тогда перед вами провинились «дети» Джо?

- в детскости, из-за фразы: «утро может быть добрым только после стакана вина». Блин. Мне жалко ваших детей, если им не надо объяснять что такое похмелье.

- в ремесленничестве. Смею вам напомнить, что слово «ремесленник» получило негативное значение лишь в нашу распущенную эпоху, а ранее имело совсем другое — «прямое» значение и обидеть им человека зарабатывающего писательством на жизнь вряд ли получится.

Больше же всего мне нравится, когда люди говорят что-то, типа, «Чем больше я читаю Аберкромби, тем меньше нравится он мне». Я в шоке! Если вам не нравится, то зачем вы тратите время сначала на чтение, затем на отзыв?

Ещё один вопрос, проевший, наверное, плешь бедному Джо — о «реалистичности» его произведений. Почему-то многие считают, что это о плевках, мочеиспускании и сексе. Вряд ли. Это шелуха. В конце-то концов, это же озорник и хулиган Джо, а не интеллигент Брендон, и он без этого никак. Разве, прочитав «Первый закон», вы надеялись на более «чистое» продолжение? А «реалистичность» у Джо, скорее всего в том, что его герои не ловят светящиеся мечи из воздуха и не связывают силы природы, а ведут себя больше как обычные люди, и большее, что могут наколдовать маги — это переворот в нужной им стране и т.п. И это мне нравится! Надеюсь не только мне!?

Странное дело, за всеми этими плевками и стяками, люди не видят главного — какие портреты пишет автор. Когда бывшая каторжница отказывается от конфеты, когда бывший головорез бросается спасать неизвестного мальчонку, когда наследник престола пытается спасти бунтовщиков... Это сложно описать, это надо внимательно читать!

Не скажу, что мне понравилось всё. Например, обмен любовниками показался мне притянутым за уши, да и девушкой с пеной в уголках рта, плюющейся пережёванным яйцом, я вряд ли стал бы восхищаться. Но это, скорее, плевок в море, чем ложка дёгтя в бочке мёда.

Подытоживая, скажу, что «Немного ненависти», как и «Первый закон» заслуживают на повторное прочтение, если первый раз у вас уже был и Вы остались в теме!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне удивлена, что многим данная книга нравится меньше «Первого закона». На мой взгляд, она сильнее первых трех книг «Закона», и в плане сюжета, и в плане развития персонажей, и в плане стиля. Рискну предположить, что «Кровь и железо», «Прежде чем их повесят» и «Последний довод королей» больше ориентированы на мужчин по содержанию, а в «Немного ненависти» больше внимания уделено отношениям, любовным делам и постельным сценам, а также женским персонажам, так что это больше подходит дамам. Поскольку подобные жанры намного чаще читают мужчины, отсюда и количество недовольных. Это из разряда: у Толстого война — для мальчиков, а мир — для девочек) Но я, конечно же, буду объективна...)) т.к. отношусь к женщинам, которые не читают женскую литературу в принципе и решающей в предпочтении книги для меня никогда не является любовная линия.

Так вот, по моему скромному мнению, данная книга более зрелая, более продуманная, более детальная и взрослая. Персонажи в ней более проработанные и реалистичные. В ней нет явно прослеживающейся в «Законе» картонности. Безусловно, очень хорошо прописан Глокта со всем его адом как внутри, так и в реальности, а также динамичный образ Джезаля и глубокий характер Логена. Но все это как-то не сразу... О «Крови и железе» у меня вообще остались впечатления как о весьма средней книге, особенно в плане женских персонажей и проработки мира, не говоря уже о стиле современных голливудских боевичков без средневековой атмосферности и психологии. Слава богу, продолжение все компенсировало интересностью сюжета и более глубоким раскрытием героев и мира. Так вот «Немного ненависти» погружает в атмосферу и в действие сразу. Герои тоже интересны каждый сам по себе. Больше нет перетягивания одеяла на кого-то одного, как было с Глоктой. Читать интересно про всех, за всех главных героев в равной степени переживаешь. По крайней мере понять каждого из них вполне реально, и они легко узнаются и угадываются в окружающей нас реальности. Другое дело, что кто-то вызывает симпатию и сочувствие, кто-то не очень. Кстати, сразу замечу, я не поклонница Глокты. Он интересный герой с очень тяжелой судьбой, но, на мой взгляд, утратил человечность полностью. К тому же его успехи часто достигаются не приписываемым ему сверхумом, а скорее пытками, банальным везением и еще тем, что его часто окружают идиоты, на чьем фоне он смотрится единственной благоразумной сильной личностью.

Если разбирать персонажей из «Немного ненависти», то в общем и целом их можно охарактеризовать как вполне земных людей, со своими достоинствами и недостатками. Кто-то вызывает уважение, кто-то сочувствие, кто-то откровенную неприязнь. В разных ситуациях они проявляют себя тоже по-разному. Никто не идеализирован, но при этом и непредсказуемых «роялей в кустах» или «котов в мешке» нет (ну кроме Клевера разве что). Они действуют по законам своего характера и сообразно обстоятельствам, а также согласно среде, в которой они росли. То есть северяне — по-любому неотесаны, прямолинейны и по большей части грубы. Аристократы — избалованы и развращены. Власть имущие — высокомерны, коварны и жадны. Воины любят и хотят воевать. Ну а низы вынуждены либо подчиняться и служить сильным мира сего и влачить жалкое существование, либо бунтовать. Ничего нового на планете Земля... Чудесных сказочных преображений не происходит, но развитие, динамика у некоторых есть, что тоже весьма интересно.

Из особо динамичных образов можно отметить наследного принца Орсо — несомненного сына своего отца, чему можно, с одной стороны, порадоваться, с другой стороны, посочувствовать. Конечно, не хотелось бы, чтобы он повторил его судьбу, хотя с его характером это было бы неудивительно. Доброта, человечность, способность любить, ум есть, но характера нет... Зато уже прослеживается самокритика, самоирония и реальный взгляд на мир. Что ж, посмотрим, что это даст, останется ли он пешкой или начнет действовать самостоятельно.

Остальные герои все же менее непредсказуемы и остаются верны себе. Мне лично интересно, во что в итоге превратится Саввин. Не хотелось бы увидеть ее деградацию или еще какие-то альтернативные сюрпризы. Но перемены определенно нужны, т.к. идеальный герой — герой не сильно правдоподобный. Мне кажется, она в равной степени может как пойти по пути жестокости собственного приемного отца, так и по пути деградации собственной матери, и находится на таком же «перепутье», как и Орсо. Она может выбирать, если конечно, судьба (=автор) не сделает неожиданный выбор вместо нее.

Безусловно, интересные женские персонажи в принципе порадовали своим присутствием, потому что в «Первом законе» с женщинами была совсем беда... Даже уже закрались мысли о женоненавистничестве автора)) иначе за что такое вообще??.. Либо курицы где-то в фоне, либо озлобленные стервы и истерички. Это было откровенно странно... На этот раз автор надежды не обманул. Саввин, ее компаньонка, Рикке, Вик, мать Лео, дочь и жена Гуннара — этот мир уже не без женщин)) мало того, он на этих женщинах порой держится, что вполне естественно. Однако, я так поняла, что появление женщин с характером и с неким статусом оскорбило чувства некоторых читателей-мужчин, и в этом узрели модные веяния феминизма. Если честно, не поняла, в чем тут феминизм, если в истории появились чьи-то матери, чьи-то дочери, чьи-то жены, любовницы, сестры, служанки и т.д.? Не заметила в связи с этим никакого ущемления мужских персонажей. Они по-прежнему разные — воины, принцы, крестьяне, отцы, сыновья, братья... Кто-то силен умом, кто-то физически, у кого-то есть воля и власть, у кого-то нет... Просто это уже не мальчуковый мир одних только сражений, большой политики и властных мужиков, где про женщин слыхом не слыхивали. Тем не менее, если уж речь заходит о власти, о силе, о серьезных решениях, о вершении судеб — все равно эта роль отведена мужчинам. Так что без обид... К тому же, когда очередь доходит до раздачи оплеух от жестокой судьбы, женщины страдают не меньше и удар держат по-разному.

Также хотелось бы отметить, что в целом книга «Немного ненависти» написана лучше «Крови и железа». Прямо увидела прогресс автора в раскрытии его таланта, его бОльшую погруженность в историю, в детали, в мир, в характеры людей, в глубину описываемых событий и обстоятельств. В целом пока что ставлю Аберкромби все же ниже Джорджа Мартина. У последнего наблюдается прямо-таки очень зрелый, очень мудрый, исторический взгляд на мир, на людей, при этом беспристрастный и глубокий. К тому же практически классический стиль, глубочайшая проработка мира, в который веришь, как в свой собственный, срастаешься с ним, — у Мартина этого не отнять. Надеюсь, со временем Аберкромби еще достигнет тех же высот. А так в принципе «Земной круг» — безусловно очень захватывающее, яркое приключение в духе темного фэнтези. Да, кровь, грязь, жестокость... Но таковы уж люди практически во все времена, особенно в века беззакония, войн и бунтов, бессмысленных и беспощадных.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джо превосходит сам себя, и это не новый цикл! Старый добрый земной круг рвет очередные шаблоны фэнтези литературы))) На самом деле инцест не был таким чувственны нигде(спойлер), а герой битв не был таким отвратительным. Не смотря ни на что Аберкромби заставляет сопереживать героям как родным, а это на мой взгляд и должна делать Литература. 6498/10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

К новой трилогии Джо Аберкромби «Эпоха безумия» я приступил лишь после выхода заключительного тома – хотел прочитать все романы разом. Вероятно, мне довольно сложно объективно оценивать творчество автора, т.к. я являюсь его ярым фанатом. Тем не менее постараюсь максимально беспристрастно подойти к обзору.

«Немного ненависти» можно отнести к «тёмному фэнтези» лишь номинально. Нет, grimdark-элементы на месте, а вот с фэнтези всё не так просто. В мире есть несколько магов, но их сил мы почти не видим. Есть могучие едоки, но по большей части они сосредоточены на далёком и таинственном Юге. Есть героиня, способная видеть будущее, но этому уделено совсем немного внимания. Таким образом, «Немного ненависти» больше напоминает исторический роман, просто в рамках выдуманной автором вселенной.

Думаю, многих интересует вопрос, можно ли читать «Немного ненависти» до знакомства с «Первым законом». И да, и нет. С одной стороны это полностью самостоятельное произведение со своим сюжетом. До описываемых событий, конечно же, что-то происходило, но ведь и в любом отдельно взятом романе события стартуют не с пустого места. С другой стороны, роман содержит массу отсылок к предыдущим книгам, и искать их одно удовольствие. Поэтому я всё-таки рекомендовал бы прочитать сначала первую трилогию и три отдельных романа. Я вот, например, наиболее давно читал «Героев» и пару раз мне приходилось листать роман, чтобы понять тот или иной авторский ход.

События «Немного ненависти» разворачиваются спустя примерно 30 лет после первой трилогии. За это время на смену Средневековью пришла эпоха индустриализации. Намеки на это мы встречали в предыдущих романах. Например, в «Красной стране» начинается разработка угольных шахт, а в «Героях» на поле боя впервые используют пушки. В это время Гуркхул распался, а его Пророк сбежал. В Стирии у руля Талинская Змея – Монца Меркатто. В Союзе балом правит научно-технический прогресс и капитал. По некоторым намекам становится понятно, что Баяз полностью поддерживает данное направление. Смена эпохи не проходит бесследно. Когда в школе на уроках истории я проходил восстание луддитов, я искренне не понимал, чего же этим странным людям не хватает. Новые технологии – это же так круто. Джо Аберкромби очень натурально показывает нам, через что приходится пройти простым людям. Сокращение рабочих мест из-за внедрения машин приводит к повальной безработице. Оплата труда становится всё ниже, а условия всё хуже. Не обходится без детского труда и травм на производстве. Воздух трущоб пропитан смогом. В народе зреет недовольство, и всё больше предпосылок к открытому бунту. Однако и высшее общество отнюдь не в восторге от сложившегося положения вещей. Из-за череды убыточных войн в Стирии налоги возросли, а всё большую роль начинают играть предприниматели. Теперь для богатства недостаточно просто быть землевладельцем, нужно ещё и уметь обращаться с этими деньгами. Вот на это способны далеко не все представители старой аристократии, заседающей в Открытом совете. Таким образом, король Джезаль дан Луфар оказывается между двумя огнями. На мой взгляд, такая смена эпох показывает проблему лишних людей, тех, которые не могут приспособиться под новые меняющиеся условия.

Для завязки основного сюжета автор берёт уже проверенный ход – на Севере вспыхивает очередная война. Ранее мы видели, как под защитой Союза сформировался Протекторат, которым правит Ищейка. Стур Сумрак, племянник короля Скейла Железнорукого, с попустительства дядюшки решает вернуть Протекторат Северу, а леди-губернатор, Финри дан Брок, во главе армии Инглии старается ему помешать.

Теперь хотелось бы поподробнее рассказать о героях, ведь именно в этом Джо Аберкромби был всегда силён. Спустя 30 лет большинство персонажей «Первого закона» уже постарели, и на сцену выходят их дети. В этом заключается определённая отличительная черта. В первой трилогии большинство героев – взрослые сформировавшиеся люди, здесь же мы видим более яркое развитие. Савин дан Глокта – дочь всеми нами любимого инквизитора. В новой эпохе она чувствует себя, как рыба в воде – преуспевающий хладнокровный делец и светская львица. Принц Орсо – наследник престола. От отца он унаследовал мягкий характер и некоторую праздность. При столь высоком положении Орсо чрезвычайно самокритичен и ироничен. Из всех возможных путей склонен выбирать самый простой, что опять же роднит его с Джезалем. Стур Сумрак напротив нисколько не похож на своего отца – хитрого, осторожного и прагматичного Чёрного Кальдера. Он жесток, кровожаден, чрезмерно самолюбив и тщеславен, жаждет славы и битв. За крутой нрав получил прозвище «Большой Волк». Лео дан Брок – сын Финри дан Брок, кандидат в лорды-губернаторы, отважный и благородный юноша, склонный к необдуманным поступкам. За свою доблесть и воинские навыки прозван «Молодым Львом». Рикке, дочь Ищейки, с детства была наделена даром Долгого Взгляда. Эта особенность позволяет ей временами видеть будущее. Только вот дар это или всё же проклятие? Виктарина дан Тойфель – доверенный человек Глокты. У девушки была довольно непростая судьба: за мнимую измену отца её семью сослали на рудники в Инглию. На инквизицию она работает в первую очередь потому, что любит быть на выигрышной стороне. Гуннар Броуд – бывший солдат, служивший в буквально самоубийственном подразделении лестничников. Это человек огромного роста и мощного телосложения, носит очки. Он очень хочет забыть своё кровавое прошлое, но что поделать, если только в бою он чувствует себя свободным. Не могу не заметить здесь параллелей с Логеном Девятипалым в «Первом законе» и Трясучкой в «Лучше подавать холодным» – они тоже хотели стать лучше, но обстоятельства раз за разом кидали их в очередную кровавую свалку. Йонас Клевер в прошлом был прославленным воином, но решил забросить это дело, и сейчас мало кто из молодых воспринимает его всерьёз, считая безобидным клоуном. А зря… Встретим мы уже и знакомых нам ранее героев: Глокту, Баяза, Ищейку, Сульфура, Джезаля и многих других. Стоит отметить, что данные персонажи не вводятся автором ради ностальгии, а играют свои немаловажные роли.

Фирменный чёрный юмор Джо Аберкромби никуда не делся. Большая его часть связана с принцем Орсо и Йонасом Клевером. Автору всегда удавалось отлично описать войну, а теперь могу сказать, что и описание восстания получилось ничуть не хуже. Настоящей находкой является глава «Маленькие люди», где описание идёт от лица простых горожан. Это позволяет разносторонне посмотреть на мятеж, понять всевозможные обстоятельства и точки зрения.

Итог: Роман может понравиться как любителям фэнтези, так и фанатам исторической прозы. Аберкромби по-прежнему великолепно прописывает персонажей и удивляет неожиданными сюжетными поворотами. В плане описания масштабных событий автор, на мой взгляд, даже вырос. Роман закончился на интригующей ноте, поэтому тут же приступаю к продолжению.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читается довольно легко. Автор верен себе — в книге нет ни одного полностью положительного героя. ( Последняя надежда была на Клевера) У каждого есть как светлая сторона так и темная. Причем темная подана более ярко и насыщено. Показана плавная смена эпох. Времена меняются, а человеческие пороки все теже. Немного искуственным выглядит попытка добавить положительных красок в образ Орсо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превосходно. Джо держит марку. Читается легко и с удовольствием. Язык богатый и не напрягает. Вполне удачно удалось ввести в уже знакомый нам мир — новых героев.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться честно, хотелось уже покончить с этим. То есть с Аберкромби. То есть с призраком Аберкромби живущим в моей голове. Да и собственно, я был уже уверен, что этот танец уже точно станет последним. После пяти романов которые были невероятно круты, последовало четыре романа, которые... ну, были – и всё больше и больше нарастала уверенность, что по крайней мере в моем субъективном случае — Аберкромби исчерпал последние крупицы интереса.

Все эти новости на протяжении пары лет появлявшиеся про эту новую трилогию — тоже отчаянно стремились не вдохновлять. Все эти дети былых героев — ну понятно, повод взять старых персонажей, переодеть их в новую молодость и продолжать в своем духе. Вся эта индустриализация — ну понятно, как бы и логично — но уже столько этого сейчас в фэнтези и всё это выглядит уже невероятно заезженно и скучно. С решительной уверенностью я пошёл в этот последний бой — отдать последний долг своего внимания Джо Аберкромби и закрыть на том его страницу для себя.

Но проблема оказалась в том, что Джо, технически, как минимум — пишет сейчас лучше чем когда-либо прежде. Пишет динамичней, пишет резче, его хлёсткий стиль достиг пика в своей отточенности. Всё лучше он научился шинковать главы и ПОВы таким образом, чтобы достичь максимальной событийности. Как никогда хорошо у него получается транслировать события из самого сердца бури — разумным образом, он не слишком злоупотребляет такими главами, но они всегда получаются запоминающимися. В одной такой ситуации, я промотал до конца отдельной главы, чтоб убедиться что логика и стройность событий будет выдержана — и всё равно потом буквально сгрыз все пальцы себе, пока дочитывал её в нормальном порядке — несмотря на то, что уже казалось бы знал чем закончится сцена.

Проблема оказалась и в том, что Джо, совершенно внезапно, буквально ножом в мою и так раненую спину — стал лучше писать и персонажей. Казалось бы, куда лучше, ведь единственные серьезные его провалы по этой части — это два унылых главных героя «Красной страны» — но нет, аргумент можно подкрепить делом. Джо преодолел один из своих главных блоков — и научился писать женщин как людей. Савин дан Глокту он раскрывает не только как хладнокровного бизнесмена, но и как исключительно сильную, хоть и израненную личность. Финри дан Брок, несмотря на существование в тени своего сына — проявляется и как любящая и строгая мать — и как мудрый и коварный генерал. А Рикке, которую мы собственно и встречаем самым первым делом в книге — является, очевидно, вообще ключом к сюжету всей этой трилогии – и ключом, который с первых минут не намеревается оставаться пассивным инструментом (более того, по четкости выражения своих эмоций и желаний — ей там явно равных нет).

Проблема и в том, что Джо затянул таки и своим старым-новым сеттингом — и раскрыл индустриализацию так, как и должен был раскрыть. И завязал на это движение мира вперед и обновленные социальные проблемы, и механизмы сюжета — по крайней мере огромной его части. Всё больше и больше на главные роли выходит судьба простых людей, на которых держатся все эти королевства, все эти излишества и махинации — и Аберкромби, хоть и не придумал тут ничего нового — прекрасно отобразил цену прогресса.

Главная, конечно, проблема оказалась в том, что третий акт книги — шикарен вообще от и до, целиком и полностью — то есть это, практически наверняка — лучшее что Аберкромби написал на сей день и будем надеяться ещё что он сможет-то и превзойти. Точно будет непросто. Невероятный динамизм, каждое вербальное (или физическое) столкновение персонажей — как удар, рвущий струны гитары и режущий пальцы (но останавливаться нельзя и не хочется). Концовка, вообще — наверное из палат мер и весов. И хотелось бы про неё поговорить подробней, потому что по ней, я думаю, можно преподавать искусство концовок в первых книгах серии — но, конечно, это будет не совсем уместно в отзыве.

В общем, Джо, увидимся в аду, то есть в сентябре 2020-го.

P.S. Байяз — всё ещё ван лав, невероятный подонок, всё так же прекрасен.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своей излюбленной манере Аберкромби представляет новую страницу истории сквозь призму «Земного Круга». После вестерна «Красной страны» пришел черед промышленной революции по образу и подобию Англии.

Шестерням мануфактур и цифрам счетов не знакомы такие понятия, как милосердие, совесть или доброта. Непрерывный поток изобретений, все более мощные и эффективные двигатели, новые точки приложения и производимые товары — стоит зазеваться, снизить норму прибыли или упустить растущий рынок, и станешь жалким банкротом. Поэтому во главу угла возведена выгода, отрасль жадно впитывает и отдает деньги, в том числе инвестиции банкирского дома «Валинт и Балк», протянувшего щупальца по всему Союзу. Ничего личного, только бизнес!

Савин дан Глокта, приемная дочь архилектора Глокты, достойная ученица своего отчима. В сопровождении весьма преданной и талантливой служанки Зури, она бесстрашно ныряет в рабочие кварталы, блистает на светских приемах, лавирует в деловых кругах, пожирая слабых и налаживая взаимовыгодные отношения с сильными. Савин небезосновательно считает себя отличной интриганкой, но еще никогда по-настоящему не оказывалась лицом к лицу со ужасной смертью. И неизвестно, сломается она или только гибко наклонится в час испытания.

Голод и честолюбие клинков — страсти из года в год пожирающие изнутри вольный Север. Новые воители, старые вожаки — неизменные проблемы. Молодняк восхищенно слушает песни о давних победах и героях, о Логене и Бетоде. Они понятия не имеют о том, какую цену придется заплатить за славу и успех, даже за одну лишь их видимость. Зато гонора, алчности и злобы им не занимать. А вожди уже готовы свести старые счеты, чтобы поставить точку в расколе Севера на Протекторат Ищейки и королевство Скейла Железнорукого.

Стур Сумрак, сын Калдера Черного, грезит о том, чтобы стать вторым Логеном Девятипалым, а еще лучше превзойти его. Превзойти во всем — от побед до кровожадности. Как выясняется, не нужен демон, чтобы творить кошмарные вещи. Достаточно быть полным и абсолютным мудаком. Со стороны Союза о геройской славе мечтает Лео дан Брок, уже слывуший Молодым Львом. Слишком честный и доверчивый, полный самомнения и упрямства, он станет достойным соперником Стуру Сумраку в битве за мост, которую скорее бы стоило назвать состязанием за звание упрямого барана. Впрочем, дать им фору в упорстве может Рикки, дочь Ищейки, обладающая даром Долгого Взгляда, проникающего в будущее.

Роскошь и глупость ходят рука об руку в Адуе, столице Союза, городе белых башен и густого смога. Дворяне ведут политику захвата и огораживания общинных земель, разоренные крестьяне ищут спасения в городах. Лорды жаждут еще больше власти и денег, нищие умоляют о куске хлеба и сухом крове. Когда одни не желают поступаться и грошом, а другие не видят ни единого законного выхода, то результат всегда одинаков — бунт кровавый и жестокий, бессмысленный и беспощадный.

Кронпринц Орсо тщетно пытается стать достойным своего титула, поскольку употреблять наркотик, беспробудно пить и снимать шлюх явно проще, чем осваивать управление государством. Тем не менее, в глубине души Орсо еще тлеет надежда, что он найдет себе цель или человека, ради которых свернет горы и совершит подвиги. Может быть, ей станет любовь некоей Савин дан Глокты? А пока его высочество растрачивает целые состояния, северянин Гуннар Броуд, ветеран войны в Стирии, отчаянно пытается спасти семью от голода и поступать хорошо. Однако при работе на заводах чаша терпения переполнится скорее раньше, чем позже.

Закладывая фундамент новой трилогии, Аберкромби отчасти заимствует персонажей «Первого закона» и «Героев», при этом явно манипулируя ностальгией фанатов; открыто жонглирует отсылками к первой трилогии, то намекая на известные события, как то: роль Баяза в закулисном управлении Союзом или рацион Йоры Сульфура, то с ехидцей переигрывая яркие моменты на иной лад, к примеру, знаменитый поединок Логена в Круге. Учитывая мастерски рассчитанный темп развития сюжета, фейерверк фирменного циничного и мрачного юмора, полный охват событий с точек зрения самых разных персонажей, крайне трудно остаться равнодушным. И пусть перед нами пока лишь завязка семейной саги, пусть мы можем лишь гадать, какие интриги сплетет Байяз для молодых, для пылких и искренних в своем упрямстве, честолюбии, идеализме или прагматичности героев, ясно одно — старый мир будет сокрушен до основания. Грядет эпоха новых ошибок и новых подвигов. Или все же хорошо знакомых старых?

Итог: яркий и динамичный старт семейной саги на фоне социального кризиса и технического прогресса.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное начало трилогии. Аберкромби явно растет, как писатель, герои прекрасно и выпукло описаны, сюжет завернут весьма хитро (и к сожалению оборван на самом интересном месте, но тем веселее ждать продолжение) ну и встреча с героями предыдущих книг радует.

В книге практически нет магии, зато индустриальная революция идет вовсю и описанию этой революции и ее последствий посвящена большая часть книги. С одной стороны это необычно для цикла, с другой стороны Аберкромби описал это мастерски.

Единственная претензия — некий модный ныне дисбаланс. В книге три героини — сильных, умных, независимых женщины. И три (даже четыре) героя — мямля и повеса, туповатый но мужественный с кубиками на прессе, и психопат (или два, смотря как считать).

Конечно, есть шанс, что в будущих книгах мямля и психопат перевоспитаются, а туповатый поумнеет... но пока имеем то, что имеем.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое: книга получилась, скорее, завязкой, а совсем не самостоятельным произведением, хоть и очень хорошим.

Второе: в ней есть все, что было и есть у Джо-мби. И если он нравится, заходит и т.д. — читать, определенно, стоит.

Третье:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
магии снова нет и почему Джо-мби это фентези, для меня по прежнему загадка

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так ведь все это уже было: стычка северян и «союзовцев» за клочок земли, в котором больше символизма, чем полезности. Перспектива некоторой части народа, проживающей рядом с местом битвы потерять свой дом и землю – было. Битва один на один с призом, исключительным и несоразмерным самой драке. Больше гордость свою потешить – было. Восстание народа против угнетателей и несправедливое подавление всех подозреваемых без разбора. Отчасти также было несправедливость, в смысле. Но какая разница? Написано-то великолепно!

Появились новые персонажи, которые с развитием сюжета раскрываются всесторонне, благодаря чему можно убедиться, что они как минимум не хуже тех, которые были в прошлых книгах. Действующие лица оказываются лучше, чем они есть на самом деле, чем кажутся поначалу, стоит им попасть в критическую ситуацию. И действующие лица, ох, оказываются хуже, чем они есть, едва встает выбор перед ними – они, либо их. Это раз за разом удивляет, заставляет пересматривать свое отношение к тому или иному человеку. И только укрепляет интерес – а как они дальше себя поведут? Есть ли черта, которую они не станут переступать?

К тому же, часто мелькают и узнаваемые лица. Кто-то изменился, постарел, «сдулся», перестал трепыхаться, и теперь только говорит мудрые вещи новому поколению. Или тому, кто согласен слушать их бредни. Кто-то остался по-прежнему хорош в своем деле. Убийство ли, интриги. Байяз, старый паскудник, тоже здесь. И вновь мутит воду в своих интересах – но это уже стало традицией.

Появились доселе неиспользованные подробности в отношении к персонажам:

Больше стало описаний прелюдий к сексу и самого процесса, возникли частые вставки с подробностями функционирования женского организма. Вот с этой частью еще можно поспорить, нужна ли она для истории? В прошлых книгах не было, тут есть, словно это показатель «реалистичности» фэнтези, а так же того, что здешний мир меняется, осовременивается на манер нашего. И женщины все больше дел берут в свои руки, позволяя человечеству двигаться и прогрессировать, в то время как мужики на соседнем поле продолжают выяснять отношения ором и рукоприкладством. И внимания к женским персонажам, стало быть, нужно уделять больше. Как вариант. Но, пусть будет. Не мешает, так-то.

Крови, таким образом, стало больше, но не в битвах – там по-прежнему больше грязи, чавкающей под ногами, неразберихи, звона, скрежета и дикого ужаса, заставляющего кричать во всю глотку до тех пор, пока кричащего не заткнет стрела, топор, или его голову не вобьют сапогом в землю.

По-прежнему описание схваток чрезвычайно «зрелищно». Лаконично и стильно. Без ненужного смакования подробностей, всё по делу. К этой части книги вообще не может быть претензий.

А вот к чему могут быть, так это к миру, изменившимся не самым достоверным образом. Как в части прогресса, внезапно, но однобоко рванувшего вперед, без особых эксцессов со стороны консерваторов, или протестов верующих, так и в плане экономики страны, некоторые аспекты которой притянуты за уши, стоит только начать разбирать их более подробно. Есть станки, лишившие работы десятки тысяч ткачей, прядильщиков и иже с ними, но нет разнообразия в огнестрельном оружии, только пушки, да и то ненадежные. А ведь сказано прямым текстом, что не только Север шебуршится и наглеет под предводительством нового, молодого военачальника, но и с Югом беда – там правителя лишились, и южане разбегаются во все стороны, и творят всякое, кто во что горазд.

Впрочем, мысли о степени достоверности этой части возникают только много позже, поскольку поначалу нас закидывают в гущу схватки «союзовцев» с северянами, и одновременно с этим рассказывают о революции в промышленном городе – от этой части книги не оторваться. Затем следует та самая дуэль и разбор последствий восстания – также очень интересно и непредсказуемо. Когда же все утихает, на миг возникает мысль: ну вот, сейчас-то можно более внимательно вникнуть в то, что тут является фоном…. Нет. Одна внезапность, вторая, третья. Диалог, меняющий отношения людей друг к другу и побуждающий историю двигаться совсем в ином направлении; поступок, незначительный казалось бы, но перетряхивающий расстановку сил – и, опять же, уводящий сюжет совсем не туда, куда предполагали мы. Невероятно.

А ведь есть еще и много юмора, черного и местами пошлого. «Тарантиновские» диалоги, как все любят их называть. Само построение эпизодов, часто заканчивающееся возникновением эмоций вроде: «Ох ты ж!». Все это заставляет считать «Немного ненависти» отличнейшей книгой, долгожданной и оправдавшей ожидания. Ну а что до той самой достоверности в части экономики, политики, технологий…

Может, в продолжениях этот момент будет лучше проработан. В остальном же всё прекрасно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возвращаемся в Земной Круг! Казалось, что разлука была совсем не долгой, но здешний мир успел сильно измениться. От классических фэнтезийных тем меча и магии Аберкромби ведет нас к темам индустриальной революции и классовой борьбы в практически стимпанковых декорациях. Нет, северяне со своими северными делами тоже присутствуют, но их ветка пока явно проигрывает в борьбе за читательский интерес. Скорее всего те, кто ждал прямолинейного продолжения Первого Закона по тем же лекалам, будут немного удивлены. Кто-то даже будет разочарован, но мне такая перемена пришлась очень даже по вкусу. Писательское мастерство Аберкромби только растет, от книги совершенно не оторваться, так что в вопросах тем повествования и, уж тем более, декораций я полностью ему доверяю.

Персонажи! Раздавал бы многим авторам эту книгу в качестве учебного пособия по части прописывания образов и типажей. Каждый из них (а их не мало) ярко горит в воображении благодаря мелким деталям, позам, жестам, манерам говорить и думать. Каждый чего-то хочет для себя и что-то дает сюжету. В центре внимания теперь второе поколение героев Первого Закона. Аберкромби не стал цепляться за старое не только в части сеттинга, но и в части персонажей, что вполне соответствует красной линии сюжета – время и прогресс беспощадны и никого ждать не будут. Кто-то из стариков стал легендой, а кто-то ушел в грязь. Те, кто выжил, в основном, хотят только мира и спокойствия, и мы вместе с ними с легкой грустью смотрим на их детей – амбициозных, горячих максималистов, которым не терпится нырнуть в этот мир, как в омут. Все эти отпрыски разные, но все страстно к чему-то стремятся: к славе, власти, крови, к признанию и любви. Грустим мы потому что знаем, что всех их рано или поздно ждут жестокие разочарования.

Новым персонажам – творить новую историю. Стариков, которые пока еще держат формальную власть в своих руках, дергают за ниточки известные кукловоды. Но старикам пора на покой, а у кукловодов скоро снова появится головная боль — приструнить их преемников. Пройдет ли все так же гладко? Узнаем в следующих сериях, но желание автора избегать самоповторов в этом плане обнадеживает.

К чему придраться? Всегда есть к чему. Автора, как жителя современной Великобритании, очень волнуют вопросы угнетения женщин и национальных меньшинств. Всяческие нелепые подколы в сторону мужчин-сексистов и шовинистов от некоторых персонажей лились рекой. Забавно, что именно эти персонажи очень много говорили и очень мало делали, в отличии от массы других — тех, кто успел столкнуться с реальными испытаниями на прочность. Может быть эта ирония и есть замысел автора? Хотя, что касается расового разнообразия, то против него только недалекие провинциалы – это было заявлено весьма четко. Таких вещей не так много, они не мешают чтению, но натренированный современной вездесущей повесткой взгляд теперь остро замечает такое везде.

На минорной ноте останавливаться не хочется. Произведение крепкое, качественное и не оставляет вопроса: читать дальше или нет? Читать обязательно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх