fantlab ru

Генри Каттнер «Механическое эго»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
826
Моя оценка:
-

подробнее

Механическое эго

The Ego Machine

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 154
Аннотация:

Вы думаете, чтобы справиться с голливудским продюсером, вам необходима психоматрица Дизраэли? — нет; а может быть, психоматрица Ивана Грозного? — нет; идеально для ваших целей подходит только психоматрица Мамонтобоя — сына Большой Волосатой.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Science-Fiction Carnival», 1953 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Мы с моей тенью», 1990 г.

— антологию «Предел желаний», 1991 г.

— антологию «Остров страха», 1993 г.

— антологию «Самое мощное оружие», 1998 г.

— антологию «Срок авансом», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Робот-зазнайка
1968 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Механическое эго
1989 г.
Мы с моей тенью
1990 г.
Предел желаний
1991 г.
Колодец Миров
1992 г.
Сборник научно-фантастических произведений
1992 г.
Сим удостоверяется…
1992 г.
Темный мир. Источник миров. Рассказы
1992 г.
Ярость
1992 г.
Остров страха
1993 г.
Самое мощное оружие
1998 г.
Хогбены и все-все-все
1998 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Механическое эго
2003 г.
Срок авансом
2004 г.
Миры Генри Каттнера
2009 г.
Лучшее. Том 2. Механическое эго
2016 г.
Профессор накрылся! и прочие фантастические неприятности
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Science-Fiction Carnival
1953 г.
(английский)
Science-Fiction Carnival
1957 г.
(английский)
Pragaištingas laivas
1971 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарист Никлас Мартин — безвольный и слабохарактерный человек, которым вовсю помыкают окружающие. Такие, к примеру, как режиссер киностудии «Вершина» Сен-Сир. Не мудрствуя лукаво, он вынудил героя подписать пятилетний контракт, который фактически низводил последнего до уровня раба. И теперь перед Мартином остро встала проблема: как избавить себя от столь тяжелого бремени. Как будто услышав его немой призыв, откуда-то из будущего неожиданно появляется робот, обладающий способностью изменять психоматрицу человеческого мозга...

История о том, как характер и образ мышления меняют поведение и основную сущность человека. Автор предлагает своему герою пройти через три разные ипостаси: сенатора Дизраэли, владеющего искусством убеждения, русского царя Ивана Грозного, сумасшедшего и распутного старика, подозревающего в измене даже собственную кошку, и некоего мифического троглодита с условными именем Мамонтобой, который умеет здорово махать своей дубиной, но не отличается умением говорить. В каждой из этих личностей имеется свой «плюс», который не только дает герою ценный опыт, но и помогает ему избавиться от столь надоедливой опеки «сверху». Правда, толк был бы максимальным, если б все эти личности проявились в герое одновременно, а по одиночке они только прибавляют ему проблем. Но на то тебе и дан разум, чтобы сделать соответствующие выводы. Отдельно следует выделить и робота из будущего. Он сильно страдает от темпоральной лихорадки и потому постоянно путается в словах и образах, принимая героя рассказа за те личности, поведение которых пытается ему привить. Из-за этого получается нечто настолько несусветное и абсурдное, что само собой вызывает соответствующую реакцию у читателя — улыбку. Весело, забавно и ... в какой-то степени поучительно — особенно, для таких вот нерешительных и сомневающихся в себе людей, каким был сценарист Мартин до начала этой истории.

----------

РЕЗЮМЕ: притча о том, как характер и воля человека влияет на его восприятие другими людьми. Чтобы не стать «тряпкой» по жизни, нужно воспитать в себе Тузика, который эти тряпки рвет в клочья.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я вот все думаю, а что было с Сен-Сиром после

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ночи, проведенной в камере с Мамонтобоем? От заикания он долго лечился? И много ли было переломов?

И беспокоит меня дальнейшая судьба робота ЭНИАК. Как бы не спился...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буквально час назад обсуждал с мамой творчество Каттнера (она читает Азимова в данный момент — Сны роботов), и после «Порочного круга» я заявил, что рассказы Каттнера про роботов — полнейший бред. Автокилл в целом нереален, если исходить из второго закона роботехники. Но перед нами Каттнер, который, видимо, не знал об этих законах и выдал самую нелогичную вещь про роботов. Точнее, две нелогичные подряд. И если в «Порочном круге» все ужасно неправдоподобно, и поэтому 5\10, то в «Механическом эго» все происходящее вокруг робота — еще более неправдоподобно. Но зато смешно и от души надорвал диафрагму=)

П.С. Перезвонил и сказал, что я был прав час назад, но в данный момент ошибаюсь.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле, рассказ очень кинематографичен. Не потому, что о режиссерах, актерах и сценаристах, совсем нет. Из-за комедии положений. Этакая картина в стиле Луи де Фюнеса, с глуповатыми ужимками и гримасами. Да, безусловно, здесь есть место тонкому психологизму и морали, что среда влияет на нас больше, чем нам кажется, однако главная составляющая истории все же — это юмор.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу не согласиться с читателями. относящими рассказ «Механическое эго» к числу лучших произведений Каттнера и считающих его одним из несомненных шедевров мировой фантастики. Перечитываю рассказ по крайней мере в 10-й раз и не могу удержаться от смеха. При этом великолепные юмор и остроумие свойственны не только самому автору, он щедро наделяет ими и своих героев.

Идея изменения психотипа человека с помощью специального прибора остается оригинальной даже спустя 70 лет со времени написания рассказа и блестяще воплощена автором, заставившим своего героя перевоплощаться то в знаменитого дипломата, то в душевнобольного самодержца, то в первобытного человека.

В центре внимания автора — взаимоотношения между интеллигентным и талантливым сценаристом Мартином и режиссером Сен-Сиром. Мартин умен и не труслив, но неизменно теряется под хамским напором буффона-режиссера. Следствием этого становится попадание героя в унизительную зависимость от бездарного режиссера, безжалостно коверкающего его сценарии.

Благодаря путешествующему во времени роботу («личность» которого также создана Каттнером мастерски) Мартин получает возможность примерить на себя роли незаурядных исторических персонажей, однако даже в этих ипостасях неизменно проигрывает в своем противостоянии с Сен-Сиром. Кульминационным моментом рассказа становится преображение главного героя в неандертальца или питекантропа Мамонтобоя (сына Большой Волосатой), которое помогает ему сравниться, наконец, по культурному уровню со своим угнетателем и одержать над ним убедительную победу.

О рассказе можно сказать еще много хорошего. Например. я полагаю. что в сатирическом описании Голливуда с Каттером не может соперничать даже «Фантастическая сага» Г.Гаррисона (написанная, кстати спустя более 15 лет после рассказа Каттнера).

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о путешествующем в прошлое роботе и сценаристе который по своей глупости заключил с режиссером кабальный контракт.

Рассказ какой-то вышел затянутый. Начало вообще не получилось, — масса бестолкового текста.

Мне больше по душе был ум интеллектуала в голове главного героя, чем мамонтобоя. Т.к. с мамонтобоем все было предсказуемо, а с мозгами интеллектуала в рассказе могла быть хоть какая-то интрига.

P.S.

Короче, две последние личины главного героя у автора абсолютно не получились. Он не смог придумать никаких интересных связанных с ними приключений.

К сожалению опять могу только констатировать, что высокая оценка выставлена все теми же окупировавшими сайт любителями ужасов. Т.к. их возбудил страх главного героя, оказаться в вечной кабале у режиссера. Ну, а то что нет нормального рассказа их опять не не волнует.

Ну что ж, зафиксируем еще один факт, тянущий сайт (якобы фантастики), на дно.

Жаль потраченного на рассказ времени.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал повторно, концовку прочитал еще раз. Ржал, как конь. Повысил оценку до девяти. Как представлю финальную сцену, смех так и прет наружу.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восприятие каждого человека сугубо индивидуально.

Там где кто-то видит сумбур и неудачное жонглирование терминами, кто-то покатывается со смеху.

Пожалуй, мне больше импонирует точка зрения последних. Юмор, ирония, обозначенные несколькими штрихами особенности характеров того или иного типа людей, забавный сюжет и забавные персонажи — мне действительно понравилось.

И как-то нет никакого желания разбирать все по полочкам, искать несоответствия и нелогичности — оставим это тем, кто этим рассказом остался не впечатлен. :-)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказу явно предназначалось быть юмористическим, но в нем куда больше тонкой психологии и смысла, чем могло бы показаться. Кто ты? Как на тебя влияет окружение, среда, твои собственные решения и суждения? Кем бы ты мог быть, если... Есть, над чем подумать.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сделал страшное открытие — у меня напрочь отсутствует чувство юмора. Или, по меньшей мере, оно у меня недоразвито. Иначе как объяснить мою сдержанную улыбку и недоумение от происходящего в рассказе Генри Каттнера, когда чуть менее чем все фантлабовцы в своих рецензиях не скрывают своих восторгов от творчества автора? Некоторые из уважаемых рецензентов проявляют невиданную прозорливость, выражая обоснованные сомнения по поводу достоверности изображённого в расскаже образа Ивана Грозного: «Многое узнал об Иване Грозном, хотя сдается мне это преувеличение.» Разумеется, что беря в руки сборник научно-фантастических рассказов, я не ожидаю исторической достоверности и новых сведений об истории России 16 века. Психологизма уровня Фёдора нашего Достоевского, я тоже не ожидаю. А, наверное, должен был бы.

Если же отбросить частности, то могу саказать, что до этого я вообще никогда не читал этот рассказ и не был знаком с творчеством Генри Каттнера, поэтому было самонадеянным с моей стороны ожидать глубокой психологичности, исторической достоверности и искромётного чувства юмора. Ведь не для этого же читают научную фантастику. Вряд ли читатели научной фантастики всерьёз ожидают, что хоть кто-то из писателей, работающих в этом жанре, когда-нибудь хоть сколь-нибудь близко подберётся к любимому всеми искромётному юмору ситкомов с их заботливо добавленным в особо смешные места закадровым смехом.

Прочитав рассказ, я засомневался — а всё ли у меня в порядке с чувством юмора? Конечно, не каждый из писателей обладает достаточно развитым чувством юмора, чтобы потягаться силами с такими общепризнанным гением юмористической научной фантастики, как Дуглас Адамс с его культовым романом «Автостопом по Галактике» или менее известным западному читателю Аркадием Стругацким с его повестью «Экспедиция в преисподнюю». Ознакомившись с отзывами лаборантов, я отринул все сомнения и теперь с полной определённостью могу заявить, что автору вплотную удалось приблизиться к упомянутым эталонам юмора, хранящимся в парижской палате мер и весов, а может быть даже и превзойти их. Поскольку я не глубокий знаток юмористической фантастики и не разбираюсь во всех её сортах, оставлю право точной оценки места этого произведения в юмористической фантастике поклонникам жанра.

Некоторым рецензентам может «показаться», что я замахнулся на святое. И речь не о каком-то там Иване Грозном, вовсе нет! Генри Каттнер — вот неприкосновенная личность ура-патриотов от фантастики. Что-то часто я стал встречать людей, которые чудесным образом превратившись в ура-патриотов, переставали относиться с пониманием к чужой точке зрения. Они считают, что обладют монополией на суждение — что считать иронией и над чем нужно смеяться. А если кто-то не понимает «правильную» иронию, то ему нужно помочь. «Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Руководствуясь этим лозунгом, рецензенты налетели на несогласного дружной толпой. Показывая пальцами на пирамдики, они дружно говорили несогласному, что обе пирамидки — белые. Когда кто-то рубит правду-матку, не считаясь с мнением большинства, эти люди видят оскорбление своих патриотических чувств и ведут себя словно молодые мамашки, которые считают себя уязвленными, словно кто-то усомнился в красоте их младенца. Кушай, несогласный ты наш, кушай — каша нисколько не солёная, а очень даже сладкая — ты просто не распробовал.

То ли под давлением миллиона мух, а то ли от наступившего просветления, я отказался от прежних своих представлений и решил провести полную переоценку этого рассказа. Я удалил свой прежний отзыв, а взамен него написал «более другой». Результат вы можете лицезреть выше. А чтобы поколение лайков начало отличать дизлайки от местных минусов, я приведу цитату из FAQ этого сайта. Вот что там говорится об оценке отзывов:

«У отзыва может быть высокий рейтинг, даже если он содержит негативную оценку произведению, но объективно отмечает его недостатки и не содержит оскорбительных замечаний в адрес автора и читателей. Оценивая чей-либо отзыв, помните, что нельзя ставить «минус» только потому, что Вы не согласны с мнением автора отзыва.»

P.S. Теперь серьёзно. Как вы уже поняли, мне этот рассказ не понравился. Повторю ряд положений из своего прежнего, заминусованного отзыва. Рассказ очень сумбурный, начинается ниоткуда и заканчивается ничем. Такое чувство, что это обрывок более крупного произведения, которое автор не сподобился закончить. Из ниоткуда в рассказе появляется робот, который вселяет в главного героя характер другого человека. Как? Зачем? Не важно! Читай дальше, читатель, тебе понравится. В арсенале робота имеются следующие характеры: нагловатый франт Дизраэли, трясущийся от страха параноик Иван Грозный, необузданный дикарь Мамонтобой. Держитесь за свои стулья, читатели, чтобы не сползти под стол от гомерического хохота. Юмор на поверку оказался весьма жиденьким — мне больше по душе юмор со смыслом, какой бывает в рассказах Шекли. Причины популярности рассказа вижу только в том, что упоминается Иван Грозный и в этом сумбуре с заявкой на юмор.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прилавки магазинов ломятся от книг, авторы которых обещают научить нас секретам жизненного успеха. Генри Каттнер открыл этот секрет более полувека назад. Всё просто: чтобы решить свои проблемы, надо стать кем-то другим, кто хорошо приспособлен к твоим жизненным обстоятельствам. Главное, правильно прототип угадать, а то не пойми что получится.

Попутно мы узнаем, чем будут заняты наши далекие потомки, как напоить робота, как окоротить хама и какой тип мужчин больше всего нравится девушкам. Два последних пункта особенно актуальны, ибо интересны во все времена.

Финал предсказуем, но впечатляет от этого не меньше. Бедный, бедный Сен-Сир! Куда ему против неандертальца!

Рассказ улыбнул, заставил позлиться на автора (девушки не такие!) и оставил вопрос: а что потом? Каким герой встретит рассвет, когда рассеется механическое эго и снова надо будет стать самим собой? У меня сложилось впечатление, что всё с ним будет нормально. Голова у него хорошая, из первых двух эго опыт извлек, стало быть, и третье на пользу пойдет. Орангутангом становиться, конечно, не нужно никому. Но немножко уверенности в себе обрести молодому человеку не помешает.

Рассказ легкий, ироничный, местами смешной, умный и образный. На мой взгляд, просто великолепный.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сделал страшное открытие — у меня напрочь отсутствует чувство юмора. Или, по меньшей мере, оно у меня недоразвито. Иначе как объяснить мой неудержимый смех во время чтения рассказа Генри Каттнера, когда некоторые фантлабовцы в своих рецензиях доходчиво разъяснили, что юмор у автора не блестящ, но проблески есть (работайте Каттнер, работайте! проблески есть)? Объяснили мне уважаемые рецензенты и об отсутствии достоверного психологизма и ложном образе Ивана Грозного. Разумеется, беря в руки томик рассказов Каттнера я жду от автора психологизм уровня Ф. Достоевского и новых сведений об истории России 16 века. Я помню, когда я в первый раз читал рассказ, а это было 20 лет назад, я с трудом дочитал его до конца, потому что время от времени скатывался с кресла и смеялся до коликов в животе. В то время я жил с родителями и у нас была традиция — читать по вечерам вслух книги. И в тот же вечер я начал читать родным «Механическое эго» за ужином, но в процессе чтения у меня начиналась приступы смеха и книгу приходилось отдавать брату... Прошлым летом я решил перечитать рассказ, интересно было как он будет смотреться через 20 лет? Может с возрастом я стал занудным? На мою беду я читал рассказ в поезде и перепугал соседей по купе — я смеялся и не мог остановиться. Утирая слезы, я думал — боже мой, как бы я хотел уметь так писать! Какое воображение! Однако сегодня прочитав некоторые рецензии, я засомневался, а стоит ли рекомендовать этот рассказ знакомым? Может у меня примитивное чувство юмора? Однако, я все-таки думаю, что с юмором у меня все в порядке. Просто некоторым рецензентам «показалось», что Генри Каттнер на святое замахнулся — пошутил над нашим дорогим Иваном Грозным. Пусть они над своими Грозными шутят, над нашими — ни в коем случае! Что-то часто я стал встречать людей, которые чудесным образом превратившись в ура-патриотов, переставали понимать иронию... И такие люди в беззлобной шутке Генри Каттнера видят оскорбление своих патриотических чувств и ведут себя словно молодые мамашки, которые считают себя уязвленными, если кто-то усомнился в красоте их младенца.

P.S. Оказывается британские патриоты возмущены рассказом Каттнера из-за искаженного образа Бенджамина Дизраэли... Я ценю тонкий юмор. Он, скорее всего, не вызовет у тебя гомерический хохот, но заставит улыбнуться и с пониманием покачать головой. Однако я люблю и комедию положений. Хорошие произведения в этом «примитивном» жанре легко заставят смеяться до упаду. Для меня среди авторов, пишущих комедию положений, королем является Вудхауз, и я знаю, что мне опасно читать Вудхауза на вокзалах. Знаю по собственному опыту. В хороших литературных комедиях положений смеёшься не только над глупыми ситуациями, в которые попадает герой, но и наслаждаешься удачными фразами, которые хочется растащить на цитаты. Таких фраз не мало и в «Механическом эго» Г. Каттнера. Уважаемый рецензент morbo ошибочно полагает, что популярность рассказа только в упоминании Ивана Грозного, но это не так. Далеко не так. Замените Ивана Грозного, например, Калигулой, и рассказ ценности своей не потеряет. Поклонники будут также любить его — каждый за что-то свое. Я спокойно отношусь к людям, с другими литературными вкусами. Среди моих друзей есть люди, которые терпеть не могут фантастики и любят дамские детективы. Как говаривал классик, кто-то любит арбузную корку, а кто-то свиной хрящик. Я неспокойно отношусь к людям, которые судят литературное произведение, исходя из своих политических убеждений. Мы часто смеемся британской комедии, в которой выставили в глупом виде британского премьер-министра. Нас забавляет, когда в американском фильме смеются над американским президентом. Однако наши высокопоставленные лица — неприкосновенные. Они — святые. Их не тронь. И мы лепим на фантлабе автору единицу, если он на святое покусился...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, во-первых, рассказ сумбурен, сюжет невнятен, да и с юмором тут всё не совсем блестяще, хотя проблески имеются. Во-вторых, замысел для своей адекватной реализации требовал гораздо большего психологизма, нежели Каттнер (хоть с Мур, хоть без нее) был способен. В-третьих, ударная концовка тоже не задалась. Хотя автор и пытался, но вышло слабовато — ни к какой реальной кульминации он эту историю не привел. Без соли получилось. В-четвертых, Ивана Васильевича не замай. Гадости пиши про своих англосаксов. В итоге, несмотря на интересную, а для своего времени (1951, да?), наверняка, и новаторскую идею, «Механическое эго» точно не шедевр и даже на фоне остальных произведений конкретно этого автора представляет скорее неудачу. Удивительно, что именно эта вещь попала в число наиболее издаваемых в России рассказов Каттнера.

P.S. от 03.09.2017. Хм, поскольку мой отзыв (в числе прочих) вызвал определенную ответную реакцию, я также не могу промолчать. У меня действительно не вызвало положительного отклика, то, что в тексте значимый персонаж русской истории выставлен в негативном свете. В этом нет никакой трагедии, но я совершенно не вижу, отчего мне должно это нравиться, и совершенно не вижу, отчего, раз уж мне это не нравится, я не могу это свое мнение высказать. Если бы это было единственным недостатком обсуждаемого произведения в моих глазах, я бы так и сказал. Но этот недостаток не единственный, и даже не главный. И хотя достоинства тоже присутствуют, это явно не лучшая из вещей Каттнера. Да и вообще, на мой вкус, ниже среднего. Безусловно, мое мнение и, тем более, мое чувство юмора не являются эталоном. Мне при этом все же сдается, что невротической выглядит реакция именно тех, кто восклицает: «Они сказали, что у Каттнера юмор не ахти! Понимаете ли?! Они! У Каттнера! Юмор! Не ахти!». Ну что за кошмар, в самом-то деле)))

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших рассказов в мировой фантастике, который не с чем сравнить, как и «Профессию! Азимова, «Чудовище» Ван-Вогта, лучшие призведения Роберта Шекли и Станислава Лема. Выше всяких похвал. «Маскировка» и особенно «Обряд перехода» у Каттнера тоже незабываемы.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, что влияет на поведение человека и что формирует нас как личность? Почему психоматрицы, которые Мартин примерял на себя, давали неоднозначные результаты?? Возможно наше поведение,как и главных героев, формирует окружающая среда и поэтому поведение, которое приемлемо для одной среды, абсолютно неприемлемо для другой. Рассмотрим на примере. Мамонтобой жил в суровом климате и охотился на огромных зверей,вести себя агрессивно и захватнически его вынуждала среда. Такое поведение было недопустимо,скажем, для Ивана Грозного. Страх государственного переворота и измены,вынудили царя обладать иными качествами. Опасение, что могут предать люди из собственного окружения породили недоверие и развили в нем паранойю. Сен-Сир вероятно родился в той среде, где за успех надо было бороться всеми правдами и неправдами, и держаться за него что есть силы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он эмигрировал из маленькой балканской страны в Америку и сделал блистательную карьеру кинорежиссера, потому что имел тот напор,которого были лишены прочие режиссеры. Мартин же, человек творческий, не привыкшей к такой стальной хватке иммигранта пошел на попятную и никак не мог дать ему отпор. Никакие психоматрицы не могли решить его проблему. Так сложилось, что он вырос в такой среде, где не было необходимости отстаивать свои права силой и поэтому он потерпел поражение.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх