fantlab ru

Никлас Натт-о-Даг «1793. История одного убийства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Оценок:
231
Моя оценка:
-

подробнее

1793. История одного убийства

1793

Роман, год; цикл «Микель Кардель»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Эта захватывающая, остроумная и невероятно красивая книга о темных временах жизни Стокгольма с лихо закрученным криминальным сюжетом и подробно описанным на основе исторических документов городским бытом XVIII века прославила начинающего автора, потомка древнего дворянского рода Никласа Натт-о-Дага. Его книгу сравнивают с «Парфюмером» Патрика Зюскинда и романами Милорада Павича. «1793» стал бестселлером в Швеции, а через неделю после первой публикации — и во всем мире.

Более лютой зимы, чем в 1793 году, в Стокгольме не бывало. Спустя четыре года после штурма Бастилии во Франции и более чем через год после смерти короля Густава III в Швеции паранойя и заговоры населяют улицы города. Животный ужас, растворенный в воздухе, закрадывается в каждый грязный закоулок, когда в воде находят обезображенное тело, а расследование вскрывает самые жуткие подробности потаенной жизни шведской элиты.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Шведской детективной академии / Svenska Deckarakademins pris, 2017 // Лучший шведский дебют

Похожие произведения:

 

 


1793. История одного убийства
2018 г.
1793. История одного убийства
2019 г.
1793
2019 г.

Издания на иностранных языках:

1793
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда получив книгу в службе доставки, приступил к прочтению в тот же день. По совокупности примет (симпатичная обложка, интригующий жанр исторического детектива, упоминания в различных отзывах о мрачности повествования и т.д.) возлагал на произведение определенные надежды. Сказать, что ожидания не оправдались, не могу. Но и полного оправдания надежд не получил. Итак, обо всем по порядку.

В завязке сюжета лежит обнаружение истерзанного трупа молодого человека на окраине Стокгольма в году, указанном в названии книги. Расследованием занимаются, как это часто бывает, полные противоположности — измученный открытой формой туберкулеза, умник, «доходяга» детектив Винге и его случайный помощник, изрядных размеров детина, алкоголик и просто хороший человек с деревянным протезом вместо одной руки, Кардель. Оба, естественно, мучимые воспоминаниями из прошлого.

Собственно расследованию в книге уделено в лучшем случае страниц 50-60, весь остальной объем посвящен описанию быта Швеции в разрезе судеб различных героев книги. В последней части произведения все сюжетные линии и судьбы сходятся, что так же не относится к новаторским находкам в литературе.

В книге очень много тоски, безнадежности и мрака — за весь сюжет ярких красок не появляется вообще. Читать эту книгу в ЦФО в ноябре месяце — бесценно! Жарким летом и беленькой зимой описания Швеции 1793 года вряд ли так проймут читателя, как в российском ноябре. Ведь чтобы прочувствовать атмосферу, увидеть Стокгольм конца 18 века, достаточно просто пройтись по нашим улицам на окраинах городов или посмотреть в окно и вот она, Швеция 1793 года, прямо перед глазами — слякоть, изморось, вода, мрачность, низкие облака, серость.

Все герои книги с исковерканными Жизнью судьбами, некоторые имеют отклонения в психике. Из основных героев полностью нормальных людей нет ни одного. Вообще. От слова совсем.

И вот в такой внушающей оптимизм атмосфере действуют два главных героя, пробуя распутать клубок из трудных судеб, аристократов, чья пресыщенность жизнью ведет их по пути получения экстремальных видов удовольствия, грязи, женской тюрьмы, интриг и кабаков. Показаны и низы общества и Ылиты — мрачно и там и там.

За атмосферность, за мрачность, за легкость при прочтении книга заслуживает высокой оценки.

За слабую детективную линию, некоторую скомканность развязки очень высоко оценить не могу.

Итого: 7 из 10

На популярные книги в жанре (Попова, Честертон, Питерс) не похоже совсем.

Есть что-то общее с «Големом» Питера Акройда

ПС: пожалуй можно поставить ограничение «не младше 15 лет». Есть упоминания интимных отношений, несколько выбивающихся из понятия «обычные». Но без подробностей и смакования.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Эта захватывающая, остроумная и невероятно красивая книга...» — так начинается аннотация к роману «1793». Что ж, давайте разберём по пунктам.

Захватывающая. Местами да, всё-таки автор смог придумать неплохой сюжет и даже интригу. Как он эту интригу развил, вопрос другой; но читается интересно. Было бы ещё интереснее, если бы не затянутость (особенно во второй и третьей частях) и переполнение совершенно лишними деталями. Они, несомненно, работают на более глубокую проработку атмосферы и характеров героев, однако их излишнесть мало что добавляет книге в целом, кроме объёма.

Остроумная. Сейчас под остроумием понимают в основном неожиданный юмор, но если рассматривать термин шире — как изобретательность, умение найти необычные подходы — то он к книге применим. Взять хотя бы структуру романа, нелинейность времени, несколько неожиданных сюжетных поворотов. Иногда реально не знаешь, что автор сделает с персонажами на следующей странице, и останутся ли они живы. Что делает книгу в том числе и захватывающей.

Невероятно красивая. А вот тут совсем мимо. Тёмные времена можно подать красивыми (при этом даже не скатываясь в их романтизацию). Но в нашем случае, помимо довольно детально расписанной расчленёнки, мы имеем, например: подробные описания опорожнения кишечника, вплоть до консистенции стула; сцены поедания собственных фекалий;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
секс с туловищем человека (то есть когда жертве удалили руки, ноги, язык, глаза, а затем отдали в бордель для удовлетворения любителей чего-нибудь необычного)
и ещё много чего. Я понимаю, что стандарты красоты со временем меняются, но когда мы успели так круто их сменить? С натяжкой можно сказать, что всё это добавляет мрачной реалистичности, но чтобы такое смаковать и называть «невероятно красивым»... Уж увольте.

Хотя, возможно, последний эпитет был дан языку. Он в книге хорош, вот уже чего не отнять. Хотя и невероятным я бы его не назвал. Скорее тут подойдёт слово «оптимальный» для такого рода произведений. То есть, с одной стороны, он довольно лёгок, чтобы страницы проносились незаметно; с другой стороны, далеко не примитивен. Как раз для подобного полудетективчика, претендующего на некую популярность среди массового читателя.

Кстати, о детективности. Её тут особо-то и нет, тем более в классическом смысле. Мы имеем скорее типичный современный «маньячный триллер», но в антураже Швеции конца XVIII века. Антураж этот проработан, автор изучил исторические источники и вставил в повествование реально существовавших личностей. Сама же детективная линия слабенькая. Мало того, что улики часто добываются случайно (например, герой зашёл в кабак пропустить стаканчик и краем уха услышал разговор), так ещё и сам убийца появляется только под конец. Мотив тоже заезженный:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
всё маньячество берёт начало в детстве — уже зевать тянет; отец жестоко обращается с сыном и тот поэтому ненавидит людей в целом — где-то это было; маньяк встречает любовь, обретает веру в человечество, а возлюбленный предаёт, за что и оказывается убит — ну это контрольный выстрел.

Тем не менее читать всё, что касается расследования (это первая и четвёртая части) гораздо интереснее, чем остальное. Середина книги, где действие переносится назад во времени, только и делает, что добавляет мерзости и грязи. Информации, необходимой для сюжета, там очень мало, а вот различной «красоты» (выражаясь в категориях автора аннотации) во всех подробностях — хоть отбавляй. Мы уже и так поняли, что времена были тяжёлые и жестокие, не надо нас ещё сильнее окунать в кровь и нечистоты, дайте уже сюжета и развязку, наконец!

Ну и про времена. Когда всплывает исторический контекст, то есть Французская революция и её отголоски в Швеции, у меня появилась надежда на что-то интересное. Эпоха, всё-таки, любопытная и неоднозначная. Но автор быстро скатывается, и скоро мы узнаём, что все революционеры — просто животные, которые хотели крови, и поэтому устроили резню. Политическая обстановка, анализ сторон, прогрессивные веяния? Нет, не слышали. Чернь взбунтовалась, а кровожадные вожди подхватили. Уж лучше бы вообще не писал про эти события, чем такой односторонний и поверхностный кринж. Это, к сожалению, свойственно многим из современной интеллигенции (а Никлас Натт-о-Даг ещё и потомок древнего дворянского рода): видеть в революциях только разрушение, закрыв глаза на созидательную сторону.

Раз уж заговорили про современность, то в конце добавлю пару слов о так называемой «повесточке». Куда уж без неё в новых произведениях. В данном романе она не сильно выпячивается, но всё-таки имеются, например, мерзкие мужики, которых хлебом не корми, дай только изнасиловать, избить, унизить беззащитную женщину. Она пытается постоять за себя? Накажу ещё сильнее, ведь я мужлан и у меня есть власть над ней! Есть тут и нормальные мужчины, но все они постоянно страдают (надо полагать, из-за своей нормальности). Я не говорю, что женщинам раньше сладко жилось или не было насилия, но камон, сколько уже можно-то искать причины в чём угодно, только не там, где надо (в общественных противоречиях)? Есть в книге и представители ЛГБТ, правда их хотя бы не угнетают из-за такого выбора, поэтому и к повестке это не относится. А само их наличие ещё ни о чём не говорит (ну есть и есть).

Подведём итог. Идея интересная, но всё портит обилие грязи и жести. Хотя книга мне не зашла, отговаривать читать никого не буду. В конце концов, многие описанные выше минусы (жестокость, маньячность, мерзость, второстепенность детективной составляющей) характерны для современных триллеров, которые хаваются на ура и всячески расхваливаются. Спрос есть, вот вам и предложение. Для меня же это очередное разочарование в нынешней жанровой литературе, которые в последнее время случаются всё чаще.

И напоследок признаюсь: я повёлся на отзывы и прикупил сразу две части; на данный момент продолжение прочитано, поэтому могу констатировать, что купил зря. Когда улягутся эмоции, напишу и на «1794» отзыв. Но это уже совсем другая история...

Оценка: 4
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стокгольм жёстко

***

Прежде, чем приступать к чтению романа «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (далее просто «1793») нужно знать пару вещей, помогающих в понимании произведения. Первое (не по важности) – в публикации романа автору помогал Фредрик Бакман. Имя, между прочим, уже знаковое. Второе – это роман, написанный в исторической канве. Он не претендует на то, чтобы быть историческим. Но он написан так, будто всё происходящее действительно имело место быть. И третий момент – исключительно 18+. Впечатлительным лучше остаться в стороне и после 18+. Здесь жести будет даже больше, чем в некоторых гримдарковых фэнтезийных романах.

Итак, швед Никлас Натт-о-Даг (вот это фамилия!) написал роман «1793» и сразу же возглавил топовые рейтинги. Его книга повествует об одном убийстве, все события разворачиваются в Стокгольме в 1793 году (весна, лето, осень и самое начало зимы). В целом, можно обойтись и без бекграунда, роман хорошо воспринимается и в отрыве от исторических познаний. Но если хотите чуть больше окунуться в Швецию конца XXVIII века, то есть смысл почитать статьи про русско-шведские войны, про якобинцев, про Марию-Антуанетту (жену короля Людовика). Хватит даже самых общих моментов.

…1793 год. В водах грязной реки найдено тело мужчины. Именно что тело. Это голова и туловище. Нет глаз, языка, зубов… Кто он, почему убит, когда и кем – неизвестно. Расследование этого дела поручено Сесилу Винге – человеку с нестандартным подходом к обвинению преступников. Сесил, в свою очередь, просит о помощи Микеля (Мишеля) Карделя, местного калеку-пальта. Пальты, к слову, представляют собой некую полицию нравов. Грубо говоря, они следят за тем, чтобы проституция в Швеции была более-менее в рамках. Собственно, сюжет романа – это детективная история, связанная с убийством Карла (на самом деле его зовут иначе, это имя придумал дуэт Винге-Кардель). Вот только сюжет романа нелинейный.

Одна из особенностей «1793» — это подача материала. Сюжет здесь инверсионный. Ныне модно писать так – глава одного героя, потом глава другого героя, потом третьего и так далее. Затем рано или поздно круг начинается заново. Иногда авторы заигрывают с этим приемом так, что картинка долго не складывается. Либо же чередование ПОВов настолько быстрое, что это нужно чисто для искусственного создания экшена. Натт-о-Даг решил сделать иначе. В романе 4 части, каждая охватывает свой временной промежуток, свою часть истории и своих главных героев. При этом каждая часть (кроме четвертой, что логично) – небольшая драматическая история, которая сильна сама по себе, а уж вкупе с остальными – шедевр. Именно такая подача материала не только разогревает интригу до белого каления, но и выделяет роман на фоне многих других.

Немного о героях. Микель Кардель – силач, ветеран войны. У него нет одной руки, он любит выпить, он хорошо дерется, пользуясь своим увечьем. Его гложат флешбеки. Умен, хоть и грубоват. Сесил Винге – белая ворона в среде юристов и копов. Практически изгой, но таковым не является в силу своего ума, тонкости и дальновидности. Очень честный, практичный, деловитый. У него серьезные проблемы со здоровьем. Вместе (Кардель и Сесил) – это плотная детективная линия со вкусом нуара. Бликс – юноша, ему всего 17, но он успел побывать на войне и навидаться ужасов. Ведет разгульный образ жизни, который приводит его в такое место, где дно стучится сверху и глумливо смеется над тем, что оно и не дно уже, а чуть выше. Сюжетная линия Бликса очень тяжелая эмоционально. Это чистый триллер, жесткий и беспринципный. Наконец, третий главный герой – Анна Стина. Эта сюжетка с уклоном в феминизм, но тут он хотя бы ненавязчивый. Стивену Кингу точно можно поучиться этому у Никласа. Анна Стина совсем юна, но в ее жизни полно горя. И однажды ее жизнь становится одним лишь горем, беспросветным. Девушка попадает в женскую тюрьму…

Стокгольм XVIII века. Его стоит вынести в отдельный абзац. Это (без вариантов) – лютая жесть. Убийства. Грабежи. Гедонизм. Нищета. Проституция. Парафилии. Гомосексуализм (тут он снова ненавязчивый, снова привет Кингу). Копрофилия. И всё это в мрачных подробностях. В самых мрачных. Будто из-под пера Маркиза. Сами-знаете-какого. И не сказать, что в романе жесть подается ради жести. Было ли всё в таком ключе? Вполне возможно. Европа. Культурная Европа. Она и сейчас иногда отжигает так жёстко, что испанский стыд будет испытывать чуть ли не каждый, кто становится свидетелем подобных действий.

Интрига и детективная составляющая. Кто-то отмечает, что детектив тут слабый. Да неужели? Вот ни разу. Предугадать сюжет очень сложно. Даже после второй части (в этом отношении третья часть – лишь тонкая связь между другими сюжетками). Расследование идет очень интересно, где-то, конечно, есть наивные моменты. Но ведь речь о XVIII веке. И дело ведут даже не копы. И да, финал (личность убийцы и его мотивы) – это немного не тот уровень, на который можно было надеяться по ходу чтения. Вот только роман не сводится к финалу и твисту, кто же убийца.

Что сказать о минусах? Небольшая наивность финала. Это некоторые невероятные события. Например, быстрое оттаивание тела после эксгумации. Или, например, выбитые зубы (важный момент – они именно выбиты, а не вырваны). Логично предположить, что осколки останутся. И это явно намекает, что такой рот…опасен. Ну да ладно.

Заключение: «1793» — шокирующий детектив с элементами триллера. Читается он очень легко (хотя истории тяжелые, но язык легкий, экшена много). Атмосфера здесь тягучая, плотная, мрачная. Это действительно нуар. Стокгольм в конце XVIII выглядит жутко. Скорее всего, скоро будет экранизация романа. Уж слишком он хорош.

10 Стокгольмов из 10. Браво!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детектив, принадлежащий перу известного шведского писателя Никласа Натт-о-Дага, в свое время наделал много шума в книжном сообществе. Попробуем разобраться, чем же он так хорош.

Перед нами Стокгольм 1793 года. Прошло 4 года со штурма Бастилии во Франции и чуть больше года со смерти шведского короля Густава III. Из-за всех этих политических потрясений в Швеции развивается паранойя, куча заговоров, постоянные доносы, и в целом атмосфера явно нездоровая. В это неспокойное время в небольшом озерце находят обезображенное тело, у которого нет ног, рук, зубов, глаз, языка и проколоты барабанные перепонки. О погибшем ничего не известно, а полиции в голову не приходит, кто может совершить такое. С этого места и стартует основной сюжет.

У нас есть два главных героя: Сесил Винге и Микель Кардель. Этот дуэт образуется далеко не сразу, но в итоге хорошо работает вместе. Винге является мозговым центром, Кардель же олицетворяет физическую силу и житейскую мудрость. Винге – романтический персонаж. Он тяжело и неизлечимо болен чахоткой, у него за плечами трагическая история любви, он проницателен, имеет хорошее образование и опыт работы в судебной системе. Сесил ратует за идею, дикую для того времени, – каждый подсудимый должен быть выслушан, а вина его должна быть доказана. Микель Кардель – герой более приземленный. Бывший солдат, потерявший руку в морском сражении, теперь вынужден подрабатывать в полиции нравов и запивать горе в дешёвых кабаках. Он суров и прямолинеен, часто решает проблемы при помощи грубой силы. Однако назвать его тупым костоломом было бы совсем неправильно – во время расследования немало верных догадок высказал именно Мигель.

Стоит отметить одну важную деталь: книга очень реалистично описывает быт того времени, который отнюдь не так эстетичен, как современный. Роман просто пестрит описанием грязи, жестокости и различных телесных жидкостей. Слишком брезгливым читать не рекомендую. Сам же Никлас Натт-о-Даг в послесловии пишет, что провёл большую историческую работу, чтобы воссоздать Стокгольм того времени. Этим реализмом роман мне напомнил два фэнтезийных произведения: «Печальная история братьев Гроссбарт» Джесса Буллингтона и цикл Яцека Комуды «Франсуа Вийон».

Сюжет довольно лихо закручен. Роман можно разделить на четыре части, приуроченных к определённым временам года. В каждой части нам рассказывают об определенных событиях, которые представляют собой кусочки пазла, формирующие перед нами картину загадочного убийства. Так книга начинается с находки тела, затем обозначаются главные герои, и появляются первые зацепки.

Во второй и третьей частях мы отправляемся в недалекое прошлое, где знакомимся с новыми героями, непонятно как пока связанными с основными событиями, узнаём о их жизнях и судьбах, видим их глазами жизнь Стокгольма с разных ракурсов. Главный герой второй части Кристофер Бликс – ловкий пройдоха, ищущий счастье в большом городе. Однажды удача от него отворачивается, и он, проигравшись в карты, оказывается в больших долгах. Ростовщик «продаёт» его одному загадочному человеку. С тех пор жизнь юноши превращается в сущий ад.

Третья сюжетная линия знакомит нас с новым персонажем – Анной Стиной Кнапп. По определённым причинам она попадает в некое подобие женской тюрьмы – «прядильный дом». Отношение к женщинам в этом заведении сравнимо разве что с концлагерями нацистской Германии. Наивной и доверчивой девушке придётся приложить все усилия, чтобы выбраться живой из этого ада.

Четвёртый раздел повествует о том, как убийство непосредственно раскрывалось. До многого героям удалось дойти самим, а местами помогла случайность. Преступник здесь – типичный маньяк с поломанной в раннем детстве психикой благодаря усилиям отца-тирана. Ничего гениального и виртуозного в нём нет – это просто несчастный больной человек.

Итог: История и правда получилась захватывающей и полной действия. Вместе с тем Никлас Натт-о-Даг сумел передать мрачную атмосферу Стокгольма конца XVII века. У автора неплохой слог, и читать было легко и приятно. С продолжением однозначно ознакомлюсь.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга-шок, книга-трепет, книга-экстрим.

Подобные книги оставляют неизгладимый след в душе, переворачивают сознание, формируют мировоззрение. Прочитав такое, ты никогда уже не будешь прежним. И на подобные книги очень сложно писать отзывы. Ибо на вопрос «что же это было?» трудно ответить даже самому себе.

Жанровую принадлежность однозначно не определишь.

Детектив? Формально, да — это детектив. Точнее — нуар, в антураже Стокгольма конца 18-го века. Но любителям чистого детектива здесь практически нечем поживиться: собственно детективная составляющая достаточно условна и несет по большей части сюжетообразующую функцию. С тем же успехом можно считать детективом «Преступление и наказание» Федора Михайловича.

Триллер? В какой-то степени. Отдельные моменты сюжета действительно очень напряжены в плане действия. Но этих моментов не так уж и много, и распределены по тексту они очень неравномерно. Очень часто динамика сменяется философскими рассуждениями и даже созерцанием.

Исторический роман? С серьезными оговорками. Хотя сюжет развивается в реальных исторических локациях, сами исторические события и персонажи описываются довольно поверхностно, очень схематично и вскользь.

Хоррор? Пожалуй. Элементы сплаттерпанка не просто присутствуют, но фактически доминируют на протяжении всего повествования. Кстати, лично я на этот роман вышел именно как любитель хоррора. Но хоррор здесь конечно — совсем не ради самого хоррора: перед автором не стоит задача пощекотать скучающему читателю нервы. Здесь тот самый случай, когда реальная жизнь кошмарнее самого забористого «ужастика». Гнетущая, душная, жуткая атмосфера Стокгольма, созданная на страницах романа, даст хорошую фору Лавкрафту и Кингу вместе взятым. А количество жестоких эпизодов просто зашкаливает! Причем они действительно жестокие: я несколько раз откладывал чтение, просто потому, что реально не мог продолжать, хотя всегда считал себя достаточно закаленным литературой ужасов.

В общем, эдакая адская смесь: едкая, ядовитая и гремучая. И по-своему шедевральная!

В силу вышеперечисленного рекомендовать данное произведение нужно с большой осторожностью: роман реально тяжелый, тяжелый во всех смыслах. И, однозначно, — не для всех. Можно реально получить серьезную душевную травму. Особая группа риска — подростки и женщины (особенно беременные).

P.S. По поводу грядущего продолжения. Честно говоря, не представляю, зачем тут нужно продолжение. Роман полностью закончен, автор сказал все, что хотел сказать: ни убавить, ни прибавить. Попытка сделать из самодостаточного произведения цикл, редко приводила к чему-либо годному. Но как говорится, будем надеяться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир устроен скверно: слишком много мрака и слишком мало света.

Начало мая выдалось не самым удачным в книжном плане. Что не книга — разочарование, поэтому просто приятно отбросить все свои претензии к жанру и погрузиться в историю с расчлененным трупом. Да, с виду белая и пушистая, а люблю такие книги) Но роман не является захватывающей, но и так сойдет.

1793. История одного убийства — грязный детектив. Мне порой казалось, что я чувствую смрад, источаемый со страниц. Фантазия богата, так что читая, я словно нахожусь там, где творится мракобесие... Но давайте вернемся к сюжету, ведь он достоин внимания. Найдет труп, но не обычный, ведь после беглого анализа стало ясно, что человек еще при жизни подвергся жестким пыткам и ему отрезали все части тела, лишили глаз, зубов, языка и сделали глухим. Ужасно, правда? Но мое любопытство обострилось, даже не смотря на живописное описание всего и вся.

Но чем дальше шла история, тем больше сомневалась в чувствах. Не могу сказать, что нравится, но интересно. ГГ какие-то не такие, но недоумение пришло тогда, когда голос книги был передан девушке. Зачем ее ввели и накой она нужна? Конечно, ближе к концу автор расставит все на свои места, но... Здесь мои пункты с претензиями всплывают.

В конечном итоге, когда приблизилась разгадка преступления, постигло разочарование. Она притянута за уши! Ждала мрачного, безумного и сражающего наповал мотива, а получила пшик. Это не отменяет общего впечатления от прочитанного.

Понравилось или нет? Не знаю, но роман оставляет след в памяти, но перечитывать его бы не стала. Не, ребята, это типичная скандинавская история, с примесью детектива. Хорошо или плохо — решайте сами)

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

У автора достаточно и таланта, и прилежания, а на выходе пшик. Нагнетает мрак и ужас — получается скука и чувство неловкости от китча, старательно изображает психологизм — получается картон с абсурдной мотивацией, дотошно описывает Стокгольм конца восемнадцатого века — но персонажи с ним разминулись как минимум на столетие. Объяснение этому всему, кажется, одно — Натт-о-Даг редактор глянцевого мужского журнала и хоть он очень старается написать исторический нуарный триллер и как минимум с языком у него все отлично, результат у него вышел в привычном формате глянцевого мужского журнала.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Суровый шведский сентиментальный сплаттер в исторической окантовке города Стокгольма и его пригородов времён разброда в этом королевстве (и подгнило там весьма основательно, по крайней мере, в авторской версии). По уровню «чёрного» и не в смысле расовой дискриминации, роман очень похож на творения Яцека Комуды из серии «Франсуа Вийон» — жуткое расчленение — мучение, моральная деградация всего и вся, «одно дерьмо кругом» — как в буквальном, так и в переносном смысле.

И вот эти моря и реки нечистот вброд форсируют два рыцаря без страха и упрёка — отставной судейский чиновник и такой же отставной стражник — инвалид (хотя и зверь в бою со своей деревянной рукой), хотя автор снабдил их и содействием местной «охранки» и практически «буденовкой Штирлица» в части элемента расследования.

Написано впрочем вполне увлекательно, хотя персонажи по ходу действия не выглядят на свой временной период, наоборот — исключительно современными по мышлению и по поведению. И два расследователя — однорукий громила и чахоточный интеллектуал, и злобный монстр, и благородные господа, и рядовые стражники — охранники, обыватели и священники, не говоря о горожанах (и горожанках) шведской столицы отличаются вольнодумством- а также- за исключением двух детективов- любителей, все как один циники, распутники и любители скрысить денежку у ближнего своего. Для нуарного антуража это подходит, а вот к реалиям того периода — не совсем. Это был период серьезной политической борьбы в Швеции между партиями «шляп» и «колпаков», которые не просто боролись за власть, но и действительно различались по своей стратегии развития государства. То есть бурление в стране касалось не только отходов жизнедеятельности, были и пассионарные личности, способные и «возглавить», и «углубить».

С другой стороны, сентиментальность — чувствительность выглядят явно искусственными, неестественными, особенно на фоне подчёркнуто тяжёлых условий выживания — сегодня жив, а завтра — тиф, или заметут на принудительный труд на прядильную мануфактуру без всякого суда, или война, наводнение, снежный буран и пр. (все перечисленные риски отражены в романе!). Человек, даже король (за год до событий романа убитый несистемным оппозиционером, боровшимся с местной коррупцией) в то время в Швеции отнюдь не страдал чувствительностью, во-первых — некогда, а во-вторых, сериалов тогда ещё не придумали.

В общем, подогнав психологию и чаяния сегодняшних обывателей суровым тогдашним шведским парням и девчонкам, автор существенно испачкал впечатление от романа, поскольку финал практически убил отличную атмосферу нуара.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, все читатели знакомы со скандинавским нуаром, специфическим литературным направлением, если верить авторам которого, население Швеции, Дании, Норвегии и Исландии состоит из коррумпированных политиков, серийных убийц и полицейских-алкоголиков. Оставшуюся часть составляют матери-одиночки с трагичной судьбой. Жанр настолько погружен в себя и настолько разработан в мелочах, что как-то выделиться в рядах писателей, которые в нем работают, почти невозможно.

Но молодой швед Никлас Натт-о-Дагг, таки сумел!

И довольно простым приемом — опрокинул триллер с маньяком, политической коррупцией, следователем-алкоголиком и матерью-одиночкой с трудной судьбой, на двести лет в прошлое.

Самый конец «галантного» века, во Франции уже революция, а в Швеции, этом медвежьем углу Европы — свой политический кризис, тяжело пережитое поражение в войне, хроническая бедность, плюс общая грубость и грязь повседневных нравов, еще вполне средневековых.

На этом-то фоне однорукий постовой Микель Кардель, измученный послевоенным ПТРС и пьянством, берется за расследование зловещего «глухаря». Ему довелось выловить из грязного пруда чудовищно изуродованное тело, но умер несчастный не от того, что ему отпилили руки-ноги, вырвали глаза и язык, а от банальной пневмонии, то есть в состоянии такого обрубка он жил, и судя по состоянию ран, довольно долго. Помогать полиции берется интеллектуал Сесил Винге, молодой человек многих талантов, но увы, умирающий от чахотки...

У каждого автора свой способ достучаться до читателя. Натт-о-Дагг решил сломить стену читательского недоверия («это все не настоящее, зачем мне переживать за выдуманных людей») беспримерным натурализмом и жестокостью. Не то, то, чтобы во времена сплаттера кого-то еще можно шокировать кровью-кишками-расчлененкой, но в том-то и дело, что в сплаттере гной-кровища-блевотина-насилование-трупов даны в заведомо утрированном, гротескном ключе, а тут — как будни убойного отдела.

Правда лично мне, при всей симпатии к Карделю (Микель, да бросай ты уже казниться и пить как не в себя, ты ж молодой еще здоровый мужик, без одной руки жить можно, благо у тебя в оставшейся сил как у другого в обоих ногах, и башка у тебя не такая тупая, как ты любишь говорить...), так и не удалось полностью поверить автору. Собственно образ заглавного героя — главная удача писателя. Все остальное варьируется от «так себе» до «что за фигня».

Собственно детективная линия — ОЧЕНЬ слабая. Причем не концептуально («хитрые планы гениев зла бывают только в бульварном чтиве, в жизни все проще и скучнее»), а именно по исполнению. Автор плохо и завязал и развязал узлы интриги, метод раскрытия преступления вообще критики не выдерживает, а ведь я ни разу не следователь. Герои вынуждены прямым текстом, в лоб, рассказывать, разжевывать то, что вообще-то надо уметь растворять в самом сюжете и деталях, оттого все, вплоть до случайных громил, бесперечь исповедуются друг другу, но в основном Карделю. Который, к слову, единственный живой персонаж.

Уже его напарник, более менее функция — «тощий интеллектуал — эмоциональный инвалид», (Камбербатч в роли Шерлока), а прочие так и вовсе говорящие головы.

Две четверти книги вообще почти не имеют отношения к центральному сюжету. Они не плохи сами по себе, но это две разные повести, просто их события происходят в том же Стокгольме. Конечно, эти персонажи возникнут в развязке, и сами по себе их судьбы трагичны, но полное впечатление, что открыл другую книгу, пусть и тоже про Швецию на исходе XVIII века.

В итоге много социальной чернухи (работные дома, бедность, бытовое и сексуальное насилие, ужасающая хрупкость обретенного на миг благополучия), что не может не производить впечатления. Над историческим фоном автор, несомненно, поработал. Но нанизано все на очень рыхлый и плохо прописанный детективный сюжет, который, кажется, не слишком интересен даже автору.

Может быть честнее было написать просто «исторический роман про тяжелую жизнь низших сословий в XVIII веке», чем так мучиться.

Оценку меж тем, ставлю довольно высокую. Только это не детектив, не триллер.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

1793 год. Шведское общество трясет от паранойи – везде мерещатся заговоры, улицы и трактиры заполонили шпики и доносчики. Краем глаза все посматривают на Францию – боятся словить аналог французской революции в Швеции. В такой «прекрасной» обстановке и происходит расследование жестокого убийства: в стокгольмском озере вылавливают труп неизвестного, у него отрезаны конечности, вырваны глаза и язык, выбиты зубы. За расследование, волей случая, берутся однорукий ветеран Микель Кардель, и умирающий от чахотки юрист Сесил Винге.

Прежде чем говорить о героях романа, надо упомянуть о его структуре. Книга состоит из четырех частей, две из которых, вторая и третья, больше похожи на вставные новеллы. И хотя в финале все истории сойдутся, все герои сыграют свою роль в раскрытии убийства, ощущение «филлерности» не покидает. Правильнее будет сказать, что эти новеллы написаны, дабы еще сильнее продемонстрировать весь ужас, мрак и отчаяние, всю ту чернуху, что характерна для времени и места действия.

Главными действующими лицами выступает дуэт Карделя и Винге. Оба мужчины прекрасно дополняют друг друга, и очень радует дружба, которая между ними завязывается со временем. Сесил Винге умен, хитер, внимателен к мелочам. Ему нечего терять – это дело для него последнее. Один из второстепенных героев называет Сесила волком, и это прекрасная характеристика юриста. Кардель, в свою очередь, сильный и ловкий, его деревянный протез руки прекрасно заменяет дубинку, но не подумайте, что сила есть – ума не надо. Кардель достаточно умен и сообразителен, хотя и не дотягивает до Винге. Вместе они спускаются в самые тёмные уголки Стокгольма, идя по следу жестокого убийцы.

Героем и рассказчиком второй части становится молодой искатель приключений Кристофер Бликс. Он приезжает в Стокгольм в поисках новой жизни, видит в городе только лучшее, радуется каждому дню. Все свои переживания Кристофер описывает в письмах сестре. Но находит молодой и наивный парень лишь плохую компанию, огромные долги, бессердечных ростовщиков, и нечто хуже смерти. Героиня третьей части, Анна Стина Кнапп, отказав в телесной близости знакомому, получает обвинение в проституции и отправляется в Прядильный дом. Анна Стина старается выжить в Прядильном доме, не умереть с голоду, и не попасться в руки старшего надсмотрщика Петтерссона – садиста, обожающего унижать и избивать женщин, иногда до смерти. Пути Анны Стины и Кристофера Бликса, пережеванных и выплюнутых городом и системой, позже пересекутся между собой. Каждый из них, прямо или косвенно, повлияет на разгадку убийства.

Если вы хотели отборной чернухи, то «1793» — ваш выбор! Жестокий, кровавый, грязный, безнадежный Стокгольм конца XVIII века; интересная вариация стандартного детективного дуэта; и малюсенькая нотка чего-то светлого в конце.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный исторический детектив с элементами сплаттерпанка (эстремального хоррора, с натуралистичными сценами насилия).

Судьба персонажей вызывает сострадание, за них искренне переживаешь. Сюжет очень увлекателен, особенно начиная со второй части.

Книга описывает временной промежуток в один год. Осень, лето, весну и зиму 1793 года — именно в такой последовательности. Каждая часть описывает истории разных персонажей, в финале сливающиеся в одну.

Кому эта книга понравится?

Тем, кто любит читать про средневековье и пост-средневековье, только не романтизированное, про красивые наряды и смелых воинов, а приближенное к реальности: про те времена, когда ночные горшки выливали на улицы из окон, а болезни квалифицированные врачи лечили методом «прожечь на груди дырочку, вставить туда горошину, чтоб не заживала и ждать, когда образуется обильный гной — тело таким образом выпустит «дурную жидкость» (это пример из книги).

Тем, кто любит сплаттерпанк, жесть, кровь, отрубленные конечности и превращение людей в слепые и безмолвные, но живые обрубки.

Тем, кто любит детективную составляющую (и не испугается жестоких сцен) тоже стоит обратить внимание.

Однозначно НЕ СТОИТ читать впечатлительным людям со слабым желудком. Присутствуют кровь и омерзительные сцены с фекалиями.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Литературный обозреватель «Медузы» Галина Юзефович описывает «1793», как роман в духе ранних книг о Фандорине, но это, конечно, никакой не Фандорин, а, скорее, шведский вариант «Из ада» (фильма, с графическим романом я не знаком). По крайней мере, парочка главных героев — субтильный сыщик-интеллектуал, умирающий от чахотки, и преданный ему здоровяк из нижних полицейских чинов – вызывают стойкое дежа вю.

Кажется, что детективная составляющая — не самая сильная часть романа: и главный злодей, обрекший жертву на мучения и медленную смерть, и исполнитель его замысла, делают все, чтобы облегчить задачу сыщика. И лишь принципы, заставляющие главного героя досконально разбираться в мотивах преступника, помогают ему понять

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что его везение — тоже часть коварного плана, ведущего к катастрофе
. А поняв — предотвратить бедствие. Пусть для этого и придется переступить через собственные принципы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Исторический детектив в декорациях Стокгольма конца 18 века, ставший международным хитом. Однорукий здоровяк, ветеран русско-шведской войны Микель Кардель, страдая от похмелья вытаскивает из воды чудовищно обезображенный труп. Немного позже знакомится с умирающим от чахотки и буквально «живущим в займы» Сесилом Винге и вот эта парочка — вечно поддатые мускулы Карделя и кашляющий кровью интеллект Винге, начинает расследование. Роман состоит из четырёх частей. Завязка сюжета, Кардель и Винге выходят «на тропу войны». Далее предыстория событий в виде дневника одного из причастных к преступлению и история девушки Анны Стины, которая тоже сыграет свою роль в этой истории. И в завершение естественно кульминация — злодей найден, справедливость восторжествовала, Кардель может с чистой совестью бухать дальше, а Сесил Винге ...... ну, его судьбу не трудно было предугадать буквально с первых страниц и единственная интрига — доживёт ли до финала. Дожил? Не скажу! Детективная интрига в принципе довольно слабая и на мой взгляд является гвоздём, на котором висит основная картина — атмосфера. Нет, «довольно слабая» не значит неинтересная — следить за расследованием было любопытно, неспешное, шаг за шагом приближение развязки держало в напряжении, но всё же основной кайф от книги лично для меня в грязной, морозной, жестокой, воняющей нечистотами и полной буквально зависшего в воздухе отчаяния, атмосфере того времени. Загадка не сложная, к тому же госпожа Фортуна просто отчаянно благоволит героям, чуть ли не тыкая носом в ту или иную ниточку ведущую к успеху, развитие событий довольно медленное, какой либо экшен практически отсутствует ...... вроде бы и ничего особенного, а история временами захватывает. Я уже говорил про атмосферу? Раз сто, поэтому сейчас промолчу. До первых трёх книг Роберта Маккаммона из цикла о Мэттью Корбетте конечно далеко, но если без сравнений — почти отлично. Продолжение буду читать в обязательном порядке.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма качественное произведение, но не совсем соответствующее тегам в описании и в аннотации.

Дело в том, что это не совсем детектив, поскольку тут нет загадки в том, кто убийца. Да, в основе сюжета убийство, но акцент сделан не на интеллектуальном процессе расследования преступления, а на антураже, на декорациях, на особенностях исторического периода. Автор подробно и убедительно показывает темную сторону городской жизни в конце 18 века: нищету, болезни, грязь, коррупцию, садизм и жестокость.

Тем не менее читать интересно, у автора хороший слог. Мрачная, но захватывающая криминальная история, пусть и без классической детективной интриги.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шведский исторический детектив, от которого невозможно отрваться. Действие происходит в Стокгольме 1793 года. В грязи находят обезображенный труп. Расследование связывает однорукого пальта Микеля Карделя и юриста Сесила Винге. Вместе они докапаются до истины, погружаясь все глубже и глубже в грязь Стокгольма. Так же есть две второстепенные сюжетные линии. Первая история молодого бедняка Кристофера Бликса, который пишет письмо сестре. Вторая линия юной девушки Анна Стины Кнапп, которая оказывается ложнообвиненной. Книга получилась мрачной и местами омерзительной. Интересный сеттинг, множество неожиданных поворотов, шикарная концовка — всё это сделало дебютную книгу Николас Натт-о-Дага настоящим прорывом в жанре исторических детективов.

Instagram: @detective.book

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх