Владислав Ходасевич «Заговорщики»
Группа заговорщиков в одном из государств Южной Америки готовится посягнуть на жизнь короля страны. Неожиданно они узнают, что в их кругу есть предатель.
Входит в:
— антологию «Двойная старуха: Фантастика Серебряного века. Том VIII», 2018 г.
— антологию «Золотые страницы «Аргуса». Соль Земли», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dm-c, 19 октября 2019 г.
Не знаю, зачем написал этот рассказ неплохой поэт Ходасевич, но его отношение к всякого рода «заговорщикам», желающим убить тирана, просматривается с первого абзаца. Во-первых, это никчемное занятие, все равно придет новый тиран (результаты деятельности эсеров-террористов в России были всем известны). Ну а во-вторых, людишки среди заговорщиков так себе – либо нерешительные статисты-слюнтяи, либо корыстные предатели, пытающиеся через такие организации получить власть. Чувствуется, что знания о психологии реальных террористов-заговорщиков у Ходасевича нет. Потому-то нарисованная им картинка вызывает недоумение и отвращение.
Прочитано, и забыто. Если Вам интересен Ходасевич и творчество 10-х годов 20-го века – велком. Иначе не стоит.
Козлов, 31 августа 2022 г.
Рассказ неказистый, персонажи картонные, конфликта нет. Но зато рассказ со смыслом. Со смыслом, за высказывание мнения о котором не похвалят. «Заговорщики» — это своеобразное оправдание по поводу трагедии с самоубийством поэтессы Надежды Львовой. Соответственно, она представлена в образе Марии Руффи, Джулио — это Валерий Брюсов, Марко — Андрей Белый, рассказчик — Владислав Ходасевич и другие вовлеченные лица. Львова была молодой протеже и любовницей Валерия Брюсова. И там, где морфий и декаданс, там бред и смерть. Она просила его приехать. Он отказался. Она — застрелилась. Практически в тот же день Брюсов сбежал, а скандальное дело замяли не без участия коллег по цеху. После этого Валерий Яковлевич начал вести себя, как настоящий светский лев: сперва писал друзьям, что готов разом прекратить все муки; затем посвящал покойнице стихи, не забывая напоминать, что всё это время был женат; а на расспросы о том, кто же в случившимся виноват отвечал что-то вроде:«Мы — все». Так Ходасевич разочаровался в своем кумире или больше не намеревался терпеть его. И, зная в каком образе Брюсов хочет войти в историю русской литературы, начал строить свой образ поэта-декадента Брюсова: тирана, властолюбца и бюрократа от литературы. И образы эти остались настолько непоколебимы, что финал рассказа повторился в будущем. Владислав Ходасевич уехал в Европу и в своих мемуарах с намеками обрисовал жизнь своих бывших друзей. А Валерий Брюсов остался в России и начал занимать разные посты. Считается, что раньше люди были благороднее и о смерти в то время думали иначе. Но хватает нескольких документов, чтобы увидеть отсутствие фактов и продуманность личного мнения. И закрадывается подозрение, что все знают, как уголовщина испортит карьеру. Судя по рассказу, если бы не обстоятельства, то возможно и труп бы в лесу закопали.