fantlab ru

Л. Рон Хаббард «Страх»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.68
Оценок:
135
Моя оценка:
-

подробнее

Страх

Fear

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 23
Аннотация:

Болезнь заставляет вернуться профессора Лоури с археологических раскопок древних захоронений. Он отрицает потусторонние силы. Считает, что все рассказы о демонах — сказки. Высмеивает веру в них. Но сразу после возвращения с ним начинает происходить нечто странное, необычное. Какое-то дьявольское наваждение. И это он не может объяснить это логически. Что это: игра больного воображения, последствия болезни или месть злых духов за его самоуверенность? А тут еще и жена дает ему повод для ревности. Сможет ли Лоури найти выход из сложившейся ситуации, и какая будет этому цена?

© aps

Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Похожие произведения:

 

 


Страх
1992 г.
Челюсти. Страх
1993 г.
Страх
1996 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Typewriter in the Sky / Fear
1951 г.
(английский)
Fear
1957 г.
(английский)
Fear
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная история! По размеру и структуре это, скорее повесть, чем роман, но не суть важно. Тут нет детальной «кинговской» прорисовки персонажей или филигранных диалогов, но есть атмосфера необъяснимого кошмара, которая нагнетается плавно, но быстро, и если не пугает, то увлекает как минимум. Что это? Хоррор, психологический триллер, или какой-то сюрреализм (напомнило Лавкрафтовский «Кадат», но менее упоротый, конечно)? Сложно сказать: ни то, ни другое. Несмотря на небольшую скомканность, концовка вышла непредсказуемой и шокирующей. Разве что сейчас «перекормленному» поп-культурой потребителю покажется избитой, но произведение ведь 1940 года.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка основателя сайентологии Рона Хаббарда — очень слабый роман со стандартным даже для 1940 года сюжетом. Собственно, сюжет на небольшой рассказ, до формата романа он растянут искусственно, для публикации (романы покупают охотнее, чем сборники рассказов).

Как и некоторые другие рецензенты, большую часть времени, затраченного на чтение романа Рона Хаббарда, я ожидал, что все стандартные «пугалки» к финалу вывернутся неожиданной стороной и развитие событий окажется страшнее всех предположений — ведь не может же быть всё настолько тупо! Нет, может. Все «пугалки» оказались именно тем, чем представлялись с самого начала — стандартными детальками из pulp fiction. А когда спускающемуся в глубину преисподней главгеру встречается ведьма из диснеевского мультфильма «Белоснежка и семь гномов» и он не смеётся, а пугается в очередной раз, мне всё про Рона Хаббарда стало понятно...

Ну что тут сказать? Да, Рон Хаббард, глава необыкновенно влиятельной и богатой сексты сайентологов, изобретатель дианетики, суть которой в том, что, если непрерывно повторять «халва-халва-халва-халва», то во рту станет сладко, подсуетился и купил для своей книжки положительные отзывы уважаемых писателей. Денег для рекламы этого юношеского графоманского опуса Хаббард не пожалел — в самом деле, он же миллиардер. Но книга, примитивная, глупая книга, того сорта, что пишутся анонимными халтурщиками по бросовым ценам и продаются в привокзальных киосках скучающим пассажирам за сущие копейки, книга лучше не стала.

Что-то в этом романе есть схожее со знаменитым «самым плохим фильмом в истории кино» «План 9 из открытого космоса» Эда Вуда: картонные декорации, плохие актёры, убогий сюжет и бездарная режиссура.

Судя по рецензиям на этот роман, среди посетителей FantLab´a есть активные члены секты сайентологов, поклоняющиеся Рону Хаббарду и восхваляющие любой пук Великого Магистра Дианетики и Геомантики. Если их религиозные чувства задеты моей рецензией, заранее прошу у них прощения. Честное слово, я не нарочно.

Оценка: 2
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что то поздно стало пугать ГГ его душевное состояние, только к концу романа?

Хотя говорят настоящие психи не осознают своих отклонений.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Профессор Лоури не верит в потусторонние силы. И тут он серьезно заболел. А дальше развернутся невероятные события. Но вот происходят ли они на самом деле или это разыгралось воображение больного человека – серьезный вопрос.

Куда пропали четыре часа жизни и шляпа профессора. Что за чертовщина происходит вокруг него?

Автор пугает здесь умело и грамотно. Самое страшное не монстры – а сам страх, который проникает в душу и начинает уничтожать человека.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В итоге оказалось, что этот роман по объёму – скорее повесть, причём не самая большая; а пухловатость её объяснилась крупным шрифтом. Так-то. Но это – по «технике», а вот по ощущениям… Обман, кругом обман! Прочитав отзывы, я ожидал чего-то действительно необычного, удивительного! Но ожидание длилось и длилось, но ничего такого не наступало – наступало только лёгкое разочарование. Начало напомнило старый фильм «Ночь демона» (кажется, имеющий литературный первоисточник) – нечистая сила пытается наказать человека утверждающего, что сверхъестественного не существует. Видимо, такая тема была в ходу... Любопытно было только то, что в 30-е, 40-е, человек, не верящий в суеверия, видимо, вызывал такое же негодование как человек, верящий в них сейчас – вот она, середина «просвещенного» двадцатого века… И вот наш герой начинает подвергаться террору сверхъестественных сил. Казалось бы, должно быть интересно, но для меня, увы, было как-то не очень… Всё как-то бесцветно, если не сказать «безвкусно». Всё эти страхи совершенно не трогали, казались пустыми и наивными. Возможно, из-за реакции героя, так убивающегося по потерянным часам, ужасающегося по пустякам и совершенно не ужасаясь перед призраками и прочими странностями. Какие-то неестественные реакции. Тут ещё и добавляет малярия, которая даёт ещё одно объяснение происходящему; объяснение, которое выглядит более реально… и напрочь убивает всё «сверхъестественное». И страхи… которые не пугают. Да все эти видения были описаны так просто, что напоминали больше средневековые призраки гремящие цепями из времён, когда само слово «призрак» вызывало ужас, дрожь и позывы к мочеиспусканию… Только хуже, так как тут не было ни какой атмосферы, которая могла бы поднять градус. Только «шляпа», «четыре часа» и пугалки… Очень по-простецки. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что возможно это произведение написано с расчётом на читателя-подростка, такого школьника – вот ему простота изложения, вот ему прямолинейность с лёгким намёком на концовку-удивление, вот ему страхи, навязчивые и крупные, но такие, чтоб не травмировать его психику, не вылезти за возрастные рамки, напугать, но и не напугать… А что, для назначенной цели вполне годится! На время написания я скидку не делаю, ведь были и до этого романа уже произведения Лавкрафта, По и так далее, которые обладали своеобразием и пугали вполне неплохо – это же, по-моему, было более низкого уровня… В общем, я разочаровывался и разочаровывался… Где-то до предпоследней главы, которая меня действительно удивила. Я вспомнил Филипа Дика! Я вспомнил его после фразы «объективно существуешь», я вспомнил его после «объяснения» этих фантастических сил. Меня ударило его «Убиком», именно так, в предпоследней главе, в этом наметившимся противостоянии космических сил, в мире который существует, пока существует один «объективно существующий» человек. Чёрт возьми, да кое-какие моменты ярко напомнили мне некоторые приключения героя «Убика» в мораторуме! Я ликовал! Я потирал руки, ожидая, что в конце всё взорвётся какой-нибудь невероятной вкусностью! Но всё закончилось… нет, в каком-то смысле неожиданно, но и очевидно, в каком-то смысле… Просто – как и 90 процентов всего романа. Так вот. Такие вот ощущения. Разочаровало своей простотой и очевидностью. Не того я ждал, читая эти восторженные отзывы. Проходное чтиво. Или просто чтиво для подростков средней школы – не самое впечатляющее. Вот только предпоследняя глава дала какой-то взрыв, удивление. Но взрыв этот был хоть и селён, но один, и мощи его не хватило, чтоб озарить всю книгу. Но он запомнился – этот взрыв (за это-то я, наверное, и даю роману более высокую оценку, нежели ту, что дал бы на его середине). Единственная вкусность во всем – для меня.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал этот рассказа подростком и был ОЧЕНЬ впечатлен. Как расписано возникновение «СТРАХА», что происходит с человеком. ВПЕЧАТЛЯЮЩИ. Помню как я прямо попал внутрь этого произведения и там находился, вот так реалистично все написано. Мне кажется это произведение НУЖНО читать всем будущим психологам, чтобы понимать что происходит с человеком, как разворачивается его внутренний мир.

А сам сюжет меня просто поглотил и не отпускал до конца. Я прочитал книгу на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимых произведений в жанре «ужастиков». Оно не похоже ни на что. Это ни Кинг, ни Лафкрафт, ни Кунц. Это нечто особенное. Ужасы, страшилки, мистические персонажи тут какие-то... даже не знаю какое подобрать правильно слово... сверхмистические, выходящие за грань не только реального, но и потустороннего.

Книга не несёт абсолютно никакой идеи разрушения. Но при этом реально жутко. Аж кости трепещут. При прочтении испытуешь не просто страх перед неизвестным. Вырывается наружу тот подсознательный, психологический ужас, издревле живущий в глубинах разума человека.

А финал? Вкуснятинка! Ну, кто бы мог догадаться? Конечно, можно было смекнуть раньше, но мне это не удалось.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Талантливый роман ужасов, по праву считается одной из лучших книг автора. Стивен Кинг также отзывался о «Страхе» очень хорошо.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые соглашусь с отзывами написанными на обложке книги! Книга очень впечатлила. Читал взахлеб отчасти перед сном. Чувство страха при чтении романа было сравнимо с серией игр Silent Hill и фильмом Лестница Иакова.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто не смог не написать отзыв к данной книге!

Роману я поставил высшую оценку-10 баллов ( а было бы 20 — поставил бы 20). Вопрос: почему и за что?

В разных жанрах художественной литературы мы ищем разное. В жанре фэнтези мы ищем яркий и сочный мир (созданный с нуля или альтернативный — не важно). В жанре НФ — картин будущего, покорения далёких галактик, новых технологий от одного названия которых заплетается язык. От детективов мы ждём гениального сыщика и утончённого преступления, от любовных романов — соплей в малиновом сиропе (ну ненавижу я этот жанр:abuse:)

Чего же мы ждём от жанра «хоррор»? А достаточно перевести — ужаса.

В этой книге нет червеобразных и паукоподобных монстров. Ищете маньяков c бензопилами и топорами? Их там нет. Потусторонняя нечисть? Самый минимум для создания атмосферы. И скажу честно -самое страшное в этом романе не они. Ощущение страха и тревоги не отпускает читателя с первых и до последних страниц. Здесь в дополнение к моему отзыву почитайте отзыв пользователя aps. Во всём с ним согласен кроме одного. Дело в том, что предложением цитата:« И конец пути действительно страшен.» ну никак не описать того состояния в которое попал я, закрыв эту книгу. Буквально на день мои мозг встал набекрень (день-бекрень да я поэт:haha:). Целый день человек перечитывал последнюю главу, задаваясь вопросами: за что, почему, и как такое возможно:insane:. Согласитесь такое случается довольно редко, а со мной не случалось никогда. Этот роман — лучшее из того что я читал в жанре «horror». Почему Джим Лоури не отказался от попыток найти шляпу и четыре часа потеряного времени и что бы тогда случилось- этого мы никогда не узнаем. Упрямство не всегда доводит до добра:dont:!

Рекомендуется к прочтению всем любителям ужасов тем кому понравился например кинговский Крауч-энд.

Не рекомендуется читать на ночь и, как говорят по талевизору, особо впечалительным людям. Пожалуйста, примите мои рекомендации всерьёз.

Резюме: времени книга займёт немного. Понравится ли? Не знаю, не знаю. На вкус и цвет... Запомнится ли? 100%! Может даже на всю жизнь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«По-настоящему страшно!» — это высказывание об этом романе известного писателя Рэя Брэдбери. И я полностью с ним согласен.

Этот роман не поражает воображение описанием неизвестных монстров или чудовищ, здесь нет рек крови. Но есть тонкий портрет внутреннего мира человека, который столкнулся с чем-то неизвестным, что он не может понять. Он ученый до мозга костей и все что наукой не признано, это для него не существует — все это сказки. И самое главное читатель вместе с героем не может понять, что с ним происходит до самого конца книги. Сходит ли он с ума, последствия ли это его прошлой болезни или он действительно перешел дорогу мистическим существа, гостям из мира духов? Мы вместе с ним идем по дороге неизвестности, движемся к неизвестной цели. И конец пути действительно страшен.

Айзек Азимов сказал об этом произведении так:« Из всех сочинений Рона Хаббарда «Страх» — мой любимый роман.» Только за это его стоит начать читать. А если начнешь, то оторваться уже будешь не в силах.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх