Тед Чан «Тебе нравится, что ты видишь?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Возраст читателя: Любой
Изобретение способа убрать влияние такого фактора взаимодействия между людьми, как красота/уродство, вызывает острую полемику в обществе. Главным героям предстоит решить непростую задачу...
Входит в:
— сборник «История твоей жизни», 2002 г.
— антологию «Science Fiction: The Best of 2002», 2003 г.
— антологию «Mind-Rain», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2002 | |
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2003 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第35回 (2004) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (6), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- А. Комаринец (6), Е. Широнос (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ash945, 26 сентября 2021 г.
И снова блестящая оригинальная идея!
И снова не вызывающее особого вдохновения воплощение — чересчур документализированное и пестрящее научными и псевдонаучными терминами и сентенциями.
Я не скажу, что мне не понравилось — автору ТАКИХ идей можно простить многое, но по моему сугубо субъективному мнению, художественное произведение должно же еще быть интересно читать. С этим здесь не все так гладко.
В общем, творчество Чана, прямо скажем на любителя — если Вам нравятся крышесносящие идеи и не так важно их текстовое воплощение, Вам может понравиться...
artem-sailer, 6 июня 2021 г.
Как-то раз на просторах СМИ встретил оригинальное перефразирование знаменитой сентенции — «Красота пасёт мир». Авторство изречения мне не известно, в голову почему-то упорно лезет Павел Глоба. Если это действительно сказал он, то, пожалуй, это единственное, в чём я с ним согласен.
Так вот, афоризм этого привожу здесь по той причине, что он, афоризм, очень даже подошёл бы в качестве эпиграфа к повести Теда Чана. Повести, в которой автор глубоко, дотошно, основательно, по полочкам раскладывает умопомрачительное количество аспектов такой философской и социально-психологической проблемы, как влияние внешнего вида человека на его жизнь в обществе — «внешнизм» в терминологии героев произведения.
Именно проблема — ведь речь идёт вовсе не о решаемых житейских пустяковинах, это не одёжка, по которой встречают, и не ум, по которому должны провожать. Речь идёт о глобальной парадигме нашего общества, об особенностях человека как биологического вида разумных существ. Внешняя привлекательность человека, по Теду Чану, представляет собой неоспоримое и существенное, а зачастую даже основополагающее преимущество. Преимущество обладателя этой самой привлекательности перед остальными членами социума.
Привлекательность, возведённая в культ, привлекательность, переросшая в самоцель, привлекательность, ставшая основным достижением жизни человека, когда все остальные аспекты — образование, брак, карьера — приравниваются лишь к приятному бонусу.
На самом деле, конечно же, всё намного сложнее и аспекты проблемы своим количеством уходят в бесконечность, перечислять их все в данном отзыве бессмысленно — гораздо продуктивнее будет прочитать саму повесть.
Выбранное автором композиционное решение, на мой взгляд, более чем удачно: повесть представляет собой стенограмму документального фильма, построенного исключительно на многочисленных интервью участников событий. Авторский текст сведён к абсолютному минимуму справочного характера. Критикам такой формы построения повести могу посоветовать: попробуйте прикинуть в уме, какого объёма должно было бы получиться это произведение, если бы автор реализовал каждый аспект рассматриваемой проблемы в форме отдельной сюжетной линии. В таком случае, как мне кажется, у читателя появились бы претензии по завышенному объёму произведения, а тут — всё кратко, сжато, ёмко. К тому же стилизация под документальный фильм-сборник интервью, на мой взгляд, облекает текст в оболочку убедительной реалистичности.
В заключение отзыва хотел бы обратить внимание читателя на один, возможно, не такой очевидный, однако крайне важный нюанс. Следует признать за автором глубокое чутьё в области психологии человека, а также доскональное понимание и практическое применение социальной инженерии. Приведённые в тексте интервью отражают пестроту мнений по затронутому вопросу. Каждый участник событий обладает своим видением ситуации, живой логикой и очень даже убедительными аргументами. При этом в большинстве случаев пары мнений озвучивают диаметрально противоположные позиции высказывающихся. Автор очень умело конструирует структуру развития идеи, оставаясь при этом в тени. Проникнувшись уважением к проделанной работе, читатель невольно признаёт авторитет автора и силится отыскать в тексте намёк на авторское видение ситуации, априори признавая мнение автора весомым, если не наиболее верным.
Тед Чан высказывает личное мнение в комментарии к повести. Высказывает бегло, я бы даже сказал — небрежно. Однако перечитывая свой уже написанный отзыв, я с удивлением (быть может, даже с неприятным ощущением) вдруг осознал, что этих двух строчек в комментарии автора к повести хватило для того, чтобы я так неприязненно прошёлся по проблеме внешней привлекательности в начале отзыва.
Таким образом Тед Чан, всю дорогу обличая манипуляторов от рекламы и общественных организаций, сам в итоге тонко, мастерски подвёл ситуацию к тому, чтобы манипулировать мнением читателя. Подобный кульбит мне кажется этаким троллингом-предостережением от автора.
Или, быть может, я, подобно некоторым героям повести, комплексую по поводу своей внешности? Хм, в свои-то сорок с лишним? Хотя, вообще-то, следует призадуматься: а нравится ли тебе то, что ты видишь?
Mishel78, 23 февраля 2020 г.
Правдоподобная зарисовка о попытке внедрения очередного технического новшества в повседневную жизнь. Повести добавляет реалистичности и то, что повествование подаётся как документальный репортаж, собраный из высказываний людей разного возраста и занятий. А ещё и тема о влиянии физической красоты на человека очень актуальна и актуальность её растёт с каждым годом всё больше и больше.
Понимаете, как бы нам не твердили, что внешняя красота не самое главное в человеке, от этого мало что изменится — как привлекает человек внешне, так и будет привлекать. Нет никакого толка объяснять это подрастающему поколению, если всё информационное пространство наполнено образами красивых мужчин и женщин, демонстрирующих нам, что успех в жизни напрямую зависит от привлекательной внешности. А потому так популярны косметические салоны, клиники пластической хирургии и косметические средства. Приходилось видеть девочек, которые с первого класса озабочены своей внешностью и очень комплексуют, если выглядят не очень привлекательно. Иначе, как навязанными стереотипами это не объяснишь. Поэтому полемика вокруг использования устройства, называемого калли, которое позволяет отключать импульсы преувеличенной красоты, не является такой уж фантастикой. Найдутся и противники и сторонники нововведений. В любом случае, попробовать использовать такое устройство я бы не отказался — уж очень хочется почувствовать независимость от наслаждения красотой.
Но только ради эксперимента. Потому что на мой взгляд, это естественно, что человек — существо мыслящее, должен руководствоваться не только технологиями и навязанными стереотипами, но и разумом, который дан для того, чтобы трезво оценивать, что является реальностью, а что всего лишь красивой иллюзией. Поэтому вопрос: «Тебе нравится, что ты видишь?», был, есть и будет актуален, пока существует человек разумный.
Клован, 4 декабря 2018 г.
Каллиагнозия — новое изобретение в психиатрии. С тобой проводят некую процедуру и ты перестаешь воспринимать физическое уродство как ущербность. Относишься к некрасивым и очаровашкам одинаково ровно, как говорится, по заслугам, не списывая безграмотность красотки на «прелесть, какая дурочка».
Очень неплохо. Первую половину рассказа не мог отделаться от мысли, что просто необходимо ввести эту процедуру в наших госучреждениях. Вам никогда не приходилось получать отказ или некачественные услуги от врача, учителя, чиновника только потому, что вы персонально чем-то ему не приглянулись? Мне доводилось. Так же как и прямо обратное — незаслуженное внимание и чрезмерное старание в угоду вдруг почему-то понравившемуся «клиенту» (одной кадровичке я показался очень похожим на её уехавшего в другой город сына и она с радостью выполняла мои обычные рабочие просьбы о справках, выгоняя остальных в коридор). Это ненормально, так быть не должно.
Но автор погружается в проблему глубже, стараясь рассмотреть её с разных сторон. Несомненно, что «калли» существенно облегчит жизнь «замарашкам» в детских коллективах. Но не отнимет ли это у человека восприятие красоты? Противники калли говорят: «Зрелость означает видеть различия, но сознавать, что они не имеют значения». Ох, золотые слова, но только слова! Как редко это встречается в жизни. А дальше — больше. И пока кипели споры вокруг обязательного применения каллиагнозии в одном из университетов, противники, спонсируемые производителями косметики (вот кто потеряет всё при повсеместном распространении этой чудо-технологии!), разработали ещё один метод воздействия на публику. И грустно сознавать, оглядываясь вокруг, что исследования каллиагнозии и подобных ей способов «отключить» какие-либо внешние психические воздействия, если и появятся, то не получат должного освещения в угоду техник заставления купить или совершить нужное действие заказывающему. Всё подчинено деньгам, а человечность покупателю не нужна.
noel, 18 ноября 2018 г.
Мне понравился этот рассказ уже хотя бы потому, что и здесь в комментариях есть и сторонники и противники калли :)
Но как антрополог могу сказать:
Во-первых, красота — это не «средние значения». Это очень изменчивое понятие, связанное с культурой конкретного общества. И не смотря на то, что голливудские стандарты говорят нам, что красавица — это худая высокая блондинка с белой кожей, в центральной Африке до сих пор в моде чернокожие толстушки. Я уже не говорю про китайские бинтованные ноги.
Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности вообще очень индивидуально. Найдите любого голливудского актёра и спросите 10 своих подруг, нравится ни он им. Получите 10 разных мнений.
Ну и в-третьих, не нужно перепрограммировать мозг детей, чтобы они перестали травить одноклассника с родимым пятном на лице. Нужно построить среду, в которой от этого ребёнка не шарахаются учителя и другие родители. Это сложно. Но этого достаточно.
igor_pantyuhov, 13 июня 2017 г.
Если бы такое устройство существовало, то как сказали в рассказе, его надо носить всем. В противном же случае, это приведет к тем же результатам, что и до пояления данной технологии. Проще говоря, не надо заново изобретать колесо.
Ольгун4ик, 24 ноября 2016 г.
Возможность — не видеть то, что на самом деле, весьма привлекательна для людей. Не важно, красивы они или наоборот уродливы. Это знание иногда мешает жить. Знание вообще всегда мешает. Поэтому многие и не хотят открывать глаза или учатся активно не замечать происходящее вокруг.
Lilian, 15 октября 2016 г.
В данном рассказе автор исследует вопрос влияния красоты на мнение и социальное поведение человека, хотя попутно на более глубоком уровне рассматривается также влияние, зависимость и схемы манипуляции мнением как одного человека, так и группы людей.
Мне нравится манера автора озвучивать разные точки зрения устами разных персонажей. Интересный получается срез событий и мнений, своего рода хроника происходящего с указанием причин и скрытых течений.
Hostis, 15 мая 2016 г.
Самый слабый рассказ сборника «История твоей жизни». И что хуже всего — оставленный на самый конец, словно для того, чтобы оставить неприятное послевкусие о книге. Наверное издатель добавил его, чтобы книга не получилась слишком уж тонкой. С художественной точки зрения рассказ очень слаб, в особенности по сравнению с другими рассказами данного сборника. Стилизация под документальный фильм читается очень скучно. Логикой данное произведение также не блещет. Взять хотя бы проект за принудительно введение каллиагнозии в неком вымышленном Пемблтонском университете. Как это вообще может выглядеть с юридической точки зрения, если такое вообще противоречит конституции? Даже если 54% проголосуют за введение кастрации мозга учащихся, то что будут делать с теми кто не хочет этого? Выкинут их из универа на мороз, даже несмотря на хорошую успеваемость и исправную плату за обучение? Да и принудительная модификация мозга детей своими родителями тоже настораживает. Не повезло тем детям, которых угораздило родиться в такой семье. Это как родители-веганы, которые сажают своих детей на растительную диету.
Все противники сомнительной процедуры показаны недалекими простаками, зомбированными жертвами корпораций или зловещими сотрудниками корпораций. Мотивация введения каллиагнозии в качестве противодействия рекламе просто нелепа. Вменяемые люди просто не смотрят рекламу и не замечают ее. Персонажи из произведения больше напоминают собак Павлова, чем людей.
Оригинальностью данное произведение также не блещет. Еще до выхода повести, было выпущено огромное количество научно-популярных книг на тему самых разных причудливых поражений функций головного мозга. Оливер Сакс — один из самых знаменитых писателей на эту тему. Разве что в произведении Теда Чана поражение мозга поставлено на службу Великого Блага™.
Gourmand, 16 ноября 2015 г.
Я не знаю, кто там главная героиня, я этот цикл-сериал не читал и вряд ли буду. Но рассказ Чана меня ошеломил. Просто обалденный рассказ. И форма такая, что как бы тащит читателя через противоположные мнения, что-то вроде Диалогов Платона. И тема интересная. Особенно с развитием масс-медиа и умением подсознательного воздействия на зрителя. Из тех последствий, которые известны мне, это анорексия у девочек, которые стремятся быть похожими на топ-моделей. Это не распознавание лиц, конечно, скорее, форм тел, хе-хе, но результат печальный, да. Какие-то там сотни-тысячи после неумеренного голодания в больницах оказываются.
Интересная тема, интересная форма, а раз главных героев я не знаю, то и тут проблем не возникло. :)
ponom1, 16 июля 2015 г.
Изобретен способ (каллизация) блокировать в мозгу человека определенные связи, в результате чего он временно теряет способность оценивать степень красоты лиц других людей. Это устраняет проблему «внешнизма», когда люди с красивыми от природы лицами имеют преимущество в жизни перед людьми, которые родились некрасивыми. Кроме того это выбивает почву из под ног рекламщиков, которые привлекают наше внимание к товарам и услугам с помощью нереально красивых девушек моделей.
Это идея повести, а дальше автор в стилистике пересказа документального фильма рассматривает ее со всех сторон. Приведены монологи якобы разных людей (противников и сторонников этой процедуры), выступления политиков, общественных деятелей. ученых, студентов. Как ни странно, читается это все легко и с интересом.
Ну и финал меня порадовал. Не буди лихо, пока тихо. :) Каждое действие порождает противодействие, и рекламщики, лишенные оружия красоты, изобретают способ с помощью программной обработки видеороликов нереально усиливать убедительность воздействия на человека интонаций речи, мимики, жестов, языка тела. И люди, посмотрев речь против каллизации, усиленную такой обработкой, на решающем голосовании голосуют против каллизации. :)
Dear Jim, 27 сентября 2013 г.
Ещё одна пришедшаяся по душе вещь из сборника «История твоей жизни». Изначально идея каллиагнозии (отсутствия эмоциональной реакции на красивое или некрасивое лицо) вызвала у меня отторжение. Но ненадолго, вскоре я уже прониклась и соглашалась с большинством перечисляемых в повествовании её плюсов. Скольких детских травм и обид можно было бы избежать, сколько людей могло бы избавиться от комплексов по поводу своей внешности! Но, конечно, и у такого чудесного средства есть свои отрицательные черты.
Во время чтения вспомнился анекдот о внучке декабриста, которая, узнав, что большевики борются за то, чтобы не было богатых, сказала: «Странно, а мой дед боролся за то, чтобы не было бедных». В данном случае мы также имеем дело с некой планкой (красотой), которую можно повысить (всем пластических операций, и пусть никто не уйдёт обиженным!) или понизить (образно говоря, как это делает каллиагнозия). Первое — банально более затратно, но эффект, если всё-таки применить «пластику» ко всем, будет примерно таким же: красоты как таковой не будет, потому что красивыми будут все. А если нет разницы, зачем платить больше? (c)
Вообще, о калли сложно рассуждать, потому что автор уже всё подумал за читателя. Поднимаемый вопрос освещается с самых разных сторон, озвучиваются порой совершенно неожиданные точки зрения. И чёткое мнение оформляется уже непосредственно к финалу повести. Осложняется всё ещё и оттого, что в какой-то момент внезапно выясняется, что гипотетическое введение «всеобщей каллиагностической повинности» частично основывается на проблеме рекламы. Вот уж чего не ожидала, того не ожидала.
Если говорить о себе, то я бы хотела какое-то время пожить с калли. Мне видится, если не при массовом, то уж при индивидуальном применении точно, она могла бы принести немало пользы.
Отдельно хочется сказать и о Теймере, девушке, которая выросла с каллиагнозией, но отключила её в начале повествования. Пусть она и неимоверно раздражала меня тем, что попала во власть предрассудков, она хороший пример, что одного лишь действия калли для зрелости недостаточно. Родители Теймеры руководствовались разумными соображениями, безусловно. Но дочь, стоило ей лишится калли, тут же озаботилась своей внешностью, словно её и не учили ничему. Конечно, это влияние социума, это видно невооружённым глазом, потому-то Теймера и являет собой весьма показательный пример.
Финал меня немного ужаснул и вместе с тем заставил порадоваться, что мы живём пока что не в таком же «продвинутом» мире. (Кстати, о продвинутости. В какой-то момент возникло ощущение, что описываемый мир мог бы быть предтечей мира романа «Ложная слепота» Питера Уоттса, где манипуляции с мозгом — обычное дело.)
Deliann, 8 августа 2013 г.
В творчестве Тэда Чана на первое место выходят идеи, а все остальное: сюжет, персонажи, стиль –отходит на второй план. Все рассказы сборника «История твоей жизни» – это как раз идеи, которые автор рассматривает с разных сторон, приходит к определенным выводам, однако навязывать эти выводы читателю не собирается.
«Тебе нравится, что ты видишь?» – идея об уравниловке красивых и некрасивых людей. Что было бы, если бы люди воспринимали окружающих только по их внутреннему миру? Так ли сильно влияет красота на социальные успехи? Представим на минутку, что восприятие красоты можно отключить. Что тогда? Конечно же, люди раскалываются на два лагеря: те, кто за естественность и виденье мира таким, каков он есть, и те, кто за отключение красоты. Но банальным противостоянием дело не ограничивается, Тэд Чан рассматривает еще десяток мнений, начиная от «оскорбления чувств уродов» и заканчивая проблемами рекламы в мире без красоты. Примечательно, что все движение за уравниловку началось в университете, т.к. случаи получения зачета симпатичной студенткой только благодаря глубокому декольте уже вошли в анекдоты, да я и сам во время своего студенчества видел живые примеры не раз и не два.
Рассказ больше похож на размышления, в нем нет яркой сюжетной линии, только фоновые, необходимые для донесения идей и многих, если не всех, подводных камней. Все это написано с изрядной долей иронией и читается легко. Рекомендуется для неспешного чтения.
Бурундук, 3 августа 2013 г.
Коротенькая повесть, я бы даже сказала, рассказ, оформленный как изложение документального фильма в котором респонденты дают отзывы на заданную тему. Жанр – социальная фантастика. Да и фантастика ли?
Суть такова: изобрели простую нейрооперацию, каллиагнозию, которая отключает у человека возможность распознавания наличия/отсутствия красоты. Казалось бы, это же здорово! Представьте мир, в котором значение будут иметь только личные качества, а не смазливая мордашка. Никаких комплексов, связанных с внешностью, никаких проблем в общении с тем, кто красивее тебя, никаких психотравм у людей с косметическими дефектами. Это же чудо! Панацея! Все айда на каллиагнозию!
Но, несмотря на множество преимуществ, которые дает калли, у нее почему-то находится достаточно много и противников. И если возмущение косметических компаний понятны – ведь они на красоте делают деньги, то почему же среди противников этой панацеи присутствуют врачи, преподаватели вузов, то есть люди интеллектуально развитые, думающие? Они пытаются докричаться: так ли это правильно – лишать человека красоты? Так ли это правильно – пытаться всех уровнять? Сегодня с помощью калли сотрем различие красота/уродство, а завтра? Ум/глупость? Сила/слабость? Мужчина/женщина? Разве не замечательно, что люди созданы разными? Уныл и скучен был бы мир серых клонов. И с проблемами такого плана бороться надо не урезая возможности человеческого восприятия, ограничивая физически и физиологически, а развивая самосознание. Воспитывая психологическую зрелость и широту взглядов. Ведь «…зрелость означает — видеть различия, но не придавать им значения».
Маленькая повесть подняла множество тем и изрядно разогрела мозги. Но понравилась ли она мне как художественное произведение? Абсолютно нет! Потому что искусство должно, помимо мозгов, цеплять и чувства. Несомненно, документалистика тоже имеет право на существование как жанр. Но, лично мне, данный жанр кажется излишне сухим и прямолинейным.
mhitar, 30 января 2013 г.
Красавица Икс привычно красуясь у зеркальца, бросила тому ритуальное: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Ответ по-сути ей был и не важен, ведь уже столько лет она слышала неизменное «ты, конечно, спору нет...»,она просто улавливала общую интонацию волшебной формулы и весь день была спокойна, весела -словом была самой собой. Но в этот раз что-то пошло не так, мелодика звуков изреченной зеркалом фразы была далека от столь привычной хорошенькому ушку красавицы Икс комбинации. В недоумении повторив свой вопрос, она услышала: «Внешнизм это анахронизм, индуцируй каллиагнозию -открой глаза! Зри в корень!»
-Что за f..k!- воскликнула наша красавица и обмякла на кушетку. Разумеется, откуда ей было знать, что ночью чудо-зеркальце обновило своё программное обеспечение и с сего дня стало предельно политкорректно, либерально донельзя ну и всё такое в духе передовых позиций прогрессивного человечества. Теперь даже страшненькая горничная обмякшей красавицы, нанятая той «для контрасту», могла преспокойно входить в светлицу хозяйки и не бояться колкостей в свой адрес от мерзопакостного зеркальца. Ах Александр Сергеевич, только не подумайте, что эту отсебятину я написал вопреки Вашей «Сказке о мёртвой царевне..», и в мыслях нет посягать на Ваше великотворчество! Просто случайно глянул на неё, сказку, сквозь мыльный пузырь раздутый за океаном и перемолотый в тысячи пузырьков меньшего размера тамошними ветряными мельницами. Конечно, если такое можно вообразить, что, впрочем, и вообразилось в моей возможно и недалекой голове при прочтении рассказа. Персонажи представились мне ветряными мельницами, которые скрипят лопастями, натужно крутят жернова и мелют чепуху, которая оказывается похожей на мыльные пузыри, кои потом сами же мельницы раздувают и гонят потоками ветра от своих вертушек в разные стороны...Красота, аж дух захватывает -вот так вот рождаются большие ПРОБЛЕМЫ для огромных масс биомассы человеков. Ведь синтетическое вымя из которого настойчиво пытаются напоить всё растущее человеческое стадо нужно наполнять особой смесью, дабы пили и не напивались и хотели бы еще и еще, тянулись бы сами и в конце концов в беспамятстве припадали к вожделенным сосцам глотая пойло крепко зажмурив глаза. А чтобы глаза не разлеплялись, нужны как раз описанные Чаном «проблемы». Чан талантливый фантаст, при некоторой сухости языка он иногда способен оживлять своеобразные псевдореалистические ситуации. В рассказе он обрисовывает западное общество, развивающееся по моделям поведения, транслируемым определенным кругом лиц с явно корпоративными замашками. Как частность в данном случае ими возводится на пьедестал институт красоты и вся сопутствующая инфраструктура с простой целью: максимальные прибыли и манипуляция обществом, либо манипуляция обществом и максимальные прибыли — в сущности, от перемены мест сумма не меняется. Этот процесс затягивает в свои тенета столь податливые массы и приводит к контрпроцессу иных корпоративных структур выносящих на свет свой продукт — каллиагнозию. И в их случае цель проста: прибыль и манипуляция, ведь появляются там у них новые очки с функцией выкл. вкл. калли режим, а там и функцию доступа к соц. сетям можно добавить ,или 3D камеру для калли снимков и много чего ещё -наживка заглочена! А какое милое открытие сделали в ходе противостояния двух «брендов» труженики одной из корпораций -новая форма сверхнормальной стимуляции посредством массмедиа. Эта прелесть открыла новые грандиозные возможности для обеих противоборствующих сторон! Возведение до абсурда красоты, степени свободы мысли и сопутствующей формы поведения, да чего угодно в итоге приводит к ослаблению общественного иммунитета и патологии. Поднятые в рассказе проблемы и сам он в целом не такая и небывальщина -есть аналогичные ситуации в современности и места, где водятся большие специалисты по таким «большим проблемам».И «калли» можно поставить в ряд с такими достижениями как практика обращения к ребенку в среднем роде-«оно»,дабы не ущемлять его в праве самоопределения, чтобы «оно» выросло и определилось с гендерной принадлежностью; запрет обращения к родителям как «мама» и «папа» и переименование оных в «родитель №1» и «родитель №2» и куча других новаций из разных областей жизни. Будущее на любой вкус уже здесь, и порой не надо открывать научно-фантастическую книгу, чтобы поразить себя небывалой ситуацией, нужно просто внимательно посмотреть вокруг.
Затянулась писанина, но Чан со своим рассказом навеял столько мыслей: можно развить идею агнозий например для подавления половых различий у индивидов с раннего возраста и равной возможности развития интереса к полам обоих родов с дальнейшей дифференциацией и правом выбора. Чем не проблема, на ура воспримут идею, извините, всякого рода гомики и прочие нетрадиционалы, ведь если им разрешили усыновлять детей, почему бы не пойти и дальше? Свобода выбора должна быть у всех априори, даже если они о ней и не подозревают. Или описать историю общества, где пластическая хирургия достигла небывалых высот и позволяет быстро и дешево делать «богами» и «богинями» всех и каждого. И теперь люди даже с врожденными генетическими мутациями, вычеркивавшими их из процесса репродукции, из под ножа хирурга попадают в круговорот полноценной жизни и вливают свои гены в популяцию. Ибо после операции скрываются все дефекты, служившие ранее естественной преградой для широкого распространения деструктивных генотипов, ибо после операции индивид становится идеальным партнером для продолжения рода в глазах потенциальных партнеров. И вот смешалось всё, кто есть кто не разберешь и что из этого выйдет? Ну, по крайней мере, индустрия пластической хирургии в накладе не останется. Обернуть всё это в научные формулировки, добавить красок, в первом случае голубой хоть отбавляй, добавить «мясца» по желанию, либо состроить интеллектуальную мину и все ингредиенты для сомнительного успеха налицо. Ведь это же самые главные проблемы, двигатель прогресса?
P.S. Но к Теду Чану это не относится, он неплох, хоть и тяжел на слог, пресыщен наукообразием, однако своестилен.