fantlab ru

Питер С. Бигл «Милости просим, леди Смерть!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
462
Моя оценка:
-

подробнее

Милости просим, леди Смерть!

Come, Lady Death

Другие названия: Приходите, леди Смерть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Вот уж поистине гордость и предубеждение: пригласить на бал саму Смерть. У аристократов свои причуды, подавай им чего-нибудь эдакого.

Но раз уж пригласили, будьте добры принять Её такой, какая Она есть. Соизвольте выполнить все Её условия.

Примечание:

На основе рассказа “Милости просим, леди Смерть” в начале 1990-х была создана опера “Полночный ангел”. Бигл лично написал либретто, а Дэвид Карлсон, композитор из Сан-Франциско, музыку. Мировая премьера состоялась в 1993 г. В постановке приняли участие нью-йоркская Глиммергласс Опера (Glimmerglass Opera), Сент-Луисский оперный театр (Opera Theatre of St. Louis) и Опера Сакраменто (Sacramento Opera).

Рассказ также опубликован:

журнал «Семья и школа», 1995 г., № 7, с. 47-53 (под названием «Приходите, леди Смерть»; перевод С. Ильина);

журнал «Искатель. Украина», 2005 г. № 1 (май-июнь), с. 7-21. Перевод Н. Евдокимовой.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия О. Генри / O. Henry Award, 1965 // Лауреаты

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики
1971 г.
Театр Теней
1991 г.
Чудеса магии
1993 г.
На языке мёртвых
2001 г.
Черный человек. Американская готика. XX век
2003 г.
Фантастические создания
2014 г.
Фантастические создания
2018 г.
Фантастические создания
2018 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, August 1966
1966 г.
(английский)

Аудиокниги:

Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Электронные издания:

Lila The Werewolf and Other Tales
2015 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Prize Stories 1965: The O. Henry Awards
1965 г.
(английский)
New Worlds of Fantasy
1967 г.
(английский)
Step Outside Your Mind
1969 г.
(английский)
The Rhinoceros Who Quoted Nietzsche and other Odd Acquaintances
1997 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
Mirror Kingdoms: The Best of Peter S. Beagle
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный образец магического реализма от Питера Бигла. Браво, Мастер!

Лондон, высший свет, элита знати. Среди них действуют свои порядки, традиции, обычаи. Знатная дама, леди Флора Невилл, всю жизнь давала балы, каждый последующий из которых затмевал по грандиозности предыдущий. И настал момент, когда или иссякла фантазия леди Невилл, или обозначилась граница возможностям того времени, но очередной светский раут грозил обернуться полным провалом, если не удастся так впечатлить гостей, чтобы надолго запомнили и торжество и его хозяйку. Мне кажется, выбор на столь экстравагантном госте леди Невилл остановила, задумавшись над бренностью всего сущего в силу своего преклонного возраста. Она мудро решила закруглиться в зените славы, устроив свой последний званый вечер, призвав на него Смерть. Это необычно, будоражит кровь, вселяет ужас, напрягает нервы. И уж точно запомнится надолго!

Понимала ли эта увядающая старая женщина, глядя на свое кошмарное, «серое лицо запрокинуто, как в приступе удушья”, отражение в зеркале, что Смерть не приходит просто так, пусть даже на самый роскошный из балов? Смерть приходит к умирающим, иначе как куафер, отец умирающей дочери, смог бы передать приглашение... И более чем странно разочарование леди и ее приглашенных опозданием легендарной гостьи. Финал ожидаемый и легко прогнозируемый, но это совершенно не упрощает интригу рассказа.

В произведении много размышлений на тему смерти — это живое существо, человек. Мужчина или женщина? Знатен или беден? Где живет, как выглядит? Кто-то из действующих лиц считает, что Смерть «благородных кровей», живет в престижном районе, выглядит аристократически. Кто-то, наоборот, верит, Смерть настолько далека, что живет среди бедняков в трущобах. И разумеется, выглядит потусторонее существо для каждого по-своему. Солдат на войне видит мрачный образ: «Смерть скачет на исполинском черном коне и носит доспехи такого же цвета. Смерть очень высокого роста, выше любого из смертных». А леди Невилл, например, перед финальным балом кажется, что «Смерть — это женщина, страшная, омерзительная старая карга, по-мужски высокая и сильная.» И в то же время законченному образу леди Смерть писатель придает внешность молодой девушки: приятный глазу, совсем нестрашный, милый, покоряющий сердца.

Человеку свойственно бояться перехода из мира живых в мир мертвых. Но такой чудесный вечер в знатной компании, волшебная ночь танцев, рассвет, полный чарующей мистики, совсем не пугают, а завораживают, обещая новую полную отсутствием скуки жизнь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько же великолепен язык повествования у П.Бигля.После прекраснейшего романа «Последний единорог» и хорошего романа«Песня трактирщика взялся прочитать рассказ «Милости просим,леди Смерть!».Что можно сказать-гениально.Во-первых сама задумка выше всяких похвал,во-вторых повторюсь стиль написания очень сочный и красивый,ну и самое главное персонажи,в таком маленьком произведении автор сумел раскрыть их отлично.Леди Невилл богатая особа преклонных лет всю жизнь провела в богатстве и веселье.Пресытившись одним и тем же она решает пригласить к себе на бал Смерть.Явившись на бал Смерть весело проводит время,танцуя и веселясь.Когда же она собирается уходить с праздника леди Невилл как и все гости просят ее остаться с ними.Плата за это будет жестока,со Смертью играться не стоит.Хочеться сказать,что леди Невилл в конце произведения справедливо будет наказана,ведь так жестоко поступить со своим слугой у которого умирал ребенок может только бесчувственный и черствый человек.Смерть дает это понять леди Невилл превосходно.

Рекомендация: высокая!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лёгкий, ироничный, остроумный рассказ о том, как стареющая, пресыщенная жизнью леди решила пригласить на свой бал саму Смерть. Очаровывая атмосферным повествованием, автор даёт читателю возможность поразмышлять над всегда актуальными вопросами – человечность, жизненные ценности, бедность-богатство, боязнь смерти и, собственно, какова же она?

Мне было очень любопытно, чем же закончится визит такой гостьи и какова будет расплата, ведь Смерть редко уходит ни с чем. Моё любопытство удовлетворено, и я согласилась с выбором Смерти.

Ещё подумалось. Я, читая, нередко примеряю ситуации на себя. После этого произведения захотелось, чтобы, когда случится моё свидание со Смертью,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
леди Невилл передала свои полномочия кому другому)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леди Невилл, которой никто не смел отказать, пресытилась жизнью и в жуткой гордыне пригласила на бал Смерть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И та пришла в образе красивой молоденькой девушки. Смерть решила выбрать своего преемника и им стала сама леди Невилл.
Интересный рассказ о гордыне, черствости, высокомерии, и о том, что надо быть поосторожнее с желаниями, которые могут сбыться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема рассказа интересная, и действительно только от пресыщенности и неумения сопереживать можно пригласить в гости леди Смерть. Финал предсказуем, собственно, автор к нему подводит почти с первых строчек.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть произведения, которые по прошествии времени забываются напрочь, есть произведения, которые помнятся чем-то отдельным – поворотом сюжета или какой-то деталью; а есть произведения, которые запоминаются полностью, кристально и чисто, будто они прочитаны только что. Не всегда это самые великие вещи на свете, но само по себе это определённый высокий уровень. Вот и этот рассказ из той, последней группы. Я помню его досконально, прочитав единожды очень и очень давно. И вот, перечитав снова, стало видно, что он запомнился не случайно. Это великолепный рассказ. Он написан с недюжинным мастерством, с каким-то таким уайльдовским изящество – читать его одно удовольствие. Он прекрасен, этот рассказ, в меру тонок, в меру остёр, глубок, как и полагает быть притче о жизни и о душе. Он сказочен и одновременно реалистичен в этом показе изящной светской жестокости, для которой позвать на бал саму Смерть, лишь способ показать свой размах; для которой умирающий мальчик лишь возможность передать приглашение. И в этом изяществе – холодность и омертвение души, достойные самой Смерти. И вот почему Смерить выглядит здесь прекрасней и очаровательней чем все эти люди, чем всё это блистательное общество, пришедшее посмотреть, как Она явится на бал. Изумительное, прекрасное произведение, достойное множества похвал. В нём действительно есть что-то от сказочной мягкой, но точной насмешки Оскара Уайльда, написанное столь же прекрасным языком и с таким же несомненным мастерством и остроумием. И даже если взять Уайльда этот рассказ, по-моему, был бы на уровне лучших его вещей. Прекрасное произведение, просто прекрасное!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Запоминающийся рассказ. Сама ситуация, когда Смерть приглашают на бал уже необычна. Автор противопоставляет два образа, двух главных героев: леди Невилл и Смерть,причем вторая смотрится более выигрышно. Вообще образ Смерти впечатляет, — она показана юной девушкой, стремящейся отдохнуть от трудов праведных (не сочтите за сарказм). Не каждый кавалер сможет пригласить такую обаятельную девушку на танец, зная кто она есть. В итоге Смерти удалось очаровать присутствующих на бале, и они предложили ей остаться. Вариантов развития финала могло быть несколько: от Смерть прибрала всех к своим рукам, до смерть стала человеком. Бигл выбрал наиболее удачный финал. Рассуждения Смерти в конце рассказа, показывают насколько же она более человечна чем леди Невилл. Пресыщенность приводит к скуке, это факт. Но насколько ж надо быть ненормальным во всех отношениях, чтобы отправить приглашение Смерти с умирающим ребенком! Такое не должно оставаться безнаказанным.

Отличный образец магического реализма от мастера литературного слога. Достоин прочтения.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скучающая престарелая вдова с циничным взглядом на жизнь, флегматичная особа, всё знающая и всеми повелевающая. Нет-нет, это не леди с заглавия рассказа, это всего лишь леди Невилл, знатная дама, решившая задать очередной бал и пригласить необычную гостью.

Автор прекрасно играет на напряжении и сосредоточенности внимания. Вот-вот сейчас произойдёт что-то, читатель ждёт и, действительно, что-то происходит, порой и неожиданно. Атмосфера Лондонского бала с танцами, пересудами, дворецкими да конями с каретами тоже кинематографична. Романтичное видение самых мрачных сторон жизни роднит рассказ с не самыми добрыми сказками Андерсена, а идея пресыщенных и жаждущих новое развлечение напоминает “Ад – это вечность” Бестера.

Самую неожиданную ассоциацию почувствовал в финальном эпизоде с передачей полномочий: история Сола Вайнтрауба и Рахиль — ожидал некое состаривание и омоложение персонажей, превращение леди в младенца.

Красивая притча о той, что не имеет чувств, и выше всех ли делает её это?

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько же равнодушной была леди Невилл, если Смерть сочла её достойной кандидатурой на свое место. Рассказ написан мастером. Показана пресыщенность людей, чья жизнь посвящена поискам развлечений. Ведь не отказались от посещения бала, хотя и боялись.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы стать Смертью, надо устать от человечности и узнать, до чего бессмысленно жить на свете. И относиться к чужой жизни, например, к жизни ребенка, как пустой безделице. Таковы условия.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычный рассказ, пригласить Смерть на свой бал, на это могла решиться только мужественная женщина, которой было действительно скучно. Вот только забыла она и ее гости, что Смерть просто так не уходит.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойная вещица. Понравилась эпикурейская фраза героини: «Секрет моего долголетия прост: я никогда не испытывала скуки» !

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот эта вещь очень понравилась. Тогда насчет смерти не очень то писали, да еще так. Во всяком случае задумаешься, кто что получает по жизни.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

И мне понравилось. Очень необычное описание Смерти, понравилось ее отношение к капитану, человеку не боявшемуся смерти на поле боя и не испугавшемуся ее на балу. Очень обычным показалось и поведение тех, кто хотел, чтобы Смерть ушла, но так и не осмелился ей этого сказать — разве не так происходит обычно и у нас? И ужасная история с бедным парикмахером, у которого умер ребенок — так и не сказано кто — сын или дочь. И в те времена смерть ребенка была обычнейшим явлением и нисколько не вызывала таких последствий, как описано в рассказе, что же на самом деле произошло? Тайна...

Но, как бы там ни было, Смерть явилась на бал, и все ее начали страшно бояться — а чего ради? Вот это другая загадка. И наконец сам выбор новой кандидатуры на место (хотел сказать «должность») Смерти. Все очень обоснованно, и леди Невилл в самом деле наболее подходящая кандидатура, просто про всех остальных мы ничего не узнали, так что выбрать из десятков гостей, собственно, было некого.

А финал — как будет дальше жить леди Невилл, или она превратится во что-то, ведь жить посреди Лондона в своем особняке ей уже нельзя. А бывшая Смерть — что будет с ней? — вот так кусочек жизни, в котором мы не узнали толком начала, просмотрели отрывки середины и ждём теперь неизвестно какой конец — на самом же деле так и бывает всегда.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие пытаются не только дать определение, но и как-то персонифицировать саму Смерть. В основном, получается образ жутко неприятной старухи с косой, которая приходит к тому, кто должен уйти в мир иной. Но иногда встречаются изображения Смерти в других ипостасях, например, в виде мужской особи. У Питеря Бигля образ Смерти вышел и вовсе другим.

В рассказе Бигля Смерть, что удивительно, приходит не по своему усмотрению, а по приглашению, которое прислала богатая дама, которая решила разнообразить светские вечера, ставшие скучными. Конечно, у богатых свои причуды, многие из которых нам не понять. Но приглашение уже отослано, и все собравшиеся ожидают визита гостьи, чья репутация заставляет вставать волосы дыбом, а кожу покрываться мурашками даже у самого стойкого человека...

Рассказ Бигля — это не философия, это такая себе гипотетическо-фантастическая ситуация, у которой может быть масса развязок. Смерть можно бояться, относиться к ней равнодушно, встречать с достоинством или даже восторженно, но заигрывать и играть с ней уж точно не стоит, ибо встреча с таким персонажем одними обнимашками не обойдётся. Тем не менее, как мне кажется, каждый персонаж рассказа, в том числе и леди Смерть, получили то, что хотели, а потому финал кажется совершенно логичным.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх