Генри Каттнер «Сим удостоверяется…»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джеймс Фенвик договорился с дьяволом о бессмертии. В залог дьяволу он отдал кое-что из своих воспоминаний...
Входит в:
— сборник «Ahead of Time», 1953 г.
— журнал «Fantastic, January-February 1953», 1953 г.
— антологию «Beyond the Curtain of Dark», 1966 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики», 1971 г.
— антологию «Мир человека. Выпуск 7», 1977 г.
— антологию «Неделя ужасов», 1992 г.
— антологию «Сатанинская сила», 1992 г.
— антологию «Черный человек. Американская готика. XX век», 2003 г.
- /языки:
- русский (13), английский (6)
- /тип:
- книги (18), периодика (1)
- /перевод:
- Г. Корчагин (2), Д. Литинский (1), К. Сенин (9), В. Тальми (9)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elfy, 4 февраля 2008 г.
С дьяволом заключать договор опасно, потому что он знает истинную цену клиента, а вот клиент надееется обыграть самого циничного и всезнающего.
necrotigr, 6 декабря 2006 г.
Потрясающая, очень неожиданная развязка! Дьявол все-таки соврал: совесть — это не воспоминания, а скорее отношение к ним...
P.S. ИМХО, идею частично позаимствовал Лукьяненко в рассказе «Не спешу»
damira, 22 марта 2008 г.
Мастер есть мастер, с каким сарказмом автор обыграл всю эту историю с дьяволом. Перечитывать обязательно.
NNN, 16 апреля 2007 г.
Еще раз заставляет подумать о том, что с дьяволом шутки и сделки плохи..... Вроде бы все предусмотрел, ан нет!
ZiZu, 14 ноября 2006 г.
Часто мы любим говорить, что у нас нет совести. Но что будет если действительно совесть нас покинет мы не задумываемся.
Blackadder, 15 августа 2010 г.
Мистика с примесью научной фантастики.
Идея: Каждый должен отвечать за свои поступки
Проблема: Заключая договор с дьяволом, уточни все детали, иначе рискуешь жестоко поплатиться.
Конфликт: Фенвик хочет обмануть дьявола, а дьявол – Фенвика.
Сюжет: Фенвик продает дьяволу душу за бессмертие. В залог дьявол забирает у него какую-то часть души (какую – не говорит). Фенвик наслаждается бессмертием, совершая многочисленные грехи, оставаясь безнаказанным, согласно договору. В какой-то момент, Фенвика одолевает безмятежность и он начинает подозревать, что дьявол выманил у него душу авансом. Дьявол возвращает то, что взял. Оказывается, это была совесть. После чего герой в муках совести совершает самоубийство, а дьявол забирает его душу.
Решение конфликта: Дьявол, как всегда, победил.
Вывод. Дьявол знал, что забирать, резонно полагая, что без совести Фенвик сможет натворить множество грехов, принося множество страданий другим людям. И, как только Фенвик решит вернуть себе потерянную часть души, он не замедлит совершить самоубийство. Таким образом, дьявол выигрывал в любом случае. О том, что дьявол забрал именно совесть, догадываешься раньше, чем автор об этом сообщает, и слова автора только подтверждают эту догадку. Не очень понятно, почему Фенвик не расспросил, что именно заберет дьявол – ведь всем известно, что дьявол – отец лжи. Видимо герою, в силу того, что он явная посредственность, не пришло в голову выспросить. Сам виноват. Тем не менее, Фенвик в изображении автора не выглядит таким уж отвратительным. Его даже немного жалеешь, когда дьявол забирает его душу. Видимо, в данном случае читатель осознает тот факт, что имея совесть, Фенвик никогда бы не стал убивать людей. Но, заключив договор, Фенвик сам отдал свою совесть за бессмертие. Виновен? Конечно, виновен. Но чем виноваты те люди, которым он принес столько горя? Фенвик даже раскаяться не успел.
zmey-uj, 15 июля 2008 г.
Каждый наверняка задумывался, чего бы он попросил у дьявола, будь такая возможность. Фенвик бросил довольно смелый вызов Отцу Лжи, но смелость, кажется, единственное его достоинство. Интересно, что же сделает дьявол, когда столкнется с достойным противником? И какой договор тот с ним заключит, может быть, более изящный, чем заключил Фенвик?.. Лучше Фауста пока не придумал никто: там дьявола в конце концов перешустрил Бог.
LYLAGUNA, 16 февраля 2009 г.
Занятный момент: никакой души дьявол не забирает, а только «совесть». Душу человек без совести и сам разрушит.
Пишу «совесть» в кавычках, потому что суть понятия до конца не ясна. По сути дьявол забрал обратную связь с миром на уровне души. Внешняя обратная связь присутствует, но этого не достаточно. Это как «меня восхваляют, но мне не хорошо от этого, мне — никак!».
elent, 13 июня 2006 г.
Самое тяжелое наказание для любого — угрызения его собственной совести.
Nog, 30 июля 2007 г.
Да, наверное, тема не нова, но подана с исключительным изяществом. И да — диалоги очень и очень хороши.
Gourmand, 17 декабря 2014 г.
Странно, во всех (почти) изданиях рассказ напечатан в переводе Сенина и Тальми, я проглядел оба, мне перевод Литинского (Залог) понравился больше. Более понятный, что ли.
Для сравнения:
Л: «Ваше низвержение, как и гибель каждой новой души, помогает мне на миг забыть о собственном падении»
С-Т: «Ваше падение, как и падение каждой новой души, заставляет меня на минутку забыть о своей» ??? о своей душе? У дьявола?
Л: «- Но чтобы не как с Титоном! — потребовал Фенвик. — Я должен сохранить все — молодость, здоровье, внешность, способности...»
С-Т: «- Как не вспомнить Титона! — воскликнул Фенвик. — Я сохраню и молодость, и здоровье, и внешность, и все способности…» — о чём вообще эта фраза? Трудно понять.
Я допускаю, что Литинский «доработал» за автора, а Сенин и Тальми следовали строго тексту, но мне, как читателю, проще читать понятный текст, поэтому книга с переводом С-Т была безжалостно захлопнута.
По сути. Рассказ, безусловно, многогранен. Тема договора с дьяволом — вечна, как и вечны попытки авторов сконструировать ситуации, внешне выигрышные для ГГ. Все ловчат по-своему. И кому-то авторы даже позволяют победить. Но здесь всё серьёзно. Бессмертие, вечная молодость, полная неуязвимость от внешней среды. Конечно, я бы в такой ситуации поступил не как ГГ. С другой стороны, мне бы и не захотелось бессмертия. Ну, не обо мне речь.
Итак, ГГ захотел бессмертия. Но для чего? Вот первый вопрос, который ставит автор. Герой не находит ничего лучшего, чем просто «прожигать вечность». Со всеми вытекающими.
Интересна и концовка с «залогом». Вот, оказывается, где скрывается тот самый необходимый компонент, делающий человека человеком. Напомнило «активное движущее начало» в ОЗ у Стругацких.
Конечно, дьявол схитрил. Шок от изменения восприятия, как я это вижу, и стал причиной «проигрыша в сделке», а вовсе не само наличие компонента. Будь всё на месте с самого начала, возможно, он бы и притерпелся, приспособился к вечной жизни с этим компонентом. А тут раз так! Махом!
Что ж, учтём на будущее.
Хотя, уверен, автор имел в виду другое.
С небольшими натяжками (про адвокатов и суд, скажем, выходит за рамки того, что пожелал клиент), но вполне приличный рассказ.
Ruddy, 27 мая 2009 г.
Рассказом автор показал себя отличным стилистом. Думаю, что не стоит говорить, что произведение есть стилизация продажи души дьяволу, но Каттнер расчленил такое аморфное понятие «душа» и выделил из неё супер-эго. Так читатель смог достаточно чётко и детально проследить за возможной жизнью человека без того самого, которое всегда с нами.
Pupsjara, 6 июля 2007 г.
Дьявол все-равно свое взял. А главного героя совсем не было жалко, за то, что он натворил и души его было мало.
ivanov, 26 августа 2006 г.
Рассказ на очень популярную тему. Получилось неплохо, вещь запоминается, но по-сути, ничего особенного.
god54, 30 августа 2013 г.
А что такое совесть? А что такое моральные нормы поведения? А что такое раскаяние? Не верю я в то, что у кого-то, у кого нет моральных устоев, что-то может проснуться. Все эти посредственности живут только одним — продавая свою душу вышестоящему начальнику, власти и получая взамен то, что они хотят, придет время получат и бессмертие. Их не тревожит ничто кроме собственного благополучия, им никогда не будет скучно, им всегда всего мало. А в итоге автор предложил хороший рассказ, который хотя бы эмоционально должен заставить читателя взглянуть на мир иными глазами.