fantlab ru

Виктор Лебедев «Метро 2035: Черноморье»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2035: Черноморье

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Где только не пытались выжившие наладить подобие жизни...

Бункеры, туннели, степи и горы. Водная стихия не осталась без попыток обустроиться и на ней.

Черноморье — микрогосударство из нескольких севших когда-то на мель посудин. Но уединиться посреди моря его жителям не удастся. Тайная Канцелярия поручает одному из лучших киллеров-профи добраться до лидера Черноморья. А дальше настает черед стихий — природной и человеческой. Их мощь и напор завораживают до самой последней страницы...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 217

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3020 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Превосходная книга Вселенной, 2019 // 2 место

Номинации на премии:


номинант
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучший злодей. Кардинал

номинант
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Натуралист

номинант
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль. Ган

номинант
Превосходная книга Вселенной, 2019 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль. Надя


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Черноморье
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу с автографом и пожеланиями подарил мне в прошлом году сам автор, за что ему ещё раз моя большая благодарность. Но вот прочтение романа я постоянно откладывал в силу разных причин и добрался до него лишь недавно. Что ж, вчера вечером я перелистнул последнюю страницу «Черноморья», а сегодня расскажу вам о своих впечатлениях. Итак... Поехали!

Начнем, пожалуй, как всегда, с сюжета. И здесь роман можно условно разделить на три части.

Первая треть книги – это завязка истории. Сюжета здесь практически нет, а упор идет в основном на описание устройства Черноморья и на знакомство с его обитателями. Главный герой, которого подобрали после шторма черноморцы, потерял память. И на протяжении всей завязки он пытается вспомнить, кто же он такой. А происходит это при помощи неких видений, посещающих его время от времени и показывающих эпизоды из его прошлого. В принципе, никаких особых претензий к этой части романа у меня нет, единственное, на месте Виктора я бы не стал растягивать её аж на целую треть романа и сократил хотя бы на пару глав (та же часть про Улей, на мой взгляд, абсолютно лишняя), а то к концу завязки мне уже было откровенно скучно, не хватало развития сюжета, какого-то действия.

Вторая треть романа – полная противоположность завязке. Именно в ней как раз сконцентрирован практически весь сюжет, поэтому она и стала для меня самой интересной частью книги. А также она содержит главный плюс романа – главы на лайнере «Азов», которые я без преувеличения могу назвать лучшим хоррором среди прочитанных книг ВМ. Когда я читал этот эпизод, мне действительно было очень жутко! Виктор правильно сделал, оставив тайну тайной, не пытаясь как-то объяснить происходящее на «Азове». Ведь пугают-то не всякие монстроуроды и кровькишки, точнее, не только они. А пугает неизвестность. И с этим автор попал в точку, подарив мне полтора часа интересного и действительно страшного хоррора.

А вот последняя треть... Самое скучное путешествие из точки «А» в точку «Б», которое я когда-либо видел. Что делают в этой части герои? Едут. Едут. Едут. Едят. Едут. Спят. Едут. Стреляют. Едут... Интересно, не правда ли? Вот и я так думаю. Ну серьезно. Пока они движутся, не происходит НИЧЕГО! Ни одного сюжетного поворота, ни одной интересной встречи (за исключением старика в Волгодонске, но о нем позже). НИ-ЧЕ-ГО. И у меня возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужно было в таком случае всё это «роад-муви» описывать? Также именно эта часть содержит, на мой взгляд, больше всего каких-то логических неувязок, а местамии вовсе абсурдных с точки зрения здравого смысла моментов. Но это все было бы в принципе терпимо, хоть и с натяжкой, если бы не одно «НО», и имя ему – Финал... Я чуть выше сказал, что третья часть лишена каких-либо сюжетных поворотов. Так вот, я немного слукавил: финальный твист в романе все же есть. Но лучше бы его не было... Настолько тупой, нелогичной и попросту абсурдной концовки, противоречащей чуть ли не всему, что было до этого, я ещё не видел. Когда я читал этот эпизод, мне, натурально, было стыдно за происходящее на страницах. До этого момента роман для меня был хоть и далеко не идеальным, но все же читабельным, но финал забил последний гвоздь в крышку его гроба.

И уже этого мне было бы достаточно, чтобы включить «Черноморье» в список худших прочитанных книг в серии, но это ещё не все. Персонажи.

Да, здесь все не настолько плохо, как с сюжетом, но и не сильно лучше. Герои в романе абсолютно не раскрыты – ни главные, ни второстепенные. Они абсолютно не запоминаются, не вызывают каких-либо эмоций, за них не хочется переживать. Проще говоря, они остались для меня чужие. Больше всего, конечно, было обидно за команду разведчиков, отправившихся на «Азов» – вот где развернуться-то можно было. Одна Инга со своим «сильнонезависимым» характером и социопатией чего стоит – я до самого конца ждал, что вот сейчас автор расскажет её историю, чтобы я, читатель, мог проникнуться переживаниями героини. Но нет. И это грустно. Ах, да, больше всего доставил мат из уст персонажей: герои «Черноморья» ругаются как десятилетние дети. Когда слышишь от них мат, становится просто смешно. Вообще, конечно, такая проблема есть не только в этой книге. В той же «Воскрешая мертвых» ситуация было не лучше, но там было мата поменьше, поэтому не так заметно. А здесь же персонажи ругаются регулярно, поэтому такие вот «детские» матюги режут глаз.

Но есть и два лучика света в этом царстве серости и картона.

Первый запоминающийся герой – Сергеич. Он очень напоминает Кулибина из «Злого Пса» и имеет действительно яркий образ и хорошо прописанные диалоги. Пожалуй, единственный персонаж, которому мне действительно хотелось сопереживать. Одно жаль: появляется он в романе совсем ненадолго – буквально на половину главы.

Второй достаточно интересный персонаж – это тот самый заикающийся старик из Волгодонска. Он также имеет свой образ и очень подкупает своими немного наивными речами. Очень понравилось, как он проводил главным героям своеобразную экскурсию по городу. Но, увы, и он присутствует в книге лишь в одной главе.

Также в романе встречается персонаж, знакомый некоторым читателям по предыдущей книге Виктора «Летящий вдаль» – Ямаха. Для меня, не читавшего ЛВ, он никакого особого интереса не представлял – обычный эпизодический герой – но, думаю, для кого-то это станет приятной отсылкой.

Буквально пару слов про язык автора.

Читается книга без каких-либо сложностей. Да, в первых главах встречались фразы, режущие глаз, но потом они то ли пропали, то ли я просто к ним привык. Также отмечу практически идеальную вычитку романа в плане ошибок: за всю книгу мне встретились лишь несколько пропущенных запятых и один раз две точки вместо одной.

Что ж, надо подводить какой-то итог. Как бы мне не было грустно, но роман мне абсолютно не понравился: неинтересный сюжет, серые незапоминающиеся герои и ужасный финал. И даже отличные «хоррорные» главы не смогли улучшить мои впечатления от книги. Поэтому я оцениваю «Черноморье» как один из худших прочитанных мной романов во «Вселенной метро» и совершенно не рекомендую к ознакомлению.

А на этом все. До новых встреч!

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дитя тумана»

Рецензия на «Метро 2035: Черноморье» Виктора Лебедева

Казалось бы, ещё недавно читательская аудитория «Вселенной Метро 2033» негодовала по поводу неожиданного распределения мест на официальном голосовании ЛКВ-2015. Тем не менее, поклонники Виктора Лебедева остались верны ему и стали терпеливо ждать третий роман.

Шли годы. Давно стало понятно, что «Черноморье» не выйдет столь скоро после «Летящего вдаль», как это было с ним самим — всего чуть больше, чем через год после «Рождённых ползать». И вот, под конец 2018 года стало известно: роман не только скоро доберётся до читателей, но и присоединится к «Вселенной Метро 2035»!

Удивительное дело: «Черноморье» не первый роман-продолжение, переброшенное из классической серии в премиум. Однако первое, что происходит в 2035 году! История с самого начала выглядит самостоятельной. Новый главный герой, новые локации, новые времена. Признаться честно, пока Ган не стал ловить флэшбеки, мне казалось, что перед нами вновь предстал Ямаха. Впрочем, бойкий байкер ещё покажет себя ненадолго, однако произойдёт это далеко не сразу.

Виктора Лебедева я чаще ругаю, чем хвалю. Стать его верным поклонником я так до конца и не сумел. И всё же он умеет здорово писать. Не все эпизоды получаются на уровне, но исключительно с моей точки зрения. Вот и начало «Черноморья» меня не особо впечатлило. Затем пошла череда событий, напоминавших мне те или иные книги проекта. Где-то получилось совпадение, где-то автор вполне мог сделать отсылку, как в случае с КДСМ Дмитрия Манасыпова… да и вообще, я не считаю вторичность чем-то предосудительным. Каждый автор волен взять какой-то элемент и обыграть его, но по-своему. А если он до этого элемента додумался сам, то повторение совсем маловероятно.

Собственно, веду я к тому, что главный герой, аки Давид из «Красного варианта» Сергея Недоруба, который Виктор не читал как минимум при работе над собственным текстом, появляется как бы из ниоткуда с отшибленной памятью. Правда, таких же странностей, как с Давидом, автор не роняет на голову своего протагониста, и вскоре мы постепенно начинаем узнавать всё больше о Гане, пока не узнаём его целиком. И он себя — тоже.

Почему-то меня не обрадовало так сильно, как я сперва ожидал от самого себя, что герой возвращает себе память. Вроде, всё без сучка без задоринки, а не хватило той сюжетообразующей роли, какую обычно уделяют амнезии другие авторы. Это не хорошо и не плохо, просто не легло на мои представления. Кому-то ещё может показаться иначе.

Повествование ведётся от третьего лица, за исключением флэшбеков. Как только оно удаляется от Черноморья, оно, с моей точки зрения, начинает набирать обороты, приобретать сок и, наконец, смягчает даже мой сложившийся скептичным настрой. Правда, так получается, что единственный персонаж, кого мы толком узнаём, — это сам Ган. Я всё ожидал, когда автор возьмётся раскрывать образ Нади, спутницы протагониста. Финал дал объяснение принятому решению и весьма удивил, я предполагал отчасти противоположный исход… Однако другие персонажи, что встречаются по ходу дела, остаются столь же чисто функциональными, как и Надя. Их раскрытие минимально, несмотря на безграничные возможности повествования от третьего лица. То есть они, конечно, живые, но какие-то замкнутые все. Неудивительно, что Ган бо́льшую часть времени разочарован в людях!

Подводя итог прочитанному циклу, должен отметить, что Виктор может писать хорошо, залихватски, закрученно, увлекательно, и всё-таки меня его тексты до конца захватить не смогли. Скорее всего, в этом плане я составляю исключение, ведь романы Лебедева берут тем, что они дышат простором, а некоторые сцены достойны воплощения если не на больших или малых экранах, так хотя бы в компьютерной игре. А ещё «Черноморьем» Виктор вернул в виде камео персонажа, которого я и не чаял увидел, и это меня обрадовало! Уверен, автор продолжит совершенствоваться и впредь.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх