FantLab ru

Клайв Стейплз Льюис «Нарния»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.37
Голосов:
1840
Моя оценка:
-

подробнее

Нарния

Narnia

Другие названия: Хроники Нарнии

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В этом цикле читатель знакомится с волшебным миром Нарнии, миром, в котором действует волшебство, миром, в котором животные разговаривают, миром, в котором живут удивительные существа, миром, в который могут попасть только дети.

Содержание цикла:

8.03 (1725)
-
32 отз.
8.31 (2216)
-
46 отз.
7.94 (1559)
-
22 отз.
8.10 (1620)
-
17 отз.
8.21 (1513)
-
22 отз.
7.97 (1347)
-
13 отз.
8.23 (101)
-
1 отз.
7.97 (1351)
-
37 отз.
8.00 (11)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Лев, Колдунья и платяной шкаф
1978 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
1978 г.
Принц Каспиан или возвращение в Нарнию
1990 г.
Хроники Нарнии
1991 г.
Конь и его мальчик
1991 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
1991 г.
Нарния 1
1991 г.
Племянник чародея
1991 г.
Покоритель Зари, или Плавание на край света
1991 г.
Последняя битва
1991 г.
Серебряное кресло
1991 г.
Серебряное кресло
1991 г.
Сказочные повести
1991 г.

1992 г.
Сказки старой Англии
1992 г.
Сказки английских писателей
1992 г.
Конь и его мальчик
1992 г.
Лев, колдунья и платяной шкаф
1992 г.
Нарния
1992 г.
Нарния 2
1992 г.
Нарния: Принц Каспиан. Плавание
1992 г.
Племянник чародея
1992 г.
Племянник чародея
1992 г.
Последняя битва
1992 г.
Принц Каспиан
1992 г.
Принц Каспиан
1992 г.
Хроники Нарнии
1992 г.
Хроники Нарнии. В двух частях. Часть 1
1992 г.
Хроники Нарнии. В двух частях. Часть 2
1992 г.

1993 г.
Сказки Англии
1993 г.
Племянник чародея
1993 г.
Покоритель зари Серебряный трон
1993 г.
Путешествие
1993 г.
Хроники Нарнии
1993 г.
Переводная словесность, часть 1. Фата Моргана и остров Сальткрока
1996 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 5
1999 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1999 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
2000 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
2000 г.
Хроники Нарнии. Книга 1
2000 г.
Хроники Нарнии. Книга 2
2000 г.
Хроники Нарнии
2001 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
2002 г.
Хроники Нарнии
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 4 (К – Л)
2003 г.
Хоббит, или Туда и обратно. Племянник Чародея. Страна Оз
2003 г.
Письма Баламута. Расторжение брака. Мерзейшая мощь. Из цикла
2004 г.
Хроники Нарнии
2004 г.
Хроники Нарнии
2004 г.
Хроники Нарнии. Том 1
2004 г.
Хроники Нарнии. Том 2
2004 г.
Хроники Нарнии. Том 3
2004 г.
Хроники Нарнии (7 историй)
2005 г.
Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф (книга по фильму)
2005 г.
Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф (книга по фильму)
2005 г.
Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф (книга по фильму)
2005 г.
Антология мировой фантастики. Том 10. Маги и драконы
2006 г.
Хроники Нарнии
2008 г.
Хроники Нарнии. Принц Каспиан
2008 г.
Хроники Нарнии. Принц Каспиан
2008 г.
«Покоритель Зари», или Плавание на край света
2010 г.
«Покоритель Зари», или Плавание на край света
2010 г.
Конь и его мальчик
2010 г.
Конь и его мальчик
2010 г.
Лев, колдунья и платяной шкаф
2010 г.
Лев, колдунья и платяной шкаф
2010 г.
Племянник чародея
2010 г.
Племянник чародея
2010 г.
Последняя битва
2010 г.
Последняя битва
2010 г.
Принц Каспиан
2010 г.
Принц Каспиан
2010 г.
Серебряное кресло
2010 г.
Серебряное кресло
2010 г.
Хроники Нарнии
2010 г.
Хроники Нарнии. Покоритель зари
2010 г.
Хроники Нарнии. Покоритель зари
2010 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
2011 г.
Хроники Нарнии. Начало истории
2011 г.
Хроники Нарнии. Последняя битва
2011 г.
Хроники Нарнии: Начало истории
2013 г.
Хроники Нарнии: Последняя битва
2013 г.
Лев, Колдунья и Платяной шкаф
2014 г.
Хроники Нарнии: Начало истории. Четыре повести
2014 г.
Хроники Нарнии: Последняя битва. Три повести
2014 г.
«Покоритель Зари», или Плавание на край света
2015 г.
Конь и его мальчик
2015 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
2015 г.
Племянник чародея
2015 г.
Последняя битва
2015 г.
Принц Каспиан
2015 г.
Серебряное кресло
2015 г.
Племянник чародея
2017 г.
Хроники Нарнии
2017 г.
Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и платяной шкаф. / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch, and the Wardrobe
2017 г.

Периодика:

Протей
2006 г.

Аудиокниги:

Хроники Нарнии 2 (аудиокнига МР3)
2004 г.
Хроники Нарнии 3 (аудиокнига MP3)
2004 г.
Хроники Нарнии: Племянник чародея. Последняя битва (аудиокнига MP3)
2004 г.
Хроники Нарнии. В 7 книгах. Книга 1. Племянник чародея (аудиокнига MP3)
2007 г.
Хроники Нарнии. В 7 книгах. Книга 2. Лев, Колдунья и платяной шкаф (аудиокнига MP3)
2007 г.
Хроники Нарнии. В 7 книгах. Книга 3. Конь и его мальчик (аудиокнига MP3)
2007 г.
Хроники Нарнии. В 7 книгах. Книга 4. Принц Каспиан (аудиокнига MP3)
2007 г.
Хроники Нарнии. В 7 книгах. Книга 7. Последняя битва (аудиокнига MP3)
2007 г.
Серебряное кресло
2010 г.
«Покоритель Зари», или Плавание на край света
2011 г.
Конь и его мальчик
2011 г.
Лев, Колдунья и платяной шкаф
2011 г.
Племянник чародея
2011 г.
Последняя битва
2011 г.
Принц Каспиан
2011 г.
«Покоритель Зари», или Плавание на край света
2013 г.
Последняя битва
2013 г.
Принц Каспиан
2013 г.
Серебряное кресло
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Young Magicians
1969 г.
(английский)
The Lion, the Witch and the Wardrobe
1998 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia
2001 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian
2002 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Horse and His Boy
2002 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Magician's Nephew
2002 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Silver Chair
2002 г.
(английский)
The Last Battle
2002 г.
(английский)
The Lion, the Witch and the Wardrobe
2002 г.
(английский)
The Magician's Nephew
2002 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian
2003 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Last Battle
2003 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Silver Chair
2003 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Voyage of the Dawn Treader
2003 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Last Battle
2005 г.
(английский)
The Horse and His Boy
2005 г.
(английский)
The Voyage of the Dawn Treader
2005 г.
(английский)
Хроніки Нарнії. Кінь та його хлопчик
2006 г.
(украинский)
The Chronicles of Narnia
2008 г.
(английский)
Хроніки Нарнії. Принц Каспіан
2008 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Срібне крісло
2008 г.
(украинский)
Chronicles of Narnia. The Voyage of the Dawn Treader
2009 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia. The  Magician's Nephew
2009 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia. The Lion, the Witch and the Wardrobe
2009 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: Prince Caspian
2009 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Last Battle
2009 г.
(английский)
The Chronicles of Narnia: The Silver Chair
2009 г.
(английский)
The Horse and His Boy
2009 г.
(английский)
Хроніки Нарнії. Лев, Біла Відьма та шафа
2012 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Морські пригоди «Зоряного мандрівника»
2013 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Принц Каспіан
2013 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Кінь і його хлопчик
2014 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Небіж чаклуна
2014 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Остання битва
2014 г.
(украинский)
Хроніки Нарнії. Срібний трон
2014 г.
(украинский)
Лев, Біла Відьма і шафа
2016 г.
(украинский)
Небіж чаклуна
2016 г.
(украинский)
Хронікі Нарніі. Пляменнік чараўніка
2016 г.
(белорусский)
Хроніки Нарнії
2017 г.
(украинский)
Хронікі Нарніі. Леў, Вядзьмарка і гардэроб
2018 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лев, Колдунья и Платяной шкаф была одной из первых фэнтезийных книг, которую я прочитал сам. И сколько бы не слагали хвалебные оды дедушке Толкину, произведение его друга, дедушки Льюиса, мне понравилось больше. Признаюсь, в том же возрасте мне давали и Властелина Колец, но не пошел он у меня, по каким-то своим мистическим причинам, коих я уже и не помню, так не идет и до сих пор.

Не скажу, что у Нас с Нарнией была любовь с первого взгляда. Очень уж чужды были для меня тогда эти фавны, гномы и чудесные волшебные миры, что поджидают вас за любой закрытой дверью, в том числе и дверью шкафа. Но потом все пошло как-то само собой. Я целый день просидел уткнувшись носом в книжку, с трепетом ожидая финала этой истории. С тех пор у меня какое-то особое отношение... нет, не к фэнтези, как это принято сейчас называть, а к Сказкам. Ведь это только сейчас сказки для детей, а раньше были для всех возрастов, правда при этом отличались по содержанию. Но это отдельный разговор, которому сейчас не время и не место.

Я думаю, ни для кого не секрет, что все мы растем. И с возрастом меняемся не только сами, но и наше восприятие мира. Сказывается это так же и на отношение к книгам. Некоторые, прочтенные нами ранее, кажутся уже не такими интересными и увлекательными как раньше, другие же раскрываются как бутон розы, становятся ярче и многограннее. Я понимаю, что на вкус на цвет все фломастеры разные, но лично для меня «Хроники» относятся как раз ко второму типу.

Прошло приблизительно десять лет, с тех пор как я прочитал их первый раз, и сейчас закрывая книгу, я осознаю, что сам изменился достаточно сильно, а соответственно изменилось и мое отношение к книге. Раньше для меня Нарния была удивительно красивым и добрым миром. Миром, где правят добро, справедливость и Аслан. Сейчас же мне кажется, что Нарния это не мир, это Мечта о мире! И пускай многим кажется, что она слишком наивна, но ни это ли основное свойство мечты. Быть может смысл жизни человека как раз и должен заключаться в том, чтобы мечтать о чем-то добром, возвышенном, бесконечно прекрасном, и не только мечтать, но и дарить эту мечту другим.

Многие попрекают Льюиса в излишней популяризации Библии и христианском морализаторстве, но я больше чем уверен, что для многих это скорее самоубеждение, поскольку сейчас уже доподлинно известно, что за основу Нарнии были взяты Библейские мотивы. А раньше все читали, и никто особо не обращал на это внимание. Да и вообще, что в этом такого? Неужели книга учит вас (или ваших детей) чему-либо плохому? Или для вас любить свою страну, друзей, родных и веру это что-то необычное? При этом прошу заметить, что я не настолько ревностный христианин, что бы с пеной у рта защищать любой религиозный догмат. Ношу крестик, иногда хожу в церковь, не исключаю возможность что там, на верху, все же кто-то есть и считаю, что жить по совести будет не лишним.

В довершение хотелось бы сказать, что я был бы очень рад, если бы мои дети прочитали эту книгу сами или слушали, как читаю я. Интересно, какие мысли вызовет у меня эта книга тогда…

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Клайв Степлз Льюис «Хроники Нарнии».

«Хроники Нарнии» — это в первую очередь искусно созданный сказочный мир. Многие видят в книгах Льюиса некий подтекст, которого порой там нет вовсе, другие принимают желаемое за действительное, но тем не менее все находят в его книгах что-то свое, близкое каждому по духу, что-то, с чем потом не расстанется и к чему будет возвращаться на протяжении всей жизни. История о Нарнии никого не оставит равнодушным.

Это очень многогранное повествование. На поверхности лежит традиционный для фэнтези смысл: борьба Добра и Зла, тема любви и дружбы, верности и предательства, становления личности в какой-то мере. Но по большому счету это сказка, написанная для детей. Льюису удалось создать удивительный, красивый и поэтичный мир. Он дает возможность каждому читателю заглянуть в него через щелку в платяном шкафу.

Время и пространство здесь организованы по-особому. Обратим внимание на время написания книг и на порядок, в котором их следует читать. В литературе нередок прием, когда хронологическое написание книг, частей книги не совпадает с рекомендуемым порядком чтения.

Сравним порядок чтения и время написания частей «Хроник Нарнии»:

Порядок написания Порядок чтения

Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950) Племянник чародея (1955)

Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951) Лев, Колдунья и Платяной шкаф (1950)

Покоритель зари, или Плавание на край света (1952) Конь и его мальчик (1954)

Серебряное кресло (1953) Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию (1951)

Конь и его мальчик (1954) Покоритель зари, или Плавание на край света (1952)

Племянник чародея (1955) Серебряное кресло (1953)

Последняя битва (1956) Последняя битва (1956)

Читая в порядке написания, довольно сложно уловить суть семикнижия, поэтому издаются книги в порядке чтения – по хронологии развития событий в Нарнии.

История Нарнии – от сотворения до гибели – занимает две с половиной тысячи лет по нарнийскому летоисчислению и всего полстолетия по привычному нам. Два мира, два пространства, которые пересекаются в различных точках и плоскостях. В Нарнию ведут разные пути: одни попадают сюда через Лес-между-мирами, другие при помощи платяного шкафа – некоего портала между нашим миром и миром Нарнии, третьи откликаются на зов Аслана, четвертые вдруг оказываются на картине.

В «Хрониках» география имеет реальное основание. Считается, что Льюис оновывал свое описание мира Нарнии на базе пейзажей гор Моне – Графство Давн, расположенное в Северной Ирландии, а так же на описании Италии – город Нарния (современный Нарни) описывается еще у в «Истории Рима» Тита Ливия.

Сама же по себе Нарния невелика, но мир построен по законам фэнтезийного жанра.

От западных гор до восточного побережья можно добраться за пару дней. В Нарнии нет больших городов, за исключением Кэр-Параваля, возвышающегося у того места, где река Беруна впадает в океан. Нарнией правит древняя династия людей. Мир населяют фантастические существа: говорящие звери, фавны и сатиры, дриады и наяды, гномы, нимфы, кентавры – типичные жители мира фэнтези. Самостоятельное творения Льюиса, пожалуй, только квакли-бродякли – унылые жители болот. В целом мир Нарнии гармоничени красочен.

К югу от Нарнии расположены горы, где раскинулась дружественная Орландия, которой правит боковая ветвь династии Кэр-Параваля. К востоку находятся острова, на каждом из которых свое чудо. За островами расположен край света, где океан низвергается в бесконечность величественным и стремительным водопадом. А там, за пределами Нарнии расположена цветущая страна Аслана, из которой он приходит в тяжелые для нарнийцев времена.

Окружена Нарния воинственными и могущественными соседями. К югу от орландских гор, за пустыней раскинулась империя Тархистан, где правят властолюбивые тарханы, поклоняющиеся жестокой богине Таш. Они регулярно пытаются захватить Нарнию и поработить ее жителей.

На западе лежит Тельмар, основанный пиратами. На севере раскинулся Эттинсмур – страна великанов. Из их главного замка Харфанга можно попасть в Подземье – страну гномов, край пещер и подземных коридоров.

Мир Нарнии богат и разнообразен. Многие образы отсылают нас к реалиям нашего мира. В частности прослеживается устойчивая христианская линия. Многие называют «Хроники Нарнии» метафорическим изображением истории христианства. Это доступно написанная история о Творце и творении, о создании мира, о прощении, о вине и искуплении, о христианской любви к ближнему, о Добре и Зле. История поучительна, но лишена навязчивого морализаторства. Она читается легко и непринужденно.

Сквозной образ – образ льва Аслана. Это воплощение мощи, энергии, знания и силы и в то же время — любви, добра, понимания и прощения. Во многих религиях образ льва отсылает в Богу, выступает его символом. Аслан приносит себя в жертву, чтобы спасти Нарнию, так Иисус принес себя в жертву ради спасения мира и воскрес, ибо сам был невиновен. Также появляется здесь и Древо Познания – яблоня, с которой Поли и Дигори срывают плод, чтобы выросшее из него дерево хранило Нарнию, а Джедис съедает яблоко ради своей выгоды, что, впрочем, счастья ей не приносит.

Появление Нарнии вызывает в памяти библейский миф о сотворении мира. Нарния рождается по воле Аслана, пробуждающего ее своей песней: «Нарния, Нарния, Нарния, встань! Потоки, обретите душу! Деревья, ходите! И все любите друг друга». Разделяются суша и море, растут деревья, появляются звери и птицы, которым Аслан дает разум и дар речи. Первыми королями Нарнии становятся сын Адама и дочь Евы. Не напоминает ли это райские сады Эдема? Нарния – благословенный, гармоничный край. Однако люди, пусть и невольно, привели сюда Зло и обрекли тем самым Нарнию на борьбу и в конечном итоге гибель, когда от этого Зла стало невозможно избавиться.

В истории Нарнии метафорически пересказываются основные моменты истории христианства. Первая книга, «Племянник чародея» — о Боге, о Творении и появлении Зла. Вторая, «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — о жертвенности ради спасения мира, об искуплении, о прозрении. Это само Евангелие – рассказ об искуплении через смерть и о воскресении невинной души. Третья часть, «Конь и его мальчик», рассказывает о преоде, когда христианство было под угрозой ислама. Четвертая, «Принц Каспиан», — о доверии и вере в невидимого Бога, на которой основана Церковь. В пятой книге, «Покоритель зари, или Плавание на край света», изображается эпоха географических открытий и возможности, которые открывались перед мореплавателями, это рассказ о таинстве Евхаристии и о литургии. Шестая, «Серебряное кресло», — о необходимости соблюдения церковного канона. И наконец, в седьмой, «Последняя битва», изображается гибель мира, апокалипсис, обретение Царства Небесного, в которое попадут лишь истинно верующие и достойные.

Так же довольно четко обрисовывается антагонизм христианства и ислама. Это ярко выражено на примере изображения тархистанцев как темнокожих людей, носящих тюрбаны и заостренные ботинки, вооруженных ятаганами, поклоняющихся жестокому богу. Тархистан похож на Османскую империю, ее жители изображаются как сарацины, а нарнийцы в свою очередь как крестоносцы, как праведники.

Как бы то ни было, какой бы подтекст ни имел этот цикл книг, «Хроники Нарнии» есть и будут доброй сказкой, традиционным фэнтези, так любимым многими. Это сказка, повествующая о простых истинах, давно известных каждому ребенку, но любой человек вне зависимости от пола, расы и возраста откроет свою Нарнию, познает свой мир сказки и не останется равнодушным к существам, населяющим этот мир, к детям, этот мир спасающим, к Аслану, этот мир создавшему. Это аллегорическое изображение нашего мира только в более простой и утрированной форме, но тем не менее достаточного узнаваемого.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спустя многие годы я очень рад, что прочёл этот цикл повестей в детстве. Именно это позволяет с большой теплотой и чувством ностальгии вспоминать о них. Это было начало 90-х, эпоха жуткой разрухи. Не гражданская война, конечно, но то время вспоминается теперь исключительно в серых тонах. Поэтому тоненькие, в мягкой и яркой обложке книжки симферопольского издательства «Вариант», украсившие собой прилавки киосков Союзпечать по всей южной Украине стали для моих друзей и одноклассников большим подарком. Охо-хо, мы читали их на уроках, на переменах, в продлёнках и конечно, как водится, под одеялом с фонариком, обмениваясь, выклянчивая, упрашивая родителей купить хоть одну.

Видимо дело в том, что мы выросли исключительно на советской детской литературе. Поймите меня правильно, я до сих пор считаю, что дополненная многими лучшими произведениями зарубежных авторов, эта литература была и остаётся лучшей в мире. Лучшей, но не всеобъемлющей. Множество русских, украинских и других сказок народов бывшего СССР, Волков, Андерсен, братья Гримм, Астрид Линдгрен — это всё потрясающе. Но Карлсон, Змей Горыныч, Кот в сапогах, Иван-царевич, Котигорошко, Элли и Тотошка, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Винни-Пух и многие другие — все они сформировали некую культурную сферу знаний, ощущений, понятий, любимых историй, предпочтений и ожиданий. И тут, на стыке между двумя возрастами, когда ты уже не совсем ребёнок, но ещё не вполне подросток, эта сфера соприкоснулась, сопряглась (привет пану Анджею!), столкнулась с другой сферой. Её можно несколько условно описать как клубок кельтской и не только мифологии, совсем другого стиля изложения и многих непривычных и жутко интересных вещей. Как результат — взрыв! Мы читали эти книги взахлёб, в том порядке, в котором они попадали нам в руки, перечитывая многократно в течении нескольких дней. На нас обрушились дриады и единороги, кентавры и великаны, гномы и нимфы, фавны и грифоны. Нам рассказали о пророчествах и предначертаниях, волшебном оружии. Мы стали свидетелями великих событий, походов и приключений, побывали в разных уголках чудесного, по настоящему волшебного мира.

В силу возраста незамеченными и непонятыми остались многочисленные религиозные параллели и аллегории, смягчён, практически полностью сглажен архаично-консервативный стиль повествования. Повзрослев, приобретя определённый багаж знаний и перечитав «Хроники Нарнии», прежнего удовольствия я уже не ощутил. Но помня великолепные ощущения детства, которые сродни фейерверкам и сменяющимся узорам в калейдоскопе, я ставлю этому циклу высокую оценку.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С «Хрониками Нарнии» я познакомился еще в детстве, правда, почему-то только со «Львом, Колдуньей и Платяным шкафом». Тогда это была интересная сказка, которая отличалась от прочих только объемом, а содержание казалось обычным и не особо примечательным. Уже значительно позже, после первой голливудской экранизации, я прочитал все книги цикла И был приятно удивлен смешением различных мифологий, религиозных мотивов, да и самой концепцией мира Нарнии.

1) «Племянник чародея» — рассказывает о возникновении Нарнии и о попадании в этот мир зла. Это первая история по хронологии и одна из трех, которые понравились мне больше всего. Возможно это от того, что всегда приятно увидеть рождение известного и приглянувшегося тебе мира.

2) «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — сказка о том, как четверо детей попадают в волшебную страну, вступают в битву со злой колдуньей и конечно же побеждают. Забавно, но сейчас я могу эту историю прочитать быстрее, чем кончится ее экранизация.

3) «Конь и его мальчик» — вбоквел, который стоит рассматривать скорее как самостоятельное произведение, т.к. особую роль в цикле он не играет.

4) «Принц Каспиан». Герои повзрослели, еще чуть чуть и кое-кто больше не сможет вернуться в Нарнию... Но а пока, все прежняя четверка детей вновь призывается в Нарнию, чтоб разрешить очередные проблемы, а именно: помочь принцу Каспиану занять свой по праву престол.

5) «Покоритель Зари, или Плавание на край света» — вторая история, которая понравилась мне больше прочих. На этот раз в Нарнию смогли перенестись лишь самые младшие из героев вместе со своим кузеном. События отходят от сказочности все дальше, перед нами уже полноценный фэнтезийно-приключенческий роман, наполненный чудесами, неведомыми землями и поразительными открытиями.

6) «Серебряное кресло». На этот раз в Нарнию переносятся только кузен главных героев из первых частей и его одноклассница. Концепция схожа с «Покорителем Зари...», правда теперь вместо морских путешествий нас ожидают приключения на суше, а точнее на севере, населенном великанами.

7) «Последняя битва» — последняя история о Нарнии вообще и последняя, которая понравилась мне сильнее прочих. Именно в ней нам показан конец этого замечательного мира, именно здесь все персонажи собираются вместе и именно здесь читатель впервые задается вопросом, а точно ли сказку он читал? Седьмая часть «Хроник...» выводит весь цикл на новый уровень и на довольно таки сильной ноте прощается с читателями, которые за прошедшие 7 книг наверняка повзрослели и им уже не так нужны сказки как раньше. Однако же, если кто-то захочет в эту страну вернуться, то никаких проблем: в данном случае дверь и обложка книги суть одно.

Оценка: 7
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое знакомство с Нарнией началось весьма интересным образом. Когда в первом классе учительница читала всему нашему классу это сказочное и глубокое произведение, то я погружался в какой-то иной мир, полный чудес и превращений. Как оказалось я был в классе единственным кого Нарния действительно по-настоящему заинтересовала. Прочитав несколько глав и обнаружив, что мои одноклассники откоровенно скучают, Наталья Валерьевна (моя учительница) свернула эти литературные минутки и больше к ним не возвращалась. И каково же было мое удивление, когда буквально через неделю, при беседе с моей мамой (которая постоянно забирала меня из школы), Наталья Валерьевна вручила ей три толстых тома Нарнии. Мой интерес был замечен.

В нашем мире так не хватает душевной теплоты, детской наивности и непосредственности, что «моральная ценность» всей Нарнии возрастает многократно, поднимается практически до небес.

Спустя более 15 лет я вспоминаю это произведение и те чувства что испытывал тогда. Было здорово, было замечательно. было просто волшебно... Маленькая страна с необозримыми просторами фантазии и атмосферой доблести, справедливости и чести навсегда осталась в моем сердце.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это цикл произведений для детей, и не стоит его сравнивать с «взрослой» фантастикой и тем более таким же образом анализировать. Это как критиковать предсказуемость сюжета и плоскость героев сказок одного из величайших детских писателей Ганса Кристиана Андерсена. Детские книги пишутся совсем по другим законам. И какой, блин, Властелин Колец? Как вообще эти произведения можно сравнивать? Каким боком они вообще пересекаются? Только потому, что это фэнтези? С таким успехом давайте сравнивать Звездные Войны и книги Кира Булычева — что же из них «лучше» и что «не дотягивает»...

Я в свое время прочитала все Хроники Нарнии взахлеб, воспринимая их как интересные истории о сказочных приключениях умных, добрых и смелых детей, на которых так хотелось быть похожей (не на всех, конечно, но должны же в книге быть и отрицательные герои). Я там и не усмотрела никакой религии, может, потому что слова такого не понимала? Зато прекрасно осознавала, что такое доброта и справедливость, честность и смелость, дружба и верность. Хроники Нарнии учат детей вере именно в эти базовые общечеловеческие понятия, и церковь здесь ни при чем.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Критиковать «Нарнию» нетрудно. Однако это будет критика с точки зрения взрослого человека с устоявшимися предубеждениями и литературными пристрастиями. Дети и подростки смотрят на литературу другими глазами и по-своему правы. Книжки о Нарнии я когда-то купил для дочери, имея о Льюисе очень приблизительное представление. Когда подошло время, она прочла их все, к моему некоторому удивлению. И не только она, но и вся ее компания.

Да, некоторые эпизоды царапают, как превращение детей в поросят в «Принце Каспиане» или отлучение Сьюзен от Нарнии в «Последней битве» за то, что она стала думать о внешности. Да, написано суховатым языком. По крайней мере, так воспринимается в переводе. Но вообще-то, дети и подростки до определенного возраста равнодушны к красотам стиля. Каждый может вспомнить самые любимые книги детства и оценить их заново с точки зрения изящной словесности. Герои «Нарнии» далеко не безлики, но вполне обыкновенны, и характеры их развиваются вполне предсказуемо. Опять же, такие герои понятны каждому ребенку, он отождествляет их с собой, разделяет их чувства, понимает их силу и слабость.

В целом «Нарния» получилась как серия замечательных приключенческих книг для детей. Книг, которые учат добру, причем добру не бессильному. Добро для Льюиса отождествляется с христианством. Вообще-то, для создания христианской книги в середине XX века требовалось определенное мужество. Общественное мнение Англии, то есть мнение большинства интеллигенции, уже повернулось к атеизму или, по крайней мере, к агностицизму. В либеральном обществе пойти против течения даже труднее, чем в авторитарном. Не каждый решится вызвать ухмылки людей, считающих себя, с некоторым на то основанием, цветом нации.

Два слова о последних экранизациях, хотя здесь и не место. Если бы режиссеры буквально следовали за сюжетом, фильмы бы провалились. Они отошли от текста, и фильмы получились интересными для своей аудитории, зрелищными, использующими все возможности кинематографа, и в то же время сохранившими суть книг Льюиса. По-моему, это редкий случай очень удачной экранизации.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не просто книги, это — песни. Песни, пропетые с таким чувством, что от каждого куплета в душе рождается трепет, сердце начинает биться чаще, а на глазах блестят слёзы. Не подумайте, я не всегда плачу, когда читаю что-то потрясное, но именно эти книги заставили меня прослезиться.

Хотелось бы сказать автору спасибо за одну из самых восхитительных фэнтези-саг из когда-либо созданных; за минуты удовольствия, полученного от каждой книги, от каждой строчки, всё глубже погружающих читателя в удивительный, ни с чем не сравнимый мир Нарнии. Спасибо тебе, Клайв, спасибо большое! Пусть ты никогда и не услышишь этих слов, зато все мы сможем послушать твои песни.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С определением жанра в данном случае не возникает никаких трудностей. Перед нами религиозное фэнтези в лучшем из возможных вариантов. Льюис собрал самые важные мысли из своих трактатов и статей, изложил их в доступной детям форме, перемежая сказочные сюжетные ходы с библейскими — и получилась серия из семи книг...

Но к «Хроникам Нарнии» вряд ли подходит это наименование; именно поэтому я рассматриваю не первую повесть, а все вместе взятые. Сюжет мистерии ясен автору с самого начала, где-то к середине неизбежность финала постигает и читатель. Все люди смертны, земные испытания являются лишь прелюдией к жизни вечной, юные герои, пережив все, что им отпущено в сказочном мире, отправятся туда, где сияет неземной свет, где ждет их Лев, окруженный нимбом... Для католиков это, может быть, самая важная часть произведения; представители иных конфессий к заданности финала относятся гораздо осторожнее. Многие и вовсе Льюису отказывают в писательском даровании, зачеркивая даже блистательные эссе и книги о демоне Баламуте. Увы, «упорство в правоверии» не помогло никому из великих англичан — ни Честертону, ни Бэллоку, ни Льюису.

Но как бы мы ни относились к религиозным воззрениям автора, следует признать, что к канону фэнтези его концепции имеют самое прямое отношение. Ведь читателю предлагают перенестись в мир, который построен не по законам разума, в мир, который определенно иррационален, только верой подкреплен и только в трансцендентной реальности существует. Тогда все становится на свои места — фэнтези оборачивается откровением из Божественного мира, а автор — пророком, торжественно живописующим этот мир. Льюис пытался сотворить то же самое на научных основаниях (в трилогии «За пределами безмолвной планеты»), но именно в фэнтези изначальная иррациональность откровения подкрепляется жанровыми установками. Сказочная реальность незаметно оборачивается иной стороной, мы не просто творим выдуманный мир — мы священнодействуем, устремляясь к Божественному свету...

Не стану утверждать, что «Хроники Нарнии» мне особенно симпатичны. Прочитав их раз, я более не открывал эту книгу. Но в сказках Льюиса есть то, чего не хватает многим мастерам религиозной прозы новейшего времени (Орсону Скотту Карду, например) — святая простота и наивное любование Божьим миром. Льюис сумел передать это наивное очарование простых верований. Он верил, что обращается к тому ребенку, который таится внутри каждого взрослого. Ведь именно детям отворятся врата в Царствие Небесное. И тогда иррациональный вторичный мир окончательно станет единственной подлинной реальностью. Льюис верил в свою утопию — кто осудит его за это?

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, самое правильное определение «Хроник Нарнии» дали в аннотации (если не ошибаюсь) к одной из книг Дж. Макдональда (того самого, которого Льюис считал своим учителем): дескать, некоторые называют эти книги — фэнтези, а некоторые — сказкой, и оба определения подходят.

Тем, кто считает «Нарнию» ДЕТСКИМ произведением, я советую внимательнее перечитать. Да, это писалось в расчёте на детей — но не только на них. Там очень много деталей, понять которые проще взрослому (особенно много — в последней книге, но и в других тоже есть).

И очень обидно, что эти прекрасные, не то детские, не то взрослые (а всего вернее — предназначенные подросткам, только начинающим выходить из детского возраста) сказки критикуют на форумах примерно с такими аргументами: «говорящие животные считают правильным, что люди кушают неговорящих» (ну ГДЕ это там?! Не заметил я что-то...), или: «дети носят шубы, а при этом с бобрами дружат, ну-ну» (глупость такого «аргумента», по-моему, очевидна...)

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, «Хроники Нарнии» прочитаны. Конечно, это не ВК, до уровня одной из лучших книг прошлого века не дотягивает. Но это очень, очень качественное произведение, которое учит нас, можно сказать, разумному, доброму, вечному. Детская сказка? И пусть. Иногда нам очень нее хватает прописных истин, которые можно встретить только в таких, немного наивных детских произведениях.

Кто-то обвиняет Льюиса в чрезмерной пропаганде христианства. В некотором роде, конечно, так и есть. Но не стоит забывать, что писатель был ревностным католиком, что не могло наложить определённого отпечатка на его произведения. Наиболее явные параллели с библейской историей прослеживаются по первой и последней книге. Но, в принципе, какая разница? Льюис ведь не учит молодое поколение дурным вещам — наоборот, «Нарния» учит преданности, любви, верности своим принципап.

Пожалуй, крупный недостаток идеологической позиции «Нарнии» — наличие чрезвычайно агрессивного взгляда на мусульманство, которое описывается в виде тархистанцев. Конечно, в последней книге он несколько смягчается (принц Эмет, который нашёл путь к Аслану), но по ходу прочтения эта довольно злая карикатура очень сильно меня расстроила.

В цикле есть и свои слабины. Скажем, повести «Конь и его мальчик» и «Серебряное кресло» вышли заметно хуже, нежели другие. Несмотря на это в цикле есть и более значительные, сильные повести — «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан», и прочие. Именно они наиболее известны в цикле Льюиса, и недаром экранизированны.

Совершенно не жалею потраченного на этот объёмный томик времени. Пожалуй, на современном фоне детской фэнтези цикл Льюиса смотриться настоящим шедевром.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, как приятно снова открыть эту книгу и вспомнить тот волшебный мир, в который мы окунались в детстве. Но эта книга не только для детей. Я бы сказал, что и взрослый порой может найти в ней нечто ценное для себя. Такая маленькая книжка и столько глубоких идей... Льюис воистину был мастером. Как жаль, что сейчас подобных книг не пишут. В современной литературе теперь принято воспевать злобу, жестокость, все низменные чувства человека. А вспомнить о доброте, о вере и надежде никак (например, вспоминается Пулман с его «детским» произведением «Тёмные начала»).

Такие книги, как «Хроники Нарнии», безусловно, воспитывают человека, возвышают его душу. Обязательно прочту её своим детям.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всякой книге свое время, это конечно так. И не даром Борхес осветут читать книгу трижды, когда ты моложе героя, ровесник ему, и когда старше.

Успесть прочесть Нарнию быдычи младше героев я никак не могла, пришлось начать со второго этапа :)

И должна сказать, что для меня эти книги стали именно тем, чем я думаю Льюис хотел их видеть — источником веры. На тот момент, в 9 лет, я заметила лишь самы явные библейские параллели, но от того лишь укрепилась в вере и могу сказать, что я до сих пор, пот уже 20 лет осознано верб именно благодаря Льюису. И никогда не устану быть ему за это благодарной. Моя вера почти сразу перешегнула рамки конфессий, я изучила священные писания самых популярных религий и пришла к выводу, что основное я уже вынесла из Нарнии. Так что можно сказать, что я верю в «бога-за-морем» :gigi:

Что до фильмов, то они потеряли самое главное, как впрочем и экранизация Властилина Колец — они потеряли гуманность. Батальные сцены смотрятся масштабно и собирают кассу, но того, за что я люблю Нарнию и Средиземье в них почти не видно.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве много раз читала и перечитывала книги цикла. Не считаю, что здесь очень много от христианства, это понимание во взрослом возрасте приходит. А в детском возрасте воспринимается как наставления, пожелания. Но в очень захватывающей форме, без нравоучений.

Сколько было моментов, когда удивлялась — писатель взрослый человек, а так здорово описывает чувства детей. Например, про болячки, которые так приятно сдирать. Про то, что в зеркале весь мир будет казаться и чужим, и чудесным. И много других важных мелочей. И более серьёзные мысли запомнились, как например — не думай о том, что могло бы быть, прошлого не изменишь..

Подрастёт ребёнок, ему подарю обязательно ) Тёплые книги.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу только одно: если бы в детстве я читал «Нарнию», а не «Питера Пэна», «Хоббита» и, скажем, «Роню дочь разбойника» — то, совершенно точно, не стал бы в дальнейшем читать фэнтези вобще. С детства ненавижу, когда вешают морализаторскую лапшу на уши. А как сказка — вещь просто не интересная. Деревянные персонажи, дебильные мотивации поступков, всеобщая глупость, прикрываемая до отвращения напыщенными фразами и огромным оркестром роялей в кустах. Впрочем... чему я удивляюсь, раз Льюис отталкивался от своей любимой «КНИГИ», в которой подобного не просто до фига, а которая вся построена на подобной фигне.

Чушь и мерзость.

Единственный (кстати, резко ставший отрицательным) персонаж, заслуживающий интереса и уважения, это старшая сестра. Которая отринула всю эту нарнианскую чушь и стала просто человеком (а все остальные — сдриснули в ожидании своей, блин, Нарнии), женщиной, в дальнейшем, вероятно, любящей своего мужа, рожающей детей и продолжающей Жизнь на Земле. На которой (этой простой и примитивной жизни) и могут паразитировать всякие-разные, ждущие свою Нарнию, но ни хрена не делающие — ибо, зачем? Ведь, блин, они любят, едри его, Аслана. И больше ничего им делать не надо.

Сьюзен — умница. И единственный, действительно смелый и реальный персонаж книги. Недаром Льюис пишет о ней с такой антипатией — налицо застарелые проблемы в общении с женщинами, глубокая инфантильность, боязнь взросления, пубертатная травма и еще куча всяких забавных отклонений. Кстати, вы заметили, как ближайшие (вроде бы) люди наперебой отказываются от Сьюзен и поливают её грязью лишь за то, что она «не друг Нарнии» — скажем уж открытым текстом: не такая, как они. Там злобы (понятной и ребенку) столько — что спасибо Льюису за очередную «обнаженку» истинного содержания христианской религии. Жаль бедненького Льюиса: так хотел свет и бобро нести, ан — куда ни кинься — зло и дерьмо вылазят;) Вот, и со Сьюзен — так странно получилось... Какая же плохая эта Сьюзен, раз вместо смерти и скучной Нарнии посмела выбрать помаду, танцы и кавалеров. За одного из которых, кстати, она выйдет замуж и родит детей наперекор всем асланам, желающим всех скорее поубивать, шоб к себе в Нарнию забрать;) И там уж дать усем охеренный кусок щастия;)

Не, дорогуша, хер у тебя выйдет, пока есть вот такие вот Сьюзен!!!

Мда... Жаль-жаль, что Льюис не написал о дальнейшей жизни Сьюзен. Впрочем, ЧТО он мог написать о Жизни?!? О Жизни могли написать (и, таки, блин, написали не раз) Лондон, Твен, Джером, Бронте, О'Генри. Ремарк, Хемингуэй, Вулф, Ли, Апдайк. Говард, Лейбер, Прэтт, Уайт. Астрид Линдгрен, Туве Янссон. Те, кто Жили. Ибо, жить — тяжело (это правда). Жить — и находить кайф в самой Жизни. Зато, жить иллюзиями, заливая свой страх порциями будущего сиропа — довольно просто. А жить реальной жизнью, и пользоваться своим мозгом — жутенько и совсем неудобно. Зато, и кайф — будет настоящим, взрослым, а не нарнийской карамельно-слюняво-инфантильной радостью дауна.

Так что, конечно, Льюис ничего не мог написать о Сьюзен, кроме детского поливания грязью. Ибо, описание даже одного её обычнейшего дня — было бы во сто крат интереснее всей этой нарнианской чуши с её картонными чудесами. Но, для этого, Льюису надо было бы перестать быть таким отвратно-инфантильным. Впрочем, насколько я помню его любимую «КНИГУ» — в ней весьма питают слабость к разного рода имбецилам, даунам и прочим «нищим духом».

Мда.. А я думал, что в моем возрасте уже никакая глупость «завести» меня не сможет. Однако, Льюису это удалось.

Своих детей у меня нет. Но детям своих родичей и друзей (с которыми — детьми — я нянчусь время от времени (бывало, и памперсы менял), на пляж езжу, на площадки гулять хожу, читаю книжки, помогаю делать уроки, целую в ушибленные локти и коленки, чтобы боль прошла, etc... — по-моему, любовью это называется, вроде;)) я эти книги не посоветую ни в коем разе. Ибо всё, чему они могут научить — это смирение. А я хотел бы видеть в людях не рабов, а Гигантов, как в уэллсовской «Пище Богов».

Дикси.

Пост-дикси: за эмоциональность, отсутствие редактуры и обсцентные слова — не извиняюсь. Ибо, написал честно — как чувствуется и царапается.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх