fantlab ru

Майкл Бенсон «Космическая Одиссея 2001: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.20
Оценок:
5
Моя оценка:
-

подробнее

Космическая Одиссея 2001: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм

Space Odyssey: Stanley Kubrick, Arthur C. Clarke, and the Making of a Masterpiece

Документальное произведение, год

Аннотация:

В далеком 1968 году фильм «Космическая Одиссея 2001 года», снятый молодым и никому не известным режиссером Стэнли Кубриком, был достаточно прохладно встречен критиками. Они сходились на том, что фильму не хватает сильного главного героя, вокруг которого шло бы повествование, и диалогов, а самые авторитетные критики и вовсе сочли его непонятным и неинтересным. Несмотря на это зрители выстроились в очередь перед кинотеатрами, и спустя несколько лет фильм заслужил статус классики жанра, на которую впоследствии равнялись такие режиссеры, как Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон. Эта книга — дань уважения фильму, который сегодня считается лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда по версии Американского института кино, и его создателям, режиссеру Стэнли Кубрику и писателю Артуру Кларку. Автору удалось поговорить со всем сопричастными к фильму и рассказать новую, неизвестную историю создания фильма — как в голову создателям пришла идея экранизации, с какими сложностями они столкнулись, как создавали спецэффекты и на что надеялись. Отличный подарок всем поклонникам фильма!

К пятидесятилетию одного из величайших фильмов в истории! Уникальный рассказ о том, как режиссер Стэнли Кубрик и писатель Артур Кларк создали кинематографический шедевр, влюбивший в себя аудиторию! Автор Майкл Бенсон провел множество интервью с Кларком, вдовой Кубрика, с создателем визуальных эффектов Дугом Трамбаллом, с актером Дэном Рихтером и многими другими. Ему удалось отдать дань всем ключевым персонажам истории, а также рассказать интересные истории со съемок и добавить комментарии всех очевидцев. Все это представляет новый взгляд на историю создания фильма, неоднозначно встреченного аудиторией, но сразу признанного классикой жанра.

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2019 // Публицистика


Издания: ВСЕ (1)

Космическая Одиссея 2001: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно не пишу отзывы на фильмы. В отличие от литературы кинематограф воспринимается через зрительные образы. Кино — это адаптация книги или сценария под короткий формат фильма. Тут многое уже прошло через видение постановщиков, сюжет трансформирован под понимание режиссера. Потому выскажу свое субъективное мнение – «веселые картинки» очень редко достойны анализа.

Но речь будет идти о книге. Изначально к концепции книги о фильме относился критически, потому и особой радости от получения подарка не испытал. По мере же чтения пришлось изменить свое мнение.

«Космическую Одиссею» посмотрел первый раз где-то в районе 20 лет. Был шокирован, когда позже узнал, что фильм снят в далеких 1960-х – настолько все было свежо и правдоподобно сделано. И сейчас чудеса аналоговой эпохи выглядят достойно даже в сравнении с крутыми современными спецэффектами.

Автор книги проделал очень большую работу – собрал воедино все, что известно об истории создания, съемках и показах данной киноэпопеи. Были обработаны мириады воспоминаний, записей, а также работы предшественников.

Безусловно, центральной фигурой книги есть Стэнли Кубрик. Именно он сумел выжать из съемочного коллектива невозможное. Многие актеры, гримеры, осветители были благодарны режиссеру за то, что тот дал им бесценный опыт, практически заставил раскрыться скрытым талантам и возможностям. Во время съемок все работали на пределе.

Из книги читатель узнает множество самых интересных фактов. Например, то, что первоначально критики и коллеги Кубрика (например, Тарковский) фильм не поняли и откровенно ругали. Огромный плексигласовый монолит, который был заказан за полмиллиона долларов, так и не использовали во время съемок. Какие неимоверные ухищрения довелось проделывать, чтобы создать удивительно реалистичных австралопитеков и громадную центрифугу космического корабля. Для меня было открытием то, что Кубрик имел еврейское происхождение, а Кларк был гомосексуалистом.

Немного подпортили общее впечатление от книги качество перевода и, особенно, корректура. Некоторые особенности указывают на то, что использовался в т.ч. машинный перевод. Количество ошибок в тексте не критичное, но достаточно большое.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не согласен с Толкователем: книга Бенсона превосходна и «компетентность» ее как раз на высоте. Чего, увы, не скажешь о людях, которые криво ее перевели, снабдили дурацкой аннотацией и издали в России «на отцепись». Что касается самого сочинения, автор проделал гигантскую работу, чтобы во всех деталях описать процесс создания легендарного фильма — от появления идеи до особенностей проката. И это не механическое воспроизведение этапов производства: Бенсон рисует психологически достоверные портреты Кубрика, Кларка и прочих членов их команды, в динамике раскрывая особенности их характеров через отношение к работе и друг к другу. То есть, книга сама по себе живая и интересная, увлекательно показывающая рождение шедевра «в процессе». Изобилующая как важными для киноманов фактами, так и занятными случаями со съемок.

Иное дело, что из-за чудовищного перевода читать этот замечательный труд тяжко. Частокол грамматических и лексических ошибок, не выверенность имен героев, коряво и громоздко сколоченные толмачами предложения, вызывающие постоянный когнитивный «спотыкач». Полное ощущение наспех причесанного гугл-транслейта. Это тихий ужас. Так что приходится итоговую оценку делить на две. За адаптацию (людьми, явно не знакомыми ни с темой, ни с литературным русским языком) — 1 балл. За саму книгу — 9 баллов. Пусть финальный вердикт будет 7. Да, не среднее арифметическое, но усилия автора стоят того, чтобы воздать прежде всего должное им, а не попыткам издательства загубить отличную работу талантливого американца.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал официальную аннотацию и тут же отпало желание читать книгу. Если уже в аннотации содержатся ложные сведения. Что же нас ждет дальше?

Вы можете лично убедиться из официального описания, как в аннотации говорится о том, что Кубрик к моменту выпуска картины «2001: Космическая одиссея» (1968) якобы был никому неизвестным режиссером.

Это беззастенчивая ложь, рассчитанная на совершенно недалекого и некомпетентного читателя.

Истина состоит в том, что уже за 8 лет до «Космической одиссеи» Голливуд, который, как известно, всегда умел считать денежки, доверил тому самому, якобы «неизвестному режиссеру Стэнли Кубрику» (цитата из аннотации) снять фильм «Спартак» (1960) — между прочим самый дорогой на тот момент фильм поставленный в США.

Я уж молчу о «Тропах славы» (1957), «Лолите» (1962) и «Докторе Стренджлаве» (1964) — которые каждый по своим причинам взорвали в свое время кинонебосвод планеты, и все это было, на секундочку напомню, задолго до «Космической одиссеи».

Так что «компетентность» книги видна уже в первых строках аннотации.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх