fantlab ru

Стивен Кинг «Институт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
802
Моя оценка:
-

подробнее

Институт

The Institute

Роман, год

Аннотация:

Посреди ночи в доме на тихой улочке в посёлке Миннеаполиса некие злоумышленники тихо убивают родителей Люка, а его самого грузят в чёрный внедорожник. Операция занимает меньше двух минут. Люк приходит в себя в Институте, в комнате, которая очень напоминает его собственную, только тут нет окна. Снаружи его двери — ещё несколько дверей, за которыми обитают дети с особыми способностями вроде телепатии и телекинеза. Они попали сюда так же, как и Люк: Калиша, Ник, Джордж, Ирис и 10-летний Эвери Диксон. Они находятся в Передней Половине. Как узнаёт Люк, есть и Задняя Половина. «Она как дешёвый хостел, — говорит Калиша. — Можно заселиться, но нельзя выселиться».

В этом зловещем учреждении директор миссис Сигсбри и её персонал занимаются тем, что пытаются извлечь из детей паранормальные способности. Вне всяких сомнений. Если вы делаете, что говорят, то получаете жетоны для игральных автоматов. Если нет, то наказание жестоко. С каждой новой жертвой, которая пропадает в Задней Половине, Люк всё приближается к отчаянию и желанию отсюда сбежать. Однако ещё никому не удалось выбраться из Института.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Хоррор (75 717 голосов)

лауреат
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Хоррор (4 143 голоса)

лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей)

Номинации на премии:


номинант
Subjective Chaos Kind of Awards, 2020 // Смежные жанры

номинант
Локус / Locus Award, 2020 // Роман ужасов

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2020 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман)

номинант
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучший роман / авторский сборник

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2021 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Институт
2020 г.
Институт
2022 г.

Аудиокниги:

Институт
2020 г.

Издания на иностранных языках:

O instituto
2019 г.
(португальский)
The Institute
2019 г.
(английский)
The Institute
2019 г.
(английский)
Інститут
2020 г.
(украинский)
The Institute
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние пару месяцев неспешно читал «Институт» Стивена Кинга (даже успел разочек запостить скриншот из книги с забавным моментом). И удивлён, почему до сих пор никто не взялся за экранизацию этого романа. Удивлён, потому что события отлично ложатся на относительно малобюджетную экранизацию (миллионов этак на 50-60). Трёхчастная структура, скромные локации, небольшое количество актеров (пару десятков детей и десяток взрослых). Условный Blumhouse справился бы за пару месяцев и собрал бы неплохую кассу.

______________________________

Многие утверждают, что «король» исписался, дескать новые романы довольно средненькие и не вызывают того вау-эффекта, что раньше. Возьму на себя смелость возразить. Стивен Кинг всё ещё хорош, когда дело касается психологии персонажей. Да, он сознательно упростил себе задачу, сделав главного героя чертовски умным. 12-летний парень, с отличием закончивший школу и собирающийся поступать в два университета разом, мог проделать все те действия, что привели к финалу книги. Будь на его месте вполне обычный подросток (пусть даже с высоким уровнем телепатических или телекинетических способностей), то я, как читатель и автор, Кингу не поверил.

А вот другие дети ведут себя вполне по-детски – и это, кстати, классно чувствуется на контрасте. Всё-таки мастер в деле.

Ещё Кинг с удивительной легкостью описывает издевательство над детьми :D. И вроде бы ничего экстраординарного – никакого сексуального насилия или извращений (уж это он любит) – всё в рамках «исследовательской системы». Однако опыты всё равно вызывают искреннее отвращение к истязателям. Какие бы возвышенные цели ни были, никто не вправе так издеваться над детьми. Также думает и Люк. Правдоподобность происходящего передана маленькими деталями, психологическим погружением в жизнь ребёнка. Создаётся вполне достоверная картина этакого сверхсекретного правительственного объекта.

В «Институте» Кинг задаётся вопросом: насколько далеко готовы пойти люди, чтобы предотвратить «гибель мира». Да, именно так, в кавычках, потому что нет никакой гарантии, что мир действительно идёт к гибели. Так думают мучители и верхушка. Они считают, что убить сотню детей ради спасения миллионов/миллиардов – сопутствующий ущерб. И в этом прослеживается определенная перекличка с окружающей нас действительностью. Я сам вижу, как люди, убежденные в своих умозаключениях, готовы бросать в огонь любые достижения и ресурсы, лишь бы следовать за путеводной звездой – смутным образом будущего.

В силу того, что читаю Кинга урывками и цельной картины его творчества не имею, для меня эта тема свежа и нова. А ещё очень современна.

Стоит ли читать «Институт»? Да, стоит. Если любите Кинга или глубокие психологичные истории с ноткой детектива. Этот роман – как раз тот случай, когда автор раскрывается, как крепкий рассказчик, который не заглядывает в глаза ужасу, а, ведомый героями, лишь фиксирует события, давая им короткие авторские ремарки.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга похожа на некоторые, которые я уже читала у Кинга. Мне кажется я примерно поняла формулу, по которой написаны некоторые книги. Во-первых: сверхъестественные способности, которые проявляются у самых обычных людей. Здесь эту роль играет Люк, мальчик-подросток, вундеркинд, но это не главная его способность. Он вообще-то ТЛК — человек, обладающий телекинезом.

Во-вторых: зло. Это может быть человек или группа людей или организация, которые не жалают добра миру, или хотят сделать что-то, что приведет к катастрофе, но в их глазах это будет большое добро и спасение человечества. Здесь это — институт. Это секретная организация, которая похищает детей с необыкновенными способностями, чтобы использовать их в своих целях.

В-третьих: борьба. Здесь это противостояние детей Институту. Главная мысль — вместе мы сильнее, Такой же посыл был и в «Оно». Там тоже дети объединились, чтобы их не сломали по одному и смогли победить. Здесь ситуация схожая, свои способности герои направляют против своих мучителей — врачей и служащих Института и против всей организации в целом.

В чем же ужасы? Как это часто бывает, Кинга представляют писателем, который пишет ужасы только о нечисти, призраках и всем таком потустороннем, но я лично читала больше книг, в которых ужас именно психологического характера. Страшно бывает и когда понимаешь, на что способны люди. Ради своих целей, ради выгоды, какие вообще извращенные мысли могут прийти в голову людям и они не будут видеть в этом ничего плохого. Они же делают это на благо.

Ну и конечно за что многие любят книги Кинга здесь также присутствует типичный портрет Америки, с всеми проблемами, пейзажами и характерами.

Вообщем, в книге наблюдаются элементы, которые уже где-то да встречались, но меня это не смущает. Читаю Кинга примерно зная, что будет и ради атмосферы, неспешности, и погружения в его необыкновенные истории.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

До определённого момента я был уверен, что действие происходит во вселенной «Тёмной башни», что детей набирают ломать Лучи, за гудящей дверью повреждённый портал и что шепелявый в телефоне — тахин, с головой ворона, к примеру, и звонит прямиком из Алгул Сьенто. Предпочитаю думать, что так все и было, а концовка — сплошной обман. Оценка с этой точки зрения, если лажа про всемирную организацию и прочий Stranger things всерьёз, то 3.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь, что данный роман я прочитал чисто для галочки, ибо уже после первого ознакомления с его синопсисом понял, что не горю желанием тратить время на очередной текст Стивена Кинга о смышленых подростках, обладающих некими сверхъестественными способностями.

Поэтому взявшись за «Институт», рассказывающий о том как невероятно умный мальчик по имени Люк Эллис попадает в закрытое научное учреждение, проводящее опыты над одаренными детьми, я не надеялся на то, что книга меня увлечет. Однако поначалу случилось именно это.

С первых же страниц история стремительно стала набирать обороты, обрастать любопытными подробностями и интриговать замаячившей на горизонте тайной жуткого казенного дома, разрушившего жизни множества своих маленьких подопечных. Но, к сожалению, чем дольше Люк со своими новыми друзьями оставался в застенках Института, тем сильнее падал мой интерес к происходящему.

Кинг, конечно, мастер в плане раскрытия характеров героев, угодивших в стрессовые условия, но в этот раз, на мой взгляд, муза его подвела. А когда персонажи тебя не особо цепляют, то следить за их злоключениями становится попросту скучно (тем более, что последние в романе ну очень уж однотипные).

Атмосфера тотального уныния не рассеивается и когда Эллис сбегает из исследовательского центра (прошу прощение за спойлер). А все потому, что работая над книгой, Стивен забыл об одной важной особенности произведений, повествующих о побегах из тщательно охраняемых тюрем (каковой почти что и являлся Институт).

Суть в том, что подобные сюжеты удерживают внимание ровно до того момента, когда пленники наконец-то сваливают из ненавистных им стен и измученные, но счастливые, удирают в закат. То есть, главное в историях типа «Побег из Алькатраса» (Escape from Alcatraz, 1979) — это собственно подготовка к побегу и его процесс. А не то как оказавшиеся на воле герои будут придумывать план по уничтожению всей пенитенциарной системы страны.

В этом и кроется основная проблема романа. Мало того, что Люк покинул Институт самым что ни на есть нелепым образом, так он еще умудрился на удивление быстро встретить «правильных» людей и, заручившись их поддержкой, разобраться с секретной организацией планетарного масштаба (прошу прощение за еще один спойлер). И ладно бы такую ерунду написала автор вроде Стефани Майер. Но нет, на обложке красуется имя Короля Ужасов, а значит всю эту дичь родил его мозг, не забыв приправить текст тоннами уже давно задолбавшей толерантности и дебильными пассажами о Дональде Трампе.

Ну а объяснение супер важной деятельности Института вышло совсем уж бредовым и неубедительным. Неужели похищения детей и усиление с помощью опытов их экстрасенсорных и телепатических способностей с целью убийства неугодных кому-то там людей — это действительно самая легкая и адекватная мера для поддержания мира во всем мире? При том что «в реальной жизни у киллеров ничего не получается или их ловят». Серьезно?

По-моему даже в период своего пристрастия к белому порошку и выпивке Кинг не выдавал такой вот дичи. Хотя возможно, что увлекшись «Институтом», дед тупо забыл принять таблетки.

В общем, мое резюме такое: если вы поклонник творчества Мастера, прочитать книгу можно, но осторожно (заранее настроившись на то, что шедевром там и не пахнет). Но если к сочинениям Стивена вы относитесь без фанатизма, то на вашем месте я «предпочел бы не касаться «Института» даже восемнадцатиметровой палкой». Уж лучше пойти посмотреть идейно похожие, но в разы менее глупые и куда более эффектные «Очень странные дела» (Stranger Things, 2016-).

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровением роман я бы не назвала, но это вполне добротный увлекательный триллер. Кинг не утратил своего мастерства. Тема с умными и способными детьми и неадекватными взрослыми вообще характерна для Кинга, начиная с «Сияния».

Итак, Институт – засекреченное учреждение, куда привозят детей с экстрасенсорным способностями и пытаются гестаповскими методами эти способности усилить, а потом используют детей для устранения неугодных государству личностей. Вот только почему в демократической вроде бы стране за детьми посылают группы захвата и убивают родителей? Неужели нельзя было обойтись какими-то более тонкими методами вроде тайного похищения? Ну разве что это было бы не так зрелищно, не в духе Кинга. ))

Логика поведения персонажей (да, взрослых персонажей) и логика повествования местами прихрамывали, но все это искупалось уже упомянутой кинговской увлекательностью и вполне симпатичными центральными персонажами, которые не вызывают раздражения. Я имею в виду Люка и из взрослых − Тима.

Были моменты, которые показались слишком сентиментальными, и такие, о которых могу сказать: «Не верю».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во-первых, это раскаяние Морин. В Институт даже на роль обслуги брали бывших военных, которые не должны расклеиться ни при каких обстоятельствах. А тут вышла промашка. Я ждала подвоха со стороны Морин, ловушки вместо помощи в побеге, но нет – она в самом деле расчувствовалась за оказанную помощь, хотя любой разумный взрослый мог бы разобраться в ее проблемах сам.

Второе. Что, серьезно жители захолустного городка могли так лихо расправиться с тренированной группой захвата? Если бы не реки крови, этот эпизод выглядел бы совсем водевильно.

И третье. С какой целью в конце приезжал Шепелявый? Зачем – понятно. Чтобы рассказать читателям, что такое Институт и для чего он нужен, хотя по большей части к концу книги все это и так было ясно. Миссис Сигсби смертельно боялась нулевого телефона, на другом конце которого сидит ее начальство. Можно было предположить, что начальство это великое и ужасное, как волшебник Гудвин. Когда началась заварушка, я все ждала, что кто-то позвонит по нулевому телефону, либо это тайное начальство узнает о проблемах по своим каналам и вмешается. Так нет же. Шепелявый подождал несколько месяцев, пока все утрясется, а потом явился к Тиму. Угрожать? Ничего подобного. Просто на манер обиженного ребенка рассказать: вот что вы, такие нехорошие, натворили, теперь конец света будет.

Понравилось послесловие автора. Искренний рассказ о друге.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пройдусь по всем частям с оценкой

Содержание:

Ночной обходчик — 7

Как завязка сюжета, мне понравилось.

Бывший полицейский с предысторией.

В самолете одному пассажиру нужно срочно улететь, а мест нет. Вот получив достаточно «неплохую» моральную и денежную компенсацию (не обманули только с деньгами), наш, как оказалось вообще не главный, герой путешествует автостопом и находит себе необременительную малооплачиваемую работу. Мы узнаем его историю и забудем на достаточно большой срок о любом упоминании о нем

Умный мальчик — 8

Просто хорошая часть о семье и очень умном мальчике, который тоже просто хороший, любознательный и в 10 лет поступил в универ, любит маму, папу и жизнь.

Приколись – уколись! — 6

Сам сюжет начинается именно здесь. Похищенные дети оказываются подвержены странным экспериментам от еще более странных и не слишком адекватных людей.

Морин и Авери -3

Неадекватность взрослых набирает обороты. Главный герой получает новые способности, и мне все меньше и меньше нравится история.

Побег -9

Страницы достойные мастерства писателя. Одним словом — круто!

Ад ждет — 6

Погоня была как бы всесильна и всеумна, а по факту идиотская, как и поступки всех взрослых персонажей и наших, и врагов.

Ад — 5

Враги отчасти повержены, дети отчасти погибли. Оставшиеся враги симпатии не вызывают из-за полного отсутствия здравого смысла и ненормальных поступков с их стороны.

Но на экране это было бы смотреть интересно , хотя и предсказуемо

Большой телефон- 4

Самая фантастическая часть. Потому никаких претензий. Просто равнодушна

Шепелявый — 3

Еще один неадекват с попыткой «объясниться» и запугать, чтобы никто из участвующих в истории не проговорился.

Идея была в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

выявлять детей с паранормальными способностями. доводить их или до смерти (типа, производственные издержки), или до самого верхнего уровня своих способностей, а лучше проявить еще больше. а потом от других детей и взрослых, которые как бы могут «видеть» будущее и предотвращать как бы мировые войны и катаклизмы тем, что заставлять первых детей убивать людей, причастных к этому возможному событию силой мысли

От автора- 10

Вот что мне безусловно нравится в авторе — это его авторские вставки или вступления или эпилог. Только из-за них я все же время от времени возвращаюсь и продолжаю знакомится с его творчеством дальше.

Некоторыми страницами книжные мальчики напоминали героев Крапивина. Девочки напоминали малолетних будущих проституток. Уж простите меня. ну вот как-то так. Если бы читала глазами, пролистала бы книгу с половиной текста. А так прослушала полностью. И вот то, что от автора — даже сохраню. Очень трогательно и нежно.

И еще так, пару слов. Кинг тоже стал толерантен и пытается заранее оправдать своих героев в глазах подозрительного читателя.

Так его полицейский, который был в свое время лучшим, потерял работу, когда применил оружие будучи подшофе (слегка). Но оправдывался он еще и тем, что те, с кем он пытался справится и остановить беспредел, не были черными. Ну нельзя их обижать.

Ну и девочка, в которую был влюблен наш герой тоже темненькая. Правда она любила другого.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странные дела Кинга

***

Годы Кинга идут, но Стивен остаётся верным себе – пишет, иронизирует над Трампом, а порой и вообще откровенно издевается. В «Институте» Кинг остался всё тем же. Даже некоторые тропы остались неизменными. И кто-то увидит в этом очередной самоповтор, а кто-то компиляцию из своих же идей, но под другим соусом, благодаря чему можно посмотреть на вещи под иными углами.

…вундеркинд Люк просыпается в своей комнате. Почти тут же он понимает, что это не так: нет окна, всё вокруг новенькое, а за дверью и вовсе оказывается коридор с другими комнатами. Люк оказывается в загадочном месте под названием Институт. Тут ставят опыты над детьми. И не над обычными, а над детьми с парапсихологическими способностями. И вырватья отсюда вряд ли возможно. Но Люк попробует, будьте уверены.

Что в «Институте» понадёргано из других работ Кинга? Первое, что бросается в глаза – это «Воспламеняющая взглядом» (псиспособности). Второе – тема с детьми. Это даже не самоповтор, всё-таки не Кинг же придумал писать про обращение с детьми. Просто знакомая для Стивена основа – «Оно», «Куджо», «Долгая прогулка». Из 11\22\63 взята идея изменения мира из благих целей. Вот она у Кинга в этот раз перевернута с ног на голову. Это определено не самоповтор. «Под куполом» – это герметичность. События в Дюпрее – «Регуляторы». На закуску отсылка к самому себе в виде упоминания Салем-лота.

Что понравилось? Здесь много классных мелочей: герметичность произведения, многочисленные отсылки (Кинг троллит Трампа, причем как явно, так и завуалировано. А вы думали, зачем он Эминема упомянул?), интересный подход (псевдонаучный) к пониманию псиспособностей. Из более интересных приёмов – умный ГГ, добрый второстепенный герой, достаточно высокая динамика, в меру годная кровожадность, которую никак нельзя назвать откровенной чернухой. Но, пожалуй, самый сильный момент – это пребывания Люка на Ближней половине. Кинг в этой части произведения разошёлся не на шутку. Триллерная часть выполнена на ура, не сопереживать Люку невозможно. Второстепенные герои тоже интересные, но вряд ли было бы здорово видеть в виде ГГ того же Ника. Люк выглядит чуть приземленнее, что делает его живее. Радуют и вопросы, которые поднимает автор: мировое тайное правительство; эксперименты над людьми и в частности над детьми; принятие\сопротивление жизненным проблемам. На примере Тима и Тима мы видим человеческую доброту. Причем на контрапосте (стартовом).

Что не понравилось? Переход между первой и второй частями отсутствует вообще. И пусть ближе к финалу всё становится понятным и логичным, в начале это выглядит иррациональным. Финальная часть, которая из «Регуляторов», может показаться совсем банальной. Как какой-то низкобюджетный боевик. Финал в целом тоже Кинговский, то есть практически слитый. Олдфагов это и не удивит, и не оттолкнет. Хмыкнут разве что….

Заключение: «Институт» – добротный роман Кинга. Да, в нем есть кое-что из самоповторов. Но читается он легко, воды нет совсем. При этом напряжение (триллер) присутствует, героям сопереживаешь. Плюс автор играет на теме, которая переживает новый бум – псиспособности. Да, это не «Очень странные дела». Но давайте будем честны – «ОСД» – феномен, который уже вошёл в историю. Это один из лучших сериалов. И переплюнуть его очень сложно. Но Кингу это и не нужно. Он тоже уже в истории. Остаётся пожелать ему долгих лет и ясного ума, идей и успешной реализации.

8 Институтов из 10.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кингу почти 74 , а он продолжает выдавать на-гора отличные романы. Может быть все дело в его неутолимом желании произвести на свет нечто доселе не читанное,а может быть все дело в том , что Кинг просто не хочет стареть ,и если оживить на страницах своих произведений молодых персонажей ,то часть их энергии взбодрит и самого создателя. Но вернемся к произведению.

Перед нами бывший полицейский Тим ,странствующий по штатам и волею случая попадающий в заштатный городок Дюпре,в котором он устраивается ночным стучащим. А между тем на просторах америки происходят ужасные дела — похищают мальчишку Люка Эванса и помещают его в заведение , наполненное такими же похищенными детьми и именуемое местными как Институт.

Итак, персонажи детей прописаны на достаточно неплохом уровне ,хотя как мне показалось, все же Кингу не хватило нескольких штрихов для каждого из основных персонажей для придания им полной глубины.У них есть жизнь только в Институте,о том что было до — они почти не вспоминают.Дети в Институте не вполне обычные, а с зачатками паранормальных способностей — телекинез или телепатия. Самое интересное начинается когда Люк разрабатывает план побега.И далее градус накала страстей ,когда Люк реализует свой план, будет неименуемо возрастать до самого апогея. Но концовка ,как это часто бывает у Кинга вышла смазанной,слишком притянутой.Тут я думаю поможет исправить это досадное упущение грядущая экранизация -мини сериал. Эпилог оказался намного более продуманный и объясняющий многие непонятки в романе,как то — чем же все-таки дети занимались во второй половине корпуса и главное каким образом персонал Института определял то или иное действие.Мастер смог удивить под конец.

Итог — у Кинга получился вполне себе крепкий триллер с элементами хоррора и мистики ,достойно занимающий среднее место на полке шедевров Кинга.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это просто игра теней, и я, к примеру, буду несказанно рад, когда свет погаснет. В темноте все тени исчезают.

Кажется я опять устала от творчества Стивы Батьковича, надо делать перерыв. Уж не знаю, что влияет на мое подавленное состояние – аномальная жара или просто осознание того, что творчество автора уже не находит такой отклик в душе, как в молодую пору. Честно – это пугает. Пугает, что покупаю книгу с надеждой погрузиться в головокружительный сюжет, а в итоге дойдя до середины чувствуешь себя, как Джон Траволта из мема. Причем я знаю, что сейчас мне легче брать именно аудиокниги и озвучка Князева уже намного лучше воспринимается, жаль что сам источник, на мой взгляд, не из лучших.

Институт просто не может не напоминать «Воспламеняющая» . Хотя я и не осталась в восторге, но оценка все же выше, а здесь же... Пускай сюжет и более расширен и директор миссис Сигсбри более ужасающа, чем организаторы из «Воспламеняющей», но это не мой роман.

Кто знает, может лет через 5 открою книгу и буду смотреть с недоумением на эту рецензию, мол, опять была не в настроение и т.д. и т.п. , но пока я остаюсь при своем мнение – поздний Кинг уже не такой...

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВНИМАНИЕ! ИЗВИНИТЕ, но отзыв почти полностью состоит из спойлеров, поэтому даже закатывать его не буду. Просто не читайте, пожалуйста, до прочтения книги. Я больше хочу докопаться до сюжетных дыр и тупостей, чем до рассуждений, стоит ли читать «Институт».

Начали за здравие, кончили известно за что...

Кинг как обычно мастерски воспроизводит в начале чуть ли не пасторальную благость маленьких провинциальных городков, бедных, но гордых. Накосячивший коп находит себе пристанище, юный вундеркинд верно и надёжно идёт к успеху, всё хорошо и благополучно... А потом понеслось.

Первый же серьёзный и непростительный косяк то, что копы якобы настолько тупы, что всерьёз могут спутать действия профессиональных киллеров с маньячеством поехавшего крышей двенадцатилетнего пацана. Кто-то из редкого и мощного оружия профессионально вышиб мозги семейной паре — обязательно это сделал их сын, вот прям без вариантов.

Дальше всё хорошо и мне прям понравилось описание деятельности Института. Ненависть к местным мразям Кинг вызывает настолько умело, что так и хочется пожелать ввода в действие менструирующей Керри или разбушевавшейся Воспламеняющей Взглядом. Да, без гипертрофированного до гротеска насилия не обошлось, но оно здесь простительно. Это, как и такая тупость, как устаревшие видеокамеры, оборудование, отсутствие вменяемой вооружённой охраны, банально, блин, капитального забора с фундаментом вполне укладывается в идею некогда важного и хорошо финансируемого Института, на который постепенно забивают и финансируют по остаточному принципу — отсюда и дебилы в персонале, которые вместо правильной промывки мозгов делают всё возможное, чтобы настроить детей против себя. Но потом начинается термоядерный бред, про миллионы долларов на финансирование широкой сети информаторов, но отсутствии возможности модернизировать здание. Отмазка про то, что нельзя лишних людей допускать до Института — тупа до предела и сходу можно придумать с десяток способов её обхода. По ходу действия становится понятно, что о деятельности Института в курсе как минимум сотни людей и невозможно поверить, что нельзя пригнать хотя бы пару десятков «гастарбайтеров» (которых можно потом и в местном же крематории устранить) для любого ремонта и переоборудования. Да, блин, банально прокладка новой системы видеонаблюдения и компьютеризации элементарно делается тремя-четырьмя спецами вполне в разумные сроки. Мне кажется, что Кингу просто пошёл лёгким путём — ему лень было прописывать действительно хитроумный побег гениального мальчика и поэтому он максимально упростил ему задачу.

Но саму атмосферу запущенного учреждения, которое никому толком и не нужно Кинг сам же рушит, в финале раскрывая всю фундаментальную важность Института — выть от тупости хочется. Шепелявый так распинается о том, насколько это важно для многократного спасения мира, но так и не удосужился озаботиться модернизацией опекаемого им заведения или хотя бы тем, чтобы набрать в качестве сотрудников не дебилов конченных. Да и сам сюжет теневого мирового правительства устарел на десятилетия. Да-да-да, я охотно верю, что высшие чины со всего мира успешно договаривались и сотрудничали друг с другом с 50-ых годов и у них не возникало серьёзных конфликтов даже в разгар Холодной войны. Существуй такое теневое правительство — фактически и отпала бы нужда в Институтах, Кинг здесь натягивает сову на глобус.

Очень умело Кинг рушит всю мотивацию и убедительность героев. Вот они всю долгую историю накручиваются, что такие зверства прощать нельзя, всех гадов надо наказать и сделать всё возможное, чтобы подобное не повторилось. Много раз чёрным по белому говорится, что малейшая утечка и малейших слух навсегда развеют секретность Инстиута. И что? Герои сразу же после своего спасения засовывают языки в задницы — пофиг, что десятки их товарищей погибли напрасно и дети будут погибать и дальше. Пофиг, что десятки сотрудников Института бросились врассыпную и его руководство успело прям конкретно так наследить — с десятками и сотнями трупов, кучей свидетелей и опасной флешкой, блин, оставленной в ячейке хранения чуть ли не на вокзале. Зачем надо было нагнетать, если всё благородство героев и секретность оказались такой лажей?

Кстати, идея спасения мира через Институты получилась ну вот совсем неубедительной. Поясню на примере Вахи 40000. Там Человечество расселилось почти по всей Галактике, но связь между миллионами человеческих миров поддерживается с помощью гигантского астропатического маяка на Терре — Астрономикона. Работает он благодаря приносимым в его топку слабым псайкерам — тысяче штук в сутки. Жестоко — да. Но. Погаснет Астрономикон — Человечество окажется раздроблено и абсолютно беспомощно перед сорока тысячами способов подохнуть. Вот это — убедительная дилемма. Что хуже, приносить в жертву 365 тысяч человек в год или обречь на гарантированную смерть миллиарды миллиардов людей по всей Галактике? И альтернативы — нет. В «Институте» же у такого могучего надмирового правительства есть просто-таки сотни способов решить те задачи, ради которых они приносят в жертву сотни детей в одних только США. Получилось тупо и неубедительно.

Нельзя не отметить и непрактичность «сборщиков» Института. Ну вот не поверю, что при всей важности подобных детишек никто так и не догадался проводить селекцию, а не чуть ли не повальную выбраковку на протяжении нескольких поколений. Вроде бы, даже последний дегенерат способен сообразить, что если семьдесят лет подряд целенаправленно по определённому признаку отлавливать детей со сверхспособностями, не давая им передать свои гены последующим поколениям, то достаточно быстро этот ресурс иссякнет. Но нет, сотрудники сами же замечают, что детей прибывает в разы меньше, чем раньше, но никто даже не подозревает, как же так получается. Не верю, что такие конченные тупицы могли в течении более чем полувека поддерживать безукоризненную секретность. Блин, я готов поручиться, что в моей школе, где я работаю, приходящий на три часа в неделю сисадмин, оборудовал лучшую систему компьютерной безопасности, чем в якобы сверхсекретном Институте.

На этом фоне то, что ГГ так толком ни разу и не проявил своей гениальности и то, что он совершил вполне укладывается в рамки способностей любого толкового семиклассника, это уже мелочи — при таком уровне безопасности дети должны ежегодно сбегать десятками. Ни вышек, как в любой обычной тюрьме, ни собак, ни патрульных...

Тут уже многие прошлись по тому, как бестолково и бездарно действуют местные самоцветные группы захвата, так что повторяться смысла нет. Я понимаю, что Кинг хотел показать, что типо сердце США — в маленьких провинциальных городках, где жители могут встать друг за друга стеной и противостоять ужасному федеральному правительству, но получилось тупо. По тому, как долго нагнеталась атмосфера, что НАЧНЁТСЯ АД!!!!!, я ожидал, что будет побоище покруче, чем в своё время устроили Керри и Воспламеняющая вместе взятые, а получился пшик. В некоторых бандитских перестрелках в США больше народа погибает.

Ну и да, страшно хочется плеваться от навязчивой политической повестки. Трамп — бяка, Хиллари — няшка. Да-да, Стив, мы это поняли ещё в «Спящих красавицах», можно, пожалуйста, вместо этого больше внимания уделить заделыванию сюжетных дыр? Вроде, победивший на последних выборах Байден — вполне рукопожатная личность и Кинг в следующей книге угомонится по этому поводу.

Есть в книге и плюсы. Сюжет всё же интересен. Хорошо прописана подростковая психология — как учителю, мне придраться не к чему. На этом плюсы заканчиваются. Многое хорошее, что было в книге, Кинг успешно слил в унитаз на последней сотне страниц. Но несмотря на всё, это тот самый «классический» Кинг. Многие тут говорят, что автор исписался и т.д, но это не так. Уровень его книг принципиально не изменился — у него всегда были и шедевры, и середнячки, и дрянь, и в 80-ых, и в 90ых, и в новом тысячелетии. Многие просто читали только лучшие его старые работы и потому сравнивают новые книги с «Оно», «Зелёной милей», «Противостояние», «Керри», «Мизери» и т.д, а не с «Безнадёгой», «Ловцом Снов», «Глазами дракона», «Бессонницей» и «Регуляторами». «Институт» же занимает место как раз примерно в середине авторской библиографии — были истории хуже, были и лучше.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман больше понравился, чем нет. Идея 10, реализация немного хромает. Почему 8? Потомучто страниц 500 получал истинное удовольствие от прочтения, а последнюю стометровку автор по-моему, немного сдал, хотя сама концовка хороша. Кстати, Кинг не смог скрыть свои политические предпочтения, и немного вспомнил Трампа))

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни для кого не секрет, что Стивен Кинг любит и умеет писать про одаренных детей, так что для фанатов творчества Короля Ужасов этот роман не станет каким-то откровением, и, положа руку на сердце хвалить этот роман мне не особо хочется. Так как практически и не за что его хвалить. Но попробую обрисовать хоть какие-то положительные, лично для меня, стороны. Все мы знаем, что Кинг любитель многословности и большого количества персонажей. В случае «Института» радует, что книга получилась необъёмной, но при этом сюжет раскрыт, есть завершенный финал и,надеюсь, продолжения не последует. Радует что нет воды и ненужных героев, которые практически не влияют на сюжет, а просто типа в нём существуют. Далее — Кинг хорошо смог прописать главных героев книги — детей. Психологический портрет детей — удался на славу. Очень тонко показана психика детей, их адекватная реакция на кардинальную смену обстановки и чудовищные опыты.

А вот про описание сотрудников института ... Нууууу, лажа и клише. Так что предлагаю перейти к отрицательной стороне романа. А этих сторон очень много. Тут даже не стороны, а банальный бред. Итак, Институт — это сверхсекретный государственный проект, который развернул свою деятельность по всему земному шару. И их деятельность существует не один десяток лет. Меня поразило просто банальное халатное отношение сотрудников к собственной безопасности. К примеру:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Камеры слежения не только допотопные, но и все в паутине из-за чего картинка нечёткая, плюс эти камеры старого образца. Вы меня извините, но это смешно! На самолет деньги есть, а на камеры нет?! И объясняется всё это отсутствие специалистов и боязнью нанимать людей со стороны. Бред полнейший! Плюс надсмотрщики, которые должны неустанно следить за детьми, банально занимаются своими делами. А детки-то не простые, а со сверхъестественными способностями, на минуточку! Это вообще как? Все сотрудники Института — бывшие военные, полицейские и есть даже бывшие сотрудники разведки и ФБР. Что-то я сомневаюсь, что такие специалисты так халатно отнеслись бы к своим обязанностям. Военная выправка этого бы не позволила.

Далее финал. Я очень сильно сомневаюсь, что обычные сельские жители смогли бы так легко справиться с вышеупомянутыми военными. Слишком это ... сказочно, нереально. Впрочем как и финальная схватка Люка и Тима Джемисона с оставшимися сотрудниками Института. Сказочка для детей где добро обязательно победит зло. Пусть и нереалистично, но добро восторжествовало. Порадуемся же этому.

До середины роман читала с интересом, а дальше уже вымучивала себя из банального желания узнать чем там всё закончится. В итоге удовольствия от прочитанного не получила. Роман прочитан, галочка поставлена. Перечитывать «Институт» желание навряд ли возникнет.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился больше Чужака. Не самая сложная история, но талант рассказчика не подкачал, вышло динамично, с разумным числом персонажей. Точно не калькирование Воспламеняющей, новая вариация на тему ящика Пандорры и его открытия. Пара центральных персонажей ( собственно супермальчик и отставной коп) могли бы быть чуть менее картонными, но к фигурам второго плана больших претензий нет. Качественный аттракцион

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинается роман полной чушью, а именно — своеобразной викториной, где американским пассажирам самолёта рейса Тампа — Нью-Йорк вдруг с бухты-барахты предлагают денежную компенсацию в размере 400, 800, затем 1600 долларов за то, чтобы кто-то из них снялся с рейса, бесплатно поел и переночевал в отеле и на следующий день бесплатно же вылетел до Нью-Йорка снова (просто сотруднику правоохранительных органов срочно понадобилось одно место). Вы не поверите — все отказываются! И только некий мужичок по имени Тим, нехотя, за 2000 долларов, соглашается. Мол, так и быть, окажу услугу государству практически задаром.

Дальше этот мужичок решает обналичить чек и добраться до места назначения автостопом. Ну а поскольку он никуда не торопится (вот такой американский баловень судьбы – болтается по стране без видимой цели, как известная субстанция в проруби), то и добираться до пункта назначения будет минимум полгода, то в одном городке остановится и возьмётся за временную работу, то в другом. Так и устраивается он в какой-то провинциальной глуши ночным обходчиком в полиции и грузчиком железнодорожных путей.

Кстати, наш мужичок не так прост, как кажется – это бывший полицейский, имеющий кучу наград за безупречную службу, практически супермен. Ну а то, что он когда-то кого-то подранил по долгу службы, так за это полицейских в Америке почти не наказывают, часто даже наоборот — окунают в лучи славы и возводят на пьедестал почёта (ну, так было до недавнего времени). И пускай мужичок наш такой скромняга, что не любит об этом распространяться, работодатель и так всё про него узнает и будет держать на хорошем счету.

Так заканчивается первая глава и практически всё хорошее, что есть в книге. Далее начинается основной сюжет и здесь становится заметно, что Кинг уже далеко не тот мастер захватывающего триллера и нагнетания атмосферы, что был раньше, попросту говоря – он исписался и прокалывается в мелочах, городя одну нелепицу за другой. А как иначе назвать его сюжет о своеобразной тюрьме-институте, куда собирают (попросту говоря – похищают, убивая родителей) гениальных детей со всей Америки? И не просто гениальных детей, а детей с паранормальными способностями! Причём таких детей в Америке – как гороха, но широкой общественности до этого нет никакого дела, а за многие годы работы института никто из сотрудников ни разу не прокололся и никакого шума никто из родственников и знакомых деток не поднял. Как там говорил Станиславский – Не верю!

Вот так во второй главе и похищают, предварительно усыпив, мальчика Люка (не Скайуокера), при этом ещё и не забывают скрупулёзно воссоздать в институте обстановку его домашней комнаты, чтобы проснувшись, мальчик не сразу поднял шум и ему казалось, что он по-прежнему дома. Это один из самых нелепых и глупых моментов в книге (а их тут полно), ибо смысл? А какой нерациональный расход времени, сил и средств — это ж надо суметь зафотографировать всю обстановку детской комнаты, потом её воссоздать, воспроизвести все материалы, вещи, игрушки, расположить их как они были до похищения. Оно того стоит? Безусловно – нет! Видимо, Кинг и сам осознал эту дурь и в дальнейшем, при заселении прочих ребят, перестал про это упоминать — обслуживающий персонал там только подушки меняет, да кровати перестилает, никакой речи о копировании обстановки комнат больше не идёт.

Далее начинаются будни Люка и других детей в институте и единственно, за что можно похвалить Кинга – это за достоверно воссозданный психологизм подростков. Во всём остальном – опять же глопость и глупостью погоняет. Например, таковыми выглядят процедуры устрашения детей, когда им через задний проход вставляют термометры. Мол, не будете слушаться – будем замерять. Опять же, а смысл так по-дурацки извращаться? Или наивное представление, будто у детей одно бухло на уме и потому можно их спаивать алкоголем за послушание. Ну а невнятные штази-огоньки, то и дело мелькающие перед глазами подростков в зависимости от удачности экспериментов, вообще как мне кажется, выдуманы Кингом от балды. Ну просто, чтобы были.

Несмотря на всю организованность и безупречность функционала института, в его работе обнаруживаются нелепые бреши – за видеокамерами никто не следит, всё покрыто пылью, а в институтской ограде зияют огромные бреши, через которые можно сбежать. Детям же для развлечения предоставляются компьютеры, внимание! — с неотключенным интернетом, чистый идиотизм! Да, функционал ограничен, но опять же – зачем городить огород со сложнейшими программами отслеживания, когда можно просто этот интернет отрубить! Естественно, умные детки находят способ обойти все ограничения…

Ну а дальше по сюжету пути сбежавшего подростка Люка и обходчика Тима пересекутся (кстати, описание побега – это ещё одно из немногочисленных достоинств романа) и заварится каша с обязательными огнестрельными разборками в полицейском участке и «грандиозным» финалом, настолько нелепым, что и говорить страшно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
склеившаяся масса из паранормальных подростков, практически утративших рассудок, с помощью телепатии расправится с плохими парнями, а заодно и с самим институтом, а в самом конце выяснится, что благодаря этой массе и поддерживался мир во всём мире. Иначе говоря, при отсутствии ТАКОГО механизма сдерживания уже давно бы развернулась ядерная война между СССР и США.

В общем, выглядит всё это слишком уж по-детски и неправдоподобно.

Подводя итог скажу, что с «Институтом» замах у Кинга получился на рубль, а выхлоп — на копейку. Однако цену за книгу лупят сейчас нехилую — порядка 600 с лишним рублей и она того не стоит.

Моя оценка «Институту»: середнячок. К обязательному прочтению не советую, только если вы ярый фанат автора и во что бы то ни стало хотите ознакомиться с его новинкой.

P.S.: Расширенная версия этого отзыва и другие обзоры книг в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я могу себя назвать безоговорочным поклонником творчества Стивена Кинга. «Институт» я хотел прочитать сразу после выхода книги, чтобы не отвлекаясь, получить удовольствие от нового романа Кинга. В целом, мне всё понравилось, хотя и с небольшими оговорками.

Тема детей в книгах Стивена Кинга, наверное, одна из самых часто использующихся для сюжета. Не случайно, одними из самых известных книг являются «Оно» и «Сияние». В чём-то новый роман похож на эти два произведения, какими-то деталями, отношением взрослых к детям, их взаимоотношениям между собой, наличием особых способностей. Ни в коем случае это не перерисовка старых историй на новый лад, это абсолютно самобытная история.

Где Стивен Кинг находит сюжеты для своих новых книг? Наверное, всё выглядит довольно просто. Сюжет этого романа лежит на поверхности. Официальная статистика по пропаже детей в США шокирует, даже не верится, что такое количество детей исчезает каждый год. Конечно, большая часть благополучно находится и возвращается домой. Но есть и те, которые пропадают бесследно. К сожалению, ни одна из цивилизованных стран на отстаёт в этом отношении от США, это повсеместная проблема и общая для всех беда.

Стивен Кинг немного добавил и соединил в одно целое, чуть-чуть мистики, паранормального, опыты над человеком, безумных учёных. Где грань между реальной заботой о всем человечестве и жажда власти какими-то конкретными людьми, которые прикрываются благими целями? Как точно определить насколько цель оправдывает средства? В какой-то степени, автор идёт по пути таких известных любителей конспирологии, как Дэн Браун и неплохо с ними конкурирует. То есть, книга не только о детях, которым не повезло обладать какими-то особыми способностями, на кону благополучие и судьбы многих и многих.

Умение воссоздать атмосферу тотального кошмара и ужаса, один из многих талантов писателя Кинга. В этом произведении, страдать и мучаться предстоит детям самого разного возраста. Обыденность происходящего, настоящий конвейер кошмара и безысходности, полное равнодушие к самым маленьким, всё это ежедневная действительность для обитателей Института. Автор наносит удары по самым чувствительным частям читателя, играет на нервах и чувствах. За героев переживаешь, им сочувствуешь, вместе с ними ненавидишь их мучителей. Всё это благодаря умению Кинга правдоподобно представить происходящее на страницах его книг.

Для меня, «Институт» это ещё один успешный роман от Короля ужасов. Ещё одна увлекательная история, пугающая и жуткая, пусть и не такая кошмарная, как «Оно». Всё-таки обычные люди могут быть не менее жуткими существами, чем порождения Тьмы из самых страшных кошмаров. К сожалению, пальма первенства за самых обычным сотрудником Института или подобного учреждения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх