Роберт Холдсток «Лавондисс»

Annotation

---


--- arcanum Роберт Холдсток «Лавондисс»

 

Роберт Холдсток «Лавондисс»:


Впервые о цикле «Мифаго» я прочитал в посвященной эволюции жанра фэнтези статье Михаила Назаренко, собственно, тогда и заинтересовался.

Принимаясь за первый роман цикла необходимо понимать, что «Лес Мифаго» в чем-то является если не пробой пера (хотя Холдсток к тому моменту уже был не новичок в литературе), то разведкой боем – однако, здесь присутствует серьезность замысла и его реализации. Автор хотел создать что-то выдающееся – у него это получилось. Но, с оговорками. Видно, что Холдсток еще только обживается в придуманном им концепте. Первая часть романа «Лес Мифаго» кажется несколько провисающей, романтическая линия слегка натужной, но все с лихвой искупает вторая часть, когда главный герой с напарником погружается в загадочный Райхоупский лес – это подлинное погружение в море мрака. Или в сердце тьмы. Даже сошедший с ума полковник есть – то есть, в данном случае, одержимый брат главного героя Кристиан. Атмосфера сумрачного, сырого и неприветливого леса, погружение в праматеринскую, родовую коллективную память передано прекрасно. И концовка – своего рода печальный хэппи-энд с легким просветом надежды. Прекрасные, стилизованные под архаику, легенды, разбросанные по телу романа тут и там, только добавляют колорита и привлекательности.

Но уже второй роман цикла, «Лавондисс», махом убирает все относительные минусы первого и выводит материал цикла на запредельную высоту. Повествование получилось неподдельно-трагичное, на голом нерве. Это не фэнтези, это чистой воды визионерство, литературный шаманизм с расширением сознания и вызовом душ предков. Странствие главной героини, Таллис Китон, в дебрях Райхоупа принимает характер высокой драмы, как в классических трагедиях, но даже сердцем чувствуя, что оно окрашено беспросветным фатумом, оторваться от повествования просто нет сил. Ее образ — одна из главных находок Холдстока: она живая, порывистая, страдающая, но решительная и непреклонная. Впрочем, то же самое можно сказать и об образе ее антагониста. Отдельные сцены романа трогают до глубины души. А некоторые (вроде описания голодной смерти первобытного семейства в ледниковом периоде) – заставляют содрогнуться в своей жуткости. Как правильно написал кто-то из лаборантов: «Такое ощущение, что Холдсток это все не придумал, а пережил лично». Не знаю, есть ли у Холдстока степень по антропологии, но его знание шаманизма, обрядовой составляющей архаичных социумов, их магическо-ритуальных практик, просто изумительное. При этом изящно закольцованный финал романа получился идеальным для подобного повествования, другого и быть не могло. Судя по всему, это часть творческого метода автора – неоднозначные, оставляющие пространство для размышлений, концовки.

Поэтому, еще раз: если кого-то разочаровал первый роман – господа, вы пропускаете все самое интересное. Вас ждет совершенно бесподобный «Лавондисс»!


Оценка: 10


https://fantlab.ru/work45801?sort=date#response361425





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121261