Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

Annotation

---


--- Black ermine Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

 

Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»:


Давно фентези-роман не вызывал у меня такой контрастной реакции. Более того, я до сих пор вообще не могу понять, понравился мне цикл или нет. У «Меекхана» есть как и огромные плюсы, так и очень неприятные минусы. Так что я просто изложу свое видение оных и давайте попробуем разобраться вместе.

В общем и целом — цикл представляет собой достаточно типичное польское «военное» фенетези новой волны. Читается с интересом, но тут же начинаются проблемы.

Во-первых, как уже отмечали многие рецензенты, мы все это уже видели. Обычное фентези, разве что автор щедро плеснул на страницы кровищи и чернухи. Сложности персонажей нет, все они или однозначно хорошие или столь же бескомпромиссно плохие.

Во-вторых, дробление романа на четыре больших сборника новелл лично мне не понравилось. Только успеваешь привыкнуть к одним героям, как они уходят в закат, а действие переносится в другую часть мира.

В-третьих и в-главных. Автор плохо разбирается в том, о чем пишет. Если бы целью было написание современной сказки — классического героического фентези, то это было бы простительно. Но тут у нас вроде как попытка создания фенетези темного, а значит необходимо больше реализма, так что увы. Профессиональные шпионы это не супер-ниндзи в масках со шпионским оборудованием в потайных карманах. Хороший офицер не панибратствует с солдатами и не разрешает им пьянствовать на боевом задании, пусть даже оно почти завершилось. Настоящий «отец-командир» действительно может ходить со своими людьми в бой, но между ним и подчиненными всегда будет зиять пропасть. И называется эта пропасть «статус». Без нее дисциплина развалится за пару недель, и отряд солдат превратится в шайку бандитов. Тем более в условиях фронтира. Наконец, гордые маленькие народы, где каждый мужчина с пеленок изучает боевые искусства, не разбивают наголову десятикратно превосходящие силы врага. Такие народцы тихо сидят по своим горным пещерам, просто потому что это — единственное, что им позволяют большие и сильные соседи. Которые не пестуют мастеров-одиночек, зато знают, что такое «тактика», «строй» и «дисциплина», а заодно понимают, что кроме мордобития в мире есть еще много чего, чем заняться.

Но, удивительное дело, именно из этой нереалистичности проистекает главное достоинство цикла. Дело в том, что автор искренне верит в то, о чем пишет. Это чувствуется в каждой строчке каждой новеллы. Буквально. Он действительно верит в шпионов-ниндзей, добрых командиров, не признающих дистанции с подчиненными и в народ мега-мастеров меча, тактики и стратегии, которые не завоевывают мир только потому что им это не надо и живут в горных аулах от того, что им так прикольно. И даже больше того — автор глубоко и искренне верит в весь свой мир, со всеми его несуразностями и противоречиями. Да, этот мир похож на не слишком умело сшитую из пестрых лоскутов куклу. Но вера создателя вдыхает в нее столько жизни, что вы перестаете замечать неровные швы, потертую ткань и даже отвалившийся глаз-пуговицу. Ожившая кукла пляшет так здорово, что даже самые нелепые коленца вроде шпионов-ниндзей выглядят увлекательно. Бич и проклятие большинства современных фентезиписцев — вымученность — в «Меекхане» отсутствует напрочь. Хорошо видно, что автор вложил душу в создание мира и в процессе написания патрулировал перевалы вместе с Горной стражей, уходил от погони в степи и вел философские беседы с иссарами.

Я подумал, что этот эффект «нереалистичной достоверности» — настоящая находка для фентези. Ведь мы читаем про другие миры не для того, чтобы узнать как оно бывает на самом деле, а чтобы увидеть нечто невероятное. А невероятное может ожить только если его создатель сам верит в него. Это ли не высшее мастерство фентези?


Оценка: нет


https://fantlab.ru/work495341?sort=date#response365781





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121270