Ник Перумов «Приключения Молли Блэкуотер»

Annotation

---


--- Easy Bella Ник Перумов «Приключения Молли Блэкуотер»

 

Ник Перумов «Приключения Молли Блэкуотер»:


Довольно слабая трилогия.

Главный её недостаток — решительно непонятно, чего именно целых три книги добивался автор. Показать, как здружить англичан и Roskies? — после прочтения остается решительно непонятно как. Показать, какие мнимые различия между двумя цивилизациями? — тогда показать вышло неважно. Показать, на какие зверства способны люди «с честными лицами»? — тот же «Кровавый меридиан» с его скальпированием индейцев и убийством младенцев справляется лучше. Но обо всем по порядку.

Столкновение двух цивилизаций из разных исторических эпох выглядит крайне неубедительно. Во-первых, здешнему миру условных англичан совершенно не нужен стимпанк. С чем у вас ассоциируется стимпанк? У меня с Великобританией девятнадцатого века: временем «белых пятен» на картах, охотой на исчезающие виды ради ручек для зонтов, детским трудом, показушным благочестием, укрепляющейся властью банкиров, паром, от которого запустится даже андроидный коллайндер и городами типа Лондонца, которых не видно за вечным смогом от угольного отопления. Да, у Перумова уже колонизируют Тартарию и Черный Континент, по улицам гоняют паромобили, «юных леди» шпыняют по рукам указкой, а леди постарше кротко вяжут дома шерстяные платки. Но как этот мир дополняет мир Roskies, который остался в веке... ну, судя по тому, что у них сохранился родоплеменной титул «князь», то к веку тринадцатому? — да никак! А все из-за того, что, во-вторых, психологических различий между этими двумя мирами абсолютно не наблюдается (и это при том, что взгляд на мир уже отличается у жителей разных городов). Просто с одной стороны люди, которые полагаются на паростроение, и принимают существование магии как вызов силе технократии, а с другой — маги, которые пока не обрели знания паростоения. У одних есть деревья, у других нет. Все. На контрасте с первым второй не обретает таинственности, на контрасте с вторым первый не выглядит как уродливая попытка людей подчинить и заменить магию машинами. Если бы я не читала всю трилогию, то решила бы, что эта история — воззвание в защиту природы, тем более в первой книге на это делается немалый акцент (скорее потому, что кроме «гой ты Русь моя родная» в нашем настоящем мало доводов в предпочтение пути России путям альтернативным). Но нет: автор уверен, что пишет если и не анти-саксонксую книгу то, по крайней мере, книгу патриотическую. И в той же временной эпохе, когда колонисты ведут спортивную охоту на аборигенов Австралии и отрубают детям Бельгийского Конго руки за недоработки, Перумов не находит ничего лучше горячих русских бань и парней, одного из которых Молли Блэкуотер тотчас любит, разумеется, «навеки» (вы же тоже в тринадцать лет влюблялись «навечно»), чтобы его героиня ассимилировалась среди Roskies. Т.е. её принятие стороны Roskies это ни что иное, как гормональный взрыв.

И, конечно, немного о Roskies. О май диар коммрадс! Не знаю, что такое случилось с Перумовым, но в Америке у него определенно атрофировалось чувство меры и вкуса. Для начала: никакие это не Roskies. Это просто орки, На'Ви, непокорные зулусы или любой другой образ народа «благородных дикарей» — подставьте их и ничего не изменится. И тактика боя у них соответствующая — дикарская; каждый раз описывается как орды пушечного мяса из бородачей в «тулупос», «шапкос-ушанкос» и прочих атрибутах уважающего себя «Roskies-комрад», с фузеями наперевес несутся в атаку (хорошо хоть «за Сталина!» не кричат), а рядом кастуют заклинания ворожеи (у меня примерно такие же полководческие таланты после сотен часов в Варкрафте). Понятно, что этой клюквой автор хотел отобразить восприятие иноземцев главной героиней, но вышло так, словно русскоязычный писатель захотел беззлобно посмеяться над иностранцем читателем — и сам достал худшие клише из разряда «у каждого русского есть свой домашний медведь»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

и он таки тут есть! Славу богу, это всего лишь медведь-оборотень (и, по совместительству, возлюбленный Молли). Хотя, судя по его умственным дарованиям, я не удивлюсь что это оборотень «наоборот»

из-за чего хотелось уже «хряпнуть водка», взять дедовский «ПэПэШа» и расстрелять шутника-Перумова «фор Хомленд».

Собственно, не удивляйтесь набившим оскомину мифам из русского фольклора, которые переиначены самым безвкусным способом: тут вам и Бабки-ежки, которых здесь называют «ворожеями», и избушки (не на курьих ножках, но зато с головами на частоколе — одна из немногих хороших идей книги), и боги — не «правь, явь, снаффь», а просто ещё одни Семь зверей Райлега — только теперь в «русском» антураже. Я все понимаю, но на дворе не советское детство Перумова: теперь лубочные представления о древнерусской мифологии вызывает только зевоту, как от бородатого анекдота.

И, возвращаясь в начало обзора. В финале Перумов демонстрирует нам, как здружить два таких разных народа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

англичане и Roskies мирятся за блюдцем чая из «самовар». Причем это подается на полностью серьезных щах.

Сказать нечего. Учитывая, что по законам истории низшие цивилизации обречены быть истреблены или ассимилированы высшими, и что англичане в книге явно не рассматривают Roskies как очередной рынок сбыта, то с этой короткой передышкой саксы наберут силы и участь Roskies незавидна. И эта мысль довольна показательна: по Перумову Roskies не могут победить, если у них не будет магии, т.е. Чуда. Не надо перенимать технологии англичан, срочно заниматься модернизацией армии, вооружения и тактики (чтобы не бежать каждый раз «в акаку» под пулеметы), ломать, наконец, родоплеменной строй (похоже у Roskies князей много), нет! — Roskies нужна свалившаяся способность хреначить всех фаерболлами! Так победимЪ.

Напоследок про персонажей. Что до них? Перумов может писать только Фесса, про Фесса и, я так полагаю, для Фессов. Местная Молли — это Фесс чистой воды, но только в юбке (поправочка: брюках — все же пацанка). Все черты на лицо: вундервафля, которая падает ему на голову, куча персонажей которые созданы только для того, чтобы через полслова повторять какая Молли крутая, и сопливые страдания через пол-абзаца. Собственно, нету смысла говорить, что и жанровая принадлежность к «янг-эдалт» спасает историю: она не про дружбу, не про взаимовыручку, не про ответственность, смелость и решимость, не про первую любовь и не про те качества, благодаря которым мальчики и девочки вырастают в Мужчин и Женщин — она про Фессомолли и только.


Оценка: 2


https://fantlab.ru/work746737?sort=date#response362700





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121349