Кристиан Кэмерон «Красный рыцарь»

Annotation

---


--- Graj Кристиан Кэмерон «Красный рыцарь»

 

Кристиан Кэмерон «Красный рыцарь»:


Печаль, тоска, но должен признать — “Красный рыцарь” досрочно стал для меня разочарованием года. Как правило, даже если книга не зашла, я могу понять почему она нравится другим. Но не случае с “Красным рыцарем”. Читаю положительные отзывы у нас или на том же Амазоне, и в упор не вижу плюсов, которые в них отмечены. Или мы разные книги читали? Итак, по порядку:

Минус первый: Слог и структура.

Я не владею английским, а потому не могу оценить оригинальный слог Кэмерона. По этой же причине, я не берусь огульно обвинять переводчика или редактора в том, что книга плохо вычитана. Но факт остаётся фактом: текст слабый, текст грязный. Написано на уровне, когда автор уже не путает времена и фокалы, но при этом не чувствует сам стиль. Повествование перегружено уточнениями и словесным мусором: часть предложений можно сокращать вдвое без потери смысла. И это даже на мой дилетантский взгляд. Описания слабые и серые, экшн сумбурный и затянутый (а ведь автор всерьез занимается историческим фехтованием!), незатейливые унылые диалоги, в которых все герои разговаривают одинаково.

Теперь по структуре. Автор аки Мартин, напихал в роман кучу ПоВов, но если у Мартина каждый герой показывает нам свой кусок мозаики, то у Кэмерона персонажи разом пялятся на одну и ту же картину. Хуже того: иногда автор выделяет герою буквально страницу, а затем отвлекается на другого, потом на третьего, хотя модно было ограничиться одним ПоВом, при этом ничего не потеряв в сюжете. Беда с композицией.

Минус второй: сеттинг.

Есть королевство Альба (Англия), в котором есть король, отец которого разгромил Диких и загнал в дремучие леса. Дикие представляют собой солянку: от виверн и ящероподобных демонов до вполне себе заурядных индейцев. Помимо Альбы есть ещё Галле (Франция) и Морея (то ли Священная Римская, то ли Византийская империя). На востоке есть Гроб Господень. В наличии все элементы христианства, вплоть до “Deus Vult”. И все — я расписал мир “Красного рыцаря” от начала до конца. Вся география, история, культура: три страны-кальки, Дикие, христианство и одна историческая битва. По-другому как халтурой, назвать такой сеттинг нельзя. Да, например, Гэвриэл Кэй тоже использовал привычное средневековье как основу, но в его романах был ворох деталей, за счет которых миры Фьенавара оживали. Сеттинг же “Красного рыцаря” — лишь кривая декорация для сюжета.

Ах да, магия. У каждого мага тут есть некий Дворец Воспоминаний, с помощью которого они колдуют. Заклинания типовые: лучи силы, ядовитое облако, хил. Зачем нужен выше указанный Дворец решительно непонятно – полагаю, Кэмерон хотел добавить оригинальности, но оригинальности не прибавилось.

Минус третий: сюжет.

Грозный отряд наемников состоящий из рыцарей, лучников, оруженосцев прибывает в окрестности монастыря, дабы по поручению настоятельницы порешить одного-единственного демона. Во главе наемников – главный герой по прозвищу Красный Рыцарь, личность которого покрыта мраком, а когда мрак развеется, то станет непонятно, на кой ляд было темнить. Вскоре выясняется, что на монастырь прет несметная орда Диких – бедолаг, которые весь роман будут огребать даже при десятикратном превосходстве. Вождь демонов, а по совместительству и антагонист – древень-колдун, выглядит абсолютно некомпетентным: вся его тактика заключается в забрасывании врага трупами несчастных миньонов. Отдельного внимания заслуживает интрига с предателем из монастыря, который настолько очевиден, что я даже не поверил, когда он и впрямь оказался предателем.

Помимо основной, имеется клубок из второстепенных сюжетных линий. Тут и король Альбы, который так спешил на помощь к осаждённому монастырю, что бравые наемники едва не управились без него. Тут и королева, которая плывет вслед за королем с грузом провианта, без которого армия погибнет с голоду (нет). Тут и заморский посол, чья роль свелась к тому, чтобы подвести героев к сиквелу. И так далее, и тому подобное. Как писалось выше, в романе множество фокальных персонажей, но роль большинства из них для сюжета стремится к нулю.

Не обошлось без любовной линии. Между Красным рыцарем и одной из послушниц вспыхивает столь глубокое и внезапное чувство, что оно сделало бы честь многим дамским романам. “Ах, мы не должны быть вместе! – Но я ведь люблю тебя! – И я тебя, но ты не понимаешь! – Как доказать мне свою любовь?! – Я предназначена Господу! – А как же наше соитие… — Нет, ты не понимаешь…” Наигранно, слащаво, по-детски.

Минус четвертый: герои.

Беда даже не в том, что Кэмерону банально не хватило мастерства на убедительных живых персонажей, а в том, что он не знал, как с ними быть. Взять ту же королеву, чья линия проходит через весь роман, но при этом совершенно бесполезна для фабулы. И таких героев большинство: они внезапно появляются, внезапно исчезают, и толку от них нет. Череда однотипных наемников и рыцарей, в которых тупо путаешься, Дикие в качестве мальчиков для битья, купцы, подмастерья, горцы, крестьяне. Убери автор лишние ПОВы, и роман сократился бы вполовину, что только пошло бы ему на пользу, ведь на фоне обозначенных недостатков, главным минусом становится огромный объем “Красного рыцаря”.

Выводы.

Я ещё долго мог бы обсасывать недостатки романа, но неужели нет плюсов? Да, Кэмерон шарит в амуниции, считает рыцарский отряд по копьям и доносит, что надеть доспех без оруженосцев проблематично. Но грызть кактус ради подобных знаний – увольте — есть специальная литература. Да, и раз уж речь зашла о достоверности, то упомяну разрубание мечом стрел в полете и боевого коня, который накладным рогом крошил демонов в капусту – я не эксперт, но подобные моменты выглядят сомнительно.

Итого. “Красный рыцарь” – унылый, слабый роман с кучей плоских героев, который к тому же написан на уровне СИ. Не советую.


Оценка: 5


https://fantlab.ru/work354601#response352950





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121355