Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

Annotation

---


--- Johann_Wolden Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»

 

Джесс Буллингтон «Печальная история братьев Гроссбарт»:


«Желаете прогуляться по заповедным буколическим уголкам средневековой Европы, повстречать немало честного люда и близко познакомиться с его укладом жизни, нравами и верованиями? Или воочию узреть блеск и нищету прекрасной Венеции? А, быть может, желаете укрыться от промозглой осенней ночи в тёплой избушке посреди горного леса и отужинать сочным ароматным куском козьего сыра? Всё это и многое другое — только здесь и только у нас, в агентстве Гро… кхе-кхе… Лангобард Турс. Ещё ни один клиент не оставил жалобы на наши туры! В незабываемом путешествии Вас ждут знакомства с интересными людьми (и уж будьте уверены, никто из них не успеет Вам наскучить), экскурсии по аутентичному монастырю, круиз по тёплым водам Средиземного моря под пение прелестных дев и отдых на солнечных пляжах мифического Гипта. И даже не переживайте насчёт языкового барьера, ведь Вы и представить себе не можете, каким благом он может обернуться. Всю дорогу Вас будут сопровождать два наших лучших гида из местных. Это Гегель, и нет, он у нас не философ, зато уж если почует беду, готовьтесь – её не миновать. А это Манфрид, большой знаток по части богословия и не только. Что, простите? Зачем им лопаты? Даже если и узнаете ответ, Вам едва ли будет до него дело, так что и знать его незачем. Ах да, совсем забыли предупредить – история, что вот-вот разыграется, будет печальной, вихрем сметёт множество судеб. Многие умрут. Да, Вы тоже. Но право же, будь Вы благочестивым почитателем Девы Марии, стоит ли беспокоиться о мелочных и суетных драмах земного мира? Заботу и работу оставьте нашим гидам. Словом, знакомьтесь — это братья Гроссбарт, и они придут ограбить Вашу могилу.»

Джесси Троллингтон, турагент.

«Печальная история братьев Гроссбарт» — дебютный роман Джесса Буллингтона в жанре Dark Fantasy, и в рассказе о нём не обойтись без нескольких оговорок. Для начала, как бы лукав и ехиден ни был автор в отношении персонажей, образов эпохи и читателя, в одном он честен однозначно. Главные герои, расхитители гробниц Гегель и Манфрид Гроссбарты, уже на первой странице текста обозначены отъявленными отморозками. Не верите? Что же, к завершению первой главы однозначно в этом убедитесь, и тем, кто не готов к столкновению с подобными персонажами, лучше бежать от их зловещего наступления прочь по хлюпающей средневековой грязи, назад в сытый покой XXI века. В противном случае иным неожиданным хранителям совести человечества может стать очень не по себе, и вишнёвый цвет «здравомыслия и адекватности» гулко грохнется о землю желудями натужного морализаторства. Вам это не грозит? Тогда о главном моменте — для должного восприятия романа очень желательно понимать, что же он в действительности собой представляет.

Роман Буллингтона, являясь тёмным фэнтези до мозга костей, от собратьев по жанру отличается разительно — нечего и тратить время на поиски аналогий в эпических работах Бэккера, Эриксона и тем более Мартина. И совсем немного общего можно найти у Аберкромби, и это деконструкция жанра. Куда лучшее начальное представление о «Печальной истории…» смогут дать «Роман о лисе», «Легенда об Уленшпигеле» и прочие исторические плутовские романы, но сгодятся и сказки братьев Гримм, до которых не дотянулись коварные ручонки цензоров. Потому здесь и линейное повествование, путешествие из точки Б в точку Г, в процессе которого персонажи столкнутся со всевозможными В., С. и всякими прочими П., и характерные для подобных историй штампы вроде исключительной везучести центральных персонажей присутствуют. Фэнтези же это в том смысле, что любые страхи и суеверия, бывшие для жителей XIV века непреложной истиной, реальны и с позиций автора и читателя. Скажем, чума считалась происками Дьявола, здесь порождения ада её и распространяют, и как знать, каких ещё чудовищ можно встретить на просторах этой Европы…

Братья Гроссбарты. Дремучие и озверелые расхитители гробниц, вечно пьяные воры и убийцы, не испытавшие за жизнь ни проблеска совести. Истовые почитатели Девы Марии, неотступно следующие собственному кодексу чести (окружающим, правда, легче не становится). Исключительная ОПАСНАЯ мразота, но исключительной же харизмы. По очевидным причинам сопереживать им решительно невозможно, но Дьявол разбери, наблюдать за этой безбашенной парочкой есть истинное удовольствие. В особенности за роскошно выписанными диалогами братьев и разговорами с теми, кого нелёгкая угораздила оказаться поблизости. Их прямолинейная манера общения, с умильным коверканьем слов и непрестанным потоком быдлячества по отношению к окружающим и друг другу, на удивление хорошо сочетается с регулярными диспутами о вопросах теософии, социологии, лингвистики, зоологии и даже кулинарии. Все эти разговорные эпизоды диво как хороши и часто смешны до истерики, контраст религиозного фанатизма братьев и их же представления о вопросе — в особенности. Что до части приключенческой, то она столь же проста, сколь увлекательна. Гроссбарты, свято блюдущие традиционное для семьи ремесло гробокопателей, направляются на юг, в загадочное царство Гипет. Само собой, с целью разграбить богатейшие усыпальницы царей древности. В дороге они встречаются с людьми различной степени гроссбартности, среди которых наиболее приметны монах-расстрига Мартин, профессиональный араб Аль-Гассур и пара подозрительно вменяемых для этой истории венецианцев. Наблюдают и творят человеческие драмы. Сталкиваются с нечеловеческими тварями и прочими проявлениями потустороннего. С регулярным скатыванием всего происходящего в гротескную и малость абсурдную дичь, сочным и донельзя натуралистичным описанием демонья и многочисленными сценами сражений. Таковые справедливо упрекнуть в сумбурности, но так и не мастера клинка в них участвуют, а главным подспорьем Бородатых в любой битве служат ярость и матюги (ну и благоволение Пресвятой Девы, само собой). А где-то за их спинами вершится трагедия действительно заслуживающего сочувствия человека с начисто разрушенной жизнью. Человека, добровольно превращающегося в вестника действительно жуткого зла. В итоге же закольцованная история с весьма красивой игрой смыслами и резкой, но естественной переменой читательских симпатий и обязательная для плутовского романа мораль. Помимо прочего, разумеется, и издевательская — случись законченному отморозку обрести хоть ореол святости, один чёрт отморозком он и останется, ни капли не раскаявшись в содеянном и не переменив образа мыслей.

Постоянно проверяя на прочность разом нервы, желудок и лёгкие читателя, Джесс Буллингтон в своей постмодернистской литературной игре вокруг европейских истории, фольклора и истории, ставшей фольклором, жонглирует образами и традициями Средневековья вроде «корабля дураков» и чумных докторов как заблагорассудится. Но дух эпохи неизменно показывает как он есть, без уютного флёра романтизма, и со знанием дела. Историку и немудрено. Контрастные Гроссбарты становятся неким символом своего времени, и задачу наглядно показать разницу ментальностей автор отрабатывает по полной. Другое дело, что не всякий выхоленный условной цивилизованностью нашего времени читатель рискнёт столкнуться лицом к роже с оголтелой дремучей чернью с полученным по многократно сломанному телефончику представлением о мире. Но попробовать взглянуть сквозь эпохи стоит. «Печальная история братьев Гроссбарт» — это обильно политая кровью и гуморальными жидкостями чёрная сказка у ночного костра, по совместительству отменный цитатник весёлого циника. Она же весьма обстоятельный и ненавязчивый экскурс в средневековое мировоззрение и жизненный уклад, способный задать вопрос о восприятии веры, стоит лишь иметь представление об эпохе чуточку большее, чем полузабытый учебник шестого класса. Наконец, это попросту яркая, эпатажная и мастерски исполненная и переведённая книга.


Оценка: 10


https://fantlab.ru/work191254?sort=date#response361695





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121376