Энн Маккефри «Пернский цикл»

Annotation

---


--- Stanley630 Энн Маккефри «Пернский цикл»

 

Энн Маккефри «Пернский цикл»:


Пернский цикл был прочитан мной в количестве 10-ти основных романов под влиянием как положительных рецензий на этом сайте, так и рекомендаций знакомого человека, чьему литературному вкусу я исключительно доверял. Беря в руки первую книгу, я ожидал прочесть «творение 22-го Великого Мастера», «один из лучших фантастических циклов в литературе», «книгу, которая останется в сердце навсегда вместе с чудесными драконами, Фларом и Лессой, Рутом и Джексомом и т.д.».

Законченное впечатление о цикле в основном сложилось к середине лучшей, пожалуй, книги цикла «Белый дракон», поэтому я не стал читать предысторию саги («Заря Драконов» и «Глаз Дракона»), а основные книги серии я прочитал в порядке, рекомендованном StasKr.

И вот, несмотря на терпеливое и вдумчивое прочтение этих 10-ти романов, вынужден признаться, что высоких оценок данному циклу я дать не могу, хоть и очень честно пытался проникнуться его атмосферой (ведь так высоко ценил я мнение тех, кто рекомендовал мне это к прочтению!). Ниже привожу некоторые свои соображения, которые возможно будут полезны тем читателям, которые с данным циклом еще не знакомы.

1. Своеобразие авторского стиля Энн Маккерфи состоит в том, она совершенно не тратит время на знакомство читателя ни со своими героями, ни со своим миром. Почти все персонажи, включая главных героев, появляются в книгах внезапно, так словно они давно на Перне жили, а вы, открывая книгу, также внезапно встречаете их. Вы словно пришелец с Земли сразу приземляетесь на Перне, не зная о нем ничего, и вынуждены разбираться что в этом мире происходит, и что из себя представляют населяющие его люди и драконы.

2. Цивилизация Перна — пасторальная. Она основана выходцами с Земли, которые бежали от войны и прочих катастроф с намерением жить спокойно и мирно трудиться на лоне природы девственной планеты. В книгах о Перне не будет ни глобальных войн, ни локальных боевых действий, ни супергероев-одиночек. Во всех 10-ти романах мне встретилась только парочка кинжальных драк (кстати, неплохих, хоть и не фехтовальный феерверк на мечах у Сапковского, конечно). Еще будут не очень внятные и ни к чему не обязывающие интриги феодальных лордов, а также произойдет несколько непредвиденных несчастных случаев с людьми и драконами. По большому счету это и весь «экшЫн».

3. Антагонистом в цикле романов о Перне выступает этакое самодостаточное и независимое ни от чего биологическое оружие, именуемое «Нити». Это споровые колонии неясной этиологии и генеза, убивающие все живое. В финальной книге серии («Все Вейры Перна») одну спорку герои на драконах смогли даже поймать и начали было изучать под микроскопом, но, если не ошибаюсь, так ничего существенного и не выяснили. Естественно лучшее лечение для такой проблемы — прижигание, только вот площадь нитевидного поражения великовата, поэтому так нужны на Перне драконы и поэтому на них все надежды мирных земледельцев и скотоводов. Сцены практического применения драконов в первой книге цикла («Полет дракона») весьма впечатляют, но в дальнейших книгах прямая функциональность разноцветных ящеров уходит далеко на второй план и лишь упоминается в фоновом режиме.

4. На главном же плане во всех книгах Пернского цикла — отношения между драконами и людьми. Дракон — разумное существо способное к ментальному общению с отдельно взятым человеком, его всадником. Общение происходит телепатически, в результате чего между человеком и драконом возникает особый психологический симбиоз, вне которого оба существа уже находится не могут. У Энн Маккерфи отношения между всадником и драконом — не просто хорошие, они утрированно идеальны. Между всадником и его драконом невозможна ни малейшая напряженность, ни ссора, ни холодность, ни отчуждение. Охарактеризовать это можно лишь как самую преданную дружбу, полное и искреннее взаимопонимание, непередаваемую радость постоянного общения и совместного времяпрепровождения. В отдельных моментах люди и драконы даже почти прямо признаются друг другу... в любви! Да-да, ничего удивительного, тема любви между людьми (в том, числе между всадником и всадницей) в романах Маккерфи далеко на втором плане. А зачем этим людям какая-то еще любовь друг к другу? Ведь как прекрасны излучающие счастье фасеточные глаза дракона :-).

Исключение из правила составляет только небольшая повесть-приквел «История Нерилки». В этой части серии Маккерфи неожиданно отступает от своего канона и пишет простую, но весьма сильную историю не о драконьей, а о простой человеческой любви и жизни. История, в которой любовь становиться выше ревности, себялюбия и прочего эгоизма. Признаюсь, во всем цикле именно история Нерилки мне больше всего понравилась. Хотя, откровенно говоря, эта повесть не о драконах, и больше напоминает не фантастику, а классику XIX века.

5. Лично мне тема взаимосвязи человека и дракона не показалась столь увлекательной и трогательной, каковой она вероятно виделась автору. Иногда впечатление было даже отталкивающим, например, момент запечатления (установления телепатической связи) между Лессой и Рамотой, во время которого произошло неосторожное убийство другой безымянной кандидатки во всадницы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Новорожденная самка Рамота, прежде чем обрести счастье в вечной дружбе с Лессой, эдак «по неосторожности» УБИВАЕТ безымянную девушку, которая тоже рассчитывала стать ее лучшим другом и всадницей. Еще несколько отвергнутых кандидаток были ранены. Торжественный момент запечатления двух главных героев, человека и дракона, происходит в прямом смысле на изуродованном трупе несостоявшейся «кандидатки в друзья». И вы думаете перед этой погибшей несчастной Лесса и Рамота хотя бы извинились? Может бросились к смертельно раненой и попытались чем-нибудь помочь? Куда там! Им же нужно наслаждаться моментом обретения счастья, преданно гладя в глаза друг другу! Лесса лишь содрогнулась, глядя на изувеченный труп, а Рамота выразила «сожаление». О погибшей noname girl никто больше и не вспомнил... Особенно неприятно поразило то, что Рамота сожалела не по поводу изувеченной девушки, а потому, что этим убийством она огорчила возлюбленную Лессу! Да уж, по истине отвратительный момент, который очень сильно испортил дальнейшее впечатление от обеих героинь. Справедливости ради можно лишь утешиться тем, что иные запечатления драконов и людей прошли у Маккефри вполне цивилизованно, что всякий раз вызывало у меня недоумение: зачем в случае с Лессой понадобилась такая ужасающая особенность?

6. Тот факт, что Пернский цикл является серией романов о драконах, нужно понимать буквально. На страницах этих книг вы проведете огромное количество времени непосредственно рядом с драконами. Вы будете летать с ними, выполняя как простейшие, так и сложные миссии, а также вы будете их много раз кормить, любоваться их глазами, лечить, купать, чесать, гладить, намазывать их маслом, чистить гребень, укладывать спать, следить, чтобы шкурка не потрескалась, чтобы не переутомились, чтобы им не было скучно, чтобы не пережрали мяса, переживать за них, общаться с ними много, ну и разделять прочие интимные моменты, включая брачные полеты.

7. У меня сложилось устойчивое впечатление, что книги о Перне не являются изначально продуманной историей. Автор относится к своему миру и героям исключительно бережно. Кажется, что многие книги написаны не ради сюжета, а просто ради того, чтобы побывать и пожить в мире Перна, как в красивой фантазии. Например, целых два романа цикла посвящены арфистке Менолли. По большому счету, это просто история об одаренной девушке и ее музыкальном таланте. Звучит красивая музыка и пение в антураже планеты Перн, но затем сочинительница баллад Менолли словно перестает интересовать автора и в дальнейшем почти нигде не появляется. Аналогичный подход и ко множеству других тем и героев. Книга о Морите посвящена медицинской теме, которая в последствии не очень актуальна. Пьемур, весьма интересным приключениям и путешествиям которого посвящен целый роман «Барабаны Перна», в дальнейшем становиться очень второстепенным персонажем. Даже Флар и Лесса, вроде бы герои основного цикла, в развязке выполняют всего лишь роль статистов.

8. Вообще динамику сюжетному повествованию на Перне придают лишь какие-то резкие сценические обновления, ну т.е. «рояли в кустах», как например, находка кибернетического устройства Айвас, обнаружение у Белого дракона Рута сверхспособностей, путешествия во времени.

9. От трогательного в целом отношения автора к дружбе между человеком и драконом, к тому как мужественно драконы защищают Перн, можно было бы ожидать больше трагизма и драматических обстоятельств гибели отдельных героев, что безусловно имеет место в цикле, но, на мой взгляд, трагичность у Маккерфи крайне непоследовательна. Например, случай самопожертвования ради спасения других имеет место только в предыстории (Салах Телгар), о чем упоминается в финальной книге «Все Вейры Перна». На мой взгляд, тема жертвенности очевидно напрашивалась в финале цикла, чтобы могло бы существенно повысить его уровень и ценность, но автор решила иначе, и в финале ушли из жизни лишь те, кто свой долг и так уже исполнил. Иные же трагичные случаи в книгах о Перне напоминают лишь внезапные случайности, которых вовсе не должно было произойти. Например, то что случилось с Моритой или с Брекки не находит разумного обьяснения и никак не вытекает из предшествовавшего случившимся трагедиям повествования. В тоже время представляется, что Фнор и Кант должны были очевидно погибнуть после визита на Алую Звезду, но… почему то автору их стало жаль, и они остались жить, хотя в дальнейших событиях никакого заметного участия не приняли.

10. В заключение хотел бы сказать, что несмотря на скептическое в целом отношение к работам Маккерфи я не жалею о прочитанном Пернском цикле. В нем есть своя внутренняя красота и гармония, и все 10 романов о Перне – это спокойное, но отнюдь не скучное чтение, которое не оставляет равнодушным, заставляет испытывать интересные эмоции, пусть и не всегда положительные. К сожалению, в моем случае такое впечатление от прочитанного оказалось в несколько раз меньше ожидаемого, так что моя общая оценка цикла невысока.

Ради знакомства с данным циклом рекомендую прочитать первый роман серии «Полет Дракона». Если после прочтения этого романа вам не понравятся отношения между человеком и драконом, то остальные книги можно не читать, так как ваше впечатление вряд ли изменится. Если же такая специфическая дружба между человеком и легендарным зверем чем-то тронет вашу душу, то читайте обязательно, следующие книги вас не разочаруют, а Белый дракон возможно и в самом деле останется в вашем сердце навсегда.


Оценка: 6


https://fantlab.ru/work9856#response360219





FantLab page: https://fantlab.ru/work1121477