Феликс Пальма «Карта Хаоса»

Annotation

---


--- PetiteSouris Феликс Пальма «Карта Хаоса»

 

Рецензия на «Карту Хаоса» Феликса Пальмы;

Выход оригинала: 2014

Переводчик: Наталья Богомолова

Издательства: «Аст», 2017

672 стр., 3000 экз.

«Викторианская трилогия», часть 3


«Карта хаоса» - заключительный роман «Викторианской трилогии» испанца Феликса Хозе Пальмы, и аж 473-ий том в межавторском цикле «Послесловие к Уэллсу», объединяющем произведения-оммажи классикам научной фантастики. Центральной фигурой повествования, как и прежде, является писатель Герберт Джордж Уэллс. Он и вправду сумел совершить прыжок во времени и предотвратить марсианское нашествие. Многие годы спустя он умирает у себя же на руках, застреленный собственным персонажем. По вине последнего сразу два Уэллса падают замертво во имя благого дела в своей гостиной. Растерянный Уэллс оказывается задушенным совестливым убийцей-киборгом посреди демонстрации хиппи в Лондоне середины XX века, в то время как Уэллс-биолог из мира победившей науки, стараясь исправить собственную чудовищную ошибку, создает Карту Хаоса, благодаря которой другой Уэллс сможет спасти мир - вернее, великое множество всех возможных миров...


Трудно говорить о сюжете романа Пальмы, не впадая в абсурдность и избегая спойлеров - ведь линейного сюжета, по сути, и нет, точнее сказать, он представляет собой кольцо из влияющих друг на друга самостоятельных, проработанных и полных неожиданностей историй. Как нетрудно догадаться, приключения героев вертятся вокруг перемещения между параллельными мирами, сложная, но стройная логика устройства которых вызывает восхищение. К финалу сюжетных «хвостов» не остаётся, все «ружья» выстреливают вовремя, аккомпанируя стройному маршу скелетов из шкафов протагонистов, до сей поры добросовестно прятавших их. Кроме того, роман, подобно предыдущим двум частям, невероятно кинематографичен: по ходу чтения описываемые сцены предстают перед внутренним взором как наяву и чуть ли не с саундтреком. Дополнительно атмосфере способствует стилизация языка под романы XIX века с их обращением к читателю, однако нередко автор, и в целом не чурающийся юмора, иронизирует над этим. Ценен роман и тесным переплетением с настоящими событиями, фактами и личностями конца XIX века, многие из которых он берет на себя смелость объяснять в фантастическом ключе. Помимо целой плеяды писателей, их родственников и друзей, нам предоставлено изрядное количество сведений о развитии спиритизма, а также некоторая информация о нравах той эпохи.

Помимо знания «исходного материала», Феликс Пальма демонстрирует умелый подход к постмодернизму, создавая «бесшовный» синтез «Человека-Невидимки», сказок Льюиса Кэролла, мистических историй с призраками и телепатией, «Машины Времени», рассказов о Шерлоке Холмсе и много чего еще... Причем каждый литературный компонент переосмыслен, расширен и только потом вставлен в общую картину, благодаря чему в результате получается не разваливающийся текст-чудовище Франкенштейна, а чудо литературной инженерии! На его страницах читателя ждут Исполнители-киборги, Наблюдатели, Алиса Лиделл, безумное чаепитие, собака и Баскервиль(по отдельности), уйма параллельных вселенных, а также истинное буйство фантазии вперемешку с историческими реалиями.

Не уступает логике и красочности проработка внутреннего мира персонажей. Их судьбы и взаимоотношения разнятся от реальности к реальности, но все они обладают обладают яркой индивидуальностью, колоритны и подвержены влиянию обстоятельств. На почве общего дела Уэллс-писатель сходится со злейшим врагом, тот завоевывает даму сердца с помощью воображения, а чета Уэллсов-биологов, прежде жившая по строго рациональным и логическим канонам, учится у своих двойников любви. Такая внутренняя эволюция имеет все шансы подтолкнуть читателя к работой над собственными моральными ценностями, не ударяясь в нравоучения - и в этом сильная сторона всей трилогии.

Кстати сказать, заявление автора о полной самостоятельности каждой из книг кажется несколько беспечным; знакомство с предыдущими частями «Викторианской трилогии» сделает третью книгу заметно увлекательнее и, что уж говорить, понятнее: не зная подробностей из прошлого героев, есть риск не вникнуть в некоторые сюжетные перипетии, так как немало интриг построено на уже упомянутых «зацепках». Однако по сравнению с предшествующими книгами темп повествования «Карты хаоса» заметно живее, и новые загадки едва успевают сменять друг друга, так что заскучать не удасться.

Единственная категория читателей, которые могут быть разочарованы - любители «правды жизни», которая, по их мнению, должна проникать и в фантастику, непременно устраивая печальную кончину всем действующим лицам. Да, в книге есть убийства, жестокость, разочарования и расставания, заканчивается она хорошо, и это логично - ведь изложенная в ней история не о житейских перипетиях, а о том, как воображение и любовь побеждают хаос и смерть вселенной.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1128712