Джефф Вандермеер «Борн»

Annotation

---


--- PetiteSouris Джефф Вандермеер «Борн»

 

Рецензия на книгу «Борн» Джеффа Вандермеера

Выход оригинала: 2017

Художник: В.Половцева

Переводчик: С.Резник

Издательство: FanZon, 2018

Серия: Большая фантастика

448 стр., 4000 экз.



Футуристический мир развитых биотехнологий потерпел катастрофу, которой немало способствовала всемогущая Компания, этими биотехнологиями промышлявшая. На развалинах цивилизации Рахиль, мусорщица-разведчица, пытается вести достойное существование в союзе с Виком, бывшим сотрудником Компании, отличающимся болезненным видом и тёмным прошлым. В очередную свою вылазку женщина находит прилипшее к шкуре медведя-мутанта странное маленькое существо, нарекает Борном и решает взять под свою опеку; оно, тем не менее, быстро учится, оказываясь вполне разумной, самодостаточной, но негуманоидной, а потому непознаваемой личностью, да еще и начинает задавать «маме» неудобные вопросы об окружающем мире, жизнь в котором не стоит на месте.


Первое слово, приходящее в голову при попытке описать мир нового романа британца Джеффа Вандермеера - чуждость. Чуждость морали и ценностей, чуждость экосистемы и зловещих технологий, повинных в катастрофе; заглавная же неведома зверушка Борн вызывает стойкие ассоциации с существами из книг Лавкрафта. Специфические флора и фауна - вообще отличительная черта произведения: химические - и биологические - отходы до неузнаваемости исказили окружающую среду, даже цвет неба теперь иной, что уж говорить о повседневной жизни людей. Они и сами - по желанию или нет - в большинстве своем изменились, с помощью остатков прежних технологий отрастив полезное и заменив ненужное в стремлении приспособиться к новым реалиям. Прочие виды искусственно созданных и брошенных на произвол судьбы представителей живой природы (бывшие)люди называют «креатурами» или «биотехами».

Разрушение прежнего образа жизни не могло не привести к нравственному падению: даже Рахиль, помнящая относительно нормальные времена, давно привыкла видеть в любом существе либо опасность, либо еду, причем такая несложная логика зачастую распространяется и на человека, в котором не осталось почти ничего человеческого. Впрочем, здесь действительно есть чего опасаться: безымянный приморский город с высохшим морем, вотчина героев, поделён на сферы влияния гигантского медведя-мутанта Морда, который не совсем медведь, и некоей Морокуньи - о ней никто толком ничего не знает, кроме её широких возможностей в сфере модификации людей, чем она без зазрения совести пользуется для создания боевых отрядов. А бывшие когда-то рабочей силой и развлечением биотехи, выйдя из-под контроля, стали представлять немалую опасность и иногда используются как оружие в постоянной вялой борьбе выживших друг с другом.

Вандермеер избрал форму повествования от первого лица, представив книгу как дневник с воспоминаниями Рахиль, и не просчитался: в какой-то момент напрочь забываешь, что перед тобой фантастический роман, начинаешь с азартом следить за происходящим и сочувствовать несчастной женщине, рано потерявшей детство, пережившей смерть родителей и сейчас цепляющейся за своего партнера как за единственное напоминание о навеки сгинувших семейных ценностях. Найденного Борна, несмотря на его явно искусственную и опасную природу, она растит и воспитывает как ребенка, что помогает ей доказать самой себе собственную человечность. Нельзя сказать, чтобы персонажи были глубоко проработаны или снабжены подробной биографией, но они умудряются вызывать сочувствие и симпатию, а долженствующий наводить ужас Борн является, по сути, самым ярким из них.

Текст изобилует забавными неологизмами Борна(скажем, «проэкспедировав» своё обиталище, он узнал о жившей когда-то «длинномыши», чья биологическая ниша ныне занята «ноктурналиями»), а выразительные, неожиданные метафоры приличествуют удручающей обстановке и рисуют рельефные образы этого кислотно-серого бытия:

«луна выглядела мертво-отравленной, какой-то фабрично-серой: округлая голова мертвого робота с наполовину оголенным черепом». Переводчику, что и говорить, досталась нелегкая задача. Отчасти он с ней справился и даже добавил некоторые «фишки» от себя - употреблены такие полузабытые слова, как «волглый» и «своеобычный», однако ложкой дёгтя в хорошей работе становятся неверно построенные фразы и пропуск знаков препинания. Вот, например, пара смущающих логических парадоксов: «...за то время, пока я была там последний раз»; «Ему пришлось нелегко попасть туда и не поддаться воспоминаниям». Если принять на веру такие сентенции, длительность этого «последнего раза» и ментальное оружие будущего поистине впечатляют!

Сама книга, при всей увлекательности и своеобразности, тоже не лишена недостатков, первым из которых является некоторая незавершенность, нераскрытость сюжетных линий и намеков - при том, что продолжения, судя по всему, не ожидается. Какова причина зависимости Вика от специальных лекарств? Как взаимосвязаны и что вообще собой представляют определенные важные события в финале? Что за таинственный объект найден героями в разрушенной лаборатории Компании и какова его роль в происходящем? Не до конца понятно, кем являются Морд и Морокунья. Кроме того, явственно ощущается неравномерность темпа развития событий: большую часть повествования занимает размеренное и относительно спокойное описание взросления Борна, за которым следует стремительный побег и та самая волнующая, но необъяснимая развязка, а все главные секреты автор сваливает на читательские головы буквально за раз, будто откупаясь от части аудитории, жаждущей доискаться до какой-нибудь «страшной правды», и с чувством выполненного долга продолжая рассказ скорее о быте в новом мире и его влиянии на людские души, чем о невероятных тайнах и открытиях. Сам по себе такой акцент вовсе не плох, но элементы «для галочки» вводить в сюжет не следовало.

В итоге мы имеем своеобразный и затягивающий роман, пусть и подпорченный неровной структурой и «свернутыми» сюжетными линиями, тем не менее однозначно рекомендуется всем любителям фантастики, ищущим не только развлечение, но и тему для размышлений. Ведь, в конце концов, за вымышленной оболочкой таится история о том, как благодаря искреннему, доброжелательному отношению и заботе можно вырастить сознательную, хорошую личность даже из биологического оружия, имей оно форму монстра или человека.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1128713