«Из машины» (2014)

Annotation

---


--- lambert «Из машины» (2014)

 

«Из машины» (2014)


присутствуют спойлеры!


«Все создают то, чего боятся…Мирные люди создают военные машины. Захватчики создают Мстителей. Люди создают… маленьких людей? Детей,.. которые должны заменить их. Помочь им уйти» Альтрон, «Эра Альтрона»


Фильм «Из машины», вышедший в 2014 году, был дебютом режиссера Алекса Гарленда, и снискал заметную славу, получив ряд престижных премий, среди которых номинация на оскар за лучший сценарий и победа в номинации визуальных эффектов. Будучи достаточно малобюджетным, фильм окупился в прокате.

Алекс Гарленд, который был режиссёром и сценаристом фильма, известен также как писатель, причём его первая книга – «Пляж», которую называли «Повелителем мух для поколения Х» стала бестселлером, а вторая, «Тессеракт», хоть и была принята неоднозначно, всё равно позволила автору закрепиться на писательском поприще. Примерно в то же время режиссёром Дэнни Бойлом был экранизирован первый роман, для чего на съёмки были приглашены звёзды первой величины – Леонардо ДиКаприо, Тильда Суинтон, Роберт Карлайл, однако фильм был холодно встречен, а ДиКаприо получил «золотую малину» за худшую мужскую роль.

В 2002 году благодаря совместному творчеству Гарленда - сценариста и Бойла - режиссёра вышел фильм «28 дней спустя» – зомби-апокалипсис, ставший культовым и запустивший новую волну фильмов этого жанра. Следующий фильм, появившийся благодаря этому тандему, стал «Sunshine», который в российском прокате был выпущен под названием «Пекло» – он, хоть и был снят в очень короткие сроки, потребовал трёх лет работы над декорациями и созданием визуальных эффектов, после чего режиссёр решил уйти от фантастики, назвав её чересчур трудоёмким жанром.

После этого Алекс Гарленд привлёк внимание критиков своим сценарием по книге Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня», получив премию британского независимого кино.

Таким образом, когда Гарленд решил сам снимать фильм по своему же сценарию, у него уже был достаточно большой опыт работы в кино. Одним из основных достижений фильма можно считать актёрский состав – Донал Глисон, появлявшийся, например, в роли Билла Уизли из ГП, Оскар Айзек, сыгравший в «Последних джедаях», Алисия Викандер, снявшаяся в «Агентах АНКЛ» Гая Ричи. С уверенностью можно сказать, что в замкнутом пространстве съёмочной площадки, где акцент смещён именно на исполнителей, им удаётся держать на себе зрительское внимание, хотя, безусловно, холодный футуризм декораций, по которым оператор медленно передвигается длинными кадрами, также весьма выразителен.

Также как одну из находок данного фильма хочется отметить кольцевую композицию, которая, хоть и является достаточно часто используемым приёмом в кинематографе, подана достаточно ненавязчиво (Калеб заходит в дом в сценах, представленных в холодной серой, тёмно-зеленой гамме, под ненавязчивую классическую музыку, которая в совокупности с антуражем в стиле хай-тек создаёт некоторую напряженность, в то время как кадры с героиней Алисии Викандер, проходящей по коридору под ту же музыку, представлены в более тёплой цветовой гамме).

Сюжет фильма развивается линейно, за всё время встречается лишь несколько небольших флешбэков, посвящённых юности Калеба и экспериментам Нейтана над предыдущими моделями ИИ. К слову надо отметить внимательный подход к созданию образа гиноидов, процесс дизайна и воплощения которых представлен в дополнительных материалах к фильму – в интервью, опубликованном сайтом Hi-News.ru режиссёр утверждает: «При разработке робота я не хочу, чтобы люди думали о другом фильме, когда она [робот] появится на экране. Если она будет золотой, вы почти сразу же подумаете о C-3PO, и женский образ этого не отменит. Нам пришлось держаться подальше от знаковых роботов: от фильма «Метрополис», от видео Bjork, снятого Крисом Каннингхемом («All Is Full of Love»)в ней может быть немного Марии из «Метрополиса», но не более того. Это суперважно. Это критично, потому что ей нужно выглядеть красиво по-особенному. Ей нужно выглядеть очень, очень красиво и визуально бросаться в глаза».

В фильме постоянно обыгрывается идея зазеркалья, двух миров – живого – людей, природы, которую Ава видит за ударопрочным стеклом и искусственного интеллекта, задача которого притвориться, что он понимает и чувствует этот мир. Тема создателя, контролирующего этот процесс, в итоге выворачивается наизнанку – с самого начала понятно, что создав этот шедевр, Нейтан не может удержаться от того, чтобы не почувствовать себя богом, вершащим процесс эволюции, который стоит за понятиями «хорошо или плохо» – недаром он цитирует слова Оппенгеймера, позаимствовавшего их из «Бхагавадгиты»: «В битве, в лесу, в горном ущелье, посреди огромного тёмного моря, во сне, в замешательстве, в глубине стыда, добрые дела, сделанные прежде человеком, защищают его» – Оппенгеймер сказал это после испытания атомной бомбы.

Само название отсылает к идее божества – «бог из машины» – персонаж, появляющийся на подмостках греческого театра с помощью специальных механизмов и выручающий героев из трудной ситуации здесь представлен скорее как высшая сила, не церемонящаяся с людьми. Если, по словам Нейтана, история с приходом ИИ это история богов, а сам создатель тоже не прочь именовать себя богом, то можно развить эту идею и пойти дальше – 7 сеансов тестового общения с Авой, из которых седьмой – явно показан в ироничном ключе, так как это уже не тест, а просто бессильное наблюдение, можно сопоставить с семью днями творения, из которых последний был «днём отдыха», а предыдущие – развитие, постепенное наполнение мира. Впрочем, это скорее можно отнести к персональным домыслам.

Интересным можно считать то, что режиссёр намеренно сбивает зрителя с толку, заставляя его отвлечься от мысли, что Ава – только искусственный интеллект, и упрёки в адрес Гарленда от некоторых радикально настроенных феменисток по поводу объективации в фильме подтверждают выполнение его задачи – в фильме (за исключением первой сцены) нет женщин – лишь роботы, спроектированные в соответствии с потребностями создателя. Вместе с Калебом Ава от сеанса к сеансу убеждает зрителя в том, что она может чувствовать, переживать эмоции, пока наконец не берёт ситуацию в свои руки. Будучи роботом, она пугающе точно копирует человеческую привычку носить маску даже перед самим собой, улыбаясь в пустой комнате перед тем, как выйти наружу.

Самоубийственной пассивности Калеба в сцене с уходом Авы из лаборатории можно найти объяснение в интервью Гарленда – данному к сюжету его предыдущей работы, сценарию к «Не отпускай меня»: «Герои должны убегать и спасаться, это один из законов кинематографа. Но это вовсе не закон реальной жизни… я понимал, что в кино существует некая рефлексия по поводу побегов, необходимости спасаться. Мы постоянно видим фильмы о том, как люди преодолевают какие-то невероятно экстремальные ситуации. По-моему, вполне оправданно то, что время от времени будут появляться картины, в которых люди более пассивны, а проявляемая ими активность – это, скорее, следствие самообмана. Они не хватаются за нож или пистолет, не прыгают в машины и не гонят прочь на полной скорости».

В заключение нельзя не отметить некоторые бросившиеся в глаза ошибки – некоторые из них вызывают много претензий со стороны зрителей – почему у помешанного на секретности и безопасности инженера-программиста и выдающегося робототехника двери блокируются обычными карточками, которые легко потерять или украсть? или почему в программу Авы не были заложены аналоги трёх законов робототехники, сформулированных Азимовым? Также вызывает вопрос подзарядка Авы вне лаборатории. Напоследок хотелось бы упомянуть ещё один обидный ляп, бросившийся в глаза при первом же просмотре – когда Ава «доклеивает» кожу на открытые участки, она снимает её с предыдущего гиноида явно монголоидной наружности, однако на светлой Аве она неотличима.

Впрочем, эти недочёты не сильно мешают при просмотре фильма, одним из главных достижений которого являются, на мой взгляд, не столько технические обоснования, сколько визуальный ряд, и, при всех вопросах, достаточно неожиданный финал, резко отбрасывающий зрителя к антиутопии. Конечно, до присутствия ИИ в нашей жизни ещё очень далеко, но о потенциальной опасности такой встречи создано уже немало произведений, среди которых фильм «Из машины» несколько выбивается сепийной мрачностью эффектных кадров.

Напоследок можно привести ещё один отрывок из интервью режиссёра на Hi-News.ru: «Этот фильм задумывался определенно как поддерживающий идеи ИИ. Это люди все портят; у машин довольно хороший послужной список по сравнению с нами».





FantLab page: https://fantlab.ru/work1129089