Клайв Стейплз Льюис «Племянник чародея»

Annotation

---


--- Аслан Клайв Стейплз Льюис «Племянник чародея»

 

Клайв Стейплз Льюис «Племянник чародея»



Цикл сказочных повестей Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии» изобилует христианскими аллюзиями и реминисценциями. В этой связи «Хроники Нарнии» нередко называют «христианским фэнтези».


«Племянник чародея» является предысторией всех последующих повестей цикла (хотя эта повесть была написана К. С. Льюисом гораздо позже). Идейным ядром повести становится мотив противостояния искушению, писатель как будто испытывает героев, постоянно предлагая им различные соблазны. Сюжет повести полностью подчинён раскрытию этой идеи.


Ход событий здесь построен на череде нарушений персонажами разного рода запретов (это может быть прямое указание на запрет, но чаще запрет имеет морально-нравственную основу). Такая структура повествования как будто предлагает читателю понаблюдать за тем, какие последствия может иметь подчинение самым низким человеческим порокам: алчности, зависти, эгоизму и т.д.


Искушение – это первородный грех, поэтому не удивительно, что в первой книге о Нарнии писатель исследует именно эту тему. Главным указанием на центральный мотив является сцена, сильно напоминающая сцену из библейского писания. В этом эпизоде повести Колдунья Джадис, подобно змею-искусителю, предлагает Дигори съесть яблоко.


Однако этим не ограничивается распространение данного мотива в пространстве художественного мира повести. Искушению подверглись все главные герои истории: дядя Эндрью пренебрег последней просьбой бабушки, поскольку им овладело непреодолимое желание узнать тайны магической шкатулки; Полли не смогла устоять перед красивыми колечками; Дигори не удержался перед соблазном позвонить в волшебный колокольчик; королева Джадис не сумела удержаться и произнесла запретное слово, погрузившее всех людей в вечный сон.


В данных примерах персонажи не могут противостоять искушению и, конечно, такой выбор героев влечёт за собой массу различных бед. Но самое главное: поступки героев вредят всем вокруг. Дигори, считаясь лишь с собственными желаниями, плохо обошелся с Полли, обидел её. Джадис для того, чтобы утолить жажду власти, уничтожила свой мир. Дядя Эндрью подверг детей опасности лишь потому, что хотел обладать тайными знаниями.


Однако главным героям выпала возможность исправить ошибки, искупить вину. Как раз здесь выражена одна из главных христианских ценностей – человек, осознавший вину, раскаявшийся в своём поступке, всегда может надеяться на прощение.


Кульминацией всей истории является сцена в саду, где Дигори по просьбе Аслана должен был сорвать плод, растущей там яблони и доставить его Великому Льву. Герои совершили много ошибок, но здесь в саду должны были проявить всё своё мужество и противостоять новым соблазнам. У Дигори была возможность отправиться домой и отдать яблоко тяжело больной маме. Однако герой сделал правильный выбор – выполнил сложное задание Аслана. А взамен Лев помог исцелить умирающую мать героя.


Таким образом, библейский мотив искушения становится в повести «Племянник чародея» лейтмотивом. Этот мотив повторяется на протяжении всей истории и достигает своей наивысшей точки в кульминационной части повести.


Клайв Льюис в своих произведениях не только учит верить в высшие силы, он проверяет на прочность самые сложные для понимания истины. Писатель не пытается угодить читателю, он предельно откровенен.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1129528