Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Одна из вершин советской научной фантастики. В силу ряда обстоятельств, будущие жители Земли получают информацию о том, когда они умрут.
Название романа — отсылка к эпиграфу повести Эрнеста Хемингуэя «Снега Килиманджаро»: (Килиманджаро – заснеженная гора высотой 19 710 футов, самая высокая в Африке. Масаи называют ее западную вершину Ngàje Naài, Дом бога. На ней лежит иссохший, замороженный труп леопарда. Никто не знает, что понадобилось леопарду на такой высоте).
Входит в:
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 3», 1965 г.
— сборник «Остров мужества», 1971 г.
— антологию «В круге света», 1988 г.
— антологию «Серебряный Век фантастики», 2005 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 158
Активный словарный запас: низкий (2624 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (10), немецкий (4), испанский (1), польский (1), словенский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (4)
- /перевод:
- А.Д. Варела (1), Р. Вильчиньска (1), А. Мёккель (4), Т. Реболь (1), М. Чолич (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гуларян Артем, 24 ноября 2012 г.
Шедевр.
Причем на всех присутствующих планах — шедевр.
На концептуальном плане — шедевр.
На сюжетном уровне — шедевр.
Стилистически — шедевр.
Концептуально — это об экзистенции. Что такое человек. Для чего он живёт? Что для него жизнь и что для него смерть?
Сюжетно — это метод естественных последствий из одного-единственного фантастического допущения. И пулемёты тут не причем. Они все естественны — и те, кто спекулируют собственным временем, отрывая его от личной жизни в пользу работы, и те, кто спекулируют чужим временем, играя на чувствах и привязывая других людей к себе жалостью, и те, кто живут себе, как ни в чем не бывало, но пытаются наполнить каждый оставшийся миг внутренним смыслом. Все они люди в предложенной обстановке.
Ну и прекрасный язык. Все эпитеты, кстати говоря, хорошо подобраны.
Трагичная развязка.
Причем, если вчитаться — пострашнее любого Стивена Кинга. Оказывается, знание даты собственной смерти не снимает ответственности за свою жизнь и собственные поступки, иначе однажды другой человек вынужден будет погибнуть, чтобы ты смог умереть в собственный срок...
Посему нападки на роман Ларионовой выглядят крайне нелепо.
vim3, 25 января 2008 г.
Одна из вершин МИРОВОЙ фантастики. И лучшее произведение Ларионовой. За такие книги надо памятники автору на его родине ставить, как в советские времена — дважды героям. «Леопард...» — лучший памятник советской фантастике, доказывающий, что Писатель — он и в Африке Писатель.
Проблема, поднятая в романе — едва ли не основная в истории философии. Что есть смерть? Что есть любовь? Что есть ожидание смерти? Кое-что в книге Ларионовой, ИМХО, перекликается с трудами Ильина, но художественно, эмоционально выражено проще и пронзительнее. Пробирает до донышка души. Рекомендуется к прочтению всем сущностям, относящимся к мыслящей материи.
Marquese, 29 ноября 2015 г.
Удивительная книга.. была прочитана в детстве, наряду с огромным количеством разнообразной и высококачественной классики — и ни одна книга так не пронзила тогда сердце как эта.. Такое впечатление, что она адресуется не к уму — и тем, кто пытается читать ее умом, анализируя и препарируя каждую строку, она не доставит никакого удовольствия.. Она как магический кристалл — ты подносишь его к глазам и внезапно попадаешь в иной мир, но реальный до дрожи, мир, в котором хочешь родиться и умереть, потому что даже смерть — этот всего лишь последнее в списке дело..
elfy, 27 сентября 2007 г.
Изумительный роман. Действительно, жизнь — это миг. Но не каждый найдет в себе мужество жить полноценно, если будет знать дату своей смерти. Хотя у каждого свое понятие, что такое полноценная жизнь
Vladko, 13 сентября 2006 г.
Странно, что так мало комментариев. Книга в которой нужно вчитываться в каждую строчку, каждое слово имеет смысл. Как верно прописаны характеры героев, их мысли их чувства, их радости и печали, победы и поражения. Книга о любви... любви двух женщин к одному мужчине, взрослой женщины и юной девушки. Как это тяжело любить и знать, что наступил последний год твоей жизни. Как прожить его, как вести себя с любимым человеком.
klen054, 15 августа 2018 г.
Всем не угодишь... Это знает каждый автор, который выпускает своё творение в мир читателей, зрителей и просто людей... И начинает его творение жить самостоятельно, подобно ребёнку шагнувшему в Большой Мир.
Этот роман я читал давно, как только попал в руки этот сборник НФ. И вот семиклассник, который запоем читал фантастику и приключения, которые смог достать, прочитал это произведение на одном дыхании. И его подростковое мышление не только распознало замысел автора, но и по достоинству оценило его... И запомнил... Потом, по прошествии некоторого времени, перебирая книги в свой библиотеке снова прочитал его (не перечитал, а прочитал), уже с позиции взрослого и умудрённого каким-то опытом жизни. И вновь это произведение понравилось и запомнилось...
Не буду обсуждать и «дербанить» его, а просто поинтересуюсь у всех тех, кто написал отзывы: «А попробуйте сами написать что-то подобное? Получится?»
тессилуч, 11 октября 2014 г.
Прочитан в юности и оказал сильное впечатление на моё осознание действительности. Впоследствии два эпизода из личной жизни ещё прибавили эмоциональное воздействие романа и я его перечитывал раза три. Роман местами мелодрамотичен-чувствуется что писала женщина. Хотя сильно отличается от более поздних произведений О. Ларионовой. Видимо сказывается редакторская правка, как первого произведения молодой писательницы: чувствуется мужская рука. Очень странно знать год личной смерти.
Но постановка эксперимента над всем человечеством по выявлению слабого звена это через чур. Что можно отнести на молодость автора. Но оригинальность и эмоциональность произведения делает его одной из вершин советской фантастики.
ispovednica, 11 сентября 2010 г.
Потрясающая книга. Я рада что почитала ее в юности, она во многом повлияла на мои поступки в будущем. Понравились герои, особенно Илль, мне даже хотелось быть чем-то на нее похожей. Я тогда твердо решила для себя что мне лучше было бы не знать, это ведь вообще большое счастье, это незнание. Только вот когда есть соблазн узнать, не знаю смогла бы я его перебороть.
inna_jv, 11 февраля 2010 г.
Один из любимейших романов моей юности, которые можно перечитывать и спустя много лет. Примерить на себя: а как бы я в такой ситуации? А смогла бы? А что бы выбрала? Кто из героинь ближе? И нужно ли это вообще было знать? Если да, то как с этим жить? Если нет — то не уподобляется ли человек страусу, прячущему голову в песок.
kastor, 30 ноября 2006 г.
Согласен, что мало отзывов. Не оставить свой невозможно. На полке стоят две первые книги из тех,что на странице. Не перечитывал бездну лет. Однако, помню очень много, чего о многих книгах, даже из любимых, сказать не могу. И уникальная фабула, и человеческие характеры, и, главное, — Илль, один из немногих столь пронзительных женских образов в нашей фантастике. Это Ларионова, которую посчастливилось читать в юности. Спасибо
NatalyR, 22 мая 2008 г.
Прочитав один раз, запоминаешь на всю оставшуюся жизнь. Действительно, шедевр. :super:Кстати, очень редко можно увидеть на полке в книжных магазинах
Рыженькая, 10 августа 2007 г.
Волшебная писательница,книги-даже слов нет,чтобы описать...читала,не отрываясь ни на секунду...и после прочтения поняла,что это не зря-книга не просто отложилась в моей голове,но и дала некий толчёк к раздумиям...А на мою неокрепшую тогда психику произвела неизгладимое впечатление...Но и перечитав через несколько лет я ничуть не разочаровалась!!!
LevGr, 13 декабря 2022 г.
Мощная и мрачная книга, ставящая массу философских вопросов. Сильнейший образ Илль, девушки, сумевшей жить полной жизнью вопреки обречённости. Мало кому такое под силу.
Что же касается информации о датах смерти, привезённой «Овератором», — на самом деле, совсем не сложно было найти выход из положения, и тем самым спасти Сану, Илль и всех прочих, кому выпало предначертание умереть молодыми. Откуда «Овератор» взял эти данные? Вероятно, «скачал» из некой всепланетной информационной базы, получив доступ к ней в будущем Земли. Т.е. в этой будущей базе есть запись о том, что Сана Логе умерла, скажем, в 2750 году. А что будет, если Рамон (главный герой), узнав эту дату от Саны 31 декабря 2749 года, сам заранее обратится в эту базу (где пока ещё нет года смерти Саны, т.к. она жива) и лично впишет туда для Саны этот самый «год смерти» — 2750. Тогда получится, что «Овератор» привезёт не реальные достоверные данные, а подделку, ложную информацию, которая, следовательно, вовсе не обязана сбыться. Безысходный детерминизм отменяется. Сана получает шансы дожить до 2751, 2752, а может, и до 2900 года. Отныне реальный год её будущей смерти никому не известен.
Впрочем, понятно, что такая уловка, хотя и формально согласуется с фантастическим допущением книги, но этически с ним не совместима. Вся напряжённость и философская насыщенность романа тогда бы рухнула, превратив ситуацию в водевиль.
слОГ, 31 августа 2007 г.
Как прожить жизнь, если точно знаешь когда умрешь? После этой великой книги такой вопрос больше не должен вас беспокоить.
капибара, 12 июня 2007 г.
Первый раз читала в НФ — 1965, было мне 13 лет. Впечатление с тех пор не изменилось. Одна из лучших книг фантастики того периода (а хороших в то время было немало). Можно читать и теперь — ничуть не устарела.