fantlab ru

Блейк Крауч «Возвращение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
172
Моя оценка:
-

подробнее

Возвращение

Recursion

Другие названия: Рекурсия

Роман, год

Аннотация:

2018 год. Кажется, это начало новой неслыханной эпидемии. Людей сводят с ума воспоминания, им не принадлежащие. Детектив Барри Саттон расследует самоубийство: женщина покончила с собой из-за тоски по мужу и сыну, которых у нее никогда не было. Откуда взялся этот синдром ложной памяти?

2007 год. Каждый имеет право заново как наяву пережить первый поцелуй, рождение ребенка – в общем, лучшие моменты жизни. Одержимая этой мечтой, нейробиолог Хелена Смит упорно работает над технологией, которая позволит сделать это. И не только…

???? год. Игры с памятью, оказывается, невероятно опасны. Один неосторожный или злонамеренный шаг – и мир затрещит по швам. Барри и Хелена убедились в этом на собственном жутком опыте. Они не единственные, кто все понимает. Но единственные, кто способен предотвратить катастрофу. Нужно только правильно выбрать воспоминание…

Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2019 // Научная фантастика (41 261 голос)

лауреат
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2021 // (США)

Номинации на премии:


номинант
BooktubeSFF Awards, 2020 // Научно-фантастический роман

Похожие произведения:

 

 


Возвращение
2020 г.
Возвращение
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Recursion
2019 г.
(английский)
Recursion
2019 г.
(английский)
Recursion
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В оригинале название звучит как Рекурсия (довольно распространенный в ИТ-среде термин закольцованности, возврата раз за разом к исходным параметрам). И это довольно отчетливо показано в книге, когда герои раз за разом возвращаются в прошлое, чтобы исправить ситуацию и предотвратить изобретение.

Единственное ключевое отличие от привычных уже книг темпоральной фантастики — это то, что в качестве машины времени выступает кресло, которое записывает воспоминания. И возвращают не физическое тело, а разум к яркой точке. Нечто подобное я уже встречала у Лукьяненко Лорд с планеты Земля, но там якорями выступали поворотные точки, развилки событий.

Еще одна особенность: у остальных людей память не стирается, а возвращается при наступлении расхождения сразу потоком. Я бы сравнила книгу с фильмом Нолана Начало, потому, что абсолютно так же надо сидеть и записывать множество разных пластов, которые накладываются, перекрывая друг друга. Видела, что кто-то нашел несостыковки и вообще не удивлена, потому что у меня мозг взорвался уже на четвертой или пятой линии.

Но именно такие вещи и определяют, с моей точки зрения, саму суть научной фантастики: заставляют действительно задуматься, решая параллельно совершенно нерешаемый этический вопрос: какая технология принесет всеобщее благо, а какая приведет к уничтожению человечества. Как у первых фантастов вроде Уэллса с его машиной времени ответа не было, так и здесь его не будет, но главная цель – ответственно подходить к созданию нового. И реальная проблема, имхо, всегда не в технологиях, а людях, их использующих.

Тут два главных героя пытаются запихнуть пасту обратно в тюбик, что заведомо проигрышная ситуация, а в случае, когда воспоминания еще и не забываются, лавинообразно нарастают и последствия, и опасность, и нереализуемость затеи. Нам предстоит вслед за героями прожить множество жизней, и это очень интересно. Но спустя пяток линий всё начинает сливаться, поэтому я бы несколько попыток убрала. И всё же повествование захватывает.

Я благодарна книге, потому что вынесла из нее множество идей и умных мыслей. Их там очень много, но особенно зацепила даже не очень фантастическая: вы бы предпочли знать о дате смерти или чтобы это случилось внезапно? У одного из главных героев произошло и так, и так, поэтому он высказал благодарность за возможность попрощаться и далее развил мысль: «Жизнь – по сути одно растянутое прощание с близкими». Так что цените настоящее, вспоминайте о прошлом без сожалений и создавайте светлое будущее! А Краучу низкий поклон за отличную научную фантастику и книгу, произведшую сильное впечатление. Я прочитала практически все книги и посмотрела все фильмы про путешествия в прошлое, и «Возвращение» по праву в топ-10 войдет.

P.S. Кстати, упреки по поводу сосредоточенности последней части на любви считаю абсолютно неуместными, потому что для абсолютно всего, что мы делаем, это главная мотивация. Мне всё понравилось, всё в меру и на своем месте.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор мне прежде всего запомнился по своему циклу Сосны и блестяще снятому по нему сериалу. Помню, когда открылась правда о том, куда попал полицейский я был в состоянии шока — таким невероятным это оказалось. Также и в этом романе. Вначале я думал, что способ изобретенный Хеленой Смит просто может корректировать глубинные слои памяти, но то что оказалось в дальнейшем повергло меня в шок. Начиная с середины книги с трудом мог оторваться от чтения. Один из самых сильных моментов когда детектив Барри Саттон с помощью усройства Хелены

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
испытывает временной сдвиг на себе и попадает в тот день когда погибла его дочь. До конца не верилось что он сможет изменить события.

Последние эпизоды с попыткой изменения ложных воспоминаний во всем мире наверное ничуть не слабее чем эпизод с дочерью детектива. Особенно страшно было читать момент с ядерной атакой — успеют ли герои добежать до лаборатории и перезагрузить все заново.

Концовка порадовала- автор мастерски смог вывести гг на правильный путь.

Всем любителям темпоральной фантастики читать обязательно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне роман очень понравился. С одной стороны — оригинальное произведение, с другой — множество собранных вместе идей из других романов и фильмов. Но этого читается только интересней. Кажется, что ты знаком с происходящим, и вот уже вроде знаешь, что произойдет дальше по законам жанра, но нет — сюжет опять идет немного в другую сторону. Напомнило сразу и «Вспомнить все», и «Мгновения грядущего» («Вспомни, что будет») и «Эффект бабочки», и ряд других произведений. Читается очень динамично и на одном дыхании. Такое ощущение, как будто смотришь очень динамичный фантастический боевик, причем еще и с неплохим сюжетом. Неудивительно, что Netflix уже договаривается об экранизации данного романа.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неожиданная вещь. Есть Пелевин. Он пишет про то, что нет ничего, а есть только то, что нет ничего (ну, упрощая). Есть описатели путешествий во времени. Есть (ой-ой!!! ) попаданцы.

Крауч совместил все это , на мой скромный взгляд, очень изящно. Писал долго , и старательно. О том, что время — это только наш мозг. О том, что мозг не в силах бороться со временем. И, самое главное, о том, что со временем может бороться только душа. Все в итоге побеждает душа. Наверное он прав. Убедителен по крайней мере.

Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что эта повесть (роман), не о изобретениях и даже не о том, что все иллюзорно. Смысл в том, чем живет человек, что его наполняет.

Вобщем-то это довольно религиозная вещь.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу сразу, роман стоит того, чтобы его прочитали. Хотя бы один раз. Интересное дело, что всё произведение поделено на 5 книг,на 5 разных минироманов, связанных одной тонкой нитью. Понравилось, что в «Возвращении» нет очень долгой завязки. На сотой странице я так сильно погрузился в сюжет, что желание дочитать роман до конца мне долгое время не отпускало. В общем, роман удался, хотя местами напоминает «Темную материю» самого же Крауча и фильм «Интерстеллар». Единственное, считаю, что к концу книги спадает накал сюжета, что после долгого мощного повествования кажется просто неуместным, слегка утомительным. Не смотря на это, роман хорош. И, походу, на данный момент это одно из лучших производителей автора.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блейк Крауч прочно занял литературную нишу сразу нескольких известных писателей, я имею ввиду Джеймса Роллинса и Дэна Брауна.

Крауч пишет в основном отдельные романы, которые легко читаются и также легко могут быть экранизированы. По сути, автор изначально создаёт историю с прицелом на экранизацию. Ничего плохого в этом я не вижу. Сегодня любой всплеск интереса к книгам должен быть использован на пользу всей отрасли.

Конечно, кто-то может сказать, что Крауч пишет обычную беллетристику и ничего полезного в его книгах не найдёшь. Это не совсем так, точнее сказать, совсем не так.

Новый роман автора «Возвращение». Это история о создании специального кресла, которое должно по версии создателя, облегчить жизнь больных людей с Альцгеймером. Научные исследования приводят к неожиданному результату, который позволяет управлять временем. Я думаю, что для многих станет сюрпризом наличие вполне обоснованной научной линии, которая основана на результатах исследований ряда учёных из этой области. Автор смог гармонично вписать в сюжет науку, сделав своё произведение не просто боевиком в обёртке научной фантастики, но и по-настоящему умным романом.

Стоит отметить, что некая кинематографичность чувствуется буквально с первых страниц. Начало истории сразу же вносит интригу, загадочность и большую таинственность. Перед читателем разыгрывается большая партия с кучей заинтересованных сторон, желающих завладеть результатами научной находки. Я думаю, что на большом экране мы увидим яркое и необычное зрелище, которое хочется увидеть.

На мой взгляд, Блейк Крауч будет интересен любителям книг с непрекращающимися действиями, со сценами насилия, с неожиданными сюжетными поворотами, пусть и не обременяемых каким-либо откровением в жанре фантастики.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Танцы со временем

***

Очередной роман Блейка Крауча, на этот раз на темпоральную тематику. Чисто фантастики у Блейка не так уж много, разве что «Темная материя» и трилогия «Сосны», поэтому весьма интересно узнать, что же на этот раз подготовил Крауч.

Роман «Возвращение» довольно короткий, в нем ровно два действующих лица. Долгое время сложно понять, как конкретно они связаны, автор прилично чередует стилистику книги от детектива к триллеру, а потом и к фантастике. Зачастую кажется, что с тем или иным героем покончено или, например, всё выглядит так, что перед нами всё-таки политический триллер\фантастика, но опять же всё это – игра автора. Сыграла ли эта задумка? В «Абандоне» стык жанров прошел куда как круче. А в «Соснах» — вообще шедевр. Здесь больше возникает раздражение, настолько часто Крауч кидает читателя от жанра к жанру. В итоге кое-какая стройность жанровой канвы выстраивается лишь в финальной четверти книги.

Сюжет крутится вокруг детектива Барри и ученого Хелены. Первый расследует дело, связанное с СЛП (синдром ложной памяти), в итоге он оказывается втянут в целую череду сложнопредсказуемых событий. Хелена, будучи человеком науки, стремится к интересному открытию, которое в итоге переворачивает мир с головы на ноги. Или наоборот.

Роман читается с интересом, в нем есть как научная составляющая, так и экшен в виде перестрелок или погонь. Есть элементы триллера (Барри), есть даже кое-какая глубина (финальный штрих). Правда, эта же глубина были в шедевре Кинга. Ну, знаете, книжка, название которой состоит из одних цифр…

К сожалению, в романе хватает минусов. Во-первых, как было сказано выше, мало жанровой стройности. Во-вторых, складывается ощущение, что автор хотел уделить много внимания перемещению во времени, но в определенный момент ему сказали, что сюжет пора сворачивать. В итоге финальный экшен очень сжат и скуп. Правда, там круто получились эмоции персонажей, что немного радует. В-третьих, темпоральная составляющая показалась какой-то слишком мягкой. Это, конечно, лучше, чем вейрд-фишкн, но хотелось бы чего-то посерьезнее.

Заключение: Крауч как всегда хорош. Роман читается быстро, он яркий, из него получилась бы хорошая экранизация. Судя по всему, Нетфликс уже старается над этим. Наконец-то появилась хоть какая-то глубина в произведении Крауча. С другой стороны, ушли твисты и атмосфера, которые раньше могли вытянуть на себе. Есть у Блейка произведения поинтереснее. Правда, есть и хуже.

7 возвращений из 10.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка исключительно за увлекательный сюжет: желания бросить книгу ни разу не возникало. Динамично, задорно, интересно. Однако с точки зрения писательского ремесла это ни капли не роман. Больше похоже на сценарий. Детали не оригинальны и не добавляют смысл сценам и характерам — они включены лишь для того, чтобы создатели фильма знали, что поместить в кадр. Внутренний мир персонажей показан очень слабо. Их переживания описаны посредственно, ощущение, что собраны клише про вечную любовь, самопожертвование, семью. Диалоги как будто взяты из стереотипных голливудских фильмов. Метафоры и описания либо отсутствуют либо банальны на уровне рекламного текста или посредственного боевика начала девяностых. А фразы «она сказала», «он отметил» и подобные говорят о неумении автора выстраивать диалог таким образом, чтобы читатель понимал, кто говорит без использования наводок. Текстуально роман крайне слаб. Он написан под дальнейшую экранизацию, а не для того, чтобы войти в историю литературы. Потому что это не литература, но веселое увлекательное чтение на несколько вечеров.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой восхитительный пример самокопирования!

Где-то после первого успешного опыта на человеке с «креслом памяти» и капсулой депривации, я словила острое ощущение дежавю, особенно ироничное в контексте книги, как будто вот это всё я уже где-то читала. И чем дальше — по главам Хелены особенно — шло повествование, тем острее становилось дежавю.

Пришлось полистать список прочитанного, и меня озарило, что роман чертовски похож на «Тёмную материю», прочитанную пару лет назад: и темой, и условно-научным базисом. Там тоже весь сюжетный конфликт вроде был построен на теме несовершенства человеческого восприятия времени, сенсорной депривации, из которой открывается квантовое дерево альтернативных вероятностей, и вот этом всём. И я сначала удивилась — надо же, какой фанфик, почти без зазрения совести использует чужие идеи, только слегка их изменив и вместо специального раствора для возможности видеть вероятности засунули не менее специальное кресло с записью воспоминаний...

А потом посмотрела на автора — не очень запоминаю фамилии, — и обнаружила, что «Тёмную материю» тоже он написал.

Оценивать стало ещё сложнее: мне не нравится подход «не сплагиатил, а вдохновился», но что думать, когда автор вдохновляется собой же?

Абстрагируясь от того, что эту же историю Крауч уже писал как минимум один раз, можно сказать, что книга в целом пыталась быть читаемой. Скорее социальная, чем научная фантастика, которая завлекает читателя налётом детектива. Некоторый привкус «научности» придают так возлюбленные фантастами интерпретации квантовой механики (мне показалось, здесь Крауч вдохновился интерпретацией Блохинцева), игры со временем и эффект бабочки, но история не совсем об этом.

И вот в этом есть большая проблема, потому что это история про, божечки-кошечки, любовь. Опять! Глазам своим не поверила, когда вся последняя часть натурально свелась к розовым соплям, то есть, унылым рассуждениям героев о том, как они любят друг друга, как жить друг без друга не могут, как они предназначены друг другу самой вечностью и как они хотят каждый цикл проживать совместно.

Это что, это как, это зачем?

И ведь завязка была хорошей — тут и «синдром ложной памяти», добавляющей интриги, и куски производственного романа о разработке вундервафли для чтения воспоминаний, и первая временная петля... А потом — любовь как главная действующая сила к решению научных загадок.

Нет, я, конечно, тот ещё чёрствый сухарик, что уж, но всё-таки есть у меня подозрение, что между «я каждые тридцать три года умираю в ядерной катастрофе со всем остальным человечеством» и «о, какие романтические страдания у меня по супругу!» первая причина напрягаться несколько более весомая. Не только потому, что за последствия своих идиотских решений, вызванных уязвлённой гордостью и гигантским ЧСВ (да, Хелена как персонаж мне вообще не понравилась) надо отвечать, но и потому, что стремление не умирать вообще для человека обычно более мощное руководство к действию, чем великие чувства.

По итогу в книге неплохое, прям правда неплохое начало с добротной интригой, середина плавно проседает и по уровню осмысленности, и по уровню наполнения, а к финалу действие и персонажи уже вообще ни в какие ворота логики не лезут. Намешано чёрт знает что: и военные, и утечки, и кресла, и правительственные организации, и любовь, любовь, любовь, ещё больше любви, мы же с первого момента драматичного поцелуя перед смертью в капсуле не поняли. Не поняли? Тогда н-на ещё любви и семейного счастья!

ЪУЪ.

При этом непосредственно сюжетные линии научного открытия спущены на тормозах к чертям, что вызверило неимоверно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто хакнул контору и слил чертежи кресла другим странам? Зачем? Почему не сделал этого раньше? Чем руководствовался? Я бы даже, может, и попыталась догадаться об этом сама, но автор никакой информации выдать не соизволил! И эта линия, одна из самых, возможно, интересных для заявленной «детективной фантастики» просто исчезает в никуда.

А ещё у меня бо-ольшие вопросы к слащавому финалу, потому что автор в нём, по-моему, сам слегка запутался.

Дело в том, что книга-то с чего начинается: с того, что Барри оказывается на крыше с самоубийцей и пытается убедить её не прыгать, а самоубийца отказывается — у неё «синдром ложной памяти», и она помнит жизнь, которой не было.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
День рождения Меган — это следующий день, где Барри с Джулией обсуждают дочь, погибшую десять лет назад.

Что это значит? Насколько можно судить из романа, это значит, что предыдущий муж этой самоубившейся женщины уже воспользовался креслом и сменил временные линии, а это значит, что кресло уже работает для исправления реальности, то есть, оно уже у Майка (или как там его), и значит, это вторая линия. Вторая. Не первая. У Барри из дня рождения Меган не должно быть доступа к первой линии, в которой Хелена работала для проекта в индустрии развлечений, а Майк ещё — наркоман.

Но он. В неё. Попадает!

Почему?

Или на самом деле эти два события шли в другом порядке, просто Крауч не упомянул это внятно? Памагити. (тм)

Зато динамичненько. Всё время кто-то куда-то бежит, умирает, возвращается, а на фоне сыплется пепел от ядерных взрывов. Первые два совместных цикла Хелены и Барри, спасающих человечество путём создания своей семейной жизни, было ещё ничего, но к седьмой жизни и седьмому ядерному удару это превратилось из трагедии в китч.

В общем, что-то как-то «Возвращение» и в целом не шедевр, а уж с учётом того, что это почти фанфик на самого себя, у меня ощущения остались средненькие. Завязка огонь, всё остальное можно было бы выкинуть и сделать рассказ о том, как человечество перешло в эру пост-времени. Может, было бы даже хорошо.

А так — не.

Десять раз подумаю в следующий раз, читать ли Крауча, если опять не забуду его фамилию.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Убогая графоманская хрень.

Привлекла книжка отзывами, и темой про танцы со временем.

Персонажи — неправдоподобный убогий картон, за которым не интересно наблюдать. Это минус не персонажам, а автору. Потому что за живыми персонажами интересно следить хоть в космосе, хоть хоть в триллере, хоть в любовной мелодраме.

А это, кстати, любовная мелодрама. Судя по финалу, главная суть книги это ахренительная неземная любовь двух главгероев. Однако, автор почему-то забыл написать, с какого хрена вообще эта любовь возникла изначально. Просто в следующей главе герои уже вместе, и у них есть прошлое.

Потом есть этап, где герои ссорятся. По книге они прожили вместе то ли 60, то ли 90 лет, но ссора звучит как будто они вместе лет 5-7. А дальше есть только финал. «Я тя так люблю, прямо ваще люблю-люблю, сквозь все времена люблю, и любить буду».

Это не звучит так, будто люди прожили вместе 200 лет. Скорее те же лет 5-7, но счастливых, а потом девка умирает от какого-нибудь рака. Вот примерно такая же картина эмоциональная может быть.

Вначале ощущение, что я читаю не полную версию книги, а набросок из рваных кусков, которые потом ещё будут дорабатываться напильником, сшиваться, пробелы будут заполнены.

А нихрена. Это так автор пишет. Рвано и дыряво.

Вызвало аплодисменты, как автор легко отметает тему с парадоксом убийства твоего дедушки. Мол, это невозможно, ибо дедушка останется в воспоминаниях.

Это при том, что у автора буквально первая же глава книги начинается с того, что у женщины бесследно пропал ребёнок, остался лишь в «мёртвых воспоминаниях». То есть парадокс как раз очень сильно возможен. Да потом они постоянно убивают людей, и ничего. Их не парит, что эти люди остаются в мертвых воспоминаниях.

«Синдром ложной памяти» вначале в паре слов описывается как нечто непонятное. Однако дальше по тексту очевидно, что СЛП возникает у тех, на кого повоздействовал прыгун во времени.

И тут логично будет так. Главный злодей, который бывший наркоман, ловко использовал свой шанс и стал мега-богатым чуваком. Прямо таки Стивом Джобсом. Создал свою компанию Эппл.

И когда на мир накатывает волна СЛП, абсолютно все сотрудники его мега-корпорации должны были словить белочку. Потому что в изначальной реальности не существовало никакого Эппла, и значит, абсолютно все они, до последнего уборщика, работали в других местах, возможно жили в других географиях, общались с другими коллегами, крутили другие романы, рожали других детей. А этот злой Джобс снаркоманился к хренам. Вполне логично, что правительство бы заинтересовалось, таким интересным случаем массового психоза. И создало бы отдел, чтобы выяснить, почему у людей так странно глюки связаны с тем, что они именно в Эппле не работали?

Но нет. СЛП — это такие странные бессистемные приступы у некоторых случайных людей.

Мляяяя. Этот тупорылый автор, походу, сам не следит за тем, что вообще пишет.

Чуть нос себе фейспалмом не сломал, когда персонажи специально устроили похищение важного чувака, и вместо того, чтобы спрятаться в бункере от ядерных зарядов, они сидели и красиво пырились на грибы. И было у них времени на допрос — пять минуток.

А потом вдруг становится известна важная информация, и чувак бежит на перегонки со временем...и не успевает.

Мляяяяяяяяяя. Конечно, ведь совершенно не судьба была героям имея фору в много лет и много денег обустроить себе бункер, где бы они смогли важного человечка допросить как следует. С чувством, с толком, с расстановкой.

Хотелось побиться головой об стену, чтобы отупеть до того уровня, на котором такой поворот казался бы логичным и красивым. Потому что сама по себе книжка вызывает боль.

В последней четверти книга начинает напоминать скучный «День сурка». Только с тупыми персонажами. От тупорылого автора.

Умнейшая учёная живёт на свете больше 200 лет. Она бы смогла уже стать лучшим специалистом абсолютно по всему на свете. Выучить всю квантовую физику, и выдумать свою собственную физику. Но нет. Она тупая овца. А важнейший секрет, который всех спасёт, доступен лишь злому наркоману.

Ну и решает всё в итоге мужик. Потому что тупая баба всё только портила.

Что забавно. В итоге мужик остался единственным в мире, кто владеет памятью на много лет. Он был и полицейским и физиком. Он умнейший и опытнейший учёный....и он собирается заново строить отношения с мелкой 21-летней девицей, у которой в мозгах пока что пусто. Удачи с этой тупой малолетней клушей, чо.

Слог у автора намеренно такой, чтобы по этой дряни сняли кино с красивеньким визуалом.

Потому с точки зрения литературы язык тут убог, сух, печален. Ибо красивости в тексте невозможно экранизировать. Красивости визуала не возможно вкусно описать. Автор прицеливается явно на кино.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх