Виктор Пелевин «Затворник и Шестипалый»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Затворник и Шестипалый живут в мире, имеющем границы и социальную иерархию. И давно устоявшийся порядок. Но, как выясняется, всегда можно расправить крылья и попытаться взлететь — даже если ты просто...
Первая публикация: журнал «Химия и Жизнь», март 1990 г.
Входит в:
— антологию «Музей человека», 1990 г.
— журнал «Химия и жизнь 1990`3», 1990 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1990 // Средняя форма |
- /языки:
- русский (27), польский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (23), периодика (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Э. Роевская-Олеярчук (1), И. Тотоманов (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Petro Gulak, 8 мая 2008 г.
В «Чайке по имени Джонатан Ливингстон» полет — это славный спорт (а я могу быстрее! еще быстрее! могу телепортироваться!), возвышающий высокодуховного индивида над быдлом, которое собирается в стаи. Ведь мы с тобой, дорогой читатель, не быдло? ведь мы — люди духовные? Вот и ладно.
В «Затворнике и Шестипалом» полет — это единственная возможность спастись. Это не досуг, не развлечение — это выживание.
Безусловно, лучшая вещь Пелевина: умная, смешная, страшная, трогательная. И в ней есть надежда.
ivan2543, 7 ноября 2013 г.
Без преувеличения, одна из лучших вещей Пелевина. Можно было бы сказать, что это эдакий «Бойцовский клуб», только… про цыплят. Но «Бойцовский клуб» был опубликован шестью годами позже…
«Затворник и Шестипалый» — это притча о «духовных практиках», и, так сказать, «духовных практикантах». Цыпленок-бройлер – это будущее блюдо или все же птица? Человек – расходный материал цивилизации или — ?
Что сразу радует в этой повести – юмор. Серьезнейшие метафизические проблемы автор исследует с улыбкой, постоянно иронизируя над пернатыми философами и их (читай – своими) идеями. Ирония и самоирония – это то, что не позволяет Пелевину скатиться до уровня пафосных шизотерических вероучителей, оставаясь поставщиком качественной художественной литературы. А юмор высочайшей пробы – быт «богов» (работников птицефабрики) глазами цыплят, куриные религии и политические системы, многочисленные исторические отсылки. А толкования разговоров рабочих и «божественные» песни?
Цыплята, движущиеся по конвейеру к «цеху номер один» — метафора человеческой цивилизации, превратившейся из способа существования в самоцель, системы, которая сама не знает, к чему стремится и старательно приближает катастрофу, думая только о самоутверждении и материальном обогащении. И можно выдумывать тысячу оправданий своего существования и хитрых полумер – только одна простая вещь спасет от окончательной гибели.
Итог: пелевинские цыплята пробивают скорлупу иллюзий — за 6 лет до «Бойцовского клуба» и за 9 лет до «Матрицы».
elninjo_3, 29 октября 2011 г.
Пелевин зачастую пишет об одном и том же, но невероятно, его каждый раз читаешь с беспредельным интересом. «Жизнь насекомых», «Шестипалый и Затворник» — одно и тоже, об одном и том же. В этой повести очень много контекстов, но для меня это, в первую очередь, своеобразная прививка релятивизма, переходящая в агностицизм. Вечный человеческий философский спор о том, действительно ли «правда всегда одна»? Каждый решает сам для себя, но мне эта повесть очень близка, т.к. я во всем согласен с Пелевиным.
Насколько на самом деле человечество ничего не знает, начиная с возникновения жизни и заканчивая вопросом о возникновении мира! Религия говорит о божественном влиянии, наука пытается все объяснить ими же придуманными терминами, которые могут не иметь ничего общего с реальными законами вселенной (потому что, может быть это и не вселенная и она не одна). Мы ничего не знаем. А среднестатистическому индивидууму с социуме, тому и вообще все равно!В результате на выходе получается вот такой вот диалог:
-Каждый, как может, лезет к кормушке. Закон жизни.
– Понятно. А зачем тогда все это?
– Что «это»?
– Ну, вселенная, небо, земля, светила – вообще, все.
– Как зачем? Так уж мир устроен.
– А как он устроен? – с интересом спросил Затворник.
– Так и устроен. Движемся в пространстве и во времени. Согласно законам жизни.
– А куда?
– Откуда я знаю. Тайна веков.
Черт!:glasses: Это гениально! Буквально на днях я видел по «national geographic» весьма солидного ученого, который с воодушевлением говорил, что ему удалось таки доказать, что не бог создал мир, т.к. он бы не успел это сделать, потому что до Большого взрыва не было времени!:dont: Вот так. Закон жизни и тайна веков. И потеря потерь.
И чем мы, собственно, отличаемся от бройлеров с «Бройлерного комбината имени Луначарского»?
Footer, 29 марта 2011 г.
Аннотацию однозначно нужно поменять. Жуткий спойлер. И предупредить, чтобы не читали комментарии пока повесть не осилят, так как спойлеров очень много, а именно здесь очень важно не знать всего сразу. В Затворнике и Шестипалом я впервые получил удовольствие от настолько неожиданного оборота. Это позднее уже стал в каждой новой книжке настороженно предполагать: а вдруг здесь речь идет совсем не о том, что я думаю. А тогда восторг был просто необычайный.
Zlata.24, 17 июня 2020 г.
Это, действительно, прелестно! Давно я уже не читала сказок с таким удовольствием. А сколько цитат надергала целыми абзацами!
Самое удивительное, что этих героев совсем не представляешь цыплятами/петухами. Это же просто любопытные дети, робко познающие окружающий мир. И объяснения — настолько просты и очевидны, что подходят не только для курятника)) Очень жаль, что нет машины времени, и я не могу прочувствовать на себе, как бы я восприняла этот текст в 5-летнем возрасте. Взрослый способен оценить всю иронию и глубокий поучительный смысл повести. Но стоит ли знакомить с ней детей, кто подскажет? Не будут ли они рыдать — «птичку жалко»?? :-((( Кстати, умилительно трогательный финал дает веру в счастливое будущее наших героев и скрашивает отчаянное положение оставшейся серой массы...
neo smile, 12 ноября 2019 г.
«Ночная дорога скучна, если рядом нет собеседника» (с)
Бесконечно умного, интересного и мега талантливого собеседника, способного надолго увлечь внимание и рассказать нетривиальную историю о том (в том числе в контексте своих видЕний), о чём по обыкновению просто не принято, — а по уважительной причине просто «некогда» думать.
Вечные догмы про то «что положено». Истёртые материи, которые можно любить и «под водой», даже и не заметив на самом деле что «ты» уже давно утонул и не дышишь. Замысловатые объяснения Затворника о природе Любви...
Спорадическая (поздний Пелевин уже так не балует), яркая и гротесковая зарисовка на тему неизбежного конца нашего не наступившего «завтра». По сути эта тема в контексте прикладной философии проходит Красной строкой по всему творчеству Пелевина.
Инфернальная картина мира, нарисованная автором в этом кратком эпике, — в чём-то печальная; в чём-то мрачная; в чём-то похожа на тонкие издёвки над устройством мироздания. Причём это не столько навязчивая подмена привычных понятий. Сколько условный стеб над тайнами бытия, — вернее о нашем постном Представлении, как это всё может быть устроено... Это всё (или почти всё) чем занят Пелевин в этой повести.
«Затворник и Шестипалый» — это по сути философская притча о том, как «на скорую руку» смастерить своё убежище души. Повесть, написанная с налётом зыбкой грусти и печали о не случившемся. И это по моим личным ощущениям аскетичный и одновременно очень красивый самодостаточный скетч с незамысловатым антуражем и деталями, нарисованный техникой размытой перспективы: Пелевин создаёт своё полотно с возможностью передачи для читателя прозрачных слоёв и штрихов его многослойной картинки. Хотя, если попытаться представить это линейно...
Родина Шестипалого, с безнадёжно длинными серыми очередями к общей кормушке; обезличенно серой толпой, бодро шагающей под непременным кичем строгого руководителя «Марш, марш, левой!» в ожидании очередного решительного этапа и бесконечной Стеной Мира и плАча, за пределами которой клубится серой пылью родная Пустота Пелевина...
Родные пенаты Затворника, туда куда он привык убегать, которые будто бы как раз и начинаются по другую сторону этой самой стены. И за которыми можно всё же попытаться уцелеть... Или во всяком случае стОит хотя бы попробовать что-то предпринять по этому поводу... Хотя бы на самый краткий миг как-то приблизиться к этому умению, — как бы иронично и комично всё это не звучало в витиеватых диалогах Шестипалого и Затворника:
- Нет. Не уверен. Наоборот, я подозреваю, что это бесполезное занятие.
- А зачем тогда оно нужно? Если ты сам знаешь, что это бесполезно?
- Как тебе сказать. Потому что кроме этого я знаю много других вещей, и одна из них вот какая: если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь, в чём разница?
Шестипалый промолчал.
- Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда, — сказал Затворник. -А если ты ее потерял, ни в коем случае не позволяй себе догадаться об этом. И тогда что-то может измениться. Но всерьез надеяться на это ни в коем случае не надо.
Довольно странная зависимость, вызывающая мой личный читательский восторг: Чем меньше они оба верили в успех своего мероприятия — тем больше и усерднее продолжали упорно тренироваться (в умении и навыках летать). Эта истина расцветает настолько просто и линейно, что становится как-то обидно за то обстоятельство, что мы так порой не умеем. А главное — не хотим уметь.
И ещё одной красивой аскезой ярко пульсирует эта глубокая притча Пелевина: «Лучшее в нас — это по сути то, чем мы встречаем то, что полюбили». У некоторых это — печаль. Для многих — это неоправданная радость очередной иллюзии. Для меня это часто рассвет и закат нового душевного открытия. И, увы и ах, именно закаты случаются чаще...
Быть может, в том числе в контексте этой повести стОит попробовать натренировать особую мышцу своей души, которая сознательно рисует нам перспективу завтрашнего дня. Как тренировали свои мышцы рук Затворник и Шестипалый, нарабатывая нужные им навыки по много часов в день с увеличением весов тяжёлых гаек.
Трогательная, щемящая, в чём-то наивная, но бесконечно пронзительная вещь, заигрывающая с читателем каждый раз бесконечным спектром новых красок, полутонов и колоров.
PS Во всяком случае читать и перечитывать такого самобытного Пелевина точно стОит наверняка. Мои искренние восторги и подлинный катарсис на почве определённого переосмысления привычного и устоявшегося мнения большинства. Повесть на твёрдую Десяточку, — как в целом и весь сборник «Жёлтая стрела». В 90х Пелевин радовал много чаще и ярче, чем в позднем творчестве. Тогда он писал самобытно и размашисто.
PPS И слегка перефразируя в узком ключе авторское утверждение «Какая разница за что хвататься, лишь бы это выдержало». Я от себя скромно добавлю: такой крепко сбитый и многослойный Пелевин выдержит многое. Фанам (и не только) читать обязательно: Рассказчик — Огонь!
Ferucil, 30 января 2018 г.
Браво! Твердая 10! Редкий случай, когда читать о работе птицекомбината интересно. Редкий случай, когда рассказ от лица микромира к макро есть не только забавно-занятный прием, но содержит в себе глубокую (не путать со сложно-мудреной) подоплеку. И, наконец, еще более редкий случай, когда чтение такого творения доставляет искреннее удовольствие. Таких точных, одновременно едких и жизнеутверждающих аллюзий я на своей памяти не встречал. В кои-то веки мне удалось познакомится в мире современной литературы с тем, что без всяких натяжек можно обозвать и сатирой и художественным произведением.
Однако, оговорюсь, поклонники «рядового» творчества писателя (Омон Ра, Generation П, СКО и пр.) могут быть, грубо говоря, несколько разочарованы, а может даже шокированы несоответствием между духом данного и более объемных книг автора. Нехарактерное для Пелевина творение ибо:
1) Нет экзистенциализма;
2) Философско-фантастических предположений;
3) Есть
Данная повесть дает если не большее понимание философии автора, то, по меньшей мере, большее осмысление авторского чувства, приведшее его к собственным жизненным поискам и установкам. Тот случай, когда простым сюжетом нас ясно и явно подводят к черте, за которой... ограниченность нашего мирка? его иллюзорность? его двусмысленность? Или что еще хуже, наше заблуждение о знании его, если не законов, то смысла? Что-то в этом ключе. На страницах незатейливо, без вычурности выражен исток философского взгляда на вещи и как по мне именно поэтому повесть —
шедевр, ведь все гениальное — просто!
URRRiy, 17 мая 2017 г.
Замечательная, смешная до истерик, небольшая повесть, в которой при желании можно найти глубокий подкожный смысл. Разница взглядов на жизненную ситуацию зависит от точки зрения, особенно если эта точка смотрящего с противоположной стороны.Перефразируя не к ночи будь помянутого Е. Петросяна — Вам не нравится вид бактерий на ободке унитаза? А представьте, что каждый день видят они! — автор сумел создать достоверно воспринимаемый мир с противоположной от «царей природы» стороны. При этом способ выхода героев из очень непростой ситуации выбран весьма трудно представляемый для человека, что создаёт при прочтении абстракцию и лёгкую степень обалдения.
Шедевр!
Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г.
Представляю, как похохатывают олимпийские боги, читая наши представления о них. Похохатываем и мы, читая евангелие от Шестипалого.
Yunga, 2 января 2014 г.
Эта книга в свое время знатно тряханула мое мировоззрение и мироощущение. С ног на голову практически поставила. Такой, как модно нынче говорить, финальный твист, настолько впечатался в память, что именно эту повесть я до сих пор (а это уже почти десять лет) прекрасно помню, а вот все остальное этого автора, что читала в тот же период, благополучно забылось. Кроме, разве что, «Поколения П».
В общем, книга, которую точно стоит прочитать. И уже самому решать, о чем она. Это о чем, на самом деле, у каждого свое. Я вот не вижу политической подоплеки, как некоторые другие читатели.
kodo, 25 мая 2010 г.
Рассказ отличный. Жаль, что в аннотации написано про
SoN, 2 сентября 2006 г.
К вопросу о «внеморальности» и «мрачности» Пелевина:
«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый лyч света,
ты должен идти к немy вместо того, чтобы pассyждать,
имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла.
Hо пpосто сидеть в темноте не имеет смысла в любом слyчае.
Понимаешь, в чём pазница ?» В.Пелевин «Затвоpник и Шестипалый»
И ещё:
- «По-моемy, я никогда ничего не любил,- пеpебил Шестипалый.
- Hет, с тобой это тоже слyчалось. Помнишь, как ты пpоpевел полдня,
дyмая о том, кто помахал тебе в ответ, когда нас сбpасывали со стены?
Вот это и была любовь...
Всё, что ты делаешь, ты делаешь только из-за любви. Иначе ты пpосто
сидел бы на земле и выл от yжаса. Или отвpащения.»
Shvoloch, 17 апреля 2006 г.
Перечитал намедни. Получил массу удовольствия, даже больше, чем при первоначальном прочтении. Сюжет и идея перекликается с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, но, ИМХО, у Пелевина получилось глубже, с прекрасным юмором и ближе нам по менталитету.
Обобщение социума с бройлерным комбинатом — это сильно! А разговор Затворника с Шестипалым о любви-вообще минишедевр. И еще, как по мне, это произведение помогает во время депрессии, настраивает на философский лад и благодаря ему можно научиться проще смотреть на жизнь, не заморачиваясь на проблемах, которые жизнь с таким упорством преподносит каждому из нас.
Yosho, 17 октября 2019 г.
Повесть прекрасный образец раннего Пелевина. Светлый и веселый.
Почитал отзывы. Создается ощущение, что те кто не оценил юмор, видимо просто Кастанеду не читали)
Затворник и Шестипалый по сути пародия по мотивам Кастанеды и если не читали оного, то половина шуток просто могут быть непонятны.
Кстати это касается и многих других ранних книг Пелевина. Чтобы полностью понимать все шутки, надо Кастанеду прочесть)
serjww, 30 октября 2016 г.
Наконец-то! Давно хотел начать читать Пелевина, и ни сколько не пожалел! Мой первый рассказ, твердая 10-ка! Прочитал за полчаса, не думал. что будет так интересно! Дальше-больше, дальше наверняка будет интересней!