Виктор Пелевин «День бульдозериста»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
На заводе ему упала на голову заготовка бомбы, сотрясение мозга и нельзя пить две недели. Все боятся, что без выпивки у него начнётся «чёрная горячка», но доктор обещает, что за две недели ничего страшного не случится... Мучения трезвеющего человека, в обществе вечно пьяных. Взрослые пьют в песочницах, дети играют на помойках, все знают когда в каком магазине будут продавать спиртное...
Неожиданный итог трезвости — герой вспоминает, что на самом деле он американский шпион, внедрённый в сверхсекретный советский завод, производящий атомное оружие, настолько секретный, что даже в быту никто не называет вещи своими именами.
Весёлый штрих — в качестве матерных ругательств используются советские лозунги, поэтому ругань в рассказе — это просто чистая незамутнённая радость читателя.
«Завтра» Nо 2, 1991
Входит в:
— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Второй», 1991 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Малая форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1992 // Малая форма |
- /языки:
- русский (25), английский (1)
- /тип:
- книги (21), периодика (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
poxabich, 14 июня 2025 г.
Очень люблю раннего Пелевина, дикого и прекрасного. :)
Вообще раннее его творчество замечательно тем, что нигде нет долгих разъяснений жизненной и философской позиции, свойственной поздним вещам.
Разъяснений нет, а позиция есть. Магия слова, слова и сюжета. В «Дне Бульдозериста» это все есть и объяснять ничего не надо. Все и так понятно. Кстати, все (ну почти) эзотерические построения, которые появятся в поздних вещах здесь уже есть, стоит только присмотреться. Потом будет больше рассуждений, но меньше, гораздо меньше драйва.
Здесь молодой Пелевин. Очень классный.
mputnik, 30 января 2022 г.
Интересные метаморфозы воспринимаемой сути, уважаемый потенциальный читатель.
В момент публикации — это была, конечно, бомба: типа, сатира — настолько едкая и близкая по координатам к точке прицеливания, что обоснованность сомнений в истинности пути разввитОго социализма — казалось просто мастодонтальной. Подсознание — как истинный Хозяин мозгов — однозначно столбило делянку в Долине разочарования и уныния.
Лет пятнадцать тому — чтиво уже практически «сравнялось с фоном реальности», перестало восприниматься как некое откровение, Глас Небес, несущий возможность отрезвления, осознания и переосмысления. К тому моменту доля совершенно новых компонентов Бытия, ранее вовсе неведомых, а потому и непостигнутых вовремя — оная доля уже возросла настолько, что сама необходимость в каких-либо откровениях оказалась под очень большим вопросом.
Сегодня же, уже после Китая, обгоняющего США по уровню ВВП, после второго разрушения Саур-могилы, после пандемий и работы на удалёнке, после гиперзвуковых «Цирконов», от факта наличия которых обгадился весь Комитет начальников штабов — после всего этого и похожего на это, как сие ни парадоксально, текст уже вовсе не резонирует: ни с Подсознаним, ни с чистым Сознанием — вообще ни с чем из области осознания действительности. Он ушёл куда-то «далеко в анналы», аки Повесть временных лет, аки сказание о нашествии Батыя. Всё это — с высоты кургана проблем сегодняшних — представляется таким бесконечно мелким, таким ничтожным и несущественным, что просто диву даёшься: и чего там раньше находили-то?
Но — без всяких сомнений: в памяти последующих поколений навсегда останутся два перла и всё, что связано с их сутью и содержанием, а именно: «В поисках внутреннего Буратино», и «Ожидание белой подводной лодки». Это — конечно же — непревзойдённый сюр в его истинной ипостаси
vgi, 19 октября 2020 г.
Интересно, как мало фантлабовцев оставило отзыв на «День бульдозериста» — хотя Пелевина нынче читают почти все. Не то не читали, не то не поняли, не то не произвело впечатления. На меня же в 1991 произвело — и я довольно давно поставил рассказу десять баллов, но отзыва тоже не оставил. Восполню этот пробел, и попробую объяснить, почему считаю этот рассказ одним из лучших у Пелевина. Хотя, возможно, чтобы понять это, нужно родиться в СССР и прожить там лет двадцать.
По словам Стендаля, книга — это зеркало, с которым идёшь по дороге. Продолжим эту аналогию. Когда-то литераторы носили по дорогам обычные зеркала, теперь часто предпочитают кривые. Отражение в кривом зеркале может повеселить читателя, а может заставить задуматься. Но очень важно, чтобы оно не было уж слишком кривым — чтобы отражённые предметы можно было узнать. Или, переходя от оптики к литературе — используя гротеск, писатель должен знать меру, ему важно не потерять узнаваемости. И в «Дне бульдозериста» эта мера соблюдена виртуозно. При всей фантасмагоричности происходящего — все эти атомные бомбы и квазиобсценная лексика из газетных передовиц — реалии, стоящие за происходящим, на удивление легко считываются.
Мрачен ли рассказ? Вроде бы, должен быть мрачен, но лично у меня он почему-то безысходного чувства не оставляет — в отличие от многих более поздних пелевинских текстов. Не все меня поймут, но мне кажется, что это не отчёт паталогоанатома, а описание натуралиста. Да, он описывает странное, уродливое, но при этом вполне живое общество, не лишённое своеобразной извращённой гармонии. Впрочем, возможно, моё аосприятие окрашено личным отношением к описанной эпохе. В любом случае, рассказ хорош.
martinthegod9, 14 января 2016 г.
» — Ну и успехов в труде, — сказал мальчик, повернулся и побрел к помойке. Оттуда ему махали.
— Я тебя сейчас догоню, — заорал Валерка, забыв даже на секунду о своей бутылке, — и объясню, какие слова можно говорить, а какие — нет... Наглый какой, труд твоей матери...»
» — Точно, есть у нас ветераны, — не сдавался химик, — да ведь у вас традиция соревнования глубже укоренилась, вон вымпелов-то сколько насобирали, ударники майские, в Рот-Фронт вам слабое звено и надстройку в базис!
— Лучше бы о материальных стимулах думали, пять признаков твоей матери, чем чужие вымпела считать, в горн вам десять галстуков и количеством в качество, — дробной скороговоркой ответил Валерка, — тогда и хвалились бы встречным планом, чтоб вам каждому по труду через совет дружины и гипсового Павлика!»
День бульдозериста — рассказ острый, удивительный, мрачный. Виктор Пелевин рисует ужасный мир, в котором основными направлениями промышленности являются водородные бомбы и химическое оружие. Мир, где больные от радиации и пьянства родителей дети играют на помойках и курят в 10 лет. Мир, где взрослые-рабочие пьют, и пьют, и пьют на детских площадках, в песочницах, на качелях; где они не помнят себя, кроме пунктов биографии, не задумываются вообще ни о чем, а просто живут по инерции. Мир, где слова «мир», «труд», «май» — ругательные, матерные; видимо, настолько загнанные рабочими планами и партийными лозунгами люди уже задыхаются от этого чрезмерного вливания девизов. И, наконец, мир, где иностранный шпион — скорее проверяющее лицо, перед которым надо выказать всё уважение и широту души, нежели враг.
Alopex lagopus, 4 февраля 2013 г.
Тяжелая и жесткая сатира. Сочная такая и с неприятными запахами!
Настоящие подробности советского быта очень хорошо смешаны с выдуманными гадостями и абсурдностями. Картинка получается очень реалистичной, глубокой.
Майская ругань — отличная идея.
Рассказ понравится не всем, но он хорош.
Anastasia2012, 27 ноября 2010 г.
Повесть прочитала подряд два раза. Закончив в перый — не совсем поняла: что, кто, куда в конце. Видимо «недостаток» возраста (не так «вкусно» помню совок. Всё больше пионерила в то время). Второй раз — по диагонали, перед этим заглянув в аннотацию на фантлабе и отзывы.
Ну что сказать?
ЧИТАЕТСЯ с интересом. Обилие маюгов вместо матюков облегчает текст, но не лишает его пикантности. Воспоминания неИвана так похожи на советские мечты о загранице.
ВОСПРИНИМАЕТСЯ с горечью: ведь и правда — нам хотелось мирного неба над головой. Да вот чужие ноги с лыжами на плечи давили. Да ацетон все мозги многим детям вынес. А его так экономили... Почти шаманские пляски на праздник — замечательная аллегория на демонстрации.
Наставление Петра, что секрет не в бомбах, а в самих людях, настраивает на известное завершение эры Сендаля и ежи с ним.
Повесть напомнила мне головоломку «Змейка», из которой можно собирать разные фигуры. Моей мечтой всегда был шар...
Paganist, 4 ноября 2009 г.
Опять низкий поклон господину Пелевину за безжалостную детализацию советского быта, досуга и традиций производственных отношений. Однако за впечатляющим сюрреализмом и лозунгами-ругательствами как-то смутно пробивается основная линия сюжета, смята концовка (пускай и неожиданная) и непонятна сама идея. и всё же читается интересно и увлекательно.
Alexandre, 10 сентября 2009 г.
Ну, вот, это вам не туманные рассуждения неизвестно о чём, есть и сюжет, и действующие лица, и интрига.
Про замечательный и нестандартный язык и говорить не буду — это просто здорово. Хотя, конечно, есть и некие погрешности — не бывает третьей ноги от радиации, это автор нафантазировал (не Хогбены ли на него повлияли? — там тоже был один тип с третьей ногой...). А всё остальное — вполне реалистично.
Написано, как всегда, хорошо, и читается хорошо, сам рассказ не затянут — в общем достоинств немало, и читал лично я с удовольствием. И другим могу рекомендовать (именно эту вещь) без всякого сомнения. А вообще скажу — читать Пелевина смысл есть, и если что-то не понравилось — почитайте другое, писатель достаточно разнообразен, найдётся и такое, что понравится.
vsvld, 27 сентября 2008 г.
Шедевр! Помимо суперской «майской» ругани («маюгов») много чего ценного, но главное — первый подступ к методу написания ЖН. Герой одновременно и американский шпион и советский работяга — что не удивительно, ведь в СССР убежденность, что «у нас все плохо» и восхищение пепси-колой и адидасами, в общем-то, неплохо сосуществовало с совестким патриотизмом. «Широк человек! Я бы сузил» (Достоевский).
Yazewa, 26 января 2008 г.
Ругань, конечно, хороша! Но весь рассказ в целом перегружен. Слишком много однопланового...
irish, 17 октября 2007 г.
Картины позднесоветского быта — великолепны: прямо ощущаешь этот запах мочи и гречневой каши. :)
born2die, 16 июля 2007 г.
Ну Пелевин и натрудил, ударник майский, знамя ему красное, переходящее через три гипсовых Павлика и Клару Цеткин! Успехов в труде!