fantlab ru

Виктор Пелевин «Жёлтая стрела»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
1892
Моя оценка:
-

подробнее

Жёлтая стрела

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 131
Аннотация:

Вся жизненная суета на самом деле — дорога в никуда. Мы забываем, что живём, забываем просто быть и даже не задумываемся над этим. Но есть среди нас и исключения...

Примечание:

Первая публикация — журнал «Новый мир», 1993 год, номер 7.


Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 42

Активный словарный запас: низкий (2500 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1994 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1994 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Желтая стрела
2012 г.

Издания:

Бубен Верхнего Мира
1996 г.
Желтая стрела
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 1. Чапаев и Пустота
1999 г.
Желтая стрела
2000 г.
Затворник и Шестипалый
2001 г.
Чапаев и пустота. Желтая стрела
2001 г.
Generation
2003 г.
Желтая стрела
2003 г.
Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2003 г.
Песни царства «Я»
2003 г.
Сочинения в 2 томах. Том 2. Омон Ра. Generation `П`. Желтая стрела
2003 г.
Желтая стрела
2004 г.
Омон Ра. Желтая стрела
2004 г.
Виктор Пелевин. Все повести и эссе
2005 г.
Желтая стрела
2007 г.
Все повести и эссе
2010 г.
Желтая стрела
2011 г.
Желтая стрела
2012 г.
Повести, эссе и психические атаки
2015 г.
Желтая  стрела
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 2. Затворник и Шестипалый
2015 г.
Желтая  стрела
2016 г.
Повести и эссе
2020 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бубен Верхнего Мира. Принц Госплана
2004 г.
Желтая стрела
2006 г.
Лучшие романы. Избранная проза. Выпуск 1
2013 г.
Желтая стрела
2015 г.
Собрание сочинений
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Yellow Arrow
1996 г.
(английский)
Затворника и Шестопръстия. Принцът на ДПК. Жълтата стрела. Омон Ра
2003 г.
(болгарский)
A Sárga Nyíl
2007 г.
(венгерский)
Omon Ra i inne opowieści
2007 г.
(польский)
کتاب پیکان زرد
2018 г.
(персидский)
A Sárga Nyíl
2020 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть прочитал совсем недавно, хотя в общих чертах знал и сюжет и основную идею – из критики да из песни Арии «Горящая стрела», написанной Маргаритой Пушкиной как раз мо мотивам этой повести. Собственно, из песни о ней впервые и узнал, еще не зная, кто такой Пелевин вообще. Потом как-то подбирался к повести в студенческие годы, но все откладывал на потом – вещь короткая, прочитать всегда успею – и вот добрался.

Поезд как метафора общественной жизни – образ напрашивающийся. У Пушкина, помнится, на этот случай была телега – но то было иное время, а в нашу эпоху массового человека нужен поезд. Что же такое «Желтая стрела»? Если смотреть поверхностно – замороченная перестройкой и политическими переворотами Россия, потерявшая цель и ориентиры и на полном ходу въезжающая в катастрофические 90-е. Если смотреть более глубоко – человечество, как таковое, живущее в массе полубессознательно, под управлением животных инстинктов; ведомое кучей крупных и мелких «фюреров»; не желающее видеть окружающий мир таковым, как он есть и задумываться, для чего мы все здесь; и уж тем более не задумывающееся о конечности своего бытия (на этот счет у Пелевина есть еще рассказ «Тарзанка»).

Смысл повести – в необходимости осознанного существования, избавления от иллюзий и повседневной суеты, поглощающей личность. «Ехать в поезде и не быть его пассажиром» — то есть отдавать себе отчет, что то, что тебя окружает – не есть ты сам. Здесь Пелевин изящно предвосхитил знаменитую проповедь Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба». Впрочем, Пелевин оптимистичнее – в соответствии с близким ему буддийским учением, конечной целью он видит побег из поезда, то есть просветление, освобождение от оков пространства и времени, окончательную духовную свободу.

Но буддийскими нравоучениями «Желтая стрела» не ограничивается. Сильна в повести и сатирическая составляющая. Атмосфера обреченности и странных метаний в поезде, так знакомая пережившим 90-е, напоминает песню Nautilus Pompilius «Титаник» — то же ощущение движения к неведомой и страшной цели, та же бессмысленная и злобная суета перед лицом смертельной опасности. Дельцы и аферисты предстают жалкими с их хитрыми планами продажи алюминиевых ложек и дверных ручек. Радует и матерная этимология слова «бизнес» (мне самому в детстве, возможно, в силу советского воспитания, это слово казалось отвратительным на слух и напоминало другое слово, созвучное, но нецензурное, которым в народе именуют акт и процесс хищения). Иронизирует автор и над «протестным искусством» заодно с пропагандой «духовности» — расписывающий пивные банки-сувениры смелыми «антисистемными» лозунгами человек признается, что делает это лишь из-за популярности таких настроений, чтобы заработать. Актуально в начале 90-х, когда стало можно говорить что угодно и сразу стало очень много «антисоветчиков» и прочих «смелых» деятелей, которые раньше были удивительно лояльны. Да и сейчас, когда протест вновь стал модным брендом и некоторые на нем неплохо зарабатывают. Тема будет развита Пелевиным в «Generation П», в рассуждениях об альтернативной музыке.

Очень показательна сцена разговора девочки с матерью. Девочка хочет покинуть однообразную унылую повседневность поезда, но мать уже не может представить иного, чем смерть, избавления от рутины и несвободы. Для повзрослевшего и погрязшего человека немыслимо ничто другое, кроме окружающего его ежедневно скучного мирка, даже если во всех окнах мелькают бескрайние просторы – он уже научился их не видеть, для своего же удобства.

Итог: одна из лучших философских повестей Пелевина. Заслуженно культовая вещь.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот поезд в огне

И нам не на что больше жать.

Этот поезд в огне

И нам некуда больше бежать.

Эта земля была нашей

Пока мы не увязли в борьбе.

Она умрет, если будет ничьей

Пора вернуть эту землю себе.

«Поезд в огне» Б. Гребенщиков

С чего бы начать. Наверное с того, что собираясь прочесть данную повесть, я был знаком, грубо говоря, с двумя трактовками смысла, заложенного в ней.

Первый — присущий большинству отзывов — общефилософский. Действительно, за суетой повседневности мы перестаем слышать стук колес, начинаем двигаться по инерции, всё реже возвращаемся мыслями к глобальным вопросам, не ищем во всём хаосе жизни какую-то систему или порядок, дабы объяснить себе зачем, откуда и куда мы направляемся. Вся жизнедеятельность начинает сводиться к удовлетворению банальных потребностей (вспомните художника на банках: он рисовал на банках что-то такое, над чем каждому надо было бы задуматься; а в реальной действительности, в действительности поезда, он сам не разделял своих порывов, его реальные желания — сходить с женой в театр и воспитать ребенка). Что интересно, никто не понимает Андрея: если он с кем-то заговаривает на подобные темы, его сразу приписывают к разряду мистиков или людей несерьезных. Но больше всего пугает именно то, что пассажиров не интересует, куда/откуда/зачем они едут. И это чувство инерции в повести крайне депрессивно.

Второй смысл добрался до меня из лекции Дмитрия Быкова, касающейся творчества Пелевина. В лекции он хвалил эту повесть больше остальных, указывая на наиболее точное описание движения России (Советского Союза) к разрушенному мосту. Конечно же, Быков зачастую находит политический подтекст там, где его нет или где он не главный, и я прекрасно понимал, что необходимо прочитать и найти самому, где же истина — в философии или в истории. Честно признаюсь, настраивался на философию. Но... товарищи, эта повесть — чистой воды аллегория на советскую действительность. Вот наиболее показательные примеры, которые я отмечал при прочтении:

1) — Это как? — тихо спросил Гришу Андрей. — Что за схема?

— Как, как. Платишь старшему проводнику, а он чайные ложки списывает. Это человек серьезный — берет только валютой. Условие такое — ложки надо переломать, потому что целые за погрантамбур не пропустят.

2) В одном вагоне сразу в трех местах пели под гитару — и, кажется, одну и ту же песню, гребенщиковский «Поезд в огне», но разные части: одна компания начинала, другая уже заканчивала, а третья пьяно пережевывала припев, только как-то неправильно — пели «этот поезд в огне, и нам некуда больше жить» вместо «некуда больше бежать».

3) В последних вагонах перед границей уже давно не было горячей воды, а эту печку, было похоже, не топили лет десять, с самого начала Перецепки.

4) — Вот так, Андрей. Вот так. Говоришь, нынешние из окон не кидают? А надо кидать. Вот именно как раньше делали — руки-ноги вязать и головой вниз на шпалы. Публично. Тогда и чай будет сладкий, и вежливость в коридоре. И друга твоего никто тронуть не посмеет.

5) (Судя по тексту, поезд едет по направлению на запад. Ближе к концу произведения в окне главный герой видит, что на траве у насыпи валяется реклама «Rolex», «Pepsi-cola» и пр. А позже среди леса Андрей замечает возвышающуюся вершину церкви, блестящую на солнце.)

После таких жирных прозрачных намеков основной посыл повести становится понятен тут же. Здесь и списание гос имущества, и песня Гребенщикова, и Перецепка-Перестройка, и воспоминания о репрессиях с тоталитаризмом, и пугающая своей необычностью дорога в 90-тые. И правда, Андрей с Ханом осознают всю неизвестность и бесцельность происходящего, и именно поэтому им жить сложнее всего. Но если брать в целом, то навалившаяся эпоха 90-х годов испугала многих, своей обманутостью (вера в коммунизм себя исчерпала, а надо было по привычке во что-то верить), своей неизвестностью как жить дальше, резким изменением ценностных ориентиров и, словом, переворачиванием жизни с ног на голову. Единственное, что осталось неясным, так это метафора с крышей: почему, находясь на крыше, еще сложнее сойти с поезда? и что такое за метафора этой самой крыши? Если кто-то может подсказать, буду рад услышать мнение.

Подводя итог, скажу, что мне данная повесть крайне понравилась. Весьма точная историческая и политическая аллегория, переданная с тяжелым внутренним настроением. Кстати говоря, фабула произведения во многом имеет сходство с «Градом обреченным» А. и Б. Стругацких. У них даже главных героев зовут одинаково — Андрей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Ох не хило быть духовным — в голове одни кресты. А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты» (с)

Отблеск высшей гармонии можно представить по-разному. И через призму духовного возрождения; и через излияния подспудно серой, а местами даже чёрной, нашей привычной действительности. Посмотреть истинным взором на осточертевшее пространство всеобщей жизни и смерти... Пожалуй, Пелевин поднаторел в описании последнего.

Повесть «Жёлтая стрела» — это с одной стороны тёплый и разухабистый привет из 90х прежнего века. Напёрсточники на корточках с их неизменным походным арсеналом. Марш турецких тренировочных костюмов вперемешку с променадом пива в руках. Расхристанные «братки» с вечным дележом своего тесного мира, в коем по обыкновению всем всего ущербно не хватает...

С другой стороны, если уходить вглубь от поверхности текста.

«Жёлтая стрела» — это поезд, несущийся без остановок к давно разрушенному мосту. Поезд, в котором едут все персонажи автора. Пассажиры, которые ничего не знают о своём маршруте, и главное: не хотят особо ничего знать. Так удобнее и проще, — на время как бы отодвинуть неизбежное и понадеяться на просторное русское «авось». Хотя на самом деле, и у меня здесь идеальное совпадение с авторской оригинальный мыслью по поводу знаков, символов и сложных шифров бытия: «Писем вокруг полно — было бы кому прочесть».

Но только ведь это вечная песнь... Songs, that voices never share... Мета язык постепенно утерянных истин по-прежнему мало кто может адаптировать на привычную «кириллицу»...

Безумно интересно читать Пелевина через призму времени: осмысливая на глубокий философский лад его безусловные истины.

Всё исчезает, превращаясь в пыль. Каждая следующая секунда неслышно и стремительно сменяет предыдущую. Каждый миг мы уходим от себя вчерашних к себе ещё не случившимся. И нет никакой уверенности, что этот краткий миг не будет последним...

Способность ухватить миг настоящий, происходящий и длящийся в здесь и сейчас — это ведь тонкое умение и виртуозное искусство, которому приходится учиться всю жизнь.

У Пелевина здесь не просто рассредоточены какие-то сухие концепты соц-арта, авангарда или постмодерна. Везде сочится его душа — гибкая, мудрая, живая. Красивейшая, тонкая и очень пластичная философия Пелевина в глубоком ключе буддийских доктрин и знаний виртуозно задаёт основной тон повести под перестук колёс стремительно несущегося поезда...

СВ, купе, плацкарт, тюремные вагоны... У кого на что хватило средств, возможностей и везения. Всё как обычно в нашей жизни: привычный антураж от vip роскоши до гнетущего запустения.

В каждом вагоне по авторской задумке разворачиваются замысловатые мизансцены и разыгрываются миниатюры привычной жизни обывателя. Здесь и мрачные, щемящие душу похороны. И бессмысленные, но одиозные, восклицания тоном Чацкого «А воры кто!?..» И глубокое самокопание главного персонажа (мистика и созерцателя в одном лице) в поисках себя, — живого и настоящего.

Все слова, заключённые в буквы — бессмысленны. Все ощущения себя живого — единственная возможность уцелеть в этой давке уже давно обесцененных понятий и правил. Уметь уловить себя настоящего — это самый главный дар и талант, данный от рождения каждому. Ощупывать истоки истины краем сознания, искру которого уловить предельно сложно — это редкое умение, доступное многим. Но постижимое для единиц.

Ведь мы обычно сосредоточены на чём угодно и бесконечный поток постоянных «я»-желаний буквально захлёстывает собой всё наше существование.

В сущности никаких сложных форм нет. Есть только наше сознание. Именно оно определяет ощущение этого мира. Всё остальное — лишь иллюзорное представление о сути вещей.

Ускользающий и вечно убегающий авторский постскриптум, не такой уж трудный для понимания, но его всегда очень сложно «протащить» и встроить в наши привычные реалии. По сути это костяк повести и мудрое «заигрывание» с родным и вдумчивым читателем:

PS Мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до того, как мы успели выехать.

PPS Под стук колёс летящего день и ночь поезда: там-там, там-там, там-там... Вот так, собственно и пролетает в кромешной тьме и суете вся наша жизнь.... Словно где-то там, за голубой зорькой, за снежной далью нас по-прежнему что-то ждёт, к чему не жалко стремиться и лететь на бешеном разгоне скорого поезда.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

О произведении я узнала на одной конференции. Девушка делала доклад, как сейчас понимаю, не совсем о том и про то, но с душой, да так, что самой захотелось прочитать. И прочитала, в поезде у купе проводников,так как во всём вагоне в 12 часов ночи свет выключили (символично, не правда ли?). Очень сильное впечатление. Не знаю, будет ли произведение жить века, но вероятно долго. Хотя... Всё возможно! Но его актуальность от времени не зависит. Настоящее, будущее, прошедшее — не имеет значения. Во все века есть свои проводники, честные и не очень, ложки и дверные ручки, которые хочется украсть: вдруг обогатят! Очень удачная, на мой взгляд, аллегория движения поезда как движения жизни. И упаси Боже, что автор ограничивает людей, загоняя их в единое пространство! Поезд под названием «Желтая стрела», здесь только место обитания социума — нормальных пассажиров, со своими бытовыми проблемами, в его стенах они совершенно добровольно. Есть за окнами поле, оно для «ненормальных». Туда социум скидывает всю грязь, сам, мало от неё очищаясь... Можно было бы, конечно, обойтись без поезда, и всех за окно без подстаканников. Но поезд в движении, а поле нет. А жизнь-то на месте не стоит!

P.S. Каким быть пассажиром, или не быть им вообще — дело совести! К глубокому своему стыду о Хайнлайне не имею никакого представления. Пришлите, пожалуйста, можно без перевода.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга полна плацкартного уюта безнадёжности, налипшей на окна вагона бессмысленной реальности, ударного духа пох*изма перед лицом неизбежности. Финальный эффект освобождения сродни катарсису. Это не просто книга. Это демонстрация реализации свободы для жаждущих. Свободы. Для разума.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести можно увидеть как глобальный посыл, так и локальный. Проблема страны и проблема человека. На меня большее впечатление произвела история главного героя, хотя она не может существовать в отрыве от общей проблематики. Андрей живет среди людей, забывших кто они на самом деле, людей, которые не слышат стук колес. Они не задумываются о смысле и важности жизни, они торгуют ложками, спешат в театр, они неумолимо мчатся по рельсам к разрушенному мосту. Андрей же (не он один) пытается познать жизнь во всей ее глубине, он забирается на крышу поезда, ищет доказательства своей правоты. Наверное вкупе с «Жизнью насекомых» это квинтэссенция всего творчества Виктора Пелевина. Познание самого себя и истинного мира — это путь каждого из нас.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень точно показана большая система , на основе меньшей...обьяснена ее структура , проблемы, трудности при выходе из нее, ее плюсы и минусы...меньшая система — поезд, большая система — это наша цивилизация...гениально...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из самых любимых произведений Пелевина. Периодически перечитывается или прослушивается. И с каждым разом в нем можно отыскать какую-то деталь, которую не заметил раньше. Очередное прослушивание получилось после того, как одолел «Шлем Ужаса». Тут-то до меня и дошло, что Пелевин уже на самом деле написал целую серию произведений о дополнительных реальностях, которые индивид конструирует для себе. Или для него конструируют, а он с радостью использует. Не суть важно.

«Желтая Стрела» — это среднее арифметическое между «Принцем Госплана» и «Шлемом ужаса». Те два произведения — крайние точки зрения на то, какой может быть дополнительная реальность у живого человека. А «Стрела» как ни странно — компромисс.

В «Принце» дополнительную реальность ты выбираешь себе сам согласно своей этике и эстетике. В «Шлеме» ты целиком и полностью должен существовать (и мыслить) в рамках универсальной модели пригодной для всех. В «Стреле» — середина. Есть единая модель с поездом, в рамках которой можно существовать в виде образцового пассажира. Но вместе с тем но внутри модели полно разных субкультур, где каждый может поискать себе что-то симпатичное. Можно даже попробовать ехать в поезде и не быть его пассажиром.

В «Принце» вход и выход в дополнительную реальность был рутинным действием. В «Шлеме» подразумевалось, что кроме дополнительной реальности вообще ничего другого нет. Выхода из нее не было вообще. Точнее, выход заключался в том, что 'эту реальность ты вообще не должен был использовать (не надевать Шлем Ужаса). В «Стреле» можно было приложить усилия и сойти с поезда. Причем, как мы видим в тексте, существовали даже разные способы это сделать. (Как мне кажется, поезд таки совершал периодические остановки, но просто его пассажиры этого не замечали, как не замечали постоянно слышимого ими стука колес)

Что общего у всех трех моделей? То, что во всех них так или иначе доступна информация об иллюзорности того, что тебя окружает, и о реальном мире, который есть где-то за пределами твоего лабиринта. Use it, or lose it.

«Принц» — 1991 год. «Стрела» — 1993 год. «Шлем» — 2005 год. Можно видеть, что с годами дозу иллюзий, которая требуется для побега из реального мира, приходится повышать. Вплоть до того, что весь реальный мир становится чем-то таким, что требует полной замены.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Создать маленький странный мир, перенести туда читателя, за короткое время вжить его в эту реальность — и закончить непонятным, но значительным концом — это мастерство. Такое не забывается. Напомнило «Чайку по имени Джонатан Лингвистон» и миниатюрную версию «Многорукого бога далайна» Логинова. Редкая вещь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился.. особенно конец.. ....будущее это локомотив тянущий за собой прошлое... ...а мы едем спиной к будущему ну и т.д. Вообщим тема!! стоит почитать

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно сойти с этого поезда, даже на время трудно. Засасывает рутина дней. Раньше пыталась бороться с этим — выходила на случаных остановках, шла в случайном направлении. Так, мне казалось, можно обмануть такую давящую предопределенность. Встретить того, кого не должна была встретить, увидеть то, что в обычных обстоятельствах бы не увидела.

С возрастом это намного труднее. Ты уже не принадлежишь себе, ты всем должна, обязана, у тебя множество социальных ролей и совсем нет времени остановиться, задуматься , услышать стук колес...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мчится поезд «Желтая стрела» (страна) из Ниоткуда (социализм) в Никуда (капитализм), а в конце пути разрушенный мост... Обитатели поезда давно забыли, что они пассажиры ( граждане), а может никогда этого не знали. Есть штабной вагон и локомотив, но его никто не видел. Стук колес, как воздух, никто не замечает. В поезде идет обыденная жизнь. Мелкие дельцы продают за кордон, предварительно сломанные ложки, покрупнее воруют подстаканники, ну а самый крупный бизнес приватизирует купейные двери. Художники на эксорт расписывают, под хохламу, банки из-под пива. По крышам вагонов бредут куда-то на запад музыканты. Главный герой читает книжку о путешествиях по железным дорогам Индии, и мечтает сойти с поезда живым. Но поезд никогда не останавливается. Вся повесть пропитана какой-то безысходной поэзией, особенно это чувствуется в аудиокниге начитанной Владом Коппом. Поэма о том времени.

«ПРОШЛОЕ – ЭТО ЛОКОМОТИВ,

КОТОРЫЙ ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ БУДУЩЕЕ.

БЫВАЕТ, ЧТО ЭТО ПРОШЛОЕ

ВДОБАВОК ЧУЖОЕ.»

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично подойдёт в качестве введения в Пелевинскую прозу. Когда мне было всего девять лет, мне на руки попалась эта повесть. Разумеется, тогда я мало что понял из прочитанного, но идея о поезде показалась оригинальной и запомнилась. Спустя семь лет я уже всерьёз взялся за творчество автора, но теперь основная задумка «Жёлтой стрелы» показалась мне довольно примитивной и простенькой — особенно в сравнении с другими произведениями Пелевина. Тем не менее, за философскую глубокомысленность, и возможность перечитывания по много раз с новыми мыслями ставлю девятку.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот какая мысль пришла мне при чтении. Эту повесть, на мой взгляд, надо читать во время путешествия в поезде. Только так ощутишь всю прелесть, оценишь все детали, которые, если читать в поезде, остаются актуальными, несмотря на то, что прошло 25 лет с момента написания.

Точно также роман Кобо Абэ «Тайное свидание» о больничном государстве в полной мере поймешь и оценишь только в том случае, если во время чтения сам лежишь в больнице... Сходства с «Градом Обреченным» братьев Стругацких, отмеченные многими в отзывах как-то не нашёл, хотя данное произведение читал давно и не перечитывал.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть замечательная. Поразительно как автор удачно сочетает легкий язык повествования и сложность тематики. Читается легко и непринужденно. Метафора поездного быта как жизни и разных ее сторон обыграна очень удачно.

Хотя, для большиства любителей фантастики (в узком понимании термина), повесть может показаться излишне аллегорчиной и лишенной логического обьяснения некоторых ходов в сюжете.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх