Борис Акунин «Доброключения и рассуждения Луция Катина»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот роман, написанный в духе авантюрно-философских романов XVIII столетия, описывает захватывающую эпоху, когда человечество училось обустраивать общество, мыслить и любить по-новому. Что-то получалось, что-то нет, но скучно не было!
Внутри спрятана еще одна книжка, дополнительная. Называется она «аристобук», то есть «улучшенная книга»: впервые в издательской практике она снабжена уникальным аудиовизуальным контентом, считываемым смартфоном или планшетом при помощи бесплатного приложения.
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
deti, 7 августа 2021 г.
В чем мастерство искусного кулинара?
В том, что из всех известных и знакомых ингредиентов он может сотворить свежий уникальный шедевр, вкушая который каждый почувствует что-то неуловимо знакомое, близкое. Когда то ранее бывшее и потому — радостно узнаваемое.
Таков очередной литературный (кулинарный?) шедевр Бориса Акунина.
Мне приятно писать об этой книге, поскольку, читая «Доброключения…» я перечитал, до мурашек знакомые с детства, приключенческие романы Рафаэля Сабатини, «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» Пушкина. Прозвучали мотивы из Сергея Алексеева с его яркой «Крамолой» и еще многие книги интуитивно близкие по стилистике, но пока не называемые мною.
Кто помнит мультфильм «Рататуй» и его финал, тот меня поймет.
И тем не менее, это совершенно новая и захватывающая авторская книга.
Энергичное, доброе и вдохновенно написанное приключенческое повествование, держащее в напряжении до последней страницы. (Ну, это уже, как водится у Акунина).
До слез. В определенных местах.
P.S. Очень удивил онлайн контент прилагаемый к тексту романа.
Не его содержание, а форма подачи такового. Акунин интересничает. Это ему свойственно. (И это +100 к карме…)
sergej210477, 27 ноября 2019 г.
Очень характерная для Б. Акунина книга. Одни и те же достоинства и недостатки, переходящие из произведения в произведение.
Начало и первая треть книги, на мой взгляд, самые удачные. Приключения молодого человека в интереснейший период середины XVIII века. Тут Акунин в своей стихии. А это — развлекательная литература. Детективы, в «легких» исторических декорациях. Просто, приключенческие книги. Яркие, легко читающиеся, захватывающие. Вот и этот роман начинается в таком ключе.
А потом, Акунин начинает строить картонное утопическое государство. На манер философов Эпохи Просвещения. Ну зачем? Они свои книги писали в XVII — XVIII веках, это было интересно, оригинально (хотя, и они лишь обновили идеи античных философов), своевременно. Сейчас, читать об этом — в художественной книге? Если мне надо — найду свои конспекты институтских лекции, или, обращусь к первоисточникам. А философия в обработке Б. Акунина, мне, как-то, неинтересна.
Дальше — больше. Построив «земной рай» на территории Германии, герой решает продублировать свою модель идеального государства в России. Опять — двадцать пять! Все то же самое, только, с учетом русского менталитета.
К тому же, ну как же Акунин ненавидит русского человека! Ну, прямо, совсем быдло, скотов, делает из крестьян. Да, впрочем, и дворяне и помещики — глупое безголосое стадо. Совсем чёрные и мрачные краски.
В общем, интересное, развлекательное начало — выше всяких похвал. Я уже разогнался поставить высокую оценку, а дальше... Впрочем, что было дальше, я уже читал в одной из книг этого цикла — про «Князя Клюкву». Один в один. Тоже, молодой и наивный правитель хочет создать «земной рай». Нет, той книги автору мало, захотелось повторить.
Вот и я повторюсь, как и в большинстве отзывов о книгах этого писателя.
Надо писать книги про то, в чем силён.
Акунин — мастер развлекательного жанра. Когда его заносит в политику, философию, серьезную историю — беда!
Да, написан роман отличным языком, читается быстро и без труда. Но, не вышло развлекательной книги. Не получилось, на мой взгляд, и серьезного произведения.
«Ни рыба, ни мясо».
mputnik, 29 сентября 2019 г.
Интересная форма. Стержень, основа повествования — утопия в стиле Эпохи Просвещения («Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера», «Севильский цирюльник», «Фауст» — это все оттуда). А на этот стержень «наверчено» — аки деревянные блинчики в детской пирамидке — масса иных стилей и жанров (от любовного романа до детектива с боевиком). При этом Автор смешивает в кучу эпохи, жонглируя политическими и социальными концепциями, техническими аспектами, нравственными принципами и психологическими архетипами — свойственными периодам, разделённым целыми столетиями. Намеренно смешивает — именно этот «коктейль», в итоге получившийся, и позволяет воспринимать текст именно как Фантастику (такой своеобразный приём подачи информации современникам со всеми их привычками и стереотипами, но — «про события» 250-летней давности).
Совершенно чарующий язык, со всеми этими «сударями», «сударынями», «студиозусами» и «флогистонами». Совершенно обалденное время и абсолютно неподражаемые нравы (когда оказаться нагишом на морозе после неудачного любовного приключения — это такая же обыденноть, как и автоматический отказ назвать имя оставленной пассии по соображениям чести). Какая прелесть.
Читается легко, текст достаточно динамичен, образы сочны и метафоричны. Такой — в итоге — сюр в стиле лофт.
Повторюсь: весьма интересная форма. И — вполне приемлемое для восприятия содержание
Fadeaway Evanesc, 5 сентября 2019 г.
Очередной «меченый» герой эпохи XVIII века в исторически-художественном цикле Акунина. Аллюзии на современную армию с муштрой и побоями за «бесплатное пиво» изрядно повеселили.
Сочетание историчности и популярной философии делает книгу достаточно доступной для любой категории читателей. История о принце Анхальтском подтолкнула полистать Википедию.
Язык по-прежнему сочный, развитие сюжета стремительно меняется. Вариант «авантюрного романа» удался.
Приятно удивил Aristobook.
В целом, хорошее впечатление осталось.
Несоответствие знаний героя и реальных научных сведений того времени забавляет.
Эгоистка71, 29 июля 2019 г.
В который раз книги Акунина вызывают у меня недоумение. С одной стороны, они невероятно увлекательны, и от чтения невозможно оторваться. С другой стороны, взгляды автора уже не просто вызывают несогласие, а откровенно бесят. Поэтому хочется ставить девятки и десятки за доставленное удовольствие, но в последней вещи главный герой вызвал у меня настолько сильное неприятие, что поставила восьмерку. Такие невероятные глупость и самоуверенность, за которые платят своими жизнями другие люди, — это уникальное что-то. И снова и снова герой наступает на одни и те же грабли, практически ничему не учится, а его чувство вины перед погибшими проходит как-то удивительно быстро. Еще бы – он же мир улучшает, что ему отдельные люди. Хоть бы помог семье этого несчастного
Ну и финал какой-то не до конца ясный. Но книга все равно отличная, читать всем любителям беллетристики.
lammik, 11 июля 2019 г.
1756 год. Луций Иноземцев-Катин, сын Катерины Трёхглазовой, отправился в городок Тюбинген с целью обучиться в тамошнем университете астрономии. Вот только вместо обсерватории судьба привела его в ряды прусской армии короля Фридриха, а в Европе полыхает Семилетняя война, которую можно было бы по праву назвать мировой...
Есть у акунинских книг из этой серии несколько общих моментов, которых не удалось избежать и «Доброключениям». Во-первых, все они, ну может за исключением «Князя Клюквы», депрессивны и наполнены сверх всякой меры безнадёжностью. Всё плохо и выхода нет! И вот члены древнего рода с характерными пятнами каждое поколение начинают всё заново, выживают в труднейших испытаниях, чтобы уже в следующей книге побыстрее помереть и до этой самой следующей не все могут дотянуть. Во-вторых, очень много отсылок к современности, что выбивает из атмосферы исторического повествования, уж больно навязчиво педалируются и кризис с беженцами и конкурентные выборы и свободная журналистика. Ну где же ещё обо всём этом поговорить как не в книге про XVIII век?
У «Доброключений» есть и особенность. Герой книги — человек учёный с энциклопедическими знаниями из области естественных наук, вот только автору этих знаний явно не хватает. Приведу пару примеров.
«Но перед дальней дорогой Луций решил напоследок побаловать себя трапезой в каком-нибудь трактире. Заведение он выбрал скромное, а пищу потребовал самую простую: яичницу с колбасой да кувшин воды – и оказался единственным, кто употреблял здесь сию смесь водорода с кислородом.»
Напомню, 1756 год. Еще не открыты ни кислород, ни водород, да и названия свои они получат не сразу. Никому тем более не известно, что вода — это соединение (не смесь!) кислорода и водорода. Ну и смесь кислорода и водорода при комнатной температуре и атмосферном давлении, естественно, газообразна и называется «гремучим газом».
"– Глупости! – Беттина топнула ногой. – Вы поступили правильно. Гонять зло с места на место безответственно. Вы ведь знаете закон сохранения энергии? Сколько в одном месте убавится, столько прибудет в другом.»
Закон сохранения энергии откроют только в следующем веке.
Но в целом книга понравилась больше предыдущей, особенно если считать, что речь не об исторической прозе, а о некоей либеральной сказке на материале XVIII века с прекраснодушным принцем, его ловким министром-гуманистом, принцессой-феминисткой и ужасными русскими крестьянами, в которых не осталось ничего человеческого, только страх, раболепие и вороватость. Не читаю параллельного цикла, как бы документального, ибо подозреваю, что там всё то же самое, но что простимо беллетристу, нельзя прощать историографу.