Ник Перумов, Святослав Логинов «Чёрная кровь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Каменный век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Люди из рода Зубра долгие годы жили достаточно мирно и спокойно, владея обширными землями. Случались, конечно, набеги соседних племен, а то и нелюдей-чужинцев, иногда приходилось даже с могучими чудищами сражаться, но род по-прежнему был крепок и силен. Но пришла все же беда и к ним — из-за засухи едва не погиб урожай, обмелели реки, а из неведомых дальних земель пришел новый враг — племя карликов, подчинивших и оседлавших гигантских птиц-диатрим. Не удалось людям одолеть противника, пришлось уходить на новые земли. Но и там покоя им не будет, если не удастся юному воину Таши, его возлюбленной Унике и безрукому колдуну Ромару выяснить, что же стало причиной всех этих несчастий.
Входит в:
— цикл «Фэнтези каменного века»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 367
Активный словарный запас: средний (2828 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1997 // Меч в камне | |
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lexter, 31 июля 2022 г.
Для меня этот цикл был из разряда «хочется и колется». Поясню. Над книгой работали 2 абсолютно разных автора, к которым у меня совершенно разное отношение. Перумов для меня — гарантированный штамп графомании, мании величия и манипуляций содержанием. Про графоманию — видно по стилю. По мании величия — у него сплошные Великие Сущности, Маги Древности, Сферы Силы и прочее, прочее, прочее. Человек просто не может без тоннажа больших букв и Величия 700 сортов. По манипляциям — у него всегда на самую великую магию найдете сверхсамая великая магия, а на нее — неординарная суперсверхсамая великая магия. И так до бесконечно. Литературный шулер, который просто попал в нужное время и место, неудивительно, что сейчас его мало кто читает.
Логинов, наоборот, для меня один из любимых писателей. Я прочитал много сотен книг фэнтези и фантастики, подавляющее большинство из них просто стерлись из памяти навсегда. Но только не Многорукий бог Далайна и Свет в окошке Логинова. У этого автора есть какая-то особенность выделяться и запоминаться. Прекрасный, очень талантливый автор, обожаю его.
Теперь по самой книге: она достаточно крепка и точно претендует на уровень «выше среднего», К счастью, Перумова там немного, а если он и есть, то время и отзывы читателей, видимо, несколько остудили его пыл и девальвировали его мнение о Своем Величайшем Значении для Российского Рынка Фэнтези. Книга действительно интересная, запоминающаяся, есть быт, есть боевки, интересные диалоги, есть адекватное объяснение магии и никаких Невероятных Чудес Вне Логики и Смысла. Видно, что Логинов добавил много своего узнаваемого стиля и следил за качеством. Книга мне понравилась, сейчас буду читать вторую часть цикла, надеюсь, будет не хуже.
dxbckt, 24 июля 2022 г.
Я как и многие (здесь высказавшиеся) читал данную книгу «на заре» 2000-х и помню (как сейчас) что данная вещь произвела на меня впечатление шедевра... И поскольку (со временем) меня так же, тянет провести «ревизию» первоначальных (ностальгических) ощущений — я взялся перечитывать данный том, пылившийся (наверное уже лет пять) на полке...
Странное дело, но то ли «раньше» и «трава была зеленей» или книги были «шедевральнее»... А ведь я помню (время) когда я «открыл для себя» творчество (раннего) Перумова (и присных)... Каждая книга — это же был новый мир... (нет не так) НОВЫЙ ЧУДНЫЙ МИР)) Но все же со временем (вольно или невольно) происходит переоценка, и поэтому (иногда) что-то из «тех вещей» лучше просто оставить на полке (на «вечное хранение»)) Помню — взял «Не время для драконов» (того же Перумова)... Нда... Итог «второго чтения» меня почти что убил)) И дело вовсе не в том, что данный роман (внезапно) оказался «плох», просто «мы тогдашние» и «мы сегодняшние» порой уж слишком «разные люди»...
Но... вопреки ожиданию данного «повтора» — автор все же (в очередной раз) доказал, что шедевр «со временем не тускнеет» и «второе чтение» (данной вещи «Черная кровь») спустя ...надцать лет внезапно пошло «на Ура!»))
И пусть там вьедливые читатели спорят что это, на самом деле «чисто славянское» (а не как ни «каменного века») фэнтези, и кто из соавторов что — там больше сделал ... А я вот пока не полез комментировать, даже не удосужился посмотреть на корешок книги и был уверен что это «чисто книга Логинова»)) А это (оказывается «совместное творение»)) Хотя в принципе... все это (мне) абсолютно не важно, и думаю — что появись эта книга гораздо раньше: встала бы «вровень» аж с самим Толкиеном)) И хоть в ней нету Елвов)), поход «за кольцом», в одиночку против всего мира в ней так же «имеет место быть»))
P.s самое забавное что пока эта книга «лежала на полке» (по случаю, непонятно за чем), я взял еще один вариант данного издательства («Абсолютная магия») + вариант «Азбука-терра»)) Так что если опять начну перечитывать данный цикл, теперь возьму другой «невычитанный» том))
Стронций 88, 28 сентября 2021 г.
Когда-то давно этот роман прервал мою влюблённость в Перумова и зародил долгую любовь к Логинову. Тогда я плохо разбирал, от кого что в романе, это сейчас по здравому разумению кажется, что динамичные боевые сцены, коих тут масса, это, наверное, от Перумова. Но и тогда уже мнилось, что атмосфера и красота слова – всё это от Логинова. Помню, как, только купив книгу, уже в автобусе начал её читать – и пропал в ней, прожил с ней… Ведь начинается она без всякой раскачки, и с первых строк сшибка миров (что и сейчас привлекает меня, я и в исторических романах люблю это), гремят изменения мира, сотрясения его основ…
Много времени прошло с того, первого прочтения. И вот теперь, по случаю покупки «Черного смерча» решил перечитать.
Ну, что-то за это время ушло. Даже в стилистике теперь замечаются огрехи. Богат текст на былинные обороты и сравнения – и кое-где они идут мимо. Так, например, рука Кюлькаса сравнивается с обезьяньей, хотя вряд ли герой могли где-то видеть обезьян; Ромар теснит водяницу подобно носорогу, хотя вот же видели они носорогов, но не знали что это за зверь, как он кого-то теснит, да и имени для этого зверя ещё не было. Но это мелочи. Вот то, что
Но сейчас даже сильнее чувствовалось, что «фэнтези каменного века» – это слишком громко. Атрибуты славянского фэнтези забивают всё ощущение. Баюн, Йоги из дома на двух пнях, шапки-невидимки – это такие яркие предметы, что спутать их с чем-то невозможно (кстати, в этой связи резало ухо слово «диатримы», которое врывалось во всё такое родное и понятное, будто латинское заумное название, коим оно и является). И по нынешним временам, когда уши переиначенных сказок и легенд торчат из многих фэнтези романов, это не так уж и ново. Так что это явно славянское фэнтези перенесённое в мир, в котором нет ещё кузнечного ремесла, но есть множество богов и идолов, колдовства и шаманства, множество плёмен как людских, так и полулюдских, так и совсем не людских (это обстоятельство, меня интриговало очень сильно). Однако это «славянство» забивало иногда не только дух псевдокаменного века, но и прекрасное авторское мироустройство во всю раскрывающееся в романе. Хорош этот мир, привлекателен, и до конца не истоптан, не исхожен, всех его чудес ещё нет края.
Но кое-что я впервые увидел теперь. Как, например, жестокость мира – жестокость оправданную. Тот же род Зубра. Закон их суров, но способствует выживанию сильнее, чем сделает это какая-либо мораль – и потому враг уничтожается целиком, включая женщин и детей, и потому во время голода куском обделяются дети, так как бабы ещё нарожают, а без добытчиков-мужиков не выжить. Кстати, во время всех мировых потрясений, толкающих этот роман, происходят и сдвиги внутри рода – утекает последняя власть женщин, власть мирская и магическая; по сути, последние отголоски древнего матриархата.
Интересны и герои, сразу обозначившиеся – ведь было понятно, что на эту-то троицу и ляжет судьба мира. Тот же безрукий Ромар был для меня сопоставим едва ли не с Гендальфом Толкина – настолько ярким он вышел. И следить за их приключениями было интересно, а приключений было хоть отбавляй – история не давала расслабиться, постоянно подкидывая новых опасностей, новых врагов, новых чудес.
Да, кое-что чуть сдало в моём восприятии сейчас, но и как в первый раз читалось запоем, с наслаждением. И с интересом – что же будет с героями дальше, в этом новом, изменившимся мире …
Sergio Blanc, 22 апреля 2021 г.
Фэнтези каменного века... Не знаю, не знаю. В предисловии авторы заранее отмели все возможные претензии в свой адрес. Мол, мы всё знаем, но извините, наше право излагать так как нам нравится. У меня только один вопрос: зачем тогда громогласно заявлять о создании (ни много ни мало!) НОВОГО ЖАНРА в фэнтези? Ведь у жанра должны быть свои законы, свои правила. Подоплёку жанра следует внимательнейшим образом изучить, а уж потом рожать свои допущения в этих пределах.
Но куда там...Возьмём внешний антураж — шкуры, родовая организация общества, шаманизм и пошла, правда довольна бодрая, беготня с стиле побежали-прибежали,магия туда — магия сюда. Роялей в кустах (крапивах) авторы не стесняются. Йоги (яги),« коты» Баюны и мангасы (явно монгольские демоны-мангусы, здесь привет Логинову) как попытки придать роману мифологически узнаваемый читателями колорит — лично мне режет глаз. И сильно.
Особой драмы нет. Сплошные напасти в виде природных катаклизмов, чужинцев, загадочных животных слишком многочисленны и схематичны чтобы их воспринимать трагически серьёзно.
Главгиры неплохи. И фигура воина Таши, и девушки — ведуньи ,будущей колдуньи Уники — мне симпатичны. Но безрукий маг Ромар, природа его бессмертия, и его деяния иногда просто вымораживают. Например победа над колдуном карликом на диатриме (откуда появились эти огненные рога?), или он зубами , зубами, блин, хватается за одежду и спасает от падения в пропасть ,спиной двигает скалу, заживо поглощается деревом и живым вываливается обратно (через несколько дней!). Он бессмертен и практически всемогущ! Что ему эти карлики-чужинцы верхом на доисторических страусах? Однако с ними справиться не может. Логику включайте иногда, господа-писатели! И т.д и т.п. Временами просто смешно всё это читать.
А ещё эти славянские речевые архаизмы, отмеченные многими рецензентами. Ну зачем все эти «абы»,«поспрошаем»? Зачем,господа-писатели?
Абсолютно средний по своим художественным достоинствам роман. Читать от безделья или когда ВООБЩЕ нечего читать.
serpe, 3 сентября 2019 г.
Хороший пример книги с атмосферой древнерусской сказки, смешанной с угорской и сибирской мифологией, очень органично получилось. Как у Пушкина : «там на неведомых дорожках...» Конечно, оставим в покое проблемы развития героев и прочую драму, здесь этого не будет, а вот так называемое магическое сознание — хоть отбавляй, это просто прекрасно. Почему-то кажется, что если бы в мире действительно существовала магия, то она выглядела бы так, как описана в книге — меньше пафоса и файерболов, а страха и непонятности больше. Разумеется, будь у романа более проработанный сюжет, в том числе и более реалистичная драма, это пошло бы на пользу. Ну, чего нет, того нет. В итоге имеем пару слитых сюжетных линий и скомканный финал, ну да ладно. Не встречал я больше «дремучего» фентези, разве только у Пушкина. Очень классно, самобытно, не по-перумовски.
Сказочник, 12 января 2019 г.
Достаточно неожиданно видеть этот дуэт. Достаточно для того, чтобы удивить. Антураж, приемы, сам тандем — все нетипично и неожиданно. Правда, в середине романа это стремление удивить переходит в абсурд, но в общем и целом, картина получается вполне себе приятная — ниже определенного уровня оба писателя не падают. Местами всё достаточно нудно и затянуто, конечно, но этим грешит каждый из авторов по отдельности. Так что, да, вполне можно рекомендовать к прочтению. Особенно в подростковом возрасте.
Роджер_Янг, 15 ноября 2017 г.
Начиналось все интересно. Отличная фэнтези в антураже палеолита. Но начиная с середины все скучнее и грустнее.
Ну а когда дошло до кота Баюна, я сразу вспомнил соответствующего персонажа из мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров» и дальше серьезно воспринимать книгу не мог.
Очень слабо что для Логинова, что для Перумова.
AlisterOrm, 15 сентября 2017 г.
Каким образом всемогущие Норны свели в середине лихого десятилетия нити жизней двух таких разных писателей, сказать сложно. Было время плодотворных проектов, когда Ник Перумов блистал и играл своей фантазией, выдавая один за одним весьма приличные томики «Хроник Хъёрварда», ваяя оригинальную «Техномагию», играл на поле борзописца Головачёва («Посредник») и пробуя себя в НФшке («Армагеддон», прости Господи). А тут — фэнтези о каменном веке, да ещё и в соавторстве с весьма специфическим автором... Интересно, конечно, но как вышло?
Оказывается, что Перумов и Логинов вполне неплохо дополняют друг друга. Другое дело, что плодом их трудов вышло всё же скорее эдакое «славянское фэнтези», нежели «каменновековое», об этом говорит множество разбросанных мелочей в тексте. Но это не суть важно. Итак: некое племя с тотемом Зубра находится на стадии, соответствующей примерно «позднему неолиту», делают десятки инструментов из дерева и камня, знают земледелие и скотоводство. Кроме того, знают они и колдовство: чародеи делают зачарованные предметы, бабы Йоги (да-да, именно так, непонятно, правда, с чего «йоги», а не «яги») живут в всамделишных избушках на куриных лапках да собачьих пятках, а шаманы по настоящему гуляют по Верхнему миру. Плюс ко всему, мир населяет разнообразная нелюдь, грызущаяся и с людьми, и сами с собой.
В общем, такой уютный и компактный мирок, довольно симпатичный, ясный и понятный. Здесь твой род, там — враги, а с этими можно торговать. С духами стихий договаривайся, копьями недругов отгоняй, соблюдай закон, и всё. А тут... пришла напасть. Тяжёлая засуха — это ещё полбеды. А тут ещё нашествие новых, неведомых ранее Чужих, сильных и могучих. Будет бой, не за жизнь, понятно, только за смерть...
Роман имеет интересную структуру, где два разных, в общем-то, и по стилю и по приёмам автора органично дополняют друг друга. Где война, масштабные, стенка на стенку и один на один сражения — там Перумов во всей красе. Пока ему хватает и образности, и языка делать схватки людей и гигантских диатрит разнообразным и интересными, его творчество ещё не стало сборником однообразных клише, как в более поздних вещах. А там где сакральный поиск, волшебный «Quest» — там Логинов во всей красе. Причём прекрасно видно, где кто, слишком уж разные по образности у них фрагменты.
Несмотря на то, что сюжет достаточно банален, читать и правда интересно, и перечитывать тоже. Есть эпический масштаб и глубина мира, и небезынтересные повороты сюжета, немало запоминающихся и действительно любопытных персонажей (возможно, логиновских, перумовскую руку я бы узнал), и множество, множество интересных мелочей, делающих мир действительно живым (пещера неумирающих чародеев, например) — всё это делает «Чёрную кровь» совершенно особым романом в творчестве обоих писателей.
В общем, интересный эксперимент периода, когда два талантливых писателя искали себя. К сожалению, Перумов редко радует нынче таким разнообразием, Логинов не писал романов 10 лет, и «Чёрная кровь» остаётся штучной из вещью. Ну да и Бог с ним: в этом качестве она смотрится куда лучше, чем хороший зачин скатившейся в отхожие биомассы саги, да и Логинов позже безоговорочно завершит всю серию в «Чёрном смерче». Так что, «Чёрная кровь» — однозначная удача авторов, и жаль, что она заслоняется более громкими вещами...
Sergo2, 11 декабря 2015 г.
Решил я на днях подчистить свою библиотеку. По юности лет был одержим страстью к коллекционированию книг — и натаскал себе в шкафы вместе с редчайшими шедеврами кучу ненужного хлама. Ревизию решил провести следующим образом: открываю книгу в любом месте, начинаю читать. Если понимаю, что чушь — в коробку! А потом на Петровку — хоть какую-то копеечку у букинистов за это все выручить. Дошли руки до собрания сочинений Николая Даниловича... Ох, как же страстно я его читал и покупал в школьные годы... «Алмазный и деревянный меч» — в коробку (не читаемо). «Хранителя мечей» — туда же, всю многокилограммовую халтуру... Думаю: а ведь на фантлабе у меня там небось высокие оценки стоят, стыдно... Ладно, пусть стоят. Поставлены под детским впечатлением, пусть остаются... Дошел до «Черной Крови». Открыл, начал читать. Очнулся сегодня, проглотив залпом всю книгу.
Книга — диво как хороша. Потому что она написана так, как Перумов обычно не пишет. Ведь можно же писать о судьбах не Миров, а людей (да-да, с маленькой буквы). Оно и интересней, и сопереживание есть. Ведь можно же вершить не Великую Магию, Повергающую Армии, а шаманское колдовство... Но это колдовство, уничтожающее две-три диатримы, заставляет трепетать и уважать Ромара больше, чем Сильномогучего Хедина. Потому что мы видим, как это колдовство отбирает у колдуна жизнь, с каким трудом оно ему дается. Ведь можно описывать битвы не Эпичным Слогом, где враги и друзья гибнут сотнями, а вот так — ювелирно, вкусно, когда смерть каждого защитника — трагедия, гибель каждого чужинца — ликование. Можно же создавать не плоские картонные подделки под героев, а по настоящему живых и противоречивых персонажей. Можно же двумя-тремя абзацами ненавязчиво объяснить законы этого мира, его философию и мифологию — да так, что потом это не вызывает противоречий. Можно вкусно и мастерски описывать быт людей — чтобы читатель почувствовал вкус рыбы, которую они выловили, тепло домового очага, разожженного с помощью кремня... Можно!
Только кажется мне, что во всем этом заслуга Логинова, а не Перумова. Потому что Логинов написал после этого «Черный смерчь», где все вышеперечисленное присутствует, а Перумов вернулся к «Хранителю мечей», скатываясь с каждой книгой в дальнейшую бездну инфантилизма, гигантизма и графоманства. Может быть, ему и дальше стоило бы писать в соавторстве, чтобы его «не граненый алмаз таланта» всегда обтачивался рукой настоящего мастера.
Так или иначе, это одна из немногих книг детства, которой, перечитав её, я не дрогнувшей рукой оставляю заслуженную оценку.
Veren, 23 октября 2015 г.
Книга оставила двойственное впечатление. Впервые я прочитал её 10 лет назад, еще студентом. Тогда в моду вошли поиски связей русской цивилизации и дохристианской культуры.
«Волкодав» Семеной, «Трое из леса» Никитина, и множество менее известных эпигонов. Эта книга явно из того же ряда.
В книга соединяются сказка, фэнтези, и доисторическая псевдоистория в духе «Борьбы за огонь» Ж. Рони-Старшего.
Знакомые сказочные персонажи предстают в псевдоисторически-фэнтезийном толковании. Все это читается очень интересно, и книга была бы очень увлекательна, если бы не явно перумовская страсть к бессмысленному рубилову. «Фирменный» стиль — сопровождать повествование кровью, разбитыми черепами, невнятными поединками, и все эти кровавые драки свисают с повествования, как лианы-паразиты с корабельной сосны. Они никуда не ведут и мешают следить за основным сюжетом.
Как угораздило Логинова связаться с Перумовым?. Получилось как в известном анекдоте — смешали килограмм варенья и ложку известной субстанции. Результат — вроде бы и съедобно, но подозрительно попахивает.
Анастасия Svora, 27 апреля 2014 г.
Мне очень нравится творчество Ника Перумова, но этот роман я даже до конца дочитать не смогла. Нудно и скучно.
Greensign, 8 января 2013 г.
Вторично. Да, это про якобы новое слово в жанре.
Декорации можно заменить на посёлок древних славян, на деревню галлов или с небольшими накладками какую-нибудь дикую средневековую глухомань. Ничего от этого качественно не изменится. Тема фэнтези каменного века куда лучше раскрыта в перумовской «Техномагии», а общие сюжетные штампы (квест, убийство дракона) обвешены табличками «Это не дракон, это стихийных дух», «Это не орки, это карлики на диатримах». Есть также мутанты.
Драма (в основном, стараниями Логинова) кое-как возникает, но поведение главного героя до конца мне не понятно. Особенно его страсть к моногамии. Угроза же страшных карликов выглядит только фоном для разворачивающихся метаний персонажей, не создавая интересных моментов в повествовании. Общая тема (что такое быть человеком?) в принципе прослеживается, но как-то на заднем фоне.
Итог: не самая лучшая и не самая худшая вещь у обоих писателей.
Grekov, 26 апреля 2012 г.
Когда-то творчество Ника Перумова меня увлекало. Но самый любимый роман, пожалуй, «Черная кровь» (в соавт. с С. Логиновым). Прекрасный язык, идеальная стилистика (это от Логинова) и много драйва (того, чего всегда в избытке у Перумова). К сожалению, продолжение не произвело столь же мощного впечатления, как первая часть...
daizo, 13 ноября 2011 г.
Не разу не читал 2х авторов одной книги. Перед тем как прочитать ее, почитал комментарии к ней, и все были разные, от плохих до хвалящих. Взялся за прочтение сей книги, так как нравится как пишет Перумов. На удивление книга читалась легко и интересно, мне очень понравилось, на мой взгляд у них получилось написать довольно интересную книгу.
пан Туман, 4 июля 2010 г.
Не знаю, какой уж тут «каменный век» — если только антураж оттуда, и то местами. Впрочем, не специалист, поэтому могу и заблуждаться. Но вообще, вышло явно интересней, чем обычное фэнтези, свежей как-то.
Хотя, сознаюсь, для меня больший интерес представляли не нашествие диатритов и испытания, обрушившиеся на род Зубра, а люди, их характеры и поведения. А нашествие хорошо пошло бы фоном. Увы, оно пошло основным событием, а люди стали персонажами. Не того я ждал от Логинова (с Перумовым-то всё понятно). Нет, кое какие эпизоды всё же не разочаровали — суд над Уникой, например, но таких моментов — единицы. Война, походы... диатриты за зубрами, зубры за диатритами, Ромар и Таши с Уникой — к Ородруину... Тьфу, ну вы меня поняли.
А какую историю можно было бы сделать, копнув эту ещё неизученную толком жилу — фэнтези каменного века (даже условного)! Люди, их жизнь — быт, уклад, охота и война... Борьба с природой, испытания на прочность людского характера. Но авторы выбрали другой путь, просто поместив стандартную фэнтези в непривычные для неё декорации. Впрочем, получившееся я прочитал не без интереса.