Виктор Пелевин «Столыпин»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Скромный вагон с зэками едет по этапу, но не слишком ли вольготно себя чувствуют некоторые заключённые?
Входит в:
— цикл «Тайные виды на гору Фудзи»
— сборник «Искусство лёгких касаний», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Филигрань, 2020 // Малая Филигрань (рассказ) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Cancertid, 18 февраля 2021 г.
Вишенка на довольно среднем торте. С одной стороны, да, мне понравилась обертка «... Фудзи», и получить небольшой сиквелл было некоторым приятным сюрпризом, по весь цимес в том, что если не концовка, то никаких особых связей с Пелевином-2018 особо и не прослеживается.
Зато коротко, смешно, не без смысла. Блатную романтику Олегыч эксплуатировал ещё в 20-ом веке, но теперь она получила несколько иной вайб, что автор весьма метко выразил.
В целом, считаю идею выпустить не роман, а сборник среднеобъемной прозы довольно удачной.
Ябадзин, 20 августа 2020 г.
Начало норм, но с середины рассказ превращается в лекцию-объяснялку, да еще финал слит...
Тимолеонт, 22 апреля 2020 г.
Прекрасная и остроумная история об относительности, бесконечной роскоши и поиске удовольствия от жизни любой ценой. Персонажи из «Горы Фудзи» снова ищут новые и невероятные способы наслаждения и поражают читателя своим богатством.
Особо порадовал экскурс в блатной сленг — забавно, что только недавно прочитал «Язык, который ненавидит» Снегова, который сам просидел десять лет в лагерях и написал даже небольшое исследование на тему воровской лексики. «Столыпин» настолько схож с работами Снегова, что стало аж интересно, знаком ли с ней Пелевин.
Fadeaway Evanesc, 15 сентября 2019 г.
Смешно о сленге. Короткий экскурс в арго- лингвистику.
В эпилоге — грустная история об олигархах и свободе.
На одном дыхании.
Как результат : Россия — столыпин.
Manowar76, 28 августа 2019 г.
Почему решил прочитать: моя ежегодная порция Пелевина! С пылу с жару!
В итоге: впервые за долгое время чувствую некоторую растерянность перед написанием отзыва… За пять дней с начала продаж книги вышло уже столько рецензий на томик, что сказать что-то новое очень сложно и почему-то даже не очень хочется.
Три повести, мало связанные друг с другом. Суммарно похоже на «П5 (Пэ в пятой)» и в чуть меньшей степени на «Ананасную воду для прекрасной дамы ». Но при этом все повести, особенно центральная, увязаны в пространстве PelevinVerse, общей для большинства произведений Виктора Олеговича.
«Иакинф» лично мне напомнил, как и некоторым другим рецензентам, «Кормление крокодила Хуфу». Почему-то светлый по настроению и очень несложный триллер-страшилка, развязка которого становится ясна практически сразу, даже если не задаёшься целью разгадать манёвр автора.
Главный конспирологический элемент – божество Сатурн/Кронос/Время и поклоняющиеся ему долгоживущие жрецы.
Хлёсткие, злободневные, но при этом какие-то ленивые афоризмы, высмеивающие общество потребления, прилагаются.
Что смутило — человек, бывший юношей в девяностые, спрашивает у четырёх 20-30-летних друзей, знают ли они, кто такие экстрасенсы... Вся четвёрка, в принципе достаточно образованная, в один голос уверяет, что им это слово незнакомо... Да ладно!? Не верю, Виктор Олегович! Страшно далеки вы от народа! Сейчас, как минимум, существует заслуживающий внимания феномен многосезонного реалити «Битва экстрасенсов».
«ИЛК» — наконец-то Пелевин отдал должное «дэнбраунщине». Дмитрий Быков ещё в 2006 изящно поупражнялся в этом жанре в «Коде Онегина».
Некий Голгофский проводит расследование, посвящённое гаргойлям, химерам, ноофрескам и, в конечном счёте, властью над миром.
Конспирологическая картина мира – спецслужбы, манипулирование с помощью СМИ и Интернета, Разум как божественная сущность. В эпизодах – масоны, бывшие нацисты, двинутые египтологи и французские интеллектуалы, начиная с Руссо и де Сада.
Актуальная повестка последнего года отработана на ять: жёлтые жилеты, пожар в Нотр-Дам, дело Скрипалей. Причём всё это достаточно слабо увязано с магистральным расследованием главного героя.
ПВО опять, не стесняясь, ругает литературных критиков, в какие-то моменты практически напрямую полемизируя с рецензией Юзефович на прошлогодний роман.
«столыпин» – эпилог к прошлогодней «Тайные виды на гору Фудзи» . Страшный, зверино-серьёзный мир зэков, оттеняющий своим ужасом потребительский рай олигархов. Мощно. Предельно цинично и издевательски, но при этом максимально правдиво.
Спасибо другим рецензентам за расширение контекста! Разве я мог знать, что египтолог Солкинд — это пародия на реально существующего альтернативного учёного Солкина, а Голгофский — это якобы некий реальный писатель Галковский. Разве не прочитав ещё «Венерин волос» Шишкина я мог бы понять, что лодка, нарисованная над шконкой – это не просто так, а кивок Шишкину. По мнению Галины Юзефович в «ИЛК» есть отсылки и к «Седьмой функции языка» Лорана Бине. Но я, дочитав «Седьмую функцию» на данный момент до середины, особых параллелей, кроме условностей «дэнбраунщины», не заметил.
Выше? Ниже? Лучше, хуже других произведений? Примерно на одном уровне. Может, не так ярко и необычно, как романы, действие которых происходит в будущем/прошлом или странных мирах («S.N.U.F.F.», «t» «Смотритель», «iPhuck 10»), но вполне сравнимо с вещами, разворачивающимися в условно нашем мире («Empire V», «Бэтман Аполло», «Тайные виды»).
9 (ОТЛИЧНО)
URRRiy, 26 августа 2019 г.
Стебный сюрреалистичный рассказ в жаргонном камуфляже. Очередная насмешка над сходящими с ума от избытка наворованных у народа денег «олигархерами» вкупе с издевательством над «правильными людьми с правильными понятиями».
Смешно, легко читается, незатянуто, абстрактно, в общем незатейливый рассказ без особого подкожного смысла.
Совсем не худший вариант для любителей сатиры в современном российском изложении.