fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
2640
Моя оценка:
-

подробнее

Цифровой, или Brevis est

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Арсен Снегов — четырнадцатилетний подросток, добившийся небывалых успехов в виртуальном мире. Компьютерные игры заменили ему реальную жизнь: родителей, школу, друзей. И несмотря на то, что в реале он не является ни лидером, ни бойцом, ни полководцем, в компьютерных играх всё становится наоборот: сильные враги повержены, сторонники отблагодарены, в жертву принесены слабые и никчемные.

Однажды после ссоры с родителями он уходит из дома и в одном из Интернет-кафе встречает Максима, который предлагает ему работу его мечты: играть в компьютерные игры для одной крупной фирмы и получать за это деньги. После колебаний Арсен соглашается, и уже через некоторое время понимает, в какую странную «волшебную» организацию он попал, ведь в течение короткого срока он из рядового подростка стал всемогущим человеком, все желания которого легко исполняются.

© sham

Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 291

Активный словарный запас: средний (2900 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2009 // Лучший мужской образ

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное городское фэнтези

лауреат
Филигрань, 2010 // Большая Филигрань

лауреат
Странник, 2010 // Лучший сюжет

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман

номинант
Мраморный фавн, 2009 // Роман

номинант
Странник, 2010 // Необычная идея

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Цифровой
2009 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Цифровой, или Brevis est
2021 г.
Метаморфозы
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Цифровий
2009 г.
(украинский)
Arszen és a jéték hatalma
2013 г.
(венгерский)
Numérique
2021 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды простой российский школьник Арсений Снегов серьёзно заигрался, перестав посещать школу. Ожидаемо последовали репрессии от родителей, компьютер у Арсения изъяли, и с горя он пошёл искать компьютерный клуб, из которого можно было бы зайти в любимую игруху. Нашёл, но коварный администратор бессовестно решил увести пароли у удачливого геймера. Вот тут-то на помощь нашему школьнику и пришёл Максим, хакер, игрок, аморальный тип и вообще не пойми кто.

Читаются похождения Арсения с интересом, он резво прыгает с «цифры на мясо», вытаскивает из кармана деньги и снимает школьниц с помощью последних разработок компании «Новые игрушки». Но в целом наблюдать за тем, кто кем ловчее манипулирует, довольно скучно. Начиная с определённого момента сам школьник начинает раздражать, слишком уж он продуманный. Ну и финал получился чересчур предсказуемым. Ибо когда главный герой говорит непонятно кому, что теперь-то уж я тебе равен, сразу понимаешь, что его показательно прихлопнут. Играть надо с равными, хотя бы в потенциале, соперниками.

Сказочный киберпанк с ЖЖ и виртуальной «Зарницей».

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя не признать мастерство Дяченко как писателей. Можно даже поверить в Арсена, подростка местами искушенного в психологии на зависть некоторым тридцатилетним. И сюжет увлекает, не смотря на склонность авторов рассыпаться в ненужных подробностях.

Но по прочтению у меня сложилось впечатление что весь роман — это растянутая на почти триста страниц мемичная фраза:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Насмотрятся этих своих интернетов и ябут друг друга в жопы!»

Дьяченко не разбираются в играх и информационных технологиях, а все непонятное страшно. Они делают из цифры зловещую магию, наделяют ее фэнтезийными возможностями. Символически «убитая» компьютерная мышь становится инструментом-проводнимком в мир сверхъестественного — симпатическая магия как она есть. Авторы отказываются разбираться в вопросе, вместо этого врубая магическое мышление с его отказом и от рационального и соответствующих ограничений. (Иронично, учитывая что в романе говорят о пользе самоограничения).

Я бы такое как у Дьяченко в жизни бы не написал, даже не потому что я далеко не такой талантливый, а потому что я немного лучше разбираюсь в теме и мне бы пришлось на каждом шагу отвечать на кучу вопросов: перенести движения и мимику реального человека в игру в реальном времени — а как это сделать если игра, (да и сама модель персонажа и ее анимационный «скелет»), такой функционал не предполагает? Цифровой разум, который присутствует везде и всюду может дотянуться — а что на счет физических ограничений по пропускной способности, сетевых шлюзов, фаерволов, протоколов разного уровня, вотэтовотвсего? Спрятаться в текстовом файле — ты хоть представляешь какого размера должен быть этот текстовый файл? И что тебя, родного, в виде текста интерпретировать будет, чтобы ты мог продолжать быть? И с какой скоростью?

Ну и идея, озвученная в финале:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человечество как вычислительная система где каждый человек — один бит
при всей грандиозности, совершенно нелепа. Нетрудно посчитать что суммарная емкость у такой системы на сегодняшний момент будет чуть больше гигабайта.

Максим бормочет что-то там про физические ограничения и закон сохранения, который не обойти. Но это не более чем бессмысленное охранное заклинание, потому что потом он из ничего материализует бумажку, а мертвое тело полностью исчезает без останков и без выброса энергии.

И общая тема манипулирования — со сравнением психологического манипулирования с манипулированием персонажем на компьютере и манипулированием путем сверхъестественного воздействия на сознание. Извините, но это уровень цитаты с «баша»: «Тыж программист? Расскажи мне про правительственную программу «доступное жилье».» Т.е. ничего общего, но для магического мышления с его принципом подобия все сходится.

Еще меня удивляет непоследовательность: зачем Максу история с отбором кандидатов, с «выживалкой» («примитивной», с детальнейшей системой создания персонажа) с «царем горы», с пионерлагерем? У меня сложилось впечатление что Дяченко не знали куда вести сюжет и просто набрасывали на тему манипулирования. И непоследовательность в сверхъестественных способностях: тут есть возможность переписывать прошлое. Это достойно отдельного романа. Но ее толком не объяснили и использовали ровно один раз — чтобы попугать подростка. Ну и я не верю что «цифровая» сущность с такими вычислительными мощностями и при этом способная понимать человеческую психологию будет так ошибаться и сливать ценных сотрудников.

А вот идея с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
превращением человека в игру
мне понравилось. Это красиво.

И совершенно неправдоподобный и слитый финал. Герой решил лишить человечество информационных технологий потому что что? Герой настолько испугался приближающегося будущего? Или испугались авторы?

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, роман в большей степени посвящен возможности и способности человека, затянутого в цифровой мир манипуляций, противостоять этому миру. Подросток Арсен, четырнадцатилетний мальчишка, но очень опытный геймер, добившийся внушительных результатов в одной из виртуальных игр и общающийся с любым компьютером на «ты», полностью потерял опору под ногами, когда ему пришлось взаимодействовать с цифровым терминалом в виде, как казалось на первый взгляд, живого человека. Получив неограниченный доступ практически ко всем своим желаниям, теряя знакомых сверстников и не только, все глубже погружаясь в виртуальный мир благодаря многочисленным манипуляциям цифрового терминала неизвестного хозяина, Арсен все равно осознает неправильность происходящего и, в конце концов, делает свой, может быть с какой-то точки зрения, неожиданный выбор. Написанный более десяти лет назад роман абсолютно точно и пронзительно ясно высвечивает растущую проблему всего человечества: глубочайшее погружение в мир различных гаджетов. Авторы настолько доходчиво и понятно описали погружение (даже преобразование) главного героя в цифровой вид, что в какой-то момент появляется желание скрыться в глубокой тайге. Рекомендую данную книгу к обязательному прочтению всем читателям без исключения.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ненавижу повторять эту фразу в отзывах, но всё же начали за здравие, кончили заупокой... В книге поначалу неплохо описывается психология подростка-игромана, достигшего вершин в какой-либо игре. Но ГГ настолько странно-совершенен... Почему странно? Да потому что авторы не описывают в нём вообще абсолютно ничего выдающегося, но Максим не устаёт повторять, какой он ценный, уникальный, гениальный и т.д. Честно признаюсь — я так и не понял, авторы просто забыли обосновать, чем так ценен Арсен или это я дурак и не заметил прямых указаний на это? Но по факту же описывается абсолютно среднестатический подросток, которых десятки и сотни миллионов. ГГ — не дурак и не гений, он обычный. Но когда надо — очень благородный и сдержанный. У 99% крышу снесло бы начисто от того, что стало доступно Арсену, а этот — ничего такого, почти.

Во-вторых, серьёзное ощущение, что посреди книги Дяченко всё же подумали, что у них слишком неубедительно получается описывать компьютерные игры (очень наивно и глупо, сразу видно, что писали взрослые люди, никогда толком игры не знавшие и не консультировавшиеся со «специалистами», но для 2009-го года в целом неплохо) и внезапно решили писать уже про другое. Переход получился не то, чтобы обоснованным и чрезмерно резким. А жаль — описание игр было хоть и неправдоподобным, но более чем интересным, пусть и со всеми авторскими условностями.

В-третьих, слитый финал портит впечатление. И дело не в том, что нет хеппи энда — пофиг на него, честно. Финал просто выглядит немотивированной ерундой. Без спойлеров не объяснить, но впечатление может быть испорчено сильно.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно. Вроде всё красиво и точно, как всегда. Чувствуешь себя частью книги, ясно представляешь и виртуальный мир, и реальный. Глаза и мозг радуются. Но сердце не принимает. И тому как минимум 2 причины.

Первая. Герой. Подросток 14 лет. Он очень хорош. Даже слишком. Слишком он мудр для своего возраста. Настолько мудр уже с первых страниц, что почти нет развития – на последних страницах он всё тот же. Так что одна из самых сильных сторон авторов – становление и поиски личности – здесь в полной мере не раскрывается.

Вторая. Сюжетная линия. Слишком долго затянулось появление собственно фэнтезийной составляющей; слишком не связаны между собой главы; и очень, ну прям очень не принимает сердце момент манипуляции.

Про бессмысленный конец не говорю – книга начала мне не нравиться задолго до него.

P.S. Как и во всех книгах Дяченко, оцененных мной ниже девятки, хочется оговориться: книга не настолько плоха, как я её оцениваю и критикую. Просто от любимых авторов всегда ждёшь совершенства.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моё второе прочтение данной книги и второй отзыв. первый раз читала книгу 8 лет назад и уже тогда она поразила меня своей реалистичностью. Ведь уже 8 лет назад компьютеры и интернет прочно занимали первые места в нашей жизни. А книга именно об этом: о власти сетевой информации над нашими мыслями и действиями, о замене живого общения виртуальным.

Что же изменилось за эти 8 лет? Мы ещё прочнее подсели на цифру. Смарфоны, инстаграмм и другие социальные сети, мощные сетевые игрушки — без этого почти все уже не представляют своей жизни. Врачи ввели в арсенал новое заболевание — компьютерная зависимость. Все слышали про такие организации, как «Синий кит» и ему подобные, которые в сети заставляют детей и подростков совершать определенные действия, например самоубийства. Да, с такими организациями борются, да, борются с пропагандой насилия в интернете, но зомбирующее влияние цифровой сети уже есть... и уже в массовой масштабе. Идут информационные цифровые войны, каждый день создаются всё новые тролли, разжигающие ненависть людей друг к другу.

Задумайтесь, кому это нужно? А ведь это НУЖНО КОМУ-ТО.

В книге описан ИНОЙ... ОНО... Информационное существо из иного мира. В нашей же жизни всё конечно не так фантастично. Влияние всемирной сети выгодно властьимущим. Им так легче управлять массами, добиваться своих целей. И они пропагандируют, развивают, спонсируют... сети, компьютерные игры, компьютерную грамотность населения.

И сопротивление бесполезно. Наши дети уже родились и выросли в такой информационной среде. Они не мыслят своё существование без сотовой связи, интернета и компьютера. То, что попробовал сделать в конце книги главный герой, а именно: всех людей избавить от цифровой зависимости, сделать в нашей реальной жизни уже невозможно. И от этого мне очень невесело. Книга мрачна по своей сути, финал пессимистичен, но и реальность такова. Единственное, что можно сделать в данной ситуации, это как в том анекдоте: «СМИРИТЬСЯ И ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА». Принять как данность, что нами управляют, манипулируют и просто смириться... Сопротивление бесполезно...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сегодня это пока все ещё фантастика. Хотя ключевые, базовые элементы — уже если не в металле, то — в реально существующих концептах, и даже — в планах продаж. Развитие цифровых технологий в ближайшие десятилетия будет поражать воображение обывателя, буквально разить наповал. А у не особо шустрого спеца — будет вызывать панический ужас ускоряющийся процесс постоянного усложнения требований к растущим как на дрожжах объемам профессиональных навыков и специфических узкопрофильных знаний.

С этой точки зрения книжка просто гениальна. Ближайшая перспектива (лет 20-30 — это именно та «дельта по времени», о которой идёт речь) абсолютно реальна, в этом нет никаких сомнений. И верить мне на слово — никакой необходимости нет, Сеть — вот она, на соседней вкладке браузера: прогнозных оценок экономического и товарного плана — более чем достаточно.

Но все эти отчеты и статьи — они жутко нудные, с кучей сухих числовых характеристик: объём рынка, параметры аудитории потенциального спроса.., тоска смертная. Иное дело — родная, любимая фантастика. Не мудрствуя лукаво вводим несложное фантастическое допущение, создаём необходимый антураж, и — вот уже можно «приподнять завесу времени» и поглядеть, как оно там, в натуре, будет.

Чтобы было понятно, официальный прогноз формирования цифровой копии сознания («оцифровка Личности») — 2050-ый год. Осталось 32 года. Не 200, не 300. Всего 32.

Так что эта книжка — ещё раз повторюсь — не так, чтобы и совсем уж фантастика. Скорее — публицистика завтрашнего дня.

А тебе, уважаемый потенциальный читатель — разве не интересно вот так, лихо, метнуться на машине времени — по воле авторской фантазии?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман гениален. Жаль, вышел раньше, чем могут его принять. Перед прочтением рекомендую всерьез поиграть в сетевые игры. Например, World of Warcraft. И не просто поиграть, а добиться в этой игре чего-то значительного: создать гильдию, сформировать рейдовый статик и тп. Многое после этого станет яснее и перестанет казаться «картонным».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позиционируется как книга, входящая в тот же цикл, что и Вита ностра, хотя данное обобщение кажется притянутым за уши сугубо для того, чтобы книга лучше продавалась на фоне хорошо принятого предшественника. Понравилась мне меньше, не цепляет. Такой добротный середнячок.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд «Цифровой» выглядит злым братом-близнецом романа «Vita Nostra». На второй и последующие, впрочем, тоже: одна и та же структура сюжета, главные герои – подростки, претерпевающие схожие метаморфозы, наличие наставника и так далее. Однако, дьявол кроется в деталях, но до них мы еще дойдем.

Арсений Снегов – обычный подросток, увлеченный компьютерными играми. Само по себе это неплохо, таких ребят много, но Арсений выделяется масштабами своей увлеченности и достаточно незаурядными геймерскими способностями. Сейчас таких называют «нердами» (это если цензурно). И вот однажды Арсен попадает в переплет из-за своих интриг в онлайн игре. Ситуация аховая, вплоть до угрозы реальной расправы, однако Арсена выручает Максим и сходу предлагает работу тестировщика игр. Вот тут-то все и завертелось.

Как я уже говорил, схожесть с предыдущим романом цикла видна невооруженным взглядом, но прямой связи между книгами нет. Лишь однажды Арсений видит девушку в фиолетовой куртке, которая читает роман «Vita Nostra». Между тем, главный герой «Цифрового» не вызывает сочувствия, а само произведение не держит в напряжении. Помнится, в отзыве на предыдущую книгу я писал, что не мог оторваться от чтения и прикидывал для Саши возможные пути решения для ее проблем. С Арсением такого не возникало, а роман читался далеко не взахлеб. Причин у этого несколько.

Во-первых, авторам не удалось нормально прописать фантастическое допущение. В «Vita Nostra» тоже такое было, но там всю недосказанность можно списать на мистику и сфокусированность повествования на судьбе главной героини. В «Цифровом» авторы заигрывают с киберпанком, но именно, что заигрывают, не погружаясь в тему достаточно глубоко, и показывая довольно поверхностный уровень.

Во-вторых,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
второй роман противопоставляется первому в самой идее. Сашу Самохину всю книгу готовили непонятно к чему, и в финале она приносит себя в жертву, при этом добиваясь чего важного чуть ли не для всего мира. Арсения Снегова тоже готовили непонятно к чему, но все его метаморфозы и действия крутились вокруг его же эгоистичных соображений, и в финале он не добивается ничего. Более того, его действия и поражение еще и подставляют под удар других людей.

В третьих, сознательно выписывая не особо приятного главного героя, авторы лишили читателя чувства сопереживания персонажу, что в совокупности со слабым фантастическим допущением ломало ощущение сопричастности. Справедливости ради, отмечу, что сам по себе Арсений получился вполне живым и достоверным, просто неприятным. Происходящее с ним не находило у меня эмоционального отклика, из-за чего проблема отложить книгу вообще не возникала. При этом интересные персонажи в книге есть, тот же Максим, например, да и все девушки, представляющие любовный интерес для главного героя. Именно взаимодействие с ними представляло для меня главный интерес при чтении. Остальное – постольку, поскольку.

«Цифровой» — неплохой фантастический роман с киберпанковскими настроениями. Он проигрывает в сравнении с «Vita Nostra», но сам по себе выглядит не так уж плохо. Читается роман очень легко, благодаря языку авторов, персонажи живые, пусть и не все из них приятные, присутствуют социальные, этические и философские подтексты. В общем, неплохо, но могло бы быть и получше.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с первой книгой цикла, «Цифровой» оказался порядком слабоват, ожидал на эмоциях чего-то более глобального и потрясающего. Но тем не менее прочитал на одном дыхании но с постоянными мыслями «когда же я её наконец дочитаю». Сама задумка давольно интересная но остаётся непонятным откуда герои черпают свою силу, на чем основываются их «суперспособности». К сожалению к концу книги у меня остались вопросы, на которые не нашёл ответов в прочтённом романе...

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга обо всем и ни о чем сразу. Не то, чтобы я жалела о ее прочтении, но, не прочитав ее я бы много не потеряла. Начало было многообещающим и даже увлекательным. Когда я ознакомилась с первым десятком страниц, я уже предвкушала историю о приключении обычного мальчишки в компьютерном мире. Но все оказалось совсем не так, как я себе представляла...

Достоинства книги: очень актуальная на сегодняшний день проблема цифрового прогресса и его последствий; интригующее название, ради которого книгу хочется прочесть до конца; богатое воображение авторов; противопоставление героев друг другу. Недостатки книги: чрезмерно скупой язык! Абсолютно никакой выразительности, очень много тошнотворного сленга, штампованных душещипательных (как сейчас модно говорить ванильных) предложений. Отсутствие хоть какого-то описания внешнего и компьютерного миров, все описание игр и геймплея сводится к четырем кнопкам — W, A, S, D.

Главный герой книги, совершенно обычный мальчишка-подросток, подверженный влиянию пубертатного периода, живет в самой обычной семье. Всем в этой семье комфортно, каждый занят любимым делом: мама мальчика, устав от бытовой рутины и непонимания своей семьи нашла спасение в блогах; отец давно нашел утешение в объятиях любовницы; Арсен, обделенный вниманием и любовью родителей, живет своими виртуальными собаками и Королевским балом. Ему не важно, что с ним будет завтра и будет ли вообще завтра, главное, чтобы его собаки не засыпали в темноте и одиночестве…И это страшно. Страшно, что вырастает поколению людей равнодушных к увлечениям, к общению, к жизни. Если бы не Максим, что с мальчиком произошло интересного? Он так и просиживал бы дни за компьютером...Какое будущее его ждало?

Авторы наделяют властью некое существо, которое дает людям в руки страшное оружие – игры, и наблюдает свысока, как его оружие приходит в действие. После знакомства с Цифровым, Арсен понимает, наконец, что происходит на самом деле в его семье, в мире. Он пытается вернуть отца и мать в семью, забирает блоги у матери, но без них она несчастна. И даже с помощью утилиты Арсен не в силах навязать отцу любовь к жене. Свою нелюбовь к блогерше отец заменяет на интерес к игре, хотя раньше и тетриса в руки не брал…И ничто не спасет эту современную семью из XXI века. Как жене вернуть любовь и внимание мужа? Только с помощью вмешательства утилиты. Как мальчику заработать оценки в школе, получить аттестат? Поможет утилита...А Цифровой наблюдает за этим. На то, как прогресс входит в одну семью, разрушает ее изнутри…Ему и нужно, чтобы сеть пробралась в каждый дом, чтобы людьми завладели технологии до такой степени, что скоро мы сами окажемся в своих компьютерах… И, возможно, Цифровой неспроста выбрал этого мальчишку. Максим, дал ему шанс на спасение всего человечества, но Арсен слишком поздно узнал всю правду…

Чего мне не хватило при прочтении, так это атмосферы. Мне хотелось больше компьютерного, больше Королевского бала, что позволит мне с головой окунуться в этот цифровой мир, узнать его, понять его законы. Но авторы не посчитали нужным, посвятить читатели в детали, зато в главе «Селедка под шубой» больше пяти страниц ушло на то, как герои поочередно вскарабкивались и падали с горы, заменяя друг друга на вершине. Зачем? Чем эта шуба важнее всех перипетий, что случались в Королевском балу? Ведь там совершались убийства и другие преступления разного рода. У меня сложилось впечатление, что сами авторы не понимают, как обустроен игровой мир и поэтому не могут описать его должным образом.

Многие события в книге очень предсказуемы и затянуты, но несмотря на это мне понравились начало и конец произведения. Двести страниц из середины я бы вырвала и выбросила, они по сути ничего не решают. Важно с чего все началось и чем закончилось. Именно в конце повествования раскрывается главная идея этого произведения, что прогресс может захватить не только наше время, наши умы, но и нас самих. Когда-нибудь, мы сами погрязнем в своих контактах, одноклассниках, стратегиях и аркадах. На замену людям придут диски с тенями оцифрованных людей.

Быть может я увидела гораздо больше смысла в этой книге, но именно за задумку, я поставлю книге твердую пятерку. И пятерку вычту за скудный язык, который очень сильно испортил впечатление от книги и за те недостатки, что я уже описала выше. Я бы посоветовала почитать эту книгу, чтобы отдохнуть и ненадолго уйти от реальности.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сплошное разочарование после Vita nostra. Если в последней, несмотря на куда большую фантасмагоричность, в реальность всех героев веришь с первой до последней страницы, то тут они совершенно картонные. Задумка была блестящая, но авторы с ней не справились, заменив развитие психологических аспектов накручиванием сверхспособностей главного героя. Поставил бы 4, но исправил на 6. Единственная линия, которая меня реально тронула — щенки в темноте и их место в душе подростка.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К фантастике не равнодушен. А в эмоциональный захват Дяченко попадаю особенно легко, и не могу (не хочу?) из него освобождаться. И этот роман захватил, но, показалось, что слабее обычного этот захват. Почему? Разве не привлекательна история симпатичного мальчишки, обретающего почти неограниченные возможности? Мне такие истории ещё не надоели. Разве темы романа маловажные? О том, что манипуляции — не лучший путь улучшения мира. О том, что всемогущество не даёт счастья. Темы не новые, зато вечные. А о вторжении виртуальности в нашу жизнь – тема не только важная, но и горячая до невозможности. Инопланетный чуждый разум? Казалось бы, его появление не должно меня огорчить, такие штучки обычно тешат мой эскапизм и приятно дразнят мою фантазию. Но, скорее всего, проблема именно в нём. В этом романе он не выглядит обязательным. Придуманные внеземные происки по внедрению виртуальности в нашу жизнь бледнеют на фоне реальной победной поступи Интернета. Мы сами создали и полюбили этого монстра, с каждым днём обретающего всё большую власть над нами. Реальная жизнь – вот самый успешный фантаст наших дней.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дяченко наверное один из самых, а может быть и самый профессиональный, не ординарный «писатель» (коллективный писатель) конца 90-х, начала 2000-х. Они очень хорошо и правильно пишут, т.е. уровень исполнения и владения языков у них прекрасен, у них стройный «не провисающий» сюжет, они каждый раз выбирают не тривиальную новую тему. У них нет (ну или почти нет) произведений одного сюжета/одного героя.

В Цифровом они подняли новую, достаточно острую тему «как устроен молодой человек плотно зависающий в компьютерных играх в частности и интернете вообще».

И как бы все было в книге хорошо. Но есть ровно одна проблема. Авторы в теме не разобрались. Они зацепились за ряд видимых на поверхности крайних случаев и на их базе построили книгу.

Я бы квалифицировал книгу как атаку годными средствами на негодный объект. Увы выстрел из главного калибра ушел мимо цели.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх