FantLab ru

Алексей Иванов «Тени тевтонов»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
126
Моя оценка:
-

подробнее

Тени тевтонов

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

1457 год. Враги штурмуют замок Мариенбург – столицу Тевтонского ордена. Тевтонский магистр бежит в Пруссию.

1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау. И теперь от врага бежит нацистский гауляйтер.

Что общего между этими событиями?

Их объединяет древняя тайна крестоносцев – тайна Лигуэта, меча Сатаны.

«Да, пьесы оказались на разных языках, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если меч – то война».

И повторение истории – всегда путь к Сатане.

С этим произведением связаны термины:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Тени тевтонов
2021 г.
Тени тевтонов
2021 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Тени тевтонов» стал для меня в каком-то смысле откровением, поскольку я понял, что совершенно ничего не знаю об этом периоде мировой истории — про то, как друг с другом воевали крестоносцы, поляки. шведы, литовцы... То ли забыл я уже школьные уроки истории, то ли не освещалась эта тема в учебниках достаточно подробно? В общем, роман стимулировал меня найти и изучить старые географические карты, почитать много дополнительной информации в Интернете о городах и замках Тевтонского ордена, о становлении государства Восточная Пруссия и т.д. Вообще, этот роман должен быть особенно интересен жителям Калининградской области и города Балтийска (бывш. Пиллау), где и происходит значительная часть событий.

В целом, на мой взгляд, это добротный исторический роман с элементами мистицизма. Рассказывает две параллельные истории, разделённые столетиями. Утомляет, конечно, упоминание большого количества исторических персонажей — магистров Тевтонского ордена и их слуг. В какой-то момент перестаёшь совершенно ориентироваться и при появлении нового имени судорожно вспоминаешь, кто это такой, упоминался он уже или нет, к какому периоду времени принадлежит и т.п. Приходится как-то перескакивать через это нагромождение имен, незнакомых терминов и понятий, описаний замков... Но постепенно (как у Нила Стивенсона в «Анафеме») всё встаёт на свои места.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Романы «Псоглавцы» и «Комьюнити» считаются дилогией о дэнжерологах. Однако во втором романе их надо искать под лупой... Романы отличаются друг от друга так же, как отличается от них и новый роман «Пищеблок». В таком случае последний вполне можно было считать условным приквелом первых двух...

А вот «Тени тевтонов» — это уже настоящий приквел в цикле «Дэнжерологи»...

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грустно констатировать, но, похоже, Иванов эволюционировал в добротного жанрового ремесленника, поставщика добротного коммерческого чтива. С небольшой цензурной правкой такой роман мог выйти в 70- е и быть популярным как соответствующие книжки Короткевича. Мне были совершенно неинтересны все « средневековые» главки про суккубов и сатанистов, а часть про Пилау-45, как ни крути, по всем статьям уступит Трезориуму Акунина. В финале пулялки- стрелялки, а в целом — туфта от некогда выдающегося автора. Впрочем, после Блуды в той или иной степени Иванов занимается олеографией.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если коротко описывать «Тени тевтонов», то это две взаимозеркальные истории о поиске легендарного меча.

Если рассказывать подробнее, то получается следующее. Есть две сюжетные линии:

— в 1945 году, в Пиллау, наполненном советскими солдатами, польский историк Клиховский ищет древний меч Лигуэт, способный снять родовое проклятье Клиховского;

— в 1457 году, польский шляхтич Каетан Клиховский заключает договор с Бафометом (дьяволом), который в обмен на Лигуэт обязуется уничтожить тевтонский орден.

Сюжеты следуют параллельно, словно повторяя друг друга, персонажи из прошлого находят свое отражение в настоящем, и, в какой-то момент ловишь себя на сравнении героев и проведении параллелей. И хотя у Клиховского образца 1945 года есть фора – он знает историю своего предка, пытается найти в его действиях ошибку и самому ее избежать, но следует уже проложенным путем, как марионетка.

В сюжетной ветви 1457-го нашлось место мистике и колдовству, в то время как сюжет 1945-го – ближе к реализму. И там и там нашлось место для исторической справки о тевтонах, создании ордена, легенд и мифов о Лигуэте.

История Клиховского-историка в Пиллау получилась более живой и трогательной. Поляк, сбежавший из концлагеря, в полуразрушенном войной городе, в период, когда поляков презирали, но любящий муж и отец. Клиховский ищет Лигуэт, вначале не особо веря в проклятие, но подгоняемый подозрениями о его реальности Клиховский вливается в группу ученых-литовцев, а чуть позже заключает договор с Женей Луданной – офицером СМЕРШа.

Из персонажей симпатию вызывают лишь Клиховский и Володя Нечаев из 1945-го, и Рето фон Тиендорф из 1457-го. Нечаев – уже не такой наивный, но идеалист, участвовавший в боях и видевший кровь, способен проявлять сочувствие к врагу. Рето – молодой архивариус ордена тевтонов, соблазненный суккубом, но ставший на путь покаяния.

Женские персонажи получились неприятными, Женя Луданная в роли карьеристки-абьюзера, и плоскими, Хельга а.к.а. «девушка в беде». Есть еще суккуб, но там все в порядке. Любовная линия тоже оказалась словно для галочки.

Не смотря на то, что книга получилась в меру интересной и динамичной, ощущается нехватка… чего-то. Мне кажется, что это мог быть отличный исторический роман, если бы автор больше сосредоточился на 1945-м году, не разделяя историю примерно поровну, и отведя 1457 год — флешбекам.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не понял, зачем г-н Иванов стал писать эту историю — по мне, она не стоит выеденного яйца... Мало того, складывается по ходу чтения такое ощущение, что г-ну Иванову самому совершенно не интересна история — но кушать, однако, хочется, как и всем нам, простым читателям... Результат — написано крайне плохо (что для г-на Иванова — странно, он, в общем-то, вполне крепкий ремесленник), скучные, малоинтересные герои, пустые «приключения» ни о чём, к чему это всё — тоже не понятно. Осилил около трети и плюнул. Пусть читают те, кто готов читать каждый чих, вышедший из-под пера пермского самородка.

Однако вынужден к этому кое-что добавить. Цитата: «Судя по лицу, русский солдат — славный парень. Но немецкие солдаты, что стояли здесь насмерть, тоже были славными парнями. Это неважно. Все они — и русские, и немцы — только орудия в руках Бафомета. Ничего не подозревающие орудия». Цитата, настоятельно требующая прямого применения нового закона о запрете отождествления роли Германии и Советского Союза во Второй Мировой войне. Прежде чем такое писать, товарищу автору надо бы было чуть лучше изучить историю Второй Мировой и её части, Великой Отечественной. Немцы как раз и были орудием Бафомета. А русские — нет. Они просто защищали свою Родину. И вынуждены были убивать врага там, где была родина этого врага. Не ... было к нам приходить. Сидели бы в своих кёнигсбергах, берлинах и мюнхенах и делали бы свои суперагрегаты — и, глядишь, без миллионов трупов были бы там же, где и сейчас — по сути, во главе всей континентальной Европы.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для кого-то написать такой роман — верх мечтаний. Для Алексея Иванова — некоторое отступление в качестве, если сравнивать с «Ненастьем» и «Тоболом».

Обилие исторической информации, блистательная боёвка — прямо на радость любителям, динамично развивающийся сюжет, пугающие элементы магии и мистики... всё, вроде бы, как надо. А вот не забирает. Должно быть, в данном конкретном случае персонажи Алексея Иванова уж слишком напоминают ожившие и беллетризированные публицистические тезисы. А роман... он всё же не эссе, переданное литературным языком в объеме книги.

Проза, прости, Господи, должна быть немного глуповата...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Традиционно для Иванова хороший язык . Герои не ,,картонные,, их чувствуешь.

Сюжет разворачивается неспешно.Батальные сцены хороши.

Но читается тяжело из ивановской специфики-действующие персоналии русские вызывают отвращение.

Все русские,

исключение сержант Владимир имеет германское происхождение.Показаны бесконечные страдания дойчей в эвакуации.Несколько страниц занимает перечисления их ужасных бедствий во время их бегства от злых русских.

Иногда у них даже дети гибли!!

.А немцы между тем очень утонченные культурные. В книге они все умны и талантливы.Ну просто Гитлер им немного голову запудрил,а так они не вчем не виновны, особенно солдаты .

Вообщем и в этой книге автор Нашел за что русским надо-

Платить и Каяться

Есть буквально одно предложение о потерях гражданских на оккупированной территории. Мол ну были и сожжения русских дерень , а там наверное гибли женщины это же война понимаете так вышло .

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман, из серии «наложение истории на территорию». На этот раз место действия не Пермский край, не Урал и не Сибирь, а Восточная Пруссия. Нынешняя Калининградская область Российской Федерации.

1457 год. Польско-литовское войско штурмует Мариенбург, столицу тевтонского ордена.

1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау (ныне Балтийск).

Эти две сюжетные линии развиваются параллельно, связанные в один узел Лигуэтом — мечом Сатаны. И как обычно у Иванова, в историко-территориальную ткань органично вплетены мистико-фэнтезийные элементы. Этот роман изначально писа́лся под формат аудиокниги и это, на мой взгляд, наложило свой отпечаток. Если точнее, слово здесь принесено в жертву зрелищности. По ощущениям книга напомнила комикс, только без картинок. Территория — как контурные карты, с одними лишь намеченными пунктирными линиями. История могла бы захватить, если бы её творили люди из плоти и крови, а не тени тевтонов, тени литвинов, тени фашистов и тени солдат Советской армии..... Вместо привычных ивано́вских ярких полотен, книжка-раскраска, которую читателю предлагается раскрасить самостоятельно, при наличии воображения. Нет, все атрибуты зрелищного блокбастера в наличии — драки, взрывы, погони, тайны, экшн, нечистая сила.... но «бюджет» и реализация ограничены заданным форматом. Возможно слушая аудиокнигу, воспринял бы по другому....но с бумаги, как-то так. Ну и если кто-то возьмётся за экранизацию, вполне может получиться хит в стиле фильмов по романам Дэна Брауна.

Несмотря на форматные ограничения, Иванов был бы не Иванов, если бы даже в чисто коммерческом проекте не спрятал какую нибудь мысль, отражающую его мировоззрение. В данном случае, на мой взгляд — история и время как колесо. Совершив полный оборот, возвращаются «на круги своя». И ни затормозить, ни изменить движение колеса невозможно. Ибо мы всего лишь люди. Если бы этот роман был написан другим автором, возможно я бы ворчал меньше. Но кому многое дано, с того и спрос больше.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, что мне нравятся все прочитанные книги А. Иванова. Одни — больше, другие — чуть меньше, но — нравятся.

«Тени тевтонов» разочаровали. Полностью. Обидно, настроился на исторический роман, на подобие «Сердца пармы», или, «Золота бунта», а эта книга другая.

Приключенческий блокбастер, типичный «Голливуд».

Вот, наверное, лет двадцать назад, было очень модно писать книги и снимать фильмы про «сокровища тамплиеров», «альбигойцев», «нацистские пропавшие коллекции», «поиски Грааля», других древних христианских реликвий. Очень популярная тема. Была. И, не знаю почему, А. Иванов решил вернуться к поискам сокровищ. Поздно, правда, но, лучше поздно, чем никогда.

Две параллельные сюжетные линии: XV век, и, XX век.

Причём, время делает круг, события повторяются, герои — тоже копируют друг-друга. «Ничто не ново под луною».

Так вот, историческая часть — типичный «А. Иванов», со своими историко-мистическими романами. Пруссия, Тевтонский Орден, крестоносцы. Замки. Война. И, опять же, как и любит это делать автор — чуть-чуть волшебства, колдовства, нечистой силы.

Ярко, интересно. Небольшие исторические вставки, фольклор. Осада крепостей, сражения. Ну, немного подростковый жанр, но, увлекает.

Только, ближе к финалу, писатель, по-моему, перестарался с мистикой. Вместо исторического романа вышло фэнтези.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Летающие демоны, дьявол, собственной персоной, живые мертвецы и волшебные мечи.

Но, это, все же, стиль Иванова, читать довольно интересно.

А вот вторая сюжетная линия — на мой взгляд, полный провал.

Конец В. О. В. На развалинах немецких городов «Смерш» пытается поймать нацистских преступников. Заодно — найти сокровища Тевтонского Ордена.

А тут — ничего не получилось. Атмосферность на нуле. Герои — плоские. Даже стиль совсем не похож на произведения автора. Любовный треугольник — сплошное недоразумение.

Куча нелепостей.

Говорят все неестественно. Солдаты и офицеры контрразведки — «Володя», «Женя». Вот мне это очень напоминает то, как показаны советские военные в американских фильмах.

В общем, для меня, «более поздняя» часть романа «убила» всю книгу. Главы чередуются, читаешь про XV век — ну неплохо. Открываешь следующую главу про нацистов и советских контрразведчиков — плохая пародия на Б. Акунина.

Да все понятно, проходная коммерческая книга, может быть, снимут по ней фильм. С красивыми перестрелками, дуэлями на мечах, взрывами и погонями. И, трагической любовной линией.

Но, просто это — А. Иванов. Знаешь, как талантливо и ярко он может писать — а тут...

Жаль.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тени «Географа» и «Чусовой»

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

Лермонтов.

Ну, в нашем случае — до Балтийского. Я не знаю точно, где живет сейчас Алексей Иванов, но судя по интервью Дудю — все-таки в Англии. Косвенным подтверждением чему может служить то, что новый роман, первый у автора, который географически не связан с Россией. Литературный талант бывает разного свойства: может быть космополитичным и для того, чтобы по-настоящему расцвести, ему необходима возможность свободного перемещения по миру, как у Байрона, Бродского, Набокова.

Однако куда чаще случается, что дар невидимо, но крепко связан с родиной. Посконная домотканность и ура-патриотизм не имеют к этому отношения: Пушкин написал лучшие свои вещи во время холерного карантина (болдинская осень), Стивен Кинг певец штата Мэн, а а Шервуд Андерсон — Огайо. Принцип Антея, мощь которого не иссякнет, покуда он может припасть к матери-земле, чтобы напитаться ее соками. Талант Иванова такого свойства.

И я теперь даже не о художественных произведениях. Сколь бы ни были хороши «Сердце Пармы», « Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье», «Тобол», высот «Вил» и гениального «Message Чусовая», они не достигают. Таков уж теллурический и тектонический талант Алексея Иванова. Которому пересадка на более благоприятную почву не то, чтобы откровенно вредила — превращает его из Одного в одного из... — если вы понимаете, о чем я.

Теперь к роману, который, в определенной степени, дань литературному новаторству и поиску возможности новых форм реализации. Мир не стоит на месте, аудиокниги входят в него все более настойчиво, а сериалы и вовсе давно и прочно утвердились в наших сердцах. «Тени тевтонов» изначально на стыке литературной, аудиокнижной и сериальной традиций — писались как аудиосериал (с немалой вероятностью превращения в телесериал в дальнейшем).

Потому так и воспринимается, почти как сценарий: события сменяются с калейдоскопической быстротой; внешняя броскость и некоторая даже плакатность типажей в ущерб серьезной писихологической мотивации; мизансцены, едва ли не с раскадровкой, выписаны тщательнее причинно-следственных связей. А все вместе, на первый взгляд, оставляет впечатление столь же яркое, сколь поверхностное.

Действие разворачивается в двух исторических пластах: немецкий город Пилау сразу после Второй Мировой и средневековье. осажденный таборитами замок Тевтонского ордена в Мариенбурге. События и персонажи зеркально отображаются: там и тут есть человек, по наущению дьявола пытающийся добыть магический артефакт — меч Лигует, которым была отсечена глава Иоанна Крестителя (ну, помните эту историю с Саломеей).

В обоих эпохах есть как люди, противостоящие герою, так и те, кто вольно или невольно помогают ему в этой миссии. Невероятно высок удельный вес фантастического, прежде такого у Иванова не бывало, в его книгах магия вплеталась в сюжет тоньше и естественнее. Темы бафомета (здешнее прозвище сатаны), между делом останавливающего время, чтобы продемонстрировать трактирному собутыльнику могущество или суккуба, у которой прямо во время казни на костре отрастают крылья и девица принимается носиться по воздусям в традициях «Дракулы мертвого и довольного этим» — порой озадачивают, но чаще выглядят комично.

Совершенно неубедительны любовные линии времен Второй Мировой, как в части дамы-капитана СМЕРШа, так и романтических отношений советского солдата с немецкой девушкой. Композиции многофигурны, перегружены деталями, и на определенном этапе чтение романа превращается в игру «Угадай, кто?» — кто в этой реальности отзеркаливает какого из персонажей прошлого.

Мастерству случается заменять вдохновение довольно успешно. И на инерционной тяге у многих получается проехать достаточно далеко. К финалу живая кровь начинает пульсировать в героях, действие обретает эпическую масштабность, батальные сцены очень хороши. Потому — не пропустите нового романа Алексея Иванова.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал с удовольствием — вообще люблю Иванова.

Вначале текст немного пробуксовывает — стопятьсот персонажей из Средневековья, и запомнить их хотя бы по именам у меня не получалось (а еще труднее было уяснить, кто из этих фон Краузенбергов или Мюникхузенов кого хуже или лучше). Подобное ощущение было и при чтении исторических романов В.Пикуля. Но это уже, собственно, стиль исторической хроники — надо привыкать.

Радует тактичность автора в обращении с событиями Великой Отечественной — отторжения не вызывает даже с мистической составляющей. Вполне прочитывается традиция советской военной прозы.

Традиционно хороши батальные эпизоды. Интересны исторические параллели событий.

В целом — рекомендуется к прочтению, хотя, конечно, igorgag прав — не «Сердце Пармы». Но и не одноразовая поделка.

Для визуальной составляющей не помешает вспомнить и этот подзабытый исторический фильм о войне древних пруссов с Тевтонским орденом. События там, правда, происходят раньше на двести лет — но вполне может сойти за предысторию событий 15 века.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Геркус_Мантас_(фильм)

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В новейшем романе писатель сумел выстроить удивительную симметрию событий, разделённых пятью веками. Повествование разворачивается в двух временных пластах: в 1945 году в только что взятом Красном Армией балтийском городке Пиллау и в XV веке на территории Тевтонского Ордена — в будущей Восточной Пруссии. Но и там, и там стержнем событий в прямом смысле оказывается наделённая магическими свойствами реликвия — Лигуэт, меч Сатаны, которым был обезглавлен Иоанн Креститель.

Алексей Иванов создал на этот раз опирающийся на средневековую мистику боевик. Мистика, на мой взгляд, как раз и есть то, что делает туго закрученный сюжет всего лишь занимательным. Наверно, я просто не люблю такого рода мистику, схоластическую. Банально не верю в неё.

В остальном — это, конечно, сочинение значительно выше среднего уровня. Талант трудно промотать, если он был изначально. Но это всё же не «Сердце Пармы» и не «Золото бунта».

Показалось, что на романе лежит печать неряшливости, торопливости. Хотя и очень трудно обосновать впечатление конкретными примерами. Ну разве что вот один — «сгоревшие танки «панцеры»». Вообще-то в данном случае «панцер» — это и есть «танк». То есть получается «танки танки». Ладно, аргумент слабенький.

На самом деле вычленить примеры авторского косноязычия не просто — оно в общей тяжеловесности слога, перегруженности его историческим колоритом. Вот тут и понимаешь, чего сумел добиться Булгаков в ершалаимских главах своего романа, как умели скупыми штрихами набрасывать зримые картины ранние Стругацкие...

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Профессионально-развлекательная вещь с претензией на историчность и интригу мистического свойства и явным расчётом на экранизацию. Как и миллион ей подобных вполне способна расслабить мозг. Но шедевром отнюдь не является — слишком много неестественных элементов, причем сделанных откровенно для кинематографии. Во-первых поведение женщины – капитана, да ещё особого отдела, никак не является ни нормальным ни даже возможным в условиях того времени. Во-вторых, мотивы шляхтича, пусть и захудалого рода, напоминают анекдот о двух ковбоях, которые забесплатно дерьма наелись, только с тем отличием, что этот «ковбой» был один, зато употребил «двойную порцию».

Второстепенные персонажи, военнослужащие — автор опять таки на ровном месте рисует невозможные априори конфликты с нарушением служебной субординации. Замысел понятен, на экране это будет эффектно, но книга — это всё-таки не сценарий к игровому кино, читать подобное ... просто неприятно.

Много лишних исторических подробностей , не имеющих отношения к событиям романа, что с одной стороны, отнимает время, с другой — если человек хорошо знает историю, то достает своей ненужностью, поскольку изложенные факты незначительные и попросту неинтересные.

Но больше всего удручает идиотизм (мягко говоря) главной интриги сюжета и цели привлечения потусторонней сущности. Создаётся впечатление, что это результат страшного последствия ковида для мозга автора или, что вероятней, придумано с целью намеренного оглупления несчастных русскоязычных пользователей теле- и аудио- контента.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не малый тираж книги по нынешним временам -30 000 экз. Давно я так быстро не читал книгу! Увлекательная историко- приключенческая книга!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх