fantlab ru

Кир Булычев «Половина жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.50
Оценок:
1028
Моя оценка:
-

подробнее

Половина жизни

Повесть, год (год написания: 1972); цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 158
Аннотация:

Во время исследовательской экспедиции был обнаружен потерявший управление корабль, который принадлежал чужой цивилизации, летевший бесцельно и обреченный миллионы лет проваливаться в черную пустоту космоса. Энергии, чтобы тащить его на буксире, не хватает, поэтому Павлышу придется провести остаток пути на этом корабле, чтобы приглядывать за ним.

Первый же обход корабля приносит сенсационное открытие. Записку, написанную на русском языке.

© ZiZu
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Павлыш»

— журнал «Знание-сила 1973'7», 1973 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 14», 1974 г.

— сборник «Люди как люди», 1975 г.

— антологию «Groźna planeta», 1980 г.

— антологию «Chlapík z pekla», 1986 г.

— антологию «Люди как люди», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 46

Активный словарный запас: крайне низкий (2166 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 14
1974 г.
Люди как люди
1975 г.
Кому это нужно? Фантастические истории
1991 г.
Люди как люди
1992 г.
Великий дух и беглецы
1993 г.
Последняя война
1997 г.
Великий дух и беглецы
1999 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Поселок
2013 г.
Последняя война
2016 г.
Пленники долга
2018 г.
Последняя война
2023 г.

Периодика:

Знание — сила № 7, 1973
1973 г.

Издания на иностранных языках:

Half a Life and Other Stories
1977 г.
(английский)
Half a Life
1979 г.
(английский)
Media vida en el espacio
1979 г.
(испанский)
Mag Ik Nina Even?
1979 г.
(голландский)
Groźna planeta
1980 г.
(польский)
Хора като хора
1981 г.
(болгарский)
Kettészakított élet
1983 г.
(венгерский)
Zákon pre draka
1984 г.
(словацкий)
Chlapík z pekla
1986 г.
(чешский)
Ostatnie sto minut
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Булычёв в этом произведении не фантаст. Хотя есть и космический корабль и пришельцы, но главный Герой человек, молодая женщина успевшая повоевать с фашизмом. Самопожертвование, стойкость, антиксенофобия (человечность) и даже имя — Надежда нас заставляли гордиться своей страной, а внучки может быть поймут как много мы безвозвратно потеряли

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так себе рассказ (повесть). Язык живой, но мне показался несколько примитивным, у автора есть произведения куда живописнее. Для детей старшего школьного возраста. Самопожертвование, иронично-ласковое отношение к похитителям-охранникам (глупышки), стойкость, антиксенофобия (человечность) — все это для советского подростка хорошие примеры для подражания. Однако, в текущих реалиях выглядит очень наивно. И да, буксировка звездолета с помощью тросов — это бред, даже для 70-х годов 20-го века(((

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тем, кто кричит, что «Половина жизни» лучше второй главы «Извне», напоминаю, что Стругацкие писали свою вещь в 1958 году. Конечно, затаскивать своих героев на звездолёты спустя 15 лет стало куда проще, когда космическими сюжетами были уставлены книжные полки (включая «Попытку к бегству» тех же Стругацких и всякие прочие разновидности инопланетных похищений). Но вот о контакте с разумными негуманоидами написать интересно в 1973 году ещё вполне было можно, в чём Булычёв не преуспел. Плюс характерно булычёвский рефрен о жестокой неволе (звучащий как в незаурядном «Посёлке», так и в проходных «Тринадцать лет пути», «Город наверху» и т. д.), навязший у читателей в зубах. Корабль-концлагерь с градациями узников как сатира на брежневский СССР? Вполне возможно, но (ни тогда ни, уж тем более, теперь) никому не интересно.

Не верь высоким оценкам — нет в повести особых литературных достоинств. Если интересует отечественная фантастика на подобный сюжет, но не упорствуешь в русофильстве — прочти лучше «Сонату ужа» Ларионовой.

Оценка: 4
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, хоть кто-нибудь понял, что эта повесть не о похищении инопланетянами, а о человеке, попавшем в ГУЛАГ ни за что ни про что? О способности не потерять себя там. И о бездушной Машине, которая всем этим управляет.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичная булычевская вещица 70-х — легкая, увлекательная, добрая и, конечно же, больше похожая на сказку, чем на что-то более-менее правдоподобное. К сожалению, при всей внешней симпатичности этой повести, «роялей» автор наставил в ней изрядно. Чего стоит, например, одна белая тряпка с надписью «Меня зовут Надежда», как по заказу эффектно появляющаяся перед Павлышом в одном из помещений мёртвого корабля. А как объяснить странную избирательность роботов, собирающих «зоопарк» инопланетных форм жизни — почему с нашей планеты забрали не зайчика, не белочку, не слона, а всего-навсего одного человека? Да и вообще этот корабль, это порождение чужого разума, вызывает своей странностью и глупостью скорее смех сквозь слёзы, чем что-то более серьёзное. Про буксировку найденного корабля на тросе и говорить не хочется....

Впрочем, в первый раз, «с налёта», повесть читается совсем неплохо: очень легко и с интересом. А уж для подрастающего поколения, привыкшего в первую очередь следить за действием, это и вообще, наверное, отличная вещь....

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я опять не понимаю высоких оценок и хвалебных отзывов о произведении. Ничем непримечательная повесть, которая ну уж слишком откровенно манипулирует читателем, давя на сопереживание в истории о разделенных родственниках.

Написано откровенно дубово! Год издания повести не 1873, не 1933, а 1973 -- и для этого времени написано плохо! В это время Булычев только начинал свой писательский путь (хоть и написал уже целый роман и 7 повестей) и это очень заметно. История находится на уровне пионерских страшилок и комсомольских агиток -- скучно, без выдумки, прямолинейно и поверхностно. Фантастическая идея взята, наверное, из американских трешовых комиксов/фильмов 30-х годов, разве что амазонок с Марса не хватает...

Резюме: слабенькая фантастическая повесть только для детей

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ, наверное, одна из лучших фантастических историй, которые я читал. Многие помнят шквал сообщений в прессе о пропавших людях, которые бесследно исчезли и никто не знает их дальнейшую судьбу. То есть, практически каждый человек может вспомнить такую историю, случившуюся в разные времена.

Конечно, большая часть имеет какое-то объяснение, очень часто криминального характера. Но мы же всё-таки любители фантастики, как и сам автор, поэтому его версия выглядит не просто логичной, но и по-настоящему жуткой.

Самая обычная женщина, которой выпало родиться и жить в очень непростое время, растить в одиночестве дочь, попадает на корабль неизвестных космических пришельцев. Абсолютно чуждые её пониманию существа передвигаются по вселенной и захватывают биологические образцы для своей коллекции. Пока ты жив, живешь в тюрьме, что-то ешь, о чём-то думаешь. После смерти тебя ждёт банка с раствором и путешествие в виде экспоната.

Павлыш с компанией случайно находят этот корабль, который продолжает бороздить просторы космоса, уже без всякой цели, превратившись просто в кусок железа. Дневник женщины, которой была уготована роль живого объекта исследований, станет настоящим шоком для всей команды. Эта жуткая история никого не оставит равнодушным и даже повидавшие многое в своей жизни космонавты, будут под впечатлением кошмара, выпавшего на долю несчастной женщины.

Это новая грань творческого наследия Кира Булычева. Жесткая, психологическая проза, описывающая душевное состояние человека, по велению злого рока, ставшего подопытной крысой. На мой взгляд, пока это самая сильная история, нереальные ощущения от прочитанного, особенно если осознавать какие эмоции переживала попавшая в ловушку женщина.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жители Земли иногда пропадают бесследно. Булычев прослеживает в повести «Половина жизни» предполагаемую судьбу одного из таких пропавших — женщины, которую унёс навсегда неведомый похититель чуть ли не из постели любимого мужчины. Это несравнимо хуже, страшнее, чем описанные Пушкиным в «Руслане и Людмиле» разногласия между витязем и злым волшебником. Пути назад нет, и вторая половина жизни Надежды Матвеевны Сидоровой это драма космического, без преувеличения, масштаба. Автору удалось создать один из лучших женских образов русской литературы, не говоря уже о литературе фантастической, где ничего подобного даже и близко не находится. И это понятно, героиня повести взята автором из повседневной реальности, и вокруг одной из русских женщин, похожей на тех, воспетых Некрасовым, просто возведены фантастические декорации. Думаю, не просто так Автор почти демонстративно пренебрегает законами теории относительности, и соглашаюсь с ним в этом — здесь космология на десятом плане за одним исключением. При наличии массы неоспоримых достоинств (а повесть ещё и хорошо написана, что многими здесь отмечено; особенно достоверны письма Надежды, оказывающие сильное эмоциональное воздействие на читателя) в повести присутствует один момент, который можно было бы объяснить, если бы это был перевод, где подобные ляпы не редкость, но здесь, при всей почти безупречности остального текста...написано следующее: «... они знали — корабль, найденный ими, шёл не от Солнца. По крайней мере, много лет он приближался к нему. А перед этим должен был удаляться.» Откуда знали? Видимо из расчёта траектории, хотя то, что должен был удаляться, никакой расчёт узнать не позволит. Такое движение корабля относительно Солнца возможно, если предположить, что корабль летит по галактоцентрической орбите в направлении противоположном движению Солнечной системы. Удалялся, облетел почти всю Галактику (!) и теперь идёт на сближение. Но тогда история Надежды — полный бред. Следовательно, как ни крути, а процитированное означает, что курс корабля не так уж давно был изменён на обратный. Из этого следует, что Автор планировал что-то похожее на произошедшее в повести АБС «Извне», где захваченного человека, разобравшись, вернули на Землю. Планировал, но от замысла этого отказался, а следы в тексте замести забыл. И хотя ошибка не критична и всю повесть не зачёркивает, но минус напрашивается жирный; как-то не получается у меня проходить мимо подобных казусов (см., например, отзывы на Р. Янга «У шатров Кидарских» и на К. Саймака «Грот танцующих оленей»), не обращая на них внимания.

Читать эту повесть, конечно, есть смысл, и мне хотелось бы надеяться, что кто-нибудь предложит другую, непротиворечивую, схему полёта корабля-зоопарка.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кир Булычев не случайно назвал свою героиню Надеждой, обычная деревенская женщина середины 20-х годов. Наличие первой главы, она же является и предисловием, многое объясняет; кто эта женщина, каков её характер, привычки и внешний образ. Несмотря на то, что для главной героини всё сложилось трагически; половину своей жизни она проведет в кошмаре. Вера её в счастливое окончание путешествия не угасала многие годы; что можно обмануть роботов и сбежать с корабля, что записки когда-нибудь найдут и прочитают, что родные помнят её. Маленький, чуть заметный, но такой необходимый человеку лучик света.

В повести хорошо показано, что делает живые существа по настоящему живыми — обладание разумом либо обладание душой, можно быть разумным но бездушным. И способен ли бездушный испытывать жалость к нуждающемуся в помощи. Так или иначе все узники «летучего голландца» попадали на корабль против своей воли, и все они жили надеждой о свободе. Когда стало известно, что корабль погибает и автоматика отключает жизненно необходимые для живых существ системы, тогда созрел план побега. Но без Нади — существа с руками и ногами ничего бы не получилось. Путь был трудным. Никто не прятался за чужой спиной, поэтому спаслись не многие. У себя на родной планете трепанги в память о Наде установили постамент, где худая, гладко причесанная женщина в мешковатой одежде сидит, держа на коленях странное существо, похожее на большого трепанга.

И какие же разные чувства вызывала фотография этого постамента у правнучки Нади — Софьи Петровны, и у участников группы по спасению корабля — Павлыша и Дага.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В редко посещаемом секторе космоса Павлыш с товарищами обнаруживают космического «Летучего голландца» — покинутый экипажем мёртвый корабль, бесцельно бороздящий прсторы космоса. И вдруг Владислав находит тряпку с надписью «Меня зовут Надежда», та тут же рассыпается в прах. Так начинает открываться тайна жизни Надежды Сидоровой — простой советской медсестры из провинциального Калязина...

Повесть о сотрудничестве между разными разумными существами, различными внешне, но с общей целью — обрести свободу, пусть даже и ценой жизни. Недаром Кир Булычев дал героине имя Надежда. Надеждой она и жила долгие годы, несясь на корабле чужаков через холодный космос всё дальше от Земли. Не утопая в жалости к себе и находя себе дело — уход за огородом, за драконом, знакомство и общение с «трепангами». Смыслом были наполнены и последние минуты жизни Надежды Сидоровой пусть и не удалось ей спасти «шариков», но помнить теперь её будут не только потомки на Земле по нескольким фотокарточкам.

P.S. Написав свой, почитал чужие отзывы. В одном Надежда названа «неумной заурядной мещанкой». Тут согласиться не готов. И по поводу ума и по поводу заурядности. Полагаю, что анализ ситуации она произвела максимально логично и едва ли какой-нибудь профессор МГУ сильно много сумел бы добавить к её выводам. По крайней мере, профессор её же эпохи. Что до заурядности, то заурядный человек, не важно — мужчина или женщина, уже через год — другой бы прыгал по кораблю голяком, уставившись в никуда бессмысленным взглядом.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

О чём этот рассказ? Взглянув на аннотацию, решил, что будет повествование о каких-то тайнах космоса, монстрах, затаившихся на корабле, разгадках, попытках воссоздать какой-то секрет. Прочитав первые страницы, удивился. Стоп. Где пустота космоса? Где корабль, который должен вечно дрейфовать? Какой-то земной пейзаж. Река. Ощущение спокойствия, как будто сейчас будет повествование о недавнем прошлом, но никак не о далёком грядущем. То ли произведение я читаю?

Но вот дальше… Параллельно идущие истории. Павлыш в немом пространстве, с дневником в руках и Надежда, которая не только верит, борется, но и сама даёт надежду другим. Медсестра, которая привыкла к решительным действиям, умеет спасать и будет делать это, пока есть силы. А что в будущем? Читатели, потомки, дети и внуки, которые узнали, пусть поздно.

Грустная история не о космосе, о том, что каждое живое существо ощущает непохожих внешне, но родственных внутри, о надежде и победе.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как многими отмечено, Кир Булычев явно испытал при прочтении неудачной повести Стругацких «Извне» такое же раздражение, как большинство читателей, и потому взялся рассказать эту историю ещё раз – на новый лад. «Половина жизни» намного более осмысленна, чем «Извне», причём не только сюжетно. История женщины, землянки, не самозабвенной героини в духе ранних 60-х, поэтизировавших смерть учёных-атомщиков от лучевой болезни, а самой обычной заурядной мещанки откуда-то с окраины, неинтеллигентной, неумной, однако оказавшейся способной отдать жизнь не за абстрактную идею, а ради спасения жалких представителей чужой разумной расы, чуждой, совсем чуждой... Это трогательно, человечно и совершенно не пафосно.

Конечно, современным россиянам, наперебой уверяющим друг друга, что ксенофобия является врождённым инстинктом, подобный поворот сюжета неприятен и, полагаю, кажется неправдоподобным, но я, будучи человеком глубоко советским, считаю, что Кир Булычев и его героиня правы.

Оценка: 7
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Булычёв — обыкновенный графоман, переоценённый до неприличия.

Вот образчик авторского стиля:

«Надежда мыла посуду. На песке лежал кусок хозяйственного мыла. Надежда мыла чашки и тарелки, что накопились с обеда и ужина, проводила тряпкой по мылу и терла ею посуду, зайдя по щиколотки в воду».

А вот как он продумывал произведения (уж не знаю, в меру интеллекта или уважения к читателю):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я потом подумала еще вот о чем: а откуда я решила, что я правильно считаю дни? Я ведь царапинку делаю, когда встаю утром? А если не утром? Может, я теперь чаще сплю. Или реже. Ведь не угадаешь. Здесь всегда одинаково. И я подумала, что, может, прошло не четыре года, а только два. Или один. А может, и наоборот — пять, шесть, семь лет?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— А какие критерии могут быть у автоматов, чтобы определить, разумное ли существо им попалось?

— Ну, Надежда, например, была одета. Они видели наши города.

— Неубедительно, — сказал Павлыш. — И где гарантия, что в мире икс разумные существа не ходят голыми и не одевают в платья своих домашних животных.

— И шансы на то, что они выловят именно разумное существо, столь малы, — добавил Даг, — что ими они, наверно, просто пренебрегают.

PS. Кстати, рейтинг «Половины жизни» — 8,36 из 10. Это выше, чем у некоторых повестей Стругацких…

Я поначалу удивлялся: почему, классифицируя нефантастические детективы, подавляющее большинство фантлаберов игнорирует отметку «реализм»? А теперь не удивляюсь. Нечему.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, мэтр задумал и реализовал ремейк повести Стругацких «Извне». Предполагаю, Булычёву стало попросту жалко, что столь богатая сюжетная интрига была реализована Братьями несколько суховато и технологично. Решил дать сюжету вторую попытку.

В результате, вышел образчик гуманитарной фантастики, в стиле цикла «Павлыш», выполненный линиями героического трагизма. В целом, несколько простовато для Булычёва, однако в качестве драматического произведения, читается неплохо.

Сценизм авторский, высокий и колоритный. Образы героев живые, в основном. Павлыш вышел несколько вялым, по сравнению с обычным образом. Вероятно в связи с пассивной сюжетной задачей. Высокий «образ советсткого человека», как положено по сюжету, прямо не упоминается, но присутствует.

Лично мне рассказ не слишком понравился, но лишь поскольку стиль раннего Булычёва, в данный момент, мной не слишком любим. Однако любителям антологии автора безусловно следует прочесть.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное произведение о поколении очень сильных женщин, закалённых Великой Отечественной войной, женщин с огромной Душой.

Оказавшись казалось бы в безвыходной ситуации, где в завершении тебя ждёт банка с формалином, Надежда всё-же не потеряла надежду на лучшее, проявив при этом твёрдость духа и сохранив человеческие ценности.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх