fantlab ru

Кир Булычев «Посёлок»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.01
Оценок:
5171
Моя оценка:
-

подробнее

Посёлок

Роман, год; цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 359
Аннотация:

Однажды на этой планете потерпел крушение космический корабль. Люди постарались не умереть во враждебной среде. И у них получилось. Так родился Поселок. Но с каждым годом их все меньше – тех, кто помнит, кто родился не здесь. И они понимают, что можно выжить, соединившись с этим миром – как их дети – новые Маугли этой планеты, но остаться людьми можно только сохранив старые знания, хотя бы пытаясь вернуться на Землю. Но для этого надо наладить связь в покинутом корабле. И вот, год за годом, горстка измученных людей штурмует Перевал. Понимая, что дойдут не все. Надеясь, что дойдет хоть один.

В произведение входит:

8.91 (2052)
-
36 отз.
8.54 (33)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: очень низкий (2366 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма

Экранизации:

«За Перевалом» 2020, Россия, реж: Алексей Евдокимов



Похожие произведения:

 

 


Поселок
1988 г.
Поселок
1989 г.
Закон для дракона
1993 г.
Поселок
1993 г.
Посёлок. Подземелье ведьм
1996 г.
Перевал
1997 г.
В мире фантастики
2000 г.
Закон для дракона
2000 г.
Поселок
2001 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Поселок
2013 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2016 г.
Последняя война
2016 г.
Посёлок
2017 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.
Последняя война. Поселок
2017 г.
Посёлок
2019 г.
Посёлок
2020 г.
Поселок
2021 г.
Поселок
2022 г.

Аудиокниги:

Поселок
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Osada
1989 г.
(польский)
Überlebende
1995 г.
(немецкий)
Those Who Survive
2000 г.
(английский)
Those Who Survive
2004 г.
(английский)
Przełęcz Osada
2005 г.
(польский)
Селище
2006 г.
(украинский)
Селцето
2012 г.
(болгарский)
Osada
2015 г.
(чешский)
Przełęcz. Osada
2015 г.
(польский)
Túlélők
2018 г.
(венгерский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень понравился. Прочитал благодаря отзывам и высокому рейтингу. Об авторе знал совсем мало и то благодаря не книгам и героине детских фильмов Алисе Селезневе. «Посёлок» классная книга, прочитал быстро, с большим интересом. Во время чтения не отвлекался от повествования, у меня редко так бывает, что книга сильно погружает в себя. Очень заставило задуматься, то что люди хранят, берегут и передают знания и науку, которая пришла с ними с другой планеты. Лист бумаги очень ценная вещь, ведь благодаря ему можно передавать эти знания. Эти мысли, не дают мне покоя. Очень полезно это вспоминать, когда ценишь только вещи, гаджеты и развлечения. Герои интересные, их немного, но они ярки и индивидуальные. Переживал вместе все их приключения, умозаключения (старших) и трудности. Не зря потратил время, с пользой и удовольствием.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Посёлка» чувствую грусть. Повод ещё такой дурацкий. Это отличная, трогательная книга, но у меня не получается найти подходящие слова, чтобы внятно рассказать о ней. И не хочу испортить сюжет своим пересказом, а всю гамму эмоций словами не охватишь. Так что напишу отзыв как сумею, и понадеюсь, что получится не слишком плохо.

Путь к «Посёлку» был долог. Роман не попадал в моё инфополе и узнал я о нём, когда однажды зашёл в раздел «Рейтинги» на фантлабе поглядеть на список лучших романов. «Посёлок» Кира Булычёва располагается в этом списке со средней оценкой в девять баллов при пяти тысячах оценивших. Это впечатляет. Поэтому книга была приобретена довольно быстро, а я в неё буквально провалился.

Кир Булычёв обладал редким талантом прятать за простым сюжетом очень сложные истории. Ведь, по сути, что представляет собой роман? Робинзонаду на неизвестной планете. Группа колонистов потерпела кораблекрушение, и уцелевшие члены экипажа стараются не только выжить в новой враждебной среде, но и сохранить свою цивилизованность, свою человечность. И вот тут поднимается, пожалуй, главный вопрос книги: что важнее, полностью приспособиться к новой жизни, отринув прошлую, или же пытаться сохранить память о Земле, её истории, культуре, точных науках, всём том, что не имеет практического применения в дикой природе? Вопрос этот главный, но далеко не единственный. Как насчёт поразмышлять о том, что важнее: желания личности или потребности коллектива? Или подумать о своём месте в жизни?

Книга даёт много пищи для размышления и это одна из двух причин, почему её не стоит читать быстро. Мне регулярно приходилось себя тормозить, чтобы отложить книгу в сторону и переварить прочитанное. Не потому что она написана сложно или непонятно, просто хотелось разобраться в собственном отношении к событиям, героям, их проблемам и коллизиям их отношений. Вторая причина, кстати, – это термины. Находясь на незнакомой планете, всю флору и фауну люди называли знакомыми именами по принципу пусть отдалённого, но сходства. Поэтому когда персонажи собирали грибы, мне приходилось напоминать себе, что это не совсем грибы. Точнее, совсем не грибы, учитывая, что они могут ползать. И такая же история с медведем, мустангами, козой и всем прочим. Каждый раз приходилось тормозить воображение и вспоминать верное описание существ. А с козой вообще отдельная история – очаровательная животина, ставшая полноправным жителем Посёлка и героем романа. Следить за ней было почти также интересно, как и за персонажами-людьми. Впрочем, я отвлёкся.

Но персонажи тут, и правда, замечательные. Причём все без исключения. Все живые, многогранные личности, со своими сильными и слабыми сторонами, положительными и отрицательными качествами. В «Посёлке» нет злодеев, они бы здесь не прижились. Есть только люди, попавшие в серьёзный переплёт, застрявшие вдали от цивилизации на долгие годы. И всего за несколько сотен страниц ты узнаёшь этих людей настолько хорошо, что даже не верится, что они всего лишь персонажи. И прощаться с ними не хочется. И Павлыш с его экспедицией кажется настолько чужеродным на этой планете, что его появление воспринимаешь немножко в штыки. Да он и есть чужеродный, его отличие от жителей Посёлка бросается в глаза почти сразу: Павлыш ко всему относится с чувством юмора. А в Посёлке жители слишком устали, чтобы улыбаться.

Роман состоит из двух частей, и это одновременно слишком много и слишком мало. Много, потому что чувствуется, что первая часть сильнее, отлично читается отдельно и вызывает более сильные эмоции. А мало, потому что после финала второй части мне не хотелось прощаться с персонажами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ещё бы главу, хоть эпилог или послесловие, чтобы узнать, что дальше точно будет всё хорошо, что всех вылечат, спасут, вернут в общество и так далее. Но увы, автор заканчивает историю в самом начале спасательной операции.

Как-то так. Простите за сумбур и возможные корявости, писать о наиболее понравившихся книгах сложнее всего. «Посёлок» я рекомендую к прочтению вообще всем. Одна из лучших вещей советской фантастики.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой отзыв по этой книге совпадёт с большинством — мне понравилось, поэтому расписывать нет смысла, всё уже без нас расписали.

Не ставлю максимальную оценку из-за не понятных мне решений выжившего экипажа. Например, почему после эвакуации с корабля, отойдя на безопасное расстояние (дневной переход), не послать обратно небольшую группу за продовольствием и оружием? Пока основная группа с детьми и ранеными медленно бы двигалась, эта группа сто раз бы обернулась с необходимыми припасами и инструментом. Или лучше три года ждать пока перевал откроется? Не понятно. Мне могут возразить: «Возвращаться к кораблю очень опасно!», а тушить Чернобыльскую АЭС после взрыва — не опасно? На кону выживание всего экипажа.

Последние тридцать страниц нагромождение всех видов приключение и бедствий, мне даже было смешно, что ещё сейчас произойдёт? Явный перегиб.

Хотите ламповой робинзонады в тайге и две недели на воздушном шаре? Смело читаем и познаём позднесоветскую фантастику, о, сколько нам открытий чудных подготовила она.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга детства, которую читал раз 6-7. Сейчас так не пишут.

Научная фантастика, человечность, приправленная советской наивностью, социальная составляющая — Кир Булычёв не скупится на шикарные описания и мощнейшие человеческие образы. А в во взрослом возрасте эта книга еще больше вызывает восторг!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двадцать лет назад космический корабль «Полюс» потерпел крушение на неизвестной планете в заснеженных горах. Сейчас выжившие построили небольшое поселение и хоть за оградой на каждом шагу их ожидает смерть, все равно люди пытаются жить обычной жизнью: содержать огород, растить детей, строить отношения и главное, не оставлять надежду на то, что они еще вернутся на Землю.

Наверное, многие в детстве смотрели «Тайна третьей планеты», ну или другой фильм, мультфильм про Селезневу. Но вот с книгами Кира Булычева я не знакома. Да и как-то все время бегала от них, почему-то была уверенность, что автор мне не понравится, не зайдет и мне станет скучно. Как оказалось – зря бегала. Автор удивительно пишет – у него такая живая фантазия, что все, что происходит в книге сразу складывается в голове в остросюжетный фильм.

Самое потрясающее в книге для меня оказалась не другая планета, иноземная флора и фауна (хотя и от этого в восторге), а то как прописывает автор характеры персонажей, их взаимоотношения, противостояние и размышления. При прочтении книги ни разу не возникло вопроса «а кто сейчас говорит», потому что через пятьдесят страниц ты уже так хорошо знаешь героев, как будто уже сто лет с ними знаком. Наверное, отдельно стоит сказать, как до глубины души меня поразила сплоченность людей, оказавшихся в такой трудной, безнадежной ситуации. Они не сдались, а еще сильнее сдружились и почти каждый приносил пользу для общества.

Последние сто страниц дочитывались в невероятном напряжении, а некоторые сцены заставляли вскрикивать и даже пустить пару слезинок. Чуть-чуть я расстроилась, когда дочитала книгу – мне так хотелось узнать, что дальше будет с героями. Но книга, безусловно потрясающая, а с автором нужно продолжать знакомиться дальше.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так вышло, что столь известное произведение я прочитал только сейчас. Поскольку к Булычеву я всегда относился очень хорошо, ожидал увидеть нечто шедевральное. Но...

Мне придется в некотором смысле «спойлерить», так что уж извините!

Так вот, в романе две части. Первая написана хорошо литературно и логично по сюжету. Ясны цели, достоверно описание жизни и природы. Очень хорошее описание характеров, поведения и отношений героев. То есть — претензий никаких. А вот вторая часть...

Вторая часть — это описание экспедиции с Земли, которая почему-то(?) ничего не знает о пропавшем когда-то корабле. Точнее, теоретически знает, но не думает об этом. Почему?

Я не буду долго и нудно жевать, я коротко перечислю все нелогичности этой второй части, которые на мой взгляд сильно испортили впечатление от всего произведения.

1. Как могла экспедиция не думать о том, что где-то в этой зоне 20 лет назад пропал космический корабль? И не быть готовой найти ее экипаж?

2. Как могла Клавдия — образец долга и приверженности инструкциям — будучи одна, выйти из корабля, да еще снять шлем? Как бы ни была она зла и ревнива, это не повод. И это не стыкуется с ее характером.

3. Как мог Павлыш спутать воздушный шар с формой жизни? Как он мог не отсмотреть кадры подробно сразу по прилете?

4. Что за спешка взрывать остатки корабля? «Каждая секунда промедления угрожает местным формам жизни». Что за ерунда? Он там 20 лет лежит! Что решат еще несколько дней хотя бы? Нелогично.

Это только самое основное... В общем, такое впечатление, что автору просто нужно было создать интригу и заставить читателя поволноваться за героев. Потому что в противном случае, как только Павлыш увидел шар, он должен был вспомнить о крушении корабля и начать поиски поселка. Все. Роман закончен.

Очень многие книги и фильмы построены на ошибках героев. Да, ошибки возможны. Дик вполне мог крушить корабль от бессилия и злобы, и угрожать землянам тоже мог. Марьяна могла упасть с дерева — это все реально. Реально даже то, что они все забыли про планетарный передатчик! Но поведение Павлыша и Клавдии — ни в какие ворота...

Такое впечатление, что эта вторая часть искусственно приделана к изначально хорошему произведению. Лучше бы этой второй части не было вообще, а вторая экспедиция жителей к кораблю просто закончилась бы удачно. Получилось бы вполне достоверно и интригующе... А так — осадок остался не очень хороший...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

1. Меня более всего в сём романе взволновало открытое и неявное одновременно социально-философское противопоставление ума и силы, Человека и Природы. Первую «стихию» олицетворяет Олег, ученик Старого и Сергеева, способный в математике и технике. Именно он возглавил поход к погибшему «Полюсу» и первым достиг его, именно он сконструировал и собрал воздушный шар, который позволил немногочисленным колонистам вырваться из плена недружелюбной планеты и её жестокой природы. Но ему не верят, Олег – типичный «ботаник», не потрясающий воображение даже собственной матери, которая предаёт его, желая любимой девушке Олега Марьяне счастья с другим.

Другой, собственно и символизирует силу и единение с природой. У этого, Дика, даже имя автором подобрано как созвучное дикости, природности. Он силён и по своему харизматичен. Но Дик – символ приспособления к внешней природе, а не изменения её, следовательно – символ упадка людей, забвения их собственной внутренней природы.

И вроде бы автор, согласно господствующей в то время идеологии должен был бы отдать пальму первенства первому, тому, кто своим умом и волей революционизирует само людское бытие. Но – ан нет! И законы литературной драмы не позволяют, и наверное что-то еще... Хорошо, хоть автор не раз и не два показывает, что сама Марьяна тоже любит Олега.

А как хотелось, чтобы Ум, строгий и иногда серый и незаметный, показал своё полное могущество; что в этом мире не просто «для слабых место есть!», но что именно ум есть главное и прекраснейшее оружие человека и одновременно самое эстетичное явление в мире Человека! Но автор до таких высей не доходит, он слишком желает примирить и ум и силу, потому роман завершается так, как завершается и все вопросы остаются открытыми... Может сам автор не верил в фундаментальные мировоззренческие основы той идеологии, которая вызвала к жизни сам СССР, где творил Можейко? Или автор «снял» с других, с кем общался, подобное неверие?

2. Совершенно странным для меня оказалось сходство «Посёлка» с трудами, куда более поздними из отечественной фантастики. Главный герой, условный интеллектуал и технарь Олег, его антагонист Дик напомнили мне Олега и Мрака из совершенно иной вселенной. Даже один из сюжетов совпадает: если у Никитина герои путешествовали по Мировому Древу, то и у Булычёва-Можейко герои вынуждены спускаться с гигантского дерева, в которое влетел их воздушный шар. Тут вопрос даже не в том, «кто у кого списал», а в ином: может кто напевал одни и те же сюжеты разным авторам?

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К стыду своему — узнала о продолжении книги «Перевал» только благодаря Фантлабу (огромное спасибо ему, и в частности — «ученику дьявола»)

Мне первая часть понравилась больше.

Во второй настолько много испытаний и жутких невезух, что я сгрызла ногти и вырвала волосы на голове (утрируя))))

Но хорошо что раскрыты полностью характеры героев.

Они там ВСЕ герои. Нет плохих. И в общем то я понимаю почему: есть поговорка — самые благородные люди — это люди живущие в Арктике, севере и Сахаре, ибо сволочи там не выживут. Сволочей там просто не может быть. Условия выживания диктуют — ДОБРО, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ТЕРПЕНИЕ, ТРУД...вот четыре главных условий выживания.

Мне кажется именно это хотел автор донести до читателя.

Что еще хотелось бы заметить — то как командир высадки и разведки повела себя в условиях своих же запретов...

Кажется автор попытался высмеять женскую «логику».

То как она себя вела кажется просто ужасающим...человек — которому вверены жизни подчиненных...это нонсенс.

Кстати — в первой части снежная блоха мне казалась насекомым, но как оказалось — это растение (и как оно попало в горы и в снег? когда укушенный Олег нечаянно сбросил Томаса в пропасть?)

Почти все читали это произведение. Однако — оно одно из немногих, что читаешь не раз, не два, не три. Перечитываешь вновь и вновь.

Обожая все произведения Булычова, считаю ЭТО самым лучшим. Однозначно — 10 из 10

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я успел убедиться за почти три года на «ФантЛабе», каждый уважающий себя лаборант считает своим долгом рано или поздно написать отзыв на «Поселок», хотя в общем-то всё, что можно сказать о нем, уже давным-давно сказано. Но, по-видимому, есть в нем что-то такое, берущее за душу, из-за чего промолчать, не написав от себя хоть несколько строк, просто невозможно. Я также не отступлю от этого правила и выскажусь по свежим впечатлениям, перечитав «Поселок» только что (каюсь, всего лишь во второй раз). Так получилось, что недавно я перечитал и другое похожее по сюжету произведение – «Планету изгнания» Урсулы Ле Гуин. В обоих случаях речь идет о выживании людских поселений на чужих планетах, но сейчас, невольно сравнивая творения Ле Гуин и Булычева, я понимаю, что разница между ними очень велика, если не сказать: огромна. «Планета изгнания», как и многое другое в Хайнском цикле, построена на довольно-таки искусственных предпосылках и оттого производит слегка отвлеченное впечатление красивой игрушки для ума и чувств. Постепенно вымирающая колония Лиги Миров на планете Верель напоминает мне аристократов из обедневшего, но гордого рода, упрямо не желающего признавать, что пришли трудные времена, ведь угроза вымирания колонии лишь маячит в отдаленной перспективе – через несколько десятков, а то и сотен лет.

Наверное, именно по контрасту с «Планетой изгнания» «Поселок» и произвел на меня теперь впечатление более глубокое, чем в первый раз. (Так что о «синдроме утенка», как тут кое-кто утверждает, говорить вряд ли приходится.) Здесь всё совершенно иначе – грубо, осязаемо и очень просто. Здесь не пьют чай из тонких фарфоровых чашечек старинной работы, потому что у людей поселка нет ни фарфора, ни чая. Здесь не хранят рядами за стеклом древние книги в позолоченных переплетах, так как книг в поселке тоже нет – ни единой. Здесь никто не живет в каменных домах с центральным отоплением, потому что нет ни камня, ни металлических труб, ни газа для топлива. Десяток деревянных хижин, крытых листьями, – вот и весь поселок, в котором ютятся потерпевшие крушение на чужой планете люди с корабля «Полюс». Для них, в отличие от колонистов на Вереле, вопрос выживания – это не десятилетия, а считанные годы.

Собственно, как таковое вымирание поселку не угрожает. Опасность в другом – в утрате ощущения себя частью человечества и сопутствующих этому общечеловеческих знаний. Медленно, но неизбежно их вытесняют повседневные навыки выживания во враждебной дикой природе: как отличить ядовитое растение от съедобного, по каким приметам предсказать погоду, как сделать хороший лук и стрелы к нему… В «Планете изгнания» эта проблема тоже поднимается, но выводы двух писателей в ее отношении диаметрально противоположны. У Ле Гуин будущее колонии – в адаптации, слиянии с местными первобытными племенами, но не обязательно ведущем к переходу на их уровень жизни и потере знаний. Булычев, наоборот, показывает на исторических примерах, что для человеческого коллектива адаптация есть деградация. Соответственно по-разному решены и образы ее непримиримых противников. В «Планете изгнания» упрямец Пилотсон – персонаж скорее отрицательный, а в «Поселке» Старик и его ученик Олег – главные опоры, на которых держится надежда на лучшее: что дети, родившиеся на чужой планете, все-таки наперекор всему вырастут людьми, а не превратятся в полудиких Маугли.

Кстати, о надежде. Роман, как известно, состоит из двух частей: «Перевал» и «За перевалом». Первая была написана и издана как отдельная повесть; восемь лет спустя к ней была добавлена вторая часть, и получился «Поселок» в том виде, в каком он теперь известен. Я встречал в отзывах мнения, что вторая часть была написана совершенно зря и вышла намного хуже первой. Думаю, однако, что вовсе не зря. В названии «Перевал» заключен двоякий смысл: имеется в виду не только тот перевал в горах, который преодолел Олег с товарищами, но и переломный момент в жизни поселка. Отчаянная попытка пробиться на горное плато к поспешно покинутому когда-то «Полюсу» наконец удалась, в поселке появляются книги по радиотехнике, а вместе с ними – и возможность, вернувшись на корабль следующим летом, исправить передатчик и послать сигнал бедствия. Перевал отчаяния тем самым пройден, безнадежность сменяется спокойной уверенностью, слово «если» в разговорах о будущем уступает место слову «когда». И совершенно оправданно поэтому было дописать историю поселка на безымянной планете до логического завершения, превратив надежду в свершившийся факт.

Как видим, вторая часть вполне уместна и даже необходима. А вот что она кое в чем уступает первой, пожалуй, соглашусь. Во-первых, мне кажется, что не стоило бы вводить в нее хорошо известного персонажа – Владислава Павлыша: как-то не соответствует сложившийся у меня по более ранним повестям его образ общему тяжелому фону. Впрочем, Павлыш в «Поселке» уже не тот, что прежде. Ему уже сорок, он стал слегка серьезнее и степеннее и даже перестал с ходу влюбляться в каждую девушку, с которой сталкивает его судьба, – наоборот, это в него теперь влюбляются. Во-вторых, эта история суровой с виду начальницы, тайно влюбленной в своего подчиненного, так и осталась неоконченной, равно как и неясной – судьба несчастной Лиз, вздыхающей по Олегу. Раз уж в повествование введена романтическая линия, даже две, стоило бы довести их до той или иной развязки. В-третьих, конец второй части, многое оставляя брошенным, содержит в то же время немало надуманных, никак не продиктованных необходимостью событий: замеченный, но не узнанный сперва воздушный шар на дереве, сломанная нога, нападение шакалов, укус снежной блохи с последующим припадком безумия и прочее. В первой части действие развивалось спокойно и размеренно, почти без драматических кульминаций. Ну, а здесь, кажется, чувство меры писателю под конец немного изменило. Конечно, нельзя не признать, что эпизод, когда начальница экспедиции в бреду принимает добравшегося наконец до станции Казика за обезьяну и гонит его прочь, весьма чувствительно бьет по нервам читателя: что же, весь долгий путь в поисках спасения – и напрасно?.. В этом Булычев своей цели добился. Но по его воле за двадцать лет люди с «Полюса» уже достаточно настрадались, чтобы подвергать их еще и таким вот нарочитым испытаниям под конец просто ради пущего напряжения. Их трагедия – именно в повседневном безнадежном унылом существовании, и вся искусственно нагнетенная драматичность концовки с ним сочетается плохо. Без нее можно было бы легко обойтись:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поисковый отряд из Дика, Марьяны и Казика с трудом, но без лишних ран, переломов и битв с хищниками добрался бы до базы экспедиции и сообщил бы Клавдии, Павлышу и Салли о поселке и тех, кто ждет там спасения.
А наиболее достойным завершением романа в таком случае стали бы (и в самом деле имеющиеся в нем) простые слова кого-то из детей поселка: «Уйди, коза, не мешай, к нам люди прилетели!»

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не соглашусь с теми, кто считает продолжение «Перевала» лишним, неуместным. На мой взгляд, всё наоборот: вторая часть книги — более чем логична и необходима.

И даже более того: хотелось бы видеть хотя бы ещё одну главу, хоть эпилог, в котором была бы описана дальнейшая судьба героев. Дик, например, как мне кажется, либо остался на планете, либо после экскурсии на Землю вернулся, ведь мир Посёлка — это его мир и другого ему не надо. Очень хотелось бы, чтобы у всех в дальнейшем сложилось всё хорошо: чтобы у Олега с Марьяной всё получилось, чтобы Кристине вернули зрение, чтобы мама Олега вернулась к научной деятельности и так далее.

Однако Кир Булычёв решил по-другому, видимо подумал, что и так всё понятно. А может быть, в этом и состоит авторский замысел: пусть читатель сам додумает детали дальнейшей биографии полюбившегося героя. И это замечательно, и это, безусловно, право автора.

Приключенческая составляющая может показаться несколько затянутой, но в то же время придаёт произведению необходимую эпичность. Без подробного описания лишений и подвигов забытых судьбой землян читатель не сможет проникнуться их горячим желанием вернуться домой, не сможет постичь их отчаяния от неудачных попыток дать о себе знать, не сможет понять их восторг от встречи с экспедицией Павлыша.

Также хотел отметить хорошо продуманную автором канву случайностей, ошибок в действиях обеих сторон — обитателей Посёлка и членов исследовательской экспедиции Павлыша — из-за которых (из-за случайностей) раз за разом контакт срывается, всё едва не заканчивается плачевно и трагически. И вроде делают всё правильно, и действуют одни строго по инструкции (не всегда, впрочем), а другие — отчаянно, самоотверженно, но не получается ничего, катастрофически не везёт. Как говорится, путь в ад вымощен благими намерениями... Но слава богу, заканчивается всё же благополучно, и сами те, кто ещё вчера допустил оплошность, теперь слепо, интуитивно предпринимают шаги к тому, чтобы выправить ситуацию.

Ну, и наконец, два слова о героях — просто скажу, что почти все мне понравились, вызвали симпатию, но при этом никто не шаблонен, герои живые, у каждого свои тараканы в голове, никто не идеален. И это одна из причин, почему автору веришь, а произведением восхищаешься.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, оценить которую по достоинству сможет не каждый. Основная тому причина — персонажи. То ли желая идеализировать свой мир, то ли в угоду эпохе написания, автор забыл о существовании «придурков» в любом обществе (в семье не без урода) или же наивно предполагал, что в будущем бочка мёда всегда будет находиться в зоне недосягаемости для ложки дёгтя. Персонажи «Посёлка» отличаются друг от друга лишь многообразием светлых оттенков. Из чуть серых качеств здесь могут встретиться лишь: лень, упрямство или педантичность. Что приведёт современного читателя, привыкшего восхвалять полутона, в недоумение от высокого рейтинга данного произведения. Другой же читатель, умеющий абстрагироваться от современных тенденций фантастики, думаю, способен получить огромное удовольствие от чтения этого не шибко реалистичного, немного мрачного, зато, очень доброго романа.

Продолжая разговор о персонажах, следует отметь, что несмотря на кажущуюся однозначность, все они разные. Кто-то силён, кто-то умён, кто-то любознателен. Ху из ху читатель хватает на лету, поскольку автор сделал для этого всё возможное — мысли, чувства, поступки показаны так ярко, что в объёмности героев усомниться сложно. Да что там чувства, если флора и фауна фантастического мира (создаётся такое впечатление) используются автором не для «сияния» сэттинга, а как дополнительные штрихи к портретам персонажей. Всё на этой планете должно служить колонии, и все её жители (колонии) могут сделать вклад в её благополучие. Кто-то — сплести сеть из лиан, кто-то — вылечить травами, а кто-то — приручить козу...

Получая, в итоге, живых персонажей, читатель с полным на то основанием начинает переживать за них. Не знаю, почему многим не понравилась вторая часть романа. Как по мне, так большинство эмоций именно там.

С динамикой повествования тоже полный норм. Сюжет не провисает ни в одной из глав. Пусть он немного детский, пусть напоминает «робензониаду», зато, автору удалось убедить меня в том, что чтение «гуманитарки» может быть не менее захватывающим, чем чтение «боевой» фантастики. Многие сетуют на линейность сюжета. Но, на мой взгляд, сюжетные лини у Булычева не всегда прямые, иногда больше смахивающие на метаморфозы. Казалось бы, вот герой доходит до финиша, вот он долгожданный момент триумфа, ан нет, говорит автор, нате вам ещё одну небольшую кочку перед заветной чертой (например, когда Казик не смог попасть под купол).

«Посёлок» — одно из немногих произведений, которое можно поругать за «открытый» финал. Казалось бы, всё и так ясно, но герои настолько влюбляют в себя читателя, что он, в свою очередь, чувствует себя обманутым не увидев банкета по поводу бракосочетания, долгожданного свидания с Землёй или возвращения на эту мрачную планету, ставшую для кого-то более родной.

О главном. Автор предложил людям, попавших в беду, два варианта — делить радости и невзгоды на всех и оставаться при этом людьми или идти на поводу у природы, играя в «короля горы» и подчиняясь закону: «выживает сильнейший». Пассажиры «Полюса» выбрали первый вариант и выжили. Выберут ли сегодняшние жители Земли первый вариант и не опустятся ли до уровня средневековья или того ниже? Судя по всему, вряд ли! А жаль...

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный межпланетный нуар, в жанре «дорога», который хочется читать, читать и читать.

Второй раз в жизни мне попадается книга, которую не желания выпускать из рук. Даже думал попробовать осилить её за сутки, но оказалось не всё так просто. Рассказываю.

Но сперва вопрос тем кому за 30. Помните криповый советский мультфильм «Перевал» (1988)? Мрачная двухцветная короткометражка, куда тебя выбрасывают посреди сюжета и долго непонятно что, куда и зачем. Оказывается он был снят по одноименному произведению Кира Булычева.

Лично мне, воспринимать книгу было в разы приятнее, так как в детстве я ни раз видел этот мультфильм на тв. Но один факт оказался весьма досадным. Классическая ситуация: автор пишет короткое произведение, которое настигает мощнейший успех. Далее, через 8 лет он «созревает» до продолжения, которое получается ТАК СЕБЕ.

До наших дней шедевр «Перевал» доходит, всего навсего, в виде первой части книги «Посёлок». Стиль продолжения явно отличается. Первые 50 стр второй части я вообще не мог понять что происходит:

🔻началась какая-то неумелая галиматья;

🔻вся чёрная леденящая жуть куда-то подевалась;

🔻что это за детские приключения в стиле Жюля Верна?

Вердикт: обязательно купите «Посёлок». Но советовать читать после «Перевала» я настоятельно не рекомендую. В этом нет смысла, только испортите себе впечатление от шедевра.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя #рецензия на роман Кира #Булычев'а «#Посёлок». — Выживание вопреки чуждой враждебности.

Меня больше всего цепляет в «Посёлке» его натуралистичность. Здесь всё происходит так, что верится в реальность рассказанной истории. И пусть глобальные обстоятельства «немного» фантастичны, но локальные события оставляют впечатления что читатель как-будто среди героев произведения, он с ними преодолевает все трудности и испытания в их стремлении обрести «землю обетованную» в лице сначала корабля «Поиск», затем и удалённо обнаруженной научной экспедиции землян. Отношения персонажей представлены отношениями живых людей, таким отношениям сопереживаешь. После прочтения книги её герои становятся твоими друзьями! Это дорогого стоит. Рекомендую всем и каждому.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купился на 8 место в рейтинга Фантлаба. Ожидал чего-то уровня Властелина Колец, а получил, примитивную детскую книженцию.

Единственное, что там есть неплохого — персонажи. Все остальное — мир, логика происходящего, то, как автор пытается обыгрывать серьезные темы, которые поднимает — гораздо ниже среднего. Первая часть книги еще дарит какое-то подобие надежды на интересный разгон в дальнейшем, но то, что происходит во второй части, даже описанию не поддается. Последние страниц 50 просто пролистывал, потому что времени потраченного не вернуть, но узнать то чем кончилось надо.

Это неплохая книга для детей до 12 лет из 88 года. Что и видно по восторженным отзывам местных, пораженных синдромом утенка.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман, пожалуй, лучшее из прочитанного мной от Булычева! Отлично раскрыты характеры персонажей, подняты нетривиальные вопросы расходования ограниченных ресурсов поселенцев, вопросы долга, уважения к старшим. Захватывающее произведение, написанное живым и ярким языком. Вместе с тем, на мой взгляд, роман бы стал только интереснее, если бы любовные линии получили бы свое развитие в повествовании. Думаю, что концовка могла бы дать читателю информацию (хотя бы в форме эпилога) как сложились в дальнейшем (на Земле?) судьбы героев.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх