FantLab ru

Кир Булычев «Посёлок»

Посёлок

Роман, год; цикл «Павлыш»

Перевод на английский: Дж. Костелло (Those Who Survive), 2004 — 1 изд.
Перевод на чешский: К. Шинделарж (Osada), 2015 — 1 изд.
Перевод на украинский: Я. Павлюк (Селище), 2006 — 1 изд.
Перевод на польский: Т. Госк (Przełęcz. Osada, Osada), 1985 — 2 изд.
Перевод на болгарский: В. Велчев, Л. Николов (Селцето), 2012 — 1 изд.
Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 285
Рейтинг
Средняя оценка:
9.07
Голосов:
3761
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


Однажды на этой планете потерпел крушение космический корабль. Люди постарались не умереть во враждебной среде. И у них получилось. Так родился Поселок. Но с каждым годом их все меньше – тех, кто помнит, кто родился не здесь. И они понимают, что можно выжить, соединившись с этим миром – как их дети – новые Маугли этой планеты, но остаться людьми можно только сохранив старые знания, хотя бы пытаясь вернуться на Землю. Но для этого надо наладить связь в покинутом корабле. И вот, год за годом, горстка измученных людей штурмует Перевал. Понимая, что дойдут не все. Надеясь, что дойдет хоть один.

В произведение входит:

8.91 (1651)
-
32 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: очень низкий (2348 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Поселок
1988 г.
Поселок
1989 г.
Закон для дракона
1993 г.
Поселок
1993 г.
Посёлок. Подземелье ведьм
1996 г.
Перевал
1997 г.
В мире фантастики
2000 г.
Закон для дракона
2000 г.
Поселок
2001 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Посёлок
2013 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2016 г.
Последняя война
2016 г.
Посёлок
2017 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.
Последняя война. Поселок
2017 г.

Аудиокниги:

Поселок
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Osada
1989 г.
(польский)
Those Who Survive
2004 г.
(английский)
Селище
2006 г.
(украинский)
Селцето
2012 г.
(болгарский)
Osada
2015 г.
(чешский)
Przełęcz. Osada
2015 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2018 г.

Весьма неоднозначное впечатление оставила эта книга.

В первую очередь свой неоднородностью. Первая часть — «Перевал» — очень и очень сильна. Повесть о выживших после поломки космического корабля, попавших на чужую, недружелюбную человеку планету. Горстка людей ведет борьбу за выживание с жестокой флорой и фауной. Их становится меньше год от года, и они понимают, что их единственный шанс — добраться до своего корабля.

Отлично передана атмосфера безнадежности, очень интересно описан мир: темный, постоянно затянутый тучами, так что никогда не видно звезд. Также очень понравился животный мир планеты (пожалуй, никогда с таким интересом не читал про фантастических зверей) — где даже растения пытаются убить.

Отдельным словом стоит упомянуть героев — они проработаны на отлично. Им сопереживаешь, в их реалистичности невозможно усомниться.

А вот вторая часть скорее разочаровывает. Такое ощущение, что автор просто решил поэксплуатировать успешное произведение, дописав к нему ненужный, наспех сделанный кусок.

Все продолжение состоит из нагромождения роялей разной степени тяжести:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Внезапно появившаяся экспедиция. Приземлившаяся практически рядом с поселком. Весьма сомнительный воздушный шар. Обнаружение исследовательского дрона в первый же полет. Точный перелет на неуправляемом шаре. И так далее, куча сомнительных совпадений и неправдоподобных ситуаций.

Самое печальное, что весь дух первой части рассыпается вместе с появлением исследовательской экспедиции. Сразу понимаешь, чем все должно закончиться.

Продолжаются путешествия туда-сюда, но в них уже не хочется вникать, читаешь скорее по диагонали.

Новые персонажи вызывают недоумение. Павлыш (не читал другие книги серии, так что составляю о нем мнение исключительно по «Поселку») напоминает пакостника, который мечтает только о том, чтобы поддеть командира. Сам командир постоянно следящий за биологической безопасностью вдруг решает понюхать местный цветочек. Даже старые герои вдруг начинают чудить и теряют свой характер.

Еще одно разочарование — несоответствие времени. Прочитав книгу, я был уверен, что написана она годах в 50-х, 60-х. По духу космической «романтики», благородства, взаимовыручки она очень напоминает «Страну багровых туч». Каково же было мое удивление, когда я узнал, что книга вышла в 1988 году. Т.е. почти все книги Стругацких уже были опубликованы (ОО, ТББ, ЗМЛДКС, ПНО), в этом же году вышла «Улитка», а годом позже «Град». Понимаю, что глупо сравнивать кого угодно с АБС, но писать в стиле тридцатилетней давности кажется не совсем уместным.

В целом — хороший образчик приключенческой фантастики, не без своих минусов, но крепкий и годный для чтения. «Перевалу» поставил 9.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2018 г.

Слушала в машине и начиная со второй половины романа уже ловила себя на том, что хочу скорее куда-нибудь поехать, потому что интересно, что же дальше. Я очень нетерпеливый слушатель вообще, и мне аудиокниги тяжело даются, так что это признак страшно интересного текста.

Сюжет в целом довольно простой: группа людей, космических переселенцев, потерпела крушение на неизведанной и малопригодной для жизни человека планете. Но они сумели кое-как выжить и приспособиться и все пытаются сохранить свою жизнь и цивилизованность, надеясь, что их скоро найдут. Но годы идут, а никто не прилетает, — и вот уже выросло поколение их детей, для которых эта жестокая планета является родной. Их небольшая деревня так и называется — Поселок, а у планеты и вовсе нет названия. Людей всего несколько десятков, и связи с большим миром нет и не было с момента кораблекрушения, и взрослые, помняшие этот большой мир, уже слишком стары и слабы, чтобы самим что-то изменить, их хватает только на то, чтобы влачить довольно жалкую жизнь и воспитывать молодеж. А вся надежда на какое-то спасение оказывается сосредоточена на молодом поколении — нескольких людях, которые о Земле-то знают только по рассказам старших.

Больше всего задевает в «Поселке» не фантастическая составляющая — ее как раз не столь много, не считая недружественный антураж планеты, описанный подробно, но как-то

настолько реалистично, что он перестает казаться фантастическим. Вот ядовитые растения, а вот хищные животные; они не такие, как на Земле, но суть от этого не меняется.

Гораздо больше задевает составляющая человеческая; в Поселке совсем немного людей, но у каждого из действующих лиц — очень яркий и ясный характер и очень понятная мотивация, так что начинаешь ему искреннее сочувствовать — потому что внутренняя мотивация всегда кажется правдивой и правильной. И более того, начинаешь даже заранее немного предсказывать его действия и реакции — настолько эти характеры последовательны и логичны. Это отнюдь не делает роман скучным, наоборот, заставляет читателя/слушателя искренне сопереживать героям. Честно скажу, к примеру, Олег, главный герой, от лица которого идет повествование большую часть времени, кажется мне не слишком привлекательным персонажем. Он не плохой, нет, он хороший правильный юноша, насколько можно быть хорошим и правильным вообще, и даже немного слишком. Но при этом есть в нем и очень отталкивающие черточки (каждый человек сам решает, что для него неприемлемо, понятно) — к примеру, зависть, пусть и тщательно подавляемая, и желание самоутвердиться. С другой стороны, это вполне объяснямо обстоятельствами — раз уж единственный его сверстник во всех «местных» делах на голову выше его и он привык быть «в тени» Дика.

Я немного сгущаю краски, конечно. Что отличает всех жителей Поселка — так это то, что они безоговорочно стоят друг за друга и готовы выручать друг друга из беды и не бросать даже в самой сложной ситуации. История с пострадавшей Марьяной тому пример: случись подобное на Земле, наверняка герои бы задумались, не бросить ли им беззащитную девушку, которая, скорее всего, и сама не выживет, и они из-за нее погибнут и не выполнят свое задание, важное для всего Поселка. Но ребят такие мысли даже не посетили, и это приятно, это как-то очень отражает суть людей Поселка.

С другой стороны, насколько симпатичные и адекватные люди в Поселке, настолько несимпатичными и неадекватными кажутся трое из прилетевшей экспедиции. И не потому, что они, по всем законам драмы, делают буквально все, чтобы не найти случайно Поселок. Меня поражает сам непрофессионализм их поведения. Представьте, вы ученый-биолог, вы высадились на необследованную человеком планету, на которой куча неизвестной флоры и фауны. У вас ограничено время, зато масса техники и куча возможностей сделать потрясающие открытия. Но вместо этого вы тратите свое драгоценное время на ругань с другими членами экспедиции, выяснение, кто тут главнее, чтение детективов, развлекательные полеты. Сколько раз упоминается, чтобы члены экспедиции реально работали? Один-два от силы. Как вообще люди, прилетевшие на опасную неизведанную планету, могут не жалеть времени и не опасаться тратить силы и вести себя безрассудно, только чтобы досадить коллегам по экспедиции. Все это кажется довольно странным. Вроде бы и участники экспедиции — люди опытные, не в первый раз куда-то высадившиеся, и должны осознавать, что это не пикник в парке. Но нет у них ни интереса, ни цели, ни ответственности.

Довольно долго эти две линии — людей из Поселка и экспедиции — идут параллельно, и это вызывает ужасное раздражение, потому что с одной стороны люди из Поселка, разумные и адекватные, с мучениями и жертвами пытаются пробиться к этой экспедиции, а с другой — члены экспедиции только и делают, что высняют отношения между собой.

Мне кажется, пытаясь нагнать драматичности, Булычев все же перегнул палку. К примеру, идея взорвать потерпевший крушение космический корабль, чтобы он-де не повредил местой флоре — полный бред, и очень странно, что у участников экспедиции не нашлось ни одного внятного аргумента против этого, кроме «я не хочу». Исследовать причину аварии, которая унесла столько жизней, не? Передать родственникам погибших их личные вещи? И если уж корабль пролежал там 16 лет, то от нескольких месяцев вряд ли что изменится. И таких очевидно неправильных решений для профессионалов, какими должны быть участники экспедиции, как-то многовато. Зато концовка получилась, конечно, очень драматичная, и неадекватность людей с Земли эту драматичность умножает многократно. Здесь есть, пожалуй, небольшой передергивание неблагоприятных обстоятельств, которые наваливаются одно на другое, сводя на нет все человеческие попытки, при нормальном раскладе вполне успешные. Но даже когда умом все это осознаешь, все равно напряжение к концу нарастает огромное. И когда оно наконец разрешается, читатель испытывает чувства, похожие на те, что должны испытывать герои, когда их многолетние мечты и чаяния наконец реализовались. Честно скажу, я ехала на работу в полдевятого и ревела в машине, потому что иначе просто невозможно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2018 г.

Слушала аудиокнигу. В конце было такое напряжение, что заплакала, когда прилетели в Посёлок. Первый раз в жизни плакала над книгой.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2018 г.

«Посёлок» — это уникальное произведение. Не в рамках научно-фантастического жанра — нет. В общем уникальное произведение.

Сперва слеудет сказать, что в принципе роман построен из двух взаимосвязанных частей. Первая часть — «чистокровная» повесть «Перевал». Написана она была ещё в 1980-ом году, то есть вырастил из неё роман Кир Булычев толкьо спустя восемь лет. Но не о творческом процессе сейчас. Сейчас о конечном результате: «Перевале».

И вот что хочется сказать насчет этого произведения... Вы хоть раз читали, например, «У меня нет рта, но я должен кричать» Эллисона, или «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Нет? Тогда, если вы не переживали нечто схожее в жизни или знакомы с иными схожими произведениями, которые я вспомнить не смог, вряд ли осознаете глубину атмосферы безысходности, проработанность антуража неумолимого холода и пронизывающего ветра лишь на основе моих слов. Настолько грамотно передать положение этих пропащих людей на границах малоизвестной, недружелюбной планеты, которые цепляются за жизнь не имеющими кальций, срывающимися с пальцев ногтями (образно говоря) в отзыве лично у меня не получится. Это надо взять и прочесть. Это необъяснимо притягательная ситуация, в которой я бы лично не выжил, в чём я отдаю себе отчет, но в которой благодаря сказаниям Булычева я побывал и считаю её одним из ярчайших событий своей литературной жизни. Притом, сюжет здесь прост до безобразия. Но уровень проработки судеб и характеров, умение их преподнести и обосновать, вместе с тем явив окружающий мир столь скурпулёзно и проникновенно — это нечто. Любовь к таким историям зиждется на сонове любви к атмосфере этой истории. И моя любовь впредь к «Перевалу» огромна.

Но ведь не им единым, так как это — лишь повесть. Роман получается благодаря её соединению со второй частью, а именно с «За Перевалом». Благодаря именно ей роман в целом вклинивается в одну из множества вселенных Булычева — во вселенную произведеений, построенных вокруг доктора биологических наук Павлыша. И так как вторая часть уже куда более объёмное и самостоятельное произведение, сконцентрировать его состоятельность на основе одной лишь атмосферы уже не выйдет. И Кир Булычев это понимал, пойдя по совершенно иному пути.

Он взял за основу привычные истории из поджанра робинзонады, снабдив его непрекращающимся «увеличением ставок» на пути прохождения героями задуманного автором сюжета. То есть, умелое построение драматургии с её преодолением постоянно возрастающих холмов трудностей захватывают настолько сильно и не отпускают столь длительное время, что даже тяжело поверить в то, что именно в таком, постоянно возрастающем напряжении, проходит половина, даже чуть больше, данного творения. Это не передаваемое ощущение, когда ты сидишь, цепляешься за сюжетную нить какого персонажа, она подходит к апогею, а автор перебрасывает тебя на рассмотрение судьбы иного персонажа, у которого также не всё гладко и ты сперва злишься, а после вовлекаешься но вдруг, бац, и вновь перекидываешься уже на третью судьбу и всё посторяется с долгожданным возвращением к первому герою, и ты всё читаешь и читаешь, не в силах оборвать ход событий, не в силах отвлечься. А в это время ещё многограннее показывают себя герои, ещё четче вырисовываются картины их взаимоотношений, ещё глубже осознаётся сам мир. И в таком контексте вообще нельзя как-то отойти от книги, прекратить ознакомление ибо, один момент «из вне», и всё, ты вновь окажешься в реальнсоти, когда нужем там, в мире Булычева, где разыгрывается драма, трагедия, на повышенных тонах история играет на твоих нервах... Это необыкновенное волшебство литературы, это то самое глубочайшее проникновение в мир романа или повести. Это и есть то, за что любят книги, то, почему они никогда не сойдут со своих пъедисталов лучшего проведения досуга человеком. Сказано смело и с неким вызовом, я знаю и понимаю. Но поверьте, после данного произведения Кира Булычева я говорю это с полной, возможно в некоторой степени надуманной, но всё-таки полной уверенностью.

«Посёлок» — уникальное, запоминающееся, захватывающее, глубокое, прекрасное произведение. Это всё, что я могу сказать.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2018 г.

Я не люблю фантастику. Вот почему-то так сложилось, что не привлекают меня космические путешествия, инопланетные формы жизни, заселение других планет, конфликты в космосе. Научная фантастика с её экспериментами в основном тоже оставляла равнодушной. Мне бы что-то сказочное, волшебное, то, во что я верю, а в пришельцев я не верю. К чему это я? А к тому, что Кир Булычев как-то ещё в детстве смог завоевать меня своими книгами. «Посёлок» был прочитан не меньше десяти раз, а книги про Алису Селезнёву я искала по всему городу. Спустя очень много лет мне захотелось перечитать книгу, что бы сравнить впечатления. Это был совершенно незнакомый, необычный, новый для меня мир, по которому я путешествовала под руководством голоса Ивана Литвинова. Он вёл меня по заснеженным горам, показывал схватку с хищниками, обрисовывал красоты чужого мира, передавал эмоции и чувства героев.

В этой книге есть очень много над чем подумать, поразмышлять. Можно очень дого рассуждать что было бы если. Что было бы, если бы они не добрались в первый раз? Что было бы, если бы сдались вначале? Что было бы, не будь у них детей? Что было бы, будь они все другими? Ещё очень много «что, если бы?». Но не смотря на всё это, для меня книга всегда была и остаётся интересной именно своей приключенческой составляющей. Может это остатки детского восприятия, а может просто это то, что я ищу во всех книгах, что читаю. А ещё миром. Чужим, враждебным (не всегда), красивым. У Булычева получилось описать планету так красиво, что хочется перечитывать заново отдельные моменты, представляя грибы, козу, фиалки, мустангов.

Я вернусь ещё в этот мир людей, не потерявших надежды и веру в лучшее, что бы найти для себя новые моменты и просто насладиться чтением.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2018 г.

С детства читая Кира Булычева всегда оставлял эту книгу «на потом».

Странно, но видимо пришло время и я ее прочел (прослушал, честно говоря).

Эмоциональный всплеск.

Финал потрясающий. Напряжение последней главы впечатляет «до слез».

Да действительно это шедевр.

Удивительно реалистичное описание фантастических пейзажей, живые эмоции, мотивация доступная каждому читателю,

легкость текста, при тривиальности сюжета и предсказуемости развязки.

Прекрасная книга, как для детей так и для взрослых.

Максимальный бал и рекомендация всем к прочтению.

Эталон робинзонады.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2018 г.

Отличное произведение «старой школы» — космическая робинзонада с мудрыми, правильными мыслями и вопросами; при этом написана без натужного сентиментализма, патетической героики и словесных изысков. Очень искренне и по-настоящему. Мне нравится такой Булычёв. Особенно удались автору персонажи Посёлка — живые, нефальшивые. Сильные. Хотелось бы жить среди таких людей...

Конечно, на моментах с появлением экспедиции Павлыша действие проседает — ну не сравниться «специалистам космической разведки», привыкшим жить и работать в тепличных условиях, с отчаянно отважными выходцами из Посёлка, которые вынуждены ежедневно вести поединок за выживание с непокорной чужой планетой. Повествование также обрывается резко, пусть и на торжественно-надрывной ноте. Не хватает эпилога, где автор поведал бы нам о дальнейшей судьбе героев, ставших такими близкими для читателя.

Тем не менее, всё это не умаляет неоспоримых достоинств книги. «Посёлок» Кира Булычёва — гимн человеческому духу, человеческой изобретательности, взаимоподдержке и воле к жизни.

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2018 г.

Пошли за «богом из машины», а нашли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«рояль в кустах»
.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2018 г.

Стыдно признаться, но это мое первое знакомство с Булычевом.

Первое впечатление оказалось вполне радужным, была дана довольно хорошая картина нового мира и как люди старались вписаться в него без достижений техники, с голыми руками.

Кир Булычев постарался расписать в небольшом поселке наиболее разные архетипы характеров. Нам дано старое поколение, избалованное технологиями и вырванное из привычной среды и новое поколение, выросшее на планете. Автор показал достаточно различий.

Однако он был еще тот шовинист. Все мужики красавчики, а бабоньки: одна озабоченная сплетница, другие две истерички. Из бабонек нормальные только Марьяна и Луиза.

С характерами бабонек в фантастике вообще все плохо.

Дик — тип охотника, он живет сегодняшним днем и в этом смысле приспособленее всех, Олег — мечтателя, все в поселке их противопоставляют. Однако зачем? Ведь именно то что наш вид так разнообразен и позволяет нам жить более успешно. Старик- учитель, наставник, не позволяет себе унывать, осознавая, что во многом дух поселка зависит от него. Сергеев — лидер, прагматичный и принимающий решения. Томас явный типаж Христа, самопожертвование во имя ближнего своего. А Вайткуса было достаточно мало, он все отходил от травм.

А дальше пойдут мои заметки, которые написано по пути прочтения. Они оказались довольно забавны и мне жалко их стирать. Но осторожно, возможны спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я поражена тем насколько тупы Павлыш и Клавдия. Павлыш не смог опознать ручной работы корзину и шар, а также то что консервы запросто могут открыть животные. Консервы!!! Металл!!!  И это биолог! Уже за это можно ему вручить медаль дебила! А Клавдия настолько торопилась уничтожить корабль, что ей и в голову не пришло что люди могли выжить! Им и в голову не пришло, что трупы никто не погрыз, значит животных не было, разве что металлоежек. Хоть бы пересчитали количество трупов и число общее пассажиров. Не дай бог таким профессионалам попасться в руки. Никто блин не выживет. Итак продолжаю читать и медаль дебила уверенно забирает Клавдия, как она капитаном смогла стать если не умеет управлять эмоциями? И у нее на глазах загоняли Казика шакалы, моего любимчика Казика! То есть понятно, что у нее начался бред от снежной блохи, ведь это же мозг надо иметь, чтоб понять что нельзя открывать шлем на незнакомой планете, где все пытается сожрать друг друга? Я понять не могу, это необходимость сюжета или Булычев реально считает что все бабы непроходимые дуры? О, Павлыш сдает позиции дебила, он дагадался что маловато трупов. Поразительный прогресс для него, даже про шар догадался
!

И еще пара заметок. Я не понимаю почему Булычев в конце так подчеркивал убогость поселка. Безусловно, у них практически нет инструментов (кстати утащили ли они что либо с корабля?). Но ладно, это мои ощущения не совсем справедливости по отношению к поселку.

В общем итоге, довольно неоднозначные итоги от книги. С одной стороны первая половина хороша, читается на одном дыхании и затягивает, а с другой стороны персонажи экспедиции вызывают желание посворачивать им шеи.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2018 г.

Прочитал этот роман (хотя, всегда считал «Поселок» повестью) много лет назад, достаточно скоро после его первой публикации. И был поражен мощью и многогранностью этого произведения. Тот ли это Кир Булычев, которого я знал по «миру боевых муравьев», «Умению бросать мяч»,«Чудесам в Гусляре» и т.п.. Писатель замечательной, но простенькой, преимущественно, юмористической фантастики. В которой, однако, Булычев всегда показывал умение выписать очень яркие, емкие психологические портреты героев. Но Булычев всегда мной воспринимался как создатель именно простеньких миров. Выделяется, конечно, из этого ряда «Вид на битву с высоты», который мне сильно поздних Стругацких напомнил. Но «Поселок» это экстраординарный шедевр. Вершина творчества Булычева. Много лет спустя вновь вернулся ... в «Поселок». На этот раз прослушал аудиокнигу. И снова феноменальное впечатление. Но на сей раз более многогранное, более обширное. Сейчас я воспринял «Поселок» уже не только как космическую робинзонаду-блокбастер. Но и как потрясающий психологический и философский триллер. На фоне психологической и философской глубины простительны некоторые технические огрех произведения. Сейчас я и более по-взрослому оценил всё описанное в романе. Были поняты и приняты мотивы героев, ранее казавшихся проходными и неинтересными — Ирины, Лиз, Кристины и других. Намного более понятен стал Томас. Лучше оценил значение его подвига. Обнаружился и повод поспорить со Старым. Не два вектора развития у Поселка было. Но — четыре. Олег, Дик, Марьяна, Казик. Все они — очень разные, но носители надежды. Вместе они создали шанс для спасения и вместе его реализовали. А последняя часть романа стала настоящей одой Дику, так нелюбимому Старым. Именно Дик довел до конца дело спасения. И реально спас Марьяну, Казика и Олега с Сергеевым. Потому как без этой серии подвигов Дика проект спасения Поселка (проект Олега, конечно) оказался бы совсем уж горькой победой. Достигнутой совершенно неприемлемой ценой.

Я, кстати, задумался: А что дальше? Поставил себя рядом с так полюбившимися героями. И пришел к такому выводу что сюжет может (и должен) совершенно нестандартно повернуться. Потому как многие дети этого мира Поселка захотят сюда вернуться (тем более, сам «Полюс» был кораблем колонистов). Мир Поселка стал их Родиной. Большая, опасная, но и чрезвычайно интересная планета. Осваивать эту планету при наличии современных стройматериалов, приборов, источников энергии, оружия и медицины — в этом будущее Дика с Казиком, Фумико, да и Олега с Марьяной. Дик с Казиком, конечно, слетают на Землю чтобы побывать в Индии и подняться на Эверест. Но очень быстро поймут что горы планеты Поселка намного круче и интересней. Банально — выше.

В заключение, естественный вопрос — с чем можно сравнить. Когда смотрел фильм «Аватар» сразу вспомнил «Поселок». Еще, конечно, «Неукротимая планета» Гаррисона. Там реально (или нереально!) круто. Беспрерывная атака «Неукротимой планеты» на периметр будет, конечно, покруче мира Поселка. Хотя, кто его знает — какое буйство жизни может быть в более теплых широтах планеты Поселка!? Самое главное, «Поселок» превосходит аватаровский и гаррисоновский миры своими героями. Разве можно сравнить Язона-Керка и прочих картонных персонажей с потрясающими героями Поселка, в которых лично я реально влюбился. И признаюсь, хотел бы я жить вместе с этими прекрасными людьми. Естественно, стараясь быть по максимуму полезным.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2018 г.

Бок о бок с весьма многообещающим динамичным началом идет тягучее окончание, которое сильно разбавлено описаниями ландшафта (зачастую повторяющимися и как невольно вкрадывается подозрение намеренно), факультативными, мало работающими на кульминацию или развязку действами и размышлениями пополам рассказчика и героев, в меньшей степени диалогами. Однако.

Начал сразу почти полностью с минусов дабы пропустить все неприятное и не оставляющего глубокого влияния после себя, чтобы перейти к тому, из за чего следует прочитать эту книгу, а сделать это явно стоит.

Почему?

Хотя бы ради отменно избранных ролей-действующих лиц, где каждый, кто должен быть и кого желаешь увидеть, есть, а все, кого быть не должно, чье присутствие обременяло бы сюжет, а не двигало и заинтересовывало в его движении, отсутствуют. Конечно, массовка существует, но и у нее есть своя «экологическая ниша», без них текст потерял бы реалистичность. А реализм в тексте царит, происходящему веришь, нет креатива ради креатива, фантазий ради зрелищности, что часто можно встретить в жанре и чем не брезгуют искушаться авторы, не желая признавать, что грань между хорошей книгой и посредственностью проходит не на стезе эскцентричности и экстравагантности, а что последнее есть лишь приятное и привлекательное дополнение к разумности, продуманности и живости. Кир Булычев или Игорь Можейко это понимает.

Не последним плюсом книги из общего немалого числа будет, возможно, при написании стереотипная, но с годами помолодевшая и прибавившая оригинальности («парадокс моды», чем старше она становится, тем вероятней ее возрождение) тема потерпевших крушение путешественников среди звезд, колонизирующих новый и враждебный для себя мир. Фантастика с истоками в древнегреческих мифах, вообще мифах, а также цайтгайнутая на всю голову фантастика вкупе, где весь сюжет — заговоры и интриги (со всем уважением, Джордж) уже набила оскомину и порядочно опостылела.

Не буду перечислять остальные достоинства, сами прочитаете, замечу лишь, что вишенкой на торте будет уникальное явления для советской фантастики: идеология если и присутствует, то в мягком, «гуманистическом» ключе. Принудительного исполнения предписаний коммунизма здесь не встретишь, четких партийных политинститутов с мерами принуждения-послушания тоже, все на добровольно-товарищеской основе, такой коммунизм с человеческим лицом близкий к современному либерализму, учитывая, что в маленьком, еле теплющемся жизнью, поселке ни о какой, даже мало-мальской экономике нет и речи.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2017 г.

Так уж вышло, что в сборнике, где я впервые наткнулся на это произведение, была лишь первая часть произведения, и целиком я его прочитал сильно апосля.Так что у меня было время для сравнения эпизодов 1 и 2. Поэтому не могу не согласится с теми, что кто говорит, что вторая часть уступает первой и несколько портит впечатление от всего произведения. Тут больше действия и меньше смысла, порой герои ведут себя как в, прости господи, недавнем «Чужой: Завет» (например, одна барышня, вроде как опытный командир, снимает шлем, чтобы понюхать цветочки на незнакомой и потенциально опасной планете). Но ведь первую часть это у нас не отнимает, верно. А она является весьма хорошей космической робинзонадой, фантастикой, которой нынче нас авторы не особо нынче балует. Произведением в меру детским и в меру серьезным, где автор, делая основными героями подростков, не скатывает все в приторный балаган или детский фарс и не заставляет мир буквально вращаться вокруг героев (пламенный привет всяческим сойкам, дивергентам и астровитянкам). Но вот наивысшую оценку книге вторая часть ну никак не дает поставить.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2017 г.

Произведение рекомендовал бы всем любителям приключенческой фантастики. Думаю, вы не разочаруетесь =) Ну а как по мне, это просто шедевр. Обычно даже понравившиеся мне произведения я перечитываю нечасто, но бывают и исключения. «Посёлок» перечитывал два раза. Возможно, что скоро перечитаю третий раз, дабы освежить приятные воспоминания.

Приятного вам чтения!

Ниже можете не читать =)

[Помню очень давно наткнулся на пару листов из какого-то журнала с комиксом «Перевал» по этому произведению. Мне тогда лет 8-10 было. ООООЧЕНЬ хотел прочитать весь комикс, но тогда не знал как его найти. Так уж получилось, что через несколько лет увидел по тв мультфильм «Перевал» и благодаря этому узнал автора. В библиотеке начал усиленно искать произведения Кира Булычёва, но искомое постоянно проходило мимо. Каково же было моё удивление, когда вместо «Перевала» я нашёл «Посёлок» О.О

«Счастью» моему не было предела!

Лично я бы не рекомендовал выбирать книги по отзывам, потому что это, в большинстве своём, вкусовщина. Книга это не вещь, характеристики и тому подобное здесь несколько условны. Хотя, что бы составить некоторое представление, отзывы может и сойдут.]

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2017 г.

Ты ещё до сих пор не прочел «Посёлок» Кира Булычева?! Тогда какого хрена ты ещё тут и читаешь все эти комментарий?! А ну бегом метнулся за книгой и не возвращайся пока не прочитаешь!

Можете так же зайти ко мне и почитайте другие мой ужасные и вызывающие комментарий.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2017 г.

Дочитав наконец-то роман Кира Булычева «Поселок» я очень расстроился... Расстроился из-за того, что роман закончился. Дочитывал по дороге домой. Сойдя с электрички не смог оставить недочитанными последние страницы, сел на лавочку и только дочитав пошел дальше.

Я даже представить раньше не мог, что есть такой потрясающий роман! Он произвел на меня очень сильное впечатление! Последний раз от чтения книги я испытывал похожие ощущения читая «Марсианина», да и тот не идет ни в какое сравнение с «Поселком«! Здесь все на своем месте. Это и приключения, и научная фантастика, и робинзонада... А персонажи? Там нет никого лишнего! Все характеры продуманы и даже имена подобраны идеальным образом.

Рекомендую прочтение этой книги всем и каждому! Мне кажется она никого не оставит равнодушным.

Обязательно в ближайшее время постараюсь ознакомиться с некоторыми другими произведениями Кира Булычева.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх