FantLab ru

Кир Булычев «Посёлок»

Посёлок

Роман, год; цикл «Павлыш»

Перевод на английский: Дж. Костелло (Those Who Survive), 2004 — 1 изд.
Перевод на чешский: К. Шинделарж (Osada), 2015 — 1 изд.
Перевод на украинский: Я. Павлюк (Селище), 2006 — 1 изд.
Перевод на польский: Т. Госк (Przełęcz. Osada), 1985 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 277

 Рейтинг
Средняя оценка:9.08
Голосов:3628
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Однажды на этой планете потерпел крушение космический корабль. Люди постарались не умереть во враждебной среде. И у них получилось. Так родился Поселок. Но с каждым годом их все меньше – тех, кто помнит, кто родился не здесь. И они понимают, что можно выжить, соединившись с этим миром – как их дети – новые Маугли этой планеты, но остаться людьми можно только сохранив старые знания, хотя бы пытаясь вернуться на Землю. Но для этого надо наладить связь в покинутом корабле. И вот, год за годом, горстка измученных людей штурмует Перевал. Понимая, что дойдут не все. Надеясь, что дойдет хоть один.

В произведение входит:

8.92 (1610)
-
32 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Павлыш»

— антологию «В мире фантастики», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: очень низкий (2348 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Поселок
1988 г.
Поселок
1989 г.
Закон для дракона
1993 г.
Поселок
1993 г.
Посёлок. Подземелье ведьм
1996 г.
Перевал
1997 г.
В мире фантастики
2000 г.
Закон для дракона
2000 г.
Поселок
2001 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Посёлок
2013 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2015 г.
Посёлок
2016 г.
Последняя война
2016 г.
Посёлок
2017 г.
Поселок. Тринадцать лет пути. Великий дух и беглецы. Белое платье Золушки
2017 г.
Последняя война. Поселок
2017 г.

Аудиокниги:

Поселок
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Those Who Survive
2004 г.
(английский)
Селище
2006 г.
(украинский)
Osada
2015 г.
(чешский)
Przełęcz. Osada
2015 г.
(польский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2018 г.

Пошли за «богом из машины», а нашли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«рояль в кустах»
.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2018 г.

Стыдно признаться, но это мое первое знакомство с Булычевом.

Первое впечатление оказалось вполне радужным, была дана довольно хорошая картина нового мира и как люди старались вписаться в него без достижений техники, с голыми руками.

Кир Булычев постарался расписать в небольшом поселке наиболее разные архетипы характеров. Нам дано старое поколение, избалованное технологиями и вырванное из привычной среды и новое поколение, выросшее на планете. Автор показал достаточно различий.

Однако он был еще тот шовинист. Все мужики красавчики, а бабоньки: одна озабоченная сплетница, другие две истерички. Из бабонек нормальные только Марьяна и Луиза.

С характерами бабонек в фантастике вообще все плохо.

Дик — тип охотника, он живет сегодняшним днем и в этом смысле приспособленее всех, Олег — мечтателя, все в поселке их противопоставляют. Однако зачем? Ведь именно то что наш вид так разнообразен и позволяет нам жить более успешно. Старик- учитель, наставник, не позволяет себе унывать, осознавая, что во многом дух поселка зависит от него. Сергеев — лидер, прагматичный и принимающий решения. Томас явный типаж Христа, самопожертвование во имя ближнего своего. А Вайткуса было достаточно мало, он все отходил от травм.

А дальше пойдут мои заметки, которые написано по пути прочтения. Они оказались довольно забавны и мне жалко их стирать. Но осторожно, возможны спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я поражена тем насколько тупы Павлыш и Клавдия. Павлыш не смог опознать ручной работы корзину и шар, а также то что консервы запросто могут открыть животные. Консервы!!! Металл!!!  И это биолог! Уже за это можно ему вручить медаль дебила! А Клавдия настолько торопилась уничтожить корабль, что ей и в голову не пришло что люди могли выжить! Им и в голову не пришло, что трупы никто не погрыз, значит животных не было, разве что металлоежек. Хоть бы пересчитали количество трупов и число общее пассажиров. Не дай бог таким профессионалам попасться в руки. Никто блин не выживет. Итак продолжаю читать и медаль дебила уверенно забирает Клавдия, как она капитаном смогла стать если не умеет управлять эмоциями? И у нее на глазах загоняли Казика шакалы, моего любимчика Казика! То есть понятно, что у нее начался бред от снежной блохи, ведь это же мозг надо иметь, чтоб понять что нельзя открывать шлем на незнакомой планете, где все пытается сожрать друг друга? Я понять не могу, это необходимость сюжета или Булычев реально считает что все бабы непроходимые дуры? О, Павлыш сдает позиции дебила, он дагадался что маловато трупов. Поразительный прогресс для него, даже про шар догадался
!

И еще пара заметок. Я не понимаю почему Булычев в конце так подчеркивал убогость поселка. Безусловно, у них практически нет инструментов (кстати утащили ли они что либо с корабля?). Но ладно, это мои ощущения не совсем справедливости по отношению к поселку.

В общем итоге, довольно неоднозначные итоги от книги. С одной стороны первая половина хороша, читается на одном дыхании и затягивает, а с другой стороны персонажи экспедиции вызывают желание посворачивать им шеи.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2018 г.

Прочитал этот роман (хотя, всегда считал «Поселок» повестью) много лет назад, достаточно скоро после его первой публикации. И был поражен мощью и многогранностью этого произведения. Тот ли это Кир Булычев, которого я знал по «миру боевых муравьев», «Умению бросать мяч»,«Чудесам в Гусляре» и т.п.. Писатель замечательной, но простенькой, преимущественно, юмористической фантастики. В которой, однако, Булычев всегда показывал умение выписать очень яркие, емкие психологические портреты героев. Но Булычев всегда мной воспринимался как создатель именно простеньких миров. Выделяется, конечно, из этого ряда «Вид на битву с высоты», который мне сильно поздних Стругацких напомнил. Но «Поселок» это экстраординарный шедевр. Вершина творчества Булычева. Много лет спустя вновь вернулся ... в «Поселок». На этот раз прослушал аудиокнигу. И снова феноменальное впечатление. Но на сей раз более многогранное, более обширное. Сейчас я воспринял «Поселок» уже не только как космическую робинзонаду-блокбастер. Но и как потрясающий психологический и философский триллер. На фоне психологической и философской глубины простительны некоторые технические огрех произведения. Сейчас я и более по-взрослому оценил всё описанное в романе. Были поняты и приняты мотивы героев, ранее казавшихся проходными и неинтересными — Ирины, Лиз, Кристины и других. Намного более понятен стал Томас. Лучше оценил значение его подвига. Обнаружился и повод поспорить со Старым. Не два вектора развития у Поселка было. Но — четыре. Олег, Дик, Марьяна, Казик. Все они — очень разные, но носители надежды. Вместе они создали шанс для спасения и вместе его реализовали. А последняя часть романа стала настоящей одой Дику, так нелюбимому Старым. Именно Дик довел до конца дело спасения. И реально спас Марьяну, Казика и Олега с Сергеевым. Потому как без этой серии подвигов Дика проект спасения Поселка (проект Олега, конечно) оказался бы совсем уж горькой победой. Достигнутой совершенно неприемлемой ценой.

Я, кстати, задумался: А что дальше? Поставил себя рядом с так полюбившимися героями. И пришел к такому выводу что сюжет может (и должен) совершенно нестандартно повернуться. Потому как многие дети этого мира Поселка захотят сюда вернуться (тем более, сам «Полюс» был кораблем колонистов). Мир Поселка стал их Родиной. Большая, опасная, но и чрезвычайно интересная планета. Осваивать эту планету при наличии современных стройматериалов, приборов, источников энергии, оружия и медицины — в этом будущее Дика с Казиком, Фумико, да и Олега с Марьяной. Дик с Казиком, конечно, слетают на Землю чтобы побывать в Индии и подняться на Эверест. Но очень быстро поймут что горы планеты Поселка намного круче и интересней. Банально — выше.

В заключение, естественный вопрос — с чем можно сравнить. Когда смотрел фильм «Аватар» сразу вспомнил «Поселок». Еще, конечно, «Неукротимая планета» Гаррисона. Там реально (или нереально!) круто. Беспрерывная атака «Неукротимой планеты» на периметр будет, конечно, покруче мира Поселка. Хотя, кто его знает — какое буйство жизни может быть в более теплых широтах планеты Поселка!? Самое главное, «Поселок» превосходит аватаровский и гаррисоновский миры своими героями. Разве можно сравнить Язона-Керка и прочих картонных персонажей с потрясающими героями Поселка, в которых лично я реально влюбился. И признаюсь, хотел бы я жить вместе с этими прекрасными людьми. Естественно, стараясь быть по максимуму полезным.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 января 2018 г.

Бок о бок с весьма многообещающим динамичным началом идет тягучее окончание, которое сильно разбавлено описаниями ландшафта (зачастую повторяющимися и как невольно вкрадывается подозрение намеренно), факультативными, мало работающими на кульминацию или развязку действами и размышлениями пополам рассказчика и героев, в меньшей степени диалогами. Однако.

Начал сразу почти полностью с минусов дабы пропустить все неприятное и не оставляющего глубокого влияния после себя, чтобы перейти к тому, из за чего следует прочитать эту книгу, а сделать это явно стоит.

Почему?

Хотя бы ради отменно избранных ролей-действующих лиц, где каждый, кто должен быть и кого желаешь увидеть, есть, а все, кого быть не должно, чье присутствие обременяло бы сюжет, а не двигало и заинтересовывало в его движении, отсутствуют. Конечно, массовка существует, но и у нее есть своя «экологическая ниша», без них текст потерял бы реалистичность. А реализм в тексте царит, происходящему веришь, нет креатива ради креатива, фантазий ради зрелищности, что часто можно встретить в жанре и чем не брезгуют искушаться авторы, не желая признавать, что грань между хорошей книгой и посредственностью проходит не на стезе эскцентричности и экстравагантности, а что последнее есть лишь приятное и привлекательное дополнение к разумности, продуманности и живости. Кир Булычев или Игорь Можейко это понимает.

Не последним плюсом книги из общего немалого числа будет, возможно, при написании стереотипная, но с годами помолодевшая и прибавившая оригинальности («парадокс моды», чем старше она становится, тем вероятней ее возрождение) тема потерпевших крушение путешественников среди звезд, колонизирующих новый и враждебный для себя мир. Фантастика с истоками в древнегреческих мифах, вообще мифах, а также цайтгайнутая на всю голову фантастика вкупе, где весь сюжет — заговоры и интриги (со всем уважением, Джордж) уже набила оскомину и порядочно опостылела.

Не буду перечислять остальные достоинства, сами прочитаете, замечу лишь, что вишенкой на торте будет уникальное явления для советской фантастики: идеология если и присутствует, то в мягком, «гуманистическом» ключе. Принудительного исполнения предписаний коммунизма здесь не встретишь, четких партийных политинститутов с мерами принуждения-послушания тоже, все на добровольно-товарищеской основе, такой коммунизм с человеческим лицом близкий к современному либерализму, учитывая, что в маленьком, еле теплющемся жизнью, поселке ни о какой, даже мало-мальской экономике нет и речи.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2017 г.

Так уж вышло, что в сборнике, где я впервые наткнулся на это произведение, была лишь первая часть произведения, и целиком я его прочитал сильно апосля.Так что у меня было время для сравнения эпизодов 1 и 2. Поэтому не могу не согласится с теми, что кто говорит, что вторая часть уступает первой и несколько портит впечатление от всего произведения. Тут больше действия и меньше смысла, порой герои ведут себя как в, прости господи, недавнем «Чужой: Завет» (например, одна барышня, вроде как опытный командир, снимает шлем, чтобы понюхать цветочки на незнакомой и потенциально опасной планете). Но ведь первую часть это у нас не отнимает, верно. А она является весьма хорошей космической робинзонадой, фантастикой, которой нынче нас авторы не особо нынче балует. Произведением в меру детским и в меру серьезным, где автор, делая основными героями подростков, не скатывает все в приторный балаган или детский фарс и не заставляет мир буквально вращаться вокруг героев (пламенный привет всяческим сойкам, дивергентам и астровитянкам). Но вот наивысшую оценку книге вторая часть ну никак не дает поставить.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 сентября 2017 г.

Произведение рекомендовал бы всем любителям приключенческой фантастики. Думаю, вы не разочаруетесь =) Ну а как по мне, это просто шедевр. Обычно даже понравившиеся мне произведения я перечитываю нечасто, но бывают и исключения. «Посёлок» перечитывал два раза. Возможно, что скоро перечитаю третий раз, дабы освежить приятные воспоминания.

Приятного вам чтения!

Ниже можете не читать =)

[Помню очень давно наткнулся на пару листов из какого-то журнала с комиксом «Перевал» по этому произведению. Мне тогда лет 8-10 было. ООООЧЕНЬ хотел прочитать весь комикс, но тогда не знал как его найти. Так уж получилось, что через несколько лет увидел по тв мультфильм «Перевал» и благодаря этому узнал автора. В библиотеке начал усиленно искать произведения Кира Булычёва, но искомое постоянно проходило мимо. Каково же было моё удивление, когда вместо «Перевала» я нашёл «Посёлок» О.О

«Счастью» моему не было предела!

Лично я бы не рекомендовал выбирать книги по отзывам, потому что это, в большинстве своём, вкусовщина. Книга это не вещь, характеристики и тому подобное здесь несколько условны. Хотя, что бы составить некоторое представление, отзывы может и сойдут.]

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2017 г.

Ты ещё до сих пор не прочел «Посёлок» Кира Булычева?! Тогда какого хрена ты ещё тут и читаешь все эти комментарий?! А ну бегом метнулся за книгой и не возвращайся пока не прочитаешь!

Можете так же зайти ко мне и почитайте другие мой ужасные и вызывающие комментарий.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2017 г.

Дочитав наконец-то роман Кира Булычева «Поселок» я очень расстроился... Расстроился из-за того, что роман закончился. Дочитывал по дороге домой. Сойдя с электрички не смог оставить недочитанными последние страницы, сел на лавочку и только дочитав пошел дальше.

Я даже представить раньше не мог, что есть такой потрясающий роман! Он произвел на меня очень сильное впечатление! Последний раз от чтения книги я испытывал похожие ощущения читая «Марсианина», да и тот не идет ни в какое сравнение с «Поселком«! Здесь все на своем месте. Это и приключения, и научная фантастика, и робинзонада... А персонажи? Там нет никого лишнего! Все характеры продуманы и даже имена подобраны идеальным образом.

Рекомендую прочтение этой книги всем и каждому! Мне кажется она никого не оставит равнодушным.

Обязательно в ближайшее время постараюсь ознакомиться с некоторыми другими произведениями Кира Булычева.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2017 г.

Повесть «Перевал» была опубликована в 1980-м году в журнале «Знание – сила», во второй половине 80-х увеличилась вдвое, будучи дополнена второй частью, так что превратилась в повесть «Посёлок», что, на мой взгляд, её не украсило, и в 1988 превращена в мультфильм тщанием режиссёра Тарасова, проигнорировавшего вторую часть.

Сюжет «Перевала» все помнят – борющиеся за выживание остатки потерпевшей крушение звёздной экспедиции отправляют к разбитому кораблю группу подростков, которые должны принести медикаменты и, если удастся, послать сигнал бедствия. Это – последняя надежда «космических робинзонов», стремительно скатывающихся на уровень дикарей.

Понятно, что одичание в чужном смертельно опасном окружении и упорные попытки остаться людьми даже в нечеловеческих условиях является метафорой попыток самосохранения интеллигенции в позднесоветском застое: звёздное устремление первой половины 60-х закончилось катастрофической утратой иллюзий в 1968 году и мучительным приспособлением к сосуществованию с разообразными «шакалами» и «снежными блохами». Надежда – на детей, и Кир Булычев делает вид, что разделяет эту надежду, хотя по ходу повести всячески показывает, что дети уже никогда не станут теми, кого в них хотели бы видеть изнемогающие от болезней, ранений и усталости «старики», помнящие голубое небо Земли.

Перевал – ключевая точка. Это граница, за которой дорога идёт только вниз, и перевал дя героев повести Кира Булычева давно пройден. Но Кир Булычев гуманист и хочет оставить героям (и читателю) надежду на то, что вынесенные из прошлого (с разбитого корабля) артефакты помогут дотянуть до того момента, когда (возможно) придёт помощь.

Вторая часть повести мне откровенно не нравится, так как всё важное уже высказано в первой части. Вторая часть – масса приключений и подробное растолковывание идей первой части, для тех, кто не понял. Надо сказать, что во второй части «Посёлка» на передний план выходит своеобразый черный юмор Кира Булычева и одна из сквозных мыслей его творчества, присутствующая почти во всех его повестях и рассказах о контактах. Часть «спасаемых» в его книгах (начиная с «Последней войны») категорически противится «спасению» и своих благодетелей пытается уничтожить, потому что, дескать, «это твоя родина, сынок». Можно сказать. что вво второй части отразилось разочарование советской интеллигенции «гуманитарной помощью» США, которые отказались оккупировать СССР или вывозить из СССР все население поголовно (на что отчаявшиеся советские интеллигенты втайне рассчитывали). Это всё неплохо, даже умно, однако банально. А я против банализации действительно интересных тем. На второй части Кир Булычев схалтурил, пошёл на поводу у общественных настроений, постарался понравиться читателю, а не увлечь его своим видением ситуации.

Если бы не вторая часть. я поставил бы «10».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2017 г.

Вполне крепкая планетарная Робинзонада или, если угодно, севайвал.

Первая часть понравилась больше в силу глубины и экзистенциальных пассажей на тему регресса, угасания или, напротив, эволюции обособленных социальных групп. Вторая часть — более динамичная, событийная и перегруженная этими самыми событиями. Роковые стечения обстоятельств выглядят несколько надуманными и обесцениваются легкостью преодоления.

Тем не менее — твердая и заслуженная 8/10.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2017 г.

Булычева не читал до Посёлка ни разу. Видел, разумеется, фильмы, мультфильмы: «Гостья из будущего», «Остров ржавого генерала», «Тайна третьей планеты». Но вот как-то не вызывали они большого желания знакомиться с творчеством. Почему-то казалось, что про Алису Селезнёву читать будет скучно, даже в детстве-«подростковости» так казалось. Где-то с год-полтора назад каким-то образом (уже не припомню каким) пронюхал про мультфильм «Перевал» и, что называется, покатило. Серьёзная штука, даже с учётом упрощений, сокращений и прочего, что неизбежно сопровождает экранизации. Решил прочитать. Часть первая, собственно «Перевал», зашла просто на «ура!», две главы второй части аналогично. Была интрига, был полумиф, который стал реальностью. Ждал когда же он окончательно воплотится в жизнь. Пускай язык автора мне не очень нравился, пускай на некоторые корявости слога я смотрел сквозь пальцы (для хороших идейных произведений в которых живёт душа это вполне нормально), но вот третья глава второй части, где появляется заглавный герой всего цикла, откровенно разочаровала. Вдруг откуда ни возьмись появились какие-то неприятные повторы одних и тех же слов в соседних предложениях, абсолютно не обоснованные стилистически. Появился какой-то туповатый псевдоразухабистый стиль изложения. Всё это очень испортило впечатление от романа. Не спасло даже то, что потом Булычев всё-таки сумел вернуться к изначальному стилю повествования. Извиняет его, пожалуй, сюжет, пускай и несколько предсказуемый, но увлекательный. В общем, на мой взгляд, если бы не линия с Павлышевым, которая мне показалась несколько искусственной, то получилась бы если не превосходная, то очень и очень качественная «робинзониада» в преломлении НФ. Ставлю «восемь». До «девяти» не хватило совсем чуть-чуть.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2017 г.

За литературой не слежу, поэтому ищу что почитать по рейтингам произведения. Тут люди ставят 10ки и в следствии высокая оценка. В который раз обманулся, надеясь прочесть что-то новое и фантастическое. По сути это плоский подростковый роман. Из фантастики тут мало чего есть (лишь далеко лежащее сломанное космическое судно с запасами еды и прочего и в группа новой экспедиции), в основном подростки выживают в лесу, в суровых условиях, хотят выбраться с планеты и ждут чуда. Подобные истории периодически попадаются, отличие этой — растянута на 368 страниц, когда хватило бы и 10 в форме рассказа.

5/10 максимум, читать стоит лишь тому кто жил в лесу и подобные темы не встречал в кино/книгах.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2017 г.

16 лет прошло с тех пор как космический корабль потерпел крушение среди суровых снегов. Почти 80 человек команды предприняли отчаянную попытку выбраться из этого царства снега и холода. Меньше половины нашли свое спасение в лесу, где и основали поселок.

Но эта планета не терпит слабых. Лес таит в себе многие опасности. Да и сама природа не настроена на помощь людям.

Новое поколение, выросшее здесь, никогда не видело звезд, не знает, что такое велосипед, айсберг... Зато они умеют выживать в лесу, добывать грибы и коренья, охотиться.

Старших пугает мысль о том, что все знания, которые они хранят, через пять-десять лет исчезнут вместе с ними и оставшиеся навсегда отдаляться от цивилизации, став дикарями.

Но где-то далеко, за перевалом, все еще есть корабль, в котором сохранилось множество нужных вещей... Корабль, который олицетворяет собой надежду на спасение. Но за все это время еще не одной экспедиции не удавалось до него добраться...

И вот теперь настала очередь молодого поколения попытать удачи...

Книга о том, как сложно порой принять правильное решение. Признать, что личные желания не всегда есть благо для общины. О том, что ради спасения всех иногда нужно забыть о своих чувствах.

«Что бывают моменты в жизни, когда человек не имеет права принадлежать только себе. Это бывает тогда, когда от его действий зависит судьба других людей.»

Книга о том как разительно отличается взгляд на одни и те же вещи всего лишь от того с какой стороны черты ты стоишь.

И эта суровая, жестокая планета, кажущаяся адом, цивилизованным людям, покорилась кучке упрямцев, которые просто хотят жить. Там где жители поселка находят для себя еду, укрытие, материалы, люди из реального мира видят чудовищ, ужас и дикие места...

Вся моя жизнь прошла под знаком: Кир Булычев = радостная, детская фантастика, лучащаяся добротой и позитивом. До сегодняшнего дня..

Это какой-то чужой для меня Булычев. Мрачный, безысходный, жестокий...

Детство кончилось. В поселке нет места радости. Это время выбора, и зачастую выбора неизбежного: Забыть о себе на благо других; забыть о том, что в тебе есть человечность ради инструкций...

Книга читалась очень долго, т.к. было очень тяжело. Слишком большой диссонанс реальности и ожиданий. Очень не простая книга.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 февраля 2017 г.

Кир Булычев является редким — кажется, даже единственным — примером советского коммерческого автора. Писал он много, причем точно соразмерял количество вложенного труда (и качество текста) с требуемым результатом. То есть мог писать хорошо, мог писать нормально. В зависимости от места публикации, цензурных заморочек, предполагаемого гонорара и так далее.

Советскую власть он, конечно же, ненавидел, как всякий нормальный советский интеллигент. Но ненавидел умно, зряче. И очень хорошо ее понимал. Лучше, чем большинство советских литераторов. И когда хотел – умел высказаться так, что никакая цензура не могла докопаться. Хотя и чувствовала, что здесь что-то спрятано, а докопаться не могла.

«Поселок» — это книжка, которую Булычев писал гораздо лучше и качественнее, чем требовал формат журнала «Знание-Сила» (где текст впервые появился). Потому что у текста есть второе дно. Очень понятное, если вдуматься.

«Поселок» — это о крушении Российской Империи и о том, во что превратились ее бывшие поддданные, ныне советские люди.

Звездолет – это Россия. Потерпевшая страшную катастрофу в 1917 году. Звездлет не просто упал: его пришлось покинуть, бежать, потому что от него исходила радиация (большевистский террор). Люди пытались унести какие-то жалкие вещи, книги, что-то еще. Большую часть груза пришлось бросить по дороге (коммунисты сознательно уничтожали все, что было связано с убитой ими Империей – особенно книги). В конце концов они дошли до места, куда радиация не доставала, и начали налаживать убогий, жалкий, нищий быт на мерзкой планете, для человеческой жизни не приспособленной. Они даже рожали детей – и дети приспособились к этому нечеловеческому (читай — советскому) миру. Они не знали настоящей жизни и не могли даже представить себе, какой она была. Но родители учили их: вернитесь, вернитесь, найдите звездолет и свяжитесь с Землей.

И вот эти дикари идут искать звездолет. И в конце концов его находят. Но все те, кто знает, как им управлять – умерли по дороге. Дикари стоят перед пультом, откуда доносится – «говорит Земля… говорит Земля…» И не могу нажать пару кнопок, чтобы открыть канал связи. Они не знают, что это за кнопки. И они уходят из звездолета, захватив несколько книг. Может быть, уже их дети по этим книгам выучатся и смогут нажать нужную кнопку.

Булычев очень хорошо понимал, о чем пишет. В 1991 году мы все стояли у пульта. Но именно к тому времени умирали последние люди, еще что-то помнившие о настоящей правильной жизни до коммунистической катастрофы. Они совсем чуть-чуть не дожили – те, кто мог бы связать нас с собственным прошлым и восстановить утраченный дореволюционный строй. Но нет, к пульту подошли советские дебилы, которые просто не знали, на какие кнопки нажимать. И которым пришлось идти назад (в ту же самую советчину, только «рыночную» — то есть очередной советский «нэп», который сейчас как раз кончается).

Так что текст Булычева гениальный, провидческий. Возможно, лучший из всего, что Булычев написал.

Я, поставил ему девятку только за то, что слишком затянуто. Притча должна быть краткой.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2017 г.

Отличное произведение. Другая планета , но люди остаются людьми. Читая переживаеш за героев , проживаеш вместе с ними их жизнь в поселке и их трудный путь . Произведение «цепляет», заставляет поволноваться за героев и не оставляет равнодушным. Автор создал шедевр.

Солидарен с теми кто считает , что к прочтению обязательно.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх