fantlab ru

Кир Булычев «Последняя война»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
1338
Моя оценка:
-

подробнее

Последняя война

Роман, год; цикл «Павлыш»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

«Последняя война» — роман о приключениях космического доктора Павлыша. Пережив вместе с героем головокружительные и опасные ситуации, невольно задаешься вопросом: «А что происходит, что будет, что может произойти?»

Пророк говорит: «Будет так!»

А фантаст говорит: «Может будет так, но мне бы этого не хотелось».

Примечание:

Написан в 1968 г. Отдельно опубликован фрагмент под названием «Каков ты, собрат по разуму?» (1976). Изначально в приложение к роману под названием «Альманах «Удивительный космос»» входили несколько рассказов из цикла «Сказки»: «Принцесса на горошине» под названием «Посол на горошине», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» под названием «Алёна и Иван», «Синяя борода» под своим основным названием — в качестве конкурсных произведений, написанных одним из героев романа (1970, 1991). В дальнейшем (1993 г. и далее) роман публиковался без существенных изменений, но без приложения «Альманах «Удивительный космос»».

«Свой первый фантастический роман `Последняя война` я сочинил чуть больше двадцати лет назад. Книга вышла в свет в 1970 году. Через некоторое время роман был переведён в Венгрии, Болгарии и Литве. В московском издании, которое должно появиться на свет к середине 1992 года, будет помещена исправленная версия `Последней войны`, которая, впрочем, не так уж сильно отличается от первоначального варианта. Зато в петербургском издании, которое вы, уважаемый читатель, сейчас держите в руках, сохраняется текст издания 1970 года, без всяких исправлений. Так что у желающего заняться критическим анализом будет возможность сравнивать, а тот, кто интересуется сюжетом как он есть, может ограничится вот этой книжкой.» (Издательство: Грифон, 1991 г.)

КИР БУЛЫЧЕВ

декабрь 1991 г.



В произведение входит:


  • Альманах «Удивительный космос»: Приложение к фантастическому роману «Последняя война»
8.07 (192)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Павлыш»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 189

Активный словарный запас: низкий (2459 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Последняя война
1970 г.
Последняя война
1991 г.
Фантастические повести
1993 г.
Великий дух и беглецы
1993 г.
Последняя война
1997 г.
Великий дух и беглецы
1999 г.
Доктор Павлыш
2002 г.
Поселок
2005 г.
Последняя война
2016 г.
Последняя война. Великий Гусляр. Подземелье ведьм
2017 г.
Последняя война. Поселок
2017 г.
Последняя война
2017 г.
Последняя война
2022 г.
Последняя война
2023 г.
Последняя война
2023 г.
Последняя война
2023 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 2, февраль 1976 г.
1976 г.

Аудиокниги:

Последняя война
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Последната война
1973 г.
(болгарский)
Az utolsó háború
1975 г.
(венгерский)
Az utolsó háború
1978 г.
(венгерский)
Paskutinis karas
1982 г.
(литовский)
最後的战争
2003 г.
(китайский)
Ostatnia wojna
2016 г.
(польский)
Az utolsó háború
2020 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дорогие ребята! Отзывы об этой книге присылайте по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43. Дом детской книги.»

Думаю, опоздал я с отзывом лет на 40 и посылать в Деткнигу не буду, но тут на всякий случай оставлю. Если кто надумает сгонять в прошлое, когда ещё существовала улица Горького, не в службу, а в дружбу — передайте мой отзыв по вышеуказанному адресу, его там очень ждут.

«К настоящему времени исследовано семь процентов планетных систем Галактики» — уважаемый коллектив Дома детской книги. Пожалуйста, объясните капитану космического корабля, что в нашей галактике 200 миллиардов звёздных систем. И 7% от них — это 14 миллиардов звёзд. Даже если обследовать каждую систему всего лишь сутки, то на изучение такого числа систем уйдёт 38 миллионов лет.

А у нас, по уверению капитана, «пока на Земле кораблей этого класса три», то есть 12 миллионов лет надо на обследование.

Когда же капитан заявил, что не 7%, а 30% находятся под наблюдением, то весь наш 3-й А от возмущения даже перестал есть манную кашу!

Это очень неправдоподобные цифры, даже для больного на всю голову капитана. Вы можете подсчитать сами, если у вас есть под рукой листок бумаги. 54 миллиона лет работы для всех трёх космических кораблей.

Но капитан-зараза и на этом не останавливается! Он хочет исследовать ВСЕ 200 миллиардов звёздных систем. То есть ещё побродить по Галактике 108 миллиона лет. Его надо остановить! Он безумный дядька!

Летел корабль на Титан с грузом оборудования для шахт. Местный рейс. Прилетели представители Галактического Центра. «А не махнуть ли нам на планету Синюю где-то на другом конце Галактики?» — предложили они. «Не вопрос, консервов как раз на полгода хватит», — ответил безумный капитан. Изнывающий от безделья редактор корабельной стенгазеты Павлыш поддержал капитана. И только повар Эмилия Кареновна обеспокоилась: «Луку всего килограммов пять осталось». Но мудрую женщину никто не послушал. /*зловещий смех за кадром*/ Ха-ха-ха.

Одним словом, все эти непрофессионалы, не социологи, не историки, не психологи, естественно, попадают в вереницу проблем при восстановлении общества на планете. Учатся всему помаленьку, даже убивать. Кому пришла в голову мысль отправить на чужую планету экипаж грузовоза? Жесть!

Всё кончилось почти хорошо. Даже не знаю, может, для детей это и сойдёт.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой, увлекательный, динамичный роман, однако же, во многом достойный острых критических стрел. Насыщенный событиями и приключениями сюжет, в общем-то, держит не то чтобы в напряжении, но в интересе к происходящему точно, но не скрывает недостатков. Я люблю фантастику про далёкие планеты, но … более серьёзную, что ли. Меня не покидало ощущение, что я немного опоздал с первым прочтением. Почти уверен, что в пору юношества книга выглядит для читателя более привлекательно, но это вовсе не значит, что она устарела сейчас, и, по прошествии почти полувека, конечно, должна и будет находить «своего» читателя.

Я не увидел ни свежести идей, ни глубины поданных мыслей и идей. Всё поверхностно, однобоко, черно-бело и легкоописуемо. Война – это плохо; атомная война – это очень плохо; ксенофобия существует; гуманизм хорош до определённой степени и т. д. О чём из этого я не читал раньше и что нового я узнал? Ответ прост: всё это было раньше в похожих обличиях и определённо ничего нового.

Наверное, кто-то из читателей непременно отметит персонажей, скажет, мол, «они получились яркими, изящными, характерными». А я не соглашусь. Персонажи плоские, безликие, незапоминающиеся – разве что в контексте «ааа, это в которого стреляли…». И, что для меня огорчительно, они не очень умные для такой важной роли, как космонавт дальних полётов. Чего стоит только незнание весьма элементарной французской фразы, как «а la guerre comme a la guerre», что, по-моему, неприемлемо. Да и в целом, ну какие они специалисты, в чём, что их послали для выполнения такой специфической миссии? Одни механики, да штурманы – старшие, вторые, третьи. Где профессиональный биолог, лингвист, ксенолог, антрополог, физик-атомщик? Где ученые, способные разобраться в важных вопросах, непременно возникающих на чужих, неизведанных планетах? Складывается впечатление, что экипаж «Сегежи» набрали из вечерней школы сразу после окончания фильма «Большая перемена», или это подростки из «Москва-Кассиопея». Но ведь в книге – взрослые люди! Они не эмоциональны, не живы как бы, а единственная на двухстах страницах попытка Павлыша выглядеть естественно – любить, переживать, чувствовать – и та потонула в стеснении и нелепости. И это взрослый, состоявшийся мужчина…

Что это за капитан (Загребин), который, в сущности, мало что и делал-то на корабле и планете, кроме как распределял « ты туда, ты – здесь, ты – на вахту»? Что за Кирочка и для чего она на космическом корабле? «Кирочка», знаете, словно «Верочка» из «Служебного романа», уж простите за такое сравнение. Да, наверное, у меня не случайно возникали ассоциации с некоторыми глубоко советскими фильмами, хоть и безмерно любимыми. Я понимаю, что этот экипаж не мог выглядеть иначе, чем набор сотрудников из советского НИИ, но подобное панибратство мне не кажется уместным. Космос – дело серьёзное, а космонавт как по мне – элита, личность выдающаяся должна быть. Я, может, слегка идеализирую этот образ, и я не ханжа, но, снова простите, казацкий чуб, постоянные сигареты под рукой, в зубах и в пепельнице (на космическом корабле!, на котором свежий воздух ценен по определению), повар тётя Мила словно бы из школьной столовой лично у меня сильно диссонировали с прежними представлениями о межгалактических путешествиях. Опять же, я сознаю, что Кир Булычев осознанно создавал уютный, душевный, «свойский» космический корабль по типу морского лайнера, но мне такой коллектив представить сложно.

Даже воскрешенные жители Синей планеты мне показались пообъёмнее, поинтереснее, посложнее. И да, с этими воскрешениями. В какой-то момент эта нескончаемая, как конвейер, эпопея начала утомлять своей непосредственностью. Как же всё просто: умер, засунули в ящик, оживили, пошел на вахту. Ни единого неудавшегося случая, ни сложностей, ни эксцессов, ни интересных коллизий – умер-воскрес, «следующий!». Такая простота создания человеческой жизни вызывала, конечно, недоверие и вопрос: почему новую ткань, кожу, чудо-аппарат вырастить мог, лёгкие там очистить, на мозг воздействовать (в случае с курением капитана не сильно помогло всё же), а сердце «починить» нет? Странно.

Роман неровен по стилистике. Если первая половина ещё была с претензией на психологизм, философичность и желание поднимать вопросы и дискутировать на серьёзные темы (война, вмешательство/невмешательство в историю другой культуры, контакт), то вторая скатилась в обыкновенное «приключалово», и вот тут я немного заскучал, даже несмотря на динамизм – этого не отнять, чего уж лукавить. Но интерес стал также угасать.

Не буду говорить, сколько вопросов возникло по поводу технической части полётов, быта, самого корабля и прочего. Много. Наверное, достоверность в этом плане не ставилась во главу угла, а всё более личности, события и темы. Но слабость романа в этом контексте видна отчётливо.

В целом, книга занятная, читается легко (я читал в первом издании, в «рамочке»), с интересом, без необходимости делать пометки, возвращаться к прочитанному, но её очевидная возрастная нацеленность сегодня, в 2015-м году, не очень потворствовала тому, чтобы полюбить её. Возможно, другие вещи цикла придутся мне больше по душе, если будут более взрослыми и глубокими. Проверю позднее.

Добавление: да, и планетных систем вовсе не 200 миллиардов, давайте не путать количество звезд, или звездных систем. На конец 2014 года их известно чуть более 700, от которых семь процентов — это около 50 миров. А если учесть, что, по словам капитана, «лишь несколько из них пригодны для жизни», то сдаётся мне, ни капитан, ни Кир Булычёв никого не обманул.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно многое написать об этой книге. Можно и кино снять, только не американский или американизированный блокбастер, а исключительно наше, русское — для американского книга слишком многогранна.

Знакомимся с экипажем. Въедливый старпом? Эмилия Кареновна, боящаяся корон? Романтические переживания радиста? Всё это настолько естественно, что вопрос «верить ли?» даже не появляется на горизонте. Погибшая планета... Описания пейзажей, впечатлений экипажа прекрасно передают атмосферу. Аборигены... Тоже естественны. Даже патриций-дипломат не несёт на себе печати гротеска, что уж говорить об остальных. Девкали? А что, мало таких было в нашей истории? Немало. Да и генералов Вапрасов с Бессмертными не меньше. Ранмакан? А что Ранмакан? Его мысли, воспоминания — всё же в книге есть, всё понятно и обосновано. Таким его сделала среда, давно сформировавшаяся, устойчивая и непрошибаемая. Если для высших она предоставляла некую свободу, благодаря чему мог появиться Девкали, то низшим об этом приходилось только мечтать. Впрочем, они мечтали совершенно о других привилегиях высших каст, и это опять совершенно естественно. Да что говорить, достаточно посмотреть телевизор, почитать новостные ленты, выйти на улицу и осмотреться, и станет ясно, что мы, в отличие от землян-персонажей, практически ничем не отличаемся от жителей Муны. Разве только количеством пальцев.

Стремление к миру, альтруизм и прочая всеблагость — это, конечно, хорошо, но и бдительность терять не стоит. К тому же за примерами из истории далеко ходить не надо, даже один член экипажа говорит о гитлеровцах. Гитлеровцы гитлеровцами, но планета — вот она, перед глазами, кому нужны другие вещдоки? Право же, представителей других культур нельзя оценивать с точки зрения собственной культуры, и уж тем более странно представителям действительно просвящённых цивилизаций совершенно без опаски относиться к сотворившим со своим миром такое... Как будто в изолированной лаборатории исследуют совершенно безобидное растение, риска нет никакого. Ага.

Зато, несмотря на всю наивность книги, в ней нет пафосного показушного героизма и всевездесущих, постоянно фигурирующих в книгах того периода и откровенно заколебавших заявлений о возложенной на экипаж Великой Советской Родной Планетой не менее Великой Миссии. Без них все нравственные коллизии выглядят намного искреннее и лучше поддаются осмыслению.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

1970 г. Первый роман Булычева «Последняя война».

Цитата: «Мы по тону передач понимали, что в любой момент может начаться война — в эфире копилась умело разжигаемая ненависть»

Нет, это роман не о нашем времени и даже не о нашей планете. И он не настолько жесткий, как можно было бы подумать по приведенным словам. Напротив. Роман по большей части мягкий, наивный, я бы сказал, домашний. Если хочется попасть в красивое и правильное будущее, следует погрузиться в фантастику прошлого. Здесь обязательно встретишь и фантастические достижения, и технические анахронизмы, а, главное, замечательных людей с маленькими недостатками и большими достоинствами.

Почитайте! Таким виделось «прекрасное далёко» честным мечателям почти полвека назад после Великой Победы и полета в космос, но еще до Афганистана и распада Союза. Будьте снисходительны к некоторым неточностям и деталям ради уважения к прошлому и главного вопроса: Виноваты ли в атомной войне обычные люди и есть ли резон их спасать... Вопрос, поднятый писателем, адресован, конечно, читателям, то есть, нам с вами.

Закончу еще одной цитатой из романа:«Жаль совершать последнее дело в жизни без свидетелей. А вы удобный свидетель, который умрет вместе со мной... Еще час назад я был господином этой планеты. Я надеюсь и умереть им. Я не собираюсь принимать, как собака, пищу из рук доброго хозяина. Надеюсь, после того, что мы с вами сейчас сделаем, на нашу тихую мертвую планету больше не будут прилетать милостивые пришельцы»

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

А теперь представьте, что Муна — это Земля. А земляне, прилетевшие спасать разрушенную атомной войной планету, инопланетяне. И вот не факт, что такие, как Ранмакан, оказались бы в меньшинстве. Не потому, что он хочет войны или возвращения старых (читай привычных) порядков. А потому что недоверие к пришельцам будет превалировать. Добавим для пущего эффекта сознание, загаженное пропагандой ненависти к чужакам, и — вуаля! — отношение к благодетелям с другой планеты будет мягко говоря настороженным. Собственно, я так роман и рассматривал. То есть вместо Муны представлял Землю. Впрочем, эта параллель слишком очевидна, чтобы её игнорировать. Но автор пошёл своим путём.

Конечно, для конца 60 — начала 70-х годов прошлого столетия угроза ядерной войны была куда реальнее, чем сейчас (наверное). Тогда ещё был свеж в памяти Карибский кризис, когда две ядерные державы (СССР и США) стали в клинч, могущий закончиться ядерными бомбардировками. А страх за планету — родной дом и для «хороших» и для «плохих» — беспокоил умы людей. И неудивительно, что писатели обращались к этой теме в попытке предостеречь, указать на последствия ядерной войны, призвать к конструктивному диалогу. Кир Булычев — не исключение.

С художественной точки зрения «Последняя война» не является чем-то революционным, новаторским. Это научная планетарная фантастика, где технические достижения будущего — лишь предлог для реализации идеи романа. Куда важнее социальная направленность произведения. Вот она и представляет интерес. С одной стороны, идея «война — это плохо» слишком очевидна, с другой — эту идею можно раскрыть так, как это сделал Булычев, то есть мастерски.

Большое спасибо авторам гуманитарного направления от фантастики (наподобие Булычёва, Саймака), которые верили в человечество и его благоразумие. Кто знает, возможно, благодаря их произведениям наш мир так и не узнал катастрофы военно-техногенного постапокалипсиса. Быть может, такие книги как «Последняя война» и стали рупором для сохранения хрупкой человеческой цивилизации под угрозой прирученного атома в руках сильных мира сего. И остаются рупором даже сейчас.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если не бороться с прошлым, оно может победить.»

Еще одним удивительным творением человеческого гения в рамках космического цикла «Павлыш» оказался роман «Последняя война». Он был написан автором в 1968 году и по праву может считаться еще одним ярким представителем произведений советской научной фантастики. Экипаж галактического корабля «Сегежа» любезно принял меня на борт, и вместе с ними я отправилась в спасательную экспедицию. Пережив дематериализацию во время бесконечно долгого большого прыжка через пространство, мы очутились в атмосфере Синей планеты...в атмосфере ядерной катастрофы. Совсем недавно там жили люди, сумевшие довести уровень конфликта между собой до состояния Последней Войны. Кто спасся от взрывов — умер от радиации, заразившей воздух, воду и почву. Специальным заданием Галактического Центра являлось возрождение жизни в этой мертвой зоне Космоса. Однако стоило ли воскресать цивилизацию, которая не справилась с атомом в борьбе за власть и, по сути дела, кончила жизнь самоубийством? На этот вопрос и постарался ответить автор в контексте своего литературного детища.

«Когда мир можно объяснить удобной схемой, очень не хочется отказываться от неё и искать какие-то сложные и ненужные в повседневной жизни решения.»

Несмотря на кажущийся небольшой объем, роман характеризовался очень плотным текстом, насыщенным многочисленными событиями. Тайны странной планеты раскрывались постепенно и сопровождались неожиданными поворотами с погонями, перестрелками и другими сюжетными твистами. Чтение превратилось в невероятно увлекательное и в то же время очень познавательное приключение. Иногда на этих страницах автор позволял себе чуть заметно демонстрировать качества деликатного полемиста. При этом слог Булычева по-прежнему обладал исключительными достоинствами стиля, цельностью, единством формы и содержания. Снова покоряла высокая степень убедительности повествования. Даже корабль ощущался физически и казался живым организмом. Его коридоры наполнялись гулом далеких голосов, шорохом воздуха в кондиционерах, перешептывающих шагов роботов и утробном говоре двигателей. Подобная достоверность присутствовала и на страницах, описывающих мертвую планету. И эта постапокалиптика была страшна с моральной точки зрения. Неужели ужасные события Синей планеты — возможное будущее нашей Земли? Я не могла избавиться от постоянного сравнения с ней. Да автор и сам периодически проводил явные параллели. Но хочу отметить, что роман читался, как увлекательная история, хоть и в мрачных условиях придуманного мира. Он был написан в удивительных тонах всеобъемлемого оптимизма, который пропитал все строчки и отлично поддерживался ярким юмором милых сердцу главных героев.

» — Что такое лопата? — поинтересовался Аро.

- Очень простой инструмент. С его помощью построены все великие памятники земной цивилизации. Прадедушка экскаватора.»

Очень порадовала фантазия автора в создании действующих лиц. Необычные персонажи с чешуйчатой кожей и несколькими глазами стали украшением этих страниц, вызывая у меня оторопелую улыбку. Они придавали книге некий дополнительный фантастический шарм, привнося с собой технологии планеты, шагнувшей далеко вперед по земным меркам развития науки и техники. Образы членов экипажа космического корабля очень импонировали, но удивляли иногда феноменальной доверчивостью. Они не депрессировали в тяжелых ситуациях, а с огромной легкостью решали возникающие проблемы, являясь неотъемлемой частью всей происходящей неразберихи. Доктор Павлыш снова оказался находчивым, любознательным и невероятно жизнерадостным. Были здесь и герои, своим поведением вносившие контрастную агрессию. Эти люди своего времени и пространства выглядели наглядными живыми примерами возможного возникновения причин произошедшей катастрофы. Наблюдать за ними было интересно, а читателям школьного возраста еще и очень поучительно. Посему эта книга будет прекрасным украшением уютного вечера как для юного, так и для взрослого читателя. Рекомендую ее всем — от ма́ла до вели́ка. В заключении скажу, что «Последняя война» — это поразительная литературная демонстрация человеческого духа, личного мужества и непоколебимой уверенности людей в правоте того дела, которому они отдали свои жизни. А еще он отлично иллюстрирует немного наивную, но светлую веру автора в историческую необходимость антивоенного социума. Булычев любил человечество и надеялся на его разум. Это ощущалось в каждой строчке.

«Нельзя решать космические проблемы со своей человеческой точки зрения.»

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая и оптимистичная книга. Я читал ее в молодости, прочел и совсем недавно — случайно подвернулась под руку. Оторваться не смог, перечитал всю заново. Все равно хорошо, так что роман годится и для молодых, и для людей постарше.

Очень жизненно выглядят персонажи — и земляне на КК «Сегежа», и Короны — хотя реально их трудно различить, получается вроде бы одна личность, и аборигены — мне вот очень понравились Кори и Девкали, хотя не так уж и много про них написано. А вот мерзкий Ранмакан вызвал очень неприятное чувство, но ведь именно этого и хотел, я полагаю, автор.

Во всяком случае, со мной Булычев добился своего, как я понимаю, эффект был именно тот, на который роман был рассчитан. И хороший эффект. Несмотря на то, что картины коммунистического будущего сейчас несколько устарели, картины жизни наших соотечественников в «Последней войне» весьма привлекательны. Да и, собственно, а чего хотеть от будущего? Вряд ли нескончаемая борьба за существование, характерная для этапов раннего капитализма привлечет множество сторонников. Занятно читать про Галактические империи, абсолютные оружия и прочее. А жить хочется среди таких людей, которые составляют экипаж «Сегежи».

И вот такой реализм (в фантастике!) более всего подкупает и нравится. И, думаю, еще много лет эта нестандартная книга будет находить своих читателей, как она нашла когда-то меня.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последняя война» — роман-предупреждение, необратимость последней войны и её последствия для планеты. На далёкой планете, под названием Синяя, произошёл ядерный конфликт. Погибли все жители, уничтожена экосфера, планета умерла на долгие десятилетия. Павлыш с командой Галактического центра направляется туда для поиска информации о случившемся.

Автор даёт возможность начать всё заново, второй шанс для планеты возможен, благодаря аппарату оживляющему после смерти. Казалось бы, вполне реально используя чудо-технику, найти погибших учёных, врачей, творческую элиту, людей не запятнанных в войне и построить планету заново. К сожалению, все ожившие обладают теми же привычками и памятью, которая сильнее даже страха умереть вновь. Разделение на касты, в которых низшие беспрекословно подчиняются страшим, останется на генетическом уровне. Выросло поколение рабов, не умеющих самостоятельно думать и принимать решения, живущих от подачки до подачки, по сути, на уровне домашних животных.

Это не исправить никакой чудо-машине, это инстинкт, даже угроза повторения кошмара и новой войне атомов, всё равно некоторые бессловесно принимают свою участь. Автор максимально возможно, особенно в то время, когда цензура была тотальной, старается донести до читателей свои мысли. Нет вариантов, что если война случится, кому-то удастся отсидеться в бункере под землёй и остаться властелином мира. Проиграют все, без исключения. Необходимо всеми способами избегать конфликтов, только это может спасти цивилизацию.

Не знаю почему, но у меня самые близкие ассоциации прочитанное вызывает с книгами Гарри Гаррисона, который также был противником всяких войн и конфликтов.

Это очень сильный роман, обязательный к прочтению и сегодня, когда актуальность подобных произведений не только не падает, а наоборот возрастает, к сожалению.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, «Последняя война» такая же сильная книга как и «Посёлок»: захватывающий сюжет, прорисованные герои, вопросы для размышления. Вот только «Война» более жуткое произведение... И дело не только в оживление мертвецов. Синяя планета — возможное будущее сегодняшней Земли. Почти пол столетия прошло со времени написания романа, а наша планета так и не прошла этот опасный этам, человечество еще не переросло войны, они разгораются то тут, то там, все ещё грозят страны друг другу атомным оружием. А сможем ли мы справиться? Вряд ли нам придёт на помощь Галактический центр. Уродливое, тупое лицо войны показал Булычев, её жуткие, катастрофические последствия. Да и в отличие от предыдущих книг цикла Булычев не спас всех своих героев... Но это и логично, в войне всегда есть жертвы...

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор переложил на страницы своего романа серьёзные вопросы и их последствия, которые в полной мере касаются нашей планеты – это видно невооружённым глазом и понятно каждому. Он перенёс экипаж к/к ,,Сегежа'' на далёкую Синюю планету, которая так здорово похожа на Землю, где было всё, что нужно для жизни и развития, но её жители не справились со своей цевилизацией. Классовое неравенство, ,,промывка мозгов'', религиозная непримиримость, накопление оружия и попытка решать конфликты военным путём привели к ядерной катастрофе. И вот земляне, как представители Галактического центра спешат с миссией возрождения планеты Муна. И ничего, что это технический корабль и он не совсем пригоден к данной миссии – как–то будут справляться.

То, что Автор хотел передать в романе, конечно заслуживает внимания и рассмотрения. Особо задело, что планирующие своё спасение в бункерах и оставшиеся, буквально горстка, в живых лигонцы остаются непримиримы. И большинство из этой горстки до сих пор держит страх перед власть имущими и этот страх сильнее страха разрушения – хотя о какой уже власти может идти речь. Больные, харакающие кровью, грязные, в залатанной одежде, отравленные, выживающие под землёй, потихоньку сходящие с ума, но продолжают искать врагов, пытаются восстановить былой строй и вновь грозят ядерным оружием – фанатическое безумие. Да и вновь спасённые тоже ведут себя по–разному – очень трудно изменить то, что вкладывалось в головы с самого рождения, ведь проснулись то они ,,сразу же после катастрофы'' и только считанные единицы из них готовы к возрождению новой, иной, жизни на своей планете.

Особо важный вопрос – кто заслуживает жизни и насколько личные симпатии и склонности перевешивают в этом решении. Автор, словами короны Аро говорит, что основное требование галактических экспедиций – никогда не вмешиваться во внутренние дела других миров. Любое вмешательство чревато нарушением естественного хода развития цивилизации. Но тогда получается, что решение спасать и возвращать к жизни жителей Муны – это уже вмешательство. А при наличии и применении оживительного аппарата теряется ценность человеческой, и не только, жизни – что бы ни случилось теперь на Муне корона Вас всех оживит. Какое уж тут развитие.

Несмотря на остроту вопросов и гибель некоторых персонажей, роман не выглядит особо жёстким, наоборот, он какой–то мягкий, очень сглаженный – образцово–показательный, я бы сказала: персонажи, их поступки, общение друг с другом – всё выглядит ну очень правильно. Почему–то они не вызвали у меня переживаний и волнений за их судьбу. Ну может только лигонец Кори – в нём, по крайней мере, чувствуется некая страсть и к своему делу и к своему дому. Мне не хватило сопричастности, погружения в ситуацию, соприкосновения с их миссией – того, что, как говорится, трогает за живое. Острота ситуации нивелируется некими мягкими, чуть ли ни домашними моментами: тётя Миля с её выпечкой и фарфоровым сервизом такая вся домашняя, тёплая, уютная – прямо как из фильма ,,Добро пожаловать'', робот Гришка в кружевном фартуке, снисходительные и всё понимающие короны, да и люди ну очень положительные, правда курят, как–будто они на мостике морского корабля… А рассказы, написанные для альманаха в самой последней главе, и вовсе уводят далеко от недавно случившихся событий и здесь совсем не чувствуется пережитое экипажем ,,Сегежи'' – как–будто не было Кори и Антипина.

В целом роман интересен, у него своя позиция – он позволяет в чём–то соглашаться с ним, в чём–то не соглашаться, позволяет ставить себя под сомнение или принять как желаемое. То, что Автор преподносит землян такой прогрессивно–миролюбивой цевилизацией очень примичательно. Да, наверное, именно такими и хотел видеть нас Автор, но было бы ещё лучше, если бы люди выглядели более характерными.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько я поняла, эта повесть является первым фантастически романом автора. Что ж, первый блин оказался отнюдь не комом. Что бывает редко характерно для первых работ — повесть многогранная, глубокая, затрагивает многие вопросы морали, этики. Достоин ли человек, предавший дважды, повторного воскрешения? Что является определяющим в человеке — его собственные качества или окружающая обстановка? Что сильнее? Достойна ли цивилизация, сама уничтожившая себя, получить второй шанс, возродиться? Не будет ли эта цивилизация представлять угрозу для других миров, не вернётся ли она к старому? Является ли правомерным вмешательство извне?

Всё это передано очень живо, ярко, красочно, и при том тонко, персонажи получились выразительными и характерными. Чтение действительно захватывало.

Повесть по-булычёвски добрая, немного наивная, в то же время светлая несмотря на постапокалептический мотив. Хочется верить, что наша цивилизация минует то критическое время в своей истории, которое погубило жителей Муны

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космический корабль «Сегежа» (порт приписки Земля-14, Г/П 304089) выполнял рутинный рейс к Титану, когда радист Цыганков, более известный как Малыш, получил радиограмму с требованием принять на борт двух инопланетян — корон и новый груз, а затем отправиться к далёкой, аж 93 парсека, планете Синей. На Синей произошла катастрофа глобального масштаба — ядерная война, и технологии Галактического центра могут помочь восстановить местную цивилизацию. Доктором на «Сегеже» служил Владислав Павлыш...

Антивоенный роман, показывающий всю абсурдность войны как способа решения конфликтов, губительность милитаристской истерии в СМИ и необходимость искать общий язык. Так уж получилось, что земляне и жутковатые внешне короны оказываются ближе друг другу, чем представители одного вида — мунцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Показалось забавным. что корона Аро говорит что-то о невмешательстве в дела планеты, когда сам прилетел массово оживлять погибших. Какое уж тут невмешательство. Тем более, что в итоге оживление стало выборочным.

P.S. Капитан Загребин не собирался обследовать какие бы то ни было планеты Галактики. Собственно, и на Муне-то «Сегежа» оказалось только из-за того, что мунцы сильно напоминали землян внешне. А уж сколько планетных систем может контролировать Галактический центр, мы вообще не имеем понятия, ибо о его возможностях Булычев упоминает весьма неконкретно. Да и звёздная система не эквивалентна планетной, хотя последние открытия показывают, что соответствующий коэффициент в формуле Дрейка гораздо выше, чем предполагалось на момент написания романа.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда взялся за роман, ожидал, что это будет фантастический боевик. Ан нет, не обломилось. Все оказалось запутанней и серьезней. Да есть борьба, привычные социальные антиподы и классовые враги, перенесенные в дальний космос. Налицо попытка малыми силами предотвратить и уничтожить войну как способ разрешения политико-этническо-экономико-социальных противоречий. Но тема романа — борьба за мир во всем мире — была подана настолько с неожиданной стороны, что как то сразу забылись традиционные, с точки зрения классической классовой борьбы, романы Дашкиева, Винника, Лагина, Казанцева и многих других писателей старшего по сравнению с Можейко поколения. Булычев (он же Можйеко) потихонечку расчищал путь для новой фантастики.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая приключенческая история. И не только. По сути, Синяя планета, описанная автором, — это планета наша с вами (которую так часто принято было называть «голубой», помните?). Очень много актуального здесь и в проявлении ксенофобии, и в стремлении к военным способам решения всех проблем, и в социальном неравенстве... Короче, Земля будущего встретилась с Землей настоящего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В романе — почти хэппи энд. Но — только благодаря абсолютно сказочной машинке по оживлению живых существ! Без помощи инопланетных «жаб» Земля будущего Земле настоящего помочь не могла...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное впечатление. Именно «странное» — без устойчивых негативных аспектов (но и без особых восторгов). Странность конкретно в том, что — при всем при этом — равнодушным книга не оставляет. Почему? Может быть — некие «творческие эманации» Булычева («узаконенного» классика”), может ещё что. «Эманации», кстати — вполне себе реальный фактор восприятия: вот только потянет что плохое про автора мысленно просквернословить, так сразу же из глубин подсознания вырывается трепещущая хоругвь с лозунгом: « Да ты чего, родной, это же тот самый мужик, который «сваял» Алису Селезнёву, который придумал Великий Гусляр и Посёлок. Такой не может плохую книжку выдумать, это ты сам чего-то не догоняешь, родной...».

И тем не менее — о странностях.

Три логических якоря, три безжалостных антитезы — распластывают книгу как булавки естествоиспытателя — лягушку на лабораторном столике: «Линия грёз» Лукьяненко, «Темный лес» Лю Цысиня и — как сие ни парадоксально — «Час Быка» Ефремова («Час Быка» и «Темный лес» — в принципе самодостаточная пара взаимоисключающих противоречий):

*** Технология «оживления», некая реальная «победа над смертью», доступная миллионам — ДОЛЖНА автоматически «создавать» новый мир, с новыми реалиями (это «системообразующий» фактор, литературные герои не могут вот так, запросто его «игнорировать», оставаясь в рамках сюжета, определенного для них автором. Лукьяненко это ДОКАЗАЛ.);

*** «Цивилизация непрерывно растет и расширяется, захватывая пространство и ресурсы экспоненциально, но общий объем вещества во Вселенной остается неизменным» — следовательно повседневность цивилизаций высокоразвитых должна предусматривать ограничительные — как минимум — меры для цивилизаций растущих (эти «меры» должны хоть как-то проявляться, это своеобразный «цивилизационный императив», литературные герои не могут вот так, запросто его «игнорировать», оставаясь в рамках сюжета, определенного для них автором. Лю Цысинь это ДОКАЗАЛ.);

*** Порог Синед Роба — ни одно низкое по морально-этическому уровню общество не может выйти в межзвездный Космос, поскольку истребит себя своим собственным оружием, ещё находясь в пределах своей планеты или своей звёздной системы, «...когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты...» (любые «галактические центры — это не «институты благородных девиц», а — прежде всего — механизмы реализации ограничительных мер, и Ефремов это ДОКАЗАЛ).

Так что – по идее – книга получается, откровенно говоря, «ходульная». Автор, по определению наивностью не страдающий, живописует некие нежизненные, нереалистичные картины, кои – канонам, утвержденным иными, не менее маститыми авторами, мягко выражаясь, не соответствуют. Вот это – странно, Булычев в халтуре замечен не был, не тот случай. Но еще более СТРАННО, что – повторяюсь: «…книга — при всем при этом — равнодушным не оставляет…».

При этом самый реалистичный персонаж все же — лигонский генерал, «истины вещающий, аки Пастырь, чад малых вразумляющий»:

*** ...как я могу знать, что вы говорите правду...;

*** ... или — выживут сильнейшие, или — погибнут все...;

*** ...мне безразличны судьбы других людей, но одному мне не выжить...

Да, это цинично, это неромантично и грубо, но, пардон.., это — именно та правда жизни, которую реализуют, «пользуясь магией литературы» и капиталистический (условно) «Темный лес» и (не менее условно) коммунистический «Час Быка». Первая аксиома космической социологии гласит: «важнейшая потребность цивилизации — выживание». Звездолётчики не могут быть наивны в социокультурном плане, это бред, если уж совсем откровенно.

И тем не менее. Это — Булычев. Маэстро не может заблуждаться. Он может позволять себе вольности, нам — обычным смертным — недоступные.

Что это в принципе — кафкианство, некий иной хитрый литературный приём или тонкий ход? Не знаю. Может быть.

Но прочитать — стоит. Магия «настоящей литературы» — вполне явственно имеет место быть.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх