Сергей Лукьяненко «Категория Зэт»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В рассказе Сергея Лукьяненко «Категония Зэт» ребенок обладал способностью материализовывать свои мысли и желания. И немудрено, что им как эффективным оружием заинтересовались военные...
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоБольшинство авторов начинают писать с рассказов. Вначале кажется, что куда проще написать маленький рассказ, чем большой роман. Лишь через годы приходит понимание, что, в сущности, все прямо наоборот.Рассказы из этого раздела – одни из первых моих произведений. «За лесом, где подлый враг…», например, – это первый написанный рассказ, и при этом – первая публикация в знаменитом журнале «Уральский следопыт». «Нарушение» – первый вообще опубликованный рассказ, причем вышел он одновременно на русском и казахском языках – существовали когда то такие двуязычные журналы. Рассказ «Именем Земли» явно предполагался началом какого то цикла, может быть, рассказов, а может быть, и романов. Не сложилось… этот мир так и остался первым, еще робким прикосновением к жанру космической оперы.
Какие то из этих рассказов сильнее, какие то слабее. Но в общем то мне за них не стыдно и сейчас. Разбросанные по множеству журналов и сборников, они впервые выходят вместе и под одной обложкой. И очень хочется надеяться, что и через десять лет после написания они вызовут интерес читателя
Входит в:
— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.
— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Донырнуть до звёзд», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Аудиокниги:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 18 января 2020 г.
И-э-ххх.. Читаешь сборник, и — ощущаешь себя как на старом кладбище. Кругом — запустение и тлен, старые могилы великолепнейших Идей, каждая из которых могла бы стать основой шикарнейшего романа. Или — прекрасной повести. Ну, или — на худой конец — замечательного рассказа. Если бы Автор дал себе труд довести Идею до ума.
А так он её — просто похоронил под ворохом слов. И — теперь, аки мазохист, вытаскивает на свет божий, поворачивает с боку на бок, разглядывая так и сяк, а потом... — отворачивается и бредёт дальше, меж рядов покосившихся крестов.
Сколько трупов прекрасных книг, ёкарный бабай
_xander_, 29 сентября 2019 г.
»...ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его..»
от Марка. 11-23
Межзвездная война, охватывающая невообразимые по размерам пространство и количество живых существ, вовлеченных в нее. В любом случае победа или ощутимый перевес в ней, обойдется любой стороне конфликта немалыми потерями в живой силе, технике и ресурсах. Возможность разом закончить данное противостояние казалось бы является чем-то настолько несбыточным и невероятным, чтобы вообще вести о этом речь — как на сцену выходит ничем непримечательный подросток с окраины обитаемых земель...
В христианстве вера в чудо является только упованием на силу Создателя, ибо на подобное не хватит никаких человеческих сил, в этом же рассказе автор предлагает посмотреть на то, что получится, если человек будет расплачиваться за совершенное чудо своей собственной жизненной энергией.
В античной философии имело место утверждение, что человек это микрокосм, то есть в нем заключена вся материальная структура космоса. Такая точка зрения действительно позволяет понять и поверить в финал рассказа.
LadyAngel, 27 марта 2019 г.
Да, действительно, рассказы Сергея Лукьяненко имеют особую атмосферу. Соглашусь, что в них наиболее прослеживается сам автор.
Романы, в силу объёма, имеют больше деталей, наполняющих атмосферу, воды, отступлений... В рассказах всё сжато до предела, в них ты сталкиваешься с проблематикой один на один. Будто она — это грабитель в подворотне, который держит лезвие ножа у твоего горла. Время останавливается, ты видишь каждую его крупинку, ты чувствуешь смрадное дыхание твоей проблемы... И остаётся либо отдаться ей, позволив распоряжаться твоей жизнью, либо попытаться решить её для себя. Да, возможно безуспешно, но ты попробуешь.
Что для вас этот рассказ? Решите сами. Для меня — это способ озвучить одну из неоднозначных проблем и подтолкнуть читателя к размышлению.
Сказочник, 13 октября 2018 г.
Очень люблю отслеживать и смаковать творчество автора не через романы, а именно через рассказы. Короткая форма более ярко отражает эволюцию или деградацию. И если посмотреть на творчество Лукьяненко через призму рассказов, понимаешь, насколько он крут. С конца восьмидесятых, с той же «Категории Зэт», и до тех, что датированы 2018-ым. Жаль только, что писать рассказы он начал в разы реже. А именно этот рассказ — человечный. Как и многое в творчестве автора.
god54, 3 ноября 2016 г.
Оригинальный рассказ за счет необычных сверхъестественных способностей человека и сюжетного решения. Хотя с моей точки зрения существовали простые пути транспортировки живого объекта в бессознательном состоянии или полностью напичканного снотворными средствами. Хотя в целом рассказ читается, но концовка могла быть и другая. В то же время любые сверхъестественные способности опасны для обычного человека и никогда не поверю в добрые чувства этих существ, так как в доброту обычных людей. Но, в целом неплохо.
stenny, 27 апреля 2016 г.
Чего прикопались к совершенно неважному понятию — «добрый офицер» или нет?
Это совершенно субъективное замечание, человека проведшего пару недель с другим человеком в некоем транспортном средстве.
вот вы в поезде встретите попутчика, поговорите с ним, выпьете пару раз и он вам тоже может показаться «добрым», а может это какой-нибудь вор-рецидивист «компанейская душа» подался на «гастроли» после убийства?
«Добрым» можно назвать по сравненению с другими людьми, и в данных обстоятельствах.
Офицер просто квалифицированный охранник, с адекватным восприятием опасности и довольно тонкой душевной организацией. Потому что «идейный», почти «пламенный революционер».
Дело не в том, что этот офицер на фоне других конвоиров выглядел лучше или хуже, а в знаменитой фразе Достоевского о «слезе ребенка».
Не знаю, я не очень люблю Достоевского. Не очень понимаю спонтанные поступки в защиту таких тринадцатилетних мальчишек.
Хотя с точки зрения получения «результата» сделано все правильно — неожиданное известие, эффект усиленный только пережитой катастрофой и «случайным спасением», усиленный некоторым периодом неизвестности и прибытия на Землю.
Сказать этак после пары недель, что мол, а ведь «мы победили» или враждебную планету разорвало какое-нибудь притяжение черной дыры — было бы сложнее сконструировать.
С точки зрения стратегии момент выбран удачно.
с точки зрения защиты прав ребенка...
Вероятно всего многие будут возмущаться, но когда войны были более «общенародные», а не велись контингентом высокоспециализированных военных, зачастую — наемников, контрактников, всякие китайцы и не только, считали, что если их ребенок совершил «подвиг» или как-то отстаивал интересы «своих» они гордились этим.
Это в чем-то сравнимо с понятием «один человек» и «выживание человечества».
Ведь не зря в рассказе приведен случай с «невероятным» попаданием метеора в корабль.
А если какой-нибудь паникер ненароком ляпнет что «марсиане» высадились на Манхэттене или в Буэнос-Айрес, или земляне понесли тяжелые потери и отступили куда-нибудь не туда — хана человечеству.
Ну или банально, мальчик проснулся ночью, ему показалось, что его родители умерли — и родители того, канули в Лету.
Думаю автор не ставил себе цель чему-то научить, а просто «поиграл» мыслью о ситуации «или-или».
Ну, Хагакурэ и Ямамото Цунетомо рекомендовали одно...
Знаете, всегда удивлял эпизод с Наткой Шестаковой и Сергеем Ганиным из «Военной тайны» на вокзале и после гибели Альки.
***Но что поразило Натку — это то, что он был не угрюмый, не молчаливый и вовсе не одинокий.
Аркадий Гайдар записал в дневнике: «Сегодня я неожиданно,
но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не
«Мальчиш-Кибальчиш», а «Военная тайна». Мальчиш остается мальчишем, но упор
надо делать не на него, а на «военную тайну», которая вовсе не тайна».
Что же это за «военная тайна», которая вовсе не тайна?
А это и есть те черты характера советских людей, их коллективизм,
интернационализм, готовность к подвигу, которые Аркадий Гайдар разглядел у
советских ребят и которые эти ребята, повзрослев, с такой яркостью проявили
десять лет спустя, на полях сражений Великой Отечественной войны.
Короче, это когда патриотизм не «против» кого-то, иноверцев, безбожников-атеистов, «черных». «желтых» и проч., а патриотизм «за».
ПС. но расказ мне кажется немного «педофильским». Чувствуется«крапивинское воспитание».
Если бы это был молодой, или совсем не молодой человек, или девушка — хотя взрослый, наверное, все-таки догадался насчет своих способностей, — было бы сложнее и не так «безупречно логично».
Герой, офицер чем-то напоминает клерика Престона — сообразителен, умен, безупречен.
A.Ch, 31 января 2016 г.
Юноша с горящими глазами, который сам не зная о том, материализует свои страхи и мечты. И военный, которому предстоит разобраться в применении его способностей. Дэниэль, подобно Хоттабычу, которому мешал шум самолёта, заглушает реактор и создаёт аварийную ситуацию, но беззлобно, наивно.
Для меня рассказ приходится братом, но троюродным “Звёздочки светлой…” Бестера, которому верю больше: ребёнок, даже запуганный, не потратит себя на других, накажет и будет непослушным. Произведение Лукьяненко о силах чувств и взаимопомощи, не в нашем времени решения проблем выстрелами бластера и нажатием кнопок.
Mono-no aware, 13 мая 2013 г.
Что такое Добро? Некое морально — нравственное состояние сознания. Мораль категория человеческая, а следовательно относительная.
Как может представлять себе Добро тринадцатилетний мальчишка? Какое Добро он мог познать за свою недолгую жизнь?
У Станислава Куняева есть такое четверостишие:
«Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…»
И не смотря на отсутствие явной суровости и жестокосердия у офицера, возможно «добрый» в представлении мальчика, тот — кто к нему проникнется. Тот, кто его выручит. Офицер проникся к мальчику и тот поверил, поверил в его доброту. В ту доброту которую он представляет возможной.
Чтобы изменить что-то..нужно очень много душевных сил. Мальчик отдал всего себя без остатка, ради того..во что поверил!
Denver_inc, 3 октября 2012 г.
Один из лучших рассказов у Сергея Лукьяненко. Под категорию «ЗЭТ» — попадают особо опасные люди. Только чем может быть опасным обыкновенный мальчишка, способный порезаться от, казалось бы, в принципе небьющейся чашки? И где заканчивается предел нашим возможностям?
P.S. Боже, почему, несмотря на то, что всё шикарно написано, мне хочется выть от горя и тоски? Эй, автор, прекрати ТАК писать о мальчишках… Так нельзя, это ведь дети…
ashas, 8 августа 2012 г.
Не понравился рассказ. Этот офицер не показался мне особым извергом. Сухарем и служакой да. Но не злодеем. Не могло быть так что обратить его к добру было так же трудно как уничтожить звездную систему.
elsolo, 31 июля 2010 г.
По эмоциям, написан так, что задевает, хотя в тексте не видно причин для это, ибо текст показался нарочито сухим. А сам по себе рассказ показался занудно скучным. Странные ощущения.
vgjdh, 27 декабря 2009 г.
Сам рассказ понравился, нарастание интереса, интриги, загадки, подвод к кульминации и ... конец явно не тот. Всё равно что самым лучшим микроскопом забили гвоздь. Не вяжется, ценой жизни мальчишки, превращение 1 (по рассказу совсем неплохого) человека в совсем доброго. Привить доброту может хорошая, заботливая мать (и не обязательно ей при этом умирать), а сила пацана — совсем другого характера и уровня, в противном случае он себя давно бы растратил.
duke, 17 июня 2008 г.
Отличная история с шикарным финалом. Рассказана, имхо, совершенно правильно и честно. Вот именно так и должно всё происходить — все эти ляпы, отсутствие логики в поведении конвоира, недальновидность «военщины» и пр. и пр. Как в настоящей жизни. И единственное, почему не поставил десятку, так это за то, что уж очень «надоели» эти лукьяненковские тринадцатилетние мальчики... Хотя в данном рассказе это уместно.
Yazewa, 7 марта 2008 г.
Занятная история. Сделав вояку добрым, паренек исчерпал весь свой потнциал...
Конечно, много натяжек в этой истории, если задуматься, как грамотно можно было использовать такой дар, в какой компании психологов надо было его транспортировать (или в «выключенном» состоянии) и т.д. и т.п. Но автор явно не ставил задачей акккуратно разрабатывать тему. Он дал только эмоциональную составляющую.
Кстати, понятие доброты в данном конкретном случае тоже как-то сомнительно (перестрелять охрану и забрать мальчишку, неизвестно для чего?).