Кир Булычев «Город Наверху»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После атомной войны люди живут в подземельях, создав государство со строгой иерархической структурой. Но всегда находятся бунтари, желающие знать: а что там, в городе Наверху? А там сейчас...
Написана в 1973 г.
Впервые опубликована на польском языке в 1983 г.
Первая публикация на русском («Вокруг света» №7-11 1986 год) — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1986'07», 1986 г.
— журнал «Вокруг света 1986'08», 1986 г.
— журнал «Вокруг света 1986'09», 1986 г.
— журнал «Вокруг света 1986'10», 1986 г.
— журнал «Вокруг света 1986'11», 1986 г.
— сборник «Собрание сочинений. Том 1», 1993 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 142
Активный словарный запас: очень низкий (2328 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (16), польский (4)
- /тип:
- книги (15), периодика (5)
- /перевод:
- Т. Госк (4)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dem4eg, 1 мая 2011 г.
Сложно писать об этом произведении. Сложно в том плане, что написан «Город наверху» очень хорошо, но лично у меня эта повесть не вызвала того душевного ответа, который вызвал, например, «Поселок». Но давайте обо всем по порядку.
Скажу сразу: произведение читается традиционно для Булычева — легко и приятно. Здесь и замечательный язык, легкость фраз и динамизм сюжета. И особенное умение автора описывать новый мир по ходу удивительных и подчас весьма стремительных событий, в нем разворачивающихся. Так и здесь: вместе с трубарем Крони мы пройдем от тьмы и тайн города Предков до ареста и допроса с пристрастием в резиденции главного лица государства. И даже выше. Главная особенность первой половины повести — это атмосфера. Очень живо и достоверно передана нищета и вонь подземного города, уклад жизни бесправных пролетариев, настроения интеллигентной прослойки. В общем, тут есть, что оценить.
Далее в повествовании появляются люди с Земли. И здесь на передний план выходит контраст между ними — свободными, человечными, отважными — и людьми подземелий. И если переносить эти две категории на нашу современную жизнь, то мы безусловно попадаем во второй разряд, в то время как люди первого разряда (способные жертвовать собой; спешащие на помощь пропавшему товарищу, не взирая на смертельную опасность и явную бессмысленность затеи) предстают скорее идеалом человечности. И одна из целей произведения, как мне кажется, показать превращение трубаря Крони в настоящего свободного человека. Хотя, как мы видим, эта свобода уже живет в нем изначально. Не хватает лишь малого — уверенности и дружеского плеча.
Конечно, эта повесть и о социальных процессах. Как внизу, так и наверху. Здесь и запуганная одним человеком правящая элита, и неверящие никому — ни бунтовщикам, ни власти — рабочие. И это тоже безусловные достоинства книги.
Но есть один момент, который не дал чувства абсолютного сопереживания герою. Именно потому, что Крони спускался в город при поддержке землян, вооруженным и снаряженным по последнему слову техники. Здесь не было того столкновения беззащитного человека с силами стихии, какое развернулось, например, в «Поселке». Было ясно, что трубаря вытащат, что ему помогут. В этом повесть сильно потеряла, по моему мнению, — не хватило чуть-чуть хорошему до великого.
Подводя итог, скажу, что «Город наверху» весьма достойное произведение. И разумеется, рекомендуется к прочтению всем ценителям творчества Кира Булычева.
DeniSky, 6 июня 2010 г.
В книгах Кира Булычева, на мой взгляд, главное не мораль, а замысел и его реализация. Писатель скрупулезно продумывает ход повествования, уделяя много внимания даже самым незначительным деталям. Именно по этому из под его пера вышло много добротных произведений, к числу которых, несомненно, можно причислить и «Город наверху». Повесть таит в себе немало замечательных эпизодов, а лихо закрученный сюжет не отпускает до последней строчки. Не соглашусь с тем, что, концовка все портит, по моему мнению, она напротив получилась весьма интересной. Для того, чтобы коренным образом изменить свою жизнь нужно все начать с чистого листа, поэтому Город в конце произведения погибает. В этом повесть перекликается с романом Рэя Бредбери «451 градус по фаренгейту». Сходство усиливается благодаря тому, что Крони подобно Гаю Монтэгу вступил в борьбу с системой, и вышел из нее победителем.
Petr K., 12 июля 2016 г.
Наверное, я бы рекомендовал это произведение к прочтению школьникам среднего возраста. Язык простой, есть экшен, загадки, скромная любовная линия, и общественно-политическая (правда, слегка устаревшая) мораль. В общем, можно легко проглотить все это за один вечер.
Людей же боле искушенным в фантастике эта история вряд ли, если не увлечет, то впечатлит. Все достаточно вторично и схематично.
Кстати, не будет забывать, что Булычов был все-таки автором именно для детей и подростков.
P.S. Лично у меня это произведение вызывает крайне теплые ностальгические чувства. Лето 1986 года, журнал «Вокруг свете», чердак дома в садоводстве под Ленинградом, и невероятно увлекательная будоражащая воображение история с прекрасными иллюстрациями...
Yazewa, 11 ноября 2010 г.
Очень динамичное повествование. И атмосферное. Подземный быт весьма ярко нарисован, его буквально видишь за текстом. И ведь неоднократно использовался сюжетный ход с подземными городами, но этот один из самых запоминающихся. По-моему, вполне кинематографичная вещь.
И гибель одного из героев — абсолютно традиционная жертва...
messing, 30 августа 2010 г.
Не согласен с коментаторами, которые утверждают, что в повести присутствует хаппи-энд. Насколько я понял: в панике и при отсутствии времени там, в конце, погибло чуть ли не больше половины населения подземного города! Почему-то кроме меня на это внимания никто не обратил. Наоборот: показан не хаппи-энд, а болезненный и трагичный переход в новую эпоху, с кровью и огромными потерями. Повесть мне очень понравилась, всем рекомендую )
Модест122, 22 сентября 2015 г.
Очередной бестселлер замечательного писателя. «Город наверху»-это повесть о гуманизме и жестокости, любви и ненависти, долге и трусости. Фирменный «булычевский» стиль чувствуется с первых страниц книги. Вновь земляне приходят на помощь терпящим бедствие жителям далекой планеты, планеты, почти уничтожившей себя в огне атомной войны. Может быть, кто-то скажет, что повесть характерна для фантастики «советского периода»- критика «западного», капиталистического общества в том, «советском», его понимании проявляется здесь достаточно ярко (гонка вооружений вплоть до ядерной катастрофы, кастовое общество, вопиющее неравенство жителей подземного города и т.п.). Может быть. Однако, книга Булычева, безусловно, очередное талантливое произведение неординарного писателя. Книга, которую хочется перечитывать и не раз. И говорит это о многом.
kpleshkov, 8 февраля 2017 г.
Пожалуй, стоило бы добавить к описанию повести интересный факт, что на польском языке она была опубликована раньше, чем на русском -- в 1983 году в переводе Тадеуша Госка. И заодно включить польское издание в раздел «на других языках».
Gourmand, 24 апреля 2015 г.
Читается легко, сюжет лихо закручен, описания красивые, но смысла немного. Вот так, если кратенько. На что Булычёв намекал, не знаю. Обычный подземный город, нехватка всего и вся, постепенная деградация, износ оборудования. Наверху радиация. Была. Теперь уже нет, но никто не знает.
Социальная структура описана слабо. В основном показана нищета и убожество подземной жизни. ГГ — простоватый, но хороший. Тоже типичный.
Особо меня не зацепило произведение. Мог бы и не читать. Ничего сверх — ни для ума, ни для души — не обнаружил.
P.S. Подумал, что для журнала такое произведение очень выгодно. Написано без философствований, интрига есть, за действиями ГГ интересно следить, и многие читатели (возможно) покупали журнал, чтобы узнать продолжение.
Ctixia, 7 марта 2022 г.
Предупреждение нашим современникам о последствиях атомной войны и непризнания оппозиции.
Некая планета пережила апокалипсис и погрузилась в постъядерное существование. Наверху всё отравлено и не пригодно для жизни, поэтому остатки людей ушли выживать в канализацию и другие подземные коммуникации. И столько поколений уже там прожили, что потомки и не помнят, что есть на поверхности, остались лишь легенды и предания о Городе Наверху, яростно порицаемые власть имущими и расцениваемые как вредные подрывные настроения. Так называемые Чтения, где люди делятся знаниями о верхнем мире и надеждами на будущее, равняются собраниям бунтовщиков, и они должны умереть. (А земля тем временем настолько очистилась...)
Среди этого всего существует трубарь Крони, занимающий чуть ли не самую низкую ступень иерархии данного общества, ведь его работа — лазать по туннелям в грязи и латать коммуникации. А есть высшие слои населения, включая директорат и стражу, живущие на верхних ярусах, где почище. Однажды происходит облава, в ходе которой Крони был уличен в противоправных действиях, связях с бунтовщиками и прочих грехах. Спасаясь от неминуемой смерти он ползет наверх...
Сама книга довольно интересна, написана хорошим простым языком, чего у Булычева не отнять, но первая половина повествования кажется довольно медленной. Действие происходит не сразу, много предыстории, знакомства с миром, путешествие к библиотеке, размышлений самого Крони. Несмотря на минимальное образование, трубарь оказывается довольно сообразительным, и хотя Гюнтер поделился с ним знаниями, но соображалку я таки считаю природным свойством.
Очень мне нравится, что такие люди, как археологи, у Булычева всегда имеют свою индивидуальность, но при этом остаются безусловно добрыми, гуманными, самоотверженными и честными людьми. Их невозможно заподозрить в корысти, злом умысле или беспричинной ненависти. Признаюсь, я не помню своих детских эмоций от булычевской Алисы, а скорее всего это значит, что осталась к ней холодна, но уверена, что я вновь открыла для себя великого русского писателя по имени Игорь Всеволодович Можейко.
NikolaSu, 1 октября 2021 г.
Читал повесть еще в школьном возрасте, в журнале «Вокруг света». И видимо, у меня был неполный комплект журналов — повесть я дочитал не до конца, и все эти 25 лет был уверен, что Крони вылез наверх, сразился с тигром — и конец повести!
На днях решил перечитать, и был несказанно удивлен, что тигр — это далеко не конец истории! Это был сюрприз.
Конечное, в наши дни повесть кажется несколько устаревшей и наивной. По духу она напомнила мне повесть Олеши «Три толстяка».
Но все равно — чувствуется рука мастера.
nik_, 9 марта 2016 г.
Интересно показано, противостояние властей и главных героев. Принять неочевидную истину, большинству людей трудно. Это не значит , что они плохие , но , чтобы не попасть в ситуацию, с изгнанием главного героя, ему нужно было, больше играть в местные политические игры, и забить на обычных граждан, в нужный момент, свалить одному, c кучей припасов. Но, тогда , он был бы, белкой из Ледникового Периода , а не Героем , коммунистического романа. Роман показывает, насколько эволюционировали, наши взгляды на жизнь, с течением времени.
god54, 20 марта 2012 г.
Тема произведения хорошо исследована и описана в фантастической литературе. Особенно сегодня, когда мы получили доступ к огромному количеству зарубежной фантастики. Постапокалиптическое общество живущее в замкнутом пространстве: столкновение интересов, борьба одиночки, тирания и подавление любого стремления к исследованию неизвестного. Поэтому начало повести было увлекательно и весьма интригующе. Но вот концовка, когда на сцену вышли земляне, полностью испортила впечатление. И завершение получилось неким жизнеутверждающим и малоубедительным с точки зрения логики и доказательности происходящих событий. Но это, как мне кажется, не вина автора, а следствие той системы в СССР, которая бы не пропустила иной вариант развития событий.
dmsl, 10 марта 2012 г.
Одно из произведений Булычёва, извлечённое мной из кучи школьной макулатуры в виде подшивки журнала «Вокруг света». С фантастикой было туго, Булычёв у нас, подростков, имел культовый статус, и найти нечитанную повесть — это было, как выиграть в лотерею.
В повести обыгрывается одна из любимых тем Булычёва — пещеры и подземелья. Пещеры и подземелья — это всегда таинственно и романтично.
wolobuev, 23 октября 2009 г.
Всё это было, было, было... Очередной постапокалиптический тоталитаризьм (привет «Секс-миссии» Махульского и «Обитаемому острову»), очередные бунтовщики, очередная грызня за власть в правящей верхушке... Единственное, что подано неплохо — описание реалий жизни людей в подземном городе. Но проклятый хэппи-энд в голливудском стиле убивает на корню все и без того жидкие впечатления от этого посредственного произведения
КАА, 26 июля 2009 г.
Как тут верно заметили, по сюжету почти то же самое, что «Последняя война». То да не то, вся начинка другая — по мне, так вкусная. :smile: Герой вызывает симпатию. И написано достойно.