fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Мальчик и тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
3067
Моя оценка:
-

подробнее

Мальчик и тьма

Другие названия: Дверь во тьму; Солнечный котёнок

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 144
Аннотация:

В паутине Мироздания у нашей реальности есть множество «соседних» миров, от которых нас отделяет портал перехода, что-то вроде связующей магической двери. Оживший солнечный зайчик, превратившийся в Солнечного котёнка, уводит главного героя в одну из таких параллельных реальностей, полную удивительных и захватывающих приключений.

В этом мире царит Тьма, вернее — Сумрак, скопище полутеней. Потому что, оказывается, у Тьмы тоже есть своя логика, и своя правда, и — если им следовать — это Свет несёт с собой Зло, а Тьма всего лишь пытается ему противостоять. А там, где есть противостояние, неизбежно появляются соратники и враги, битвы и потери, жертвы и подвиги.

Книга — не только о приключениях и путешествиях, она — о вечных вопросах, на которые человечество пытается ответить уже тысячи лет. О Любви и Ненависти, о Чести и Совести, о Дружбе и Верности

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Дверь во Тьму», 1997 г.

— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 185

Активный словарный запас: крайне низкий (2153 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 1998 // Средняя форма, повести

Похожие произведения:

 

 


Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Дверь во Тьму
1997 г.
Рыцари сорока Островов. Мальчик и тьма
2000 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма
2000 г.
Мальчик и Тьма
2003 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма. Лорд с планеты Земля
2004 г.
Мальчик и тьма
2006 г.
Мальчик и Тьма
2007 г.
Рыцари Сорока Островов
2007 г.
Мальчик и Тьма
2009 г.
Рыцари Сорока Островов. Мальчик и Тьма
2011 г.
Мальчик и тьма
2012 г.
Книга гор
2015 г.
Книга гор: Рыцари сорока островов. Лорд с планеты Земля. Мальчик и тьма
2021 г.
Мальчик и тьма
2021 г.

Аудиокниги:

Мальчик и тьма
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Knabo kaj Mallumo
(эсперанто)
Der Herr der Finsternis
2008 г.
(немецкий)
Der Herr der Finsternis
2010 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Что ж ты, фраер, сдал назад?!» — так и хотелось сказать многоуважаемому Сергею Васильевичу по прочтению данного романа. Автор поднимает несколько достойных идей и тем, но ни одну не доводит до логического завершения.

1. Вроде по-началу интересный мир, в котором нет солнца и царит непроглядный мрак (однако, почему-то растет трава). Тут, казалось бы, можно разгуляться, но автор быстро дает героям волшебные очки (или повязки?) в которых тьма превращается в сумрак, и все интересности заканчиваются. Побочные эффекты, как отсутствие пищи, кислорода, либо вообще не объясняются, либо дается костыль в виде неких «торговцев», которые привозят всё, что нужно. В итоге в такой мир не веришь, больно он сказочный.

2. Идея с навязыванием «свыше» неких принципов и идеалов (свет и тьма, добро и зло), которые по сути мало чем отличаются, и за которые необходимо воевать, убивая таких же как ты, обычных людей (детей) — отлично подана, но ни к чему не приводит.

3. Зато хорошо показано, что такое меньшее зло или зло во благо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Солнечный котенок, такой милый и пушистый, подговаривает главного героя устроить провокацию и поджечь собственный город, обвинив в этом врага
— отличная тема для воспитания современной молодежи, хаха (не смешно, на самом деле).

4. Секс — как часть взросления 14-летнего оболтуса. Зачем вообще это было?

И самая вишенка не дожатости в концовке. Автор вроде весь роман намекает, что «свет» ничем не лучше «тьмы», что нет абсолютного добра или зла. В моем понимании главный герой должен это осознать в финале и принести себя в жертву или хотя бы дать мир «летящим» и «крылатым». Но нет, имеем банальный хэппи-энд, где хорошее добро побеждает плохое зло.

А может таким завуалированным образом автор отказывается от морализаторства, пускай читатель сам думает, прав ли был ГГ. Для кого-то такой финал не будет хэппи-эндом, может тут побеждает зло, претворившееся добром?! Здесь есть над чем подумать.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано здорово. Мастер, че и говорить. Конечно, больше ориентировано на подростковую аудиторию, гормонально-эмоциональное восприятие, так сказать....

Из минусов: с точки зрения 40-летнего много нестыковок в сюжете и поверхностной лабуды прежде всего в мотивации ГГ, которая часто проскальзывает в творчестве у мастера, когда ему, такое ощущение, приедается сюжет, герои или просто подходит срок сдачи работы... Будем считать это неизбежным злом...

Согласен с другими отзывами, что Лукьяненко это «антикрапивин». Вот только это сравнение совершенно не в пользу Лукьяненко. У Крапивина есть некая идеалистичность миров и отношений, можно сказать даже и выхолощенность. Ну дак он и писал нравственные ориентиры для подростков. А не секс в 14 лет с 30-летними. Как было написано у Стругацких — «в этом нет ничего плохого, но что же тут хорошего???» Че, реализьму надо? секс, да? а че давайте тогда и про чикатилу будем писать, как он ел людей или тут «как бэ» излишний реализьм??? Здесь читаем, здесь не читаем....

У Крапивина смерть одного человека это непостижимое горе и при этом ГГ идут на смерть, а у Лукьяненко — абсолютно проходная тема, ну понятно, пр его-то масштабах. Вобщем, если вам не понятно, что именно пытался донести Крапивин до читателя, вы сначала спросите у кого из окружающих, прежде чем свою дурь показывать...

Но Лукьяненко умеет писать интересные сюжеты, хоть и давит на самые низменные чувства читателя. Стервец. Поставлю — 8.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем нравятся такие сюжеты- проникновение в параллельные миры? Непредсказуемостью приключений, которые зависят от фантазии и таланта автора. Здесь автору удался драйв. Захватывающе, хотя в финале ожидалось нахождение конкретного злодея, но видно философия Свет -Тьма преобладала у автора. Недосказанность оставляет поле для размышления читателям.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«это просто сон, я расскажу его как помню...»

Завязка и изначальное настроение напоминает «зыбкую сказку» Далекие горнисты Крапивина. Отличие в том, что у Крапивина всегда «нашенские законы» побеждают «ненашенские реалии».

Т.е. у Крапивина мир очерчен рамками что есть «свои», которые подходят под четкие критерии рост, вес, возраст, родинки и ободранные коленки и чтобы не смел быть «средним классом», т.е. материально обеспеченным. Романтик должен быть оборванным, непризнанным и голодным.

Прямо-таки теория об «избранности» уберменш. И личные «хотелки», чтобы мальчик не умирал, чтобы планеты не расходились и проч. важнее всего общего. общественного. Социум вообще искусственно отстраняется от участия в важных сюжетных поворотах.

У Лукьяненко замкнутость «системы личных оценок « и «законы вымышленной вселенной» разомкнуты, открыты внешнему миру.

Крапивин вообще слабо контактирует с реальностью, а к некоему периоду вообще... того. ушел в (солипсизм) литературные дебри и канул.

а Лукьяненко все-таки имеет психологическое образование и ему положено не отворачиваться от реальности, а с профессиональным цинизмом наблюдать и вытаскивать всякие нехорошие вещи. Иногда он действует с безжалостной хирургией клинициста-криминалиста.

Если оставить двоих детей на острове, может вырасти как романтичная«Голубая лагуна», так и «Мальчик и его пес» Ну или Иньиго и Анхелика де как ее там, из-за которой « в моей смерти прошу винить «.

Вообще, Лукьяненко пинают только потому что он пишет жестокую «фантастику», в духе «антикрапивин» , между тем есть много современных Крапивину советских писателей, у которых нет этакой самозацикленности на своем мирке.

Леонид Нечаев. В повести «Ожидание друга» девочки-старшеклассницы сожгли парню ноги. Толкнули его в костер. У Лии Семеновой «Круг» и другого автора «Отчаянная осень», старшеклассники (8-9 класс) занимаются сексом «назло» и творят другие издевательства. Есть «Последние холода» и «Благими намерениями» Лихачева. «Президент Каменного острова» В.Козлов.

Просто Крапивину удобно создать свою вселенную со своими правилами и делать вид, что магическим образом правила этой вселенной «побеждают» всамделишные реалии.

Планеты не разошлись. А вдруг если планета Иту Дэна не вышла на положенную орбиту нарушилась орбита другого спутника/мира?

Если в Городе, на который напал Даната нарушили Закон Космического Равновесия, что в принципе угадывается, так как возникло «Эхо времени» и линия Звездных мастеров.

Не было Мастеров, не было бы и такой Эры Багровых облаков.

Ушел с поста Яр, а вы представьте, что космонавт с космической станции «Мир» смысля и решил не выполнять намеченные исследования. А я типа против использования космоса в военных целях. Зато американцы не такие пацифисты и вовсю запрягают гражданскую сеть старлинк для целей военной разведки.

То, что один идиот или «малолетний дебил» отказывается играть «по взрослым правилам» не отменяет того, что другие не воспользуются этим и что они откажутся от «нечестной игры» тоже.

То, что начинается как полу-сон, полу-мечта затем развивается в место, где вроде бы даны основные законы, но есть нюанс. Можно делать вид, что ты «играешь по своим правилам», только вселенная по законам авторского произвола не гарантирует тебе ответной адекватности.

Ты думал, что раз написано «Свет», значит это «хорошо, что миссия ясна, и можно «крапивничать от души» меняя созвездия и миры мановением шпаги и силой мысли.

А оказывается, что крапивинцы мыслят однобоко.

С точки зрения ВПК и Сергея Витальевича и др. протагонистов — Галка вышла замуж за другого потому что она не «на одной волне», не разделяет «ребячливых ценностей».А почему ей не дали слова сказать? Что ты, малолетний дебил несешь ответственность за свою семью, за жену, за материальное обеспечение и если у тебя конфликт из-за какой-то стенгазеты или еще какой-то ерунды с начальством (а конфликты у ВПК как правило честно говоря, надуманные), если не можешь найти компромисс, найти подход к тому начальству, этому, написать ответный иск, жалобу, представить доклад, вменяемый обоснованный проект...

но ведь эта бюрократия не совместима с «флагами, барабанами и порывами души и пением под гитару».

А лукьяненовские герои не отворачиваются от реальности, а смотрят, как говорил Брэдбери, не отрываясь, что насмотрелись всякого к 12 годам (Темный карнавал тоже антикрапивинская вещь) и пытаются пробовать разные подходы, разные варианты.

Помирить тех. подкупить, «украсть медяки с глаз мертвеца, если нуждается в деньгах» (Завтрак у Тиффани) и «Линия грез», Кей Дач

То, что взрослая женщина вполне реалистично соблазняет 14 летнего пацаны — это отвратительно, а то, что 10 летняя девочка «по-женски запахивает халатик и оберегает Артура с оружием в руках? А другую 10 летнюю сестренку подложили под старика.

Ну вообще-то часто т а к и е мальчишки с таким взглядом на жизнь, как Данька теряют девственность в 14 -15 лет, даже по статистике. И часто — со врослыми женщинами.

А вот крапивинцы — нет. Они могут в первый раз поцеловаться девственниками лет в 50. 30, или сколько там Глебу было.

Крапивинцы размножаются исключительно умозрительными путями.

Почему у Даньки не было таких друзей? А таких младших друзей? Оруженосцев? А почему Данька отдал весь свой свет своему младшему кохаю?

Почему сказки должны обязательно заканчиваться? И должны ли? Заканчиваться хорощо или есть альтернативные варианты?

«Девочка со спичками» — это рассказ или рассказ о Сказке?

Как бы уже давно тема неприсобленцев разобрана в «Унесенных ветром».Это в бытность СССР была профессия «писатель», сейчас и во всем мире «писателем» просто быть невозможно. Ты получаешь профессию и получаешь возможность «писать» , либо проживаешь отцовские, подружкины, чьи-то еще деньги (наследство)

И, кстати, интересная мысль: во время «героического квеста» герой краем сознания «помнит» о реальной жизни.

Банально, о том, что подумают папа и мама. Сколько прошло времени, объявят ли розыск в «Лиза алерт».

Впрочем, подобно крапивинскому оригиналу, «МиТ» завершается «сказочным хорошим финалом», а могло бы как в мейнстримовых кинофильмах, вроде как это флэшбэк умирающего \вышедшего из комы англичанина из «Жизни на Марсе».

Было бы интересно узнать, кто такой Данат. Или если бы Дэна-Валерку отбросило назад во времена Осады и он остался бы там

Впрочем, авторы всегда играют более-менее по правилам. И раз уж заявлено «счастье всем главным персонажам» и «сказочная повесть», то никаких девушек со спичками в конце.

А вообще, я бы почитала про уместность и привыкание «бессменного императора» Кея Дача к жизни в «элите». О противоречиях между среднестатистическим и элитным воспитанием условно говоря местного принца Уильяма-Артура и выскочки-Дача, даже не относящегося к «среднему классу», который работает «на себя».

АПД. хотела еще упомянуть мальчика-«Отступника» примерно крапивинского возраста. Это который у Джека Лондона цинично выдал родителям: вы меня использовали. Теперь эксплуатируйте моего младшего братца, вашего любимца.

Грамматиков, когда снимал совместный фильм «Мио, мой Мио» упоминал, что советские дети не могли так сыграть голод. А вот английские дети вполне понимают не детские вещи. Вспомним отсутствие перспектив у героя «Ярости» Кинга. ,Одни поедут учиться в Вассар, а другой если не получит спортивную стипендию будет всю жизнь продавать теннисные туфли в магазине своего отца

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один роман из детской серии автора. По своему качеству приблизительно равноценен «Рыцарям сорока островов». Но, строго говоря, детям до 16-ти читать его не стоит. Почему?

Во-первых, Лукьяненко — это вам не Крапивин. Слог у этого автора несколько иной, более взрослый и ... жестокий, что ли. Современные дети, конечно, сильно отличаются от нас в их возрасте, но понятия о долге, чести и морали им нужно давать правильные. У Лукьяненко же часто наблюдаются «захлесты» и «закосы» не в ту сторону.

Во-вторых, в тексте романа много совсем не детских понятий. Истинные дети ничего этого не поймут. Например, деление мира на Свет и Тьму. Свет (с т.зр. Лукьяненко) — это не всегда Добро, так же, как и Тьма — не всегда Зло. Если детям этого не объяснить, могут развиться истинные уроды. Особенно, если неправильно поймут смысл одной из глав под названием «Я учусь убивать».

В-третьих, дети не увидят разницы между Крылатыми и Летящими. А это одна из главных посылок романа. Для них плохой дядька никогда не был хорошим и никогда им не станет — дети не умеют прощать. Прощение — это прерогатива (если хотите — дар) взрослых. Молодость жестока, нелогична и неисправима. Не стоит провоцировать ее такими вот произведениями. А не то они станут играть в свои войны по-настоящему.

Итог: в целом произведение с достаточно зрелой моралью, рекомендуется юношам, обдумывающим свое житье. Из-за оправданной автором философии жестокости занижаю балл (9-1=8).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Мальчике и тьме» как нигде ни до, ни после пробивается полученная Сергеем Лукьяненко профессиональная специализация.

Книга о манипуляции людьми. Подростками — с помощью нужных вовремя сказанных слов, взрослыми — с помощью материальных благ. Но высший пилотаж в этом деле — умение добиваться от взрослых, немало поживших людей, нужного поведения путём нажатия на кнопки желаний и надежд, изначально пустыми посулами. Страшно, когда речь идёт не об отдельных личностях, а о целых народах.

Не становитесь чужими инструментами, и да поможет вам Разум!

P.S. Вижу многих задела якобы лишняя сцена секса. Так ведь секс — это тоже способ манипуляции людьми, древний как само человечество.

P.P.S. Ну а с теми, кто пишет о сказке и детском фэнтези, мы, видимо, читали разные книги.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд довольно своеобразное произведение. Усреднённая такая форма, ни туда ни сюда: для рассказа слишком объёмный, для романа Мир не достаточно детализирован. То же самое касается и контингента читателей. Солнечный котёнок, как один из главных персонажей, больше понравится детям до 12 лет. А подростки от 12 лет будут ассоциировать себя с Данькой, главным героем. Некоторые поступки героев скорее больше будут понятны циничным взрослым или тинейджерам. В общей канве герой выглядит неоднозначно, он где-то между попаданцем и авантюристом. Его желание вернуться домой не выглядит доминирующим в этой истории. А вот борьба со страхами занимает некоторую долю в попытке автора задействовать мощный триггер в развитии героя. Целеполагающим подходом автора всё-таки является настоящая детская дружба. Здесь есть и элементы покровительства, например старшего к младшему, и желание не подвести как у младших к своим старшим.

Но в целом, книга оставляет ощущение темноты. Всё-таки антураж состоящий в основном из мрака и тьмы действует таким образом, что оставляет в памяти в основном темноту.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже несмотря на то, что в конце они смогли зажечь Солнце.

Есть конечно же потрясающее описание полёта. Это можно сказать один из главных плюсов книги. Где вы ещё найдёте такие органичные описания полётов с помощью не метлы, а именно крыльев?!

Итог такой. Если бы я не знала, что автором написано после «Мальчика и тьмы», то я бы скорее сетовала на скудность Мира, неорганичного героя. Но тот факт, что Лукьяненко автор «Дозоров», с его неповторимым Миром про Свет, Тьму и Сумрак, которые, очеведно, он только начинал прорабатывать в «МиТ» , «Трикса» которого он не создал бы не будь до этого Даньки, является для меня поводом проявить сдержанность в критике и оценке этого произведения.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

А все так мило начиналось ))

14-летний мальчик встречает солнечного котенка, который переносит его в другой мир. Вроде бы все очень мило, наивно и по-детски, но мир оказывается далеко не дружелюбен, солнца там нет совсем, идет постоянная борьба между местными жителями и крылатыми порождениями тьмы. И разумеется, наш герой не остается в стороне. И, понятное дело, принимает сторону Света. Но так ли абсолютны Свет и Тьма?

На мой взгляд, книга хоть и про детей, но совсем не детская. Что есть Добро и что есть Зло? Чем они отличаются, если Добро может ради того, чтобы избавиться от Зла, поджечь напалмом (вернее, его местным аналогом) целый город вместе с жителями? Что это за мир, где дети вынуждены убивать, защищая своих сограждан? С этими вопросами трудно разобраться даже взрослому, который уже знает, что в мире нет только черного и белого.

Книга непростая, иногда жестокая. Все же вешать ответственность за судьбу целого мира на подростка — перебор. Не особо понравился главный герой, слишком резкий с другими людьми и слишком правильный в суждениях. Еще показалась лишней сцена со взрослой женщиной (ну вы поняли, о чем я ). Я не ханжа, сцена написана довольно скромно, просто она лишняя. Так и не поняла, зачем она была нужна.

А в остальном книга неплоха. После прочтения точно будет о чем подумать ))

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Черная жемчужина творчества Лукьяненко» — интересно кто это сказал, но сейчас не об этом.

Мнения об этой книги разняться — от восторга и восхищения до отчаяния и отвращения. Я отношусь к людям второго мнения, или если провести аналогию с книгой — я отношусь к стороне тьмы по отношению к данной книге, если такая аналогия уместна. Добавить больше и нечего, мнений предостаточно, со многими согласен.

Краткий вывод: не доверяйте, тому, кто кажется добрым, светлым и пушистым, особенно если он использует такое слово, как «настоящий».

Достоинством данной книги считаю хорошо прорисованный мир и герои, все это хорошо отображалось в голове при прочтении.

P.S. Детям данную книгу никогда не посоветую и не дам читать.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, это «перелицованный Крапивин» — что называется, к бабке не ходи. Сие вовсе не означает, что Крапивин это однозначно хорошо, а Лукьяненко — однозначно плохо. Просто магия «Голубятни на желтой поляне» — это так грандиозно и так давно, что — при желании «стать вровень на вполне законных основаниях» — надо не просто прыгнуть выше головы, но ещё и сделать в прыжке сальто-мортале, а после приземления изобразить что-нибудь экзотическое из арсенала ушу. Это практически невозможно.

И тем не менее.

Вполне достойно. ФантДопущения — на уровне, без каких-либо натяжек, хотя и не супер-пупер. Но это — может быть — потому, что я лично любому фэнтези предпочитаю твёрдую НФ. С «душещипательностью и слезедавительностью» тоже всё в порядке. Автор не только красочно живописует собственно фантастические элементы повествования, но и демонстрирует волне приличную технику «портрета души», не позволяя читателю забывать, что любые книжки — они не о заклинаниях или звездолетах, а о людях, прежде всего — о Любви и Ненависти, о Добре и Зле, о Чести и Совести.

Что очень понравилось – это «зримое углубление» тематики этого самого противостояния Добра и Зла (по сравнению с крапивинской трактовкой). У последнего Зло – оно как бы «без паспорта», и не совсем даже как бы и Зло, нечто «идущее своим путём». У Лукьяненко его Тьма – казалось бы – некая очевидная «примитивизация проблематики», ну – без всяких там околичностей и недомолвок – ТЬМА. Ан, нет – это только на первый взгляд. Объективности ради признать надо – если и не глубже, чем у Крапивина, но – оригинально вполне.

Кроме того, есть ряд прекрасных находок (невооруженным глазом видно, что автор стремился «стать вровень на вполне законных основаниях»). Так это – опять-таки – не плохо, а хорошо. Все бы так стремились «брать пример с мастеров». У нас бы уже давно, как говаривал Райкин – «…вместо голубей дурных на заборах индюки бы откормленные сидели…».

Короче – добротная книжка. И не «только для подростков», как довольно часто формулируется. Отнюдь. Смею уверить. Читаем, не сомневаемся.

Вот ежели из всех «читательских ожиданий» — экшн, драконы, погони и драки, то — да, тебе, уважаемый потенциальный читатель — не сюда, увы.

Книжка потребует осмысления

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подростковое фэнтези. С некой претензией на философско-моральный уклон.

Мне было скучно.

Не хочу ругать эту книгу — просто, она рассчитана на свою аудиторию. Написан роман достаточно образно и интересно, герои живые, повествование не затянуто, финал неплох.

Но.

Сюжет незатейливый и предсказуемый. Все время звучат банальные и всем известные громкие фразы о Свете и Тьме, Добре и Зле. Ну, торжественно, ну, громко. Но очень уж пафосно и избито.

Ну и явное подражание Крапивину — нежная дружба между подростками, отсутствие в книге противоположного пола. Мне это не нравится ни у Крапивина ни у Лукьяненко. Трогательно и глупо.

Кстати, многие критикует роман за несколько откровенных строк. По-мне, все пристойно, просто, эта сцена совсем не укладывается в общий стиль книги. Она лишняя.

Разок прочитать можно, но ничего глубокого и оригинального в этой книге я не нашёл.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это второй роман Лукьяненко, который читал. И для меня тогда, в конце 90-х, он олицетворял российское фэнтези. С героем-подростком, с «через тернии к...», с утратами, болью, слезами... С человеческим отношением к окружающему, с философией, а не тупой боевке и квесту, литературной РПГ, как сейчас говорят. Я безмерно благодарен Лукьяненко за то, что знакомился с жанром/поджанром именно через его творчество.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, замечательная история, особенно, имхо, для подростков. Вроде бы и классическое попаданство подростка в другой мир, но сколько вкусных деталей: солнечный котенок, рожденный из солнечного зайчика отраженного «настоящим» зеркалом, мир в котором царит тьма, потому что жители мира продали свой солнечный свет, поделенный между «летящими» и «крылатыми» и многое другое. И если сначала мальчик сталкивается вроде как с явным злом — «Тьма» поглотила мир и нужно помочь жителям вернуть свет, и чтобы смочь вернуться домой, и чтоб помочь новому другу и просто потому, что мир без света это неправильно, то постепенно стороны конфликта раскрываются и все становится не так однозначно. И мальчик сталкивается со сложным выбором: чтобы вернуть свет жителям нужно разрушить сложившиеся равновесие, и методы предложенные котенком не характеризуют «Свет» с хорошей стороны, и оказывается что «Свет» это не априори добро и правда, и что «Летящие» это бывшие «Крылатые» не захотевшие расстаться с крыльями и потому ушедшие во тьму....

Лукьяненко мастерски перемешал в истории и дружбу, и выбор, и поиск пути, и истинного врага и при этом не затянул книгу и в тоже же время добавил множество деталей, чтобы оживить мир и его жителей. Не так часто попадаются книги, после которых остается такое послевкусие от вопросов и размышлений. Единственное сожаление от книги, что прочитал ее только сейчас, а не в 14 лет.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшее детское фентези, которое я встречал. Безупречно прописан мир без солнца. Доброе, качественное произведение. Удивительно, что будет интересным и взрослому. 8 из 10.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то мне в последнее время не везёт с выбором книг для чтения. Попытка прочесть историю взросления, написанную «признанным» автором, почему-то оказалась провальной. «Мальчик и Тьма» — пафосная и эгоистичная история о Добре и Зле, именно так с большой буквы или в интерпретации писателя Света и Тьмы.

В первую очередь, мне тяжело правильно оценить конкретную группу читателей и их возраст, для кого именно был написан этот роман. Для подростков? Вряд ли, всё-таки поднимаемые темы больше заинтересуют взрослых родителей, имеющих желание побольше узнать о психологии и поведении подростков. Получится это сделать? К сожалению, нет и ещё раз нет. Вообще, понятия каких-то общечеловеческих ценностей в этой истории стёрты или размыты. Дружбы в обычном понимании здесь нет. Желание изменить старый мир приветствуется, особенно если в новом будет что-то лучше, но методы выглядят довольно грязными. То есть, чтобы тьма исчезла и появился свет, необходимо устроить геноцид и убийство всех инакомыслящих, используя для этого методы террора и провокаций. Разрушив до основания старый мир, не всегда получится построить новый, который будет отличаться в чём-то от предшественника. В принципе, яркий пример перед глазами есть у всех, но только не у автора.

Во-вторых, эта история банально неинтересная и выглядит довольно неубедительно, даже на фоне самых слабых книг подобного толка. То есть, кроме оголтелых авторских напутствий и рассуждений, очень спорных и противоречивых, в этом произведении нет ничего запоминающегося. Сюжетная линия переполнена штампами и по большому счету нет ни малейшей необходимости переживать ни за главного героя, ни за его помощников. По сути, перед нами вариант взросления маленького «терминатора» смешанного с непобедимыми ниндзя из третьесортных китайских боевиков. Он всех победит и даже не вспотеет, а роковая красавица сама затянет его в постель и сделает мужчиной, враги будут раскаиваться и переходить на сторону света пачками.

Вообщем, эта книга не идёт ни в какое сравнение с похожей по проблематике и тематике «Рыцари сорока островов», хотя их многое и объединяет. Откровенно слабая и ненужная вещь, дочитывать которую было совсем не обязательно.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх